Различные формы психопрофилактической работы
статья по психологии ( класс) по теме

Бережная Ирина Ивановна

Статья по психологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razlichnye_formy_psihoprofilakticheskoy_raboty.docx23.44 КБ

Предварительный просмотр:

Различные формы психопрофилактической работы

Первая форма – организация социальной среды. В ее основе лежат представления о детерменированном  влиянии окружающей среды на формирование девиаций. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению к отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. 

В рамках данного направления профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни. Особое значение имеет политика СМИ. Специальный программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы – все это должно иметь качественно новый уровень, чем тот, наблюдается в настоящее время. 

Работа с молодежной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодежь против наркотиков» или одноименной акции с выступлением референтных для молодежи лиц. Чрезвычайно важна работа в местах, где подростки проводят свое свой досуг и общаются.
 

Работа с подростками может быть организованна также на улице, для чего в ряде стран существует подготовка подростков-лидеров, проводящих соответствующую работу. 

В рамках данного подхода также предпринимаются попытки создания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с нежелательным поведением. Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. 

Вторая форма психопрофилактической работы – информирование. Это наиболее привычное направление профилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений. 

Для этого широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье личности. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их деградация. 

Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменения поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. Запугивание также может вызвать когнитивно - эмоциональный диссонанс, мотивирующий к данному виду поведения. В ряде случаев информация дается несвоевременно: слишком поздно или слишком рано. 

Для перспективного развития денного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация информации по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам. 

Третья форма психопрофилактической работы – активное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы. 

  1. Тренинг резистентности (устойчивости) к негативному социальному влиянию. В ходе тренинга изменяются установки на девиантное поведение, формируются навыки распознавания рекламных стратегий, развивается способность говорить «нет» в случае давления сверстников, дается информация о возможном негативном влиянии родителей и других взрослых (например, употребляющих алкоголь) и т. д. 
  2. Тренинг ассертивности или аффективно-ценностного обучения. Основан на представлении, что девиантное поведение непосредственно связано с эмоциональными нарушениями. Для предупреждения данной проблемы подростков обучают распознавать эмоции, выражать их приемлемым образом и продуктивно справляться со стрессом. В ходе групповой психологической работы также формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей. 
  3. Тренинг формирования жизненных навыков. Под жизненными навыками понимаются наиболее важные социальные умения личности. Прежде всего, это умение общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты в межличностных отношениях. Также это способность принимать на себя ответственность, ставить цели, отстаивать свою позицию и интересы. Помимо этого, жизненно важными навыками являются навыки самоконтроля, уверенного поведения, изменения себя и окружающей ситуации. 
    В работе с подростками данная модель представляется одной из наиболее перспективных. 

    Четвертая форма – организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Это форма работы связана с представлением о заместительном эффекте девиантного поведения. Аддикция может играть важную роль в личностной динамике – повышение самооценки или интегративная в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен, что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная). 
    Эта форма может приниматься практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. В семейном воспитании ведущими
     профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности – спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий. 

    Пятая форма – организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния и успешно противостоять неблагоприятным факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физически нагрузки, соблюдение, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль основан на экологии мышления и существенно зависит от уровня развития общества. 

    Шестая форма – активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арттерапия – все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному вешнему воздействию. 

    Седьмая форма – минимизация негативных последствий девиантного поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению. 

    РЕКОМЕНДАЦИИ 
    Проанализировав психологическую литературу по теме исследования и систематизировать некоторые способы борьбы с отрицательными эмоциями неконструктивно-застойного характера, мы разработали ряд рекомендаций самостоятельное использование подосками которых могут помочь в избавлении от таких малоприятных, а для некоторых и смертельно опасных, состояний как уныние, растерянность, депрессии и тому подобное:
     
  • Выговориться! Этот прием возможен, когда есть рядом кто-то обязательно доброжелательный и расположенный выслушать вас, пускай даже молча. В социальной психологии такого человека условно именуют “жилеткой”. Обычно это люди немолодые, душевные, умеющие хранить чужие тайны. Нередки случаи, когда облегчение приносит беседа со случайным попутчиком. Здесь работает фактор анонимности. Одинокие люди, имеющие домашних животных, часто выговаривают все, что накипело, им (с полной гарантией сохранения тайны исповеди!). 
  • Написать письмо! Если подходящего слушателя нет или вы не хотите прибегать к первому приему, напишите все ваши огорчения и переживания в форме письма. Адресат не важен. Причем это письмо не обязательно отправлять, а если вы его сохраните, то спустя некоторое время вам будет очень интересно, а скорее всего и полезно, перечитать его, проанализировать и сделать кое-какие выводы. 
  • Сделать себе подарок! Эту рекомендацию можно выполнить как буквально, так и в переносном смысле - “подарив” себе несколько часов или целый день приятного времяпрепровождения. При этом помните, что такого рода “подарки” нельзя делать слишком часто, иначе радость от них заметно потускнеет. 
  • Помочь другому! Всегда есть человек, нуждающийся в чьей-то помощи, хотя бы в том, чтобы его выслушали. Переключив свою энергию на помощь “ближнему”, вы не только сделаете доброе дело, но и поможете себе выйти из пассивно - упаднического настроения, активизируете себя, ибо творить добро всегда приятно. 
  • Растворить печаль во сне! Если вы сможете заснуть, то это один из наиболее простых и во все века используемых способов расставаться с унынием и плохим настроением. Отдохнувший мозг направит мысли в русло более конструктивных решений и оптимистического отношения к жизни и проблемам, которые неизбежно возникают. Не случайно почти у всех народов есть пословица соответствующая известной русской “Утро вечера мудренее!”. Не забывайте только, перед тем как заснуть, настроить себя на то, чтобы, проснувшись, вы посмотрели на мир без прежних горьких мыслей, от которых опускаются руки и ничего не изменяется в лучшую сторону. 
  • «Нет худа,  без добра»! Эта известная поговорка может служить девизом направленности ваших мыслей и действий. Составьте список всего хорошего, что присутствует в вашем положении, бесстрастно проанализировав то событие, которое повергло вас в уныние и тоску. Составив его, направьте все силы на воплощение в жизнь того, что написано - пускай хорошее постепенно начинает перетягивать плохое! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация мыслительной деятельности учащихся через различные формы работы на уроках математики.

Теоретической основой моего опыта служит дидактическая теория Ю.К Бабанского: «Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса». Оптимизация процесса обучения предполагает создание необходимых усло...

Различные формы работы логопеда с родителями.

Речевые нарушения  поможет исправить логопед, опираясь на помощь и поддержку родителей....

Использование различных форм работы с текстом на уроках обществознания как средство формирования информационной компетенции обучающихся

Формирование информационной компетенции обучающихся через развитие умений работы с текстом. Для реализации этой цели необходимо научить школьников: выделять в тексте главные положения ...

«Преемственность в формировании духовно-нравственного образования и воспитания через различные формы и методы работы на уроках и внеклассной деятельности младших и старших школьников»

Проблема духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения обретает сегодня особую значимость. Построение в России здорового гражданского общества, динамическое развитие страны зависит от усили...

Использование различных форм коррекционной работы с детьми с ОВЗ

В документе представлены упражнения на равитие мелкой моторки, кинезиологические и релаксационные упражнения, используемые в коррекционной работе с детьми с ограниченными воможностями здоровья....

Организация различных форм самостоятельной работы на уроках химии

ull;Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изуч...

Воспитание обучающихся на уроках обществознания средствами различных форм групповой работы.

Боьшая роль в процессе  воспитания будущих граждан России отводится вовлечению обучающихся в деятельность связанную в работе в группе, участем в турнире, в командных играх, тематических классных ...


 

Комментарии

Вихарева Тамара Владимировна

Спасибо, Ирина Ивановна!особенно за советы ;-)