Курс семейного консультирования "Я+Я"
консультация по психологии по теме

Гринько Татьяна Викторовна

Курс предназначен для профилактики конфликтных ситуаций и барьеров в общении в детско-родительских отношениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_semeynogo_konsultirovaniya_yaya.docx31.49 КБ

Предварительный просмотр:

Курс семейного консультирования

«Я + Я»

Всего встреч   18.

Родители, младшие школьники 1 – 4 классов.

Всего   18 часов, в неделю  1 часа.

Пояснительная записка.

         При составлении данного курса в основу была взята авторская разработка Е. Васиной, а также учтены аспекты законодательной базы, которой пользуется педагог – психолог: «Конституция Российской Федерации», «Закон РФ «Об образовании», «Конвенция о правах ребенка», «Устав школы», «Должностная инструкция педагога – психолога».

Курс семейного консультирования с использованием арт-терапии «Я + Я» разработан для консультации детей младшего и подросткового  возраста и их родителей по проблемам детско-родительских отношений (в частности, таким, как нарушение коммуникации, деструктивное общение, отсутствие доверия между детьми и родителями).  Курс служит профилактикой конфликтных ситуаций и барьеров в общении.

Цель курса развитие здоровой творческой личности и раскрытию потенциальных возможностей детей и родителей, ощущение взаимного признания и уважения друг друга, побуждение принятие ответственность за свои слова и действия.

Задачи курса

- предоставить возможность самостоятельного выхода на проблемные зоны;

- создать безопасное пространство для чувств и переживаний;

- создать доверительные отношения между всеми участниками коммуникации;

- поддерживать атмосферу искренности, доброжелательности, поддержки;

- содействовать проявлению индивидуальности и уникальности личности участников;

- побуждать к рефлексии.

 Общая характеристика курса «Я +Я».

Курс «Я+Я» составлен на основе авторской разработки Е. Васиной, М.: Генезис, 2010. – (Серии «Для семейного консультирования»)

Данный курс предназначен для детей и родителей 1-4-х классов. Встречи направлены на знакомство, установление контакта, самопрезентацию родителя и ребёнка, мотивацию к дальнейшей работе вхождение в пространство арт – терапевтической работы.

Курс имеет 4 этапа:

1 этап – настрой

2 этап – разработка темы, выполнение творческих заданий;

3 этап – вербализация, активизация вербальной и невербальной коммуникации, обратная связь, рефлексия;

4 этап – завершение.

Применяемые методы обладают следующими особенностями:

- систематическое включение арт-терапевтических средств в процессе консультирования;

- включение родителей в совместную психологическую работу, формированию позиции сотрудничества у всех участников процесса, а также развитию различных сторон общения (перциптивной, коммуникативной, интерактивной);

- рефлексивны: большинство игр, упражнений, психологических техник предусматривает наличие рефлексивной позиции у участников;

- оптимальны по трудности, что связано с ориентацией на зону ближайшего развития ребёнка;

- событийны: методы курса должны давать возможность со-бытию детей и взрослого, а также событиям, ведущим к личностным изменениям.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Одна из важных особенностей встреч по курсу заключается в том, что позволяет развивать самосознание участников, но и даёт возможность психологу лучше узнать участников, держать их в поле профессионального зрения, отслеживая ход их психического развития, замечая возникающее психологическое неблагополучие, предупреждать появление серьёзных психологических проблем.

Курс «Я+Я», является новой для семейного консультирования в школе, предполагает и кардинально иные по сравнению с традиционными подходы к отбору содержания, организационных форм занятий, к их структурированию.

Данный курс позволяет достичь не только развивающего, но и обучающего эффекта:

- представление о знаках внимания;

- оказание эффективной вербальной и невербальной поддержки (освоение навыков конструктивного общения для использования в повседневном общении).

          Встречи 1 – 3  направлены на знакомство, установление контакта, самопрезентацию родителя и ребёнка, мотивацию. Встреча 4 посвящается введению в тему «Знаки внимания в межличностном общении». Встречи 5, 6, 7 посвящены теме «Комплимент», 8, 9, 10 – теме «Похвала», 11, 12, 13, 14 – теме «Поддержка».

На встрече 15 обобщается и закрепляется материал по теме «Знаки внимания в межличностном общении». На встречах 16 – 18 подводятся итоги работы с арт – альбомами, проводится презентация совместных отношений родителя и ребёнка и завершение работы.

    Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности:

Техническое обеспечение:

  1. Персональный компьютер
  2. Аудиофайлы: музыка для релаксации:
  • «Шум моря», «Шум дождя», «Шум леса», «Пение птиц»
  • Инструментальная музыка.

Список литературы для психолога:

  1. Копытин А.И. Основы арт – терапии. – СПб.: Питер, 2002.
  2. Психология общения: Курс для старших классов средней школы. СПб.: КАРО, 2005.
  3. Новикова Л.М., Самойлова И.В. «Настольная книга школьного психолога». 1-4 классы. – М.: Эксмо, 2008. – 384 с. – (Настольная книга учителя).
  4. Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: М.: ЭКСМО – Пресс, 1999.

  1. 5.Информационные коммуникативные технологии: презентации.

Список литературы для участников:

  1. Арт – альбом «Ты и Я» - взрослый
  2. Арт – альбом «Я и ТЫ» - детский.


  Тематический план

№ встреч

Количество
часов

Тема встреч

Содержание встреч

Дата
проведения занятия

1

1

Будем знакомы!

Особенности самопрезентации ребёнка и родителя

2

1

Ты и я

Дистанция в отношениях родителя и ребёнка. Выбор цвета как показатель эмоционального состояния участников в момент выполнения задания. Особенности восприятия друг друга.

3

1

Я

Особенности образа Я ребёнка и родителя, уровень самооценки и притязаний

4

1

Знаки внимания

Установления и поддержания эффективного контакта в детско–родительских отношениях. Роль знаков внимания в семейных отношениях

5

1

Будем знакомы: комплимент

Взаимоотношения родителя и ребёнка. Принятия себя и друг друга. Комплимент как проявление «языка принятия»

6

1

Искусство комплимента

Содержательная направленность комплиментов. Ребёнок глазами родителя, родитель глазами ребёнка.

7

1

Комплимент – это творчество

Отношение с близкими людьми. Выбор адресата комплимента как показатель эмоциональной значимости этого человека для родителя и/или ребёнка.

8

1

Будем знакомы: похвала

Родительское отношение к ребёнку. Место похвалы в отношениях родителя и ребёнка.

9

1

Искусство похвалы

Содержательная сторона похвалы. Ребёнок глазами родителя. Родитель глазами ребёнка. Особенности самопрезинтации и отношения к себе родителя и ребёнка. Похвала как проявление языка принятия.

10

1

Похвала и чувства

Язык выражение чувств. Дифференцированность эмоций. Выбор цвета как показатель эмоционального состояния в момент выполнения задания.

11

1

Будем знакомы: поддержка

Роль поддержки в отношениях родителя и ребёнка, её направленность (односторонняя или взаимная)

12

1

Поддержать – значит помочь

Поддержка как проявление языка принятия. Потребность в принятии поддержки. Реальная и желаемая поддержка в отношениях родителя и ребёнка.

13

1

Искусства поддержки

Содержательная сторона понятия «неуспешная ситуация». Восприятие ситуации неуспеха с позиции взрослого и ребёнка. Особенности вербальной и невербальной коммуникации  в семьи.

14

1

Поддержка – это творчество

Самоподдержка. Раскрытие личностных ресурсов родителя и ребёнка.

15

1

Знаки внимание – это…

Индивидуальное восприятие темы «Знаки внимания как средство установления и поддержания эффективного контакта в детско-родительских отношениях»

16

1

Мы

Особенности взаимоотношений родителя и ребёнка в совместной деятельности. Иерархия ценностей и мотивационно - потребностная сфера родителя и ребёнка. Развитие творческих способностей.

17

1

Мы - команда

Особенности взаимоотношений родителя и ребёнка в совместной деятельности. Иерархия ценностей и мотивационно - потребностная сфера родителя и ребёнка. Развитие творческих способностей.

18

1

Подводя итоги…

Дистанция в отношениях родителя и ребёнка. Выбор цвета как показатель эмоционального состояния участников в момент выполнения задания. Особенности восприятия друг друга. Динамика отношений родителя и ребёнка (сравнение со Встречей №2).

Итого: 18 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Этика и психология семейной жизни"

Данная рабочая программа по кусу "Этика и психология семейной жизни" составлена для обучающихся с ОВЗ 10 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида  составлена с ...

Рабочие программы по курсу "Этика и психология семейной жизни" для 10-11 классов школы VIII вида

Рабочие программы предназначены для обучающихся школы VIII 10-11 классов...

Элективный курс"Этика и психология семейной жизни"

Курс "Этика и психология семейной жизни" обеспечивет духовно-нравственное образование и воспитание школьников старших классов....

Элективный курс "Семейный бюджет"

Данный элективный курс готовит учащихся к овладению практическими навыками по планированию семейного бюджета....

Презентация на тему "Кризисы семейной жизни" (урок для старшеклассников в рамках курса "Основы психологии семейной жизни")

Понятие "кризиса семейной жизни"Признаки (симптомы) кризисаОсновные кризисы и выходы из них...

Реферат по дисциплине Семейное консультирование на тему: «Супружеские отношения. Особенности характеров супругов и проблемы в браке»

Реферат по дисциплине Семейное консультирование на тему: «Супружеские отношения. Особенности характеров супругов и проблемы в браке»...

Элективный курс «Семейное право»

Семейное право является самостоятельной отраслью российской системы права. Какие отношения регулируются семейным правом? Что такое семья, брак; каковы права и обязанности супругов, правоотношения роди...