Основные характеристики мышления подростков
учебно-методический материал по психологии по теме

Сергазин Даулет Маратович

Курсовая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kursach.doc235.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Омский государственный педагогический университет»

Факультет Математики информатики физики и технологии

Кафедра психологии

Основные характеристики мышления подростков

Курсовая работа

профиль Информатика и Технология

                                                                                                            Выполнил: студент

                                                                                                            22 группы

Сергазин Даулет                                                                                                            

                                                                                                          _______________________

                                                                                                            Научный руководитель:

                                                                                                      Тихолаз Татьяна Михайловна

                                                                                                           

                                                                   

                                                                                          Оценка  ________________

«__» _______________ 20___г.

_______________________

Омск, 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

                                                                                                                               Стр

ВВЕДЕНИЕ………………...…………………………………………………….. 3

ГЛАВА 1. Мышление и подростковый возраст: характеристика понятий…...5

1.1. Мышление как психический процесс……………...……………………......5

1.2. Характеристика подросткового возраста……………………………..…….7

1.3. Развитие мышления в подростковом возрасте………………….……...…..9

1.4. Абстрактно – логическое мышление в подростковом возрасте…………13

ГЛАВА 2. Эмпирические исследования по выявлению уровня развития абстрактно – логического мышления у подростков …………………………..16

2.1. Организация и методы исследования……………………………………...16

2.2. Интерпретация полученных результатов…………………………….……17

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..….21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….23

ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….25

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы обусловлена тем, что в период подросткового возраста происходят существенные изменения в психике ребёнка усвоение новых знаний, новых представлений об окружающем мире. Существенные изменения происходят и в мышления подростка. Мышление – наиболее сложный познавательный процесс познания мира; опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними [7].

В процессе перехода к подростковому возрасту совершенствуется, и способности мышления подростков, они начинают формулировать суждения и производить умозаключения. Суждения подростка развиваются постепенно от простых форм к сложным, по мере овладения знаниями. К подросткам приходит умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение. И особенно интенсивно развивается  способность к рассуждению и доказательству.  Абстрактное мышление начинает развиваться с изучением широкого круга общеобразовательных предметов именно в подростковом возрасте, поэтому данная тема представляет особый интерес для нашего исследования.

Мышление совершается по законам, общим для всех людей. Вместе с тем в мышлении проявляются возрастные и индивидуальные особенности человека. В разные возрастные периоды ведущее значение для общего психического развития человека приобретает какой-либо один из психических процессов. В подростковом возрасте особое значение имеет развитие мышления, являясь ведущей психической функцией, что и предает особую актуальность теме.

Цель данной работы – дать характеристику мышлению в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1)        Диагностировать уровень развития абстрактно – логического мышления у подростков.

2)        Провести сравнительный анализ абстрактно – логического мышления у мальчиков и девочек.

          Объектом исследования являются лица подросткового возраста.

Предметом исследования выступает процесс мышления в подростковом возрасте.

Методы исследования: изучение психологической, педагогической и методической литературы, метод тестирования и статистической обработки полученных данных.

ГЛАВА 1. Мышление и подростковый возраст: характеристика понятий

1.1. Мышление как психический процесс

Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними [7].

Мышление  это неразрывно связанный с речью социально обусловленный целенаправленный психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно-нового, т.е. опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза, возникающий на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходящий за его пределы.

Первая особенность мышления - его опосредованный характер. То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства через другие, неизвестное - через известное. Мышление всегда опирается на данные чувственного опыта - ощущения, восприятия, представления - и на ранее приобретённые теоретические знания. Косвенное познание и есть познание опосредованное.

Вторая особенность мышления - его обобщённость. Обобщение как познание общего и существенного в объектах действительности возможно потому, что все свойства этих объектов связаны друг с другом. Общее существует и проявляется лишь в отдельном, в конкретном.  Обобщения люди выражают посредством речи, языка. Словесное обозначение относится не только к отдельному объекту, но также и к целой группе сходных объектов. Обобщённость также присуща и образам (представлениям и даже восприятиям). Но там она всегда ограничена наглядностью. Слово же позволяет обобщать безгранично [9].

Мышление - функция мозга, результат его аналитико-синтетической деятельности. Оно обеспечивается работой обеих сигнальных систем приведущей роли второй сигнальной системы. При решении мыслительных задач в коре мозга происходит процесс преобразования систем временных нервных связей. Нахождение новой мысли физиологически означает замыкание нервных связей в новом сочетании.

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция - это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи. Мыслительные операции разнообразны. Это - анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке [17].

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. Синтез - обратный анализу процесс мысли, это - объединение частей, свойств, действий, отношений в одно целое.

Синтез и анализ - две взаимосвязанные логические операции. Синтез, как и анализ, может быть как практическим, так и умственным. Анализ и синтез сформировались в практической деятельности человека. В трудовой деятельности люди постоянно взаимодействуют с предметами и явлениями. Практическое освоение их и привело к формированию мыслительных операций анализа и синтеза.

Сравнение - это установление сходства и различия предметов и явлений. Сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать объекты, необходимо выделить один или несколько признаков их, по которым будет произведено сравнение. Сравнение может быть односторонним, или неполным, и многосторонним, или более полным. Сравнение, как анализ и синтез, может быть разных уровней - поверхностное и более глубокое. В этом случае мысль человека идёт от внешних признаков сходства и различия к внутренним, от видимого к скрытому, от явления к сущности.

Абстрагирование - это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного с целью лучшего познания его. Человек мысленно выделяет какой-нибудь признак предмета и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них. Изолированное изучение отдельных признаков объекта при одновременном отвлечении от всех остальных помогает человеку глубже понять сущность вещей и явлений. Благодаря абстракции человек смог оторваться от единичного, конкретного и подняться на самую высокую ступень познания - научного теоретического мышления.

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию и неразрывно связанный с ним. Конкретизация есть возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрытия содержания. Мыслительная деятельность всегда направлена на получение какого-либо результата. Человек анализирует предметы, сравнивает их, абстрагирует отдельные свойства с тем, чтобы выявить общее в них, чтобы раскрыть закономерности, управляющие их развитием, чтобы овладеть ими.

Обобщение - это отбрасывание единичных признаков, при сохранении общих, с раскрытием их существенных связей [14].

1.2. Характеристика подросткового возраста

Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности. Иными словами, подростковый возраст занимает промежуточное положение между детством и взрослостью. Происходят изменения на физиологическом уровне, по-иному строятся отношения с взрослыми и сверстниками [8].

Социальная ситуация развития человека в этом возрасте представляет собой эмансипацию от взрослых и группирование, т.е. стремление к общению со сверстниками и стремление к самостоятельности и независимости от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей. Подросток включается в новую систему отношений и общения со сверстниками и взрослыми, при этом непосредственное влияние на подростка оказывает группа сверстников. Считается, что в подростковом возрасте происходит дистанцирование и отчуждение от взрослых. Однако отношение подростка к взрослому двойственное: подросток, с одной стороны, настаивает на признании принципиального равенства прав со взрослыми, с другой стороны, по-прежнему нуждается в помощи, защите, поддержке, оценке. Взрослый значим для подростка, но сохранение в практике "детских" форм контроля, требований послушания, выраженной опеки вызывает у подростка протест [15].

Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является интимно-личностное общение. Именно в процессе общения со сверстниками происходит становление нового уровня самосознания ребенка, формируются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права. Кроме того, общение является для подростков очень важным информационным каналом. В общении со сверстниками происходит проигрывание самых разных сторон человеческих отношений, построение взаимоотношений, основанных на "кодексе товарищества", важнейшими нормами которого являются уважение достоинства, равенство, верность, помощь товарищу, честность. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести, высоко ценятся верность, честность и караются предательство, измена, нарушение данного слова, эгоизм и т.п. [4].

Центральным новообразованием этого возраста является чувство взрослости. Чувство взрослости— отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком. Проявляется в желании, чтобы все — и взрослые и сверстники — относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, иногда учебы. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения [10].

1.3. Развитие мышления в подростковом возрасте

В подростковом возрасте происходят существенные изменения в мыслительной деятельности ребенка, что составляет его специфику и особенности.

Подросток, погружаясь в социальную среду, непрестанно трансформирует свои высшие психические функции и присваиваемую систему знаков. Это обстоятельство изменяет мышление. Именно по этому поводу Ж. Пиаже писал, что «социальная жизнь трансформирует интеллект через воздействие трех посредников: языка (знаки), содержания взаимодействия субъекта с объектами (интеллектуальные ценности) и правил, предписанных мышлению (коллективные логические или диалогические нормы). В этом случае присваиваемые социальные отношения вырабатывают новые возможности мышления [12].

В подростковом возрасте происходит интенсивное развитие мышления. Подростковый возраст является сензитивным для формирования абстрактно - логического мышления - высшей формы мышления человека, оперирующей понятиями. Это и является главной характеристикой подросткового мышления. Мыслительные операции в подростковом возрасте  становятся формально-логическими операциями. Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане [13].

Подросток может совершить гигантский по своему качеству скачок - он начинает ориентироваться на потенциально возможное, а не на обязательно очевидное. Благодаря своей новой ориентации он получает возможность вообразить все, что может случиться, - и очевидные, и недоступные восприятию события. Тем самым повышается вероятность того, что он разберется в действительно происходящем. Стремление открыть реальное в возможном предполагает, что подросток смотрит на возможное как на совокупность гипотез, требующих проверки и доказательств. Подросток уже может, как это делает взрослый, подвергать переменные комбинаторному анализу, методу, гарантирующему составление исчерпывающего перечня всех возможностей. Мы можем набросать примерную схему того, как размышляет подросток. Он начинает с организации различных элементов «сырых» данных методами конкретных операций... Затем этим организованным элементам придается форма утверждений или предложений, и они могут комбинироваться разными способами между собой... Далее комбинации трактуются как гипотезы, подлежащие подтверждению или опровержению в последующем исследовании. Такие гипотетические вопросы составляют область возможного при решении таких задач; и подросток считает своей задачей определение реального положения вещей путем их последовательной эмпирической проверки» [18].

Подросток становится способным не только представлять различные возможные пути преобразования данных для эмпирического их испытания, но может и логически истолковывать результаты эмпирических проб. Помимо того что подросток способен «парить» над действительностью посредством планирования и контроля своих свободных фантастических построений, он научается прекрасно рефлексировать на свои умственные действия и операции и получать от этого интеллектуальные эмоции.

Важной характеристикой подросткового мышления является: формирование в подростковом возрасте теоретического мышления. Теоретическое мышление направлено на познание наиболее общих законов и правил. Оно оперирует наиболее общими категориями и понятиями. Это способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в окружающем мире - в системе исторически обусловленной реальности человеческого существования [2].

Подросток психологически погружен в реальности предметного мира, образно - знаковых систем, природы и социального пространства. Изучаемый в школе и специальных заведениях материал становится для подростка условием для построения и проверки своих гипотез.  На основе общих посылок он строит гипотезы и проверяет их, т.е. рассуждает гипотетико-дедуктивно. Подросток не только дает правильное решение, но и логически обосновывает его. Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Кроме того, он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Им находятся способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. То, насколько быстро подросток способен выйти на уровень теоретического мышления, определяет глубину постижения им учебного материала и развитие его интеллектуального потенциала. Во всяком случае, в подростничество престижно быть преуспевающим в интеллектуальной деятельности [6].

Следующей характеристикой подросткового мышления является: то, что теоретическое мышление подростка носит рефлексивный характер: дети анализируют операции, которые они производят, способы решения задач. Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста интерес к абстрактным философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир [13].

Другой характеристикой подросткового мышления выступает: формальное мышление, вырабатывается с начала подросткового возраста.  Формальное мышление - это размышление о мыслях; пропозициональная логика является операциональной системой второго порядка, направленной на предложения, истинность которых, в свою очередь, зависит от операций с классами, отношениями и числами. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни лишь общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами, подросток может действовать в логике рассуждения. Конструкция теорий подростка всегда обнаруживает, что он овладел способностью к рассуждающему мышлению и в то же время, что его мышление позволяет ему вырваться из области настоящего и вторгнуться в область абстрактного и возможного. Конечно, это вовсе не означает, что формальные структуры сначала образовались сами по себе, а уже затем стали применяться как средство приспособления там, где они доказали свою социальную и индивидуальную пользу. Оба процесса - развитие структуры и повседневное ее применение - относятся к одной и той же реальной действительности, и именно благодаря тому, что формальное мышление играет такую существенно важную роль с функциональной точки зрения, оно и достигло столь общей и логической структуры [16].

1.4. Абстрактно - логическое мышление в подростковом возрасте

В подростковом возрасте происходят существенные сдвиги в развитии мыслительной деятельности. Главной особенность является  развитие абстрактно - логического мышления, усложнение анализа и синтеза определенных явлений.

Особенностью мыслительной деятельности подростка является  изменение  соотношения между конкретно - образным и абстрактным мышлением в пользу абстрактного мышления. С переходом к подростковому возрасту существенно изменяется, обогащаются как отвлеченно-обобщающие, таки образные компоненты мыслительной деятельности (в частности развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, открытию содержания понятия в конкретных образах и представлениях). Развития мышления происходит в плане постепенного перехода от преобладания наглядно - образного мышления (у младших школьников) к преобладанию отвлеченного мышления в понятиях – абстрактно – логического (у подростков). Подросток в состоянии достаточно легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесном плане. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их [5].

У подростка проявляется способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач. Причем, сталкиваясь с необходимостью решить задачу, которая для него является новой, в большинстве случаев подросток стремится использовать разнообразные подходы к ее решению, стараясь найти наиболее эффективный из них. Данные способности возникают не сами по себе, а формируются и развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами. Одна из наиболее существенных особенностей подросткового возраста заключается в том, что в процессе обучения ребенок осваивает на логическом уровне все мыслительные операции. Поэтому неслучайно, характеризуя данную стадию развития мышления у подростков, Ж. Пиаже определяет ее как стадию формальных операций. Причем главной особенностью развития мышления в данном возрасте является то, что постепенно отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру [8].

         Постепенно, под влиянием школьного обучения развивается аналитико-синтетическая деятельность, подростки начинают интересоваться не только конкретными фактами, но и их анализом укрепляется тенденция к причинному объяснению, подростки стремятся выделить главное, существенное в материале, овладеть умением обосновывать, доказывать определенное положение, делать широкие обобщения, у них начинают   формироваться отвлеченные понятия.

Мышление подростка еще в значительной мере конкретно.  Роль  наглядного материала в процессе усвоения продолжает оставаться весьма важной, наиболее быстрое и правильное усвоение понятий происходит тогда, когда оно опирается на правильно методически подобранные наглядные образы. Для подростка характерно очень  заметное,  даже  бурное  развитие самостоятельности,  критичности  мышления.  Это  совершенно   новая   сфера развития  мыслительной  деятельности  подростка  в  отличие   от   младшего школьника. Подростку свойственен «критический нигилизм», что он начисто отвергает всё, что чужая мысль не может быть  для  него  авторитетной.  Но  у  подростка  появляется тенденция не слепо принимать  её,  а  убеждаться  в  её  справедливости,  в точности с аргументации  [1].

Особенностью развития мышления подростков является их способности анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Благодаря этому, у детей подросткового возраста отмечается возникновение интересов к разнообразным абстрактным философским проблемам, в том числе к религиозным, политическим, этическим и др. Подростки начинают рассуждать об идеалах, о будущем, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир, то есть у них происходит становление мировоззрения, что самым непосредственным образом, конечно, связано с интеллектуальным развитием.

В процессе развития абстрактно- логического мышления у подростков проявляются следующие способности:

—способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач;

—способность анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях [12].

За счет появления новых и совершенствования старых когнитивных умений диапазон мышления подростков становится значительно шире, а содержание мышления — богаче и сложнее. Поскольку подростки теперь могут рассматривать противоречащие фактам ситуации, для них часто новым увлечением становится чтение научной фантастики и просмотр фантастических фильмов. Абстрактное мышление оказывает влияние не только на эти занятия и на изучение естественных наук и математики, но и на то, как подростки анализируют социальный мир. По мере совершенствования и расширения когнитивных способностей подростков содержание их мышления становится более широким, но умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно [5].

ГЛАВА 2. Эмпирические исследования по выявлению уровня развития абстрактно – логического мышления у подростков

2.1. Организация и методы исследования

Главной характеристикой подросткового мышления является  развитие абстрактно – логического мышления, усложнение анализа и синтеза определенных явлений.

Задачи исследования: 

1) Диагностировать уровень развития абстрактно – логического мышления у подростков.

2) Провести сравнительный анализ абстрактно – логического мышления у мальчиков и девочек.

Выборка: участниками исследования являются учащиеся 8 класса Муниципального Образовательного Учреждения «Таврическая гимназия». 30 подростков (15 мальчиков, 15 девочек) в возрасте от 13 до 15 лет.

Для решения поставленных задач были выбраны следующие методики:

1. Методика «Сложные аналогии». Автор данной методики Э. А. Коробкова [3].

Диагностическая цель: Методика используется для выяснения того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей.

Процедура тестирования: В «Шифре», расположены 6 пар слов,  каждой из которой присущи определенные отношения, например, «Овца – стадо» – часть и целое, «Малина – ягода» – определение, «Море – океан» – различаются в количественном отношении и т.д. В бланке «пары слов» расположены слова, принцип связи которых испытуемые должны сопоставить с одним из шифра. Например «Глава  – роман» аналогично «Овца – стадо».

Инструкция:  На бланке перед вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице "шифр".

Вы должны, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы "шифр". И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице "шифр" аналогу. Время выполнения задания - 3 минуты.

2. Тест «Логичность умозаключений».  Автор данной методики А. B. Бaтapшeв [3].

Диагностическая цель: Исследование логического аспекта мышления.

Процедура тестирования: Испытуемым предъявляются задания. В каждом задании два связанных между собой суждения и вывод-умозаключение. Некоторые умозаключения правильные, а другие заведомо неправильные. Требуется определить, какие выводы правильные, а какие ошибочные. Время обдумывания каждого задания — десять секунд.

Стимульный материал к методикам (Приложение 1).

2.2. Интерпретация полученных результатов

На первом этапе исследования испытуемым была предложена методика «Сложные аналогии». Полученные результаты сведены в таб. 1 (Приложение 2), а для наглядности представлены на рис. 1.

Рисунок 1.Уровень развития абстрактно – логического мышления.

Исходя из полученных результатов, представленных на рисунке, можно сделать вывод:

10% исследуемых имеют очень высокий уровень развития абстрактно –  логического мышления, исследуемые безошибочно улавливают логику понятий в своих и чужих рассуждениях.

У 37% исследуемых высокий уровень развития абстрактно – логического мышления, они способны логически четко выражать свои мысли в понятиях.

У 43% исследуемых средний уровень развития абстрактно – логического мышления. Это средняя норма, допускаются ошибки, неточности в рассуждениях.

10% исследуемых имеют низкий уровень абстрактно – логического мышления, они часто неточно выражают свои мысли и неверно понимают сложные рассуждения.

На втором этапе нашего исследования испытуемым был предложен  тест «Логичность умозаключений». Результаты представлены в таб. 2 (Приложение 2) и продемонстрированы на рис. 2.

Рисунок 2. Уровень развития логичности мышления.

Исходя из полученных результатов, представленных на рисунке, можно сделать вывод:

23% исследуемых имеют высокий уровень развития логичности в рассуждениях,  они быстро улавливают ошибки в чужих умозаключениях.

63% исследуемых имеют средний уровень логичности, что является средней нормой,  могут допускаться нелогичности в рассуждениях.

14% исследуемых имеют низкий уровень логичности, им присущи частые логические ошибки.

Таким образом, проанализировав результаты двух методик, можно сделать вывод, что большинству подростков присущ средний уровень развития абстрактно – логического мышления и средний уровень логичности.

На третьем этапе нашего исследования был осуществлен сравнительный анализ абстрактно – логического мышления у девочек и мальчиков, с помощью результатов методики «Сложные аналогии». Полученные результаты сравнительного анализа сведены в таб. 3 (Приложение 2), а для наглядности представлены на рис. 3.

 Рисунок 3.

 Исходя из полученных результатов, представленных на рисунке, можно сделать вывод:

У  девочек уровень развития абстрактно – логического мышления выше, чем у мальчиков, поскольку девочки доминируют в высоком и среднем уровнях развития абстрактно – логического мышления. Также мальчики оказались выше в низком уровне развития мышления. Доминирование девочек можно объяснить с точки зрения физиологии. Мозг девочек по сравнению с мозгом мальчиков, развивается немного иначе. У девочек медленнее созревает правое полушарие, а у мальчиков - левое. Поэтому девочки до 10- ти лет  лучше запоминают цифры, превосходят мальчиков в речевых способностях и лучше решают логические задачки. Таким образом, группа испытуемых девочек имеет показатели выше, чем группа испытуемых мальчиков.

ВЫВОДЫ

1. В первой главе курсовой работы были рассмотрены общие знания о мышлении. Это определение мышления, мыслительные операции и основные виды мышления.

2. Также была рассмотрена специфика подросткового возраста: Подростковый возраст - период жизни человека от детства до юности в традиционной классификации (от 11-12 до 14-15 лет). В этот самый короткий период подросток проходит великий путь в своем развитии: через внутренние конфликты с самим собой и с другими, через внешние срывы и восхождения он может обрести чувство личности [8].

3. Были охарактеризованы компоненты подросткового возраста: социальная ситуация развития, ведущая деятельность и новообразования. Далее было охарактеризовано подростковое мышление, что представляет собой мышление именно в подростничестве и основные его характеристики. И освещено абстрактно- логическое мышление подростков.

4. Во второй главе были проведены эмпирические исследования  по выявление уровня развития абстрактно  логического мышления у подростков. Были использованы 2 методики: «Сложные аналогии»; «Логичность умозаключений». С помощью них был диагностирован уровень развития абстрактно- логического мышления  и проведен сравнительный анализ абстрактно- логического мышления у мальчиков и девочек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Именно в подростковом возрасте мышление становится доминирующим процессом, активно развивается. В процессе перехода к подростковому возрасту начинают совершенствоваться мыслительные способности подростков, они начинают формулировать суждения и производить умозаключения.

Мышление подростков строится таким образом, что абстрактно-логическое мышление получает преимущественное развитие. К подросткам приходит умение рассуждать, обосновывать и доказывать то или иное положение. И особенно интенсивно развивается  способность к рассуждению и доказательству.  Абстрактно- логическое мышление начинает развиваться с изучением широкого круга общеобразовательных предметов. Именно поэтому нам представилось особенно важным дать характеристику мышлению в подростковом возрасте. При достижении поставленной цели нами были достигнуты следующие задачи:

1)        Диагностировать уровень развития абстрактно – логического мышления у подростков.

2)        Провести сравнительный анализ абстрактно – логического мышления у мальчиков и девочек.

При исследовании мышления мы использовали 2 методики (методика «Сложные аналогии», методика «Логичность умозаключений»)

 Таким образом, было выявлено, что у основной массы подростков уровень развития абстрактно- логического мышления можно охарактеризовать как средний. Сравнительный анализ абстрактно- логического мышления у мальчиков и девочек показал, что группа испытуемых девочек имеет показатели выше, чем группа испытуемых мальчиков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Возрастная и педагогическая психология. Под ред. В. Давыдова [Текст] /В. Давыдова. – М.: Профиздат, 2009г. –  154 с.                                                                         2. Дубровина И. В. Психология : учеб. для отдел. и фак. сред. пед. учеб. заведений [Текст] / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. – 3-е изд. стер. – М.: AcademiA, 2004г. – 461 с.                                                                                                                                                                       3. Истратова О. П. Психодиагностика: коллекция лучших тестов [Текст] /  О.Н. Истратова – Изд. 7-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 375 с.                                                                                         4. Кулагина И. Ю. Колюцкий В. Н. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет [Текст] / И. Ю. Кулагина. В. Н. Колюцкий – М.: Профиздат, 2008г. –  106 – 109 с.                                                                                                                                                                 5. Крайг. А. В.  Психология развития [Текст] / А. В. Крайг – М.: Профиздат, 2009. –  180 с.                                                                                                          6. Крутетский В. А. Лукин Н. С. Психология подростка [Текст] / В. А. Крутетский, Н. С. Лукин – М.: Профиздат, 2010г. –  120 с.                                         7. Маклаков А. Г. Общая психология. [Текст] / А. Г. Маклаков   – СПб.: Питер, 2012 г. –  309; 316 – 320с.                                                                                 8. Мухина В. С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. [Текст] / В. С. Мухина  – М., 2009г. – 410; 413 – 414 с.                                   9. Немов Р. С. " Психология"  Психология образования изд. [Текст] / Р. С. Немов  – М: Просвещение: Владос. 2011г. – 121 с.                                                     10. Обухова  Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. — М., 2006г. — 342 с.                                                                                                                                            11. Психология современного подростка: сборник (Психологический практикум). [Текст]. / Ред. Л. А. Регуш.  СПб.: Речь, 2010г.  386 с.                                                                            12. Райс. Ф. Долджин К. Психология подросткового и юношеского возраста. [Текст] / Ф.  Райс. К. Долджин – СПб.: Питер, 2012г. –  54 – 59; 205 с.                                                                 13. Реан А. А. Психология человека от рождения до смерти. [Текст] / А. А. Реан СПб.: Питер, 2012г. –  319 с.                                                                                                         14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. [Текст] / С. Л. Рубинштейн – Т.1. – Питер, 2010г. – 390 с.                                                                           15. Руденко А. В. Педагогическая психология [Текст] / А. В. Руденко. Учеб. – метод. пособие. – Д.: изд. Юго- Восток, 2009 г. – 125 с.                                          16. Сорокоумова Е. А. Возрастная психология. [Текст] / Е. А. Сорокоумова. Возрастная психология – Питер, 2007 – 158 с.                                       17.Тихомиров О. К. Психология мышления  [Текст]  / О. К. Тихомиров  – М., 2009г. – 256с.                                                                                                                   18. Хухлаева О. В. Психология подростка: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология" [Текст]  / О. В. Хухлаева. –2-е изд., испр. – М.: AcademiA, 2009г. – 160 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

1.Методика «Сложные аналогии», автор: Э. А. Коробкова. 

Шифр

А. Овца – стадо

Б. Малина – ягода

В. Море – океан

Г. Свет – темнота

Д. Отравление – смерть

Е. Враг – неприятель

Пары слов

1

Испуг – бегство

А Б В Г Д Е

2

Химия – наука

А Б В Г Д Е

3

Правильно – верно

А Б В Г Д Е

4

Грядка – огород

А Б В Г Д Е

5

Пара – два

А Б В Г Д Е

6

Буква – слово

А Б В Г Д Е

7

Бодрый – вялый

А Б В Г Д Е

8

Свобода – воля

А Б В Г Д Е

9

Страна – город

А Б В Г Д Е

10

Похвала – брань

А Б В Г Д Е

11

Месть – поджог

А Б В Г Д Е

12

Девять – число

А Б В Г Д Е

13

Плакать – реветь

А Б В Г Д Е

14

Глава – роман

А Б В Г Д Е

15

Покой – движение

А Б В Г Д Е

16

Смелость – геройство

А Б В Г Д Е

17

Прохлада – мороз

А Б В Г Д Е

18

Обман – недоверие

А Б В Г Д Е

19

Пение – искусство

А Б В Г Д Е

20

Тумбочка – шкаф

А Б В Г Д Е

2. Тест  «Логичность умозаключений», автор: А. B. Бaтapшeв. 

1. Все металлы проводят электричество. Ртуть – металл. Следовательно, ртуть проводит электричество.

2. Все арабы смуглы. Ахмед смугл. Следовательно, Ахмед – араб.

3. Некоторые капиталистические страны – члены НАТО. Япония – капиталистическая страна. Следовательно, Япония – член НАТО.

4. Все Герои Советского Союза награждались орденом Ленина. Иванов награжден орденом Ленина. Следовательно, Иванов – Герой Советского Союза.

5. Лица, занимающиеся мошенничеством, привлекаются к уголовной ответственности. Петров мошенничеством не занимался. Следовательно, Петров не привлекался к уголовной ответственности.

6. Все студенты высшей школы изучают логику. Смирнов изучает логику. Следовательно, Смирнов – студент вуза.

7. Некоторые работники 2-го управления – юристы. Фомин – юрист. Следовательно, Фомин – работник 2-го управления.

8. Все граждане России имеют право на труд. Иванов – гражданин России. Следовательно, Иванов имеет право на труд.

9. Все металлы куются. Золото – металл. Следовательно, золото куется.

10. Когда идет дождь – крыши домов мокрые. Крыши домов мокрые. Следовательно, идет дождь.

11. Все коммунисты выступают против войны. Джонс выступает против войны. Следовательно, Джонс – коммунист.

12. Все коренные жители Конго – негры. Мухамед – негр. Следовательно, Мухамед – житель Конго.

13. Все студенты 3-го курса выполнили нормы ГТО второй ступени. Володя выполнил норму ГТО второй ступени. Следовательно, Володя – студент 3-го курса.

14. Некоторые капиталистические страны входят в состав Общего рынка. Австрия – капиталистическая страна. Следовательно, Австрия входит в состав Общего рынка.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Таблица 1. Методика «Сложные аналогии»

Исследуемый

Количество баллов

Уровень развития  мышления

1

3

средний

2

5

очень высокий

3

4

высокий

4

3

средний

5

4

высокий

6

3

средний

7

4

высокий

8

2

низкий

9

3

средний

10

4

высокий

11

4

высокий

12

3

средний

13

4

высокий

14

4

высокий

15

4

очень высокий

16

4

высокий

17

4

высокий

18

3

средний

19

3

средний

20

3

средний

21

3

средний

22

3

средний

23

3

средний

24

3

средний

25

2

низкий

26

3

средний

27

4

высокий

28

2

низкий

29

5

очень высокий

30

4

высокий

Таблица 2. Тест «Логичность умозаключений»

Количество баллов

Уровень логичности

Количество исследуемых

5 баллов

высокий

7

3 балла

средний

19

2 балла

низкий

4

Таблица 3. Методика «Сложные аналогии» (Сравнительный анализ мальчиков и девочек.)

Уровень развития мышления

Количество мальчиков

Количество девочек

очень высокий

2

1

высокий

4

7

средний

6

7

низкий

2

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утрата доверия как характеристика отношений подростка с миром

О подростковом возрасте, как трудном, критическом, переломном, достаточно много сказано в исследованиях психологов. Однако регулярные сообщения СМИ о самоубийствах подростков ставят научное сообщество...

Примерный план написания характеристики трудного подростка

написать характеристику иногда сложно без конкретной последовательности......

РЕАЛИЗАЦИЯ ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

В статье рассматриваются задания, используемые на уроках технологии,которые направленны на развитие творческого мышления подростков....

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя технологии (ДПИ). Тема самообразования: «Развитие творческого мышления подростков на уроках технологии».

В современном обществе концепции развития системы образования связаны с идеей создания условий для раскрытия индивидуальности ученика, развития личности и его самореализации в жизни.Рассматриватся...

Примерная схема психолого-педагогической характеристики «трудного подростка»

Уважаемые коллеги, классные руководители!Часто в Вашей работе возникает необходимость в составлении психолого-педагогической характеристики «трудного подростка». Как правило, подобная хара...

Пример психолого-педагогической характеристики на подростка

Представлена примерная характеристика на подростка с легкой степенью УО...

«Характеристики мышления дошкольников с ограниченными возможностями здоровья и высокой привычной двигательной активностью.»

Согласно концепции Л.С. Выгодского, в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту происходит перестройка структуры сознания, и благодаря этому все другие психические процессы интелл...