Причины детских и подростковых правонарушений и преступлений.
статья по психологии (10 класс) на тему

Тихонова Екатерина Юрьевна

Ф. Райс выделяет ряд причин способствующих девиантному поведению подростков и разделяет эти причины на три основные группы: биологические факторы, обусловленные влиянием органических и физических элементов; социологические факторы, обусловленные структурой общества и культурой; психологические факторы, под которыми подразумевается влияние межличностных взаимоотношений и особенности характера данного человека

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_prichiny_podrostkovyh_prestupleniy.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Причины детских и подростковых правонарушений и преступлений.

Ф. Райс выделяет ряд причин способствующих девиантному поведению подростков и разделяет эти причины на три основные группы: биологические факторы, обусловленные влиянием органических и физических элементов; социологические факторы, обусловленные структурой общества и культурой; психологические факторы, под которыми подразумевается влияние межличностных взаимоотношений и особенности характера данного человека

Несовершеннолетние чаще всего совершают преступления вследствие следующих причин.

1) Под влиянием отрицательного примера родителей и других членов семьи. На девиантное поведение детей большое влияние оказывает родительская модель поведения. В результате влияния социально-эко­номических и политических факторов в последние годы в некоторых семьях (16% от общего их числа) сложилась криминогенная ситуация. При воспитании ребенка в преступной среде весьма вероятно, что у него выработается девиантное поведение. Выборочное криминологическое об­следование показало, что 26% подростков из неблагополучных семей живут в семьях, где есть судимые, 40% несовершеннолетних преступников являются выходцами из семей, в которых братья или сестры ранее были судимы.

2) Подстрекательства со стороны взрослых преступников (30% случаев). В сети организованной преступности часто приводит неопытных ребят поиск источников дохода. У части молодежи возникает решение самоутвердиться в криминальной среде ввиду осознания невозможности реализовать себя в обществе иным способом. Социальная база преступных группировок расширяется за счет безработных, занимающихся мелким бизнесом, а также подростков из малообеспеченных, обнищавших семей. В мотивации вхождения в организованную преступность просматриваются представления юного человека о своем будущем и наиболее оптимальных способах его достижения.

3) Отсутствие у родителей возможности материально обеспечивать реально необходимые потребности детей. Девиантное поведение подростков может быть обусловлено социальным неравенством, неравен­ством возможностей, доступных людям, принадлежащим к различным соци­альным группам (стратам). Установка подростка на богатство и жизненный успех формирует и своеобразное их отношение к тем, кому не удалось достигнуть этих целей. Так, по мнению 47,7% опрошенных молодых людей, рост числа бедных в стране объясняется тем, что «эти люди плохо приспособлены к жизни», 21% считают, что они «не избавились от старых идеалов», а 18,2% видят причину бедности в неумении воровать. На уровне общественного сознания, данная стратификация субъективно переживается как кризис целого рода социальных ценностей и идеалов, в частности идеалов справедливого общественного устройства.  

Однако по мнению некоторых исследователей, влияние общественно-экономического статуса на развитие преступности несовершеннолетних оказалось менее значимым, чем было принято считать ранее. Традиционно преступность рассматривалась как побочный продукт бедности и низкого общественно-экономического уровня. Считалось, что преступления чаще совершаются молодыми людьми, имеющими меньше возможностей получить образование и работу, а также теми, кто недоволен обстоя­тельствами своей жизни. Но как отмечают некоторые исследователи преступность несовершеннолетних имеет тенденцию распределяться более равномерно между всеми общественно-экономическими уровнями, в том числе и среди детей из элитарных семей

4). Отсутствие сети детского и подросткового досуга. Кризис в экономике привел к тому, что отрасли сферы обслуживания населения постоянно снижают объемы предоставляемым семьям социальных услуг. («В состоянии ли посещать ваши дети разные спортивные секции, клубы и объединения по интересам?» — «Нет, семья не в состоянии обеспечить его средствами для посещения спортивных секций и других объединений. Дорого» (69%); «По­сещаешь ли ты какие-то секции? Если нет, то почему?» — «Родители не в состоянии оплачивать» — 60%). В итоге досуг детей и подростков среда все чаше приобретает криминальные формы.

Способствует углублению кризисного состояния подростковой среды и политика, направленная на коммерциализацию культуры, искусства, спорта.

Из-за высоких цен подросткам недоступно большинство форм досуга. Про­должает сокращаться количество клубов, спортивных секций, музыкальных школ, кружков, оздоровительных лагерей предприятий, семейных домов отдыха и про­филакториев.

Переход к рыночным отношениям серьезно затруднил организацию досуга несовершеннолетних и в летнее время. Поэтому не случайно любимыми местами времяпрепровождения подростков стали чердаки, подвалы, где они предо­ставлены сами себе, бесконтрольны и свободны в выборе форм «развлечений».

5) Преступность несовершеннолетних во многом связана с насилием в семье, с родительской жестокостью. Одной из побудительных причин совершения подростками правонарушений является несправедливое, грубое обращение с ними взрослых членов семьи. Ежегодно от этого страдают около 2 млн. мальчиков и девочек в возрасте до 14 лет. Для 10% из них семейное насилие заканчивается смертельным исходом; 2 тыс. кончают жизнь самоубийством. Наиболее показательны в этом отношении данные об осужденных девочках. Так, 48% из них систематически подвергались избиению со стороны родителей, 54% подвергались сексуальному насилию и 5% были изнасилованы в детстве.

Данные зарубежных исследований показывают, что 90% заключенных, осужденных за насильственные преступления, подвергались в детском возрасте различным формам жестокого обращения.

По мнению сторонников современного психоанализа этиология такого психосексуального расстройства как садомазохизм коренится в опыте насилия в детстве. Ребенок интериоризирует паттерн отношений «насильник-жертва», который фиксируется на физиологическом уровне, так что базовые потребности можно удовлетворить, только переживая насилие или совершая его. Полученные данные в ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского при изучении «феномена Чикатило» показывают, что в анализе серийных убийц превалируют случаи жестокого обращения и сексуального насилия, пережитого ими в детстве.

У подростков, постоянно подвергающихся такому обращению, складывается убеждение, что грубость — норма отношений между людьми. Они легко впадают в состояние гнева, причем их гнев чаще всего изливается на более слабых: младших по возрасту, на животных. Зачастую несправедливое отношение к подростку вызывает отчаянное желание любой ценой отомстить обидчику и ведет к совершению преступления. В 30% случаев преступления против жизни несовершеннолетние лица совершают в ответ на провоцирующие действия со стороны будущей жертвы.

Пострадавшие от насилия дети, легко становятся участниками криминальных акций. Последствия жестокости по отношению к детям и в семье драматичны. Жестокость в семье создает основу для хронического психогенного травматизирования, нередко вызывающего вторичные аффективные криминальные действия. Следствием жестокого обращения с детьми бывает также их ассоциальное поведение в самостоятельной жизни.

Причем психологическая травматизация часто оказывается не менее вредной, чем физическая. В семьях, где насилие является излюбленным средством воздействия, у детей озлобление против родителей сохраняется на всю жизнь. Известны случаи убийств жестоких родителей подростками. Подросток ожесточается, сам становится циничным, эмоционально глухим, не считается с ин­тересами и чувствами других людей – у него появляется ненависть к людям.

Несмотря на то, что однозначного мнения о влиянии семьи на формирование девиантного поведения подростка нет, нельзя не согласиться с тем, что именно отношения в семье несут наибольшую факторную нагрузку в причинах девиантного поведения.

6) Пропаганда насилия и жестокости в СМИ. Многолетние американские исследования доказали существующую зависимость: если в СМИ идут сообщения об убийствах и изнасилованиях, то в ближайшее время в этом регионе нужно ожидать еще каких-то случаев. Происходит так называемое «социальное заражение». Безусловно, население надо извещать, когда происходят подобные преступления, затем, чтобы родители более внимательно присматривали за детьми. Но средства массовой информации должны делать это грамотно, – считает С.Н. Ениколопов

 зав. отделом медицинской психологии Научного центра психического здоровья РАМН. Журналисты должны научиться сообщать о насилии так, чтобы минимизировать негативные последствия этого сообщения. Ведь у журналистов освещающих подобные события – две функции. Первая – информировать общество. Вторая, как у врача, не навредить: то есть, с одной стороны, не создать в обществе ситуацию паники, с другой – не вызвать у кого-то желания совершить такие же преступления.

В США, по заказу правительства, в разных университетах, с разными позициями, чтобы выявить влияние средств массовой информации на агрессивное поведение, было проведено 2100 исследований за 10 лет. И только интегральный опыт показал, что нужно делать. СМИ научились себя контролировать без цензуры «сверху». Достаточно вспомнить, как освещалась телевидением и газетами трагедия 11 сентября. Ни одного трупа не было показано.

Наряду с традиционными формами насилия все более значительную роль начинают играть современные технологии, создающие новые индустриальные направления, и как следствие, новые аспекты самореализации для подростков. К подобным совершенно новым формам поведения, обусловленного внедрением новых технологий, относятся электронная коммерция и электронная преступность. Пропаганда насилия буквально заполонили видео картинками Интернет, зачастую участниками избиений, становятся дети из вполне нормальных семей. И родители изуверов, конечно, уверены в полной невиновности своих чад. Но надо помнить, что насилие, прежде всего, произрастает из семьи, в по-настоящему благополучной, спокойной, адекватной семье, насильник вырасти не может.

7) Пропаганда в литературе и кино стандартов антиобщественного поведения (культ насилия, жестокости, наркотиков, порнографии). Причиной криминализации молодежи является и то, что современный подросток не имеет положительных примеров для подражания, идеалов, к которым он мог бы стремиться. В связи с тем, что у него не сформированы свои принципы поведения, он перенимает их у более «сильной» личности, особенно если эту личность он видит с экрана.

Западные исследователи доказали: чем больше агрессивных фильмов – тем больше агрессивность общества. В 2002 году в США начался показ фильма "Кретин". Этот фильм, основанный на популярном сериале, долгое время существовавшей на канале MTV, показывали в 35 тыс. кинотеатров. Фильм содержит множество шуток, часто откровенно глупых и абсурдных. Тем не менее, "Кретин" вызвал волну подражаний: в США были зарегистрированы десятки случаев, когда подростки повторяли или пытались повторить некоторые трюки, показанные в фильме. Во многих случаях это кончалось плачевно. К примеру, 15-летний подросток решил повторить одну из сцен "Кретина". Он облил свои брюки спиртом и сел на костер. Его друзья, снимавшие сцену на видеокамеру, доставили "актера" в больницу. Другой случай закончился смертью 22-летнего парня, который установил стул в кузове движущегося грузовика, поджег его и попытался выпрыгнуть на ходу. Его друзья также снимали этот подвиг на видеокамеру.

Исследование Мичиганского Университета показало, что насилие на экране оказывает на человека действие, подобное никотину. Механизм его действия схож с действием сигареты: чем больше насилия видит человек, тем оно ему больше нравится. Более того, у любителей боевиков, агрессивных видеоигр и т.д. вырабатывается привычка к актам насилия. Если человек некоторое время лишен подобных зрелищ, то он начинает испытывать дискомфорт.

В литературе описан так называемый «эффект Лары Крофт», согласно которому, жестокость из кинофильмов и видеоигр переносится в жизнь и является одной из причин «феминизации» молодежной жестокости и преступности. Поведение современных девушек-преступниц опровергает устоявшийся тезис о том, что к жестокости в наибольшей степени склонны преступники-мужчины. На самом же деле исследования показывают, что женщины, и в особенности молодые девушки, более возбудимы, а драки между ними гораздо более жестоки и агрессивны, чем между юношами. По сведениям пресс-службы Генеральной прокуратуры РФ начиная с 2003 г. проявляется тенденция к феминизации преступности несовершеннолетних. Удельный вес девочек, совершивших преступление, в структуре преступности несовершеннолетних вырос с 7,7% до 10,3% к периоду 2009 г.

Необходимо также помнить и о том, что эффект от просмотренных фильмов со сценами насилия чаще всего бывает не мгновенным: сегодня фильм посмотрел – завтра совершил преступление. Исследования, проведенные под патронажем Американской Ассоциации Психологов, показали, что полученная таким образом агрессивность имеет свойство "накапливаться" у зрителей и способна спровоцировать человека на преступление. В России выросло целое поколение, которое в 90-е годы до 80 процентов времени смотрело фильмы с насилием и порнографией. И то, и то влияет на агрессивное поведение в дальнейшем. Дети, которым было тогда 7-11 лет (самый восприимчивый возраст), как раз сейчас подросли.

8) Безнадзорность - как отсутствие должного контроля семьи и образовательных учреждений за связями и временем несовершеннолетних (более 90% случаев преступлений).

Важной причиной беспризорности среди детей и подростков является неблагополучная эмоциональная атмосфера в семье, отсутствие эмоциональных контактов между ее членами, жестокость и насилие по отношению к детям. Непоследовательность в воспитании, отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка; хаотичность в воспитании из-за несогласованности родителей; педагогически некомпетентные семьи, семьи с недостатком воспитательных ресурсов; семьи, обладающие различным воспитательным потенциалом; рассогласованность родительских установок, вызывает у подростка реакцию в форме поведенческих девиаций.

Беспризорность несовершеннолетних взаимообусловлено влиянием факторов, в первую очередь, внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».

9) Низкий уровень работы школы и других учреждений. Детская и подростковая агрессия приобретает в России масштабы национального бедствия. Сообщениями об истязании школьниками своих сверстников буквально по любому поводу сейчас уже никого не удивишь, страшными картинками подростки заполонили интернет. Преступность учащихся и студентов имеет тенденция к увеличению из года в год. Если в 1997 г. доля учащихся и студентов не превышала половины от общего числа несовершеннолетних, совершивших преступления – 46,3%, то в 2009 г. этот показатель составил – 64,4%. (Пресс-служба Генеральной Прокуратуры России.

Но не только в России, а даже в самых благополучных странах существует проблема детского насилия. Так, на Западе есть даже специальный термин – «буллинг», которым обозначают насилие в школе. (Выражение «буллинг» произошло от английского bully – бычок. Так называют в англоязычных странах задиру, забияку, хулигана, уличного грабителя, бандита, то есть человека, склонного к проявлению агрессии). Сначала – это шутливое прозвище малыша, отбирающего игрушки у детей в песочнице. Но проходит время, ребенок подрастает, и его проделки становятся все менее безобидными. За последние пять лет в европейских странах число преступлений, совершенных несовершеннолетними, возросло от 40 до 70%.

Ни в одной из европейских стран не наблюдается сокращения количества малолетних преступников. Разгул детской и подростковой преступности в современной Европе – тоже явление отнюдь не временного характера: кривая правонарушений постоянно идет вверх на всем ее пространстве, на протяжении последнего десятилетия. Не лучше положение дел и в США, где массовые расстрелы в школах проходят с пугающей регулярностью.

«Во многих странах Африки насилие в школах далеко от того размаха, которое оно приняло в индустриально развитых странах, – отмечает директор Европейского центра по изучению насилия в школе, доктор педагогических наук, профессор Университета Бордо Э. Дебарбье. – В индустриально развитых странах насилие направлено против школы, как учреждения».

Федеральное бюро расследований (Federal Bureau of Investigation - FBI) представило подробный отчёт об уровне преступности в американских школах. Сотни специалистов из самых разных областей – от психологии до криминалистики – попытались создать наиболее точную картину того, что происходит в школьных стенах.

Исследование охватывает период с 2001 по 2004 год. Однако большинство экспертов уверены, что эти данные можно безошибочно применить и к сегодняшней ситуации. Независимые исследования показывают, что школьная преступность уже семь лет держится примерно на одном и том же уровне, увеличиваясь на несколько долей процента в год.

Согласно отчету самое распространённое преступление в школе – это подростковые драки. В большинстве случаев они начинаются совершенно неожиданно. Спровоцировать побоище может что угодно - нецензурное слово, случайное столкновение в переполненном школьном коридоре, подозрительный взгляд. Школьные психологи отмечают, что среднестатистическая драка начинается через 3–5 секунд после словесной перепалки. Причем беседуя со многими тинейджерами, которые подрались друг с другом, – психологи говорят, что, только каждый пятый из них мог назвать реальную причину драки. В основном потасовки происходят в борьбе за лидерство. Таким способом один подросток желает понизить авторитет другого и повысить свой собственный».

Подавляющее количество драк – это избиения слабых школьников их более сильными сверстниками. Изощрённость, проявляемая при этом, заставляет содрогнуться даже самых хладнокровных людей. Например, в хайскул штата Луизиана 16-летний подросток до полусмерти избил своего одноклассника железным прутом, вырванным из оконной решетки. Причём после того как жертва экзекуции потеряла сознание садист попытался выбить ей все зубы. Полицейские задержали изверга в тот момент, когда он доставал из окровавленного рта своего сверстника очередной зуб. Уже в полицейском отделении малолетний садист признался, что планировал «отправить зубы по почте родителям изувеченного».

На втором месте среди школьных преступлений стоит запугивание или психологический (физический) садизм. Это преступление основано на унижении и полном подчинении слабого подростка. Исследователи пришли к выводу, что издевательства над школьниками чаще всего происходят в аудиториях (после уроков или в перерывах между ними), спортивных залах (как открытых, так и закрытых) и в школьных туалетах. Учителя и охранники школ, как правило, не в курсе происходящего. По статистике только каждый пятнадцатый случай школьного садизма раскрывается с их помощью.

На третьем месте – всевозможные кражи школьного и личного имущества. Добычей воров становятся не только кошельки, сотовые телефоны, портативные компьютерные игры и плееры «ай-под» – наиболее популярные предметы краж. Воруют также школьные компьютеры, кассовые аппараты из буфетов и даже личные автомобили преподавателей.

С каждым годом растёт число изнасилований и сексуальных домогательств в учебных заведениях США.

Отдельное внимание стоит обратить на азартные игры, процветающие в американских школах. Дети играют на деньги не только в карты, но и в кости, рулетку, домино, настольные спортивные игры и т. д. В последние годы даже появился термин «школьный гэмблинг». Так называют подпольный игровой бизнес, который контролируют сами школьники. Они предоставляют реквизит для игр, выбирают безопасное помещение на территории школы и получают процент с каждой игры. Проигравшие школьники, как правило, дают письменную расписку, что в указанный срок рассчитаются с долгом. В общем, все как во взрослой жизни.

Помимо уже перечисленных нарушений, можно отметить проституцию, продажу наркотиков и алкоголя, вандализм, мошенничества, преступления на расовой почве, подделку школьных документов, заказные убийства и т. д. Анализируя данные ФБР, можно сделать вывод, что каждое школьное преступление как бы взято из энциклопедии криминалистики. Самую опасную возрастную категорию представляют тинейджеры в возрасте от 13 до 15 лет. На них приходится почти 10% всех школьных преступлений... Хотя в России и не было таких масштабных исследований, описанные случаи вполне подходят и к нашим учебным заведениям.

Чтобы объяснить эти явления, за ответом далеко ходить не надо. Отношения в детской среде – это зеркальное отображение отношений между взрослыми, принадлежащими к разным слоям общества.

10) Отсутствие системы трудоустройства подростков. Не имея возможности законным путем удовлетворять свои потребности, многие подростки начинают “делать деньги” и добывать необходимые вещи и продукты в меру своих сил и возможностей, зачастую путем совершения преступления. Несовершеннолетние активно участвуют в рэкете, незаконном бизнесе и других видах преступной деятельности.

11) На формирование девиантного поведения подростков весьма значимо влияние местной специфики. На всех относительно крупных территориях существуют области, где уровень преступности особенно высок. На это может влиять общественная и политическая жизнь, состояние экономики и уровень жизни населения (региона, города, населенного пункта, социальной группы), а также нерациональная организация досуговой деятельности детей и подростков.

Не все подростки, выросшие там, становятся преступниками, но все же, под воздействием существующей в этих местах особой напряженности, процент юных правонарушителей оказывается выше, чем средний показатель для других областей.

12) Девиантное поведение обусловленное влиянием органических и физических элементов (биологические факторы). Биологические концепции девиантного поведения (П.Б.Ганнушкин, С.Гроф, Д.А.Дриль, Е.К.Краснушкин, Э.Кречмер, С.В.Познышев, Ч.Ломброзо, Ф.Мастерс, В.Шелдон и др.) основаны на том, что генетические особенности индивида, индивидуальные психосоматические и половозрастные особенности, связанные с ними отклонения (отставание в умственном развитии, нервно-психические и соматические патологии и т.д.) рассматриваются как психобиологические предпосылки девиантного поведения, которые способны затруднять социальную адаптацию индивида. Агрессивность преступника и его характер поведения формируются к 13 годам. За поведение детей, склонных к насилию, отвечают глубинные структуры мозга. Например, агрессивность может возникнуть у человека при травме гипоталамуса. Причиной такого поведения многие психиатры видят в неправильном развитии ребенка: родовые травмы, неправильное внутреннее развитие, наследственные факторы,- не должны игнорироваться. Отнюдь не являясь при этом фатальной предопределяющей причиной преступного поведения. Но они могут обусловить его при взаимодействии с определенным социальным фактором. В последние годы в России стало хуже родовспоможение, много потеряно в плане нормального контроля за беременными. Помимо семьи и школы, которые могут просмотреть детскую патологию и склонность к насилию, конечно, проблема упирается в законодательство.

Можно ли вычислить, например, взрослого маньяка до того, как он убьет? Конечно, можно утверждают специалисты. Во-первых, доказано, что малыш, убивающий ради забавы кошек и собак, со временем вполне может переключиться и на себе подобных. В этом нет ничего удивительного. Во-вторых, предрасположенность к насилию можно выявить с помощью обычных профосмотров, в которые включаются психиатры, однако они носят в нашей стране необязательный характер.

Так, по статистике института психиатрии им. им. В.П.Сербского, свыше 85 % преступников, совершивших тяжкие преступления в отношении людей, ранее жестоко относились к животным. Те же цифры (86%) получены в исследованиях Скотленд-Ярда и ФБР. Мыслители всех эпох отмечали прямую взаимосвязь бесправия животных с бесправием людей. Пифагор говорил: «Тому, кто спокойно убивает животное, нетрудно убить и человека». Криминалистика называет цифру перехода от животных на людей – два-три года. Поджоги и жестокость к животным – два из трех сигналов, указывающих на то, что ребенок может стать серийным убийцей.

Отечественные и многие современные зарубежные ученые отрицают решающее влияние на девиантное поведение подростков генетического фактора, наследственной отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы.

13) Влияние межличностных взаимоотношений и особенности характера подростка (психологические факторы). На основании исследований, выполненных в рамках психологического подхода (А.В.Дулов, В.Л.Васильев, Ф.В.Глазырин, М.И.Еникеев, В.Е.Коновалова, М.В.Костицкий, Д.П.Котов, М.М.Коченов, В.Т.Нора, В.П.Пирожков, К.К.Платонов, А.Р.Ратинов) можно утверждать, что социальные и биологические факторы становятся детерминантами девиантного поведения не сами по себе, они влияют на поведение людей не прямолинейно, а опосредуясь через многие внутриличностные и внутрииндивидуальные явления. Чем менее социализирована личность (что, как правило, и является характерной особенностью личности преступника), тем выше вероятность автономинизации биологических факторов, чем ограниченнее психическое развитие человека, тем большую роль в его поведении играют иерархически низшие уровни мотивации.

Девиантное поведение – это поведение конфликтное. Оно всегда основано на противоречиях, существующих в обществе, в социальных группах, между личностью и социальной группой, меду отдельными личностями и, наконец, внутри самой личности. Причины, приводящие к психологическим расстройствам, акцентуациям характера, связывают как с органическим повреждением, так и с социальными факторами. Отмечено, что те, кто становится правонарушителями, характеризуются отрицательными чертами личности, такими как, жадность, самоуверенность, дерзость, обидчивость, враждебность и т.п. Психические состояния, соединяясь с неблагоприятными внутренними предпосылками (повышенная возбудимость, пробелы в умственном развитии, недостатки воли и т. д.) создает ту внутреннюю среду, которая способствует проникновению в духовный мир подростка неблагоприятных внешних влияний.

Анализ противоправного поведения несовершеннолетних должен учитывать обстоятельства формирования и наиболее типичные  особенности личности подростков.  Девиантное поведение несовершеннолетних взаимообусловлено влиянием факторов, в первую очередь, внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное реагирование на различные жизненные трудности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие "Правонарушение и преступление"

Данное занятие позволяет формировать у обучающихся представление об ответственности за противозаконные действия....

ПРОЕКТ Воспитательной работы по профилактике правонарушений и преступлений «Я гражданин России»

Ни одно государство в мире не может рассматривать личность как вспомогательное орудие. Личность должна стоять выше государства. Эти важнейшие правовые нормы современности, закрепленные в международном...

Статья "Досуговая деятельность, как средство профилактики правонарушений и преступлений среди подростков"

Статья о правильном формировании досуговой деятельности подростков, а также о положительном влиянии организованного досуга на профилактику правонарушений и преступлений....

Родительское собрание на тему «Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения правонарушений и преступлений»

Родительское собрание на тему «Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения правонарушений и преступлений»...

Презентация "Причины и условия совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетних"

Презентация подготовлена для использования при проведении груповой беседы с учащимися, родителями по профилактике правонарушений....

Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения правонарушений и преступлений

Родительское собрание «Бесконтрольность свободного времени – основная причина совершения правонарушений и преступлений»...