Справка_Мониторинг сформированности УУД
материал по психологии на тему

Лезина Юлия Юрьевна

Цель проведениямониторинг уровня сформированности УУД ( получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий  у   школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения)

Программа мониторинга сформированности УУД  составлена на основе методического пособия  Серякина А.В. «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в среднем звене. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika_5_klass_fgos.docx139.9 КБ

Предварительный просмотр:

Справка по итогам психологического диагностирования

учащихся 5 класса в рамках введения ФГОС ООО

                              

  от 29  апреля 2014 года

Цель проведения:  мониторинг уровня сформированности УУД ( получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий  у   школьников среднего звена в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения)

Количество обследуемых детей: 16 человек.

Дата проведения:  апрель  2014 года.

Процедура проведения:  обследование проводилось в групповой и индивидуальной форме.

Диагностику проводила:  педагог-психолог Лезина Ю.Ю.

Программа мониторинга сформированности УУД  составлена на основе методического пособия  Серякина А.В. «Примерная программа психолого-педагогического сопровождения образовательных учреждений при переходе на ФГОС ООО». Программа рекомендована для осуществления психолого - педагогического сопровождения учебного процесса в условиях реализации ФГОС в среднем звене.

Диагностическая программа исследования

№ п\п

Название, автор методики (теста)

Цель (направленность)

методики (теста)

1.

Э. М. Александровская, Ст. Громбах

Схема наблюдения за адаптацией и эффективностью учебной деятельности учащихся (модифицированная Е.С. Еськиной, Т.Л. Больбот)

Изучение социально-психологической адаптации учащихся при переходе в среднее звено и уровня сформированности УУД

2.

Тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из  методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой

Изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.

3.

Тест на оценку самостоятельности мышления (Познавательные УУД)

из  методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения  в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой

Изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД.

4.

Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн (Прихожан А.М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога. // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик:  Сб. научн. Тр./ Отв. Ред. И.В. Дубровина)

Изучение самооценки

5.

Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой

(Личностные УУД)

Изучение мотивационной сферы как одной из составляющих личностных УУД.

6

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»  (Личностные УУД)

Изучение мотивационной  сферы учащихся на этапе перехода в среднее звено школы  как показателя одной из составляющих личностных УУД.

7

Определение уровня развития словесно-логического мышления Любовь Переслени, Татьяна Фотекова

(Познавательные УУД)

Изучение сформированности словесно-логического мышления как одной из составляющих познавательных УУД.

8

Личностный опросник Кеттелла в модификация Л. А.Ясюковой   (регулятивные УУД)

Иизучение личностных особенностей школьников


Сводная ведомость сформированности УУД учащихся 5 классов на конец учебного года

Фамилия Имя

учащегося

Познавательные

УУД

Личностные

УУД

Регулятивные

УУД

Коммуникативные

УУД

Александровская  критерий 1.1.

Александровская  критерий  1.4.

Ясюкова – Тест №1  Оценка сформированности навыка чтения

Ясюкова – Тест №2 Оценка самостоятельности мышления.

Определение уровня словесно-логического мышления

Итог

Александровская критерий 2.1.

Александровская критерий  4.

Уровень самооценки

Дембо Рубенштейн

Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Изучение учебной мотивации М.Р. Гинзбурга

Итог

Александровская критерии  1.2.

Александровская критерии   1.3.

Александровская критерии 2.2.  

Ясюкова – Личностный Кетелла

(Волевой самоконтроль (фактор Q3))

Итог

Александровская критерии 2.3.

Александровская критерии 3.1.

Александровская критерии  3.2.

Ясюкова – Личностный Кетелла

(Потребность в общении (фактор А)

Итог

1

3н.с

3 н.с

2н.с

н.с

в.ум.д

3 н.с

I (поз)

в

3н.с

низ

н.с

3н.с

3н.с

3н.с

сред

н.с

2

3н.с

н.с

у.п<с.о

4 с

I (поз)

с

3н.с

ср

ср

3н.с

3н.с

3н.с

сред

н.с

3

3н.с

ср

с.ум.д

3 н.с

II (уч)

с

низ

ср

сред

ср

4

3н.с

н

у.п<с.о

3 н.с

III (поз)

с

3н.с

3н.с

ср

н.с

3н.с

3н.с

сред

ср

5

3н.с

3н.с

3н.с

2н.с

н.с

3н.с

у.п<с.о

3 н.с

II(поз)

с

3н.с

ср

ср

3н.с

3н.с

сред

ср

6

3н.с

2н.с

н.с

в.ум.д

2 н

II(поз)

с

3н.с

низ

ср

низ

в

7

3н.с

ср

3н.с

с.ум.д

3 н.с

II(поз)

с

3н.с

низ

ср

3н.с

3н.с

сред

ср

8

3н.с

н

с.ум.д

3 н.с

II(поз)

с

низ

н

3н.с

3н.с

3н.с

низ

н.с

9

3н.с

3н.с

н

низ

2 н

IV(поз)

н

3н.с

низ

н

3н.с

3н.с

3н.с

низ

н.с

10

3н.с

3н.с

ср

в.ум.д

3 н.с

II(поз)

в

низ

ср

низ

в

11

3н.с

ср

в.ум.д

5 в

II(поз)

в

3н.с

3н.с

в

ср

3н.с

выс

ср

12

3н.с

н

с.ум.д

3 н.с

II(поз)

с

3н.с

3н.с

низ

н.с

3н.с

сред

ср

13

н

отс

отс

отс

0 н

отс

н

отс

н

14

3н.с

3н.с

н

с.ум.д

3 н.с

III (поз)

с

3н.с

3н.с

в

в

3н.с

3н.с

3н.с

сред

н.с

15

3н.с

3н.с

2н.с

н

с.ум.д

2 н

II (соц)

с

3н.с

3н.с

низ

н.с

3н.с

3н.с

3н.с

низ

н.с

16

3н.с

3н.с

3н.с

2н.с

н.с

с.ум.д

3 н.с

III (поз)

с

3н.с

3н.с

ср

ср

3н.с

3н.с

3н.с

низ

н.с

ВЫСОКИЙ уровень

2

0

0

0

0

0

7

1

4

1

11

3

0

2

10

2

1

4

3

2

1

2

СРЕДНИЙ уровень

3

11

4

1

4

4

8

13

10

1

3

11

1

4

4

4

8

2

2

3

8

6

НИЖЕ СРЕДНЕГО уровень

7

4

6

7

4

5

0

2

0

10

1

0

8

9

1

0

4

9

10

10

0

7

НИЗКИЙ уровень

4

1

6

8

7

7

1

0

1

3

0

1

6

1

1

9

3

1

0

1

6

1

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Регулятивные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Познавательные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

2) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

3) смысловое чтение.

Коммуникативные УУД на этапе освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

2) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

3) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ- компетенции);

4) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.


Качественный анализ полученных результатов

Тест 1 «Оценка  сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из  методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой:

Из 16 учащихся 2 слабый уровень сформированности навыка чтения показали 6 учащихся (38%). Для данных учащихся единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова (слоги). Ребенок медленно разбирает каждое слово и с трудом понимает то, что читает. Может правильно воспринимать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз, написанных крупным шрифтом, и по объему не прочитает не только книги, но и тексты в учебниках. Когда его заставляют это делать, то он, видя перед собой большие по объему тексты, и не пытается их медленно разбирать, а пользуется методом угадывания слов по их общему виду, ориентируясь на начало слова или на корневую основу и опуская второстепенные части, обычно суффиксы и окончания. Предлоги с их управляющей ролью также не воспринимаются. При таком чтении все предложение может пониматься неверно. Смысл длинных предложений оказывается недоступен ребенку еще и потому, что, добираясь до их конца, он уже не помнит слов, с которых они начинались. Мелкий шрифт осложняет понимание, так как восприятие слов осуществляется по элементам (по слогам и по буквам), а зрительное их выделение оказывается затруднительным. Если ребенок не ведет пальцем по тексту, то вообще не может воспринимать последовательность букв, так как они зрительно сливаются в неподдающиеся узнаванию комплексы, выпадающие из поля внимания. При слабом уровне сформированности навыка чтения ребенок пишет настолько неграмотно, что обычно получает диагноз «дисграфия». Много ошибок делает при списывании текстов, так как не может пользоваться смысловым контролем, а использует только визуальный, диктанты же, изложения и сочинения не может писать совсем.

3 уровень (ниже среднего) показали 6 учащихся (38%):  навык чтения сформирован не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения ребенок понимает не сразу, а как бы складывает из двух-трех частей. При медленном чтении может разобрать любые тексты. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает легко. Вполне адекватно может понимать только короткие тексты на незнакомые темы, так как «согласен» их читать медленно. Длинные, стилистически усложненные предложения ребенок понимает с большим трудом. Для проработки больших объемов использует свой «метод» быстрого чтения, суть которого состоит в том, что ребенок «просматривает» текст и пытается угадать его содержание, «подставляя» стандартные речевые обороты и штампы (несоответствие «подстановки» и реального текста он обычно не замечает). Поскольку ребенок обладает весьма ограниченным набором речевых шаблонов, смысл текста может восприниматься весьма приблизительно или вообще искажаться. При чтении литературных произведений ребенок с удовольствием ограничивается «кусками», где излагаются события или герои ведут диалоги, и опускает распространенные описания природы или философские рассуждения. Большие по объему книги он обычно не читает, так как из-за «фрагментарного» восприятия у него не возникает целостного представления о содержании, и книга становится неинтересной. Толстые книги способны читать только дети, склонные к фантазированию. В этом случае то, что вычитывает ребенок в книге, выступает только как основа для его собственных представлений и фантазий, часто имеющих мало общего с реальным содержанием: не идентифицируется время и место событий, культурная и национальная принадлежность героев, особенности родственных и эмоциональных отношений. В основном воспринимаются только события и разговоры. Общий фон не вполне осознанно определяется ребенком как «про нас, здесь и теперь» (возможны варианты: «про заграницу, про Америку») вне зависимости от того, где и когда происходят события, описываемые в книге. Письмо также страдает специфической неграмотностью. Стилистические и пунктуационные ошибки неискоренимы. Может быть много ошибок в окончаниях, если надо согласовывать отдельные части сложно построенного предложения. Такие ошибки ребенок может допускать и при списывании, так как сознательно он может контролировать только словосочетания, отдельные части предложения, но не все предложение целиком. Могут встречаться описки (даже в диктантах), когда ребенок вместо реального текста «подставляет» привычный ему речевой штамп (например, учитель диктует: «большой, красивый воздушный шар», а ребенок пишет: «большой, красивый, красный шар»). Относительно грамотного письма ребенок может добиться только в том случае, если будет пользоваться простыми, короткими фразами.

4 уровень (средний) выявлен у 4 учащихся (24%):  навык чтения развит хорошо. Единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого ребенок схватывает сразу. Читает ребенок обычно много и с удовольствием, пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности. Но поскольку ребенок много читает, то его словарный запас и общая осведомленность быстро расширяются и проблемы исчезают. При хорошем развитии навыка чтения возможны стилистические ошибки при письме, в остальном оно может быть вполне грамотным. Если ребенок пишет неграмотно, то надо искать другие причины.

Гистограмма 1

 Тест №2 Оценка самостоятельности мышления (Познавательные УУД) из  методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения  в 3-6 классах» Л.А. Ясюковой.

Из 16 человек 2 уровень показали 8 учащихся (50%):  низкий уровень самостоятельности мышления. Ребенок может действовать только тогда, когда непосредственно перед работой получает подробную инструкцию, как именно надо действовать. Если ему сказали, что надо делать, но не объяснили, как надо делать, то работу он выполнить не сможет. Ребенок может не испытывать затруднений, если в задании буквально повторяется алгоритм какой-то деятельности, которую он выполнял недавно (например, дома надо решить примеры, аналогичные тем, которые он делал в школе). Если в способ работы вносятся какие-то изменения, то ребенок может уже и не справиться. Если он сталкивается с какими-либо затруднениями, то обычно и не пытается разбираться самостоятельно, а ищет помощи у взрослых или одноклассников.

Часто несамостоятельность не ограничивается только интеллектуальной сферой, а является целостным личностным комплексом, проявляясь в низких значениях фактора Е теста Кеттелла. Если в семье излишне опекают ребенка, полностью продумывают и организуют его жизнь, стараются делать за него то, что он в состоянии сделать самостоятельно, то происходит задержка в личностном развитии (отрицательно сказывающаяся и на интеллектуальной деятельности), которая в целом характеризуется как воспитанная беспомощность.

3 уровень мышления выявлен у 7 человек (44%): ниже среднего уровень самостоятельности мышления. Ребенок нуждается в предварительных инструкциях, хотя и не абсолютно беспомощен. Если не дан четкий алгоритм, то он какое-то время может пытаться самостоятельно найти способ, каким надо действовать. Однако он чаще пытается припомнить, где ему попадались похожие задания, нежели идти путем логических рассуждений. Обычно ребенок может восстановить в памяти ограниченный набор алгоритмов, которые он часто использует. Если какой-то из них подходит, то ребенок с заданием справляется. Если среди них не оказывается ни одного подходящего, ребенок все равно использует какой-то из этих алгоритмов и выполняет работу неправильно. Если у него есть возможность сверить полученный ответ с тем, который должен получиться, то, видя несоответствие, он обращается за помощью к взрослым, но решать самостоятельно больше не пытается («я сделал все, что мог, и у меня не получилось»). Сам ребенок оценить результаты своей деятельности не способен, поэтому если возможность проверить решение отсутствует, задание может быть выполнено неверно, а ребенок будет уверен, что он все сделал правильно.

4 уровень мышления выявлен у 1 (6%)  учащегося: средний  уровень развития самостоятельности мышления. Ребенок если и не сразу видит, как надо выполнять то или иное задание, то, вспоминая и рассуждая, может самостоятельно найти адекватный алгоритм. Применяет только адекватные алгоритмы, видит, когда нет полного соответствия, и старается подобрать подходящий. За помощью обращается редко, поскольку она ему обычно не требуется. Если деятельность не требует от него ничего принципиально нового, то он с ней справляется. Если ребенок часто обращается за помощью, то нужно искать пробелы в знаниях или в общей осведомленности.

Высокий уровень самостоятельности мышления не выявлен.

Гистограмма 2

 

Гистограмма 3

Предполагается 4 уровня развития словесно-логического мышления:

Первый уровень успешности – 49 % и менее (19,5 и менее балла) - низкий

Второй уровень успешности – 50 % - 64 % (20 - 25,5 балла) - ниже среднего

Третий уровень успешности – 65 % - 79 % (26 - 31,5 балла)  - средний

Четвертый уровень успешности – 80 % - 100 % (32 и более баллов) –высокий

Диаграмма 1

3. Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн 

Из 16 учащихся  у 7 – средняя умеренно-дифференцированная самооценка, у 4 – высокая  умеренно-дифференцированная:

За норму можно принять сочетание средней или высокой самооценки при умеренной степени ее дифференцированности. Таких испытуемых обычно характеризует средний или высокий уровень притязаний при умеренной их дифференцированности, а также умеренное расхождение между притязаниями и самооценкой. Именно в этих случаях притязания выполняют свою основную функцию – стимулируют личностное развитие. Дифференцированное отношение к различным сторонам своей личности у этих испытуемых в значительной мере сбалансировано: здесь, как правило, не встречаются предельно высокие и крайне низкие самооценки по отдельным шкалам. В целом такая самооценка может быть охарактеризована как гармоничная, с сочетанием разумных пропорций между притязаниями и оценкой собственных возможностей.

Столь же благоприятным и близким по содержанию является вариант отношения к себе, при котором очень высокая самооценка  (75-90 б.) сочетается с умеренной ее дифференцированностью. Важным условием здесь является также наличие очень высоких, но дифференцированных умеренно притязаний и умеренного расхождения между притязаниями и самооценкой. Данные показывают, что такие школьники часто отличаются высоким уровнем целеполагания: они ставят перед собой достаточно трудные цели, основывающиеся на представлении о больших собственных возможностях, способностях, и прилагают значительные целенаправленные усилия на достижение этих целей. Интересно, что у всех школьников с таким вариантом самооценки довольно ровные и при этом высокие показатели социально-психологической адаптированности. Такой вариант отношения к себе, по-видимому, является очень продуктивным.

1 учащийся показал низкую сильно дифференцированную самооценку. Такую самооценку  имеют школьники, переживающие сильную неуверенность в себе и испытывающие сильное желание разобраться в себе, в своих возможностях. Такие случаи обычно свидетельствуют о перестройке самооценки. Учащиеся с подобной самооценкой, как правило,  очень охотно идут на общение со взрослым, ищут в нем поддержку, опору.

3 учащихся показали следующие результаты: при сильно дифференцированных самооценках средний и высокий уровни притязания ниже самооценки по некоторым или по всем шкалам. Учащиеся с подобными вариантами самооценки обычно испытывают повышенную тревожность. Эти варианты самооценки характеризуют конфликтное отношение школьника к себе, когда чрезмерно высокие притязания и переживание несоответствия между ними и оценкой своих возможностей заставляют его оценивать себя по принципу «все или ничего». Подобные варианты самооценки свидетельствуют об искажениях в личностном развитии.

Гистограмма 4

4. Модифицированный вариант анкеты школьной мотивации Н.Г. Лускановой (Личностные УУД)

Установлено 5 основных уровней школьной мотивации:

  • Высокий: с 5-м уровнем выявлен 1 учащийся (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
  • Средний: с 4-м уровнем выявлен 1 учащийся  (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
  • Ниже среднего: с 3-м уровнем выявлено 10 учащихся (внешняя мотивация) – положительное отношение к школе, но школа привлекает внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно  благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.
  • Со 2-м  уровнем (низкая школьная мотивация) – 3 учащихся. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в серьезной адаптации к школе. 

Гистограмма 5

5. Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние:

I – очень высокий уровень мотивации учения выявлен у 2 учащихся, преобладающий мотив у них позиционный.

II – высокий уровень мотивации учения – у 9 учащихся (у 7 преобладающий мотив позиционный, у 1 социальный, у 1 учебный)

III – нормальный (средний) уровень мотивации учения – у 2 учащихся, преобладающий мотив позиционный.

IV – сниженный уровень мотивации учения у 1 учащегося (преобладающий мотив позиционный)

V – низкий уровень мотивации учения не выявлен.

Диаграмма 2

Диаграмма 3

Диаграмма 4

Общий показатель адаптации к школьному обучению

УУД

Высокий

уровень (%)

Средний

уровень (%)

Ниже среднего (%)

Низкий

уровень (%)

Личностные

20%

74%

0%

6%

Регулятивные

6%

50%

25%

19%

Познавательные

0

25%

31%

44%

Коммуникативные

12%

38%

44%

6%

ОБОБЩЕННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

0%

38%

44%

18%

Заключение:

По полученным результатам диагностического обследования можно сделать следующие общие выводы:

  1. Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою позицию в отношении окружающих людей, самого себя и своего будущего. По результатам 5 методик у 20% пятиклассников выявлен общий высокий уровень сформированности личностных УУД, у 74% - средний и у 6% - низкий уровень.
  1. Анализ результатов сформированности личностных УУД по первой методике показал, что 67% пятиклассников имеют адекватную самооценку, 27% – завышенную. Такие показатели характерны для младшего школьника и являются возрастной нормой. 
  2. Заниженную самооценку имеют 6 % учащихся. У данной категории детей отрицательное отношение к себе и поступлению в школу, нестабильное психоэмоциональное состояние. С этим учащимся  необходимо проводить индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия по формированию положительной самооценки.
  3. Результаты изучения школьной мотивации показали, что у 60% пятиклассников преобладает высокий и средний уровни (13% и 47 % соответственно), что свидетельствует о положительном отношении к школе, о формировании познавательных интересов к учебной деятельности и принятии нового социального статуса ученика. Обучающихся с низким  и ниже среднего уровнем мотивации (7% и 33%  и детей) необходимо включать в активную деятельность на основе изучения их интересов и склонностей, привлекать к участию во внеурочной деятельности.
  1. Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. 
  1. Регулятивные УУД у пятиклассников сформированы на высоком – 6% и среднем – 50% уровнях, ниже среднего- 25% и низкий уровень составляет 19%. Данные результаты говорят о том, что половина (56%) пятиклассников умеют ставить учебные цели, осуществлять планирование и контроль учебной деятельности. Детям с ниже среднего и низким уровнем организации учебной деятельности необходим пошаговый контроль со стороны учителя, постоянное обращение к алгоритму выполнения учебного действия, коррекционные занятия с психологом.
  1. Познавательные УУД включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, выбор эффективных способов решения задач, рефлексию результатов деятельности.
  1. Результаты диагностики показали, что познавательные УУД  у пятиклассников сформированы на среднем уровне – 25%, высокий уровень составляет 0%.  Но выделена группа учащихся с уровнями ниже среднего (31%) и низким уровнем (44%), которым необходима коррекционная работа по выявленным нарушениям (коррекционно-развивающая работа педагога-психолога и включение в учебный процесс коррекционно-развивающих заданий учителями-предметниками)
  1. Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  1. По результатам 4 методик общий высокий и средний уровни составляют 50% (12 % и 38%). Половина учащихся умеют слушать и понимать речь других, стремятся к сотрудничеству, умеют взаимодействовать с одноклассниками, соблюдают простейшие нормы речевого этикета. Выделена группа учащихся с уровнями ниже среднего (44%) и низким уровнем (6%), которым необходима коррекционная работа по выявленным нарушениям (проведение тренинговых занятий педагогом-психологом и организация уроков в рамках системно-деятельностного подхода для организации совместной деятельности и общения учащихся 5б класса).

Таким образом в целях повышения уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся 5 класса учителям-предметникам рекомендуется продолжить работу по формированию и развитию у пятиклассников  универсальных учебных действий:

  • для развития личностных УУД педагогам необходимо проявлять заинтересованность деятельностью ребенка, создавать на уроках ситуацию успеха, поощрять за положительный результат;
  • для развития регулятивных УУД – формировать произвольность учебной деятельности через постановку цели, составление плана, обращение к алгоритмам выполнения учебных действий, привлечению учащихся к проектно-исследовательской деятельности;
  • для формирования познавательных УУД – привлекать учащихся к работе с разными источниками информации, развивать основные мыслительные операции, умения устанавливать логические связи, используя для этого задания проблемно-поискового характера;
  • для развития коммуникативных навыков у учащихся педагогам рекомендуется формировать навыки позитивного общения, используя групповые формы работы на уроках, положительное одобрение за результат. 
  • разработать индивидуальные маршруты по формированию УУД в соответствии с выявленными проблемами на последующих этапах обучения. 

        Педагогу-психологу и учителю-дефектологу необходимо:

  • проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися с низким уровнем развития УУД;
  • проведение индивидуальных консультаций с родителями;
  • проведение повторной диагностики во 6 классе.

Педагог-психолог                            Лезина Ю.Ю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Справки Мониторинг

Справки по результатам внуришкольного мониторинга качества обучения....

Аналитическая справка "Мониторинг уровня удовлетворённости обучающихся и их родителей"

Аналитическая справка "Мониторинг уровня удовлетворённости  обучающихся  и их родителей организацией спортивно-массовой работы в общеобразовательном учреждении"...

Справка мониторинг учебной деятельности учителя Терезовой Т.В.

Справка мониторинг учебной деятельности учителя биологии Терезовой Т.В....

Аналитическая справка (мониторинг музыкальных способностей воспитанников)

Аналитическая справкак диагностике музыкального развития воспитанниковза период 2017 - 2022 учебных годов....

Справка мониторинга учащихся за 2021-2022 учебный год

СПРАВКА МОНИТОРИНГА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА...

Справка-мониторинг предметных результатов 2020-2021 учебный год

Справка является частью анализа работы школы, частью публичного доклада...

Справка-мониторинг предметных результатов 2021-2022 учебный год

Спавка является частью анализа ОУ, частью публичного доклада школы...