Главные вкладки

    Выступление педагога-психолога Лезиной Ю.Ю. на педагогическом совете « Новые требования к начальной школе в стандартах второго поколения» на тему: «Психологическое сопровождение учащихся 1 класса при переходе на ФГОС»
    материал по психологии на тему

    Лезина Юлия Юрьевна

    Анализ психологического сопровождения учащихся 1 класса при переходе на ФГОС

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_na_ped_sovete_po_fgos.docx43.77 КБ
    Файл fgost_psihologi.pptx698.16 КБ

    Предварительный просмотр:

     Выступление педагога-психолога Лезиной Ю.Ю. на педагогическом совете

    « Новые требования к начальной школе в стандартах второго поколения» на тему:

    «Психологическое сопровождение учащихся 1 класса при переходе на ФГОС»

    С учащимися 1 класса мы занимаемся по программе «Развивающие занятия: тесты, игры, упражнения. По новому образовательному стандарту (второго поколения)». Планирование составлено на основании УМК «Развивающие задания (1 класс)». Издательство «Экзамен»\ М.: 2010 год. Рекомендовано  РАО. Составитель Языканова Е.В.

    Цель данной программы:

    создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучении.

    Курс представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Приступая к каждому заданию, учитель получает возможность выяснить, в какой мере ребёнок нуждается в тренировке памяти, внимания, мышления, чему нужно уделить больше времени и сил. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим — это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной.

    Курс включает в себя следующие направления:

    • формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
    • развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
    • развитие памяти (расширение объема, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
    • развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
    • формирование учебной мотивации;
    • развитие личностной сферы.

    Структура группового занятия должна включать в себя следующие элементы:

    • Ритуалы приветствия - прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы.
    • Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.
    • Основное содержание занятия 

    Курс представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление.

    • Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).

    Методы и формы работы, используемые на занятиях:

    • Задания «Найди лишнее слово», «Найди общее название», «Раздели на группы» направлены на развитие вербально-логического мышления, то есть таких качеств, как способность к классификации, абстрагированию. Например, в задании «Найди лишнее слово» в каждом ряду даётся 3—4 слова. Их можно классифицировать различным образом. Имеется качество или характеристика, которым подходят все слова, кроме одного, оно и должно быть вычеркнуто.
    • Задания «Допиши по аналогии», «Вставь слово (число)» направлены на развитие вербально-логического мышления — умения устанавливать связи между понятиями.
    • Задание «Шифровальщик» направлено на развитие внимания, ассоциативной памяти. Каждой цифре соответствует определённая буква (ключ дан в задании). Дети вместо цифр записывают соответствующие буквы и получают слово.
    • Задания «Найди слова в слове», «Соедини половинки слов» учат обобщать, анализировать, сопоставлять, развивают внимание, наблюдательность.
    • Задание «Нарисуй такую же фигуру», «Нарисуй по точкам» направлены на развитие зрительно-моторной координации, развитие пространственного воображения, образного мышления, внимания, памяти. Учит ориентироваться на листе в клеточку.
    • Задание «Раскрась картинку» направлено на развитие внимания, наблюдательности, развивает навыки устного счёта.

    Рекомендации по проведению занятий:

    1. Занятия проводятся в течение всего учебного года с учащимися 1-го класса.
    2. Занятия проводятся 1 раз в неделю, как факультатив, по 30—40 минут.
    3. Занятия пронумерованы в соответствии с последовательностью их проведения.
    4. Каждому ребенку необходимо иметь: данное пособие, простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, чтобы подчеркивать, рисовать, писать.
    1. По усмотрению учителя некоторые задания могут не ограничиваться по времени. Пусть каждый ребёнок потратит столько времени, сколько ему нужно.В следующий раз, когда он встретит задание подобного типа, он справится с ним быстрее.

    6.        Сильные дети могут работать индивидуально. Перед каждым заданием даётся краткая инструкция, учитель контролирует, правильно ли ребёнок его выполнил.

    Можно устраивать соревнования на скорость выполнения заданий. Более слабые дети работают коллективно, под руководством учителя.

    1. Ребёнка вначале можно заинтересовать заданиями, с которыми легко справиться. Если задание оказалось слишком трудным, его можно отложить на некоторое время, а потом вернуться. Очень важно не отказываться совсем. Оценивать следует только успехи. Успех в самом начале — обязательное условие.
    2. В конце каждого занятия предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник зелёным цветом. Если сомневается в правильности решения — красным. При оценивании занятия учителем: задание выполнено верно — прямоугольник также закрашивается зелёным, если допущена ошибка — красным. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки или учитель объясняет, в чём они заключаются.

    Итоги первичного психологического диагностирования учащихся  1 а и 1б  класса

    Цель проведения:

    - выявление уровня общей готовности детей к обучению в школе;

    - выявление уровня адаптации к школе и уровня мотивации к обучению.  

    Используемые методики:

    № п\п

    Название методики (теста)

    Цель (направленность) методики (теста)

    1

    Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йерасика

    Общая цель: выявление уровня школьной зрелости, готовности и адаптации  к обучению.

    Тест 1. «Копирование слов»

    Тест 2. «Копирование группы точек»

    Тест 3.  «Рисунок фигуры мужчины»

    Диагностика сенсомоторной координации, произвольности внимания, координации зрения и движений тонкой моторики  руки.

    Диагностика общего интеллектуального уровня  развития.  

    2

    Методика «Графический диктант»

    Диагностика навыков учебной деятельности.

    Определение уровня  развития произвольной  сферы ребенка.

    Диагностика возможностей ребенка в области перцептивной и моторной организации пространства.

     3

    Методика «Корректурная проба»

    Исследование устойчивости внимания, возможностей его переключения, исследования особенностей темпа деятельности, «врабатываемости» в задание.

    4

    Методика «Четвертый лишний»

    Диагностика уровня развития мышления, способности к обобщению, сравнению, классификации.

    5

    Методика «Вопрос - ответ»

    Диагностика развития словесно-логического мышления, осведомленности, способности устанавливать логические взаимосвязи между событиями и предметами. Диагностика сформированности кругозора.

    6

    Проективный тест «Рисунок школы»

    Выявление уровня мотивации к обучению, преобладающих мотивов.

    Сравнительная диаграмма полученных результатов

                                                          1а                                                              1б

    По полученным результатам диагностического обследования можно сделать следующие общие выводы:

    • В 1Б классе возможны трудности в обучении  у всех учеников. Средние уровни школьной зрелости выявлены у Хоротэтто Любы, Окотэтто Вячеслава, Сэротэтто Раи, Худи Нядмы, Яптик Тимура, Яптик Маргариты и Яптик Виталия, эти учащиеся условно готовы к началу регулярного обучения, способны воспринимать информацию, но могут возникать трудности в понимании инструкции, у большинства очень малый объем активного внимания. У всех недостаточно  сформированы познавательные процессы, низкий уровень мотивации и интеллектуального развития.
    • У всех учащихся 1А класса выявились высокий и средний уровень «школьной зрелости». Это говорит о том, что эти  дети обучаемы, способны воспринимать учебный материал, воспроизводить его, способны достичь высоких результатов в обучении.
    • Несмотря  на то, что пока у учащихся преобладают игровые мотивы, мотивация к школьному регулярному обучению у 100% в норме, постепенно формируются учебные мотивы, дети имеют представление о том, что нужно делать в школе, могут выделить задачи посещения школы, выделяют роль учителя, одноклассников и свою. Но есть дети, у которых нет самосознания учебной деятельности.  
    • Важно отметить, что в данном классе у 7 человек выявился низкий уровень интеллектуального, развития. При этом высокого уровня выявлено не было.

    Таким образом, задачи психолога будут следующие:

    • Развивающая работа с детьми;
    • Проведение индивидуальных консультаций с родителями;
    • Рекомендация учащихся для ПМПК (по результатам, наблюдениям)
    • Методические рекомендации педагогам.
    • Представить учеников, уровень умственного развития которых ниже возрастной нормы на ПМПК для определения дальнейшей психокоррекционной работы.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Муниципальная общеобразовательная школа – интернат « Мыскаменская школа-интернат среднего (полного) общего образования» ПЕДАГОГ – ПСИХОЛОГ: Лезина Ю.Ю .

    Слайд 2

    «Развивающие занятия: тесты, игры, упражнения . По новому образовательному стандарту (второго поколения)» Планирование составлено на основании УМК «Развивающие задания (1 класс)». Издательство «Экзамен»\ М.: 2010 год. Рекомендовано РАО. Составитель Языканова Е.В. . Мыс Каменный 2010 г. Программа

    Слайд 3

    ЦЕЛЬ : ЗАДАЧИ: создание социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к ситуации школьного обучении.

    Слайд 4

    Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Курс представляет собой сборник игр и упражнений тренировочного характера, воздействующих непосредственно на психические качества ребёнка: память, внимание, наблюдательность, быстроту реакции, мышление. Именно игра помогает младшим школьникам легко и быстро усваивать учебный материал, оказывая благотворное влияние на развитие и на личностно-мотивационную сферу. Ритуалы приветствия - прощания являются важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Основное содержание занятия Структура группового занятия должна включать в себя следующие элементы:

    Слайд 5

    Методы и формы работы, используемые на занятиях

    Слайд 6

    Количество участников - Численность развивающей группы в первом классе не должна превышать 10 человек. Это означает, что в процесс психологической развивающей работы класс делится на несколько стабильно существующих развивающих групп. По мере работы групп их состав, может изменяться, с тем, чтобы социальный опыт, получаемый детьми, был более разносторонним. Начало развивающей работы с первоклассниками на этапе адаптации приходится ориентировочно на конец сентября - начало октября. Цикл включает в себя 34 занятия. Частота групповых встреч -1 раз в неделю). Приблизительная длительность каждого занятия – 30-40 минут , в зависимости от состояния детей, сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.

    Слайд 7

    Предполагаемые результаты: Сформированность у первоклассников психологических свойств и умений, необходимых для успешного развития, обучения и общения на соответствующем этапе обучения.

    Слайд 8

    1а 1б

    Слайд 9

    Спасибо за внимание!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального образования по Стандартам второго поколения

    Данная программа является частью общеобразовательной программы начального общего образования ( ООП НОО) разработанная в МБОУ СОШ №3 2010 год в связи с участием школы в эксперименте по внедрению Станда...

    Сравнительный анализ государственного стандарта второго поколения для начальной школы со стандартами основной школы по русскому языку

    Важной частью основной общеобразовательной программы является Базисный учебный (или образовательный) план. Главное отличие нового плана – появление в нем в качестве обязательного компонента внеу...

    Технология психологического сопровождения первоклассников в условиях перехода на ФГОС

    Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, метапредметные и личностные. Технологии формирования и измерения указанных компетенций должны ста...

    Совершенствование навыков педагогической работы учителей географии в условиях перехода к стандартам второго поколения

    В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования в “Концепции модернизации российского образования” говорится о необходимости использования деятельностного под...

    программа по английскому языку 5-9 классы (Стандарты второго поколения), УМК «Английский язык» 5-9 классы Ю.А. Комарова, И.В. Ларионова. – М.: ООО «Русское слово – учебник»

    Аннотация к рабочей программе«Английский  язык» для учащихся  5-9 классов 1. Рабочая программа по английскому языку составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, ...

    Презентация по теме:Проблемы и ипути их решения в преподавании биологии при переходе на стандарты второго поколения в основной школе

    Презентация рассматривает проблемы в преподовании предмета биологии при введении ФГОС ООО...