Семинар - практикум для педагогов ДОУ "Формирование психологического здоровья у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии"
методическая разработка по психологии на тему

Королева Наталья Александровна

Представленная разработка семинара-практикума содержит полную информацию о проблеме психологического здоровья детей, представленную в когнитивном блоке, а также обобщенную модель его формирования через методы и приемы арт-терапии - в практическом блоке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_publikatsiya.doc214.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Формирование психологического здоровья у детей старшего дошкольного возраста методами арт-терапии»

Целевая группа: педагоги МБДОУ.

Задачи, решаемые в процессе проведения семинара-практикума:

- Обогатить знания о понятии «психологическое здоровье».

- Выявить причины и факторы риска нарушений психологического здоровья детей (на их основе составить классификацию нарушений психологического здоровья детей).

- Познакомиться с обобщенной моделью формирования психологического здоровья у детей старшего дошкольного возраста, с методами и приемами арт-терапии, используемыми в практической деятельности.

Сценарий семинара-практикума:

Вступление.

Тема о психологическом здоровье появилась на «сцене жизни» достаточно давно, и с течением времени становится все более популярной, обоснованной, актуальной в силу своей «данности», т.к. психологическое нездоровье все чаще беспокоит людей в целом.

Мы с вами живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов и успешной самоактуализации – как бы вопреки экстремальным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Можно ли помогать человеку уже с детства находить опору в себе самом, наращивать ресурсы психологического противостояния негативным факторам реальности?

Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать условия для его полноценного развития. Основа такого развития – психологическое здоровье, от которого, как мы знаем, во многом зависит здоровье человека в целом. Известно, что 30-40% хронических заболеваний имеет психогенную основу.

Так что же представляет собой психологическое здоровье? И как его можно формировать?

Когнитивный блок.

Понятие психологического здоровья.

Прежде чем обсуждать пути и методы формирования психологического здоровья детей, обсудим содержание самого понятия.

Термин «психологическое здоровье» относится к личности в целом.

Попробуем вместе составить портрет психологически здорового человека (что вы вкладываете в это понятие, какие характеристики свойственны психологически здоровой личности?).

Составление портрета психологически здорового человека.

Ключевым для описания психологического здоровья словом является  ГАРМОНИЯ. Это ни что иное, как баланс между различными частями «Я» человека, между эмоциональным, интеллектуальным, коммуникативным и физическим аспектами. Это гармония между человеком и окружающими людьми, между человеком и природой, гармония с самим собой.

Психологическое здоровье детей. Уровни психологического здоровья детей.

Что же является нормой психологического здоровья, на которую следует ориентироваться, работая с детьми? Следует исходить из следующего положения, определенного И.В.Дубровиной:

Норма психологического здоровья – это наличие определенных личностных характеристик, позволяющих человеку не только адаптироваться в обществе, но и, развиваясь, самому содействовать его развитию.

Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидом и средой, то ключевым критерием становится адаптация ребенка к социуму.

(Если для младенца гармонией можно считать приспособление среды (в лице матери) к его потребностям, то чем старше становится ребёнок, тем более необходимым становится его собственное приспособление к условиям  среды.)

Рассматриваются конструктивный и деструктивный внутриличностные конфликты.

Для нормального психологического развития необходимо отсутствие деструктивного внутриличностного конфликта. Разберемся в этом понятии…

Известно, что внутриличностный конфликт характеризуется нарушением нормального механизма адаптации. Для разрешения конфликтов есть огромное количество разных способов. Выбор человеком того или иного способа зависит от его пола, возраста, личностных особенностей, уровня развития.

Конфликты могут быть конструктивными и деструктивными.

 Конструктивный конфликт является необходимым, одним из механизмов становления личности ребёнка, приобретения им новых черт. Преодолевая конфликтную ситуацию, ребёнок получает возможность приобретения   новых   адаптивных   умений,    собственного развития и самореализации. Поэтому столь популярные сегодня идеи по поводу необходимости абсолютного эмоционального комфорта для ребёнка полностью противоречат закономерностям его нормального развития.

Деструктивный конфликт усугубляет нарушение личности, перерастает в жизненные кризисы и ведёт к появлению невротических реакций; угрожает эффективности деятельности, тормозит развитие личности, является источником неуверенности и неустойчивости поведения, приводит к формированию устойчивого комплекса неполноценности, потере смысла жизни, деструкции существующих межличностных отношений, агрессивности.

Рассматриваются причины конфликтов.

Вернёмся к деструктивному внутриличностному конфликту и причинам его появления.

Психологами доказано, что внутренний конфликт вызван трудностями,  появляющимися  у  ребёнка  в  стадиях  созревания его «Я».

Если в младенчестве не формируется базовое доверие к окружающему миру, то это приводит к возникновению страха внешней агрессии.

Несформированная в раннем возрасте самостоятельность («Я сам»)  может явиться причиной появления страха независимости и, соответственно, стремления к зависимости от мнения и оценок окружающих.

Отсутствие инициативности, берущее начало в дошкольном возрасте, может явиться причиной появления страха перед новыми ситуациями и самостоятельными действиями.

В то же время в некоторых ситуациях происходит резонанс между нарушениями развития на детских стадиях и неблагоприятными влияниями внешней среды. То есть содержание конфликта, вызываемого внешними факторами, совпадает с содержанием уже имеющегося конфликта. Тем самым внешние факторы усугубляют внутренние трудности ребёнка.

Какие же внешние факторы могут стать факторами риска для возникновения резонанса конфликтов?

Если внутренний конфликт имеет своим источником проблемы младенчества, то резонанс – усиление и закрепление внутреннего конфликта – будет вызываться высоким уровнем тревоги у самих родителей, что выражается в повышенной беспокойстве по поводу развития ребёнка (здоровья, учёбы и т.п.)  или же в тревоге в связи со своей профессиональной деятельностью, взаимоотношениями друг с другом, ситуацией в стране.  Дети в этом случае отличаются выраженным чувством незащищённости: они испытывают ощущение небезопасности окружающего мира.

Если внутренний конфликт сформировался в раннем возрасте, то есть у ребёнка не появилась автономная позиция, то к резонансу приведёт гиперопека родителей.

(Под автономной позицией ребёнка понимается формирование у него потребности и умений самостоятельно действовать, думать и чувствовать. Ребёнок с таким внутренним конфликтом будет страдать от чувства несвободы, необходимости соответствовать требованиям окружения и в то же время, будучи зависимым от окружения, избегать самостоятельных действий).

Для старших дошкольников (и младших школьников) определяющими являются факторы семейной ситуации.

К примеру, даже абсолютно неуспешный ребёнок при поддержке семьи и при создании ею ситуаций успеха в других областях может не иметь внутреннего конфликта, связанного с учебной неуспешностью.

Все семейные факторы риска можно условно разделить на три группы:

        - нарушение психологического здоровья самих родителей, и в первую очередь наличие у них повышенной тревожности;

        - неадекватный стиль воспитания ребёнка, и в первую очередь гиперопека;

        - нарушение механизмов функционирования семьи, и в первую очередь наличие конфликтов между родителями или отсутствие одного из родителей.

        Однако, следует сделать важное замечание. Неблагоприятное влияние на психологическое здоровье ребёнка оказывает не сама актуальная или прошлая семейная ситуация, а восприятие её ребёнком. Неблагоприятная семейная ситуация будет негативно влиять на ребёнка только в том случае, если она субъективно воспринимается им как неблагоприятная, если она является для него источником страдания, чувства ревности или зависти к окружающим.

В качестве иллюстрации можно привести результаты исследований представлений старших дошкольников об идеальной семье, которую им предлагалось изобразить в виде животных. Оказалось, что идеальный отец изображается в образах доброго льва, медведя, то есть животных, олицетворяющих силу, а идеальная мать – в образе кошки: животного, приносящего тепло и ласку.

        В случае развода родителей или конфликтов между ними возникает конфликт лояльности. Он заключается в том, что ребёнок вынужден выбирать, на чьей стороне он находится: маминой или папиной. Следствием конфликта лояльности может явиться развитие у ребёнка тех или иных невротических симптомов: страхов или фобий, излишней покорности и т.п. При этом ребёнок чувствует свою ненужность, покинутость, поскольку переживание родителями супружеских конфликтов отвлекает их внимание от эмоциональных трудностей ребёнка.

        Необходимо отметить, что конфликты между родителями или развод далеко не всегда имеют такие выраженные неблагоприятные последствия. Они возникают только тогда, когда родители бессознательно или осознанно привлекают детей в качестве союзников в борьбе друг против друга. Иногда к такому же итогу приводит рождение в семье второго ребёнка, в особенности ели до этого старший являлся кумиром семьи. В этой ситуации преобладающим у ребёнка является чувство одиночества.

Приложение: шкала стресса у детей (показывает степень влияния различных событий на уровень стресса детей).

Шкала стресса у детей

Различные события оказывают разное влияние на уровень стресса детей (чем выше показатели, тем больше стресс).     

События

Дошкольники

Средняя школа

Старшая школа

Поступление в 1 класс или старшую школу

42

46

45

Перевод в другую школу (дет.сад)

33

46

52

Рождение брата или сестры

50

50

50

Уход из дома брата/сестры

39

36

33

Госпитализация брата/сестры

37

41

44

Смерть брата/сестры

59

68

71

Отъезд отца из-за смены работы

36

45

42

Потеря работы родителями

23

38

48

Разлука родителей

74

78

77

Развод родителей

78

84

84

Госпитализация одного из родителей (серьезная болезнь)

51

55

54

Смерть одного из родителей

89

91

94

Смерть бабушки/дедушки

30

38

35

Появление отчима или мачехи

62

65

63

Тюремное заключение одного из родителей (30 дней или меньше)

34

44

50

Тюремное заключение одного из родителей (1 год и больше)

67

67

76

Появление третьего взрослого (дедушка/бабушка)

39

41

34

Изменение финансового положения родителей

21

29

40

Мать начинает работать

47

44

36

Уменьшение ссор между родителями

21

25

29

Увеличение ссор между родителями

44

51

48

Увеличение ссор с родителями

39

47

46

Известие о том, что ты – приемный ребенок

33

52

70

Приобретение какого-либо уродства

52

69

83

Врожденное уродство

39

60

70

Госпитализация ребенка

59

62

59

Изменение отношения ровесников

38

51

68

Выдающиеся личные успехи

23

39

45

Смерть близкого друга (друга детства)

38

53

65

Провал на экзаменах в школе

-

57

62

Исключение из школы

-

46

54

Беременность незамужней сестры-подростка

-

36

60

Употребление наркотиков или алкоголя

-

61

70

Активное посещение церкви /синагоги

-

25

28

Неучастие в том, в чем хочется участвовать (спортивная команда, ансамбль и т.п.)

-

-

49

Разрыв с другом/подругой

-

-

47

Начало свиданий

-

-

55

Отцовство

-

-

76

Беременность

-

-

95

Можно выделить несколько уровней психологического здоровья ребенка – они достаточно условны, однако необходимы для организации практической работы с детьми.

1. Креативный уровень (творческий, созидательный).

Существуют дети, которые не нуждаются в психологической помощи. Они устойчиво адаптированы к любой среде, обладают резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности. Этот идеальный образ ребенка, достаточно редкий в реальной жизни, выражает совершенную степень психологического здоровья, его высший уровень.

2. Адаптивный уровень

Большинство относительно «благополучных» детей в целом адаптированы к социуму, но проявляют отдельные признаки дезадаптации, обладают повышенной тревожностью. Такие дети не имеют достаточного запаса прочности психологического здоровья. Это – группа относительного риска и представляет средний уровень психологического здоровья.

3. Ассимилятивно-аккомодативный уровень

Это низкий уровень психологического здоровья. (Налицо непосредственно нарушения психологического здоровья).

Рассматривается классификация нарушений психологического здоровья.

        Внутриличностные конфликты по-разному проявляются внешне в зависимости от стиля поведения ребёнка в конфликте. Выделяют два основных деструктивных стиля поведения в конфликте: ассимилятивный и аккомодативный.

        При ассимилятивном стиле поведения ребёнок стремится приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям, пытается полностью соответствовать желаниям окружающих.

        При аккомодативном поведении ребёнок, наоборот, активно использует наступательную позицию, стремится подчинить окружение своим потребностям.  

        От чего зависит выбор ребёнка? Пара «активность – пассивность» появляется на сцене уже в первый период жизни, то есть уже младенцы проявляют либо активное, либо пассивное поведение.

Можно предположить, что склонность ребёнка к активным или пассивным способам поведения во многом определяется особенностями его темперамента, закрепляемыми условиями развития. Конечно, ребёнок может в разных ситуациях использовать и тот, и другой стиль. Поэтому можно говорить лишь о преобладающем стиле поведения для конкретного ребёнка. Но условное отнесение поведения в конфликте к ассимилятивному или аккомодативному удобно, поскольку даёт возможность выйти на поведенческие проявления внутреннего конфликта.

Кроме того, беря за основу стиль поведения в конфликте, можно составить классификацию нарушений психологического здоровья старших дошкольников.

Рассмотрим каждое из нарушений психологического здоровья подробнее.

Классификация нарушений психологического здоровья детей

Преобладание ассимилятивного поведения

Преобладание аккомодативного поведения

Ч У В С Т В О     Н Е З А Щ И Щ Е Н Н О С Т И

Защитная агрессивность

Основная причина – нарушение развития в младенчестве, закрепленное актуальной семейной ситуацией. Основная функция агрессии – защита от внешнего мира.

Поведенческие проявления: часто конфликтует, дерется; громко говорит; на занятиях выкрикивает; проявляет обостренную тенденцию к лидерству.

Страхи

Преобладают пассивные формы реагирования на окружающую действительность.

Характерные проявления: дети заявляют о большом количестве источников страха; многие страхи имеют постоянный характер; реакции страха несоразмерны ситуациям, в которых они возникают; у ребенка отсутствует возможность для преодоления и ослабления страха; страх наносит ущерб качеству жизни.

Ч У В С Т В О     Н Е С В О Б О Д Ы, З А В И С И М О С Т И

Деструктивная агрессивность

Основная причина – отсутствие в раннем возрасте автономности, способности к самостоятельным выборам, суждениям, оценкам; подавление своих эмоций.

Поведенческие проявления: склонны к проявлению косвенной агрессии (насмешки, внезапные вспышки ярости, воровство, действия исподтишка); присутствует стремление ломать; проявляют радость при разрушении чего – либо; испытывают стремление к употреблению слов анальной проблематики; в общепринятом смысле почти неагрессивны; в ситуациях проверки знаний проявляют неуверенность, сверхконтроль.

Социальные страхи

Причина – та же. Поведенческие проявления: дети стремятся соответствовать установленным нормам, образцам поведения, готовы жертвовать своими интересами; очень стремятся к поощрениям; присутствует страх ошибок; обладают высокой эмоциональной чувствительностью; все эмоции переживают внутри; не могут проявить чувство гнева; остро реагируют на неуспех; имеют склонность к психосоматическому реагированию (заболевают в эмоционально напряженных ситуациях); при выполнении учебных заданий часто задают вопросы типа «А можно так?», «А как надо?»; трудности вызывают творческие и незнакомые задания; испытывают трудности в планировании своих действий (слабая ориентация в реальной ситуации).

Ч У В С Т В О     О Д И Н О Ч Е С Т В А, П О К И Н У Т О С Т И

Демонстративная агрессивность

Основная причина – депривация потребностей в безопасности, в любви и принятии.

Цель – привлечь к себе внимание.

Поведенческие проявления: стараются привлечь к себе внимание социально неодобряемыми способами; проявляют преимущественно вербальную агрессию; могут прибегать к лживости или воровству; проявляют большое внимание к своей одежде, внешнему виду.

Замкнутость, уход в себя

Причина – та же.

Поведенческие проявления: на занятиях мечтают о чем – либо; снижено внимание;

в поведении отсутствует спонтанность, живость; невелико количество контактов со сверстниками; отказываются говорить со взрослыми о своих проблемах.

Каковы же основные факторы риска нарушения психологического здоровья на разных возрастных этапах развития?

Младенчество

Начнем с младенчества (от рождения до года). Главное для младенца – общение с матерью. Дефицит этого общения становится фактором риска, последствия которого могут проявиться много позднее. Однако психологическому здоровью младенца вредит и избыточное общение с матерью, приводящее к сверхстимуляции ребенка. Оно встречается во многих современных семьях, и требует особого внимания, поскольку редко расценивается как фактор риска не только обыденным сознанием, но и некоторыми специалистами-психологами. Избыток материнских ласк и заботы традиционно воспринимается как благоприятное явление. Люди недальновидно полагают, что если мать постоянно находится рядом с ребенком, не оставляет его ни на минуту, то это хорошая мать. Но такая мать нередко впадает в эмоциональную зависимость от ребенка, без него чувствует пустоту и одиночество, и следствием чрезмерной привязанности становится не только хроническая тревожность матери, проявляющаяся, прежде всего в отношениях с ребенком, но и отстранение отца и других близких от необходимого общения с младенцем.

Некоторые матери стремятся так старательно выполнять свои родительские обязанности, что их тревожность передается ребенку. Обычно такие мамы хорошо знакомы со всеми нормами физического развития ребенка, и любое отклонение от стандартных показателей приводит их в панику. Часто их тревожность направлена избирательно на одну из сфер жизнедеятельности ребенка: например, на все, что связано с питанием и пищеварением. Их чрезмерно беспокоит процесс принятия пищи, и он подвергается жесткой регламентации вопреки естественным потребностям и индивидуальным особенностям ребенка. Такие мамы закармливают детей либо, наоборот, недокармливают, во что бы то ни стало, выдерживая положенные интервалы.

Другой вид патологических взаимоотношений – чередование тревожности и повышенного внимания с пустотой, с провалами в общении, когда жизнь ребенка становится структурно неорганизованной, неупорядоченной, аритмичной. Этот вид отношений характерен для матерей-студенток, которые не имеют возможности постоянно ухаживать за ребенком, а чувство вины заглаживают чрезмерными ласками. Среди младших школьников доводится наблюдать детей-астматиков, которые в младенчестве находились в подобной ситуации.

И еще один вид патологических взаимоотношений матери и младенца – это формальное общение, лишенное тепла, необходимого для нормального развития ребенка. Есть матери, которые организуют уход за ребенком и общение с ним всецело по книгам, по советам врача, исключая проявления живой привязанности и собственную интуицию. Другие же неспособны к эмоциональному контакту с ребенком вследствие неких личных переживаний, не связанных с ним (например, конфликт с мужем, утрата любимой работы и т.д.). Примечательно, что наиболее часто эмоционально холодные матери встречаются в состоятельных семьях.

Нарушения взаимодействия младенца с матерью могут привести к формированию таких негативных личностных образований, как тревожная привязанность его к матери и недоверие к окружающему миру (вместо нормальной привязанности и базового доверия). Эти негативные образования имеют устойчивый характер, сохраняясь до младшего школьного возраста и далее, приобретая в процессе взросления ребенка различные формы, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей.

Дети с тревожной привязанностью к матери, и поступив в школу, сильнее других зависят от оценок взрослых, делают уроки только с мамой, все проблемы школьной жизни выносят на мамин суд.

Дети с недоверием к миру часто проявляют деструктивную агрессию, переживают немотивированные страхи, демонстрируют повышенную тревожность.

      Нарушения младенческого периода оказываются основой для возникновения психосоматических отклонений. Психосоматика – основной язык младенца: нарушения сна, желудочные колики – это способы, которыми младенец сообщает миру и своей маме, что ее функция выполняется неудовлетворительно. Психика ребенка довольно пластична, и впоследствии он может освободиться от психосоматических нарушений, но нередко они сохраняются до зрелого возраста. Психосоматический язык реагирования на неблагоприятные факторы среды, сохраняясь до школьного возраста, оборачивается головными болями, немотивированной рвотой, заиканием у школьника.

Ранний возраст

В раннем детском возрасте  (от года до трех лет) взаимоотношения с матерью сохраняют свою значимость, однако в этом возрасте начинает формироваться «Я» ребенка. Он постепенно осознает себя как отдельную личность, внутренне отделяясь от матери. Итогом развития в раннем детстве должно стать формирование автономности, относительной самостоятельности ребенка, а для этого матери необходимо «отпустить» его на такое расстояние, на которое он сам захочет и сможет отойти. Определить, на какое расстояние, нужно «отпустить» ребенка и в каком темпе это следует делать, бывает довольно трудно. Продолжение навязчивой опеки со стороны тревожной матери становится в раннем детстве одним из факторов психологического риска, ведущим к столь же неблагоприятным последствиям, как и слишком быстрое и резкое отделение ребенка от матери вследствие выхода женщины на работу, помещения ребенка в ясли, рождения второго ребенка и т.п.

В раннем возрасте одной из форм детской активности является агрессия. Практически каждый ребенок в норме проходит эту стадию становления собственной активности, самостоятельности. Но не всегда родители способны правильно относиться к этим проявлениям. Их стремление полностью вытеснить проявления агрессии ребенка с помощью безусловного запрета на любую агрессивность также может оказаться фактором риска. Всегда добрый и покладистый ребенок, который никогда не капризничает, гордость мамы и всеобщий любимец, часто платит за всеобщую любовь ценой нарушения своего психологического здоровья.

Еще один камень преткновения семейной педагогики – воспитание опрятности, аккуратности. То, как оно осуществляется родителями, также сказывается на состоянии психологического здоровья малыша. Любовь матери к порядку, ее уверенность в необходимости воспитания хороших привычек часто становится ареной борьбы ребенка за самоопределение: мама настаивает на соблюдении правил, а ребенок отстаивает свое право делать то, что он хочет. Излишне строгое и скорое приучение к опрятности также может оказаться фактором психологического риска. Некоторые мамы слишком рано начинают прививать малышу отвращение к грязным пеленкам и штанишкам, строго наказывают его, не понимая, что со временем ребенок естественным образом и сам начнет испытывать дискомфорт в такой ситуации. Т.Бауэр описывает эксперимент с двумя близнецами, которых приучали к пользованию горшком: одного – начиная с первого месяца жизни, второго – к исходу второго года. В результате малыши научились этому практически одновременно, причем  второму потребовалось всего две недели, в то время как первому – все это время, то есть около двух лет. Этот пример показывает, насколько более эффективными могут быть усилия, приложенные вовремя, а для этого необходима элементарная осведомленность родителей о закономерностях возрастного развития детей.

Любопытно, что исследователи детского фольклора связывают борьбу взрослых за опрятность с появлением некоторых детских страхов: неотвратимость наказания порождает, в частности, столь популярные в детской среде дошкольного и младшего школьного возраста сюжеты «страшилок» о «темном пятне», «черной руке» и пр. И с этим можно согласиться, поскольку рука матери, через которую ребенок в младенчестве получал любовь и чувство безопасности, превращается в источник агрессии. Именно те младшие школьники, чьи родители придавали чрезмерное значение воспитанию аккуратности, чаще проявляют особый интерес к «страшилкам» о «черной руке» и «темном пятне». Через обсуждение этих сюжетов такие дети часто переходят к разговору о «запрещенных» чувствах: обиде и гневе в отношении родителей. Видимо, запрет на неопрятность и запрет на «неправильные» чувства также психологически взаимосвязаны, опосредованы детскими страхами.

В раннем детстве для становления самостоятельности ребенка очень важно общение с отцом. Отец должен быть физически и эмоционально доступен ребенку, поскольку, во-первых, является наглядным примером отношений с матерью как отношений автономных субъектов, во-вторых, выступает прообразом внешнего мира, когда некоторое удаление от матери оказывается не уходом в никуда, а уходом к кому-то, и в-третьих, отец является по своей природе менее тревожным, более психологически устойчивым, нежели мать, и может оказаться источником психологической защиты ребенка, его душевного равновесия. Если отец редко бывает рядом с ребенком, это негативно сказывается на формировании столь важных психологических свойств этого возраста, как самостоятельность и автономность. Недоразвитие этих качеств оборачивается впоследствии трудностями школьной адаптации. Здесь – источник неуверенности ребенка в себе в новой среде и проблемы выражения негативных чувств. Педагоги и родители нередко ошибочно полагают, что ребенок с проблемой выражения гнева – это агрессивный ребенок, который дерется, плюется, сквернословит. Однако эта проблема может проявляться по-разному. Запрет на проявления гнева, его напряженное сдерживание и абсолютное вытеснение могут обернуться у одного ребенка страхом взросления и депрессивными проявлениями, у другого – чрезмерной тучностью, у третьего – резкими необоснованными вспышками агрессии при общем, явно выраженном стремлении быть хорошим, приличным мальчиком. Так, неуверенная в себе девочка после нескольких месяцев индивидуальных занятий однажды позволила себе поколотить большую игрушечную собаку, выразить свой гнев. С этого момента она перестала предварять все свои действия на уроках тревожными вопросами: «А можно так?», «А как нужно?», стала увереннее в себе, непосредственнее, что сказалось и на ее самочувствии, и на общении с окружающими.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) столь многогранен и значим для формирования психологического здоровья ребенка, что описать все возможные ситуации, способные стать факторами риска со стороны семейной системы в целом, включающей взаимодействие ребенка со всеми близкими в доме.

Для многих современных семей характерна ситуация «ребенок – кумир семьи», когда удовлетворение потребностей ребенка преобладает над удовлетворением потребностей остальных членов семьи или даже идет им в ущерб. Следствием семейного взаимодействия такого типа может стать нарушение эмоциональной децентрации – одного из важнейших новообразований дошкольного возраста. Ребенок, неспособный к эмоциональной децентрации, не может воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей, он воспринимает мир только с позиции собственных желаний и интересов, не умеет общаться со сверстниками, не понимает требований взрослых. Такой «пуп земли» может быть незаурядным интеллектуалом, но с трудом адаптируется к школе именно вследствие своих психологических проблем.

Другой фактор риска со стороны семейной системы – это неполная семья или конфликтные отношения между членами семьи. Влияние неполной семьи на развитие ребенка изучено достаточно хорошо, а вот роль конфликтных взаимоотношений как фактор риска часто недооценивается. А ведь именно они вызывают глубокий внутренний разлад ребенка, приводят к развитию неврозов: энуреза, истерии, навязчивых страхов.
            У некоторых детей вследствие семейных конфликтов проявляются характерные изменения в поведении: общая настороженность, сильно выраженная готовность к реагированию, боязливость, покорность, склонность к депрессивным настроениям, эмоциональная скованность, недостаточная способность к аффектации и фантазированию. Но все эти изменения, как правило, отмечаются взрослым лишь тогда, когда перерастают в школьные трудности…

Еще одно явление, значимое для формирования психологического здоровья дошкольников в условиях семьи и представляющее собой серьезный фактор риска, - родительское программирование. Оно может воздействовать на ребенка неоднозначно. С одной стороны, родительское программирование обеспечивает усвоение ребенком нравственной культуры семьи, семейных традиций и ценностей, создает предпосылки индивидуальной духовности. А с другой стороны, вследствие чрезмерной потребности и явно выражаемой родительской любви, ребенок приучается постоянно адаптировать свое поведение к ожиданиям взрослых, опираясь на их вербальные и невербальные сигналы. Формируется, по выражению Эрика Берна, «приспособившийся ребенок», функционирующий за счет снижения своей способности чувствовать, проявлять любознательность и активность, а в худшем случае – за счет проживания «не своей жизни». Формирование «приспособившегося ребенка» можно связать с воспитанием по типу «доминирующей гиперпроекции», описанному Э.Г.Эйдемиллером, когда семья уделяет ребенку много внимания, но лишает его самостоятельности. Именно у «приспособившегося ребенка», столь удобного для родителей и других взрослых, отсутствует важное новообразование дошкольного возраста – инициативность, что и в младшей школе редко попадает в поле внимания родителей и школьных педагогов. «Приспособившийся ребенок» в начальной школе может не проявлять внешних признаков дезадаптации, серьезных нарушений в учебе и поведении. Но при более внимательном рассмотрении выявляются повышенная тревожность, неуверенность в себе, а иногда и выраженные страхи.

Итак, мы рассмотрели семейные неблагоприятные факторы, которые в онтогенетическом развитии могут определить нарушения психологического здоровья ребенка, переступающего порог школы.

 Следующая группа факторов связана с детскими учреждениями. Коснемся факторов риска, обусловленных детским садом.

Первая встреча малыша с чужим значимым взрослым – воспитателем – во многом определяет его дальнейшее взаимодействие со всеми значимыми взрослыми. С появлением воспитателя ребенок получает первый опыт полиадического (вместо диадического – с родителями) общения. Как показали исследования, средний воспитатель обычно не способен воспринять и отреагировать на 50% обращений детей. Эффект этого явления может быть двояким: это стимулирует самостоятельность ребенка, снижает его эгоцентризм, но может стать и причиной фрустрации потребности в безопасности, способствовать развитию тревожности, психосоматизации ребенка.

В детском саду у ребенка может возникнуть серьезный внутренний конфликт в случае раздоров  со сверстниками. Он возникает вследствие противоречия между требованиями других людей и возможностями ребенка, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности. Итак, условия детского сада часто оказываются для ребенка стрессогенным фактором, приводят к депривации основных потребностей.

Однако так ли необходимо во всех случаях избегать стрессогенных факторов?

«В последнее время принято рассматривать психическое здоровье как продукт специальной «диеты», включающей соответствующие порции любви и безопасности, конструктивных игрушек, здоровых сверстников, прекрасного полового воспитания, контроля и выхода эмоций; все это вместе образует сбалансированное и здоровое меню. Напоминает вареные овощи, которые хоть и питательны, но не вызывают аппетита. Продукт такой «диеты» станет хорошо отлаженным скучным человеком».

Для полноценного развития ребенку необходима фрустрация. Например, М.Кляйн при описании развития младенца говорит о необходимости баланса между фрустрацией и комфортом. Определенная доля беспокойства, за которой следует удовлетворение потребности, дает младенцу ощущение, что он может справиться с тревогой. А полное отсутствие конфликтов мешает возможности обогащения его личности, тормозит процесс наращивания запаса жизненной прочности. Положительная роль препятствий в развитии отмечается и И.В.Дубровиной. Препятствия, по ее мнению, вызывают активность субъекта, порождают потребность искать и находить способы их преодоления, вырабатывать стратегии борьбы с ними.

П.Ниемеля рассматривает роль препятствий в развитии ребенка через призму развития человека в течение всей его жизни. Он утверждает, что кризисные периоды необходимы для развития взрослого человека. В эти периоды человек совершает важную духовную работу: выясняет противоречия между своими притязаниями и реальными условиями, между желаниями и возможностями и т.п. И после этого строит «новую жизнь» на реалистических основаниях. Большинство людей не видят конструктивной роли кризисов, считают их остановками в развитии. Отмирание привычных установок всегда болезненно, но для многих людей это путь к обновлению личности и качества жизни. Приложение подобных взглядов к проблемам детского развития должно привлечь внимание взрослых именно к трудным периодам ребенка, но не для полного избавления его от трудностей, а с целью их конструктивного преодоления, поиска их смысла и обучающего воздействия.

Итак, трудные ситуации позволяют ребенку накопить опыт борьбы, стимулируют его активность, способствуют его личностному развитию, а в некоторых случаях позволяют добиться сверхкомпенсации. Однако это происходит только тогда, когда степень трудности посильна для ребенка, соответствует его возрастным и индивидуальным возможностям переживания стресса без ущерба для психологического и физического здоровья. Почему некоторые дети в неблагоприятных условиях не «ломаются», а наоборот, добиваются успехов? Ведь часто дети, выросшие во вполне комфортной среде, нуждаются в психологической помощи. Кроме того, не всегда есть возможность менять среду, делать ее более комфортной. Возможно, более продуктивным, нежели определение внешних факторов риска, окажется поиск внутренних причин жизнестойкости, анализ индивидуально-личностных факторов риска нарушения психологического здоровья. 

Психологи К.Флэйк-Хобсон и Г.Крайг изучили и описали явление «неуязвимости», или жизнестойкости детей. Жизнестойкие дети – это дети, которые росли в неблагоприятной внешней среде (в бедности, при пьющих или больных родителях), но сумели не только противостоять ей, но и вырасти уверенными в себе, эмоционально устойчивыми, достигнуть жизненного успеха. Э Вернер изучала группу жизнестойких детей в течение тридцати лет и установила, что эти дети обладали, прежде всего «легким» темпераментом, а также умением устанавливать прочные привязанности.

Остановимся на обусловленных темпераментом предпосылках стрессоустойчивости, а также на факторах риска, связанных с темпераментом. А Томас выделил следующие признаки «трудного» темперамента: аритмичность, низкая адаптивная способность, тенденция к регрессии, преобладание плохого настроения, боязнь новизны и незнакомых ситуаций, чрезмерное упрямство, рассеянное внимание, повышенная или пониженная активность. Такой темперамент может привести к расстройствам поведения. Однако эти расстройства вызываются не столько личностными свойствами ребенка, сколько характером его взаимодействия со средой. Проблема заключается в том, что окружающие взрослые не  способны взаимодействовать с такими детьми, не умеют применять воспитательные методы, адекватные свойствам темперамента ребенка.

Индивидуальные свойства темперамента, которые можно рассматривать как фактор риска в становлении психологического здоровья, описал Я.Стреляу. Он полагал, что темперамент – это совокупность относительно устойчивых характеристик поведения, проявляющихся в энергетическом уровне поведения и во временных параметрах реакций. Поскольку темперамент модифицирует воспитательные воздействия среды, исследовалась связь свойств темперамента с некоторыми качествами личности. Оказалось, что эта связь проявляется особенно в отношении одной из характеристик энергетического уровня поведения – реактивности. Под реактивностью понимается соотношение силы реагирования и силы вызвавшего реакцию стимула.

Высокореактивные дети – те, кто сильно реагирует даже на слабые стимулы, низкореактивные – со слабой интенсивностью реакций. Их можно различать, в частности, по реакциям на замечания. Слабореактивных замечания взрослых заставляют вести себя лучше, делать все старательнее, т.е. улучшают их деятельность. У высокореактивных детей, напротив, в такой ситуации деятельность ухудшается. Им достаточно строгого взгляда, чтобы они почувствовали недовольство педагога.

Высокореактивным детям  обычно присуща повышенная тревожность, у них снижен порог страха. Их работоспособность низка, поскольку они недостаточно настойчивы, с трудом соразмеряют свои действия с реальным положением вещей. Для них характерен пассивный уровень саморегуляции, их притязания неадекватны – чрезмерно занижены либо завышены. Трудные свойства темперамента не обязательно становятся прямым источником нарушения психологического здоровья. Но как существенный фактор риска их необходимо учитывать.

Итак, психологическое здоровье ребенка формируется при сложном взаимодействии внешних и внутренних факторов, причем не только внешние факторы преломляются во внутренние, но и внутренняя сила личности способна модифицировать внешние воздействия. Для развития психологически здоровой личности, безусловно, необходим опыт борьбы, приводящей к успеху.

          Мы достаточно полно представили теоретический  анализ психологического здоровья детей. Перейдем теперь непосредственно к вопросу его формирования:

Практический блок.

Рассмотрим арт-терапию, как одну из самых эффективных форм работы с дошкольниками (музыкотерапия, сказкотерапия, рисуночные техники).

В настоящее время широко используется музыкальная терапия, так как музыка оказывает на человека колоссальный терапевтический эффект и способствует реализации здоровьесберегающих технологий.

В России музыкальную терапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году. Выдающийся психоневролог В.М.Бехтерев утверждал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, придает физическую бодрость. Учеными доказано, что при использовании релаксационной музыки снижается частота пульса, успокаивается дыхание, потребление кислорода уменьшается на 16%; электроэнцефалограмма фиксирует успокоение; релаксация делает людей более спокойными и уравновешенными, снижается тревожность, уходят отрицательные эмоции; одновременно улучшается способность к концентрации, обостряется восприятие, укрепляется иммунитет, улучшается прохождение биохимических процессов. Позитивное воздействие оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, рокота океанических волн, шума дождя. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом. Музыкальная терапия является эффективным методом лечения детских неврозов.

В работе по формированию психологического здоровья детей эффективно использовать сказки. Сказкотерапия является самым древним психологическим и педагогическим методом. Сегодня под сказкотерапией понимают способы передачи знаний о духовном пути и социальной реализации человека. Именно поэтому можно назвать сказкотерапию воспитательной системой, которая сообразна духовной природе человека. Сказкотерапию можно назвать «детским» методом, потому что сказки обращены к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.

Есть древняя история о том, что человек в своем развитии проходит три стадии: сначала он – верблюд, потом – лев, а затем уже – ребенок. Верблюд подчиняется правилам, везет на себе груз повседневных забот, не сопротивляется обстоятельствам. Как и верблюд, пересекающий пустыню, человек на этой стадии обладает большим запасом жизненной прочности. Когда терпение и силы у верблюда иссякают, человек превращается в льва. Теперь он активно сопротивляется обстоятельствам, обличает обидчиков, борется за справедливость, достигает определенных социальных высот. Но приходит момент, когда лев понимает, что все, чему он посвятил свою жизнь, удаляет его от истины, погружает в круговорот суеты и пучину неразрешимых проблем. Лев осознает, что жизнь его лишена чего-то простого и гармоничного. И вот тогда происходит переход на следующую стадию развития – ребенка. Теперь человек смотрит на мир открытым счастливым взглядом, видит прекрасное в мелочах, ему хочется познать смысл того, что ранее казалось понятным. У человека за спиной большой жизненный путь, однако, нет у него усталости и пессимизма. Есть желание открывать новое, постигая истину…

Если помнить об этой притче, то сказкотерапию, действительно, можно смело назвать «детским» методом. Тем более, что ребенок – «самый главный человек на земле». Именно к такому выводу еще в XVI веке пришел великий индийский падишах Акбар.

Предметом сказкотерапии является процесс воспитания внутреннего ребенка, развития души человека.

Можно часто услышать вопрос о том, как работать с конкретными проблемами: страхами, агрессивностью, энурезом, тиками и так далее. Можно ответить старой психологической поговоркой: «Не покупайтесь на симптом, работайте с причиной». Так в чем же причина? В деструктивном раннем опыте ребенка? В комплексе неполноценности? В несформированности моделей эффективного поведения?

Представители различных психологических школ пытаются искать причину неблагополучного развития ребенка, исходя из той концепции, которой они доверяют. Сегодня многие первопричины человеческих проблем уже сформулированы. И многое можно объяснить внутренней дисгармонией развития человека. И все мероприятия помощи ему можно привести к одному общему знаменателю – достижению внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек выступает и в сказке, и в жизни как созидатель, а дисгармоничный – как разрушитель. Шкала «разрушитель-созидатель» становится основной внутренней диагностической шкалой. Как ведет себя человек, что он чувствует, как он мыслит, - все это можно проанализировать с точки зрения критерия «разрушение – созидание». Внешний разрушитель доставляет боль и дискомфорт другим людям, предметам, объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. В случае с разрушителем следует работать с общим недоразвитием личности, проявляющимся в дисгармонии. Основной принцип работы – вырастить внутреннего созидателя, который сумеет взять под контроль внутреннего разрушителя. И в этом поможет сказка…

Изотерапия – это творческий акт, который является формой помощи в самоопределении, самоощущении себя в окружающем мире. Рисование помогает выражать эмоции, чувства, внутренние конфликты, переживания, помогает мечтать и внутренне раскрепощаться. Рисование в какой-то степени моделирует, проецирует в психическом состоянии окружающую действительность. Изотерапия – это метод, помогающий человеку высвободить наружу имеющийся творческий потенциал, найти запасные способы решения проблем, освободить внутреннюю энергию. Она применяется и для формирования положительных взаимоотношений, а также психологической коррекции у детей с трудностями в социальной адаптации.

Рассмотрим обобщенную модель формирования психологического здоровья у детей.   Модель включает три основных компонента: аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный.

Познакомимся подробнее с каждым из этих компонентов. А в качестве средств, направленных на решение задач в рамках каждого из трех компонентов, рассмотрим упражнения арт-терапевтической направленности.

Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями «Я»: собственного «Я» человека, его связи с «Я» других людей и с окружающим миром.

Ему соответствует как достаточно полное знание и принятие самого себя, так и принятие других людей вне зависимости от пола, возраста, культурных особенностей, а также позитивное, творческое отношение к окружающему миру.

Достаточно большую категорию  в последнее время составляют дети с нарушениями в эмоционально-волевой сфере, а также социально запущенные. Конечно же, это дети, которые нуждаются в активном эмоциональном контакте с окружающим миром. И одной из главных задач в работе с такими детьми является: изменение отношения к окружающему миру от пассивно-враждебного к творческому, позитивному.

Рассмотрим одно из упражнений, решающих эту задачу: «Мой мир».

Это проективное рисование. Можно выполнить данную работу в виде мозаики, заранее разрезав лист ватмана на фрагменты.

Сначала ребенку предлагается нарисовать себя. Каждый рисует себя, используя фигурку-шаблон человека, раскрашивает ее.

- Это ты. Подумай, что тебя окружает, какой мир? Нарисуй этот мир.

Ребенок выполняет рисунок мира (на одном из фрагментов). После того, как будут нарисованы все рисунки, попросить детей сложить мозаику.

Далее используется визуализация. С ребенком обговариваются следующие моменты:

- Какой фрагмент тебе нравится больше всего?

- Где бы ты хотел поселиться?

- Если тебе стало страшно, куда бы ты пошел?

- Выбери то место в мозаике, где тебе будет спокойно и комфортно.

- Рядом с тобой всегда много людей, выбери, с кем бы ты хотел поселиться в этом мире?

  Теперь, используя другие фигурки-шаблоны, нарисуй этих людей.

- Кто это? Какие это люди?

- Где бы ты хотел поселить этих людей?

В рамках этого упражнения ведется поиск внутренних ресурсов для гармонизации эмоционального состояния ребенка, также проводится работа над развитием толерантности. И музыка используется  как терапевтическое средство. Когда ребенок находит себе то самое место, где ему хорошо и комфортно, можно закрепить это позитивное состояние прослушиванием соответствующей музыки.

Следует использовать музыку, которая отвечает эмоциональному состоянию ребенка, не противоречит его настроению.

Достаточно эффективный прием, работающий на гармонизацию эмоционального состояния ребенка, это просмотр видеосюжетов окружающего мира в музыкальном сопровождении классических произведений.

(Просмотр видеосюжета под музыку Антонио Вивальди «Времена года»).

Инструментальный компонент предполагает овладение рефлексией как средством самопознания, способностью концентрировать сознание на самом себе, внутреннем мире и своем месте во взаимоотношениях с другими.

Ему соответствует умение понимать и описывать собственные эмоциональные состояния и состояния других людей, возможность свободно и открыто проявлять чувства, не причиняя вреда другим, осознавать причины и последствия, как своего поведения, так и поведения окружающих.

Главная задача в рамках данного компонента – это обучение рефлексии, прежде всего своего эмоционального состояния. Обсуждая ситуации, вызывающие такие чувства, как радость, гнев, страх, дети узнают, что непонимание чувств другого человека может привести к конфликтам, получают представление о том, как надо их разрешать, начинают описывать такие собственные качества, как доброта, заботливость, доброжелательность, и даже пытаются распознавать различные части своего «Я».

Сейчас мы выполним упражнение «Создание Я-Образа» (выполняя его, дети отвечают на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?»).

А сначала послушайте Сказку про Машу (автор О.Хухлаева).

«Как-то раз ночью проснулась Маша от того, что в горле что-то щекочет. Открыла рот – оттуда начали один за другим выпрыгивать маленькие человечки. Прыг-прыг – и к Маше на живот.

- А ну-ка, кыш с моего живота, - закричала Маша, - мой живот. Не позволю его топтать!

- Так и мы твои, - запищали человечки.

- Как это мои? – возмутилась Маша, - я вас не знаю.

- А вот посмотри на меня внимательно, - сказал один человечек, - я - твоя Злючка. Когда ты на маму злишься, это я твоими мыслями управляю, тебя за язычок дергаю.

- А я – твоя Боялка. Когда ты одна засыпать не хочешь, к маме в кровать залезаешь, это я тобой командую.

- А мы сестрички – близняшки, мы друг без друга никуда, - каким-то противным голоском пропели два человечка с хмурыми мордочками.

- Что-то вы мне не очень нравитесь, - прошептала Маша.

- Ну, это ты неправду говоришь. Напротив, ты нас очень любишь и часто на помощь зовешь. Ведь зовут нас Капризулка и Нашеюмамесадилка.  Вспомни, как ты покапризничать любишь и маму заставляешь делать то, что именно ты хочешь. И лицо у тебя такое же, как у нас, бывает всегда, когда надо в школу собираться, спать укладываться… Еще когда?

- Надоели все! – завизжала Маша. – Я никогда не злюсь, ничего не боюсь, не капризничаю, мамой не командую, наоборот, я все наоборот делаю!

- Хоть тут призналась честно, - вздохнул человечек, похожий на ежика. – Я, Наоборотка, почти всегда с тобой, мы хорошо дружим.

Ничего не смогла ответить Маша, - громко заплакала.

- Никто меня не любит, не жалеет.

И услышала тогда голос ехидно-ласковый:

- Я тебя жалею, не надо ничего делать. Постель не стели. Задачи не решай. Упражнение не пиши. Лучше ленись чаще. Здоровее будешь.

Открыла Маша рот от удивления, а из него еще какие-то человечки посыпались. Веселые. Пляшут. Поют. Радуются.

- Мы частички Маши, хозяюшки нашей! Я – Добрушка – Хохотушка, я – Старалка – Помогалка, я – Люблюшка – Приласкушка.

Улыбнулась тут Маша и сказала:

- Да вижу, все вы мои человечки. Но с кем-то я чаще, а с кем-то реже встречаюсь. Поэтому давайте я вас кого-то ближе ко мне, а кого-то дальше поставлю.

- Ты, Боялка, стань к стеночке, я ведь только по вечерам боюсь. А вот ты, Ленючка, стань рядышком, я дома ленюсь уроки делать, и в школе иногда на уроке писать не хочется.

А ты, Люблюшка – Приласкушка, рядом стой. Маму люблю, учительницу люблю, класс свой люблю. Но все вы мои родные частички!»

Задание:

Педагогам предлагается создать свой «Я-Образ», придумать, нарисовать и расставить своих «человечков», (кого-то поближе к себе, кого-то подальше, а кого-то совсем далеко; можно располагать различные части «Я» не только по близости-отдаленности к собственной персоне, но и варьировать их размеры: больше-меньше), придумать имена, показать, какое у них выражение лица, какие слова они говорят обычно. Можно изобразить части «Я» по-разному: нарисовать в виде настоящих человечков, нарисовать только их лица, изобразить в виде геометрических фигур, ограничиться лишь именами. Пофантазируйте и создайте свой «Я-Образ».

При выполнении этого упражнения следует использовать музыку следующим образом: озвучивается каждая Я-частичка, подбирается наиболее подходящее ей звучание музыкального инструмента.

Представить один из вариантов детской работы.

В данном случае речь идет о восприятии и классификации ребенком эмоций по ряду акустических признаков, о способности идентифицировать эмоциональные состояния по издаваемым звукам: радость, гнев, страх, безразличие и т.д.

Принцип образно-игрового погружения в музыку позволяет ребенку проявить свою индивидуальность.

Потребностно-мотивационный компонент обеспечивает появление у ребенка потребности в саморазвитии, самоизменении, побуждает его к последующей самореализации.

К сожалению, уровень развития человека зачастую не является сегодня в нашем обществе ценностью, преобладают совсем иные ценности. Очень многие даже не задумываются над смыслом собственной жизни, живут без веры во что-либо или в кого-либо. А жизнь человека без веры подобна блужданию в потемках со страхом в душе. Очень важно заложить у детей основы веры в общечеловеческие ценности, пробудить стремление становиться с каждым днем лучше, умнее, добрее.

В рамках данного направления работы эффективно использовать сказки. Ведь они позволяют говорить об очень важных вещах без назидания, которое вызывает зачастую у детей лишь отторжение.

Терапевтические сказки предназначены для психологической помощи детям от 3 лет. Терапевтические сказочные истории, написанные специально для детей и ориентированные на конкретные проблемы, - это разговор с ребенком о психологических трудностях  на  его  собственном  языке. Такие истории помогают детям находить выход из сложных ситуаций, выдерживать удары судьбы; с их помощью взрослый может лучше понять ребенка, стать ему ближе.

Рассмотрим работу в рамках данного компонента на примере сказки «Цветок по имени Незабудка» (автор О.Гавриченко). Сказка представлена в форме презентации, каждый слайд которой озвучен произведениями В.А.Моцарта.

Задание:

Педагогам предлагается сыграть эту сказку, вжиться в сказочные роли, представить себе своего героя, какие черты характера, эмоциональные проявления ему соответствуют, и озвучить роли в соответствии с особенностями образов.

Каждому участнику раздается текст сказки (слова каждого героя выделены цветным маркером, в тексте - отметки о звучании музыки).

Работа со сказкой «Цветок по имени Незабудка» (автор О.Гавриченко)

Чтение и просмотр сказки (в программе Microsoft PowerPoint),

обсуждение коррекционных задач, направленности сказки, вопросов для обсуждения с детьми.

Сказка «Цветок по имени незабудка»

 (автор – О.Гавриченко)

           Недалеко от большого города был лес. В лесу была поляна. На ней росли разные цветы. В хорошую погоду на поляну прилетали бабочки, в траве заводили свои звонкие песни кузнечики. Легкий ветерок, пролетая над лесом, раскачивал цветы, траву и деревья, принося с собой приятную прохладу.

Цветы умели разговаривать. Каждый из них рассказывал другому лесные новости. Иногда цветы играли друг с другом в мячик из капельки росы. Весело им было жить на поляне!

Однажды утром на поляне появился новый цветок. У него был тонкий стебелек с маленькими листиками и крошечными зелеными бутонами.

- Ты похож на обыкновенную траву, - сказал большой красный Мак, - ты весь зеленый.

- Нет, - ответил новичок. – Я – цветок. Меня зовут Незабудка.

- Да какой же ты цветок, если твои бутоны не раскрываются! -  сказали Ромашки, покачивая головками на тонких ножках. – Вот мы, Ромашки, на этой поляне уже давно, но цветов по имени Незабудка не знаем.

- Таких цветов не бывает! – зазвенел Колокольчик. – Нас здесь много, и никто не знает цветов по имени Незабудка.

И все цветы на поляне сказали: 

- Нет такого цветка! Ты не наш! Мы не будем дружить с тобой!

Маленькая тоненькая Незабудка оглядела себя: «Да… Я и вправду вся зеленая, и бутоны мои не раскрыты… Конечно, никто и говорить со мной не захочет, а дружить – тем более». От этой мысли она почувствовала себя одиноко. Ей сделалось так грустно, что она стала увядать: стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, а нераспустившиеся бутончики наклонились к земле… Незабудка уже совсем было завяла, как вдруг пошел дождь. Он напоил Незабудку спасительной влагой, она ожила и снова услышала гордый голос Ромашки:

- Посмотри, какой у меня большой цветок с желтой серединкой и с белыми лепестками. Я похожа на солнце!

- А мы, - зазвенели колокольчики, - самые звонкие на всей поляне. Знаем много песен и лесных историй.

Маленькой Незабудке опять нечего было сказать. Да ее, впрочем, никто бы и не слушал, ведь она совсем не похожа на цветок.

- Надо, чтобы мои бутончики распустились, и все тогда увидят, что я тоже – цветок, - думала Незабудка.

… Наутро из бутонов у нее появились цветочки – очень красивые, голубые с белым отливом.

Прилетели птицы и защебетали:

- Мы летали по всему лесу, но нигде не встречали такого прекрасного и необычного цветка!

Цветы устроили бал в честь Голубой Незабудки! Она танцевала и пела лучше всех. Ее выбрали Королевой бала, и на ее венчике засверкала корона. Незабудка была счастлива и горда: ведь она сумела не отчаяться и расцвести. И теперь все увидели, что она и вправду Незабудка – прекрасный цветок. Настолько прекрасный, что каждый, кто хоть раз увидит ее, скромно растущую на краю поляны, у ручья, тот никогда не забудет небесной голубизны ее лепестков.

Потому ее так и назвали – НЕЗАБУДКА!

Комментарии к сказке:

Возраст: 4-9 лет.

Направленность: Низкая самооценка. Чувство неполноценности. Скованность, зажатость.                                                

Ключевая фраза: «Я не такой, как все».

Эта сказка очень важна и близка детям. Вместо традиционного обсуждения ее можно инсценировать, приглашая на роль Незабудки разных детей. Имеет смысл дать эту роль по очереди каждому ребенку.

Работая с этой сказкой, дети проходят через тренаж узнавания, проживания эмоций, усваивают различные «имена» чувств и эмоциональных состояний, происходит расширение опыта восприятия и анализа чувств, а также получают установку на саморазвитие. Сказка способствует также сплочению детского коллектива.

Наличие у человека чувства общности с окружающими, ощущение себя частью человечества, как утверждал А.Адлер, являются необходимыми предпосылками психологического здоровья.

Данная сказка «озвучена» произведениями В.А.Моцарта. Самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали – «эффект Моцарта».

Вопросы для обсуждения:

Почему все цветы «нападали» на Незабудку? Что она при этом чувствовала? С тобой когда-нибудь случалась похожая история? Что помогло Незабудке превратиться в красивый цветок? «На самом деле Незабудка всегда была красивой, просто сначала этого никто не видел». Согласен ли ты с этим?

Заключение. Уважаемые коллеги!

На нашем семинаре-практикуме мы «погрузились» в проблему психологического здоровья детей, теоретически проанализировав ее, познакомились с основными компонентами психологического здоровья детей, а также рассмотрели методы и приемы арт-терапии, которые можно использовать педагогам в практической деятельности.

Вернемся к задачам нашего семинара, которые помогут нам сформулировать основные методические рекомендации в рамках работы над проблемой формирования психологического здоровья детей.

Методические рекомендации:

-   При организации практической работы по формированию психологического здоровья детей учитывать:

▪ уровни психологического здоровья: креативный; адаптивный; ассимилятивно-аккомодативный;

▪   причины нарушений психологического здоровья.

-  Выстраивать работу по формированию психологического здоровья детей по обобщенной модели, включающей 3 основные компонента:

аксиологический; инструментальный; потребностно-мотивационный.

-   Использовать в качестве средств, направленных на решение задач в рамках каждого компонента, упражнения арт-терапевтической направленности.

Заполняются Анкеты обратной связи.

Литература

  1. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002г.
  2. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. М.: Генезис, 2001г.
  3. Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М.: Генезис, 2005г.
  4. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. – Екатеринбург : Деловая книга, 2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Адаптированные методы ТРИЗ – РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями».

В ходе данного мероприятия педагоги познакомятся с методом ТРИЗ, направленным на  активизацию речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями»...

Сценарий спортивного праздника «День здоровья» для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий спортивного праздника предназначен для детей старшего дошкольного возраста....

Презентация на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОНР) посредством песочной терапии в процессе совместной и самостоятельной деятельности».

Песочная терапия – возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного во...

Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

   Одним из методов развития коммуникативных навыков является песочная арт-терапия. Она включает в себя систему игр с песком, позволяющих раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, на...

Семинар-практикум "Музыкальные русские народные инструменты в развитии слухового восприятия у детей старшего дошкольного возраста"

Цель: изучение педагогами вопроса использования русских народных инструментов в обучении детей дошкольного возраста в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ, использование народных инструментов ...

Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством песочной арт-терапии

 У детей с задержкой психического развития умение общаться не возникает само собой. Наблюдения показывают, что большинство воспитанников на момент зачисления в группу в разной степени испы...