Методические рекомендации по развитию кратковременной слуховой памяти на уроках развития речи у детей с сондромом Дауна
методическая разработка по психологии на тему

Марина Сергеевна Дягилева

Практическая значимость методических рекомендаций заключается в оказании помощи, в первую очередь родителям, имеющих детей с синдромом Дауна, а также педагогам, работающим с данными детьми. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

,Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Общеобразовательная школа психолого-педагогической поддержки № 101»

Методические рекомендации

по развитию кратковременной слуховой памяти

на уроках развития речи

у детей с синдромом Дауна

                                                                                                                Составитель:

                                                                                                                   М.С. Дягилева,

                                                                                                                        педагог - психолог

Кемерово 2016 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3

1. Психологические особенности развития детей с синдромом Дауна…………4-7

2. Особенности развития кратковременной слуховой памяти у детей с синдромом Дауна…………………………………………………………….............................8-15

3. Развитие кратковременной слуховой памяти у детей с синдромом Дауна……………………………………………………………………………..16-21

Заключение……………………………………………………………………………22

Литература……………………………………………………………………………23

Введение

В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться.

Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии. Есть дети, которые в определенных сферах, развиваются на том же уровне что и обычные. Другие же отстают во всех сферах, не смотря на повышенные усилия родителей.

       В основу методических разработок легли особенности развития познавательных процессов детей с синдромом Дауна, а именно кратковременной слуховой памяти.

Многие дети с синдромом Дауна обладают плохой кратковременной памятью. Долговременная память у этих детей, как правило,  не нарушена, как не нарушена и работа кратковременной памяти в случае получения зрительной или пространственной информации.

       Проблемы с кратковременной памятью имеют непосредственное отношение к трудностям развития речи и бедному словарному запасу, потому что между этим разделом памяти и развитием речи существует тесная связь. Кратковременная память оказывает большое влияние на все аспекты развития речи, мышления.  Проблемы с кратковременной слуховой памятью оказывают отрицательное влияние на письмо. Для детей с синдромом Дауна, имеющих недостаточную кратковременную память, особенно труден устный счет.Плохая работа кратковременной памяти также мешает ребенку выучить последовательность действий или событий и развить организационные навыки.

Практическая значимость методических рекомендаций заключается в оказании помощи, в первую очередь родителям, имеющих детей с синдромом Дауна, а также педагогам, работающим с данными детьми. Даны ответы на многие интересующие вопросы родителей, педагогов, а именно:  что такое кратковременная слуховая память; как синдром Дауна влияет на кратковременную слуховую память; какие существуют подходы к обучению детей с нарушениями кратковременной слуховой памяти;можно ли улучшить кратковременную слуховую память у детей с синдромом Дауна?

1. Психологические особенности развития детей с синдромом Дауна

Психопатологическое исследование детей с болезнью Дауна выявило у них различную степень умственной отсталости. Чаще это дети с тяжёлыми нарушениями интеллекта. По данным учёных около 70% этих детей имеют умеренную умственную отсталость, около 7% лёгкую форму, в остальных случаях – глубокое нарушение интеллекта.

Психика детей с болезнью Дауна имеет ряд своеобразных особенностей. Часть детей отличается повышенной подвижностью, они склонны к гримасничанью, у них развита подражательность, они хорошо копируют действия окружающих их людей. Это дети эретического типа. Они повышено возбудимы, плохо тормозятся, непоседливы, но развиваются несколько быстрее и достигают в своём развитии большего, чем торпидные дети. Для детей торпидного типа характерны вялость, заторможенность.

В контакт эти дети вступают легко, часто проявляют навязчивость. Большей частью они приветливы, проявляют чувство жалости, симпатии, обиды, стыда. И всё же эти эмоции малодифференцированны. Настроение чаще хорошее, несколько повышенное; эмоциональные реакции адекватны, но ограничены. Любопытны, живо реагируют на новизну. Несамостоятельны, безынициативны, легко подчиняются. Иногда проявляют немотивированное упрямство. Некоторым свойственна злобность, раздражительность, могут исподтишка обижать слабых.

Динамика развития детей зависит от тяжести поражения. Как отмечают многие авторы, дети до 3-4 лет развиваются медленно; особенно отстают в развитии двигательные и психические функции. После 4-5 лет активность несколько повышается, особенно у детей с чертами эретического темперамента. Благодаря хорошей подражательности, старательности они дают некоторое продвижение в своём развитии.

Детям с синдромом Дауна обычно труднее учиться из-за задержки в развитии. В освоении речи это проявляется достаточно ярко. С речью в первую очередь связаны такие мыслительные процессы, как логика, понимание, память. Эти проблемы зачастую мешают ребенку, но над ними можно работать всю жизнь, постоянно улучшая результат. Необходимо давать ребенку возможность использовать знакомые слова во всё новых ситуациях, создавать для него различные ситуации общения.


Рассмотрим основные аспекты мышления, на которые может оказать влияние умственная отсталость.

Мышление.

Мышление детей с болезнью Дауна поверхностное, примитивное, нарушена способность сравнивать, обобщать. Теряются, если им задают непривычный вопрос. Ориентировка в окружающем примитивна. Запас сведений очень ограничен: в пределах привычных, знакомых представлений и понятий.

Способность обобщать. Эта способность помогает использовать старый опыт в новой ситуации. Например, ребенка можно научить выбирать из набора кубиков только зеленые кубики, но он не «узнает» этот цвет на улице среди многих оттенков зеленого – трава, листва и т.п. При освоении речи это, например, способность самостоятельно догадаться, какую форму будет иметь множественное число незнакомого слова (динозавр-ы), если ребенку известно общее правило и типичное окончание (столы, коты, шкафы). Для развития этой способности нужна большая практика.

Абстрактное мышление– способность понимать вещи и отношения между ними, которые нельзя потрогать. Трудности с абстрактным мышлением затрудняют понимание того, что одну и ту же вещь можно назвать по-разному, а разные вещи – одним словом; что значение фразы зависит от порядка слов; что слова могут обозначать противоположные характеристики («короткий» и «длинный»). Ребенку может быть трудно понять (и использовать в речи) такие слова и понятия, как «вчера», «завтра». Может быть, ему легко будет описать обстановку в комнате, но сложно рассказать о том, что происходило в другое время или в другом месте.

Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппарата, заикание) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.) некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности, делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным обучение отельных школьных предметов.

Процесс переработки получаемой информации.

Детям с синдромом Дауна обычно легче переработать информацию, поступающую зрительно, чем понять то, что они слышат. Ведь то, что они слышат, уже «улетело», а то, что они видят, остается перед глазами, им не нужно торопиться.

Именно поэтому в обучении детей с синдромом Дауна столь успешным оказывается подход с применением компьютера. Поэтому жесты-знаки, картинки, буквы для детей оказываются надежным подспорьем, и именно поэтому некоторые дети с синдромом Дауна учатся говорить через умение читать, как это ни удивительно.

Обычно детям с синдромом Дауна труднее дается переработка информации, воспринимаемой на слух. Им больше времени нужно, чтобы понять, что говорится, и ответить на это, даже если у них нет проблем со слухом. Часто таким детям сложно вычленить значащий звуковой поток (голос учителя) на фоне незначащего шума (гомон в классе), а также разграничивать  слова, которые звучат позже.

Детям с синдромом Дауна также обычно сложно выбрать из своего лексикона слова, которые нужно использовать в какой-то ситуации. Из-за этого может страдать беглость речи, уровень сложности речи, длина произносимых фраз и/или грамматическая правильность речи, согласование слов в предложении. Иногда дети используют слова из той же ситуации, когда не могут вспомнить нужное слово, например, «тапочки» вместо «носки», или выбирают какое-то нейтральное слово или выражение, которое будут использовать часто в ответ на что угодно («ну… это», «эта штука»). Очень часто ребенок или взрослый с синдромом Дауна может сильно расстроиться, если не может вспомнить или подобрать нужное слово.

Память.

Память – это способность хранить и в нужное время «извлекать» необходимую информацию. Память бывает кратковременной и долговременной. Долговременная память нужна для освоения сложных навыков (например, игра на музыкальном инструменте), для запоминания событий, разного рода информации. Кратковременная память крайне важна в освоении речи. Дети с синдромом Дауна чаще лучше запоминают то, что видят (зрительная память), чем то, что слышат.

Память детей с синдромом Дауна характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти), требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала.

Свойственна недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух.

Слуховая память– это кратковременная вербальная память. Именно она позволяет нам понять и запомнить то, что говорит собеседник, пока мы думаем, что бы ему ответить. У детей могут возникнуть с этим проблемы. Например, вы попросите его надеть пальто и варежки, он наденет пальто, но забудет про варежки.

Зрительная память у детей с синдромом Дауна обычно намного лучше, чем слуховая. Если ребенок будет видеть, откуда вы каждый день достаете его одежду, он запомнит это намного лучше, чем если бы вы говорили ему каждый день: «Одежда в шкафу на второй полке». Поэтому многим детям с синдромом Дауна легче начинать осваивать речь при помощи специальных жестов, знаков, визуальных сигналов.

Внимание.

Детям свойственны неустойчивость активного внимания, утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания.Дети легко отвлекаются, они не могут сразу переключиться на другой вид работы.

Воображение.

Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь зрительно. Способны соотносить части рисунка и, однако, соединять их в целое изображение не могут.




2. Особенности развития кратковременной слуховой памяти

у детей с синдромом Дауна.

Что такое кратковременная слуховая память?

Кратковременная слуховая память помогает нам понимать смысл речи. Мы пользуемся этим видом памяти для удержания, обработки, понимания и усвоения разговорной речи в течение такого промежутка времени, которого достаточно, чтобы прореагировать на услышанное. Эта память называется также словесной, фонетической (то есть относящейся к звукам речи), рабочей или оперативной.

Это лишь один тип памяти, которым располагает мозг. Среди других здесь имеет смысл упомянуть зрительную память, которая по наблюдениям исследователей, у людей с синдромом Дауна работает гораздо лучше, чем кратковременная слуховая.

Как действует кратковременная слуховая память?

Слова, которые мы слышим, принимаются и сохраняются в той части слуховой кратковременной памяти, которая называется фонетическим хранилищем. Прежде чем эти слова поступят в долговременное – семантическое (то есть связанное со смыслом слов) хранилище, они удерживаются в фонетическом хранилище в течение времени, достаточного для того, чтобы мы могли понять их смысл. Это важно, поскольку, таким образом, мы можем запомнить начало предложения, что дает возможность понять смысл предложения в целом.

В фонетическом хранилище информация быстро распадется. Если мы не пытаемся удержать ее с помощью словесных повторений, она остаётся там лишь в течение двух секунд. Повторение – это внутреннее проговаривание полученной информации. Количество информации, которую мы можем удержать в течение двух секунд, называют цифровой фонетической вместимостью. Вместимость может быть измерена количеством цифр, которые человек способен запомнить и повторить в правильном порядке сразу после их предъявления.

Какие факторы оказывают влияние на кратковременную слуховую память?

Существует несколько факторов, улучшающих кратковременную слуховую память. Главный фактор – это скорость, с которой мы способны распознавать речь и говорить. Этот фактор определяет объем информации, который мы можем удержать в течение двухсекундного интервала. Учась говорить быстрее, мы тем самым учимся быстрее повторять и, значит, удерживать больше информации, прежде чем она распадётся. У детей, развивающихся типичным образом, фонетическая вместимость возрастает прямо пропорционально увеличению скорости речи. У среднестатистического четырехлетнего ребенка вместимость составляет две-три единицы информации, а у среднестатистического 14-летнего подростка – около семи единиц. Таким образом, вместимость хранилища нашей кратковременной слуховой памяти с возрастом увеличивается.

К другим факторам, способным улучшить кратковременную слуховую память, относится повторение, а также организация информации. Мы повторяем информацию про себя для того, чтобы запомнить её. Обычные дети могут научиться повторять информацию про себя примерно к семи годам.

Процесс организации информации, способствующий запоминанию, включает в себя разбиение информации на категории, формирование крупных блоков и группировку похожих составляющих. Навыки повторения и организации информации у детей обычно развиваются по мере взросления естественным образом, но с помощью тренировки их можно улучшить.

Эффективность работы кратковременной памяти может снижаться при предъявлении длинных, незнакомых слов, а также слов со схожим звучанием. Произнесение, а также повторение длинных слов требует более продолжительного времени; кроме того, они быстрее забываются. Получается, что при работе с односложными словами наша память работает лучше, чем с трёхсложными. Это относится к словам, предъявляемым как визуально, так и устно. Точно так же нам труднее различать слова, имеющие схожее звучание, поэтому мы хуже вспоминаем список, составленный из таких слов. Наконец, нам легче запомнить то, с чем память уже знакома. Если мы слышим незнакомые слова, мы медленнее распознаем их, медленнее реагируем на них и медленнее выучиваем.

Как синдром Дауна влияет на кратковременную слуховую память?

Многие дети с синдромом Дауна обладают плохой кратковременной памятью. Долговременная память (работающая совершенно иначе, чем кратковременная) у этих детей не нарушена, как не нарушена и работа кратковременной памяти в случае получения зрительной или пространственной информации.

Результаты исследований показывают, что кратковременная слуховая память у детей с синдромом Дауна развивается не так, как у их обычных сверстников. У подростков с синдромом Дауна фонетическая вместимость достигает трех или четырех единиц, в то время как у обычно развивающихся подростков – семи. Кроме того, исследования показывают, что вместимость кратковременной слуховой памяти у детей с синдромом Дауна ниже, чем можно было бы ожидать, исходя из их речевых возможностей или уровня развития интеллекта.

Пока не ясно, почему дети с синдромом Дауна обладают плохой кратковременной слуховой памятью. Есть разные мнения, и для того, чтобы сделать какие-либо выводы, необходимы дополнительные исследования.

Предположения, что главными причинами плохой работы кратковременной памяти являются проблемы со слухом или медленная артикуляция, исследованиями не подтвердились.

Похоже, что дети с синдромом Дауна не пользуются обычными приёмами, помогающими запоминать информацию, то есть повторением и соответствующей организацией информации, или повторяют очень медленно и неэффективно.

Однако сравнение с обычными детьми, не достигшими семи лет (то есть еще не научившимися повторять), показало, что дети с синдромом Дауна все-таки демонстрировали меньшую вместимость кратковременной памяти. Это означает, что только сложности с повторением в данном случае не могут объяснить худшие характеристики слуховой памяти. Другие работы также позволяют предположить, что проблемы с повторением не являются главной причиной того, что вместимость слуховой кратковременной памяти у детей с синдромом Дауна меньше, чем у других. Более вероятной причиной могут быть проблемы, существующие внутри фонетического хранилища, такие, например, как недостатки в самой системе хранения информации или повышенная скорость распада информации в хранилище.

 

Можно ли улучшить кратковременную слуховую память у детей с синдромом Дауна?

Исследования показывают, что если проблемы с кратковременной памятью у детей с синдромом Дауна связаны с отсутствием повторения, то соответствующая тренировка может привести к улучшению кратковременной памяти. Однако долговременного эффекта это не дает, поскольку со временем это улучшение становится менее заметно или исчезает.В этой области требуются дополнительные исследования, и разработка новых методик.

Если же проблемы связаны с самим хранением информации в фонетическом хранилище, то пока не существует никаких подходов к реальному улучшению этой ситуации.

Есть ли еще какие-нибудь подходы к обучению детей с нарушениями кратковременной слуховой памяти?

Смягчить любые проблемы, вызванные плохой работой кратковременной слуховой памяти, можно использованием подходящих обучающих методик.

Существуют приёмы, помогающие такому способу усвоения знаний, который не опирается на кратковременную слуховую память, но позволяет «постучаться» в разные отделы памяти и пользоваться разными способами хранения информации. Важно понимать, что не только в отношении детей с плохой кратковременной слуховой памятью, но и в отношении многих детей вообще использование исключительно объяснений для усвоения материала не дает желаемого результата. При обучении любого ребенка требуются наглядно-практические приёмы и средства. Мел и объяснение не единственное средство, особенно при обучении физическим или практическим навыкам.

 

Как проявляется общее влияние плохой кратковременной памяти?

Проблемы с кратковременной памятью имеют непосредственное отношение к трудностям развития речи и бедному словарному запасу, потому что между этим разделом памяти и развитием речи существует тесная связь.

Любой недостаток в работе кратковременной слуховой памяти сказывается на возможности учащегося реагировать на произносимые слова, выполнять инструкции или узнавать новое в разных ситуациях, так как эти способности, в первую очередь, опираются на слуховые навыки. Главная беда здесь состоит в том, что услышанные слова слишком быстро исчезают из памяти.

Если ребенку приходится запоминать и перерабатывать незнакомые слова или длинные сложные предложения, то он быстро устает и либо полностью «выключается», либо сохраняет только отдельные части информации, часто начало или конец предложения.

Когда информация, воспринимаемая на слух, оказывается слишком насыщенной, перед детьми встают реальные трудности. Это может происходить, например, в следующих случаях:

  • когда дети собираются в кружок во время общей игры или обсуждают что-то целой группой или классом;
  • когда ребенку дают инструкции;
  • когда ребенок сталкивается со словами, относящимися к какой-то специфической теме;
  • когда ребенку необходимо понять прочитанное;
  • когда ребенок производит в уме арифметические операции.

Плохая работа кратковременной памяти также мешает ребенку выучить последовательность действий или событий и развить организационные навыки. Во всех вышеперечисленных ситуациях учащимся необходима дополнительная зрительная поддержка, чтобы им легче было удерживать внимание.

 

Как помочь развитию общих навыков запоминания?

  • Следить за тем, чтобы все занятия были короткими, устраивать много маленьких перерывов: плохая память превращает учёбу в тяжёлую работу.
  • Сводить к минимуму отвлекающие факторы.
  • Использовать песенки, стишки, ритм, помогающие запоминанию.
  • Давать ребенку инструкцию, не прибегая к каким-либо визуальным подсказкам. Ребёнок должен выполнить инструкцию, воспользовавшись своими навыками запоминания на слух, в процессе чего задействуется кратковременная память. Это может быть, например, инструкция расставить в определённом порядке кубики или картинки.
  • Играть в слуховые игры на запоминание (ведущий становится перед детьми, и произносит различные команды, которые дети должны выполнять) и т. п.
  • Побуждать ребёнка пользоваться «процедурной» памятью путем вовлечения его в ролевые игры, игры-драматизации и серии физических движений.
  • Помогать ему учиться посредством связанных между собой повседневных действий: здесь особенно уместно использование навыков организации.
  • На практике обучать ребёнка цепочке повседневных действий, ключевым процедурам и последовательностям событий.

 

Какое влияние оказывает качество кратковременной памяти

на речевые навыки?

Кратковременная память оказывает большое влияние на все аспекты развития речи.

У детей могут возникнуть следующие трудности:

  • Трудности с усвоением новых слов, особенно обозначающих абстрактные понятия (для детей с синдромом Дауна характерны трудности с усвоением цветов, и именно эти трудности следует расценивать в качестве возможного индикатора плохой кратковременной памяти).
  • Трудности с пониманием и запоминанием информации, которую они слышат, особенно в тех случаях, когда нет зрительной подсказки.
  • Трудности с выполнением длинных словесных инструкций и запоминанием перечней. У тех детей, которым свойственны проблемы с кратковременной памятью, такие последовательности стираются особенно быстро, если только не повторяются и не используются постоянно.
  • Трудности с отделением звуков речи от звуков окружающей среды, например, шума или других отвлекающих звуков. Это проблемы слуховой дискриминации.
  • Трудности с формированием длинных слов, длинных фраз и с усвоением грамматического строя.
  • Трудности с развитием навыков чтения и пониманием прочитанного, возможно, из-за того, что, когда мы читаем, слова, прежде чем наполниться смыслом, превращаются во внутреннюю речь.

 

Как смягчить влияние недостатков в работе кратковременной памяти на приобретение, сохранение и развитие речевых навыков?

  • Следите за тем, чтобы отвлекающие факторы окружающей среды были сведены к минимуму.
  • По мере возможности, старайтесь поддерживать контакт «лицом к лицу». Помогайте ребенку, когда он должен приложить усилия для того, чтобы услышать сказанное, например, можно сделать знак «слушай», показав на свои уши. Повторяйте отдельно взятому учащемуся информацию или инструкцию, данную всему классу.
  • Произносите слова четко и всегда одинаково. Подчеркивайте и выделяйте ключевые слова. Избегайте предъявления очень похожих друг на друга слуховых стимулов.
  • Разбивайте информацию на меньшие блоки, с которыми удобнее справляться, а предложения – на более короткие и простые фразы. Ограничивайте количество словесных инструкций, которые вы даете одновременно.
  • Стремитесь сделать информацию зримой, особенно ключевые слова, они могут сопровождаться жестами, картинками, символами. Придумывайте собственные условные обозначения для ключевых слов.
  • Подключайте ассоциации: связывайте новую информацию и слова со знакомыми словами или зрительными образами.
  • Побуждайте детей повторять услышанную информацию, предлагая им воспроизводить ее для себя шёпотом.
  • Пауза – повторение – проверка – дает ребёнку возможность обдумывать информацию достаточно долго для того, чтобы она могла быть переведена в долговременную память.
  • Регулярно предлагайте ребенку вспоминать полученную информацию, даже после того как, по вашему мнению, он ее усвоил. Эта практика развивает способность ребёнка отыскивать нужную информацию в памяти.
  • Разбивайте слова и понятия на крупные категории и занимайтесь отдельно каждой категорией: помимо прочего, обучение категориям расширяет словарный запас.
  • Для запоминания последовательностей и списков обеспечивайте ребёнка визуальным подкреплением.
  • Музыка, стишки и песенки особенно полезны при усвоении последовательностей (таких, как буквы алфавита, дни недели и т. д.), а также при обучении представлению о фонетике, навыкам ее практического использования и паттернам звуков. Иногда сама мелодия служит ребёнку толчком к воспроизведению речевой последовательности.
  • Формируйте у детей навыки чтения и развивайте их. Для многих детей с синдромом Дауна чтение становится визуальным средством компенсации недостатков кратковременной памяти, подкрепления и развития речевых навыков. Дети с синдромом Дауна часто способны накапливать зрительный словарь, опираясь на свои более сильные навыки запоминания зрительной информации и связывая зрительный образ слова с соответствующей словесной реакцией.

Навыки письма

Проблемы с кратковременной слуховой памятью оказывают отрицательное влияние на письмо. Особой проблемой становятся ведение записей и диктанты. Написать предложение – это сложная задача. Ребенок должен суметь обработать, выстроить в нужной последовательности и запомнить мысли и слова, правильно писать буквы и одновременно контролировать движения руки при письме.

Поскольку у многих детей с синдромом Дауна навыки мелкой моторики развиты недостаточно хорошо, им потребуется много времени для того, чтобы построить из букв слова. Если ребенок должен запомнить предложение, перед тем как записать, его нагрузка удваивается. Из-за быстрого распада информации в памяти дети часто забывают предложение прежде, чем успевают дописать его до конца.

Дети с синдромом Дауна, которые в устной речи способны построить грамматически правильное предложение, часто теряют навыки использования грамматических правил при письме.

Чтение, говорение и слушание способствуют развитию навыков письма. Делайте акцент на связи между говорением и письмом – побуждайте ребенка произносить или читать вслух слова, прежде чем писать их. Можно предлагать ему зрительные подсказки: картинки, кассы слов, прописи, словари со словами и картинками, рисование серии сценок-иллюстраций к сказке, карточки с предложениями или картинками для составления рассказа, и т. д. Сначала просите ребенка записывать только хорошо знакомые слова и предложения.

Побуждайте ребенка слушать аудиозаписи и пересказывать услышанное. Аудиозапись можно останавливать и снова включать, предлагая ребенку слушать ее маленькими кусочками, а затем пересказывать и записывать кусочек, который он прослушал.

 

Навыки счёта

Многие дети с синдромом Дауна считают математику очень трудным предметом, хотя кажется, что развитие у них навыков счета происходит обычным образом. Многие трудности объясняются тем фактом, что, наряду со своей абстрактной природой, большая часть математического мышления предполагает способность хранить исходные числа или удерживать числовую последовательность, одновременно производя математические операции. Поэтому для детей с синдромом Дауна, имеющих недостаточную кратковременную память, особенно труден устный счет. Развитие математического мышления у таких детей должно поддерживаться наглядными материалами и выполнением действий с реальными предметами.

3. Развитие кратковременной слуховой памяти

у детей с синдромом Дауна

Комплекс игр и упражнений на развитие

кратковременной слуховой памятиу детей с синдромом Дауна.

  1. «Добавь слово»

Цель: развитие слуховой памяти.

Игру надо проводить с группой ребят. Один ребёнок называет какой-нибудь предмет, второй повторяет названное слово и добавляет какое-либо своё. Третий ребёнок повторяет уже два слова и называет третье. Четвёртому ребёнку придётся повторить уже три слова, а потом назвать своё и т.д.
Эту игру целесообразно проводить неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, - то есть будет увеличиваться объём памяти.

  1. «Слушаем и рисуем»

Цель: развитие слуховой памяти и внимания.

Вариант№1

Задание: прочитайте детям рассказ и предложите им нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.

В воскресенье слепил я трёх замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой – поменьше, а третий – совсем крохотный. Руки первого и второго – снежные комки, а у третьего – из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из треугольников.

Вариант№2
Задание:
 предложите ребёнку послушать стихотворение и по памяти нарисовать

те предметы, о которых в нём говорится.

Матрёшек будем рисовать:
Раз, два, три, четыре, пять.
Всех больше первая матрёшка:
Зелёный сарафан, кокошник.
А за ней сестра – вторая,
В жёлтом платье выступает.
Третья меньше второй:
Сарафанчик голубой.
У четвёртой матрёшки
Рост поменьше немножко,
сарафанчик синий,
Яркий и красивый.
Пятая матрёшка –
В красненькой одёжке.
Всех запомнить постарайся,
За рисунок принимайся!
Стихотворение рекомендуется повторить 2 раза.

  1. Упражнение «Каскад слов»

Цель:развитие объёма кратковременной слуховой памяти.

Следует заранее подготовить список из 8-10 слов, которые хорошо знакомы ребёнку. Расположите их именно таким образом:

1. ОГОНЬ
2. ДОМ, МОЛОКО
3. КОНЬ, ГРИБ, ИГЛА
4. ПЕТУХ, СОЛНЦЕ, АСФАЛЬТ, ТЕТРАДЬ
5. КРЫША, ПЕНЬ, ВОДА, СВЕЧА, ШКОЛА
6. КАРАНДАШ, МАШИНА, БРАТ, МЕЛ, ПТИЦА, ХЛЕБ

7. ОРЁЛ, ИГРА, ДУБ, ТЕЛЕФОН, СТАКАН, ПАЛЬТО, СЫН
8. ГОРА, ВОРОНА, ЧАСЫ, СТОЛ, СНЕГ, КНИГА, СОСНА, МЁД
9. МЯЧ, ЯБЛОКО, ШАПКА, МОРКОВКА, СТУЛ, БАБОЧКА, МЕТРО, ЦЫПЛЁНОК, НОСКИ

10. ГРУЗОВИК, КАМЕНЬ, ЯГОДЫ, ПОРТФЕЛЬ, САНКИ, МОЛОТОК, ДЕВОЧКА, СКАТЕРТЬ, АРБУЗ, ПАМЯТНИК

То количество слов, которое ребёнок может повторить за вами, есть объём его слуховой кратковременной памяти на слова. Ребёнок 6-7 лет (в норме) правильно воспроизводит ряд из 5-6 слов.

  1. «Я положил в мешок»

Цель:развитие объёма кратковременной слуховой памяти.

Взрослый начинает эту игру и говорит: "Я положил в мешок яблоки". Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет ещё что-нибудь: "Я положил в мешок яблоки и бананы". Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: "В саду у бабушки растут… (порядок тот же).
В этих играх неважно, кто становится победителем, а кто проигравшим. Важно, чтобы ребёнок развивал в себе способность вспоминать, получая от этого удовольствие.

5. Упражнение «Чудесные слова»

Цель: развитие кратковременной и долговременной слуховой памяти.

      Необходимо выбрать 20 слов, которые как-то связаны по смыслу, например, банан-яблоко, собака-кошка, дверь-окно. Слова зачитываются малышу 3 раза, при этом пары выделяются интонацией. Затем ребенку повторяют первое слово из пары, а он должен вспомнить второе.

Так развивается кратковременная слуховая память, для тренировки долговременной – попросите ребёнка назвать слова через некоторое время.

6.Упражнение  «Кто больше знает»

Цель: тренировка памяти.

Ребенку необходимо в течение 1 минуты назвать 5 предметов заданного цвета или формы, например, 5 желтых или 5 квадратных предметов. Повторять предметы нельзя.

7. «Цветок, дерево, фрукт»

Цель: развитие памяти, мышления,способности к переключению внимания.

Дети садятся в кружок. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Цветок, дерево, фрукт, цветок, дерево…» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро назвать, в данном случае, дерево. Названия каждый раз не должны повторяться. Если ответ не верный, или название повторяется, или ребенок не уложился во времени (считаем до трех), то он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок (он победитель).

8. «Животные»

Цель: развитие памяти,мышления.

Ведущий бросает мяч ребенку, называя животное. Ребенок ловит мяч, вспоминает какое-то животное, называет его, бросает другому ребенку и т.д. Усложнение: называем животных Африки, животные, живущие на Севере, и т.д.

9. «Рыба, птица, зверь»

Цель: развитие памяти, мышления, способности к переключению внимания.

Аналогично игре «Цветок, дерево, фрукт».

10. «Слушай и исполняй»

Цель: развитие слуховой, моторной памяти, внимания.


Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.

11. «Поиграем в мяч»

Цель: развитие памяти, мышления.


Давай поиграем в мяч. Тот, кому бросают мяч, ловит его и называет все, что может расти, что может пить человек и т.д.

12. «Угадай-ка»

Цель:развитие слуховой памяти.

Продемонстрируйте ребёнку по очереди предметы, игрушки, музыкальные инструменты, которые издают звук. Накройте их покрывалом. Затем издайте звук одним из этих предметов и попросите ребёнка угадать

этот предмет.

13. «Внимательные ушки»
Цель:развитие слуховой памяти.

Расположитесь удобнее в кресле или на стуле, закройте глаза, в течение 10-15 минут слушайте с ребёнком все звуки, которые вас окружают: шорохи, свое дыхание, сердцебиение, тиканье часов, звучание воды в трубах, гудение электроприборов, шум машин на улице, мелодии по радио, чьи-то разговоры, что угодно еще. Старайтесь не упустить ни единого звука. Отметьте, что с каждым разом, выполняя это упражнение, вы слышите все больше.


14. «Музыкальные инструменты»

Цель:развитие слуховой памяти.


Включите классическое музыкальное произведение. По мере включения в концерте музыкальных инструментов - комментируйте их.

15. «Упражнение с бубном»

Цель:развитие слуховой памяти.


Ребёнок играет роль мышки. Когда бубен звучит тихо – мышонок выходит гулять по комнате, когда бубен звучит громко – мышонок быстро прячется в норку, потому что грозит опасность – идёт кошка.


16. «Домик-теремок»

Цель: развитие памяти, мышления.


Вы прячете в домик (коробку) игрушек-животных или карточки с животными и просите ребёнка отгадать, кто живёт в домике. Сами при этом издаёте соответствующий звук. Например, кто так говорит: гав-гав. Не забывайте хвалить ребёнка за каждый правильный ответ.

17. Игра «Угадай мелодию»

Цель:развитие слуховой памяти.


Данную игру можно организовать под собственный голосовой аккомпанемент, либо подобрать знакомые ребёнку
песенки, мелодии из детского караоке и включать их мелодии на компьютере. По мелодии ребёнок должен угадать песенку и при желании напеть её.

18. «Ритм»

Цель:развитие внимания, памяти, внутренней собранности, активизация деятельности, развитиеловкости, координации движений.


Упражнения, способствующие формированию чувства ритма:
-отхлопывание в ладоши (оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол) простого ритмического рисунка по показу и по слуху;
- повторение назвучащем инструменте прохлопанного ритмического рисунка;
- ускорение и замедление ходьбы (бега) при изменении звучащей музыки;
- выполнение движения в заданном темпе по прекращению подсчета или

звучащей музыки;

- ходьба с хлопками, ритмичными стихами, под удары барабана (бубна);
- переход с ходьбы на бег (и обратно) при изменении ритма темпа, характера музыки;
- поднимание рук вперед до ориентира без зрительного контроля под удары бубна;
- воспроизведение ритма (или темпа) в движениях рук (по выбору детей);
- выполнение имитационных упражнений под музыку разного характера: марш, колыбельная,полька.
Восприятию ритмических отношений также способствует использование наглядных моделей, например, выкладывание цветных полосок бумаги: более короткая полоска — более короткий звук и наоборот; красная полоска — акцентированный звук, синяя — неакцентированный звук.

19. «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»

Цель: развитие слуховой памяти.

Ребёнку раздают карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ребёнок, угадывает по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.
Варианты:
— перед ребенком выставляют звучащие игрушки и инструменты: барабан, флейту, гармонику, погремушку, металлофон, детское пианино и др. Ребенку предлагают закрыть глаза и определить, какая игрушка или инструмент прозвучали.


20. «Шагаем и танцуем»

Цель:развитие слуховой памяти.

Ребенку предлагают послушать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан — шагать, под гармонь — танцевать, под бубен — бежать и т. д.

Заключение

Одной из наиболее важных составляющих коррекционной работы с детьми с синдромом Дауна является работа по формированию и развитию базовых психических процессов (восприятие, память, мышление), которые обеспечивают процесс приобретения опыта. Степень сложности и объём заданий определяются в соответствии с уровнем нарушения интеллекта.

Самое главное, нужно помнить, что особенный ребенок отстает в физическом и умственном развитии на  несколько лет. Занимаясь с ребенком важно учитывать его возраст развития, а не то, сколько ему лет от даты рождения.

Литература

1.      Атлашкина Т. В. Развитие памяти и интеллекта у детей с задержкой психического развития. СПб.: Респекс. - 2005. – 384с.

2.      АфонькинаЮ, Урунтаева Г. Дидактическая игра как средство развития произвольной образной памяти у старших дошкольников.\\ Дошкольное воспитание. - 1992. №1. С.12-22.

3. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. -Спб.:Издательство «Союз», 2001.

4. Булкина Т.В. В объятиях ласкового «Дауна»: о детях с синдромом Дауна Фактор. 1998. №8 С. 69-71.

5. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. - М. 1995. - с.468.

6. Жиянова П. Л. Социальная адаптация детей раннего возраста с синдромом Дауна. Методическое пособие. –Москва. 2002.

7. Исследование памяти у детей с различными нарушениями психических функций. / Отв. ред. И.Н. Корж. - М: Наука,-1990. - 216с.

8. Ковалева Е., Синицина Е. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью,-2005.-136с.

9. Корниенко Н.А. Развитие памяти у детей дошкольного возраста. М.:Росмэн,-1996 – 384с.

10. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии М., 1991. 143 с.

11. Лебедева О. О возможностях развития образной памяти. // Ж. Дошкольное воспитание, -2005, №8. С.52-54.

12. Маллер А.Р. Родитеям о детях с глубокой умственной отсталостью // Дефектология. 1991. № 5. С. 69-74.

13. Маслова В.И., Вайберг М.И. Игры и упражнения по развитию памяти у дошкольников. – Чебоксары: «КЛИО»,-1997.- 16 с.

14. Мойра Питерси и Робин Трилор. Маленькие ступеньки. Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Пер. с английского. М.: Ассоциация Даун Синдром, 2001.

15. Таточенко В. Если у малыша синдром Дауна // Семья и школа. 1994. № 10 С. 26-28.

16. Черемошкина Л.В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Академия развития,-1997.-240с.

17. Эльконин Д.Б. Развитие высших психических функций. Екатеринбург. Деловая книга,-1998 – 346с.

Особенности развития детей с синдромом Дауна.

В настоящее время не вызывает сомнений, что дети с синдромом

Дауна проходят те же этапы развития, что и обычные дети. Общие

принципы обучения разработаны на основе современных представ

лений о развитии детей дошкольного возраста с учетом специфичес

ких особенностей, присущих детям с синдромом Дауна. К ним отно

сятся:

1. Медленное формирование понятий и становление навыков:

• cнижение темпа восприятия и замедленное формирование от

вета;

• необходимость большого количества повторений для усвое

ния материала;

• низкий уровень обобщения материала;

• утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно вос

требованными.

2. Низкая способность оперировать несколькими понятиями од

новременно, с чем связаны:

• трудности, возникающие у ребенка, когда ему необходимо

объединить новую информацию с уже изученным материалом;

• сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситу

ации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обс

тоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными

многократно повторяемыми действиями;

• трудности при выполнении заданий, требующих оперирова

ния несколькими признаками предмета, или выполнения це

почки действий;

• нарушения целеполагания и планирования действий.

3. Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двига

тельной, речевой, социальноэмоциональной) и тесная связь ког

нитивного развития с развитием других сфер.

4. Особенностью предметнопрактического мышления, характер

ного для этого возраста, является необходимость использования

нескольких анализаторов одновременно для создания целостно

го образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприо

цепция). Наилучшие результаты дает зрительнотелесный анализ,

т. е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, ко

торое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.

5. Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сни

женной чувствительностью и часто встречающимисянарушени

ями зрения и слуха.

6. Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уров

нем, и темпы их развития также могут существенно различаться.

В основу программы когнитивного развития легли: предметность

мышления дошкольников, необходимость использовать их чувст

венный опыт, опора на наглядно-действенное мышление как базу

для дальнейшего перехода к нагляднообразному и логическому мы

шлению, использование собственной мотивации ребенка, обучение

в игровой форме, а также возможность индивидуального подхода к

каждому ребенку, учитывающего его особенности, предпочтения и

скорость обучения.

Внимание и память

Представление о постоянстве объекта

Материалы:

небольшие игрушки и стаканчики, под которыми их

можно спрятать. Набор карточек с картинками по теме «Игрушки».

Маленькие дети часто не уверены в том, что те предметы, которых

они не видят в данный момент, попрежнему существуют. Прежде

чем приступить к более сложным заданиям из данного раздела, убе

дитесь в том, что у вашего ребенка сформировано представление о

постоянстве объекта, то есть он действительно ищет игрушку, спря

танную у него на глазах в том месте, куда вы ее положили.

После этого можно спрятать у него на глазах две или три знако

мых маленьких игрушки, накрыв их стаканчиками, или зажать эти

игрушки в кулаках, и спросить: «Где собака?» или «Где машинка?»

и т. д. Когда малыш научится находить игрушки, можно предложить

ему такое же задание, но с использованием карточек.

Рассмотрите вместе с ребенком и назовите дветри картинки на

карточках, используя соответствующие жесты, а затем переверните

их у него на глазах и спросите, например: «Где мяч?». Ребенок дол

жен открывать нужную карточку.

Внимание и память

Запоминание 3-4 предъявленных объектов

Материалы:

четыре небольшие игрушки и стаканчики, под кото

рыми их можно спрятать. Набор карточек с картинками по зна

комым ребенку темам («Игрушки», «Продукты», «Животные»,

«Одежда», «Мебель» и т. д.).

Прячьте на глазах у ребенка под стаканчиками три, а затем четы

ре маленьких игрушки, и спрашивайте: «Где машинка?». Ребенок

должен открыть нужный стаканчик, рассмотреть и покатать машин

ку. Затем снова закройте игрушку стаканчиком и спросите: «Где ки

са?» и т. д. Когда ребенок научится находить игрушки, можно пред

ложить ему такое же задание, но с использованием карточек с кар

тинками. Рассмотрите вместе с ребенком и назовите три, а затем че

тыре картинки на карточках, сопровождая свои слова соответствую

щими жестами, а затем переверните карточки на глазах у ребенка и

спросите: «Где стул?» или «Где чашка?» и т. д. Ребенок должен откры

вать нужную карточку. Подтверждайте правильность выполнения

задания: «Да, молодец, это – чашка!».

Можно рассмотреть и перевернуть две карточки, и спросить ре

бенка, показывая на закрытую карточку: «Что здесь?». Ребенок отве

чает словом или используя соответствующий жест, а затем открыва

ет карточку и проверяет правильность своего ответа. Подтвердите

правильность выбора ребенка: «Да, это ложка! Молодец!» или ука

жите ему на ошибку: «Нет, это не ложка, попробуй еще раз!».

Просите ребенка принести какойлибо предмет, находящийся

вне его поля зрения, например, в соседней комнате. Хорошо разно

образить такие просьбы, каждый раз предлагая принести чтонибудь

новенькое. Ребенок должен понять и запомнить, что его просят сде

лать, пойти в другую комнату, найти нужную вещь и принести ее, то

есть выполнить цепочку действий, следуя заданной цели.

Внимание и память

Выполнение инструкции из двух шагов или двух значимых слов

Материалы:

большая и маленькая матрешка, большая и малень

кая тарелка, набор счетного материала по теме «Овощи и фрукты».

Обучение ребенка выполнению инструкции, которая содержит

несколько значимых слов или шагов, связано с пониманием речи и

когнитивным развитием. Чтобы ребенок мог выполнить инструкцию

целиком, он должен хорошо понимать каждое слово в отдельности.

Поставьте перед ребенком матрешек, дайте им тарелки соответ

ствующего размера и выложите на стол, например, два огурца, два

помидора и два лимона. Предлагаемые инструкции: «Дай этой мат

решке огурец и помидор», «Дай большой матрешке помидор», «По

ложи огурец в маленькую тарелку» и т. д. Произносите всю инструк

цию целиком и, если ребенок испытывает трудности, повторяйте ее

снова всю целиком, не разбивая на шаги.

Инструкции такого типа используются при выполнении заданий

из разных разделов, приведенных в этом блоке.

Длинные инструкции должны стать обычной частью повседнев

ной жизни.

Вы можете обращаться к ребенку с «длинными» просьбами, вклю

чающими в себя два последовательных шага, просьбу принести два

предмета одновременно или обозначая признаки нужного предмета.

Для того чтобы убедиться, что ребенок действительно запоминает

инструкцию и ее выполняет, а не поступает привычным образом или

действует по ситуации, вы можете предлагать ему парадоксальные

(«хулиганские») инструкции. Предупредите ребенка, что это будет

веселая игра, где все наоборот. Например: «Принеси кубики, поло

жи в кастрюлю», «Принеси чашку и носки». Если ребенок затрудня

ется, повторите всю инструкцию целиком, не разбивая на шаги, а

если это не помогает, необходимо убедиться, что ребенок действи

тельно понимает значения отдельных слов. Если речевые навыки

позволяют, можно просить ребенка повторить инструкцию перед ее

выполнением, что способствует развитию внутренней речи.

Увеличение времени сохранения внимания

Когда ребенок просит чтонибудь у вас, можно иногда выполнять

его просьбу не сразу, например: «Налить тебе сок? Подожди немно

го, сейчас я вытру со стола и налью». Такое ожидание учит ребенка

сохранять внимание в течение некоторого времени. Время ожида

ния для маленького ребенка должно быть достаточно коротким, не

более нескольких минут. Постепенно время значительно увеличи

вается, и подросший ребенок не забудет, что он хотел посмотреть

мультфильм, даже если отложить просмотр на час.

Внимание и память

Выполнение инструкции из трех шагов или трех значимых слов

Материалы:

большая, маленькая и средняя матрешки, тарелки трех

размеров, набор счетного материала по теме «Овощи и фрукты».

Поставьте перед ребенком матрешек, выстроив их по росту, затем

дайте ему тарелки и попросите: «Дай большой матрешке маленькую

тарелку». Затем выложите на стол, например, четыре огурца, два поми

дора и два лимона. Предлагаемые инструкции: «Дай этой матрешке два

огурца и помидор», «Дай большой матрешке лимон и помидор», «По

ложи огурец, помидор и лимон в эту тарелку» и т. д. Произносите всю

инструкцию целиком и, если ребенок не выполняет ее сразу, повто

ряйте ее снова всю целиком, не разбивая на шаги. Можно попросить

ребенка повторить инструкцию перед выполнением или помочь ему

наводящими и уточняющими вопросами. Например, ребенок выпол

нил только часть инструкции «Дай этой матрешке два огурца и поми

дор» и дал матрешке только два огурца. В этом случае можно спросить

его: «Что еще хотела матрешка?», а затем «Помидор или лимон?».

Для выполнения такого рода заданий также удобно использовать

игру в трех медведей из сказки «Три медведя», только теперь надо

просить ребенка давать медведям тарелки, ложки, чашки и т. д. не

соответствующего размера, а следуя инструкции, например: «Дай

большому медведю среднюю вилку».

Инструкции такого типа используются при выполнении заданий

из разных разделов, приведенных в этом блоке.

Обучение ребенка выполнению инструкций или просьб, содержа

щих несколько значимых слов или шагов, безусловно, естественнее

отрабатывать не сидя за столом, а в бытовых ситуациях. Можно обра

щаться к ребенку с «длинными» просьбами, включающими в себя

три последовательных шага, просьбу принести два предмета, обозна

чая признак одного из них или место, где он находится. Например:

«Принеси две вилки и хлеб. Дай красное полотенце и луковицу. По

ложи вилку в тарелку и отнеси бабушке». Длинные инструкции

должны стать обычной частью повседневной жизни. Если ребенок не

справляется с поручением, повторите всю инструкцию целиком, не

разбивая на шаги, а если это не помогает, попросите ребенка повто

рить, что он должен сделать, или задайте ему наводящие вопросы.

Для того чтобы убедиться, что ребенок действительно, запоминает

инструкцию и ей следует, а не поступает привычным образом, ориен

тируясь по ситуации, можно предлагать ему парадоксальные инструк

ции. Предупредите его, что сейчас будет веселая игра с необычными

заданиями. Например: «Возьми вилку и кубик, положи в шапку»,

«Принеси чашку и красные носки», «Возьми ложку под столом,

положи в кровать», «Возьми чайную ложку и залезь под стол». Ребе

нок в ответ тоже может давать вам всякие поручения.

Спрашивайте ребенка, что он делал вчера, что собирается делать

дальше: «Мы идем гулять. Что ты наденешь? Еще что?». Если он дает

формальные или неверные ответы, задавайте ему наводящие вопросы

и уточняйте подробности. Можно, например, спрашивать: «Ты на

завтрак ел кашу или суп?», «Суп был на обед или на завтрак?» и т. д.

Просите ребенка самого выполнять какие-либо хозяйственные

дела, включающие цепочку действий и требующие достаточно про

должительного времени, например, помыть посуду, разложить иг

рушки по местам, протереть и разложить приборы в ящике или по

лить цветы во всех комнатах и т. д

Особенности развития детей с синдромом Дауна

Каждый ребенок с синдромом Дауна индивидуален в своем развитии. Есть детки, которые в определенных сферах, развиваются на том же уровне что и обычные. Другие же отстают во всех сферах, не смотря на повышенные усилия родителей.

Особенности развития детей с синдромом дауна в этом направлении можно выделить ряд особенностей. Ранее я описывала определенные этапы развития общей моторики развитие речи и другие, в этой статье я опишу со всех сторон,  общие особенности развития детей.

В раннем возрасте такие дети могут быть пассивными, мало кричать и быть полностью пассивными, плохо сосать в младенчестве. В дальнейшем возможны проблемы с жеванием. Они могут позже начать улыбаться, устанавливать контакт глазами, соблюдать очередность. Поэтому необходимо регулярно делать массаж для укрепления губ, мышц, языка начиная с трех месячного возраста.
Развитие крупной и мелкой моторики у них происходит медленнее, и все потому что у них снижен мышечный тонус, слишком эластичны связки, ручки и ножки короче, нарушена координация движения, и еще очень много всяких сопутствующих заболеваний. Все перечисленное ограничивает ранее развитие и задерживает когнитивное развитие детей, в и тоге они всем обычным и простым для нас вещам, они учатся на много позже.

Познавательная деятельность, требует дополнительной стимуляции.

Процессы восприятия такие как (зрительные, слуховые, кинетические и тактильные) замедленны,  очень часто фрагментарны и недостаточно избирательны.

Внимание у них нестойкое, рассеянное. На занятиях дети легко отвлекаются под действием посторонних факторов. Для детей с синдромом Дауна очень важно повторение пройденного материала. Очень важна помощь и непосредственное участие взрослого, для перенесения приобретенного навыка и опыта из учебных действий, к реальным. Процесс обучения  у детей с этим диагнозом на много медленнее, чем у обычных детей.

Речь может развиваться на много медленнее и позже чем у обычных и до речевое развитие тоже не на высоте.

Сам процесс формирования речи у детей с этим диагнозом развивается у всех по разному. Одни быстро переходят от простых фраз к сложным предложениям, другие с большой сложностью от лепета, звукоподражаний к отдельным словам. Дети для общения используют в основном глаголы, существительные, указательные местоимения и подкрепляют их жестами и имитацией звуков.

Формирование игровой деятельности им нужно стимулировать по нескольким причинам:

Дети могут не проявлять никакой активности в самостоятельном применении игрушек. Они не могут запомнить как нужно играть с игрушками им нужно объяснять и показывать, в то время как обыкновенные дети сами изучая игрушку находят ей применение. Обычно у детей с синдромом Дауна сюжетно ролевая игра развивается к 8-9 годам, но предпосылки формируются на много раньше. Игры с правилами не вызывают интерес сразу, нужно заинтересовывать постепенно.

И самое главное, нужно помнить, что особенный ребенок отстает в физическом и умственном развитии, на  несколько лет. Занимаясь с ребенком у специалиста он должен учитывать возраст развития малыша, а не сколько ему лет от даты рождения.



Комплекс психокоррекционных упражнений для детей с болезнью Дауна

Психологическое нарушение

Корректируемые психические функции

Психокоррекционные игры и упражнения

Восприятия

Слуховое восприятие:
-целенаправленность звуков речи;
-восприятие и различение звуков различных музыкальных инструментов;
-дифференциация (выделение) сигнального звука из группы других звуков.

Восприятие цвета:
-сравнение предметов по цвету;
-различение цветовых тонов через сравнение с образцом;
-установление связи между цветовыми тонами и их названиями;
-целенаправленное восприятие цветовых тонов и управление своим поведением.
 
Восприятие формы:
-осязательное восприятие формы предметов;
-осязательное различение сходных по форме предметов;
-зрительно-осязательное восприятие основных геометрических фигур;
-зрительное восприятие без осязательной и двигательной опоры;
-использование зрительного образа в операции сравнения;
-восприятие формы плоскостных фигур.

Восприятие величины:
-зрительно-осязательное восприятие величины;
-сравнение предметов по величине(протяжённости) с помощью прикладывания к образцу;
-сравнение предметов по величине только на основе зрительного контроля;
-выделение предметов заданной величины по образному представлению;
-дифференцированное восприятие качеств величины: высоты, длины, ширины.

 

«Кто разбудил мишку?»
«Что выбрал Петрушка?»
«Встречайте гостей», «Бегите ко мне»

 

 

«Разноцветные ленточки»
«Ищи свой дом»

«Разноцветные колечки»

«Цветовое поле», «Прыг- скок»

 

«Что нам привёз Мишка?»
«Есть у тебя или нет?»

«Закрой окошко»

«Где твой дом?»

«Принеси и покажи»

«Геометрическое лото»

 

«Матрёшки»

«Разберём и соберём»

 

«Приходите на лужок»

«Раз-два-три-ищи!»

«Пирамидки», «Поручения»

Внимания

Развитие произвольного внимания:
Удерживание в сознании условий задания и ориентация на их выполнение;
Сопутствующие задачи: познавательная активность и волевое усилие;
-развитие произвольного внимания. связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов;
-устойчивость, концентрация внимания, наблюдательность;
-распределение, переключение внимания;
-управление вниманием: произвольность, активизация восприятия, памяти, мышления, познавательной активности и коммуникативности.

«Раз, два, три-говори»

 

 

«Слушай хлопки»

 

«Отзовись, не зевай»

«Поехали»
«Пальчики», «Проказы», «Будь внимателен»

Памяти

Развитие моторно-слуховой памяти;
-развитие зрительно-моторной и пространственной памяти;
-развитие зрительно-моторной и кинестетической памяти;
-развитие зрительной памяти;
-развитие кратковременной памяти:
целенаправленное запоминание и припоминание;
-развитие смыслового запоминания через причинно-следственные связи;
-развитие словесной памяти: осмысленное и целенаправленное запоминание слов.

«Повтори за мной»
«Запомни движения», «Запомни своё место»
«Нарисуй с закрытыми глазами»
«Запомни свою позу»
«Фигура» «Переполох»
«Кто здесь прячется»

«Что достать тебе, дружок?»
«Мамины помощники»

Мышления и речи

-развитие артикуляции, интонации и коммуникативной функции речи;
-упражнение в правильном произнесении, расширение и уточнение активного словаря, развитие коммуникативной функции речи;
-развитие мышления, связной речи и выразительных движений;
-развитие мышления и связной речи: выделение назначения предмета и обозначение его посредством слова;
-мыслительные операции: сравнение систематизация, обобщение;
-операции анализа, синтеза, классификации;
-понимание связей и отношений между персонажами сюжетной картинки;
-понимание связей, отношений и последовательности событий в сюжетных картинках;
-мыслительные ассоциативные связи;
-понимание скрытого смысла;
-сложная аналитико-синтетическая деятельность: составление предложений, передача информации в сжатом виде, выражение мысли другими словами, придумывание заглавий, разделение информации на смысловые единицы.

«Чудесный сундучок»

«Мешочек, впусти»

 

«Где мы побывали, что мы повидали»
«Что на картинке?»
«Отгадай-ка»

«Парные картинки»

«Определи игрушку», «Лишняя игрушка»
«Игрушки-артисты»

«Сочини рассказ»

 

«Определения»
«Пословицы»
Игры-упражнения

Психомоторики

-развитие мелкой моторики;

 

 

-развитие крупной моторики (упражнения)- дополнительно формируются преодоление гиперактивности, произвольность движений, самоконтроль.

«Лабиринт», «Графический диктант», «Срисовывание букв», а также рисование, письмо, черчение
«Хоровод», «Флажок», «Стой», «Замри», «Запрещённое движение». Другие подвижные игры.

Эмоции и воли

Снятие эмоциональной реактивности; ситуативной агрессии;
-снятие напряжённости, невротических страхов;
-снятие эмоциональной напряжённости, аутичности;
-саморегуляция эмоциональных состояний: успокоение, раскованность, сосредоточение, концентрация;
-снятие страхов и тревоги перед угрозой агрессии;
-снятие страха перед школой;
-снятие агрессии и страха с помощью воображения;
-снятие тревожности в межличностном взаимодействии через опыт совместной деятельности;
-формирование умений сдерживать себя;
-управление своим поведением в групповой деятельности6 формирование выдержки и способности управлять собой в соревновательной ситуации;
-развитие самоконтроля, самодисциплины, преодоление гиперактивности.

«Поссорились два петушка»
«Дракон кусает свой хвост»
«Иголка и нитка»

«Этюды на выражение эмоций»

«Змей-Горыныч», «Нарисуй свой страх», «Темнота»
«Кляксы»

«Раздувайся, пузырь», «Карусель», «Зимний хоровод», «Подарки»
«Смелые мышки»
«Пустое место», «Лиса и гуси», «Флажок»

 

«Замри»,»Запрещённое движение», «Стой», «Запретный номер»

Серия

«Ребенок с синдромом Дауна и особенности его развития»

Т.П. Медведева

Развитие познавательной деятельности

детей с синдромом Дауна

Пособие для родителей

Оценочные таблицы

В графе «оценка» можно использовать значки:

+

ребенок выполняет задание самостоятельно;

+/–

ребенок выполняет задание с небольшой помощью. Вы даете

ему дополнительную инструкцию, помогая сконцентрировать

внимание на нужном сейчас действии или важной детали;

–/+

ребенок выполняет задание с существенной помощью. Вы по

могаете ребенку, действуя его руками или выполняя часть за

дания вместо него;

задание не было выполнено несмотря на предложенную по

мощь.

Таблица 1.

Задания, базирующиеся на представлении

о постоянстве объекта и понятии «одинаковый»

Раздел Содержание Предлагаемые Оценка

раздела задания

Внимание Представление Находить 1-2 предмета,

и память о постоянстве спрятанные на глазах

объекта у ребенка

Размер, Формирование Подбор пар одинаковых

форма, понятия картинок.

цвет. «одинаковый» Лото с картинками

Сортировка Сортировка Разложить большие и малень-

с опорой по размеру кие круги в две коробки

на образец

Сортировка Разложить треугольники

по форме и квадраты в две коробки

Сортировка Разложить детали двух цветов

по цвету в две коробки

Конструктивная Конструирование Складывать доску Сегена

деятельность по жесткой схеме (3-4 формы)

Конструирование Строить из кирпичиков

по образцу конструкции, где все кирпичи-

ки ориентированы одинаково

(дорожки, заборы и т. д.)

65

Поведение.

Характеризуется, в основном послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. Может встречаться и разнообразные поведенческие расстройства.

Эмоции.

У детей с синдромом Дауна отмечаются сохранность элементарных эмоций. Большинство из них ласковы, привязчивы. Некоторые выражают положительные эмоции ко всем взрослым, вступают с ними в контакт, некоторые – преимущественно к тем, с которыми они постоянно общаются. У детей положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются. Не всегда могут правильно оценить результаты своей деятельности, и эмоция удовольствия обычно сопровождает окончание задания, которое при этом может быть выполнено неправильно. Доступны страх, радость, грусть. Обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

Личность.

В личностном плане этим детям в большей степени свойственна внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У некоторых из этих детей наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешены.

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 101,  VIIIвида»

Рассмотрено и рекомендовано                                               Утверждаю:

к утверждению на заседании МС                                          директор школы-интерната № 101

МБС(К)ОУ «Школа-интернат № 101»                                  ________________ С.В. Криковцов

Протокол № ____                                                                       «____» _________________ 2013 г.

от ___________________2013 г.

Методические рекомендации для родителей

по формированию навыков самообслуживания

у детей с синдромом Дауна в семье

Составитель:

 И.А. Гаврилова,

                     воспитатель

                                                                                                               высшей

                                                                                                                                   квалификационной

                                                                                                                   категории                                                                                                                                                                                

Кемерово 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей по обогащению словаря ребёнка и развитию грамматической стороны речи

Рекомендации в бытовой ситуации, как научить ребенка красивой, связной, ясной, грамматически правильной речи!...

Методические рекомендации по изучению отдельных тем дисциплины «ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Методические рекомендации по применению метода развития критического мышления на учебных занятиях по дисциплине «Обществознание».В рекомендациях представлены методы и приемы, применяемые при проведени...

Развитие объёма слуховой памяти 5-7 лет

Психологу в работу с детьми 5-7 лет...

Открытый урок "Развитие психомоторики и сенсорных процессов". 4 класс. Тема урока: «Развитие внимания и памяти".

Цель урока:  Развивать у  учащихся внимание, память, наблюдательность, логическое мышление.Задачи:А) образовательные: развивать у учащихся зрительное и слуховое восприятие, логическое мышлен...

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями (для специалистов, работающих с детьми и подростками с ограниченными возможностями)

Методические рекомендации по обучению социально-бытовой ориентировке и социальному развитию детей и подростков с ограниченными возможностями предназначены для педагогов и руководителей учреждений соци...

Методические рекомендации для тренеров преподавателей Совершенствование физической подготовки боксеров развитие быстроты и силы

Методические рекомендации для тренеров преподавателей Совершенствование физической подготовки боксеров развитие быстроты и силы...