Рекомендации для родителей: "Наказание"
материал по психологии на тему

Тельных Ольга Викторовна

Данный материал педагоги могут использовать для размещения в информационном стенде, ширме и как самостоятельный лист рекомендаций при консультации родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nakazanie.doc24.5 КБ
Microsoft Office document icon nakazanie2.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

«НАКАЗЫВАЯ, ПОДУМАЙ: ЗАЧЕМ?»

Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. 

Более того, наказание должно быть полезным. Однако наказывающий часто забывает подумать…

Если есть сомнение, наказывать или не наказывать,- не наказывайте. 

Даже если уже поняли, что обычно слишком мягки и доверчивы. Никакой «профилактики», никаких наказаний «на всякий случай»!

За один раз – одно.

Даже если проступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу, а не по одному за каждый. Салат из наказаний – блюдо не для детской души!

Наказание – не за счет любви.

Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды.

Срок давности.

Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Некоторые чересчур последовательные воспитатели ругают и наказывают детей за проступки, обнаруженные спустя месяц, а то и год (что-то испортил, стащил, напакостил), забывая, что даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. Риск внушить ребенку мысль о возможной безнаказанности не так страшен, как риск задержки душевного развития.

Наказан – прощен.

Инцидент исчерпан. Страница перевернута. О старых грехах ни слова. Не мешайте начинать жизнь сначала!

Без унижения.

Что бы ни было, какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество нашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что мы не справедливы, наказание подействует только в обратную сторону.

Ребенок не должен бояться наказания.

Не наказания он должен страшиться, а нашего огорчения.

«При дефиците любви становится наказанием сама жизнь, и тогда наказания ищут как последний шанс на любовь!» (В. Леви.)



Предварительный просмотр:

«О НАКАЗАНИЯХ»

                                                                  Дети никогда не слушались взрослых,

но зато исправно им подражали. 

(Д. Болдуин)

С момента своего рождения ребенок общается со взрослыми, прежде всего со своими родителями. Родители для него – это любовь и защита. Но порой именно в семье растущий человек впервые попадает в неприятные жизненные ситуации. И в первую очередь это связано с наказаниями, когда взрослый пытается прекратить нежелательное поведение ребенка. Чем же рискуют родители, наказывая своего ребенка? Прежде всего самим ребенком, его состоянием. Возможные негативные последствия для детей, подвергающихся наказаниям, - это детская агрессивность, психологический стресс, личностное расстройство (депрессия, страхи, тревожность). Эти последствия чаще наступают при использовании агрессивных форм наказаний, как физических, так и вербальных (грубое слово, крик).

Агрессивные формы наказаний как средство воспитания скрывают в себе ряд «опасностей»:

  • Боязнь наказания приводит к появлению постоянного чувства страха.
  • Боясь наказаний, ребенок может начать лгать и обманывать родителей.
  • Если сам факт наказания слишком расстраивает детей, они могут забыть, за что их наказывают. 
  • Родители, наказывающие детей, могут оказаться для них примером. Ребенок, подражая взрослому, тоже станет решать свои проблемы силовым способом.
  • Агрессивный ребенок - это, как правило, ребенок с низкой самооценкой, отвергаемый сверстниками, с плохой успеваемостью.

             Родителям надо знать! Наказания лучше действуют, когда:

  • применяются сразу после проступка, а не спустя некоторое время;
  • следуют после проступка всегда (а не иногда);
  • сопровождаются объяснением того, почему ребенка наказали и что он должен делать, чтобы его не наказывали в будущем;
  • у ребенка теплые, любящие отношения с человеком, их применяющим.
  • Выявить истинную причину непослушания и плохого поведения можно, если родители обратят внимание на собственные чувства.

Основные причины нарушений поведения детей

Борьба за внимание.

Ребенок отрывает вас то и дело от своих дел, досаждая своими выходками. И у родителя возникает ЧУВСТВО РАЗДРАЖЕНИЯ. (Рекомендация: покажите ребенку свое положительное внимание, организуйте совместные игры, прогулки.)

Борьба за самоутверждение.

Ребенок выступает против чрезмерной родительской власти и опеки. У родителя возникает ГНЕВ. (Рекомендация: уменьшите свой контроль за делами ребенка.)

Желание отомстить.

Ребенок обижен на родителей: резкое замечание, невыполненное обещание. Ответное чувство у родителя ОБИДА. (Рекомендация: спросите себя, что заставило ребенка причинить вам боль, какая боль у него самого.)

Переживание своего неблагополучия.

Ребенок потерял веру в собственный успех. Ответное чувство у родителя – ОТЧАЯНИЕ. (Рекомендация: не допускайте в адрес ребенка никакой критики, найдите доступный для него уровень занятий.) 

Помните,

важнейшая потребность ребенка – потребность в безопасности!

А в семьях, применяющих физические наказания к собственным детям, безопасность ребенка подвергается серьезному испытанию.