Трудный ребенок в приемной семье
статья по психологии на тему

Сенаторова Наталья Николаевна

В настоящее время растет число граждан, желающих принять в свои семьи на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И большинство из них, если не сказать все, встречаются с различными проявлениями трудного поведения. Что делать, как себя вести? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Трудный ребенок в приемной семье22.8 КБ

Предварительный просмотр:

Трудный ребенок в приемной семье

Большинство приемных родителей рано или поздно сталкиваются с трудным поведением детей. Особенно это тяжело в период адаптации ребенка в замещающей семье. Трудное поведение детей может проявляться во множестве его форм:

- Агрессия, оппозиционное и девиантное поведение.

- Ложь, воровство и манипулирующее поведение.

- Неумение держать социальную дистанцию.

- Социальная замкнутость и тревожность.

- Сексуально окрашенное поведение.

- Нанесение самоповреждений.

Чтобы понять, что делать, когда ребенок ведет себя подобным образом, необходимо найти причину такого поведения. При этом, необходимо помнить о том, что трудное поведение – это сигнал ребенка взрослому о том, что он, ребенок, не в состоянии справиться с определенной жизненной ситуацией.

Ощущение собственной безопасности, эмоциональная близость и поддержка жизненно необходимы  для здорового благополучия ребенка.

Многие дети, воспитывающиеся в общеобразовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях в прошлом пережили пренебрежение или насилие со стороны кровных родителей. В результате они несут с собой эмоциональный багаж нерешенных проблем. У них искаженный взгляд на мир и на то, как взрослые ведут себя по отношению к детям. Дефицит материнского внимания, душевного тепла, заброшенность и беспризорность детей являются причинами частичного или тотального недоразвития различных психических сфер. Они бывают чрезвычайно сложны в воспитании. Попытки заставить насильно подчиниться требованиям вызывают агрессию, жесткое неприятие. Физическое наказание оказывает на таких детей малый эффект или вообще не действует, т.к. боль от него нельзя сравнить по силе с той, которую они уже испытали.

Рассмотрим подробнее некоторые формы трудного поведения детей и подростков.

Агрессия, оппозиционное и девиантное поведение.

Среди причин агрессивности у детей первое место занимает негативная обстановка в семье: это и невнимательность взрослых, недостаток любви и понимания, воспитание, при котором шкала ценностных ориентиров трансформируется до неузнаваемости (ребенок иногда не может различить, "что такое хорошо, а что такое плохо"), а также агрессия со стороны самих взрослых. Истоки детской агрессии в первую очередь следует искать в том, как родители воспитывали ребенка в первые годы жизни, а также в подростковом периоде. Когда родители игнорируют агрессию ребенка и активно поощряют его положительное поведение, агрессия постепенно угасает. Правда, такой способ эффективен лишь с маленькими детьми и совершенно не годится для подростков. 

Бороться с агрессивностью нужно…

Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть 
у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.

Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка – сделайте это, только если поступок повторится.

Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение – это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова.

Родителю всегда нужно быть готовым к сотрудничеству и пытаться разрядить обстановку и самим не становиться провоцирующим фактором. Необходимо контролировать свою реакцию на поведение ребенка, стараться сохранять спокойствие. Полезно также помнить, что родители являются образцом поведения для ребенка. Если вы хотите, чтобы ребенок перестал кричать, вы сами не должны кричать на него. Тогда ему придется вести себя так, что бы расслышать то, что вы ему говорите. Разговор в спокойной манере показывает, что вы не боитесь его и контролируете происходящее, что дает ребенку ощущение большей защищенности.

Лучше всего приемным родителям вести себя так, как они хотят, чтобы вел себя ребенок: спокойно, разумно, неагрессивно.  Стараться быть терпеливым, уважать взгляды маленькой личности. Попробовать услышать ребенка. Работа с озлобленными детьми может быть утомительной и эмоционально истощающей. Родителям необходима поддержка в таких ситуациях. Они должны вместе проводить разбор ситуаций и выносить из событий определенные уроки.

Нанесение самоповреждений. Проблема аутоагрессии чаще настигает ближе к подростковому возрасту. К самоповреждениям относится широкий ассортимент различных видов вредного воздействия на себя. И самое главное в этом случае – отсутствие суицидальных намерений. То есть, подросток ранит себя, но убить не хочет. Обычно повреждения себе наносятся по двум основным причинам. У подростка либо слишком много эмоций, с которыми он не может справиться, и боль от самоповреждения дает им выход. Либо эмоций нет совсем, он ощущает себя бесчувственным и нанесение себе раны или ушиба дает ему возможность почувствовать себя живым. Как бы то ни было, после причинения себе боли подросток чувствует не только облегчение, но и эйфорию.

Внешними причинами самоповреждений могут быть:

1. Дисфункциональная семья.

2. Перфекционизм подростка и его окружения. Если ты не сделал все идеально, ты достоин наказания и нет тебе прощения.

3. Влияние друзей. Бывают ситуации, когда друзья дают образец поведения в сложных жизненных случаях.

4. Пережитое сексуальное насилие.

5. Информация в СМИ, когда самоповреждения преподносятся, как решение проблемы. «Мальчик порезал себе вены, и сразу все окружающие осознали, что были неправы».

Несмотря на то, что может сложиться впечатление того, что подросток делает все это целенаправленно, он действительно нередко затрудняется сказать, почему он себя порезал или сделал что-то в этом роде. В момент атаки на свое тело сознание может сужаться и осознание поведения значительно падать. 
Часть подростков совершает агрессивные действия по отношению к себе действительно демонстративно. Если говорить о самопорезах в таких случаях, то они обычно тонкие и поверхностные. Видно, что человек себя щадил. Их часто делают на видных местах, но никогда на лице или на кистях. При этом обращает на себя внимание поведение, при котором подросток стремится вызвать в окружающих жалость и вину, пытается открыто манипулировать, угрожает снова повредить себе что-то, если окружающие будут вести себя так, как ему не нравится.

Если подросток нанес себе раны или любые другие повреждения, особенно если это случилось уже не первый раз, родители должны обратить на это самое пристальное внимание. Не нужно ждать, что «все само пройдет» и «израстется». Даже если один из родителей сам резал вены или бился головой об стены в юном возрасте, и у него все прошло, не значит, что с ребенком все тоже обойдется. Если это случилось, желательно ребенка проконсультировать у психиатра или психотерапевта. Это необходимо для решения вопроса о том, есть ли у ребенка психическое заболевание или же это нарушение адаптации, или проблемы в его жизни, которые ему решить не под силу. В зависимости от того, что обнаружит доктор, можно будет решить, какой именно объем помощи понадобится.  Необходимо помнить, что  все это будет довольно плохо работать, если у подростка не будет поддержки семьи. Если на него будут смотреть как на предателя и сумасшедшего, которому нельзя доверять. Возможно, приемным родителям самим нужно будет посмотреть на себя со стороны и предпринять шаги к изменениям внутри семьи.

Ложь, воровство и манипулирующее поведение.

У совсем маленьких детей нет правильного и четко сформированного представления о воровстве или обмане. Взять понравившуюся вещь в двухлетнем или трехлетнем возрасте, для ребенка вполне естественный процесс, даже если она принадлежит не ему. Еще не развиты понятия «чужое» и «нельзя». Роль родителей - объяснить, почему понравившуюся игрушку, нужно вернуть. Однако ребенок не должен чувствовать себя виноватым. Основные трудности с плохими привычками возникают с детьми в возрасте от шести до двенадцати лет. С одной стороны ребенок уже понимает насколько это плохо, брать чужое, а с другой стороны, не может отказаться от соблазна. Нужно найти в себе силы для откровенного разговора. Дать понять, что всегда будете против подобного поведения и в любом случае заставите вернуть краденное. В большинстве случаев, подобное поведение является способом привлечь к себе внимание. Бывают семьи, в которых дети чувствуют себя одинокими или ненужными. То есть воровство, как таковое, не будет иметь смысла, потому что украденная вещь или деньги, ребенку абсолютно не нужны. Поводом обратить на себя внимание, стали плохие отношения с одноклассниками или неприятности с родителями. Потребность в общении, принятии его другими людьми, желание быть лидером в коллективе и служит основной причиной, участившихся краж в возрасте шести – двенадцати лет.

Не нужно отстранять от себя ребенка и не отмахиваться от его проблем и неприятностей, лучше постараться помочь. При необходимости, можно обратиться к психологу, с целью коррекции поведения. Терпение и понимание родителей по отношению к трудному поведению помогут ребенку преодолеть негативные черты характера.

В процессе воспитания приемного ребенка, наверняка каждая семья столкнется со своим собственным, уникальным случаем. Поэтому важно помнить о том, что мы не можем изменить прошлое, и опыт детей навсегда останется с ними, что характерно и для всех нас. Как взрослые, мы должны осознавать существование данного опыта у ребенка, и это может помочь нам не только справиться с конфликтами, но и перевоспитать ребенка.

Главное, не пускать на самотек трудности и проблемы, которые появляются в замещающей семье. И если не получается решить проблему самим, вовремя обратиться в службу сопровождения замещающих семей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Трудный возраст-трудный ребенок. Так ли это?"

Деловая игра на заседании методического объединения воспитателей...

Социально-педагогическая деятельность в приемной семье

семья, дети сироты, становление личности...

"Причины возникновения "трудного" поведения у приемного ребенка

Данный материал может быть использован для подготовки занятий с замещающими родителями социальными педагогами, психологами. Материал, представленный в данной статье может быть полезным специалистам и ...

Проект областной профильной смены лагеря-похода с круглосуточным пребыванием для многодетных семей, семей с детьми – инвалидами и приемных семей "Лето с рюкзаком"

Семейный лагерь-поход - это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально...

Как взять ребенка в приемную семью из детского дома

Инструкция для приемных родителей по передачи ребенка из детского дома...

Проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания приемных детей

Приемная семья дает возможность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на получение семейного воспитания. Детей и раньше брали на воспитание в семью, но законодательно приемная сем...