Тренинговое занятие по теме: «Мы – пятиклассники».
план-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему

Мамонтова Инна Владимировна

Деятельность педагога-психолога в рамках приемственности обучения между уровнями начального и среднего общего образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект занятия56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «Мы – пятиклассники».

Материалы: презентация, листы формата А4, лист формата А3 с силуэтом дерева, цветные карандаши, вырезанные из цветной бумаги листики дерева, рабочие листы для проведения диагностики.

Ход занятия

1.Организационный момент

Цель: введение в деятельность.

На данном этапе учащимся дается возможность успокоиться, занять места в кабинете. Тема нашего занятия: «Мы – пятиклассники».

2.Разминка

Цель: мотивация на работу, уточнение позиции учащихся в отношении обучении в 5-м классе. Разминка состоит из двух частей.

1).Игра «За и против».

Инструкция. Класс делится на две группы (по любому признаку).

Задачи:

-группе 1 – предложить аргументировать в пользу возвращения в начальную школу;

-группе 2 – привести контраргумент (почему не надо возвращаться в начальную школу).

Свои ответы группы записывают на листах А4. Время выполнения – 2 мин.

После завершения работы представить от каждой группы зачитывает ответы, проходит обсуждение с последующим выводом. Если учащиеся делают вывод о том, что в 5 – м классе хуже, чем в начальной школе, рекомендуется дать группам по 1 мин – для того, чтобы предложить свои способы и приемы улучшения жизни в 5 – м классе.

В конце работы педагог-психолог записывает на доске вывод («В 5-м классе хорошо, потому что…») или предложенные детьми рекомендации по улучшению ситуации.

Примечание. Проведение игры позволяет понаблюдать за классом, определить лидеров (в дальнейшем их кандидатуры можно предложить на этапе выборов самоуправления), выявить «тихих» детей и помочь им разговориться, тех, кому некомфортно в 5-м классе.

2) Подготовка памятки пятиклассников.

Цель: дать возможность учащимся «перейти» на позицию взрослого, опытного человека, осознать себя пятиклассником.

Внимание: Работа в группах по созданию общего продукта требует взаимодействия, направленного на общий результат. Учащиеся одновременно «примеряют» на себя роль взрослых и учатся договариваться друг с другом. А если это происходит, то налаживаются межличностные отношения, пятиклассники чувствуют себя важными, нужными, неодинокими, что в конечном итоге помогает им чувствовать себя комфортно в классе, школе.

Материал: цветные карандаши, листы бумаги А4.

Инструкция: Учащимся предлагается любыми способами разделиться на 2 команды (формируя, таким образом, группы, мы учим пятиклассников взаимодействовать друг с другом).

Задача – придумать памятку (рекомендации) для пятиклассников. Время – 4 мин. По окончании работы команды представляют свои разработки. В дальнейшем готовые памятки можно выложить на сайте педагога-психолога – чтобы учащиеся видели реальное приложение собственных усилий.

 Примечание. В ходе выполнения задания важно дать учащимся полную свободу творчества. Они не должны чувствовать никакого давления со стороны взрослых, эти рекомендации должны быть только их продуктом.

3.Создание портрета класса

Цель: дать детям возможность поделиться знаниями о своих способностях, презентовать себя в классе.

Примечание. Перед началом работы по созданию портрета класса важно вернуться к предыдущему заданию, отметив работу пятиклассников и акцентировать внимание на том, что они уже многое умеют – тем самым «перекинув мостик» к следующему заданию.

Материал: ручки, вырезанные из цветной бумаги листики дерева, силуэт дерева на бумаге А3.

Инструкция: Учащимся предлагается на цветных листочках написать свое имя, а также одно качество, наличие которого позволит автору быть полезным своему классу, например «Я смогу выступать от класса на соревнованиях, потому что быстро бегаю». Далее листочки наклеиваются на ветку дерева.

К сведению: Создание портрета класса дает возможность каждому ученику в комфортной форме, без обвинений в хвастовстве презентовать свои умения, рассказать о себе. Это позволит учесть индивидуальность каждого ребенка – что, несомненно, отразится на самооценке учащихся, даст им возможность реализоваться в той деятельности, которая интересна.

 

4.Диагностика «Мой класс»

(вариант для учащихся – игра «Не более трех…»)

Инструкция педагога-психолога: Ребята, сейчас вы представили свой в виде дерева. Посмотрите, какие вы молодцы! Вы еще раз показали, сколько уже умеете! А сейчас попробуем рассказать о классе иначе… (Учащиеся получают индивидуальные бланки.)

Посмотрите на изображенные круги. В среднем круге, как правило, находятся те из одноклассников, у кого много друзей. В следующем – те, с кем хотят дружить. В последнем – у кого друзей мало. Вне кругов находятся те, у кого друзей нет. А теперь отметьте крестиком или галочкой – где находитесь вы…

По завершении на обратной стороне им предлагается ответить на вопросы (не более трех ответов на каждый):

-Кого бы вы пригласили из класса к себе на день рождения?

-С кем бы вы отправились на необитаемый остров?

-С кем бы вы сели во время контрольной работы?

Примечание. Диагностика позволит определить детей, которым нужна помощь педагога-психолога в адаптации. По результатам анализа ответов учащихся готовятся рекомендации классному руководителю, по необходимости формируется группа для работы, направленной на формирование положительных межличностных взаимоотношений.

Материал к диагностике «Мой класс». Бланк ответа

Фамилия, имя___________________________________

_______________________________________________

Класс__________________________________________

5.Упражнение «Путешествие на облаке»

Инструкция педагога-психолога: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Глубоко вдохните и выдохните… (2-3 раза). Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пушистых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги, спина удобно расположились на ней… Начинается наше путешествие…

Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваше лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас в такое место, где вы будете счастливы… Постарайтесь увидеть это место как можно более точно…Что это?.. Лесная поляна?.. Берег реки?.. Остров?.. Волшебный сад?.. Что?.. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… (Пауза 30 с.) Вы снова на белом облаке, и оно везет вас назад, в группу. Сойдите с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало… Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе… Потянитесь, выпрямитесь… Вы добрые и внимательные.

6.Беседа о самостоятельности

Цель: Вы выросли, повзрослели, стали старше, более самостоятельными. Что вы понимаете под словом «самостоятельность», нужна ли она, в общем, и в школе в частности.

Выслушав ответы детей, педагог-психолог предлагает объявить месяц самостоятельности (т.е в течение месяца по возможности решать все вопросы и проблемы с минимальным участием взрослых) и начать его с проведения выборов органов самоуправления класса.

(Как правило, «месяц самостоятельности» переходит в «год самостоятельности»).

        7.Выборы органов самоуправления класса

        Цели: стимулировать учащихся высказывать свою позицию по разным социальным вопросам и аргументировать свою точку зрения, дать возможность ощутить себя взрослыми, ответственными людьми, которые могут управлять не только собственной жизнью, но и жизнью всего коллектива.

Инструкция. Учащимся предлагается подумать и определить, кто в классе нужен, чтобы быть самостоятельными и прожить месяц, решая различные вопросы с минимальной помощью классного руководителя. После того как список должностей определен и зафиксирован на доске, они определяют круг обязанностей каждой из них.

СТАРОСТА

Оповещает о следующем уроке, делает график дежурства, объявляет новости…

ЗАМЕСТИТЕЛЬ СТАРОСТЫ

Контролирует уборку кабинета после уроков, помогает делать график дежурства…

ФИЗРУК

Проводит утреннюю зарядку, организует игры на переменах…

ДИЗАЙНЕР

Оформляет классный уголок, создает открытки к праздникам, помогает в подготовке к внеклассным мероприятиям…

ФЛОРИСТ

Ухаживает за цветами, готовит памятки с названиями растений в классе, их особенности и рекомендациями по уходу…

Далее следует этап выдвижения претендентов и голосование.

Актив класса может быть переизбран по желанию пятиклассников несколько раз в год – это даст возможность проявить себя большему количеству учащихся.

Примечание. Что дают выборы в плане адаптации к обучению в 5-м классе? Когда часть ответственности перекладывается на плечи пятиклассников, каждый из них получает возможность почувствовать себя организатором (лидером) в каком-либо деле, научиться договариваться с одноклассниками, завоевывать уважение – если ты важен в классе, тебя слушают, твое мнение уважают, значит – нет причин для различных негативных чувств, значит – удовлетворена потребность личности в признании.

8.Подведение итогов работы

Инструкция. Учащимся предлагается ответить на вопросы:

-Что понравилось в ходе занятия? Что не понравилось?

-Что хотелось бы изменить?

 

 

Приложение

К упражнению: Создание портрета класса

1.Артур – «Я смогу выступать от класса на соревнованиях, потому что хорошо играю в футбол».

2.Дарья – «Я смогу выступать от класса на коллективных творческих конкурсах, потому что хорошо смогу подготовить исследовательский проект».

3.Софья – «Я смогу выступать от класса на соревнованиях, потому что быстро бегаю».

4.Сергей – «Я смогу организовать в классе любой концерт, потому что увлекаюсь музыкой».

5.Ольга – «Я смогу оформить классный уголок, создать открытки к праздникам, выпускать газеты, потому что хорошо рисую».

6.Андрей – «Я смогу организовать и подготовить сценарий спортивного праздника, спортивных состязаний, олимпийских игр в классе и в школе, потому что люблю спорт».

7.Валерия – «Я смогу ухаживать за цветами,  потому что люблю растения».

8.Эдуард – «Я смогу подготовить фотосюжеты о классе к праздникам и внеклассным мероприятиям в школе, потому что хорошо фотографирую».

9.Владислав – «Я смогу помогать в подборе необходимой литературы для подготовки и разработки сценариев, потому что много читаю».

10.Лилия – «Я смогу выступать от класса на олимпиаде, потому что люблю английский язык».

К упражнению: Подготовка памятки пятиклассников

1.Уметь общаться с одноклассниками;

2.Иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других;

3.Уметь поддерживать отношения, уважая одноклассников;

4.Уметь распределять и планировать свое время;

5.Проявлять самостоятельность в своих делах;

6.В случае необходимости обращаться за помощью к взрослым;

7.Стараться учиться;

8.Стремиться овладевать знаниями;

9.Уметь заниматься самостоятельно;

10.Уметь дружить;

11.Общаться уважительно (вежливо) с мальчиками и девочками;

12.Самостоятельно разрешать возникающие конфликты;

13.Обладать навыками самообслуживания:

-личная гигиена;

-подготовка к уроку и сбор вещей после него;

-дежурство в классе;

-выполнение поручений;

14.Иметь постоянные обязанности дома;

15.Выполнять их без напоминания;

16.Помогать родителям;

17.Уметь предвидеть последствия собственных действий;

18.Делать безопасный правильный выбор;

19.Уметь общаться со взрослыми: врачом, продавцом и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тренинговое занятие, тема: "Позитивный настрой"

Данное занятие подходит для старших школьников. Шутливые упражнения позволяют участникам на практике поменять отношение к негативному....

5 кл., занятие по теме: "День пятиклассника"

Занятие-тренинг для подростков....

Тренинговое занятие для пятиклассников "Адаптация детей к средней школе"

Основная цель данного занятия: способствовать формированию детского коллектива, повышению уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию....

Конспект тренингового занятия на тему: «Снятие эмоционального напряжения».

Цель тренинга: снятие эмоционального напряжения.Задачи:познакомить участников тренинга с некоторыми приёмами психологической саморегуляции;создать благоприятные условия для продуктивной работы на...

Тренингового занятия по теме: «Поиск решения в конфликтной ситуации»

Несмотря на то, что разработано множество программ по профилактике конфликтного поведения эта тема остается актуальной до сих пор. Поэтому необходимо проводить тренинговые занятия для подростков не пр...

Программа тренинговых занятий "Я пятиклассник"

Данная программа адресована учащимся 5-х классов МБОУ СОШ № 5 г. Охи им. А.В. Беляева, у которых по итогам исследования процесса адаптации выявлен затрудненный уровень прохождения адаптации. Рабочая п...

Тренинговое занятие на тему: "Профессионально-коммуникативные умения педагога".

Тренинговое занятие направлено на развитие коммуникативных навыков в педагогическом коллективе. занятие состоит из семи разделов: знакомства, пяти тренинговых упражнений и заключительной части, котора...