"Секреты общения" адаптационные занятия для обучающихся 5 класса
учебно-методический материал по психологии (5 класс) на тему

Белоусова Любовь Сергеевна

серия занятий для обучающихся 5 класса с нарушениями интеллекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatiya_5_klass.docx28.69 КБ

Предварительный просмотр:

«Секреты общения»

адаптационные занятия для учащихся 5 класса

Занятие № 1

Цель: ознакомить с основными способами общения: речь, мимика, жесты.

Упражнение 1. «Давайте познакомимся». Упражнение проводится в кругу. Каждый называет себя по имени. Затем один из участников встает в центр круга и по очереди бросает мяч каждому, называя его по имени. Упражнение можно повторять несколько раз и на нескольких уроках.

Первый «секрет» общения - называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!

Упражнение 2. «Паровозик». Ребята разбегаются по разным углам комнаты и выбирают себе место - это их «станция». Один из участников - «паровозик». Его задание - обойдя всех, собрать пассажиров под музыку или песню «Мы едем, едем, едем». Когда «паровозик» собрал всех, руководитель может спросить, кого он взял первым и почему. Это упражнение дает возможность определить выборы ребят.

Затем предлагается занять свои места на стульях. Руководитель знакомит с правилами общения между собой.

Упражнение 3. «Лица». Руководитель рисует на доске или вывешивает картинки:

веселое лицо; хитрое лицо; плачущее лицо; удивленное лицо; хмурое лицо; испуганное лицо.

Предлагается определить, что выражают эти лица. Преподаватель объясняет, что выражение лица называется «мимика» (слово проговаривается хором, записывается на доске).

Упражнение 4. «Маски». Каждому из участников дается задание - выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление и т. д. Остальные должны определить, удалось ли изобразить «маску».

Упражнение 5. «Жесты». Преподаватель объясняет, что разговаривать можно и с помощью жестов. Предлагается вспомнить, какие жесты знают ребята, какие используют при общении (как жестом остановить машину, попросить разрешения на уроке, поздороваться, попрощаться и т. д.)

Упражнение 6. «Иностранец».  Вы попали в другую страну, не знаете языка, вас не понимают. Спросите дорогу: в зоопарк, в бассейн, на площадь, где стоит памятник, в кинотеатр, в кафе, на почту и т. д.

Упражнение 7. «Эти разные слова». Преподаватель говорит о значении слова в общении. С помощью слова можно приласкать, прогнать, огорчить, согреть, обидеть. Просит привести примеры, как словом можно приласкать человека, как ободрить, как прогнать и т.д.

Упражнение 8. «Тише, Танечка, не плачь», Девочка упала, разбила коленку, ей больно. Найди ласковые слова, чтобы успокоить ее. Девочка должна с помощью мимики и жестов показать боль. Остальные по очереди должны выразить ей свое сочувствие.

В конце урока еще раз повторите способы общения (мимика, жесты, речь). Закрепляется новое понятие «мимика» и повторяется первый «секрет» общения.

Ритуал прощания будет повторяться в конце каждого урока. С помощью жестов сделай другу подарок. Преподаватель начинает первым. Передают цветы, книгу, солнце и т. д. и обязательно выясняют, понял ли ребенок, что ему подарили или передали.

Занятие № 2

Цель: развивать внимание к окружающим людям.

Повторяется материал предыдущего урока.

Второй «секрет» общения - будь внимателен к тем. кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!

Упражнение 1. «Опиши друга». Два человека стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду товарища; выясняется, кто оказался точнее при описании.

Упражнение 2. «Маленький художник». Один из участников - «художник». Он задумал нарисовать портрет друга. Он внимательно смотрит, выбирает «натуру», затем поворачивается спиной к ребятам и начинает «рисовать», т. е. дает словесный портрет. Остальные должны определить, кто был его моделью.

Упражнение 3. «Тропинка». Все встают вокруг и под музыку начинают движение. Дается команда «дождь» - все дети должны соединить руки над головой в центре круга. По команде «дождь» дети приседают, положив руки на голову. При команде «тропинка» - присоединяются по ходу движения, опустив голову и положив руки на плечи впереди стоящего. (Упражнение повторяется несколько раз.) Те, кто нарушил правила, садятся на свои места. В конце игры определяются самые внимательные.

Далее преподаватель просит вспомнить, что видели дети по дороге в школу, что необычного они заметили сегодня.

Упражнение 4. «Белые медведи». Снежная Королева заморозила Кая. Чтобы его разморозить, надо попасть в царство Снежной Королевы, отгадав её сложные загадки. Тот, кто не может отгадать, отправляется в «лес» - в конец комнаты, где разложены ответы на загадки. Это могут быть предметы, игрушки, вырезанные из бумаги фигурки или карточки с написанными отгадками. Ребенку необходимо показать ответ с помощью пантомимики. Попавшие в царство «Снежной Королевы» должны «разморозить» Кая - мальчика, который сидит на стуле в застывшей позе. Нельзя дотрагиваться до него руками, можно пользоваться только мимикой и жестами. Победил тот, кто «оттаял» замороженного. Тот заулыбался, заморгал, зашевелился.

Урок заканчивается ритуалом прощания (подарки, улыбки, добрые слова).

Домашнее задание. Рисунок на тему «Что я видел по дороге в школу».

Занятие № 3

Цель: развитие умения слушать собеседника, тренировка наблюдательности.

Занятие начинается с рассмотрения и обсуждения домашних рисунков.

Вспоминаются выученные «секреты» общения.

Упражнение 1. «Прикосновения». Один из участников садится в центре круга на стул, глаза его закрыты, трое ребят по очереди подходят к нему и дотрагиваются до рук сидящего. Тот должен определить, кто к нему прикоснулся (назвать по имени).

Упражнение 2. «Испорченный телефон». По кругу передают на ухо друг другу какое-нибудь слово. Последний должен назвать это слово вслух. Выясняется, какое слово начали передавать, где «телефон» испортился.

Упражнение 3. «Слушаем тишину». Предлагается всем детям закрыть глаза и послушать тишину: в коридоре, в комнате, на улице. Затем выяснить, кто и что услышал.

Третий «секрет» общения - умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового!

Упражнение 4. «Интонация». Детям предлагается повторить с разной интонацией предложение (радостно, зло, задумчиво, с обидой): «Я получил три!»

Упражнение 6. «Сочиняем сказку». Предлагается всем взять из коробки по одной картинке (вырезки из журналов, сюжетные картинки). Начинаем сочинять сказку. Каждый ребенок должен придумать одно - два предложения, используя свою картинку. Сказка должна иметь общий сюжет. Затем обсуждение: получилась или нет сказка, почему.

В конце занятия повторяется третий «секрет» общения.

Ритуал прощания.

Домашнее задание. Рисунок на тему «О чем я мечтаю».

Занятие № 4

Цель: развитие воображения.

Урок начинается с рассмотрения рисунков. Обсуждается, о чем мечтают дети, есть ли у них общие мечты, что нужно сделать, чтобы мечта сбылась.

Упражнение 1. «Если бы я был волшебникам». Руководитель предлагает каждому ребенку придумать рассказ-миниатюру на заданную тему.

Упражнение 2. «Подарок». Друг уезжает в далекое путешествие. Он уже сел в поезд. Вам хочется на прощание сделать ему подарок. Но в вагон уже не пускают. Подарок надо преподнести перед окном (с помощью мимики и жестов).

Упражнение 3. «Встреча». Два друга давно не виделись. Они мечтают о встрече. Дается задание показать, как встретятся два друга после долгой разлуки.

Упражнение 4. «Царевна-Несмеяна». Чтобы развеселить Царевну-Несмеяну, надо сказать ей добрые слова о том, какая она хорошая (дети по очереди говорят «царевне» о ее хороших качествах.) Эта игра позволяет проследить, как дети узнали друг друга.

Упражнение 5. «Сравнения». Преподаватель предлагает детям сравнить своих друзей и себя с каким-либо цветком, деревом, зверюшкой и т. д. Затем спрашивается, почему выбрано такое сравнение.

Упражнение 6. «Волшебные картинки». Преподаватель показывает картинки с изображением (или рисует на доске):

-          шары на веревочке;

-          два круга, вложенных один в другой;

-          четыре соединенных треугольника.

Каждый из участников должен придумать названия для этих рисунков.

Упражнение 7. «Дорисуй». Преподаватель раздает каждому ребенку листы с нарисованными фигурами. Предлагается превратить эти фигуры в любые картинки, дорисовав необходимые детали. Затем обсуждается, чьи рисунки лучше, кто придумал больше картинок.

Урок заканчивается ритуалом прощания.

Домашнее задание. Рисунок на тему «Я и мои друзья в школе».

Занятие № 5

Цель: развитие уважения, вежливого отношения к людям.

Урок начинается с рассмотрения и обсуждения домашних рисунков.

Упражнение 1. «Что можно сделать для друга». Руководитель предлагает детям подумать и сказать, что можно сделать для друга:

-          утешить - упражнение «Царевна-Несмеяна»;

-          сделать подарок - упражнение «Подарок»;

-          поиграть - упражнения: игра «Испорченный телефон».

Далее руководитель предлагает игру в вежливые слова.

Упражнение 2. «Вежливые слова». Игра проводится в кругу с мячом. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упражнение усложняется. Преподаватель предлагает называть только слова приветствия (прощания, извинения, благодарности).

В конце упражнения спрашивается о том, какие чувства вызывают вежливые слова.

Упражнение3. «Розовое слово "привет"». Руководитель читает рассказ Дж. Родари «Розовое слово "привет"». «Один мальчик растерял все хорошие слова. Остались у него только плохие. Тогда мама отвела его к доктору. Тот сказал: «Открой рот, высуни язык, посмотри вверх, посмотри на кончик своего носа, надуй щеки». Потом велел мальчику пойти поискать хорошие слова. Сначала мальчик нашел слово "у-у-уф"- тоже нехорошее слово, затем слово "отстань", тоже плохое. Наконец, он обнаружил розовое слово "привет". Положил его в карман, отнес домой и после этого научился говорить хорошие слова, и стал хорошим, добрым мальчиком».

Дети получают роли: мамы, мальчика, доктора и с помощью мимики, жестов и слов играют эту сцену.

Упражнение. 4. «Ссора». Двое детей стоят спинами друг к другу и притоптывают ногами, руки на поясе или за спиной. Затем помирились! Берутся за руки, улыбаются, обнимаются.

Упражнение 5. «Магазин вежливых слов». На полках в магазине стояли вежливые слова благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), приветствия (здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер), извинения (извините, простите, жаль), прощания (до свидания, до встречи, спокойном ночи). Но вдруг подул ветер, и все слова упали и перепутались. Надо их снова расставить по полкам.

Преподаватель заранее пишет слова на карточках. Ребята берут по очереди карточки со словами и расставляют их на полки.

Четвертый «секрет» общения - будь вежлив, и у тебя будет много друзей!

В конце урока на прощание ребята говорят друг другу вежливые слова.

Домашнее задание. Рисунок на тему «Мой хороший поступок».

Занятие № 6

Цель: развитие сочувствия, внимания, взаимоуважения.

Занятие начинается с рассмотрения и обсуждения рисунков. Что значит хороший поступок?

Упражнение 1. «Хороший поступок». Руководитель читает рассказ В. Осеевой «Просто старушка». Затем задает вопросы:

-          Кто совершил хороший поступок?

-          Как мальчик помог старушке? Почему он поступил так?

-          Как бы поступила девочка, если бы была одна на улице?

-          Как бы ты повел себя на месте этих детей?

Руководитель предлагает вспомнить «секрет» общения: «Будь внимателен к тому, что тебя окружает, и перед тобой откроется целый мир!»

Затем предлагается вспомнить вежливые слова (с мячом в кругу) и секрет: «Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!» Повторяется упражнение «В магазине вежливых слов».

Упражнение 2. «Лужа». Прошел сильный дождь, маленькая девочка осталась одна посредине большой лужи. Сама она не может выбраться. Помоги ей!

Упражнение 3. «Я и моё настроение». Каждый ребенок говорит, какое у него настроение и подбирает слова.

Ребята, выполняя задание, предлагают перекинуть бревнышко, маленькие дощечки, подать руку и т.д.

Урок заканчивается пожеланием хорошего настроения.

Домашнее задание. Рисунок на тему «Я и мое настроение».

Занятие № 7

Цель: развитие умения выражать свое настроение и чувствовать состояние другого.

Занятие начинается с рассмотрения и обсуждения домашних рисунков.

Обсуждается вопрос: «Что значит понимать настроение другого?»

Упражнение 1. «Настроение». Руководитель предлагает рассмотреть фотографии (вырезки из журналов) и определить настроение изображенных на них людей.

Упражнение 2. «Цветопись настроения». Руководитель объясняет, что настроение может соответствовать определенному цвету. Дети выбирают лепестки понравившегося цвета. Затем руководитель объясняет:

-          красный цвет соответствует восторгу;

-          оранжевый - радости, веселью;

-          желтый - светлому, приятному настроению;

-          зеленый - состоянию покоя;

-          синий - грустному, неуверенному состоянию;

-          фиолетовый - тревожному, напряженному состоянию;

-          черный - упадку, унынию;

-          белый - страху.

Из лепестков на доске или на специальной таблице составляется цветок.

Урок заканчивается пожеланием хорошего настроения.

Домашнее задание. Рисунок на тему «За что бывает стыдно?».

Занятие № 8

Цель: установление причин психологического дискомфорта, агрессин, формирование умения учитывать позицию другого.

Урок начинается с рассмотрения и обсуждения домашних рисунков.

Упражнение. 1. «Так будет справедливее». Руководитель читает рассказ: «Мама ушла в магазин. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться. Они то бегали вокруг стол, то кидались подушками. Вдруг щелкнул замок - это вернулась мама. Старший брат быстро сел на диван, а младший продолжал подбрасывать подушку и разбил люстру. Мама рассердилась и поставила его в угол. Старший брат поднялся с дивана и встал рядом. «Почему ты так поступил?» - спросила мама. «Так будет справедливо», - ответил мальчик. Далее руководитель задает вопросы детям:

-          Почему старший брат ответил так?

-          Как ты думаешь, что сделает мама?

-          Как бы ты повел себя на месте старшего брата?

Руководитель предлагает выучить V секрет общения: умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять поступки другого.

Упражнение 2. «Ключ». Руководитель зачитывает детям ситуацию и просит изобразить ее с помощью мимики и жестов. 1. Ребенок потерял ключ от квартиры. Он очень расстроен (выражение горя), но вот ключ нашелся (выражение радости). 2. Ребенок дома один. Ему скучно, грустно (выражение грусти). Но вот мама пришла с работы (выражение радости).

Упражнение 3. «Найди ведущего». Упражнение проводится в кругу. Выбирают ведущего и наблюдателя. Ведущий показывает движения, остальные участники за ним повторяют. Наблюдатель должен найти ведущего.

Упражнение 4. «На узкой тропинке». Двое детей идут по «узкой тропинке» навстречу друг другу. (Она может быть нарисована мелом на полу.) С одной стороны гора, а с другой - пропасть. Как можно разойтись на этой узкой тропинке?

В конце урока повторяется пятый «секрет» общения.

Ритуал прощания - в словесной форме, высказывая друг другу пожелания.

Домашнее задание. Рисунок на тему «Путешествие».

Занятие № 9

Цель: развитие умения задавать вопросы вежливого обращения, внимания.

Урок начинается с рассмотрения домашних рисунков.

Упражнение 1. «Иностранец».

Упражнение 2. «На улице». Руководитель предлагает детям спросить с помощью вежливых слов, как пройти: к зоопарку; к бассейну; к метро; к музею и т. д.

Вспоминают четвертый «секрет» общения.

Упражнение 3. «Интервью». Руководитель предлагает детям ситуацию: «Вы прилетели из далекой страны, где были на экскурсии. В аэропорту вас встречает корреспондент газеты и просит вас ответить на его вопросы». «Корреспондента» выбирают ребята или назначает руководитель. Он задает каждому из участников вопросы, связанные с путешествием, и выслушивает ответы.

Упражнение 4. «"Да" и "Нет" не говорите». Руководитель предлагает поиграть в игру, где есть специальные условия - нельзя говорить «Да» и «Нет» и  не выбирать черный и белый цвета. «Вам король прислал пакет, а в пакете 100 монет. Что хотите, то возьмите, черный с белым не берите, «Да» и «Нет» не говорите».

Далее руководитель задает каждому ребенку вопросы. Если ребенок нарушает условия, он выбывает.

Упражнение 5.»Правила ученика».

На уроке будь старательным,

Будь спокойным и внимательным,

Всё пиши, не отставая,

Слушай, не перебивая.

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё понятно!

Если хочешь отвечать,

Надо руку поднимать.

На математике считаю,

На перемене отдыхают.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу,

Подними спокойно руку.

Вспоминают третий «секрет» общения.

Урок заканчивается ритуалом прощания.

Домашнее задание. Нарисовать то, что особенно запомнилось на занятиях.

Занятие № 10

Цель: умение выразить свои чувства, симпатии, взаимопонимание.

Это занятие заключительное. На нем предлагается повторить выученные секреты общения и наиболее понравившиеся упражнения.

Занятие начинается с рассмотрения домашних рисунков. В заключение предлагается упражнение «Пожелания».

Методика «Дерево».

Социометрия «Корабль».  «Если бы ты был капитаном, кого из класса ты взял бы себе в помощники?» (популярные). «Кого бы ты не взял в плавание в команду?» (игнорируемые). «Кого бы ты пригласил на корабль в качестве гостя?» (предпочитаемые). «Кого бы ты оставил на берегу?» (отверженные).

Ребята по очереди дарят друг другу (или высказывают) свои пожелания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Секреты памяти. Психологическое занятие для обучающихся средних и старших классов.

Психологическое занятие по теме "Психические процессы. Память." для обучающихся средних и старших классов....

Коррекционно-познавательное занятие "Секреты долголетия" для учащихся 6 класса, 2019-2020 уч.год

Занятие разработано для учащихся 6 класса коррекционной школы 8 вида....

Развивающее занятие для обучающихся "Секреты русского языка"

Развивающее занятие для обучающихся "Секреты русского языка". Презентация из 4 частей. Подготовили педагог-психолог Гребнева В.Ю., учитель-дефектолог Прошина Е.Б....

Презентация "Секреты увлекательного занятия"

Секреты увлекательного занятия, сформулированные Людмилой Павловной Кибардиной, с адаптацией для музыкальных руководителей в ДОУ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий для обучающегося 3 класса по АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, (вариант 2.1)

Индивидуальная комплексная коррекционно-развивающая программа занятий для слабослышащего учащегося направлена на формирования когнитивных, эмоционально-личностных и социально-адаптивных процессов и ок...

Конспект внеклассного занятия в 9 классе "Секрет Ромео и Джульетты"

Конспект внеклассного занятия в 9  классе "Секрет Ромео и Джульетты"...