План-конспект тренинга на конкурс "Учитель года России 2017" (номинация "Педагог-психолог")
материал по психологии на тему

Алферова Марина Викторовна

Данный тренинг применен в работе с приемными семьями в рамках деятельности Родительского клуба на базе ГКУСО РО Ерофеевского центра помощи детям (август 2016 г.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_detsko-roditelskiy.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Знакомство»

(применен в работе с приемными семьями

в рамках деятельности Родительского клуба)  

Цель: Создание позитивной обстановки. Знакомство участников.

Упражнение  «Снежный ком».

Цель упражнения: Знакомство группы. Создать позитивную обстановку. В максимально короткие сроки познакомить между собой большую группу участников.

Описание упражнения: Группа рассаживается по кругу. Один из участников представляется остальным и подбирает по отношению к себе какой-нибудь эпитет. Это прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя, позитивным образом характеризовать человека и по возможности содержать преувеличение, например: «гениальный Геннадий, очаровательная Ольга, буйный Борис» и т. д. Следующий по кругу игрок повторяет имя и эпитет предыдущего участника, и добавляет свою комбинацию. Третий повторяет оба варианта и потом представляется сам. Так происходит дальше по кругу. Задача последнего игрока назвать все варианты. Если у него возникают трудности, группа может ему подсказывать.

Обсуждение в группе:

– Какие эпитеты вас впечатлили больше всего?

– Какие имена было труднее всего запомнить?

- На бейджиках напишите свое имя, как к вам можно будет обращаться.

Упражнение «Правила работы в группе».

Цель упражнения: Выработка правил, облегчающих работу в группе.

Описание упражнения: Участники вырабатывают совместные прави-

ла поведения в группе (возможные варианты: «Не бегать», «Не переби-

вать другого» и пр.).

Упражнение  «Солнце светит для тех, кто….»

Цель упражнения: Развитие чувства сплоченности, снятие напряжения.

Оборудование и материалы: Магнитофон, запись легкой подвижной

музыки.

Описание упражнения: Группа рассаживается по кругу. Доброволец убирает свой стул в сторону, а сам становится в центр круга. Его цель – снова сесть на освободившийся стул. Для этого он произносит следующие слова: «Солнце светит для тех, кто… Можно вспомнить  как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах и т. п.

– носит голубые джинсы…

– любит бывать на море…

– не курит

- умеет дружить

- любит молоко

Те участники, для кого справедливо сказанное, меняются местами, ведущий занимает свободный стул. Участник, не успевший сесть, становится следующим ведущим.

Обсуждение в группе:

– Что стало для вас неожиданностью?

– Чувствуете ли вы, что нашли достаточно «родственных душ»?

– Радует ли вас, что между вами так много общего?

Упражнение  «Волк и семеро козлят»*

Цель упражнения: Исследование личностных особенностей в процессе взаимодействия; распознавание вербальных и невербальных сигналов в общении.

Оборудование и материалы: Заранее заготовленные маленькие карточки по числу участников группы. На одной трети карточек написано: «волк», на другой – «коза»,  на третьей – «козленок».

Описание упражнения: Участникам раздаются роли так, чтобы случайным образом группа разделилась на «волков», «коз», «козлят». «Козлята» остаются в зале, а «волки» и «козы», не показывая никому своих карт, выходят за дверь и затем по одному заходят, пытаясь убедить козлят, что они козы и им надо открыть дверь. Козлята решают пускать, или нет пришедшего. После того, как все попробовали проникнуть в дом, происходит открытие карточек. Так «козлята» и другие участники игры узнают, какие «козы» были признаны подозрительными, и каким волкам, наоборот, удалось проникнуть на заветную территорию.

Обсуждение:

– Чему больше верили козлята: словам, тону слов или жестам, мимике?

– Чему больше в жизни мы верим, общаясь с людьми?

*Комментарии. С первого раза игра кажется не очень интересной, но

с каждой следующей попыткой азарт нарастает. Более сложный вариант,

когда козлята не знают, сколько волков, а сколько коз. Например, может

быть 4 козы и ни одного волка, и наоборот.

Упражнение  «Скульптура семьи»

Цель упражнения: Актуализация представлений о структуре семьи и

всех ее членов.

Описание упражнения: Работа ведется в подгруппах – семьях. Выбирается скульптор, который создает из всех членов группы (семьи) скульптурный ансамбль, отражающий его видение «семьи». «Материал» пассивен и позволяет лепить все, что захочет скульптор. Скульптор занимает сам удобную позицию в своей скульптуре. Скульптура «замирает». Ведущий просит побыть некоторое время в данной позиции, запомнить свои ощущения и чувства, а затем скульптором становится другой член семьи. Можно задавать очередность: сначала папы скульпторы, затем мамы, затем дети.

Другой вариант – решить членам семьи, кто будет первым, и т.д.

             

Обсуждение в группе:

– В какой позиции было удобнее – «скульптора» или «материала»?

– Что вы чувствовали, когда были тем или иным элементом скульптуры?*

*Упражнение несет в себе несколько аспектов: диагностический, коррек-

ционный и развивающий. Как правило, у участников-родителей возника-

ют вопросы, которые затем требуют консультативного сопровождения.

Упражнение  «Коридор добрых слов»

Цель упражнения: Взаимопонимание в группе, оказание поддержки,

актуализация и анализирование добрых чувств.

Оборудование и материалы: Повязки для завязывания глаз.

Описание упражнения: Родители встают в пары, образуя коридор. Дети медленно, с завязанными глазами, проходят через коридор. Родители шепотом, на ушко, говорят каждому что-то хорошее. Затем через подобный коридор проходят и родители.

Обсуждение:

– Что я чувствовал, когда шел через коридор?

– Что я чувствовал, когда говорил что–то приятное?

– Легко ли было найти для каждого свое доброе слово?

– Что нового и важного я испытал?

Упражнение «Пирамида любви»

Цель упражнения: Эмоциональное сближение участников группы.

Описание упражнения: Все участники садятся в круг. Ведущий называет то, что он любит, и кладет свою руку, затем каждый из участников называет то, что он любит, и кладет руку поверх руки ведущего. (Выстраивается пирамида из рук.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока английского языка "Времена года. Погода."

Аннотация урока английского языкапо теме «Seasons and the weather»      Урок английского языка по теме «Seasons and the weather» разработан по учебнику Happy English. ru для 5 кла...

План-конспект классного часа «Кто он-герой России»?

Классный час по патриотическому воспитанию молодёжи. Проводится на 1 или 2 году обучения....

План - конспект урока. Тема урока: “Времена года. Погода. ”. Аудирование.

Полный план-конспект урока в 4 классе по учебнику Биболетова....

План конспекта занятия "Музыка в 1812 году".

Участие нашего любительского объединения в школьной жизни. Занятие с пятыми-седьмыми классами в рамках предметной декады, посвящённой двухсотлетию Отечественной войны....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Санкт-Петербург - новая столица России»

Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга для 7-го класса...

План-конспект мини-тренинга для педагогов «Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников»

Цель: Обучение педагогов приемам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке Задачи:1.     информирование педагогов о психолог...

План-конспект мини тренинга для педагогов "Педагогические приемы создания ситуации успеха учеников"

Цель: Обучение педагогов приёмам профессионального поведения, направленного на создание ситуации успеха ученика на уроке...