План-конспект Психологического тренинга на сплочение коллектива в 5 классе
план-конспект занятия (5 класс)

Гритчина Дарья Михайловна

Коллектив класса, в котором учится ребенок является одним из первых институтов социализации, дети нуждаются в одобрении и поддержке со стороны сверстников не меньше, чем в опеке родителей. Особенно ярко это проявляется в средней школе. Когда основным видом деятельности ребенка становится межличностное общение в отличие от начальной школы, в которой основными видами деятельности являлись игра и учеба. Переступая порог 5 класса ребенок вступает на новый этап совей школьной жизни, очень часто дети ожидают от средней школы каких-то перемен, изменения своего статуса в коллективе. Переход на следующую ступень обучения зачастую является кризисом для детей ведь они меняют свой статус младшего школьника на новый неизвестный статус обучающегося средней школы. И в этот момент рядом с ребенком должен оказаться классный руководитель, который поможет ему влиться в новую жизнь без страха и комплексов, а в дальнейшем вырасти гармоничной личностью с адекватной самооценкой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_zanyatiya_gritchina_d.m.docx25.98 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 362 Московского района Санкт-Петербурга

План-конспект

Психологического тренинга на сплочение коллектива в 5 классе

Выполнила: Гритчина Дарья Михайловна

Учитель английского языка

Санкт-Петербург

2018

Пояснительная записка

Коллектив класса, в котором учится ребенок является одним из первых институтов социализации, дети нуждаются в одобрении и поддержке со стороны сверстников не меньше, чем в опеке родителей. Особенно ярко это проявляется в средней школе. Когда основным видом деятельности ребенка становится межличностное общение в отличие от начальной школы, в которой основными видами деятельности являлись игра и учеба. Переступая порог 5 класса ребенок вступает на новый этап совей школьной жизни, очень часто дети ожидают от средней школы каких-то перемен, изменения своего статуса в коллективе. Переход на следующую ступень обучения зачастую является кризисом для детей ведь они меняют свой статус младшего школьника на новый неизвестный статус обучающегося средней школы. И в этот момент рядом с ребенком должен оказаться классный руководитель, который поможет ему влиться в новую жизнь без страха и комплексов, а в дальнейшем вырасти гармоничной личностью с адекватной самооценкой.  

В настоящее время для педагогов, работающих с детьми данной категории, особенно актуальными стали задачи активного привлечения семьи в образовательное пространство, включения родителей в коррекционно-педагогический процесс. Это осуществимо лишь при условии знания специфики межличностных отношений, складывающихся в группах подростков с 5 по 9 класс.

Классным руководителям необходимо помогать родителям с вопросами обучения и воспитания ребенка, оказывать помощь в преодолении кризиса, возникшего с вступлением ребенка на среднюю ступень образования, в формировании положительной установки на успех ребенка.

Лишь профессионально грамотная и систематизированная работа по психолого-педагогическому сопровождению пятиклассников и их родителей может качественно изменить самоощущение ребенка в коллективе.

Цель программы: профилактика нарушений в отношениях класса.  

Задачи программы:

  1. Профилактика нарушений межличностных отношений в классе
  2. Профилактика неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций детей
  3. Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам детско-родительских отношений и воспитания детей

При разработке программы мы опирались на исследования таких авторов как Е.И.Казакова, М.Р.Битянова, Э.М.Александровская, А.С. Спиваковская, Р.В. Овчарова, А. Адлер, а также руководствовались следующими принципами ((Осипова  А.А.)):

  1. Принцип единства формирующего воздействия и диагностики.

Перед разработкой программы психолого-педагогического сопровождения школьников  проводится диагностика. Таким образом выявляются основные проблемы в коллективе, что в дальнейшем становиться основой для определения направлений дальнейшей работы по сплочению коллектива.

  1. Деятельностный принцип. В программе основным способом психологического воздействия является организация активной деятельности клиента, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных ситуациях. На каждом занятии сделан упор на активное участие всех членов группы в занятии это выполнение упражнений, участие в обсуждении, рефлексия, игры, выполнение домашних заданий.
  2. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

В данной программе используются различные методы психолого-педагогического воздействия: лекции, семинары, библиотерапия, совместная продуктивная деятельность.

  1. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в программе. С этой целью в программу включены домашние задания для выполнения их дома в кругу семьи, а также в программу включен этап по работе просвещения родителей.
  2. Принцип усложнения. Предложенные в цикле занятия усложняются для каждого из этапов.

Программа предназначена для работы с детьми 5-6 класса и их родителями.

Цикл включает 11 занятий (для детей). Продолжительность занятия 45 минут. Занятие проводится один раз в неделю. Таким образом, весь курс занятий реализуется за 2,5 месяца.

Возникающее чувство групп и групповой сплоченности – важная характеристика коррекции отношений в классе.

Мы разработали программу по психолого-педагогическому сопровождению учебного коллектива, конечным результатом этой программы должны являться:

- Улучшение взаимопонимания в коллективе класса;

- Повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах воспитания детей, перешедших в среднюю школу;

- Устранение эмоциональной дистанции между обучающимися класса;

- Повышение сензитивности, эмпатии к одноклассникам.

Каждое занятие должно быть направлено на решение задач развития и формирования отношений партнерства и сотрудничества; умений и навыков эффективного взаимодействия в группе, навыков самоанализа и целеполагания. В качестве методов работы предполагается использование: ролевых игр, тренингов, арттерапии, беседы, а также лекционные занятия и дискуссии для родителей. Ниже представлен план-конспект одного из занятий цикла:

Этап

Инструкция

Время

1. Приветствие.

Цель: создание работоспособности, позитивного настроения и сплочённости группы.

Приветствие «Свеча».

Участники усаживаются в круг и передают зажженную свечу друг другу, здороваясь и называя имя участника, говорят: «Я передаю тебе свечу и желаю тебе… (здоровья, успехов, удачи и т.д.)».

5 мин

2.Задание «Разные слова».

Цель: знакомство со словами как одним из способов общения.

Участникам нужно назвать слова, которыми можно пригласить, прогнать, огорчить, согреть,   обидеть, похвалить.

Рефлексия:  какие слова приятно слышать, а какие нет?

10 мин

2. Игра «Толкалки».

Цель: развитие умения анализировать свою агрессию через игру, отработка навыков самоконтроля, снятие напряженности, расширение контакта в группе.

Инструкция: упражнение выполняется в парах. По знаку ведущего участники попарно упираются друг в друга ладонями, стараясь сдвинуть партнера с места.

Следить за тем, чтобы никто никому не причинил боли, не делал резких толчков.

10 мин

2.Упражнение  «Аплодисменты по кругу».

Цель: переживание чувства радости, сплочение группы, создание атмосферы принятия.

Инструкция: все становятся в круг. Ведущий подходит  к кому-то из участников, смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем  они оба выбирают следующего участника, который  также получает свою порцию аплодисментов – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже вся тройка выбирает следующего партнёра. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Важно услышать овации не только ушами, но и почувствовать их всей душой.

5 мин

Домашнее задание: Биография друга

Цели: Дети будут развивать и углублять дружеские отношения с другими людьми, если будут проявлять реальный активный интерес к жизни и делам своих друзей. Сравнивая свой образ жизни и образ жизни других людей, они расширяют представление о жизни и мире, развивают терпимость и широту взглядов.

Эта игра побуждает детей задумываться о жизни своих друзей.

Материалы: Анкета участника игры — каждому ребенку. Набор карточек с именами и/или фамилиями всех учеников класса.

Анкета

Напиши историю жизни (биографию) того человека, который достался тебе по жребию. Разузнай о нем как можно больше. При этом обязательно включи в биографию следующее:

— имя и фамилию этого ребенка

— возраст

— день рождения

— адрес

— описание его/ее внешности

— имена членов его/ее семьи

— что он/она любит делать?

— что тебе в нем/ней нравится?

— переезжал ли когда-нибудь этот человек на другое место?

— оба ли его/ее родителя работают, и кем?

— что украшает его/ее жизнь?

— твой собственноручный портрет этого человека

Инструкция: Я хочу предложить вам новую, очень интересную игру. Вам нужно будет написать биографии своих друзей. Знаете ли вы, что такое биография?

Поговорите с детьми о том, что это такое и, по возможности, расскажите, для примера, чью-нибудь биографию.

Я приготовила карточки, на которых написаны имена всех учеников нашего класса. Вытяните жребий и проверьте, не досталось ли вам ваше собственное имя, в таком случае вам нужно будет поменяться карточками с кем-то. Вы должны будете составить биографию того человека, чье имя написано на вашей карточке. Для того, чтобы помочь вам в этом, я приготовила анкету, на вопросы которой нужно ответить. Прочитайте все пункты анкеты внимательно.

На следующем занятии дети зачитывают вслух некоторые из написанных биографий. Затем авторы могут подарить биографии своим партнерам.

Анализ упражнения:

— Узнал ли ты что-нибудь новое о человеке, которого ты описывал?

— Что общего между вами, чем вы различаетесь?

— Понравилась ли тебе твоя биография, написанная кем-то другим?

— Каковы твои важнейшие жизненные цели на настоящий момент?

10 мин

6.  Ритуал прощания.

Упражнение «Колокол».

Цель: сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.

Инструкция: дети становятся в круг, поднимают поочерёдно правую и левую руки вверх, соединяя руки в центре круга в виде «колокола». Произносят «Бом!» и синхронно, с силой бросают руки вниз.

На вдохе поднимают руки, на выдохе произносят «Бом!» и бросают руки. Ведущий задаёт ритм. Упражнение повторяется несколько раз.

3 мин

Рефлексия Цвет настроения

Инструкция:

У каждого ребенка есть 8 цветов: зеленый, желтый, серый, коричневый, красный синий, фиолетовый, черный. В конце занятия ведущий просит закрасить свое имя тем цветом, который соответствует настроению детей по окончании занятия

2 мин

Список литературы:

  1. Битянова М.Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками.
  2. Битянова М.Р. Психолог в школе: Содержание и организация работы. М., 1998.
  3. Выготский Л.С. Эмоции и их развитие в детском возрасте // Собр. соч. - М., 1982. - Т. 2.
  4. Казакова Е.И. Диалог на лестнице успеха Текст.: кн. для учителей и родителей / Е.И.Казакова, А.П.Тряпицына. СПб.: Петербург-ХХ1: ЗАО "Пресс-Атташе", 1997. - 160 с.
  5. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. - 319 с.
  6. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: С.-Пб.,1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг на сплочени коллектива для учащихся 5-6 классов школы-интерната №6 VIII вида

В данном тренинге, представлены игры, в процессе которых происходит процесс сплочения детского коллектива....

Психологический тренинг на сплочение коллектива «Связанные единой целью»

Цель тренинга - сплочение детского коллектива и повышение самооценки детей....

Тренинг общения "Сплочение коллектива"

данный тренинг возможно использовать в работе с детьми и подростками на этапе сплочения коллектива....

Тренинг на сплочение коллектива

Тренинг на сплочение коллектива...

Тренинг на сплочение коллектива

Классный час - тренинг...

Игровые тренинги для сплочения коллектива

Каждый ребенок достаточно много времени проводит в школе – общаясь со сверстниками, взаимодействуя с учителями и преподавателями. И очень хорошо, если общение происходит успешно и нравится всем. А что...

Конспект психологического тренинга на сплочение коллектива

Конспекты психологических звнятий на сплочение коллектива, для младших школьников и младших подростков....