Главные вкладки

    Ваш гиперактивный ребенок.
    учебно-методический материал по психологии на тему

    Лисицына Елена Анатольевна

    Материал был использован для создания буклета для родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sdvg.docx18.53 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ваш гиперактивный ребенок...

     

    Признаки гиперактивности:

    Невнимательность

    1. Часто  неспособен удерживать внимание на деталях,  допускает ошибки в  школьных заданиях и др. видах деятельности.

    2. С трудом сохраняет внимание при работе и игре.

    3. Кажется, что он не слушает обращённую к нему речь.

    4. Часто не может придерживаться инструкций и выполнить до конца работу(это не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание)

    5. Часто испытывает сложности при самостоятельной деятельности.

    6. Обычно избегает выполнять задания, требующие длительного умственного напряжения.

    7. Часто теряет вещи, нужные в школе и дома.

    8. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

    9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.

    Гиперактивность

    1. Частые беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, крутится, вертится.

    2. Часто встаёт со своего места во время уроков или когда нужно оставаться на месте.

    3.Часто проявляет бесцельную двиг. активность : бегает, крутится, пытается куда-то залезть (когда это неприемлемо).

    4. Обычно не может тихо, спокойно что-то делать.

    5. Находится в постоянном движении, «словно к нему прикрепили мотор».

    6.Часто бывает болтливым.

    Импульсивность

    1. Часто отвечает на вопросы, не думая и не дослушав до конца.

    2. С трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

     Практические рекомендации родителям гиперактивного ребёнка

    1) Изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку:

    · проявляйте достаточно твёрдости и последовательности, избегайте слов «нет» и «нельзя»;

    ·   контролируйте его поведение, не навязывая жестких правил, не давайте категорических указаний;

     ·  стройте взаимоотношения на взаимопонимании и доверии, выслушайте, что он хочет сказать;

    ·   избегайте, с одной стороны, лишней мягкости, а с другой стороны - завышенных требований;

    ·   повторяйте просьбу одними и теми же словами несколько раз, реагируйте на его действия неожиданным способом (пошутите, повторите его действия и т.д.);

     · не настаивайте, чтобы он обязательно извинился.

    2) Изменение психологического климата в семье:

    ·   уделяйте ребёнку достаточно внимания, проводите досуг всей семьёй;

    ·   говорите сдержанно, спокойно, мягко, не допускайте ссор в присутствии ребёнка;

    ·   не сравнивайте его с другими детьми в семье, которые лучше учатся или ведут себя.

    3) Организация домашних занятий:

    ·   установите твёрдый распорядок дня для всех членов семьи, избегайте больших скоплений людей;

    ·   чаще показывайте ему, как можно выполнить задание, не отвлекаясь, уменьшить количество отвлекающих факторов, оградите от длительных занятий на компьютере и просмотров телепередач;

    ·   помните, что переутомление способствует снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

    ·   не акцентируйте его внимание на неудаче, он должен быть уверен, что справится, поддерживайте, хвалите;

     . если же он «вышел из себя», не ругать, дать успокоиться, потом обсудить и объяснить, что вы от него ждёте;

     ·   большое задание разделите на части, начинать и заканчивать лёгкими заданиями, оценивая - отметить, что сделано правильно, а что - нет, исправить, не заканчивать работу на неудаче.

    4) Программа поведения:

    ·   придумайте гибкую систему вознаграждений и наказаний, можно использовать баллы, записи;

    ·   не прибегайте к физическому наказанию, целесообразнее использовать спокойное сидение в определённом       месте после совершения поступка;

    ·   чаще хвалите, т.к. гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, но чувствительны к поощрению

    ·   составьте список его обязанностей и повесьте на стену, постепенно расширяйте обязанности, обсудив с ним;

    ·   не старайтесь предотвратить последствия его забывчивости, не давайте сразу несколько заданий;

    ·    не разрешайте переносить выполнение задания на другое время, помогите приступить к выполнению задания.

    не давайте поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;

    ·   объясните ребёнку его проблемы и научите с ними справляться;

    ·   наиболее эффективны средства убеждения «через тело»: лишение удовольствия, лакомства, привилегий, запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры, изоляция, домашний арест, досрочное отправление в постель;

    ·   вслед за понесённым наказанием необходимо позитивное эмоциональное подкрепление, знаки «принятия»;

    ·   не старайтесь всё делать за него, например, если он каждое утро плохо просыпается и медленно одевается, не торопить и не ругать - пусть сам получит урок жизни: после опоздания в школу и объяснений с учителем станет более ответственным.

     

    В копилку родителям

    Упражнение "Мама-робот

    Детям с дефицитом внимания и трудностями произвольной регуляции деятельности очень полезно чему-то учить взрослых, объяснять, как что-то надо делать. При этом важно, чтобы ребенок как можно больше говорил и как можно меньше показывал.

    Представьте себе, что мама вдруг разучилась делать самые элементарные вещи, например, наливать сок в стакан или делать бутерброд. А еще лучше, если она при этом ничего не видит и может делать все только на ощупь. Для этого ей нужен "проводник", который бы подсказал, куда нужно пойти и что сделать. Этим проводником может стать ребенок.

    Вариант 1. Попросите ребенка, чтобы он научил Вас чему-нибудь, что он умеет, но только с помощью слов. Например, сделать бутерброд. При этом задача родителей – делать буквально все, что говорит ребенок. Если он считает, что для создания бутерброда достаточно взять хлеб и положить на него колбасу, то возьмите батон хлеба и положите сверху батон колбасы. Не забудьте спросить ребенка, все ли получилось так, как он задумал, или же он забыл сказать Вам о чем-то еще.

    Ребенку очень важно видеть наглядный результат своего планирования. Такая обратная связь поможет ему постепенно детализировать свои указания, что будет служить признаком улучшения его возможностей планирования.

    Вариант 2. Предложите ребенку поиграть в одну "рисовальную" игру. Дайте ему чистый лист бумаги, а себе возьмите другой. Пусть он на своем листе так, чтобы Вы не видели, изобразит что-нибудь, состоящее из простых геометрических фигур (кругов, треугольников, квадратов). Предупредите его, что потом ему надо будет рассказать Вам свою картину, не показывая, так, чтобы Вы смогли ее в точности повторить на своем листе бумаги. Посоветуйте ему для начала нарисовать что-нибудь не слишком сложное.

      Вариант 3. Предложите ребенку завязать Вам глаза и затем, с помощью инструкций, помочь Вам добраться до какого-нибудь предмета, не задев ни одного стула, которые расставлены в комнате. Его указания должны выглядеть примерно так: "два шага вперед, шаг направо, три шага вперед, пять шагов налево, подними правую руку вперед, выше, правее, бери!". Можете сами придумать какие-нибудь варианты ценных указаний, которые он мог бы Вам делать.

    Вариант 4. Всем известный "графический диктант". Ребенок на клетчатом листочке бумаги рисует какую-то фигуру или предмет, обводя контуры клеток (нельзя использовать диагональные линии). После этого он должен "продиктовать" ее взрослому так, чтобы у того получилось то же самое. Каждая отдельная инструкция касается только одного шага, не превышающего размер одной клетки. Инструкции, которые делает ребенок примерно таковы: "вверх, влево, влево, вниз, вниз, вправо, вправо, вверх" (подсказка: должен получиться квадрат две на две клеточки).

     Активный "скачок" в развитии способностей планирования происходит к 9-10 годам, но это не значит, что до этого такими вещами не надо заниматься. Чем раньше ребенок научится основам речевого планирования, тем для него лучше.

    Задание развивает возможности планирования своих действий с помощью речи. Последние два варианта также могут развивать пространственные представления (отношения "право-лево").

    В регулярных занятиях можно использовать разные варианты упражнения по несколько минут в день. При этом в обычной жизни также важно чаще просить ребенка, чтобы он объяснил ход своих мыслей, "прикидываться" непонимающими (но, конечно, не доводя ребенка до истерики).

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как справиться с гиперактивным ребенком. Советы родителям

    Памята содержит советы родителям по общению с гиперактивными детьми....

    Рекомендации родителям гиперактивного ребенка

    Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка. Источник: Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе".- М.: АРКТИ, 2005....

    Рекомендации педагогам гиперактивного ребенка.

    Практические рекомендации учителям и воспитателям гиперактивного ребенка. Источник: Смирнов Н.К. "Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе".- М.: АРКТИ, 2005....

    Гиперактивный ребенок в школе

    Проблемы воспитания гиперактивного ребенка в семье иногда возникают уже с первых месяцев его жизни. Наиболее остро они проявляются с момента начала посещения детских образовательных учреждений...

    Семинар для педагогов "Гиперактивный ребенок"

    Уважаемые коллеги, есть ли в ваших детских коллективах дети, которых можно охарактеризовать как гиперактивные? Какие методы воздействия вы использовали? Какие из них оказались более эффективными...

    Гиперактивный ребенок

    В презентации дается понятие, причины, признаки гиперактивности, а также рекомендации родителям и педагогам....

    Взаимодействие с гиперактивным ребенком

    Советы родителям по взаимодействию с гиперактивным ребенком         (советы родителям)...