Социально-психологический тренинг для средних и старших школьников "Я и МЫ"
проект по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Целью данного проекта является формирование навыков межличностного общения и самопознания. Помочь школьникам научиться преодолевать психологические барьеры, вызванные недостатком социального опыта, овладеть своим эмоциональным состоянием, а также сформировать у них уверенность в себе и своих силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_dlya_shkolnikov_ya_i_my_.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-психологический тренинг для средних и старших школьников "Я и МЫ"

Форма занятия: тренинг

Аудитория: средний и старший школьный возраст, 5-11 класс. Группы формируются на основании принципа гомогенности (дети близкого возраста с близкими запросами)

Характеристики группы: оптимальной является группа из 8 – 12 человек

Продолжительность: тренинг состоит из нескольких занятий по 40-45 минут каждое.

Цель тренинга: формирование навыков межличностного общения, самопознания. Помочь школьникам научиться преодолевать психологические барьеры, вызванные недостатком социального опыта, овладеть своим эмоциональным состоянием, а также сформировать у них уверенность в себе и своих силах.

Структура тренинга: 

Каждое из занятий тренинга имеет следующую структуру:

1. Игры и упражнения на сплочение группы: направлены на снятие психологических защитных механизмов и поддержание групповой динамики.

2. Упражнения, направленные на расширение социального опыта.

3. Рефлексия своего состояния и приобретенного опыта.

4. Упражнения, направленные на расширение представлений о себе и организацию обратной связи.

Примечание: Занятия должны проводиться в отдельном, теплом помещении; также желательно, чтобы в данном помещении имелись удобные кресла и свободное пространство для перемещений, что способствовало бы повышению эффективности проведения занятий.

Первое занятие

«Знакомство и самопрезентация»

Цель: знакомство и сплочение группы

Задачи:

1. формирование сплочения группы;

2. выработка групповых правил;

3. мотивирование участников тренинга на работу.

 Блок 1. «Наши правила»

  • Договариваемся, что на нашем тренинге мы будем говорить все, что посчитаем необходимым.
  • Будем выражать свою точку зрения.
  • Не критиковать мнения других людей.
  • Не обсуждать проблемы группы за ее пределами.

Блок 2. «Знакомство»

Упражнение «Приветствие» (5 минут)

Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу. Потом одному из них дается мяч, он передает его в руки соседу, говоря комплемент. И так по кругу.

Упражнение «Представление» (5 минут)

Каждый участник тренинга должен не просто назвать свое имя, а на каждую букву подобрать определение своего характера (А - амбициозная, Н - находчивая, Я – яркая).

ОБСУЖДЕНИЕ:

«Что тебе больше всего нравится в себе?»

«Трудно ли было находить в себе хорошее качество?»

«Что ты чувствовал, когда называли твое качество другие?».

Упражнение «Снежный ком» (10 минут)

Цель: Знакомство

Первый участник называет свое имя и увлечение, следующий повторяет все, что сказал первый и добавляет свое имя и увлечение, третий повторяет все, что было до него сказано и добавляет свое и так до тех пор, пока все участники не назовут свои имена и увлечения.

Упражнение «Правила жизни в группе» (15 минут)

Цель: формировать правила взаимодействия в группе на основании личного опыта участников.

I. Ведущий читает вопросы. Участники думают: могли бы они ответить на эти вопросы в группе?

Вопросы:

Что мне в себе не нравится?

Что нужно сделать, чтобы у меня появилось много друзей?

Что такое счастье и счастлив ли я?

Хороший ли я человек или не очень?

II. Группа разбивается на микрогруппы по следующей шкале безопасности:

Я бы не хотел отвечать на вопросы в группе

Я мог бы ответить на некоторые вопросы в группе

Я бы мог ответить на все вопросы в группе

Может получиться 2 или 3 группы.

III. Ведущий предлагает обсудить в группах и записать на листке ответы на следующие вопросы:

  • Что делают или говорят вокруг тебя люди, что мешает тебе говорить о своих переживаниях;
  • Что делают вокруг тебя люди, что помогает тебе говорить о своих переживаниях?

IV. По одному участнику из группы зачитывают ответы.

V. Ведущий предлагает создать некоторые общие правила, выполнение которых дало бы возможность свободно общаться, разговаривать о своих чувствах (10 минут).

Предлагаемые правила:

  • Искренность (говори искренне или молчи);
  • Конфиденциальность (не рассказывать об опыте других участников группы);
  • Не оценивать участников;
  • Поддержка от группы и др.

ОБСУЖДЕНИЕ:

«Что тебе лично мешает откровенно говорить или открыто делать что-то в группе?»

«Нужны ли тебе правила группы?»

«Какое правило ты считаешь самым справедливым?»

«Какое правило ты ввел бы дополнительно?»

Упражнение «Никто не знает» (5 минут)

Цель: формирование навыка самопрезентации

Ведущий: «Сейчас мы будем по очереди завершать фразу: «Все знают что я…»

Второй круг: «Никто из вас не знает что я…» (что у меня…)

Третий круг: «На самом деле я…»

ОБСУЖДЕНИЕ:

- "Легко ли было рассказывать о своих секретах?"

- "Что полезного можно извлечь из этого упражнения?"

Упражнение «Обратная связь по блоку» (5 минут)

Цель: поддержание групповой традиции. Развитие рефлексии и самоанализа, умение высказывать своё мнение и понимать свои ощущения.

- Что вам запомнилось (понравилось) в данном блоке?

- Было ли что-нибудь, что вас удивило в данном блоке

- Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.

Второе занятие

Упражнение «Пожелание» (5 минут)

Цель: Выявить настрой участников на занятие; разогрев группы.

Ведущий: «Давайте начнем нашу работу с высказывания пожеланий друг другу на сегодняшний день. Вы бросаете мяч кому-то и одновременно говорите свое пожелание. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь, бросает его следующему участнику, высказывая ему пожелание на сегодняшний день».

Упражнение 3 «Зеркало» (5 минут)

Цель: развитие психологического контакта

Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения руками, головой, всем телом. Задача другого – в точности копировать все движения напарника, быть его «зеркальным отражением».

Упражнение «Мое имя – мой характер» (5 минут)

Цель: закрепление навыка самопрезентации

Материал: бумага, ручки

Ведущий: «Напишите на листке бумаги свое имя. Распишите ваши положительные качества на первые буквы вашего имени

ОБСУЖДЕНИЕ:

- Что понравилось в этом упражнении?

- Что было трудно сделать в этом упражнении?

- Что почувствовали?

Упражнение «Какой Я?» (15 минут)

Цель: оценить взгляд на себя со стороны

I.Заполняется анкета:

Я хочу быть________________ (3-5 черт характера)

Я не хочу быть______________ (3-5 черт характера)

Читаются анкеты в кругу. Затем участники по желанию объединяются в пары.

Работа в парах:

  • Используя анкету, поставить около черт характера баллы от 1 до 10 – сколько по вашему мнению, в вас уже есть этой черты.
  • Поменяться анкетами и поставить партнеру, сколько, по вашему мнению, в нем есть тех черт, которые он поставил в своей анкете.

Проанализировать свои собственные анкеты, где баллы совпадают, где есть разница. Можно в кругу кто захочет рассказать о своем состоянии

II. Используя анкеты написать о себе 5-7 фраз. Последняя фраза будет: «Основная черта характера, которой я горжусь, - это….». (для позитивного отношения к своим чертам характера).

ОБСУЖДЕНИЕ:

«Трудно ли говорить о себе?»

Упражнение «Рисунок себя» (10 минут)

Цель: формирование навыков самопрезентации

Ведущий: «Сейчас я предлагаю вам нарисовать себя. Но только один фрагмент рисунка. Далее передайте рисунок соседу справа. Он должен дорисовать еще один фрагмент и т.д. Таким образом, вы получите свой портрет глазами группы».

ОБСУЖДЕНИЕ:

«Насколько соответствует ваше представление о себе представлению группы?»

«Какие чувства вызвало у вас данное упражнение?»

«Что нового вы узнали из этого упражнения?»

Упражнение 7 «Обратная связь по блоку» (5 минут)

Цель: поддержание групповой традиции.

Ведущий: «Сейчас мы обсудим опыт, полученный в данном блоке».

- Что вам запомнилось (понравилось) в данном блоке?

- Было ли что-нибудь, что вас удивило в данном блоке

- Назовите что-нибудь одно, что вам понравилось, и одно, что не понравилось.

Третье занятие

Цель: отработка и закрепление достигнутых на предыдущих занятиях навыков и состояний.

Упражнение «Импульс» (5 минут)

Цель: сплочение и разогрев группы.

Участники садятся в круг. Правую руку ладонью вверх кладут на левое колено участнику справа, а свою левую руку ладонью вниз кладут на ладонь соседа. Необходимо хлопнуть по ладони соседа, как только почувствуешь хлопок по своей ладони.

Обсуждение:

- "Что полезного можно извлечь из этого упражнения?"

Упражнение «Доверительное падение» (5 минут)

Цель: снятие механизмов психологической защиты, формирование доверия к группе.

Ведущий: «Встаньте в круг очень близко друг к другу. Это не обычный круг, а волшебный, так как дети, которые стоят в кругу, будут делать все для того, чтобы тот, кто стоит в центре, пережил удивительные ощущения. Кто из вас хотел бы первым встать посередине? Все остальные поднимите руки на уровне груди. Когда ….. падает в вашу сторону, вы должны его понять и осторожно вернуть в исходное положение.

ОБСУЖДЕНИЕ:

- Как ты себя чувствовал в центре круга?

- Доверял ли товарищам?

Упражнение «Огонек» (10 минут)

Цель: расширение информации о членах группы, формирование групповой сплоченности

Материал: коробок спичек

Группа, включая тренера, рассаживается в тесный круг. Тренер зажигает спичку и передает ее по кругу. У кого в руках спичка погаснет, члены группы задают любые три вопроса. Отвечающий на вопросы снова зажигает спичку и передает ее по кругу.

Упражнение «Анабиоз» (10 минут)

Цель: научиться распознавать и удовлетворять скрытые потребности собеседника

Ведущий: наверное, каждому знакомо чувство отчуждения встающее между двумя людьми: партнеры перестают чувствовать и понимать друг друга. Вероятно, знакомо и противоположное ощущение: между людьми возникает абсолютное взаимопонимание. Это упражнение позволяет решить задачу перехода от отчуждения к контакту. Участники разбиваются на пары. В каждой паре игроки распределяют между собой роли «замороженного» и «реаниматора». По сигналу «замороженный» застывает в неподвижности – с окаменевшим лицом и пустым взглядом. Задача «реаниматора», на которую отводится одна минута, - вызволить партнера из анабиотического состояния, оживить его. «Реаниматор» не имеет права не прикасаться к «замороженному», ни обращаться к нему с каким-либо словами. Все чем он располагает, это взгляд, мимика, жест и пантомима. Признаками успешной работы можно считать смех, улыбку и др.

Упражнение «Подари мне цветок» (10 минут)

Цель: повышение интереса к возможностям разговора

Участники рассаживаются в общем кругу. Желающий берет цветок, все по очереди просят подарить этот цветок именно ему. Цветок дариться тому, чья просьба больше понравилась. Причем человек объясняет почему он предпочел именно эту просьбу.

Рефлексия

Цель: развитие рефлексии и самоанализа, умение высказывать своё мнение и понимать свои ощущения.

Продолжительность: 5 минут

Организация: Каждому в круге предлагается высказать свои ощущения по поводу данного занятия и всего тренинга, какие упражнения понравились, какие было сложно выполнять и почему? Было ли что-нибудь, что вас удивило? Что вам больше всего запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ ПО СНЯТИЮ ТРЕВОЖНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Разработка С П Т по снятию уровня тревожности, страха и замкнутость среди школьников....

Программа социально-психологического тренинга для учащихся 5-х классов в период адаптации к среднему звену школы «Тайны островов внутренних сил»

Авторы-составители: Гилёва Татьяна Александровна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5»Шихова Татьяна Юрьевна, педагог-психолог, МКОУ «Детский дом № 5» Программа предназначена для ра...

Программа социально-психологического тренинга для социально и педагогически запущенных подростков "Учимся общаться"

Программа  социально-психологического тренинга  "Учимся общаться" предназначена для подростков, прежде всего для тех, у которых уже были на более ранних этапах развития нарушения социал...

Социально- психологический игровой тренинг «ПРАВА ЛИТЕРАТУРНЫХ ГЕРОЕВ»

Данная игра рекомендуется для проведения среди учащихся 6-8 классов, участвующих в групповых занятиях социально- педагогической направленности по программам «Твои права», «Юный гражданин».  В осн...

Тренинг командообразования "Первобытная школа" для учащихся средней и старшей школы

Тимбилдинг (англ.) — командообразование («team» — команда, «build» — строить). Это совокупность игровых этапов, направленных на формирование и развитие навыко...

Краткосрочная дополнительная общеобразовательная программа по достижению социально-психологической компетенции школьников младшего и среднего возраста группы социального риска и трудных детей "Три С"

Дополнительная общеобразовальная программа направлена на психолого-педагогическую коррекцию и развитие личности несовершеннолетнего. Расчитана на 30 часов и проходит в форме активного общения детей, к...

Описание представленной психологической практики.Социально-психологический тренинг «Право защищать себя»

Несформированность ассертивности как способа адекватного взаимодействия со сверстниками и показателя недостаточной развитости коммуникативных навыков способствует дезадаптированности подростка в социа...