Родительские собрания.
учебно-методическое пособие по психологии на тему

Светлана Геннадьевна Совкова

Сборник материалов для  собраний, проведению занятий с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЧУВСТВА РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ.
ПРАВИЛА ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ

Здравствуйте, уважаемые родители наших будущих учеников!

Я школьный психолог меня зовут Еремина Светлана Геннадьевна!… У Вас и у вашего ребенка в скором времени начнется  один из самых ответственных периодов в жизни: долгий и увлекательный путь к новым знаниям, новым друзьям и новым победам.

  • Для того чтобы дальнейшее обучение в школе было успешным. Ребенку требуется помощь, а родителям - терпение и понимание. Не забывайте, первый год в школе очень сложный и важный период.

 Давайте познакомимся друг с другом.

1.Упражнение «Имя – качество» (5 минут).  Светлана свободолюбивая

Процедура проведения. Один из участников,  держа в руке мячик, называет свое имя и характерное для себя качество, при условии, что оно тоже начинается на ту же букву, что и его имя. Например, «Дима – деловой, Марина – миролюбивая». Затем мяч передаётся другому участнику, и тот называет свое имя и качество. Если участник затрудняется назвать качество на нужную букву или найти в себе положительное качество, важно вовремя поддержать, оказать помощь, привлекая для этого других участников группы.

2. Упражнение «Аплодисменты» (2 минуты).

Цель:повышение настроения и самооценки, активизация участников группы.
Процедура проведения: Ведущий просит выполнить определённое задание тем, кто обладает определенным умением или качеством. Остальные участники в это время аплодируют другим.

  • Поднимите правую руку, кто любит посещать театр.
  • Поднимите левую руку, кто знает, что обозначает его имя.
  • Руки в стороны у кого дома есть домашнее животное.
  • Руки за голову кто по утрам любит поспать.
  • Поднимите обе руки, кто занимается физкультурой или спортом.
  • Закройте руками глаза, кому не хочется ходить на работу.
  • Наклонитесь вправо, кто любит читать книги.
  • Наклонитесь влево, у кого глаза серого и голубого цвета.
  • Опустите голову вниз, кто любит шоколадные конфеты.
  • Встаньте все те, у кого сегодня хорошее настроение.

Очень хорошо!!!

Мне нужно 10 человек для участия в небольшом тренинге.

Рассадить участников в круг, попросить рассчитаться на 1, 2.  

Участники под номером один будут первоклассниками, а участники под номером 2 их родителями.

1 вариант

«Первоклассникам» выдаются сложные задания, они пытаются их понять и решить.

Если ребенок не может решить родители их через некоторое время начинают торопить и высказываться по поводу их способностей.

Ширинг. Какие чувства испытывали родители, и какие дети.

Спросить зрителей, их мнение.

Выводы.

Изменить стиль общения с ребенком.

Теоретическая часть

Мы испытываем в жизни разные чувства. Если они отрицательные, не следует их держать в себе: молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении.

Так что же делать, когда нас переполняют отрицательные эмоции? Ответ прост: нужно сказать другому человеку о своих чувствах. Но сказать так, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас.
Когда вы говорите о своих чувствах к ребенку, делайте это от первого лица.
Сообщите о себе, о своем переживании, а не о ребенке и его поведении.
Такие высказывания, в которых есть личные местоимения «я», «мне», «меня», психологи назвали «Я-высказываниями».

«Я-высказывание» позволяет выражать негативные чувства в необидной для ребенка форме. Оно дает детям возможность ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», носим маску «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что-то чувствовать!

Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети также становятся искренними. Они чувствуют: взрослые им доверяют и им тоже можно доверять.
Называя свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принимать решение. И тогда — удивительно! — они начинают учитывать наши желания и переживания.

Схема «Я-высказывания»

1) Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда я вчера увидела, какая ты грязная...»).

2) Называние чувства в тот момент («...я почувствовала беспокойство...»).

3) Называние причин («...наверное, это произошло потому, что...»).

Практическая часть

Упражнение «Выбери правильный ответ»

Ситуация

А. Вы зовете дочь обедать. Она отвечает: «Сейчас» — и продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться.
Б. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает.
В. Вы приходите домой усталая. У сына друзья, музыка, веселье. Вы испытываете смешанное чувство обиды и раздражения.

Ваши слова

А

1. «Да сколько же раз тебе надо говорить!»
2. «Я начинаю сердиться, когда ты не слушаешься».
3. «Меня сердит, когда приходится повторять одно и то же».

Б

1. «Мне трудно беседовать, когда меня прерывают».
2. «Не мешай!»
3. «Ты не можешь заняться чем-то другим?»

В

1. «Тебе не пришло в голову, что я могу быть усталой?»
2. «Уберите за собой посуду».
3. «Меня обижает и сердит, когда я устала и вижу дома беспорядок».

После анализа ситуаций выбираются фразы, построенные по схеме «Я-высказывания»:

А — фраза 2
Б — фраза 1
В — фраза 3

Упражнение «Продолжите фразу»

  • Мне грустно, когда...
  • Я сержусь, когда...
  • Чувствую себя глупо, если...
  • Я горжусь собой, когда...
  • Очень доволен, когда... и т.п.

После выполнения заданий подводим итоги занятия и предлагает использовать «Я-высказывания» в повседневном общении с ребенком. Вас переполнило чувство? Тогда назовите его себе. Теперь скажите о нем ребенку. Успех обязательно придет к вам вслед за опытом.
Родители говорят, что они получили на этой встрече, какие чувства испытывали и какие вопросы еще хотели бы рассмотреть.



Предварительный просмотр:

«Родителям о детях»

  • Детей учит то, что их окружает.
  • Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
  • Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
  • Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
  • Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
  • Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
  • Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.
  • Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.
  • Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.
  • Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
  • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.

Способы сказать: « Ты молодец! Отлично!»

        Каждый знает, что небольшая поддержка нужна постоянно. Но на самом деле « небольшая поддержка» должна быть чем-то больше, нежели несколько фраз, которые все время повторяются. Мы все хотим, чтобы нам говорили что-то большее, чем «хорошо», « очень хорошо» и «отлично», и особенно это верно для детей. Искренность, творчество и разнообразие – сильное орудие в построении самоуважения вашего ребенка. Ниже приведены некоторые возможности :

 - Как ты это сделал?                                                -Научи меня делать это


      -Спасибо за сотрудничество !

Ты невероятный.

-Это действительно приятно!                             - Мне нравится как ты это делаешь.

-Продолжай также хорошо работать.                – Как ты себя чувствуешь?

-Это твое большое достижение.                         – Ты действительно заслуживаешь вни мания!

-Я очень благодарна тебе………!

- Это умно.                                                                Какая аккуратная работа!

- Это интересная точка зрения.                               Ты действительно превзошел себя.

-Поздравляю!                                                             Очень творчески.

-Теперь ты многого достиг.                                     Правильно мыслишь.

-Ужасное напряжение!                                            Ты на правильном пути.

-Классно!                                                -Это очень хорошее наблюдение.

-Прекрасно!                                                                -Это хорошая мысль.

- Теперь ты многого достиг.                                    -Превосходно !

- Хорошо работаешь.                                                -Я понимаю тебя.

-Я ценю то, что сделал.                                             -Кажется, что это так просто.

-Я думаю, другие тоже хотели бы посмотреть.     -Ты такой помощник.

-Надо же! Неужели это ты сам?                              -Я рад, что ты здесь.

-Все идет прекрасно.                                                -Это надо поощрить!

-Это будет великолепно.                                         - Спасибо за участие!                             - Должно быть, ты чувствуешь себя отлично                



Предварительный просмотр:

Работа психолога в школе.

Кто же такой психолог и каковы его функции, чем он занимается, зачем проводит с детьми диагностику?

Педагог-психолог, работающий в школе, должен иметь высшее педагогическое образование, углубленные знания в области психологии либо высшее психолого-педагогическое образование.

Педагог-психолог, работающий в школе, не является медиком и не занимается лечением детей с помощью медикаментов, он не может ставить диагноз, но вправе обратить внимание родителей и учителей на проблемы в развитии психически здорового ребенка и помочь их устранить педагогическими и психологическими приемами. К таким проблемам могут относиться трудности в обучении, усвоении программы, общение со сверстниками, отношения с педагогами, родителями, несформированная учебная мотивация, высокий уровень тревожности, страхи и др.

Зачем психолог проводит диагностику, тестирование?

Одна из задач работы школьного психолога – помочь ребенку успешно усваивать школьную программу, содействовать благополучной адаптации к школьным условиям, новому коллективу, помогать в решении возникающих проблем. Диагностика позволяет выявить детей с теми или иными трудностями. Так, например, в первых классах наряду с диагностикой внимания, памяти, мышления проводится диагностика тревожности, адаптации к школе, уровня самооценки.

Какая диагностика проводится с детьми начальных классов?


В первую очередь, это наблюдение – на уроках, на переменах, в столовой.
Использование рисуночных тестов (рисунок школы, семьи т.д.)
Индивидуальные беседы – опросы.
Индивидуальные тесты, рассчитанные на данный возраст (с использованием картинок, игровых заданий).
Фронтальная (со всем классом) диагностика с помощью заполнения таблиц, графического диктанта.
Информация о ребенке, полученная педагогом-психологом, является закрытой и не разглашается без согласия родителей третьим лицам.

 


Можно ли обращаться к психологу за помощью в решении проблем воспитания, развития ребенка, в решении бытовых проблем?


Можно и нужно! Но необходимо помнить, что психолог не решает за Вас Ваши бытовые проблемы, а вот объяснить, как они влияют на ребенка, он может. Психолог – это не тот человек, который может дать готовый совет или перечень рекомендаций «что нужно делать», выполняя которые Вы быстро справитесь с проблемой. Ведь каждый человек индивидуален, поэтому специалист подскажет, на что обратить внимание, порекомендует те или иные методы воспитания, поможет понять ошибки, разобраться в эмоциях и чувствах. То есть консультация психолога – это первый шаг к самопознанию обратившегося.

 



Предварительный просмотр:

       Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.

       Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдержи-

вает формирование познавательных про-

цессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адапта-

цией к школьной жизни.

       Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и  тре-

тичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и  чте-

ния, нарушение памяти, низкую  концент-

рацию внимания, нарушения словесно- логического мышления.

       Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, явля-

ется та речевая атмосфера, в которую он погружён   с  первых  дней своего сущест-

вования. Поэтому для овладения грамот-

ной речью неоценимо важна роль семьи.

              Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Игра- это  основной  вид  деятельности   дош-

кольников.   Играя,    ребёнок   обогащает

свой  словарный  запас,  расширяет круго-

зор, развивает связную речь, у него фор-мируется грамотность, создаются предпо-

сылки письма.

       Играя с ребёнком,  будьте  дружелюб-

ны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная  игра,  в  которой  он обяза-

тельно должен выиграть.

       Предлагаемые ниже словесные игры и упражнения способствуют активиза-

ции речевого развития детей. в эти игры которые можно играть с детьми на кухне, по дороге из детского сада, собираясь на прогулку, идя в магазин, на даче,  перед сном  и т.д.

1. «Слово на ладошке». Назвать слова, которые находятся у Вас в кармане, на по-

толке, на лице и т.д.

2. «Что бывает?». Подобрать к прилагательному согласованное с ним в роде, числе, падеже существительное.

Зелёный -…дом, помидор.

Зимняя -…одежда, рыбалка.

Домашнее -…печенье, задание.

3. Скороговорки -  языколомки необходи-

мы для развития чёткой артикуляции и дикции.

Проворонила ворона воронёнка.

Ткёт ткач ткани на платье Тане.

5.«Общие слова».

1. Ребёнок должен назвать  фрукты…, мебель…, птиц…, овощи…, одежду…

2. Ребёнку предлагается назвать одним словом: н-р,сосна, берёза, клён – это…

 6.«Четвёртый лишний».

Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему.

Н-р: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.

7. «Посчитай». Считаем всё, что  можно

посчитать. Н- р: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок_.   

Можно добавить прилагательное: одно красное яблоко, два красных яблока

пять красных яблок   и т.д.

8.«Скажи наоборот».

Взрослый называет какое - либо слово, а  ребёнок подбирает «слово наоборот».

Существительные: смех- …, лето- …, день- …, холод- …,север- … и т.п.

Глаголы: пришёл- …, нырнул- …

Прилагательные: широкий- …, маленький- …, богатый-… и т.п.

Наречия: далеко-…, высоко- …

9. Игра «Поймай звук».

 Хлопни в ладоши, если услышите звук …

звуковой ряд: звук; слоги; слова.

10. Учим буквы. Пусть ребенок послушает Ваши слова и отгадает, какой первый звук в них. Попробуйте поискать буквы в книгах, на вывесках магазинов, зачеркивать карандашом, фломастером буквы в старых газетах.

11. «Подбери слово»

Ребёнку предлагается  подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме, н-р: «Назо- ви фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)

12. «Большой - маленький».

Ребёнку предлагается назвать ласково,

н-р , ложку- ложечка, стул- стульчик и т.д. В темах «Дикие  и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: лисонька, заинька, коровушка.

«Один-много»

Ребенку предлагают назвать по образцу: «Дом»- «дома», …

«дом» - «много домов»…

13. «Отгадай загадку».

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их как можно чаще.

Н- р: «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?» (Репка).

Загадывайте детям описательные загадки, н-р:Это овощ, растёт на грядке, круглый,

красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

14. «Назови, какой…». Образование прилагательных. Н-р, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.

15. «Подумай и ответь». Предлагайте детям словесные логические задачи.

Н-р: Кого в лесу  больше: ёлок  или деревьев?

16. «Подбери слово». Птица - перья. Рыба - … Огурец - овощ. Ромашка - …

17. «Расскажи стихотворение».

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление.

18.  «Расскажи сказку». Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

19. «Рассказ наоборот»

Игра для обогащения словарного запаса. Лучше играть в нее вдвоем. Ребенку читается короткая история, которую он должен рассказать наоборот. Например, исходный текст: "Был ясный солнечный день. Небо было чистое, голубое. Во дворе играли дети. По травке весело прыгали воробьи". Ребенок должен пересказать текст, например, так: "Был темный хмурый день. Небо было серое, обложенное тучами. Детей во дворе не было. Даже воробьи и те куда-то попрятались".

Азбучные истины

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

  • Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития! Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.
  • В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.
  • Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит
    развитие ребенка.
  • Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи.
  •  Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.
  • Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка. И не забудьте проверить: понятен ли ему ваш ответ?
  • ЗВУКИ И БУКВЫ. Звуки мы слышим и произносим. Буквы мы видим и пишем.
  • Лучше при знакомстве с буквами называть их как звук. Например: М необходимо называть так же: [М].  Ни в коем случае не ЭМ, ведь говоря ЭМ, мы произносим два звука – [Э] и [М]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.


ПАМЯТКА

                        для

РОДИТЕЛЕЙ

Рекомендации логопеда для поступающих в первый класс

Составила учитель- логопед

Грачева Н.М.

 ГБОУ Школа № 883.

2016 - 2017 уч.год.

   

     



Предварительный просмотр:

Схема «Я-высказывания»

1) Конкретное описание того, что вызвало чувство («Когда я вчера увидела, какая ты грязная...»).

2) Называние чувства в тот момент («...я почувствовала беспокойство...»).

3) Называние причин («...наверное, это произошло потому, что...»).

Упражнение «Выбери правильный ответ»

Ситуация

А. Вы зовете дочь обедать. Она отвечает: «Сейчас» — и продолжает заниматься своими делами. Вы начинаете сердиться.
Б. У вас важный разговор с другом. Ребенок то и дело его прерывает.
В. Вы приходите домой усталая. У сына друзья, музыка, веселье. Вы испытываете смешанное чувство обиды и раздражения.

Ваши слова

А

1. «Да сколько же раз тебе надо говорить!»
2. «Я начинаю сердиться, когда ты не слушаешься».
3. «Меня сердит, когда приходится повторять одно и то же».

Б

1. «Мне трудно беседовать, когда меня прерывают».
2. «Не мешай!»
3. «Ты не можешь заняться чем-то другим?»

В

1. «Тебе не пришло в голову, что я могу быть усталой?»
2. «Уберите за собой посуду».
3. «Меня обижает и сердит, когда я устала и вижу дома беспорядок
».

«Родителям о детях»

  • Детей учит то, что их окружает.
  • Если ребенка часто критикуют — он учится осуждать.
  • Если ребенка часто высмеивают — он учится быть робким.
  • Если к ребенку часто бывают снисходительны — он учится быть терпеливым.
  • Если ребенка часто хвалят — он учится оценивать.
  • Если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить.
  • Если ребенку часто демонстрируют враждебность — он учится драться.
  • Если ребенка часто позорят — он учится чувствовать себя виноватым.
  • Если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе.
  • Если с ребенком обычно честны — он учится справедливости.
  • Если ребенка часто одобряют — он учится хорошо к себе относиться.
  • Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...

В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...

Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"

Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...

Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)

Сценарий родительского собрания,проводимого  совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...

«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»

Родительское собрание включает в себя  шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...

Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»

         Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...

Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"

Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....