«Универсальный метод обработки коэффициента комфортности в системе деятельности педагога-психолога»
методическая разработка по психологии на тему

Уважаемые коллеги! данная разработка очень эффективно сокращает энергетические затраты на обработку коэффициентов! Учитывая, что ручное составление таблиц и пересчет всех значений в диагностике по ЦТО или любой другой, требуемой среднего коэффициента, составляет львиную долю труда можно с уверенностью сказать, что данные таблицы существенно сокращают затрачиваемое время и повышают точность расчетов.

Проведенные с помощью этих шаблонов контрольные проверки составленных и просчитанных вручную таблиц помогли выявить погрешности ручных вычислений, связанных с утомлением однообразными действиями и снижением внимания. Выявленная погрешность при этом составила до 1,75%. Также были обнаружены просчеты, при которых коэффициент в одних случаях завышался, становился более единицы, и проблема терялась, либо наоборот коэффициент занижался, и появлялась мнимая проблема.

На обработку диагностики класса из 20ти – 25ти учеников требуется в среднем 4 – 5 часов рабочего времени. Используя представленные шаблоны, психолог высвобождает значительную часть времени, уходя от рутинных действий (порядка половины от общего, затрачиваемого на проведение диагностики времени) и может использовать его для более важной составляющей диагностики – анализа имеемых и полученных данных. Экономия драгоценного времени и физических затрат составляет до 1,5 часа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Универсальный метод обработки коэффициента комфортности в системе деятельности педагога-психолога»

Проведение диагностики по методу ЦТО можно условно разделить на 4 этапа:

  • Анкетирование участников диагностики (класса);
  • Предварительный анализ данных для составления таблицы подсчета;
  • Вычисление коэффициентов и процентных соотношений;
  • Анализ результатов вычислений и выработка выводов и рекомендаций.

Если первый, второй и четвертый пункты диагностики носят творческий характер и практически не поддаются автоматизации, то третий пункт представляет собой чисто «механическую» проблему, с большими временными затратами. До сих пор некоторые психологи составляют подобные таблицы на листах ватмана, разлиновывают их и заполняют от руки, производя подсчеты в лучшем случае на калькуляторе.

Представляю вам электронные таблицы-шаблоны, разработанные по заданию нашего центра, для автоматического вычисления при проведении данной диагностики.

Эти таблицы состоят из двух файлов составленных в формате Microsoft Excel 2000. Работа с ними поддерживается во всех последующих версиях Microsoft Excel (необходимо предупредить, что Microsoft Excel 97 работать с этими таблицами без предварительного переконвертирования не может).

Использование таблиц предполагает наличие навыков работы с вышеуказанным программным обеспечением.

Файл «Адаптация_АВТ-1кл.xls» предназначен для вычисления данных по ученикам первого класса средней школы. Второй файл «Адаптация_АВТ-5-7кл.xls» служит для обработки данных по ученикам 5ых -7ых классов (хотя никто не запрещает их использовать и для работы со старшими классами).

Таблицы изначально рассчитаны на класс численностью до 40ка человек включительно, однако при наличии большего количества диагностируемых необходимое количество строк и столбцов может быть добавлено. При меньшем количестве учеников лишние столбцы и строки желательно удалить, для получения компактной распечатки.

Также могут быть откорректированы изучаемые в данном классе предметы и соответственно, преподавательский состав.

После внесения всех данных в таблицу и проверки введенных данных лист можно распечатать и склеить в сводную таблицу.

Так как файл Microsoft Excel является книгой и может содержать множество листов каждый психолог может, создавая новый лист в одном и том же файле копировать на него таблицу расчета и присваивать этому листу название, приведенное ниже в примере. Таким образом, образуется своеобразная база данных по проведенным диагностикам.

ПОРЯДОК РАБОТЫ

  1. Подготовка таблицы

Рассмотрим порядок работы с таблицами на примере файла «Адаптация_АВТ-5-7кл.xls» для 5ых -7ых классов, как более сложного.

Файлу изначально присвоен атрибут «только для чтения» (это относится и к файлу для вычислений по первокласникам). Это сделано в целях защиты таблицы-шаблона от изменения или повреждения содержащихся в ней формул. Поэтому для работы с данными необходимо сделать копию файла с любым именем,

НАПРИМЕР:    7А-234-03-2005.xls – это будет обозначать, что диагностика проводилась в 7А классе, 234ой  школы марте 2005 года.

После создания копии атрибут «только для чтения» с копии файла будет автоматически снят и введенные данные можно сохранять.

Возможен также второй вариант работы с таблицей – сначала ввести все данные в таблицу-шаблон, а после этого сохранение копии файла.

Перед началом ввода данных необходимо настроить таблицу под данное количество учащихся, т.е. удалить лишние строки и столбцы, если в классе менее 40ка учеников. Для этого необходимо выделить лишние строки в заголовке строки, начиная ОБЯЗАТЕЛЬНО С ПОСЛЕДНЕГО (с 40го) ВВЕРХ и вызвав контекстное меню правой кнопки мышки выбрать пункт «Удалить». Такую же операцию необходимо проделать и со столбцами под заголовком «КЛАСС» (удалять лишние столбцы необходимо также с конца).

В случае обработки данных по классу с количеством учеников более 40ка  необходимо на заголовке строки выделить столько строк, сколько не хватает, дать команду «Копировать». После этого поместить курсор мышки на заголовок строки, следующей после сорокового ученика, вызвать контекстное меню и выбрать пункт «Добавить скопированные ячейки». Все содержащиеся в строках формулы будут также автоматически скопированы. Копирование недостающих столбцов производится аналогично строкам.

  1. Ввод данных

Порядок введения данных в файл не имеет особого значения – подряд по каждому ученику или работа по столбцам. Для удобства перемещения по таблице заголовки столбцов и названия строк (включая имена учеников) зафиксированы.

При вводе данных необходимо учитывать следующие правила:

  • Заполнение таблицы необходимо начать со столбцов «Фамилия, Имя», « Мотивационная анкета» и «Цветовой выбор». Список класса должен быть внесен полностью, не зависимо от отсутствия кого-либо из учеников. Расчет процентных соотношений производится по столбцу «Мотивационная анкета». Заполненные ячейки в этом столбце дают таблице информацию о количестве фактически участвующих в диагностике (высвечивается в нижнем левом углу таблицы).
  • При внесении в ячейки данных использовать последовательность ввода  -число символ. Использовать только символы    *   +   -   =    и числа без пробелов между ними.

НАПРИМЕР:    4+      2-       5*     1=         - ПРАВИЛЬНО

                            -8       7-       3*      +5        - НЕПРАВИЛЬНО

  • ЗАПРЕЩАЕТСЯ вносить данные в ячейки таблицы, выделенные полужирными линиями. В этих ячейках находятся рабочие формулы, которые могут быть повреждены. В случае если вы все-таки случайно изменили содержание одной из этих ячеек немедленно отмените последнее действие.

При вводе данных, рассчитываемые значения изменяются, по мере ввода новых данных и на это не стоит обращать внимание. Ячейки с результирующими коэффициентами менее единицы, автоматически окрашиваются в красный цвет. Процентные соотношения в нижних строках рассчитываются только по участвующим в диагностике ученикам.

Если у вас уже есть файл в формате Microsoft Excel с введенными в них данными, по какому либо классу, вы можете заполнить таблицу-шаблон этими данными, копируя эти  данные поблочно в соответствующие разделы таблицы.

Распечатка заполненной таблицы производится стандартным способом, с последующей склейкой полученных листов.

ВЫВОДЫ

Учитывая, что ручное составление таблиц и пересчет всех значений в диагностике ЦТО составляет львиную долю труда можно с уверенностью сказать, что данные таблицы существенно сокращают затрачиваемое время и повышают точность расчетов.

Проведенные с помощью этих шаблонов контрольные проверки составленных и просчитанных вручную таблиц помогли выявить погрешности ручных вычислений, связанных с утомлением однообразными действиями и снижением внимания. Выявленная погрешность при этом составила до 1,75%. Также были обнаружены просчеты, при которых коэффициент в одних случаях завышался, становился более единицы, и проблема терялась, либо наоборот коэффициент занижался, и появлялась мнимая проблема.

На обработку диагностики класса из 20ти – 25ти учеников требуется в среднем 4 – 5 часов рабочего времени. Используя представленные шаблоны, психолог высвобождает значительную часть времени, уходя от рутинных действий (порядка половины от общего, затрачиваемого на проведение диагностики времени) и может использовать его для более важной составляющей диагностики – анализа имеемых и полученных данных. Экономия драгоценного времени и физических затрат составляет до 1,5 часа.

Ниже представлены скриншоты таблиц при обработке использования ЦТО по М.Люшеру в 5-ых классах (таб.№1) и проведение исследования интеллектуальных способностей в 9-ых классах (таб.№2) по Р.Амтхауэру. Данную методику можно применять в любых исследованиях, где необходим подсчет среднего коэффициента.

Таб. №1

Таб. №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Нормативные документы международного и федерального уровняНормативные документы, регламентирующие работу педагога-психолога образования...

Документация, регламентирующая и обеспечивающая деятельность педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе

Документация, регламентирующая и обеспечивающая  деятельность  педагога-психолога в системе  психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе...

Методический сборник "Мониторинг универсальных учебных действий в 1-6-х классах (содержание деятельности педагогов-психологов, диагностические материалы)"

Сборник содержит  краткое описание содержания деятельности сотрудников социально-психологической школы в условиях реализации ФГОС НОО и ООО, примерный перечень психодиагностических методик для оц...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»» 2019 г

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ«Деятельность педагога-психолога в соответствии с профессиональным стандартом «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»...

Психолого – педагогические методы и технологии в деятельности педагога – психолога

Психолого – педагогические методы и технологии в деятельности педагога – психолога...

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...