родительское собрание "Как помочь ребёнку при подготовке к экзаменам"
классный час по психологии (9 класс) на тему

Гудкова Ирина Владимировна

Цели: 
– проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям; 
– дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации. 

Участники: родители учащихся выпускных классов, классные руководители. 

Подготовка. 
1. Изучение специальной психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме. Подготовка справочно-информационного материала. 
2. Анкетирование учащихся (Приложение №1, 2, 3). Анкетирование проводится в период подготовки к родительскому собранию. 
3. Обработка и анализ результатов анкетирования и тестирования. 
4. Изготовление памяток. 

На электронном табло оформлены высказывания психологов: 
– «Стресс – это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете». (Г. Селье) 
– «Когда человек в панике, он не способен сосредоточиться на решении той или иной проблемы, однако, заставив себя мысленно принять самое худшее, мы тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии искать находить правильный выход». (Д. Карнеги). 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели: 
– проанализировать подготовленность детей к предстоящим испытаниям; 
– дать рекомендации родителям по оказанию помощи детям в период подготовки к итоговой аттестации. 

Участники: родители учащихся выпускных классов, классные руководители. 

Подготовка.
 
1. Изучение специальной психолого-педагогической литературы по заявленной проблеме. Подготовка справочно-информационного материала. 
2. Анкетирование учащихся (Приложение №1, 2, 3). Анкетирование проводится в период подготовки к родительскому собранию. 
3. Обработка и анализ результатов анкетирования и тестирования. 
4. Изготовление памяток. 

На электронном табло оформлены высказывания психологов: 
– «Стресс – это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете». (Г. Селье) 
– «Когда человек в панике, он не способен сосредоточиться на решении той или иной проблемы, однако, заставив себя мысленно принять самое худшее, мы тем самым сбрасываем груз панического беспокойства и оказываемся в состоянии искать находить правильный выход». (Д. Карнеги). 

Ход собрания:
 

Десятки тысяч людей во всём мире каждый год сдают экзамены. Экзамен - это испытание, требующее от экзаменуемого подтверждения определенного уровня его знаний. Поскольку многие недостаточно хорошо знают предмет, они испытывают целую гамму отрицательных эмоций — волнение, беспокойство, напряжение, страх и тревогу. Тревожность - это поток чувств, сфокусированных на страхе: что- то плохое должно случиться.  Это естественное, обычное состояние человека, в сложной,  незнакомой ситуации, тревожность испытывают все люди. 

С учащимися проводилось анкетирование, которое показало след. Результаты:

1.Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам? 
2. Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами? 
3. Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам на сегодняшний день? 
4. Есть ли у тебя свои испытанные методы для успешного запоминания учебного материала? 
5. Какой режим работы при подготовке к экзаменам ты считаешь наиболее продуктивным? 
6. Можно ли, на твой взгляд, активизировать умственную деятельность? Если да, то как? 

Как помочь подготовиться к экзаменам 

Слово "экзамен" переводиться с латинского как "испытание". И родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии. Взрослые уже сделали все, что было в их силах. Замечательно, если у родителей есть возможность оплачивать занятия с репетиторами, но только этим их помощь ни в коем случае не должна ограничиваться. Именно родители могут помочь своему ребёнку наиболее эффективно распорядиться временем и силами при подготовке к экзамену. Помощь взрослых очень важна, поскольку человеку, кроме всего прочего, необходима еще и психологическая готовность к ситуации сдачи серьезных экзаменов. Согласитесь, что каждый, кто, сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку - умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись - вдохнуть полной грудью и идти дальше. 

Вы уже знаете, какие экзамены ребёнку придется сдавать. Выясните, какие дисциплины кажутся ему наиболее сложными, почему? Определите вместе с ребенком его "золотые часы" ("жаворонок" он или "сова"). Сложные темы лучше изучать в часы подъема, хорошо знакомые - в часы спада. 

В выходной, когда вы никуда не торопитесь, устройте ребенку репетицию письменного экзамена. Например, возьмите один из вариантов ГИА или ЕГЭ по математике. Договоритесь, что у ребенка будет 3 или 4 часа, усадите за стол, свободный от лишних предметов, засеките время и объявите о начале "экзамена". Проследите, чтобы его не отвлекали телефон или родственники. Остановите испытание, дайте школьнику отдохнуть и проверьте вместе с ним правильность выполнения заданий. Постарайтесь исправить ошибки и обсудить, почему они возникли. Поговорите и об ощущениях, возникших в ходе домашнего экзамена: было ли ему забавно или неуютно, удалось ли сосредоточиться на задании и не отвлекаться? 

Следите за тем, чтобы во время подготовки ребенок регулярно делал короткие перерывы. Объясните ему, что отдыхать, не дожидаясь усталости - лучшее средство от переутомления. Важно, чтобы ребёнок обходился без стимуляторов (кофе, крепкого чая), нервная система перед экзаменом и так на взводе. Немало вреда может нанести и попытка сосредоточиться над учебниками в одной комнате с работающим телевизором или радио. Если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов. 

Родителям, нужно поддерживать уверенность в силах вашего ребенка. Чувствовать себя уверенно легче в том случае, когда за спиной надежный тыл, любящие люди. Родители, не любящие своих детей, - явление не частое, но подростков, абсолютно уверенных в родительской любви, не так уж и много. Объясняется  это противоречие просто. Родители, из лучших побуждений часто говорят о недостатках, указывают на ошибки. Вы – взрослые, считаете, что ребенок поймет, однако подростки ориентируются на прямое значение слов. Часто слыша о собственных недостатках и редко о любви, эмоциональной поддержке, внимании и заботе не материальной, ребята начинают сомневаться во всем (во взаимоотношениях  к себе, в своей самооценке). 
Не бойтесь прямо говорить ребенку о том, что он любим, не зависимо от жизненных ситуаций, говорите о своих чувствах, они более понятны, чем просто лекции или долгие объяснения.("Ты должен учить уроки", "Хватит гулять делай то-то").
Важную роль в преодолении стрессовой ситуации играет мотивация.

Проблемы мотивации и как вы можете с ними справиться 
(самоанализ личного стресса) 
Проблема 1: Вы бросаете через короткое время книги в угол, т.к. думаете, что вы глупы и это бесперспективно, и вообще вы все равно провалитесь на экзамене или получите плохую оценку. 
Решение: Скорректируйте вашу установку. Скажите себе: "Все эти сомнения мне не помогут. Напротив. Тем самым я только себя парализую и создам себе еще больше трудностей. Я не ясновидящий и поэтому не могу знать, как все получится на экзамене. Шанс сдать экзамен все-таки будет больше, если я сейчас сяду и буду учить вместо того, чтобы сходить с ума. Я делаю все, что от меня зависит".
Проблема 2: Вам не доставляет удовольствия учиться. 
Решение: Представьте себе, какой выигрыш вы получите, если успешно сдадите экзамен. Нарисуйте преимущества сдачи экзамена самым яркими красками. Подумайте о том, что экзамен и связанные с этим усилия в обозримом времени будут позади, и что эта пара недель или месяцев тоже окажутся позади. Затем садитесь за письменный стол. 
Проблема 3: Вы себе говорите, что до сего момента не слишком много сделали для экзамена, и что уже поздно догонять, и поэтому вы обязательно провалитесь на экзамене. 
Решение: Вы говорите себе: «Я уже не могу вернуть того, что было, т. к. я недо-статочно учился. Вместо того, чтобы тратить время на упреки себе, я лучше начну прямо сейчас. Каждый день на счету. Я приложу максимум усилий, чтобы в оставшееся время, насколько это возможно, подготовиться. До тех пор, пока я не сдаюсь, у меня остается шанс не проиграть». 


Приложение №1 

Анкета. 
1. Как ты считаешь, подвержен ли ты стрессам? 
2. Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами? 
3. Как ты оцениваешь свою подготовленность к предстоящим экзаменам на сегодняшний день? 
4. Есть ли у тебя свои испытанные методы для успешного запоминания учебного материала? 
5. Какой режим работы при подготовке к экзаменам ты считаешь наиболее продуктивным? 
6. Можно ли, на твой взгляд, активизировать умственную деятельность? Если да, то как? 

Приложение №2. 

Рекомендации для родителей. 

Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тре-вожность ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий. 
Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок. 

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". 

Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том, что он испытывает стресс. 

Признаки стресса: 

физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.). 

эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам. 

поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами. 

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий - 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок - "жаворонок" или "сова", пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и "совам", и "жаворонкам". 

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность - достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги. 
Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга. 

Помогите детям распределить темы подготовки по дням. 
На этапе подготовки очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не может соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется – таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях.