Программа внеурочной деятельности
рабочая программа по психологии на тему

Нурудинова Лиза Шамсудиновна

«Психология общения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_1_klass.docx33.3 КБ

Предварительный просмотр:

Программа деятельности

внеурочной

«Психология общения»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. - М.: Просвещение, 2010., Примерной программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / [В.А.Горский, А.А.Тимофеев, Д.В.Смирнов и др.] - М.: Просвещение, 2010., Программы  «Психологическая азбука» /Аржакаева Т.А., Вачков И.В.-М.-Ось 2003, Программы «Тропинка к своему Я» / Хухлаева О.В. – М. Генезис, 2005.

        Условия  жизни, нравственная и эмоциональная атмосфера, в которой живет ребенок, целиком и полностью зависит от взрослых и они бесспорно несут ответственность за счастье и здоровье детей. В сферу девиантности и делинквентности буквально « выдавливаются» дети заброшенные, оставшиеся без внимания и заботы взрослых. Возраст личностных деформаций отчаянно молодеет, и сегодня особенно опасными в силу неосознанности и недопонимания становятся жестокие, агрессивные противоправные действия младших школьников.

В настоящее время становится очевидно необходимой ориентация современного образования на выполнение новой для него функции – выступать пространством развития личности, способной к самоопределению и саморазвитию. Проблема детей на сегодня -это  неумение в полной  мере соотносить себя с окружающим миром , другими людьми, сопоставлять себя с другим человеком , в котором есть нечто, не имеющее значение для ребенка, которое должно быть понятно им , осознанно  и принято. В основе всего этого лежит- самопознание.Развитие личности осуществляется  в ходе осознания человеком себя и своих возможностей.

Специально созданные условия, для организации стихийно сложившихся представлений и понятий о себе, других, о жизни и мире, имеющих место в индивидуальном опыте ребенка наиболее эффективны.В ходе  ребенок сможет выразить и с помощью взрослогоосознать свой собственный индивидуально сложившийся опыт жизни, получить представление об уникальности и одновременно типичности чувств, мыслей, действий и поступков  каждого человека. В условиях организованного взрослым общения сверстников ребенок приобретает опыт доверия и доброжелательного принятия группой каждого из участников, научится сотрудничать и активно поддерживать партнера по общению, овладеет целым рядом социально-психологических умений.

Наиболее  оправдано введение занятий в первом классе, так как ребенок поступивший в школу, в первый класс претерпевает сразу несколько изменений в своей жизни: приобретает статус ученика , а значит он «взрослый», меняется вид деятельности с игровой на учебную, что не всегда проходит безболезненно, формируются новые отношения с учителем , с одноклассниками, с ребятами из других классов.

Для профилактики и коррекции проблем первоклассников предлагаем  модифицированную программу «Психология общения»

        Направленность программы на развитие ребенка как  личности индивидуальной,  способной к пониманию себя как субъекта деятельности, пониманию социальных отношений и пониманию и принятию  других людей,  на основе рассмотрения теоретических вопросов, выполнении практических заданий.

        Актуальность программысостоит в том, что на основе самопознания формируется консолидация  и единение людей независимо  от их взглядов жизненных позиций, ориентиров;  изучая индивидуальные особенности личностиоткрытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с другими.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Цель программы – формировать навыки создания психологического комфортау первоклассников через развитие познавательного интереса к себе как личности, к окружающим,   развитие коммуникативных навыков и толерантности к окружающим.

        Основные задачи:

1) сохранять и укреплять психологическое здоровье детей, способствуя быстрой и безболезненной адаптации к школьным условиям

2) учить методам и приемам познания себя и приемам  релаксации;

3) развить  коммуникативную, интерактивную и социально- перцептивную стороны общенияс целью предупреждения коммуникативных барьеров;

4)развивать способность адекватного реагирования в различных жизненных ситуациях

5) формировать терпимость к различным мнениям.

        

Особенности организации учебного процесса заключаются в таких предпочтительных для этого возраста учащихся формах  работы: сказкотерапия; арт-терапия; беседы, игровая терапия.

Программа рассчитана на один год обучения с детьми 6-7 лет и предполагает 33 часа. Занятия проводятся один раз в неделю.

В основу программы заложены принципы учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, что позволяет корректировать ее, согласно интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка в творческом развитии.

Программа предполагает активное участие воспитанников в различных мероприятиях, где они демонстрируют уровень своих знаний.

        Программа предполагает следующие формы проведения занятий: групповые, индивидуальные.

        

        Ожидаемые результаты освоения программы. 

личностные результаты:

- в ценностно-ориентационной сфере:сформированность эмоционально-ценностного отношения к миру, к отношениям между людьми;соблюдение норм и правил, способствующих психологическому благополучию  в социуме.

- в познавательной сфере:развитие  и закрепление  адекватных способов ориентирования в окружающем мире: в мире отношений; во внутреннем мире, обогатит эмоциональный опыт, активизирует мышление, восприятие, воображение

- в коммуникативной сфере: формированию коммуникативных качеств:  слушать и слышать другого человека, использовать приемы направленные на эффективное общение, уважение к мнению другого человека, к его высказываниям.

Благодаря психолого-коррекционным методам воздействия на детей , лежащим в основе данной программы  она будет способствовать формированию умения решать не толькодоступные практические, но и сложные проблемные задачи.

        В процессе освоения учебной программы предусмотрена система контроля за знаниями и умениями, которая позволяет определить эффективность обучения по программе, внести изменения в учебный процесс. Контроль позволяет увидеть результаты своего труда, что создает хороший психологический климат в коллективе.

        Формы контроля различные, но всегда мотивирующие, т.е. побуждающие ребенка к дальнейшей работе, саморазвитию, самосовершенствованию.

 

        Методическое обеспечение.

        Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.

Для коррекционно-развивающей работы используются психотехнологии, близкие ребенку данного возраста : игротерапия, сказкотерапия, арт-терапия,  музыкотерапия, тренинговыеупражнении..

Игротерапия – самая близкая деятельность в этом возрасте. Используются игры направленные на закрепление материала по теме.

Сказкотерапия- курс подобранных психологических сказок , направленных на нивелирование отрицательных качеств, а так же на формирование положительного  с учетом опыта  других персонажей.

Арт- терапия предполагает использование карандашей, акварельных красок, глины и песка. Ребенок с помощью продуктивных методов может выразить свое отношение, осознать какие- либо элементы, выразить свое мнение .

Музыкатерапия – сопровождает  при выполнении релаксационных  методик, дыхательных упражнений.

        Тренинговые упражнения направлены на отработку определенного направления, элемента.

Каждое задание, работа обязательно сопровождается обратной связью  ребенка. На  первых занятиях обязательно после знакомства с детьми прорабатываются правила, которые защищают каждого участника и направлены на комфортность пребывания в группе.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема учебного занятия

Количество часов

дата

Психология общения

Блок 1. Я –школьник (8 часов)

1.

Знакомство. Мое имя.

1

2.

Я и мой класс.

1

3.

Зачем мне нужно ходить в школу

1

4

Ребята с моего класса- мои друзья.

1

5.

Мои первые успехи.

1

6

Моя «учебная сила»

1

7

Мои трудности в школе. Как их преодолеть?

1

8.

Трудности  дома. Как быть с ними?

1

Блок  2. Мои чувства.(14 часов)

9.

Что такое мимика?

1

10.

 Жесты.Что означают наши жесты?

1

11.

Чувство   - радость.

1

12.

Радость.Как ее доставить другому человеку

1

13

Грусть. Когда мы грустим?

1

14.

Наши  страхи- что это?.

1

15.

Как справиться со страхами

1

16.

Преодоление наших страхов.

1

17.

Гнев. С какими чувствами он дружит?

1

18.

Может ли гнев принести пользу?

1

19.

Обида.

1

20.

Как нам справится с обидой?

1

 21.

Другие наши чувства. Для чего они нам нужны?

1

22.

1

Блок 3 . Уроки общения ( 11 ч.)

23

Называй другого человека по имени

1

24

Будь внимателен к окружающим тебя

1

25

Умей слушать и слышать другого

1

26

Умей поставить себя на место другого человека

1

27

Будь вежлив

1

28

Помогай людям

1

29

Приноси радость людям

1

30

Умей видеть хорошее в людях

1

31

Защити слабого

1

32

Поступай с людьми так, как ты хочешь чтобы поступали с тобой

1

33

Заключительный урок

1

ИТОГО:

33

Содержание программы.

Блок 1.  Я- школьник..(8 часов).  

Цели:-содействовать осознанию позиции школьника;

 - способствовать формированию дружеских отношений

- познакомить с основными составляющими  Я-образа,побуждать к самопознанию и познанию другого человека.

Обсудитькто такой  первоклассник. Рассмотреть правила и требования к ученикам.Возникающие трудности при адаптации к обучению. Первые успехи в обучении. Рассмотреть условия  построения дружеских отношений внутри коллектива; помочь в адаптации к новому  социуму и   к учебному процессу.

Задача педагога на этом этапе состоит в том, чтобы помочь  ребенку почувствовать  себя школьником, помочь в адаптации , способствовать в формировании дружеских отношений, развивать уверенность в себе и своих возможностях.

Учащиеся должны уметь:  социализироваться в новом коллективе, принять позицию «ученика», научиться налаживать дружеские отношения. Осознать  самого себя  и в сравнении со сверстниками, поддерживать  общность и  единство группы.

Практические задания:

                   1.Рисунки по сказкотерапии

                   2. Тренинговые упражнения и игры  на сплочение.

                  3.Работы совместно с родителями.

                  4. Контрольные вопросы

Блок 2.   Мои чувства(14 часов)

Цели: - рассмотреть особенности содержательного наполнения эмоций : радости, страха , гнева;

  - обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей;

 - помочь усвоить  приемлемые способы  разрядки гнева и страха;

 - способствовать снижению уровня страха и тревоги.

Знакомство с разными чувствами. Научить распознавать собственные и чужие эмоции с помощью мимики и жестов. Осознавать  значение и смысл эмоций и чувств человека.Обучение психотехникам для изменения собственных негативных состоянийбез вреда для окружающих.Формирование навыков  владения и управления своими эмоциями ,  вырабатывать  навыки произвольности действий и психической саморегуляции.

Задача педагога научить учащихся заботится о своем эмоциональном состоянии, предложить технологии по нивелированию негативов  помочь в  осознании  положительных и отрицательных эмоций  на  психическое здоровье человека

        Учащиеся должныуметь различать  эмоциональные проявления,  распознавать  и вербализовать  такие состояния, как страх, высокая тревожность, беспомощность, агрессия, депрессия, уметь попросить о помощи в трудных ситуациях.

Практические задания:

1.Рисунки по сказкотерапии

2. Психотехнологии по снижению негативного эмоционального состояния(дыхательный комплекс, арттерапевтический, релаксационные)

3. Демонстрационный опыт «Эмоции человека»

4.Работы совместно с родителями.

5. Контрольные вопросы

Блок 3.Уроки общения.

 Цели:   - обучение учащихся конструктивным способамвыхода из конфликтных ситуаций,

               -  развитие умения слышать других людей, обучение способам внутренного самоконтроля и сдерживания,

               -  снятие негативных импульсов, формирование;

               -  позитивной моральной позиции

Осознание своего «Я», через свое имя и положительные качества.Уточнить , что любой человек имеет положительные качества.  Обучение навыкам активного слушания. Обучение навыкам эффективного взаимодействия в общении, для предупреждения конфликтных ситуаций. Формирование дружескихотношений внутри коллектива.

 Задача педагогапомочь сформировать навыки общения внутри коллектива используя свою индивидуальность, принимать другогочеловека, формировать толерантность.

        Учащиеся должныуметь :.выстраивать общение эффективные средства и   правила  общения, иметь сформировавшееся представление  о себе как личности , владеть социально-поведенческими нормами соответственно возрасту,

Практические задания:

1.Рисунки по сказкотерапии

2. Психотехнологии,   направленные на от работку практических навыков общения

3. Работы совместно с родителями.

4. Контрольные вопросы

5.Выставка по результатам курса

Список рекомендованной литературы.

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! - М., 1983 г.

Амонашвили Ш.А.  Как живете, дети? – М., 1986 г.

АржакаеваТ.А.Вачков И.В. М. Ось 89, 2003

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Педагогика, 1968 г.

Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности  формирования личности в детстве. Норма и отклонения. М., Педагогика, 1990 г.

Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. Педагогическое общество России, 2000г.

Исаев Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. СПб., 1994 г.

Клюева Н.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению , Ярославль, Академия развития 1997

Люблинская А.А. Детская психология. М., Просвещение, 1993 г.

Обухова Н.Н. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., Триола, 1996 г.

Самоукина Н.В.  Игры в школе и дома. Психотехнические  упражнения и коррекционные программы.М., Новая школа 1995 г.

Слободяник Н.П. Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы  М., Айрис пресс, 2004

Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальнойшколеМ. Аркти, 2007

Стрелкова А.М. Эмоциональный букварь от Ах до Ай-яй-яй.

Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я М.Генезис, 2004

Цукерман Г.А. Психология саморазвития. М., Просвещение, 1991 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6 классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеурочной деятельности «Моя экологическая грамотность 5-6 классы. Р

Календарно-тематическое планирование (68 ч) для рабочей программы внеурочной деятельности по географии для 5-6  классов «Моя экологическая грамотность», составленной на основе Программы внеу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Туосчаана" (Внеурочная деятельность по изготовлению берестяных изделий в национальном стиле)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы "Шитье из бересты"/Оконешниковой А.Ф./: Чурапча, 2000г. План рассчитан на 1 учебный год,...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.

Рабочая программа внеурочной деятельности "Золотое перо" для 5-9 классов.Авторская программа «Золотое перо» для учащихся 5-9 классов. Курс составлен в соответствии с требованиями...

Занятие внеурочной деятельности «Я умею договариваться» программы внеурочной деятельности «Тропинка к своему Я»

Успешные практики включения обучающихсяс ОВЗ в образовательное пространство. Инклюзивное занятие для нормативно развивающихся учащихся и обучающихся с ОВЗ....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ «Готовимся к сдаче нормативов ГТО» Направление внеурочной деятельности - физическая культура для учащихся 9-10 классов, 34 часов

Главная цель развития отечественной системы школьного образования определяется как формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры. Физичес...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ тематическая, по конкретным видам внеурочной деятельности (тип программы) Занимательная математика 2021-2022 г. (срок реализации программы) 11-12 лет (возраст обучающихся)

Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе примерной основной образовательной програ...