Коррекционная программа для устранения нарушений в отношениях подростков и их матерей
методическая разработка по психологии на тему

Лабачук Тамара Николаевна

Коррекционная программа составлена в рамках "Всеобуча по организации обучения родителей (законных представителей) несовершеннолетних детей основам психологических знаний в образовательных организациях Республики Крым".

Конфликты в семье возникают и поддерживаются за счет  конкретных межличностных напряженных взаимоотношений. Большинство родителей пользуются стереотипным взглядом на личность подростка и его воспитание, не учитывая нормы подросткового мира.         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionnaya_programma.docx50.94 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционная  программа для устранения нарушений в отношениях подростков и их матерей

Жизненные ценности, характеризующие суть семейного благополучия, не изменились в лучшую сторону. Категория «семейное образование» не стало гуманитарной парадигмой изучения в образовательной деятельности, особенно семейное общение детей и родителей, построенного на принципах равенства сторон и личной свободы.                                                         Конфликты в семье возникают и поддерживаются за счет  конкретных межличностных напряженных взаимоотношений. Большинство родителей пользуются стереотипным взглядом на личность подростка и его воспитание, не учитывая нормы подросткового мира.         

Родители являются самыми значимыми людьми для своих детей, особенно мать и ее присутствие на первых годах жизни ребенка. В подростковом возрасте это связь ослабевает. Принятие матерью своего ребенка как личности, играет огромную роль и влияет на поведение, позицию ребенка в социуме. Для успешной организации коррекционно-развивающей работы учитывались: особенности различий подростковых групп, особенности их самоутверждения.

        В эпоху информационного прогресса для родителей не составляет труда изучение необходимого количества информации по вопросам воспитания детей, семейным проблемам. Для детей тоже не является проблемой изучение информации, особенно подросткам ‒ информационные потоки благоприятно воздействуют на расширяющееся мировоззрение подростка. Дети с ограниченными возможностями менее вовлечены в социально ‒ коммуникативное взаимодействие и компенсируют это изучением информации в большом количестве.

        На данный момент в образовательном пространстве  задействованы психолого-медико-педагогические консилиумы, психологические службы. Педагоги-психологи столкнулись с вопросами семейного воспитания, расположения детей к родителям, взаимоотношения подростков и матерей. В школах не делался акцент влияния семейных взаимоотношений на подростков, в основном проводилась диагностика на успеваемость школьного обучения, а коррекционные программы корретировали лишь сплоченность детей, уровень коммуникативности.

        В условиях развития инклюзивного среды не только в образовании, но и социальной сфере, очень важны методические разработки для сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Педагог–психолог в этом направлении формирует информационную и психологическую готовность родителей во взаимодействии с детьми с ОВЗ. Поддерживает, формирует позитивное отношение принятия ребенка с ОВЗ родителями, педагогами и другими детьми. Для родителей школьный психолог акцентирует внимание на особенности, потребности, возможности ребенка с ОВЗ с опорой на его сильные стороны.

        Родители обращаются к педагогам-психологам за консультациями по поводу обучения или коррекции поведения их детей. Тем не менее, остаются пассивными участниками процесса консультирования, полученные советы рассматривались лишь как своеобразное «средство» воздействия на их ребенка. Но родители не пытаются пересмотреть свои позиции по отношению к детям; и главная проблема остается ‒ нарушения во взаимоотношениях «родитель – ребенок».

        Непродуктивные взаимоотношения родителей и детей, влияют на подростков и понимание их. Здесь следует перечислить причины, нарушенных взаимоотношений: ригидные стереотипы воспитания, педагогическая и психологическая некомпетентность родителей в выборе средств, методов и постановки целей воспитания, нечеткое использование понятий авторитетности и авторитарности в воспитании детей, низкая рефлексивность поведения, личные проблемы и особенности родителя.

         С целью устранения нарушений в детско-родительских отношениях была разработана психокоррекционная программа. В формировании коррекционной программы использовались стратегии тренинга родительской эффективности Т. Гордона. Направление этого тренинга уделяет внимание  формированию у родителей коммуникативных навыков, рефлексивного слушания. Использовался подход психотерапии центрированной на клиенте Карла Роджерса. Подход направлен на принятии ребенка, признании самоценности его личности. Для понимания поведения ребенка и его проблемы следует использовать глубинное эмпатийное слушанье.

        Из программы Т. Гордона использовались ориентированные эффективные коммуникативные стратегии, которые ведут к установлению взаимоприемлемого стиля межличностного взаимодействия. Подбор методик и упражнений направлен на улучшения взаимодействия матери и подростка, взаимное уважение и демократический стиль общения. Помочь матери в понимании причины неприемлемого проявлений действия ребенка.

        Благодаря, разработанным коррекционным занятиям специалист сможет предоставить семье или отдельным ее членам информацию о закономерностях и особенностях развития ребенка, о его возможностях или о ресурсах, и сущности расстройства ребенка, осветить вопросы воспитания и обучения такого ребенка. Наладив отношения, педагог ‒ психолог сможет убедить родителей в том, что их понимают, сочувствуют им и стараются помочь. Уровень «сочувствия» должен быть достаточно высоким, с тем, чтобы родитель ощутил психологическую поддержку и взаимопонимание.         Обратная связь позволяет установить более глубокий уровень понимания друг друга и раскрыть те области осмысления проблемы, которые для родителей до контакта с психологом являлись закрытыми.

Основной смысл коррекционной программы ‒ перестроить недейственность стереотипов поведения и общения родителей с детьми, которые препятствуют их естественному взаимодействию.

Задачи коррекционной программы:

1. помочь настроить общение между матерью и ребенком;

2. научить высказывать свое мнение на неприемлемые формы поведения, ограничиваясь только проявлением своих чувств;

3. развивать способность к рефлексивному поведению в процессе общения  (умение контролировать свои эмоции и их внешнее проявление, способность к эмпатии и идентификации в процессе межличностного взаимодействия);

5. предложить действенные способы выхода из конфликтных ситуаций;

6. рассказать матерям основные особенности личности подростка, возможные причины отклонений в поведении.

        В результате участия в программе должна создаться определенная модель оптимальных взаимоотношений, которая позволит расширить и укрепить позитивные контакты взаимодействия родителя и ребенка, улучшить сензитивность к подростковым переживаниям.

Предмет коррекции: нарушенные детско-родительские отношения.

Объект коррекции: матери и подростки.

Структура коррекционной программы.

Программа включает три основных этапа, различающихся по своим задачам и продолжительности:

I этап -введение (2 занятия);

II этап -объективирование трудностей, принятие их, коррекция (5 занятий);

III этап- завершение (2 занятие).

        В данной программе в основном используется когнитивно-поведенческий тренинг.

        Роль педагога-психолога в проведении коррекционной программы: использование и сочетание ряда общепедагогических и психокоррекционных методов, формирование условий влияния в системе межличностных отношений, развитие у участников социально-психологической грамотности, опыту общения и взаимодействия.

        Роль участников:

  • Подростки ‒ расширение средств общения с матерью, формирование более адекватного представления о личности матери, повышение чувствительности к переживаниям. Формирование навыков не вербального общения.
  • Матери ‒ уважение личности и самостоятельности подростка, устранение психолого-педагогической некомпетентности, видоизменения средств общения с ребенком, фиксация контроля со стороны родителей, рефлексирования навязывания им своей воли.

        Для реализации целей и задач коррекционной программы участникам следует ознакомиться со следующими принципами организации когнитивно-поведенческого тренинга:

1) Принцип групповой работы

2) Принцип последовательности по усвоению и отработке новых форм поведения (сначала участникам группы показывают образец этого поведения, затем  ведется обсуждение, ведущий дает инструкцию с указанием основных компонентов для эффективного выполнения показанного образца, после этого включаются практические упражнения по закреплению).

3) Способствовать постоянной обратной связи, получая непрерывные данные от других членов группы. Любой принимающий участие сможет корректировать свои последующие поступки, сменяя прежние неудачные способы общения на новые и проверяя их влияние на окружающих.

4) Принцип свободного участия, во всем тренинге, и в его отдельных упражнениях.

5) Принцип независимости: вырабатывать уверенность в себе, высказывание чувств.

6) Принцип продуктивной настроенности: вырабатывать и прорабатывать навыки и умения результативного взаимодействия матерей и подростков.

7) Информированность в вопросах человеческих отношений.

        Опишем структуру занятий.

Структура каждого занятия, содержит три части: разминку, основную и заключительную, независимо от коррекционного этапа программы. Каждая отдельная ее часть решает несколько самостоятельных задач, выражающих содержание.

        Домашнее задание используется на каждом занятии, оно является методом педагогической формы поведенческого тренинга. Оно имеет характеристику практических рекомендаций и заданий, затрагивающих способы взаимодействия матерей и подростков. Домашнее задание выглядит в виде  устного рассказа участников.

        Ритуал прощания будет использовать в вариантах: вербального и невербального выражения  позитивных чувств участников друг другу.

Содержание коррекционной программы.

        Первый этап - введение (занятия №1).

Общие задачи, реализуемые в ходе занятий:

- снижение эмоционального напряжения;

- формирование положительного эмоционального настроения;

- «опись» проблем.

Занятие №1.

Цель: знакомство с группой; формирование взаимного доверия; освоение правил действия группы; знакомство с принципом безоценочного (безусловного принятия).

Ход занятия:

I. «Разминка».

1. Игра «Знакомство – имя» (представиться группе сначала от своего имени, а потом от имени своего ребенка). Можно назвать свой возраст, профессию, интересы.

2. Знакомство участников с основными правилами работы в группе (обращаться по имени и на «ты», открыто высказывать свои мысли и чувства, возникающие «здесь и теперь», избегать непосредственных оценок друг друга).

I. Основная часть

1. Упражнение «Идеальный родитель и ребенок». Лист бумаги разбивается на две части и записываются качества идеального родителя и ребенка. Затем они зачитываются, и ведущий предлагает ответить на вопрос: «Где и когда вы видели такого ребенка и родителя?» После ответов участников листы рвутся и выбрасываются.

2. Знакомство и обсуждение принципа безусловного принятия человека, ребенка.

3. Способы безусловного (вербального и невербального) принятия ребенка :

- упражнение «Глаза в глаза»;

- упражнение «Встреча ребенка как самого лучшего друга»;

- упражнение вербальных способов принятия: «не нравится в тебе...»

III. Заключительная часть

1. Обмен впечатлениями друг о друге и о ходе занятия,

2. Домашнее задание: В течение трех дней отследить и посчитать количество эмоционально «теплых» и холодных высказываний по отношению друг к другу,  обнимать ребенка не меньше четырех раз в день.

Ритуал прощания.

Занятие № 2

Цель: сплочение группы, формирование доверия.

Ход занятия:

I.Разминка

1.Упражнение «Порядковый счет»

Упражнение способствует установлению зрительного контакта со всеми участниками. Все сидят в кругу, один человек говорит «один» и смотрит на каждого участника игры, тот на кого он посмотрел, говорит «два» и смотрит на другого.

2. Упражнение «Единый ритм»

Участники группы один за другим, пока все вместе в едином темпе выполняют определенный ритм, указанный ведущим.

II.Основная часть

1. «Декларация о правах человека».

Цель: осознание группой важности и абсолютности своих прав и прав другого.

Вед: Мы весьма часто используем такие слова, как «права» и «обязанности». Теперь мы с вами попытаемся написать свою «Декларацию о правах человека». Для этого необходимо распределиться на 3‒ 4 группы. Одна из них будет «Конституционной комиссией», а другие соответственно будут разрабатывать свои Декларации, потом представлять её. Вам нужно учитывать два важных условия: а) эти права не должны ущемлять прав другого человека, б) осуществление этих прав должно зависеть не от других людей, а только от самого человека. Комиссия после презентации представит нам общую Декларацию на основе заслушанных версий. «Группам разработчиков» даётся право отстоять свои позиции, и принятые предложения в ходе обсуждения будут записываться на доске.

Рефлексия по завершению задания.

Цель: проговаривание группой своих чувств, мыслей, возникших сложностей, идей, довольны ли участники своей работой.

III.Заключительная часть

1. «Мастер коммуникации».

Цель: самодиагностика коммуникативных навыков.

Ведущий просит на листочках изобразить «лестницу коммуникативного мастерства». Левый край – низкая коммуникативная компетенция, правый – «мастер коммуникации». Задача: найти своё место на этой лестнице.

2.Подведение итогов.

3.Беседа с родителями (Лекция о конфликтных отношениях в семье).

Текст лекции (лекция зачитывалась, для размышления родителей).

Устранение конфликтов с упрямыми, непослушными подростками.

        Конфликты в семье часто возникают, где растет подросток. В процессе общения вам может показаться, что подросток лжет, упрям по отношению к вам. Всегда нужно помнить, что у каждого возрастного периода есть свои особенности. Для устранения конфликтов, прежде всего, нужно поинтересоваться причинами данного недостатка. Это может быть все, что угодно: ссора с близким другом, смысловой барьер во взаимодействии с педагогами, тяжелые переживания, переутомление. А может быть и неудачное стремление подростка к самостоятельности, которое не было правильно воспринято взрослыми. Основное направления работы по профилактике и устранению конфликтов в общении с подростками состоят в том, чтобы вовремя выявить и устранить причины вызывающие данный недостаток.

        Необходим учет потребностей и интересов подростка. Подростки в большей мере становятся самостоятельными, но режим учебы и отдыха должен корректироваться с помощью взрослых. Как это сделать? Вы должны в первую очередь получить согласие вашего ребенка поменять что-либо в укладе вашей семейной жизни. Эти нововведения должны иметь причину, конечно этой причиной не является цель изменения ребенка. Это могут быть новомодные «челенджи», в основе которых лежат действия непохожие на ежедневные, но смыслом есть достижения каких-то результатов и пополнения списка достижений. Во-первых, данные введения будут приятны ребенку, потому что вы постарались узнать, что-то новое из его смыслового поля. Во-вторых, ему будет интересно, достичь поставленных целей.

Домашнее задание: придумать семейный герб.

Ритуал прощания.

        Второй этап - систематизация трудностей, принятие их, коррекция (4 занятия).

Задачи, которые необходимо выполнить в ходе 5 занятий ‒ эмоциональное отслеживание чувств и переживаний, взаимосвязанных с предыдущим неблагоприятным опытом;

- создание дельного образа родителя и ребенка;

- обучать родителя и его ребенка способности принимать во внимание чувства другого человека в проблематичных ситуациях;

- развивать оперативные речевые обращения родителей, детей.

Занятие №3.

Цель: Ознакомиться с особенностями личности подростков. Проследить причины возникновения деформированных представлений о матери. Помочь осмыслению личных стереотипов в воспитании ребенка.

I. «Разминка».

1. Упражнение «Счет до десяти».

2. «Проводник и незрячий».

II. Структура занятия

1. Упражнение «Замещение ролей»: разговор 2-3 минуты в разных расположениях. Один из участников играет роль ребенка сидя на стуле, а другой ‒ родитель, находится рядом.

2. Обсуждение с участниками программы, разницы в общении и способов ликвидации отрицательных взаимоотношений.

3.Упражнение «Закончи предложение»: способствовать образованию положительных эмоций и нахождении общего.

Дебаты: рассуждения о эффекте непослушания и безучастности, пределы родительского вмешательства в детские дела.

III. Завершающая часть.

1. Подведение итогов

2. Упражнение «Пластилинчик»: снятие мышечного напряжения, помочь справиться друг другу с телесным напряжением.

3. Задание на дом: Придумать семейную традицию, которая могла бы «прижиться» в семье. Совместно сделать 3 домашних дела, подсчитать возникшие ссоры.

 Церемония прощания.

Занятие №4.

Цель: развивать навыки саморегуляции; исследование внутриличностных резервов, развитие эмпатии, обучения способам слушания, понимании «границ» в воспитании ребенка.

I. «Разминка».

1. Упражнение «Встреча» - (необходимо поздороваться разными способами) заряд положительных эмоций.

2. Обучение навыкам расслабления, саморегуляции, по ходу выполнения заданий:

  •  «Убрать напряжение по 12 типам»,
  •  Упражнение «Волшебный водопад» (включение музыки 3D-природа),
  •  «Макрокосмос».

II. Структура занятия

1. Развивать умение выслушать собеседника.

Упражнение «Пилот и диспетчер»

    Цель: помочь выработать доверительные отношения друг к другу, развитие умения слушать.

    Ведущий: Настроить группу на выполнение задания. Вызвать рассказом ассоциации, образы у участников. Попросить представить пилота в самолете: благодаря чему он разбирается в воздушном пространстве? Как облетает другие самолеты? Что надо предпринять, в случае плохой видимости? С помощью этого обсуждения вы придете к рассмотрению работы диспетчера. Можно рассказать несколько примеров из жизни, когда просчет в действиях пилота, невнимание диспетчера или просто их разногласия в работе приводили к катастрофе. Очень важно доверять другому человеку и выполнять его рекомендации, если у того сведений больше, чем у тебя в данный момент.

         Изначально роль пилота будет играть ребенок. Диспетчер, то есть мать должна находиться от него на определенном расстоянии и координировать действия самолета «с земли», при помощи слов. Ребенок может слушать пошаговые инструкции, например: «ты, можешь повернуться направо, сделав три небольших шага вперед». Пилот, слушая координаты диспетчера, должен пролететь без помех по комнате до указанного пункта назначения. Затем участники меняются местами.

        2. Ознакомление и рассмотрение правил слушания:

  • слушать внимательно то, что говорит собеседник;
  • удерживаться от предварительной предвзятости о том, что собеседник собирается сказать;
  • не использовать чужие оценки и предрассудки;
  • задавать вопросы, для того чтоб прояснить любые многозначные суждения;
  • коротко изложить собеседнику то, что он сказал.

3. Упражнение «Соревнование»: участники разыгрывают ситуации взаимодействия, которые они должны выполнить совместно, при помощи жестов, пантомимики и рисунков ‒ схем. Например: поднять стул и вынести его в коридор.

III. Завершающая часть.

1. Резюмирование предыдущих упражнений и подведение итогов: «При взаимодействии с ребенком старайтесь помнить о том, как вы общаетесь с ним». Со временем перекладывайте заботу и ответственность с себя за личные дела вашего ребенка, позволяйте ему ошибаться. Лишь тогда он будет взрослеть, и становиться самостоятельным.

2. Задание на дом: Разработать список общих любимых вещей, описать процесс составления.

Церемония прощания.

Занятие №5 .

Цель: научиться определять чувства ребенка в коммуникации; выработать способы активного слушания; обучить навыку распознавания чувств ребенка.

1. Приветствие

2. Упражнение «Я прав»

3. Упражнение «Обмен рукопожатиями и передача улыбок по кругу».

II Структура занятия.

1.Моделирование различных ситуаций взаимодействия с подростком.

а) Ваш ребенок попросил сделать тату, Вы не разрешили он все равно сделал;

б) родители вспоминают ситуации, когда им было трудно заставить ребенка что-либо выполнить, если тот не в настроении.

2. Проведение диалога, развитие способа активного слушания, отработка навыков:

а) подростки работают, обсуждая ответы родителей;

б) индивидуальная работа «Восприятие чувств подростка».

Например, ситуация, когда подросток пришел со школы расстроенный, класс с ним не разговаривал.

Ваш ответ – «если ты хочешь, мы можем с тобой об этом поговорить».

III. Завершающая часть.

1. Осуществляется обмен мнениями о ходе занятия, рассматриваются вопросы родителей.

2. Задание на дом: применять свойства диалога в общении с вашим подростком, учитывая при этом правила его ведения. Обсудить  положительные и отрицательные моменты общения.

Церемония прощания.

Занятие №6.

Цель: рассмотрение результативности речевых сообщений родителей; восстановление коммуникаций между родителями и детьми; отработка навыка распознования чувств ребенка.

I. «Разминка».

1. Психо ‒ телесная  разминка (напряжение мышц по очереди);

2. Игра «Дует ветер»

3. Обсуждение в группе (метод дискуссии): впечатлений от использования «активного» слушания в общении с подростком, трудности данного вида слушания.

II. Структура занятия.

1. Обыграть коммуникативные установки по схеме:

1) Я вижу, что у тебя, что-то случилось…

2) Я слышу, что ты говоришь…

3) Я поняла, что ты (усталость, раздражение  или ты злишься на меня).

4) Я хочу, что бы ты (перестал на меня кричать, послушал меня и т.д.).

5) В случае, если тебе потребуется моя помощь, я готова тебе помочь. Данное занятие проводится в парах сменного состава, с подбором определенных ситуаций взаимодействия родителя и подростка.

2. Работа с предыдущим занятием.

Задание: напишите для каждой обсуждаемой ситуаций действенные ответы, при этом избегая все ранее перечисленные ошибки.

III. Завершающая часть.

1. Рассмотрение вопросов родителей, обсуждение результатов прошлых упражнений, участники делятся впечатлениями.

2. Задание на дом: участникам следует  провести целый день без критики и упреков в адрес друг друга. Родителям  и подросткам следует заменить критику фразами одобрения по любому подходящему поводу, каждому участнику проследить за своими реакциями.

Церемония прощания.

Занятие № 7

Цель занятия: организовать условия для создания дружелюбной обстановки в семье; снять барьеры общения.

I.Разминка

1. Упражнение «Щепка» предназначено для снятия мышечных зажимов.

2.Упражнение «Собираем добрые слова».

Цель: обсуждение добрых качеств людей, проработка установленных положительных отношений друг к другу.

Инструкция: передаем посох дружбы друг другу, вспоминаем вежливые слова, обсуждение толерантности.

II. Структура занятия

1.Упражнение «Радость. Как ее доставить другому человеку».  (Методологическая основа: Л. Короткова)

2. Упражнение «Закончи предложение».

Цель: помочь в образовании положительных эмоций, нахождении общего.

Инструкция: Все вспоминают самые счастливые моменты, в завершении заканчивают предложения: «Для меня радость – это», «Для взрослого радость

– это…», «Для мамы радость – это…», «Радость – это…».        

III. Завершающая часть.

1. Обсуждение вопросов родителей и результатов прошедшего упражнения. 2. Задание на дом: создать совместный фото ‒ коллаж.

Церемония прощания.

        Третий этап – завершающий (8 ‒ 9 занятие)

Занятие №8

Цель: создание положительных эмоций на завершающем этапе в сформированной группе, повторение выработанных стилей общения матерей и подростков, осознание родительских установок в общении с детьми. Принятие подростками реального образа своих матерей, генерализация сформулированных на предыдущих этапах положительных способов коммуникации.

I. «Разминка».        
1. Приветствие: «Я рад(а) что сегодня...»        
2. Повторение полученных результатов: на запреты и проявления отверженности во взаимоотношениях, способы выхода из испортившихся отношений.

II. Структура занятия.         
Дискуссия о методах и правилах общения и взаимодействия с ребенком подросткового возраста, проявление авторитетности и авторитарности родителей, период в жизни подростка ‒ сепарация.         
1. Формирование перечня правил общения состоящих их четырёх колонок: 1)уважение; активное слушание требующего внимания; 2) регуляция «вспышек» негативизма; 3) дать знать другому, что ты чувствуешь;4) «ты не один (одна)».

2. Упражнение «Я знаю своего ребенка!»: родители меняются местами с ребенком и от его имени говорят о его сильных сторонах (3 ‒ 4 минуты). Среди участников, которые разделены по парам, ведется обсуждение полученных знаний, умений. Затем все образовывают круг, закрывают глаза и говорят по очереди о том, что считают ценным в своем ребенке, что хотели бы изменить. Кто не желает, говорить вслух, могут проговорить про себя, передав следующему участнику сигнал ‒ жим рукой.        
3. В упражнение «Услышь меня», участники, по желанию, называют свои трудности в общении, а затем предлагают возможные способы их преодоления. При возникновении заминки, желающие могут предложить свои варианты разрешения ситуации.

III. Завекршающая часть.        
1. Обмен впечатлениями о ходе занятия невербальном и вербальном способами.
2. Настройка на уверенность в собственных силах и возможностях - упражнение « Я стремящийся Луч»        
Церемония прощания.

Занятие №9 (Завершающее)

Цель: зафиксировать полученные навыки, поддерживать положительный климат в группе на завершающем этапе работы.

1. Упражнение «Мешочек пожеланий».

Цель: настроить участников на работу.

Ведущий: Наше занятие начнется с пожеланий, друг другу чего-нибудь приятного на день и  сделаем мы это по кругу. Затем, образуем плотный круг и поблагодарим друг друга. Все участники повторяют спасибо (или другое благодарственное слово) столько раз, сколько хотят.

2. «Перефразирование (эхотехника)».

Цель: способствовать развитию навыков уточнения информации в диалоге.

Ведущий. Мы сегодня попробуем поупражняться в уточнении информации при разговоре с собеседником. Вы должны перефразировать и вернуть партнеру его высказывание (одну или несколько фраз). Перефразирование можно начинать такими вводными фразами: «Как я Вас понял…», «По Вашему мнению…», «Другими словами, Вы считаете…». Для перефразирования нужно подбирать существенные, важные моменты сообщения. Не стоит при использовании эхотехники добавлять что-то от себя.

Информация для участников: При построении разговора мы помогаем себе уточнить, правильно ли мы поняли слова собеседника, дать партнеру представление о том, что его слова были восприняты вами. Не стоит злоупотреблять перефразированием.

3.Упражнение «Резюмирование»

Цель: рассмотреть действия, возникающие, в результате проблемных ситуаций. Развивать способность контролировать свои эмоции и поведение.

        Ведущий: Мы будем выполнять задание по кругу. Каждый желающий сможет рассказать о том, что с ним произошло вчера.  В своем рассказе следует отметить, что было интересного, необычного с ним, что подарило хорошие, приятные эмоции. Упражнение заключается в следующем: каждый участник должен сделать резюме, предыдущего участника, а после рассказать, о своем дне и так по очереди. Вы можете, выразит согласие или не согласие с резюме ваших слов либо добавить, либо пояснить. 

4. Упражнение «Что он чувствует?»

Цель:  развить навыки снятия эмоционального напряжения собеседника по ходу беседы.

        Ведущий: Всем нам свойственно испытывать те или иные эмоции, эмоциональные ощущения, которые проявляются в момент общения. Данное упражнение поможет нам, снизить возникшее эмоциональное напряжение. Все сидя в кругу, участники будут говорить соседу справа о его эмоциональном состоянии, в свою очередь он расскажет о своём состоянии. Степень соответствия этих оценок устанавливается вначале соседом, а затем всеми остальными.

Примечание: Можно обыграть и обсудить ситуацию, когда участники ведут беседу по заданной теме, на фоне сложной (неоднозначной) эмоциональной обстановки. Например: ситуация ссоры, которая должна привести к примирению.

5.Упражнение «Свободный микрофон».

Цель: выработать умение сбора и анализа информации, полученной от собеседника, в процессе общения.

        Ведущий: На этом этапе работы мы готовы отвечать на любые вопросы друг друга. Определите, кто первый желает побыть «в центре внимания». На заданные вопросы следует отвечать, как  можно полнее и откровеннее.  Такая форма общения поможет лучше разобраться в себе, так как вопросы будут касаться особенностей вашего характера, привычек и интересов, привязанностей. Вопросы могут касаться ваших мнений по поводу тех или иных сложных жизненных проблем. Как у родителей, так и у детей может возникнуть много вопросов. Сначала попробуйте в парах.  Затем желающий участник, сядет так, чтобы видеть всех членов группы и первым будет отвечать на вопросы. Остальные начнут по очереди задавать вопросы, используя принцип «свободного микрофона». Когда человек закончит отвечать на очередной вопрос, следующий участник группы сможет задать свой. Вопросы следует подготовить заранее. И это до тех пор, пока все не воспользуются своим правом, подойди к свободному микрофону.

6. Подведение итогов коррекционной программы.

        Ведущий: В течение 9 занятий, мы узнавали о каждом что-то новое. Рассматривали подходы реагирования в разных ситуациях. Учились уважать, слушать друг друга, т. и п. Давайте представим, что мы встретимся через один год.

Церемония прощания (все встали в круг плечом к плечу и крикнули 3 раза: мы самые лучшие, у нас все получилось.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по устранению нарушений звукопроизношения «Гномы готовятся к приходу гостей».

Индивидуальная НОД проводится с ребёнком старшего дошкольного возраста с логопедическим заключением: заикание средней степени  тяжести, ФФНР, спастическая дизартрия....

Методическое сообщение из опыта работы. Устранение нарушений чтения у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.

В своём сообщении я хочу поделиться проблемами чтения у обучающихся нашей школы и методами логопедической коррекции, помогающими достижению максимально возможных успехов в преодолении этих нарушений у...

Гендерный подход в логопедической работе с детьми 5-6 лет по устранению нарушения звукопроизношения на индивидуальных и подгрупповых занятиях

В этом документе вы можете найти рекомендации по работе с детьми с учетом их гендерной принедлежности...

Использование программы Г.М Зегебарт «Учение без мучения. Коррекция дисграфии» в работе по устранению нарушений чтения у младших школьников.

С учетом этих проблем предлагаем  применять в своей работе методику Галины Михайловны Зегебарт «Учение без мучения». Она предназначена для групповых и индивидуальных занятий с детьми в рамках осн...

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Устранению нарушений чтения» для школ VIII вида.

Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности  обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида....

Индивидуальная коррекционно - развивающая программа по «Устранению нарушений чтения» для школ VIII вида.

Овладение навыками чтения является одним из основных условий успешности  обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида....

Устранение нежелательного поведения у подростка с нарушением слуха

Часто подростки с нарушением слуха не способны самостоятельно осознавать свое эмоциональное состояние, регулировать его, корректно вести себя в окружающем мире при наличии раздражителя. Все приемы рег...