Годовой план работы педагога-психолога МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот» на 2016- 2017 учебный год
проект по психологии на тему

Тищенко Тамара Михайловна

Цели психологического сопровождения: создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса; научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса; Создание здоровье сберегающей среды, ориентированной на сохранение и укрепление фи-зического и психологического здоровья всех участников образовательного процесса». Задачи работы педагога-психолога: организовать психолого-педагогическую поддержку воспитанников и педагогического кол-лектива; проводить профилактику девиантного поведения воспитанников; оказывать индивидуальную психологическую помощь воспитанникам; оказать помощь воспитанникам в профессиональном самоопределении; разработать методические рекомендации для педагогов по сохранению и укреплению психо-логического здоровья всех участников образовательного процесса. организовать работу с воспитанниками, состоящими на внутришкольном контроле; проводить профилактику употребления ПАВ, суицидального поведения, жестокого обраще-ния среди воспитанников школы-интерната. Объект деятельности 1. Администрация. 2. Педагогический коллектив. 3. Воспитанники. 4. Родители. Основные направления деятельности: 1. Организационное, методическое, аналитическое. 2. Диагностическое. 3. Консультационное. 4. Психокоррекционное. 5. Просветительско-профилактическое. Формы и методы работы 1. Беседа- общение, комплексное динамическое наблюдение (КДН); 2. Индивидуальные и групповые консультации; 3. Психодиагностика – тесты, анкеты; 4. Психокоррекционная работа – тренинги, развивающие игры, консультации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_psihologa_2016-17_uch._god.docx48.15 КБ

Предварительный просмотр:

 «Утверждаю»

Директор МБОУ

«Школа-интернат п. Эгвекинот»

________________/Швыркова Т.М./

«_____» ______________________2016 г.

 

Годовой план педагога-психолога

МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот»

на 2016- 2017 учебный год

 Цели психологического сопровождения:

создание комплекса условий, обеспечивающих психологический комфорт и успешность всех участников образовательного процесса;

научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

Создание  здоровье сберегающей среды, ориентированной на сохранение и укрепление физического и психологического здоровья всех участников образовательного процесса».

Задачи работы педагога-психолога:

организовать психолого-педагогическую поддержку воспитанников и педагогического коллектива;

проводить профилактику девиантного поведения воспитанников;

оказывать индивидуальную  психологическую помощь воспитанникам;

оказать помощь воспитанникам в профессиональном самоопределении;

разработать методические рекомендации для педагогов по сохранению и укреплению психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

организовать работу с воспитанниками, состоящими на внутришкольном контроле;

проводить профилактику употребления ПАВ, суицидального поведения, жестокого обращения  среди воспитанников школы-интерната.

Объект  деятельности

  1. Администрация.

  2. Педагогический коллектив.

  3. Воспитанники.

  4. Родители.

 Основные направления деятельности:

     1. Организационное, методическое, аналитическое.

     2. Диагностическое.

     3. Консультационное.

     4. Психокоррекционное.

     5. Просветительско-профилактическое.

Формы и методы работы

  1. Беседа- общение, комплексное динамическое наблюдение (КДН);

  2. Индивидуальные и групповые консультации;

  3. Психодиагностика – тесты, анкеты;

  4. Психокоррекционная работа – тренинги, развивающие игры, консультации.

I.Диагностическая работа проводится с целью определения путей и форм оказания помощи обучающимся, испытывающим трудности в обучении, общении, составления социально-психологического портрета воспитанников. Диагностическая работа ведется планово 2 раза в год.  В течение года диагностические исследования также будут проводиться по запросам педагогов, учащихся.

Содержание психодиагностической работы:

Классы

Название методики

Цель исследования

3-9

Опросник Лускановой  

Изучить школьную мотивацию

Методика Замбицевичене

( на основе теста Амтхауэра) 

Субтест 1. Умение дифференцировать существенные признаки предметов

Субтест 2. Владение операциями обобщения; способность выделять существенные признаки предметов и явлений.

Субтест 3. Умение устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

Субтест 4. умение обобщать.

Тест Тэммл, Дорки, Амен  

Выявить уровень тревожности

Прогрессивные матрицы Равена

Возможности визуального мышления

Кратковременная  речевая память

Возможности речевой памяти

Кратковремен.  зрительная  память

Возможности зрительной памяти

Гештальт-тест Бендер

Зрительно-моторные координации

Таблица от 1 до 40

Изучение произвольного внимания

Опросник мотивации (12-17 лет)

Дианостика структуры учебной мотивации

8-,9

Личностный опросник Айзенка

Изучение индивидуальных личностных особенностей

Дифференциально-диагностический опросник

Степень выраженности интересов в разным группам профессий

Анкета интересов

Область интересов в различных областях знаний

Тип темперамента

Изучение типа нервной системы

Профессиональные предпочтения

Направленность на определенный тип профессии

После проведенных исследований проводится обработка, анализ и обобщение полученных результатов, на каждого ребенка составляется психолого-педагогическая характеристика для Комплексной программы индивидуального сопровождения,  составляются группы, проводятся КРЗ. При необходимости ребенок направляется на районную ПМПК для определения образовательного маршрута.

II. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с обучающимися школы ориентирована на познавательную, эмоционально- личностную и социальную сферу жизни детей.

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с воспитанниками школы ориентирована на познавательную, эмоционально - личностную и социальную сферу жизни детей. Педагог-психолог  составляет и апробирует коррекционные программы, включающие в себя следующие блоки: коррекция познавательной деятельности, эмоционального развития ребенка в целом, поведения детей и подростков. Для сенсорного и психического развития ребенка с легкой степенью интеллектуальной недостаточности занятий только на общеобразовательных уроках мало – необходимо проведение специальных коррекционно-развивающих занятий, социально-психологических тренингов, которые проводились  в течение учебного года согласно утвержденному руководителем ОУ  Швырковой Т.М. расписанию:  

Расписание коррекционно-развивающих занятий с учащимися:

Дни

недели

урока

Время

урока

Класс

Фамилия, имя учащегося

понедельник

5

12.50-13.30

4

  Индивидуальное занятие

6

13.50-14.30

6

  Индивидуальное занятие

10

17.10-17.50

7

  Групповое занятие

вторник

6

13.50-14.30

6

  Индивидуальное занятие

7

14.40-15.20

6

  Индивидуальное занятие

10

17.10-17.50

4

  Индивидуальное занятие

среда

8

15.30-16.10

5

  Индивидуальное занятие

четверг

6

13.50-14.30

4

  Групповое занятие

10

17.10-17.50

7-9

    Просветительная работа    

пятница

7

14.40-15.20

6

  Индивидуальное занятие

8

15.30-16.10

7

  Групповое занятие

9

16.10-16.50

4-5

  Групповое занятие

суббота

2

10.00-10.40

9

  Групповое занятие

3

10.50-11.30

6

  Групповое занятие

4

12.00-12.40

8

  Групповое занятие

5

12.50-13.30

4

  Групповое занятие

4 класс.  Адаптированная рабочая программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Цель программы: Дать учащимся представление об окружающей действительности, способствующие оптимизации психического развития ребенка. Более эффективной социализации его в обществе на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков.

Данная программа является коррекционно направленной. Коррекционная направленность занятий проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов. Адаптированная рабочая программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»  предназначена для обучающихся, воспитанников 4 класса. Занятия планируется проводить 2 раза в неделю в течение учебного года. Количество учащихся - 4 чел. Срок реализации программы 1 год. Количество занятий в год- 68. Продолжительность одного занятия 40 минут.

Адаптированная рабочая программа  «Развитие познавательных способностей»

Цель Программы: Повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, коррекция зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики, механизмов волевой регуляции.

На основе результатов  диагностических исследований, проведенных в конце 2015-2016 учебного года было  выявлено, 7 учащихся, которые испытывали трудности в усвоении программного материала  по математике, чтению, письму . Для них  характерны  слабость ориентировочной деятельности, инертность нервных процессов, повышенная склонность к охранительному торможению,  меньшие возможности самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать полученную информацию, то есть  меньшей, чем в норме, личностная  активность и сформированность  различных сторон познавательной деятельности. путают времена  года, дни недели, цвета и оттенки. Задания,  требующие обобщения, сравнения, классификации, выделения главного, поиск закономерностей вызывают у учеников затруднения. Для правильного понимания задания необходимо неоднократное его повторение, объяснение. Отвечают, в основном, с помощью наводящих вопросов. Речь односложная, ограничена бытом. Навыки чтения сформированы слабо. Адаптированная рабочая программа «Развитие познавательных способностей»  предназначена для индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с  данными учащимися. Занятия планируются 2 раза в неделю, количество занятий 68 в год.

        4-5 класс-комплект. Адаптированная рабочая программа ««Коррекция и развитие  познавательных процессов  и личностных особенностей учащихся»

Цель Программы: Диагностика и развитие познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти); формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции; коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы детей.
         Данная программа является коррекционно  направленной. Коррекционная направленность занятий проявляется в исправлении нарушенных психических функций (недостаточность зрительного, слухового восприятия, нарушения пространственной ориентировки и др.), вызывающих у детей так называемые школьные трудности, в развитии познавательных процессов.  Срок реализации программы 1 учебный год. В течение учебного года планируется 34 занятия, 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия  40 мин. Количество учащихся 12 человек.

6 класс.  Социально-психологический тренинг «Формирование коммуникативных умений и навыков у младших подростков» планируется проводить с  учащимися 6 класса в 1-2 четверти.

 Цель программы:  формирование навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми в окружающем социуме.

Данный курс входит в коррекционно-развивающее направление работы педагога-психолога.  Срок реализации программы: 1 год. Коррекционная  программа содержит  14 групповых занятий.  Занятия 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Количество участников группы- 8 человек. Коррекция отклонений в поведенческой сфере детей с умственной отсталостью очень важна при их обучении в специальной школе. Различные коррекционные занятия и упражнения, составленные применительно к учащимся с умственной отсталостью, позволяют сделать социализацию таких детей более эффективной.  

6 класс. Адаптированная рабочая программа «Развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы младших подростков» проводился с  учащимися 6 класса в 3-4 четверти.

Цель. Создание социально-психологических условий для успешной адаптации и социализации  в ситуации школьного обучения, формирование  у учащихся необходимых жизненно важных умений и навыков, общения со сверстниками и педагогами, мотивационной готовности.    

Данная программа входит в коррекционно-развивающее направление работы педагога-психолога. В программу включен цикл из 19 занятий, которые планируется прово во внеурочное время  1 раз в неделю продолжительностью   40 мин. каждое.  Количество участников группы - 8 человек.  

7 класс.   Социально-психологический тренинг «Обучение подростков навыкам и умениям в сферах общения, деятельности и личностного развития»

Цель. Формирования коммуникативных навыков и умений общения с группой сверстников, оказание психологической помощи и поддержки,  обучение учащихся способам психосаморегуляции.  

Данный курс входит в коррекционно-развивающее направление работы педагога-психолога. Запланировано 14 занятий. Занятия  1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Количество участников группы - 8 человек. Срок реализации программы 1 год.  Одна из основных потребностей – общение со сверстниками. В связи с этим цель деятельности педагога-психолога: помочь детям лучше узнать себя, свои сильные стороны, развить чувство собственного достоинства, преодолеть неуверенность, страх. В процессе работы по программе школьники обучатся навыкам и умениям в сферах общения, деятельности и личностного развития с помощью специфических форм сообщения психологических знаний.

8 класс. Адаптированная рабочая программа «Поверь в себя»

Цель программы: Программа направлена на формирование социально-значимых качеств личности подростков, необходимых ему для успешной социализации и подготовки к самостоятельной жизни в социуме.

Курс адресован обучающимся, воспитанникам 8 класса. Срок реализации программы1 год. Количество  занятий -19, планируются 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Количество участников группы- 8 человек.

     9 класс.  Социально-психологический тренинг «Этика и психология юношеских отношений, подготовка к семейной жизни»      

Цель программы: Создание условий для формирования у обучающихся представлений о семье, ее значении в жизни человека; выработки у обучающихся таких качеств как: умение понимать состояние и проблемы другого человека, умение быть терпеливым, прощать мелкие недостатки людей, умение устанавливать доброжелательные отношения с близкими людьми; коррекции и развитие эмоционально-волевой сферы подростков.

Данный курс входит в коррекционно-развивающее направление работы педагога-психолога. Программа состоит из 24  групповых занятий с элементами тренинга. Занятия - 1 раз в неделю. Продолжительность одного занятия 40 минут. Количество участников группы- 6 человек. Срок реализации программы:  1-3 четверть 2016-2017 учебного года.

9 класс. Психолого-педагогическое сопровождение выпускников  с период подготовки к государственным экзаменам

Цель данной работы: Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к государственному экзамену; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе, в своих силах.

В  4 четверти 2016-17 учебного года, в период подготовки к государственным экзаменам, по плану, утвержденному директором ОУ, педагог-психолог запланировал проведение с учащимися 9 класса 1 раз в неделю психологических  занятий с элементами тренинга. Количество занятий -7. Количество учащихся 6 человек.

 

III. Профилактическая  работа направлена на развитие личности учащихся, повышение адаптивных возможностей личности, профилактику отклоняющегося поведения у детей и подростков школы, работу с детьми группы-риска.  Проблема воспитания детей с агрессивным поведением является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей. Чтобы школьник мог сознательно регулировать поведение, нужно научить его адекватно выражать чувства, находить конструктивные способы выхода из сложных ситуаций. Профилактика асоциального поведения детей и подростков планируется проводить в  различных формах: посредством индивидуальных и групповых бесед, участия детей в групповых тренинговых занятий.  

       Социально-психологический тренинг «Профилактическая работа с подростками, проявляющими повышенную агрессивность в поведении и общении» будет проводиться с 4 учащимися 7-8 класса в течение 1-2 четверти 1 раз в неделю. Количество занятий- 14. Занятия будут проходить  во внеурочное время во второй половине дня.

     Цель тренинга: развитие навыков конструктивного общения; обучение техникам расслабления, снятию мышечного напряжения, эффективного контроля над проявлением отрицательных эмоций и агрессивных вспышек.

Социально-психологический тренинг  «Коррекция агрессивного поведения подростков»

Цель тренинга: Развитие навыков конструктивного общения; обучение техникам расслабления, снятию мышечного напряжения, эффективного контроля над проявлением отрицательных эмоций и агрессивных вспышек.

Социально-психологический тренинг «Коррекция агрессивного поведения подростков»  будет проводиться  с  4 учащимися  группы «риска» (4 класс- 1 учащийся, 6 класс- 1 учащийся, 7 класс- 2 учащихся)  в 1- 2 четверти 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 40 минут. Количество проведенных занятий-14.

       С детьми группы «риска» 7-8 классов  запланированы беседы:по профилактике суицида. о курении, алкоголе, наркомании, СПИДЕ, об ответственности подростков за противоправное поведение, о здоровом образе жизни.  

    С учащимися группы «риска» 4,6,7 классов  в план включен  цикл бесед «Поговорим о недостатках»  по следующим темам: «Воровство»,  «Жестокость», «Лживость». «Сквернословие», «Мифы о курении, алкоголе и наркомании».

   В марте 2017 года в рамках месячника по профилактики правонарушений,  детского неблагополучия, снижения криминальной активности несовершеннолетних педагог-психолог запланировал провести  следующую работу среди учащихся:

класс

Форма

Название темы

7-9

Беседа

Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок

7-9

Беседа с использованием презентации, видеоролика.

Правда и мифы о курении и  алкоголе.

5,7,8

Индивидуальные беседы с учащимися.

Права и обязанности ребенка в приемной семье

9

Урок

«Личность и закон»

7-,9

Правовая игра

«О правах в шутку и всерьез»

5,7,8

Индивидуальные беседы

«Трудности, с которыми может столкнуться ребенок в приемной семье».

9

Урок

«Правонарушение. Преступление. Проступок».

 

    В 3-4 четверти  2016-17 учебного года педагог-психолог продолжит профилактическую работу с учащимися  группы «риска» в форме индивидуальных бесед, которые планирует проводить 1 раз в неделю с каждым учеником группы «риска».

IV. Психологическое консультирование и просвещение  воспитанников, педагогов и родителей с целью создания условий для активного усвоения и использование воспитанниками, педагогами и родителями социально-психологических знаний в процессе обучения, общения и личностного развития детей проводится по запросу .
            Педагог-психолог проводит  индивидуальные консультации с учащимися по личному желанию самих учащихся, так и по запросу педагогов.   Педагог-психолог сотрудничает  с директором школы-интерната, зам директора по УВР, социальным педагогом, классными руководителями, с воспитателями.       Педагог-психолог является членом  Совета профилактики, на котором решаются проблемы  поведении, обучения, взаимодействия учащихся с коллективом сверстников.      

      Курение препятствует формированию у подростков поведенческих установок на здоровый образ жизни. Системная профилактическая работа создает стойкий иммунитет против курения, показывает преимущества выбора в пользу здорового образа жизни. Цель мероприятий: формировать у подростков необходимость и пользу воздержания от курения как в плане сохранения здоровья, так и в плане укрепления характера.

Алкоголь прочно укрепился в молодежной среде. Первые пробы алкоголя осуществляются детьми в младшем школьном возрасте, поэтому профилактическую работу по предупреждению злоупотребления психоактивными веществами надо начинать раньше того момента, когда произойдет начало экспериментирования с этими веществами. С воспитанниками школы запланировано проведение бесед: «Мифы о курении, алкоголе и наркомании», «О вреде алкоголя» с просмотром видеоролика и презентации , «О вреде курения» с показом видеоролика и презентации ,  «Жизнь без табака» ,  «О вреде наркомании. СПИД-открытые лица» с просмотром презентации и видеоролика ,   «СПИД- чума XXI века»., «Отказ от курения», «День толерантности».

V. Методическая работа.  В рамках этого направления педагог-психолог  принимает участие в работе педагогических советов, МО педагогов и воспитателей, круглых столов,  практических  семинаров, районной психолого-медико-педагогической комиссии, школьного психолого-педагогического консилиума. В ходе методической работы педагог-психолог доводит до сведения педагогов и воспитателей  результаты психодиагностических  исследований, наблюдений за обучающимися во время и вне учебных занятий, дает рекомендации по вопросам обучения и воспитания школьников, сообщает педагогам психолого-педагогические знания по конкретно заданным темам, подбирает и систематизирует дидактический и диагностический материал, ведет документацию по направлениям своей работы, работает над темой самообразования, повышает профессиональный уровень посредством курсов повышения квалификации:

Декабрь 2016 г.

Психологическая поддержка  детей  с индивидуально-типологическими особенностями

ПМПк

Декабрь 2016 г.

Отчет педагога-психолога за I полугодие 2016-17 учебного года

ПМПк

Январь 2017 г

Отчет о работе с обучающимися с осложненным поведением за I полугодие 2016-17 учебного года

Совет

администрации

Март 2017 г.

Отчет по профилактике и воспитательной работе среди воспитанников «МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот», склонных а совершению правонарушений, употреблению спиртных напитков за период с 1 по 15 марта 2017 года

Совет

администрации

Март 2017 г.

Учимся создавать бесконфликтную среду: детский буллинг как разновидность насилия

МО воспитателей

Март 2017 г

Учимся создавать бесконфликтную среду: психология крика

МО учителей и воспитателей

Апрель 2017 г.

Коррекционно-развивающая работа в рамках внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Педагогический совет

 В течение 2016-17 учебного года запланированы следующие курсы переподготовки и повышения квалификации:

п/п

Тема курсов

Дата

Кол-во часов

Образовательная

организация ДПО

3

 «Школьный психолог. Технологии психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации ФГОС»

январь 2017г

288

 АНО  «Академия Дополнительного Профессионального Образования». г. Курган

4

 «Оказание первой помощи»  

апрель .2017г

18

Центр онлайн обучения педагогов "Экстерн". ООО "Международные Образовательные Проекты" . Санкт-Петербург

5

 «Специальное дефектологическое образование по профилю «Расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения»

июнь

2017г

670

АНО  «Академия Дополнительного Профессионального Образования» . г. Курган

6

«Эмоциональные нарушения у детей. Методы психологической коррекции»

июль

2017г

72

ДПО "Институт практической психологии "ИМАТОН". г.Санкт-Петербург

7

«Гимнастика мозга или образовательная кинезиология для педагогов, психологов и тренеров (технологии здоровьесбережения )

август 2017г

40

ДПО "Институт практической психологии "ИМАТОН". г.Санкт-Петербург

Педагог-психолог ____________________ Т.М. Тищенко



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план работы педагога-психолога школы и ДОУ на 2012-13уч.г

План работы педагога-психолга сельской школы, в школе и дошкольной группе....

Годовой план работы педагога-психолога на 2013-2014 учебный год

В данном разделе представлен план работы педагога-психолога на год по всем направлениям (работа с родителями, учещимися, педагогическим составом)....

Годовой план работы педагога-психолога на 2013-2014 учебный год

Годовой план работы педагога-психолога на 2013-2014 учебный год...

Годовой план работы педагога-психолога коррекционной школы VIII вида Тищенко Т.М. 2017-2018 учебный год в соответствии с ФГОС

Обучение в МБОУ «Школа-интернат п. Эгвекинот» направлено на формирование полноценной социализированной личности ребенка с нарушением интеллектуального и психофизического развития через кор...

План работы педагога психолога УКП МБОУ СОШ №2 г. Шагонар на 2017-2018 учебный год

лан работы педагога психолога УКП МБОУ СОШ №2 г. Шагонар на 2017-2018 учебный год...

Годовой план работы педагога-психолога на 2018-2019 учебный год

Цель работы психолога: Содействие созданию условий для сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся и педагогов. Задачи: 1) Диагностика особенностей психического развития ...

"Неделя психологии" Профилактическая работа педагога-психолога в адаптивной школе-интернате по формированию бесконфликтного общения как условие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ. 2021г.

Конкурс«Творческий учитель – 2021»  https://www.1urok.ru/categories/13/articles/43107Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность:...