Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми
консультация по психологии на тему

Виноградова Татьяна Павловна

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.

        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка:  избиение, истязание, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами и т.п.

         Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

         Психическое насилие - это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию  патологических черт  характера.

        К психической форме насилия относятся:

¢ открытое неприятие и постоянная критика ребенка;

¢ угрозы в адрес ребенка в открытой форме;

¢ замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;

¢ преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;

¢ ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;

¢ однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

          Пренебрежение нуждами ребенка:

¢ это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Признаки физического насилия над ребенком:

Необходимо обратить внимание на:

¢ следы побоев, истязаний, ожогов, другого  физического воздействия;

¢ запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);неприятный запах.

отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vinogradova-profilaktika_zhestokogo_obrashcheniya.docx21.69 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната  жестокого обращения с детьми

 Выполнила: Виноградова Т.П.

педагог-психолог

КОУ «Петропавловская школа-интернат»

         Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.

        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка:  избиение, истязание, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами и т.п.

         Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

         Психическое насилие - это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию  патологических черт  характера.

        К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
  • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

          Пренебрежение нуждами ребенка:

  • это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

Признаки физического насилия над ребенком:

Необходимо обратить внимание на:

  • следы побоев, истязаний, ожогов, другого  физического воздействия;
  • запущенное состояние детей (педикулез, дистрофия и т.д.);неприятный запах.
  • отсутствие нормальных условий существования ребенка: антисанитарное состояние жилья, несоблюдение элементарных правил гигиены, отсутствие в доме спальных мест, постельных принадлежностей, одежды, пищи и иных предметов, необходимых для ухода за детьми;
  • систематическое пьянство родителей, драки в присутствии ребенка, лишение его сна;
  • уход родителей в религиозные организации, секты.

            Факторы риска:

  • неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми;
  • семьи, состоящие в секте или другой религиозной организации;
  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
  • безработица, постоянные финансовые трудности;
  • умственные или физические недостатки ребенка;
  •  развод родителей, манипуляция ребенком.
  • негативные семейные традиции;
  • статус беженцев, вынужденных переселенцев;
  • постоянные супружеские конфликты;
  • «трудный» ребенок.

Внешние признаки физического насилия:

  • раны и синяки,  ожоги,  укусы, «синдром тряски ребенка»

Поведенческие и психологические индикаторы:

  •  агрессивность, тревожность, избегание сверстников, боязнь  взрослых, задержка развития, малоподвижность;  страх физического  контакта, боязнь идти домой, стремление скрыть причину получения трав и побоев, бродяжничество, асоциальный тип поведения.

Особенности поведения взрослых:

  • Путаное объяснение причин травм, позднее обращение в мед.учреждения,  отсутствие эмоциональной поддержки и ласки по отношению к ребенку или  демонстративная забота, не оказание помощи при медицинском осмотре, частое обращение по поводу травм различного характера.

Признаки психологического насилия над ребенком.

Поведенческие и психологические индикаторы:

  • Депрессия, печаль, низкая самооценка, плохая успеваемость, нервные тики, склонность к уединению, неумение общаться; излишняя уступчивость, податливость, заискивающее поведение, избыточная потребность во внимании или осторожность; попытки совершения самоубийств, потеря смысла жизни, цели в жизни (у подростков); импульсивность, взрывчатость, агрессия, гнев (часто направленный против себя); ложь, воровство, девиантное поведение.

         Поведенческие и психологические индикаторы:

 резкое ухудшение успеваемости; несвойственные возрасту знания о половых вопросах, сексуальноокрашенное поведение; агрессия; ухудшение взаимоотношений со сверстниками и родителями, деструктивное поведение, депрессия; низкая самооценка; затруднения с половой идентификацией; угрозы или попытки самоубийства; уходы из дома; насилие (в том числе сексуальное) по отношению к более слабым, резкие перемены в поведении, отказ посещать определенное место или оставаться наедине с определенным человеком,  жалобы на свое здоровье без указания конкретной причины.

Причины жестокого обращения с детьми:

  • нежеланный ребенок (как повод и принуждение к заключению брака);
  • преждевременно родившийся в браке ребенок, дающий повод для размолвок и разрыва;
  • внебрачный ребенок как объект вымещения зла на его родителя;
  • ребенок с физическими и психическими недостатками;
  • физическое или психическое переутомление;
  • незрелость родителей;
  • эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;
  • безработица или низкая материальная обеспеченность;
  • алкоголизм одного или обоих родителей;
  • одиночество или распавшийся брак;
  • слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность;
  • своеобразие поведения ребенка, вызывающее чрезмерную реакцию взрослых: своенравие, упрямство, протесты, нарочитый отказ выполнять режим ( отказ от еды и т.д.), посещать детские учреждения, крики, воровство, ложь, лень, а также отрицательную реакцию взрослых вызывают недержание кала и мочи, рвота и т.д.

Профилактика жестокого обращения.

      Ребёнка нужно не просто любить, этого мало. Его нужно уважать и видеть в нём личность. Не забывайте также о том, что воспитание – процесс длительный, мгновенных результатов ждать не приходится. Если ребенок не оправдывает ваших ожиданий,  спокойно подумайте, что вы можете сделать, чтобы ситуация со временем изменилась..

Берегите и любите  детей! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и  в  семьях некоторых наших у...

Алгоритм проведения диалога с ребенком в случае жестокого обращения с ним

Работа педагога-психолога со случаем жестокого обращенияЗадачи психолога в случае обращения направлены на то, чтобы:·         уменьшить у ребенка чувства стыда,...

Профилактическая деятельность школы по предупреждению жестокого обращения с детьми в семье

Родтельское собрание "Профилактическая деятельность школы по предупреждению жестокого обращения в семье"...

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-Петербурга Алгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим от жестокого обращения.

Методические рекомендации для специалистов образовательных учреждений Санкт-ПетербургаАлгоритмы выявления случаев жестокого обращения с детьми и оказания помощи детям и подросткам, пострадавшим о...

Статья "ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ УСЛОВИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЛУЧАЕВ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ В ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬЕ"

материалы научно-практической конфнренции "Дети и взрослые против насилия" в г. Канске Красноярского края...