Профилактическая деятельность школы по предупреждению жестокого обращения с детьми в семье
методическая разработка на тему

Поляничкина Олеся Вениаминовна

Родтельское собрание "Профилактическая деятельность школы по предупреждению жестокого обращения в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_-_protiv_zhestokosti.docx67.18 КБ
Файл pamyatka.docx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

"Профилактическая деятельность школы по предупреждению жестокого обращения с детьми в семье"

Поляничкина Олеся Вениаминовна,

социальный педагог

МОУ «Чекрушанская

средняя общеобразовательная школа»

Тарского муниципального района

Омской области

  1. Презентация Реабилитационного центра (перед началом собрания)
  2. Показ фильма «Я сюда больше никогда не вернусь!» Р.Быков (9 минут показ)
  3. Выступление

Слайд 1 Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки. Слайд 2 Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.  Первым звеном в цепи оказания помощи детям в трудной ситуации всегда являлась школа.

Слайд 3 2011 год в Омской области объявлен годом Ребенка и поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, становится одной из приоритетных задач школы.

Анализируя формы работы нашего образовательного учреждения по данному вопросу, мы заинтересовались: как же чувствуют себя чекрушанские ребята в своих семьях? За что их хвалят и ругают родители? Какие методы наказания используют и есть ли у нас семьи, где родители могут жестоко обращаться с детьми. С целью выявления социальной обстановки в семьях мы провели анонимное исследование на базе МОУ «Чекрушанская СОШ». В опросе приняли участие 53 учащихся в возрасте от 9 до 16 лет. Слайд 4 Результаты исследования показали, что чекрушанских ребят родители хвалят в основном за успехи в учебе (53%), помощь по дому (30%) и хорошее поведение (17%). Слайд 5 Ругают же, как раз за не выполнение вышеперечисленных критериев: плохие оценки  (39%), невыполненную работу (37%), грубое отношение с родителями и младшими сестрами и братьями (12%), вредные привычки (12%).

Слайд 6 На вопрос о наказаниях 22% опрошенных отметили, что родители их любят и ни как не наказывают, 16% - «только ругают», 14%- запрещают игры на компьютере и общение в Интернете, 28% ребят не отпускают гулять, 10% - не разрешают посещать спортивные тренировки, 4% - ставят в угол, 2% - наказывают «ремешком», 4% - лишают запланированной покупки.

На прямой вопрос: «Приходилось ли вам носить синяки в результате воспитательных действий родителей?», только двое опрощенных из числа старшеклассников ответили: «Да, но только один раз».

Результаты исследования показали, что методы воспитания у родителей достаточно разнообразные, и не могут не вызывать ответных эмоций у ребенка. Ребята говорят о том, что в момент наказания многие испытывают к родителям обиду за несправедливое наказание (28%), злость (16%) и даже ненависть (12%). Но есть и те, кто в этот момент чувствуют свою вину (16%), раскаиваются в своих проступках (13%), жалеют родителей (13%).

Ни один ребенок не пожаловался на то, что в семье к нему жестоко относятся.

Таково мнение учащихся.

Слайд 7 И, тем не менее, на учете школьной администрации и социального педагога состоят 10 неблагополучных семей, в которых воспитываются 12 учащихся школы. Основная причина постановки данных семей на учет – злоупотребление родителей алкоголем. Безусловно, в этих семьях неблагополучный психологический климат – частое, а порой постоянное явление. К сожалению, дети в таких семьях не всегда способны оценить сложившуюся в семье обстановку, как опасную для их жизни и здоровья.  К таким семьям необходимо особое внимание.

За прошедший год в реабилитационный центр города тары были направлены 4 детей. Надо отметить, что 2 ребят находились в центре в связи со сложившимися семейными обстоятельствами, по причине долгой болезни матери. Мама одной из девочек смогла взять себя в руки, закодировалась, навела дома порядок, ребенок находится дома, регулярно посещает школу. Одна девочка до сих пор находится в центре.  За последние 4 года двое матерей (дети дошкольного возраста) лишены родительских прав.

Кроме того, случаи физического наказания среди семей наших учащихся, даже с виду в вполне благополучных, не такая уж  редкость. Школа о таких случаях знает и обязана проводить не только работу с конкретными случаями, но и профилактическую работу.

Слайд 8 (слайды самостоятельно демонстрируются)

В МОУ «Чекрушанская СОШ» действует система профилактической работы по предотвращению жестокого обращения в семьях, которую условно можно разделить на два блока: работа с семьей и оказание помощи ребенку.  

Работа с семьей заключается в регулярном посещении семей классными руководителями, беседах с родителями, проведение родительских собраний (Деловая игра для родителей «Пойми меня», выступление социального педагога на общешкольном собрании «Запрещаем – Разрешаем»),

Школа тесно сотрудничает с фельдшером Чекрушанского ФАПа (профилактические осмотры, наблюдение), Чекрушанским детским садом (консилиумы, участие в родительских собраниях), с сельской администрацией, участковым, КДН, ПДН, Тарским реабилитационным центром для несовершеннолетних, Комитетом по охране прав детства (рейды, заседания комиссий, консультации).

В школе оформлены два стенда: «Права и обязанности ребенка» и «В помощь родителям».

Родители наших ребят не только частые гости в школе, но и помощники, и сотрудники классных руководителей. Особых успехов в этом отношении добились учителя начальных классов Дубкова М.А. и Лопухова Л.Н. К ним родители идут за поддержкой и советом.

С целью повышения правовой грамотности родителей социальным педагогом выпущена брошюра для родителей и учителей «Внимание! Жестокое обращение с детьми».

Планы работы классных руководителей и социального педагога включают в себя классные часы по формированию толерантного отношения между учащимися, например: «Давайте жить дружно!», «Взаимоотношения  в семье», «Учись быть добрым», «Учись управлять своими эмоциями» и др. Учителем обществознания Мадеевой Т.Ю. в рамках школьной программы проводятся уроки «Права ребенка», а также выпущена брошюра для учащихся «Знаешь ли ты свои права?»

Захаров Кирилл, учащийся 9 класса, под руководством социального педагога, провел исследовательскую работу по теме «Нужна ли нам семья?» Работа стала победителем районной практической конференции и рекомендована для участия в областной НПК.

Кроме того, классные руководители ежедневно наблюдают за своими подопечными, проводят индивидуальные беседы с детьми, проявляющими агрессивность среди сверстников, контролируют успеваемость и посещаемость.

В настоящее время  в МОУ «Чекрушанская СОШ» разработана программа по профилактике жестокого обращения с детьми и защите их прав, которая позволит систематизировать деятельность школы по данному направлению и сделать ее более эффективной. С 1 марта 2011 года школа является участником всероссийского движения «Россия без жестокости к детям!» общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми  (http://www.ya-roditel.ru/national-campaign/). Цели, задачи, основные мероприятия движения стали основой нашей программы.

Проблема насилия над детьми — не из тех, что можно решить быстро. Но важно осознать, что она существует и начать делать шаги в этом направлении. Посмотрите на себя, оглянитесь вокруг: всё ли в порядке? Нет ли рядом с вами детей, которые нуждаются в помощи? Преодолеть жестокость, спасти их мы можем только вместе.

  1. Памятки для родителей

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Жестокое обращение с детьми в семье"

Презентация к родительскому собранию "Жестокое обращение с детьми в семье" - информация, рекомендации, советы.....

"Жестокое обращение с детьми в семье" родительское собрание

Презентация для родительского собрания...

Формы жестокого обращения с детьми в семьях. Внутрисемейное насилие.

Формы жестокого обращения с детьми в семьях. Внутрисемейное насилие....

Жестокое обращение с детьми в семье

Формировать у родителей культуру взаимопонимания в семье. Убедить родителей во вреде насилия над детьми. Познакомить с видами ответственности за жестокое обращение с детьми....

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми (2021-2022г.)

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...