Внеклассное мероприятие по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних
классный час (9, 10, 11 класс) по теме

Цыцарова Ирина Сергеевна

Внеклассное мероприятие по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних.

Цель мероприятия: раскрыть проблему суицидального поведения  среди несовершеннолетних.

Задачи мероприятия:

  1.   Продолжить знакомить учащихся с понятием «суицид», «суицидальное поведение»;

2. Научить распознавать признаки суицида;

3. Познакомить со способами оказания помощи людям, склонным к суициду.

Время проведение: 45 минуn/

Возраст: 15 - 17 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект19.09 КБ
Office presentation icon suitsidalnoe_povedenie_m.ppt2.18 МБ
Файл pamyatka.docx14.76 КБ
Файл epigraf.docx10.16 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних.

Цель мероприятия: раскрыть проблему суицидального поведения  среди несовершеннолетних.

Задачи мероприятия:

  1.   Продолжить знакомить учащихся с понятием «суицид», «суицидальное поведение»;

2. Научить распознавать признаки суицида;

3. Познакомить со способами оказания помощи людям, склонным к суициду.

Время проведение: 45 минут

Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, видео – ролик по теме мероприятия, бумага формата А4 и ручки (по количеству участников), памятки для раздачи.

«Для веселия планета наша мало оборудована,

Надо вырвать радость у грядущих дней,

В этой жизни помереть не трудно.

Сделать жизнь значительно трудней».

                                                            (В. Маяковский)

1. Вводное слово (5 мин)

- Ребята, наш разговор сегодня пойдет на очень не простую и серьезную тему. (На доске весит эпиграф). Прочитайте, пожалуйста, эпиграф, и подумайте, о чем пойдет сегодня речь? (Ответы учащихся, озвучивание темы).

- На нелегком пути взросления каждого могут подстерегать трудности и опасности. Каждый человек на протяжении своей жизни преодолевает множество преград. От ошибок никто не застрахован. Мы постоянно сталкиваемся со всевозможными проблемами, иной раз трудными, даже, казалось бы, неразрешимыми. И ошибиться тут не мудрено. Но почти любая ошибка – поправима. Потому что решение есть у любой проблемы, хотя его поиски порой отнимают много времени и сил, приносят массу огорчений. Единственная непоправимая ошибка – попытка «выйти из игры», отказаться от поиска решений, то есть, по сути дела, отказаться от самой жизни. Иногда человек, сломленный грузом невзгод, именно так и поступает. Это и есть то единственное неправильное решение, потому что оно непоправимо.

Ведь МИР ОКРАШЕН НЕ ТОЛЬКО В ЧЕРНО-БЕЛЫЕ ТОНА! НЕ СУЩЕСТВУЕТ НИ ОДНОЙ ПРИЧИНЫ, ПО КОТОРОЙ МОЖНО БЫЛО БЫ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ СВОЕГО БУДУЩЕГО! ЗАТО ЕСТЬ МНОГО ПРИЧИН ЭТОГО НЕ ДЕЛАТЬ.

2. Информативный блок (10 мин)

- Существует следующая статистика: в 70-80-е годы совершалось 6000 суицидов в год, с 1980 по настоящее время – 30000 в год. Самое страшное – это то, что суицид помолодел: 25% составляют юноши, 17% - девушки. Пики суицидов отмечены в 1985, 1992, 1998, 2000 годах – время радикальных изменений в обществе. Больше всего самоубийств регистрируется весной. Считается, что резкое несоответствие весеннего радующегося мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот, «апрель – самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120% среднегодового.

     Частота суицидальных действий среди молодежи в течение двух последних десятилетий удвоилась. До 13 лет суициды редки. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают мысли о суициде, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия демонстративного характера. Максимальный всплеск приходится на 16 – 19 лет – период перехода из детства во взрослую жизнь. Некоторые специалисты считают, что в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить с собой, а в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания, крик о помощи.  

     Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи. Что такое суицид подростка? Как считает известный российский психиатр Петр Безменов, «это, по сути, признание нежелания или неумения изменить тяжелую для него ситуацию. Вместо того чтобы воздействовать на ситуацию, пытаться изменить ее, подросток пытается уйти».

    Существуют 3 основных типа суицидального поведения у подростков:

  • демонстративное – без намерения покончить с собой;
  • аффективное – суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта;
  • истинное – обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.

     Существуют следующие формы суицида:

  • протест – непримиримость, желание наказать обидчиков, причинить им вред хотя бы ценой собственной жизни;
  • призыв – желание привлечь к себе внимание, вызвать сочувствие: «Посмотрите, мне больно!»;
  • избежание – устранение себя от наказаний, непереносимой угрозы или физических страданий, например, в случае тяжелого заболевания;
  • самонаказание – внутренний протест, когда разрушительной силой выступает чувство стыда или вины;
  • отказ – полная капитуляция.

     Выделяются следующие причины суицида:

  • страх перед наказанием – 19%;
  • душевная болезнь – 18%;
  • семейные конфликты – 18%;
  • страсти – 6%;
  • денежные потери – 3%;
  • пресыщенность жизнью – 1,4%;
  • физические болезни – 1,2%;
  • неизвестные – 33,4%.

     Причины самоубийств сильно отличаются в разных возрастных группах. Наиболее частой причиной попытки самоубийств среди подростков являются  конфликты с родителями. Однако отмечено снижение этого показателя с 55% до 46%. На втором месте – угроза потери близкого человека, неразделенная любовь; этот показатель вырос в 1,5 раза и составляет 24,1%. На третьем месте – несправедливое отношение, обвинение – 7,5%. Настораживает тот факт, что 15% людей, пытавшихся совершить суицид, предпринимали повторные попытки самоубийств.

3. Просмотр видеоролика « Я НЕ ХОЧУ ЖИТЬ» с последующим коллективным обсуждением. (10 минут)

4. Упражнение «Ладонь моего стресса» (10 минут)

Подростки получают чистые листы. Каждый на своем листе обводит свою ладонь и пишет внутри нее свое имя. На каждом пальце нарисованной ладони написать ситуацию, которая вызывает или может вызвать сильную тревогу, страх, злость, крайнюю усталость, то есть ситуацию, стрессовую для участника. Далее предлагается вырвать из листа рисунок ладони без помощи ножниц по контуру и положить перед собой. Затем предлагается следующее задание, необходимо загнуть каждый палец нарисованной ладони и написать на нем «мой ответ стрессу», то есть то, что подросток делает или сделал бы в ответ на ситуацию, написанную на пальце, чтобы преодолеть стресс, избавиться от сильных негативных эмоций.

После выполнения проводится обсуждение упражнения.

5. Подведение итога мероприятия, обсуждение, раздача тематических памяток. (10 минут)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних.

Слайд 4

В 70-80-е годы совершалось 6000 суицидов в год, с 1980 по настоящее время – 30000 в год. «Омоложение « суицида: 25% составляют юноши, 17% - девушки. Пики суицидов отмечены в 1985, 1992, 1998, 2000 годах – время радикальных изменений в обществе.

Слайд 5

Больше всего самоубийств регистрируется весной. Считается, что резкое несоответствие весеннего радующего мира и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как писал американский поэт Томас Эллиот, «апрель – самый жестокий месяц». Уровень суицидов в апреле выше примерно на 120% среднегодового.

Слайд 6

Частота суицидальных действий среди молодежи в течение двух последних десятилетий удвоилась. У 30% лиц в возрасте 14 – 24 лет бывают мысли о суициде, 6% юношей и 10% девушек совершают суицидальные действия демонстративного характера. Максимальный всплеск приходится на 16 – 19 лет – период перехода из детства во взрослую жизнь.

Слайд 7

Некоторые специалисты считают, что в 10% случаев суицидальное поведение имеет цель покончить с собой, а в 90% суицидальное поведение подростка – это привлечение к себе внимания, крик о помощи

Слайд 8

Известный российский психиатр Петр Безменов: «Подростковый суицид - это, по сути, признание нежелания или неумения изменить тяжелую для него ситуацию. Вместо того чтобы воздействовать на ситуацию, пытаться изменить ее, подросток пытается уйти».

Слайд 9

1. демонстративное – без намерения покончить с собой; 2. аффективное – суицидальные попытки, совершенные на высоте аффекта; 3. истинное – обдуманное и постепенное выполнение намерения покончить с собой.

Слайд 10

протест, призыв , избежание , самонаказание , отказ .

Слайд 11

страх перед наказанием – 19%; душевная болезнь – 18%; семейные конфликты – 18%; страсти – 6%; денежные потери – 3%; пресыщенность жизнью – 1,4%; физические болезни – 1,2%; неизвестные – 33,4%.



Предварительный просмотр:

Памятка «Что мы можем сделать,

чтобы предотвратить суицид?»

  • Будь внимательным слушателем! Внимательно выслушай своего друга. Попытайся понять, в чем заключается его проблема. Для этого задавай как можно больше уточняющих вопросов (С каких пор у тебя появилась данная мысль? Почему она у тебя возникла? Каким образом ты собираешься покончить с собой?)
  • Будь заботлив! Дай понять своему другу, что он нужен тебе и окружающим его людям.
  • Не спорь в данной ситуации!  Старайся не проявлять агрессии!
  • Внимательно отнесись ко всем жалобам и обидам!
  • Предложи конструктивные способы решения его проблемы!
  • Определи степень серьезности его намерений. Если у друга в данной ситуации есть определенный план самоубийства, ситуация очень серьезная!
  • Не оставляй друга одного ни при каких обстоятельствах!
  • Попробуй убедить друга обратиться за помощью. Если он не согласен, обратись сам за помощью к специалистам: врачу, психологу, даже священнику.
  • 8-800-2000-122 – единый номер телефона доверия (служб экстренной психологической помощи) для детей, подростков и их родителей. Телефон доверия действует круглосуточно. Звонок анонимный и бесплатный с любого телефона!


Предварительный просмотр:

«Для веселия планета наша мало оборудована,

Надо вырвать радость у грядущих дней,

В этой жизни помереть не трудно.

Сделать жизнь значительно трудней».

                                                ( В. Маяковский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного мероприятия по профилактике аддиктивного поведения у несовершеннолетних «Скажем наркотикам «НЕТ!»

Цели:Закрепить в сознании учащихся понимание того, что здоровье – важнейшая социальная ценность, оно формируется на протяжении всей жизни.Вооружить учащихся знаниями о вреде наркотиков на здоровье чел...

Многоуровневая модель суицидальной превенции. План программных мероприятий по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних на 2019-2020 учебный год

В настоящее время проблема противоправного поведения в детской и подростковой среде остается актуальной и насущной. Сменяется вектор девиаций: от злоупотребления алкоголем к уходу от реальности в вирт...

Сценарий мероприятия по профилактике суицидального поведения среди подростков «Мир, в котором я живу»

Цель: профилактика суицидального поведения среди подростков.  Образовательные задачи: Формирование позитивного мышления, активной жизненной позиции, позитивного настроя и взгляда в буду...

Буклет "Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних"

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).Советы для родителей. Уберегите ребенка от рокового шага!...

Профилактика суицидального поведения среди несовершеннолетних.

Методическая разработка по профилактике суицидального поведения среди несовершеннолетних содержит информацию для обучающихся и их родителей о конструктивных способах разрешения кризисных ситуаций...