Я боюсь отвечать у доски. БУКЛЕТ
методическая разработка по психологии на тему

Мечкасская Марина Васильевна

БУКЛЕТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_5.docx30.24 КБ

Предварительный просмотр:

«Я боюсь отвечать у доски. Все знаю, выучу, а выхожу к доске – сразу все из головы вылетает… Мычу что-то невразумительное. Руки, ноги, как чужие. А тут еще ребята рожи строят. Тут вообще все забываю… Не представляю, как буду экзамены сдавать».

С такими жалобами школьники часто обращаются к школьному психологу. И это естественно. Ведь ответ у доски – это выступление, почти такое же как выступление артиста на сцене. Здесь есть и публика (одноклассники), и критик (учитель). Причем это не просто выступление, а выступление на отметку, выступление, где проверяются твои знания, умения. Ну как тут не волноваться?

Но вот что интересно. Ситуация эта (ответ у доски) – для всех учеников одинакова, а переживают ее и ведут себя в ней ребята по-разному. У одних она вообще не вызывает никаких особых переживаний, другие чувствуют себя, «как перед прыжком в воду – и весело, и страшно». Ответив, они обычно еще долго не могут успокоиться. И, наконец, третьи сильно волнуются, путаются, забывают даже хорошо выученный урок.C:\Users\Женек\Desktop\iд.jpeg

С чем это связано? Конечно, во многом с тем, как ученик выучил урок, насколько хорошо он вообще знает и понимает тот или иной предмет, с тем, насколько он уверен в своих силах. Однако иногда бывает и так. Ты действительно хорошо знаешь урок и когда на перемене одноклассник попросил объяснить трудный вопрос – ты легко сделал это, а вот вызвали тебя отвечать, - и ты все забыл, в голове мечутся какие-то обрывки мыслей, которые, кажется, невозможно объединить во что-то связное, быстро и сильно бьется сердце.

Если это повторяется часто (и учитель, естественно, оценивает твои ответы не слишком высоко), то со временем ты даже можешь привыкнуть к неудачам и, выходя отвечать, заранее будешь готов к тому, что всегда ответишь хуже, чем выучил. Появится неуверенность в себе, которая может потом распространиться и на общение с одноклассниками, друзьями («Они только делают вид, что дружат со мной, а сами за глаза смеются»).

МБОУ «Лицей №1 п.Первомапйский»

Кабинет психолога

Мечкасская Марина Васильевна

C:\Users\Женек\Desktop\i.jpeg

Для того, чтобы этого не произошло, надо научиться преодолевать свой страх, свою боязнь отвечать у доски.

Давай попытаемся разобраться что происходит, когда ты выходишь отвечать. «Ясно, что – ответишь ты, - волнуюсь и все». Правильно. Но когда человек волнуется? Обычно тогда, когда он почему-то не знает, как вести, что делать, боится потерпеть неудачу, провалиться. Психологи в таких случаях говорят, что человек чувствует, что у него не хватает средств, чтобы справиться с ситуацией. И чем больше он хочет добиться успеха, тем сильнее волнение и страх. Есть такие ситуации, справиться с которыми особенно трудно и вместе с тем особенно важно. Эти ситуации, которые предъявляют особые требования к человеку, в психологии называют «стрессовыми»

Ответы у доски и особенно на экзаменах – тоже своего рода стрессовые ситуации. Справляться с ними можно научиться. Для этого существуют специальные упражнения. Овладев ими, ты сможешь преодолевать свое волнение. Только наберись терпения и упорства.

Почему же все-таки бывает так, что даже хорошо зная урок, ты волнуешься и не можешь его рассказать? Все дело в том, что когда ты готовишь урок и когда отвечаешь его, ты чувствуешь себя по-разному. Если говорить на психологическом языке – ты находишься в разных эмоциональных состояниях. Учишь урок ты дома, сидя (а то и лежа) в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая у доски, стоишь напряженный, взволнованный. Следовательно, надо постараться сблизить эти разные состояния.

При подготовке уроков, выучив домашнее задание, почаще пересказывай его. Отвечай так, как если бы это было в классе (т.е. представляя себя в классе, отвечающим у доски). Лучше всего пересказывать урок перед зеркалом (желательно таким образом, чтобы видеть себя целиком). Рассказывая, следи за своим голосом, позой, мимикой, жестами. Можно также рассказывать кому-то дома: родителям, брату или сестре, другу. Следи за их реакцией. Полезно также рассказывать, объяснять уроки одноклассникам на переменах.

Когда тебе особенно трудно отвечать, готовя урок, воспользуйся советом, который дают спортсменам перед ответственными соревнованиями. Продумай мысленно свой ответ во всех подробностях, постарайся представить все, что будет происходить, - возможные реплики учителей и одноклассников и т.п. Представляя старайся вообразить, что ты будешь переживать, чувствовать в этих ситуациях, как будешь себя вести. Но не трать на это много времени (не больше 5-7 минут).

Приготовив урок, постарайся дать себе ответ, на какую отметку ты можешь рассчитывать (учти при этом, что на отметку часто влияет не только то, как ты выучил урок сегодня, но и твои старые знания по этому предмету). Причем имеется в виду именно «твердая» отметка, тот минимум, на который ты можешь рассчитывать. Запиши эту отметку.

Когда тебя вызывают отвечать, выходи к доске подчеркнуто медленно, спокойно, вспоминая то состояние, в котором ты пересказывал урок дома.

Формулируй цель ответа. Но целью должна быть не отметка, которую ты хочешь или боишься получить, а то, о чем ты должен рассказать (например, «Я должен рассказать, чем различаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения»).

Отвечая, старайся говорить спокойно, четко, следи за своим голосом, за тем, как ты держишь руки. Дело в том, что по голосу можно судить о твоих переживаниях и чувствах. Если тебе задают дополнительный вопрос, не пугайся. Постарайся точно понять, о чем спрашивает учитель. Поняв это, ты, если знаешь материал, сможешь правильно ответить на вопрос. Только не торопись говорить, что ты не знаешь. Лучше предупреди учителя, что тебе надо немного подумать.

Не бойся ошибиться! Ошибки бывают у всех. Если неправильно ответил, ошибся в решении задачи, постарайся возможно полно исправить это. Если твою ошибку заметили учителя и одноклассники, а сам ты не смог ее исправить, запомни и проанализируй дома.

Некоторым помогает, когда при ответе они как бы «играют роль» - «логика», «эрудита», «романтика» и т.п., причем меняют роли от урока к уроку, от предмета к предмету.

После ответа (лучше дома), постарайся проанализировать, что было в твоем ответе хорошего, что плохого. Постарайся сначала не думать про полученную отметку и уж тем более не впадай в уныние, если получил отметку ниже той, на которую рассчитывал. Постарайся понять в чем конкретно твои недостатки и постепенно ликвидируй их. В следующий раз при подготовке ответа уделяй особое внимание своим сильным и слабым сторонам, стараясь максимально использовать сильные и свести к минимуму слабые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Не бойся, что не знаешь, - бойся, что не учишься». Классный час, 6 класс.

Отчего зависят успехи в школе? Учёба – это  – право, обязанность или  необходимость?  Намечаем ближайшие и дальние цели в учёбе.  Твоя школьная жизнь – как ты ею распоряжаешься? Ка...

Советы школьного психолога: "Если ребенок боится отвечать у доски"

В данной статье даны психолого-педагогические рекомендации по формированию уверенности в себе....

Рекомендации для родителей "У ребенка боязнь отвечать у доски. Как помочь?"

Страх отвечать у доски встречается у учащихся разного возраста — как у малышей, так и у старшеклассников. Понятно, что такой страх очень мешает в учебе, кроме того, несет опасность стать устойчи...

Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь

Урок-игра по страницам комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» «Смеха боится даже тот, кто ничего не боится» Н.В.Гоголь ...

3. Использование интерактивной доски интерактивной доски в образовательном процессе на примере преподавания предмета МУЗЫКА

Пояснительная записка. Мастер-класс был проведен в апреле 2012 года в рамках проведения недели передового педагогического опыта в МБОУ Игримской СОШ № 1. Цель: Заинтересовать слушателей возможностями ...

Мастер-класс "Интерактивная доска. Формы и способы применения интерактивной доски на уроках"

Цели:Познакомить с основными возможностями использования интерактивной доски на уроках;Дать представление о преимуществах, которые дает использование интерактивной доски на уроках...

Не пойду отвечать к доске

Как справиться с повышенной тревожностью подростка....