Программа коррекционно-развивающих занятий «Весёлое развитие - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)
рабочая программа по психологии на тему

Савельева Светлана Анатольевна

Материал адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Рязанская школа-интернат»

«Утверждено»                                                              Рассмотрено на ШМС:

Педсовет: протокол №    от                                         протокол №    от    

Директор школы                                                          Зам. директора по УР

Программа коррекционно-развивающих занятий

«Весёлое развитие - 1»

для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

в соответствии с требованиями

ФГОС О УО (ИН)

Педагог-психолог

высшей квалификационной категории:

С.А. Савельева

Введение

  Программа «Весёлое развитие - 1» составлена с учетом требований реализации ФГОС для умственно отсталых детей и психолого-возрастных особенностей учащихся 1 класса школы-интерната VIII вида. Она является частью программы «Весёлое развитие», состоящей из 2 программ для 1 - 2 года обучения в начальной школе.

Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, связанное с резким изменением всего образа жизни. Возникающие психологические затруднения чаще всего являются реакцией на новую, непривычную обстановку.

Адаптация - естественное состояние человека, проявляющееся в приспособлении (привыкании) к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям. Значение этого периода вхождения в непривычную для детей жизненную ситуацию проявляется в том, что от благополучности его протекания зависит не только успешность овладения учебной деятельностью, но и комфортность пребывания в школе, здоровье ребенка, его отношение к школе и учению.

Причины низких адаптационных возможностей детей с ОВЗ связаны с тем, что их познавательные возможности в сравнении с нормально развивающимися сверстниками не создают прочной основы для быстрого усвоения новых требований и норм жизни (их понимания и воспроизведения).

         Среди причин трудностей адаптации первоклассников к школе можно выделить также: несформированность учебной мотивации; преобладание игрового мотива в деятельности; несоответствие уровня развития познавательных психических процессов требованиям школьной программы; низкий уровень развития коммуникативных способностей. Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями и недоразвитием всех психических процессов, что отчётливо обнаруживается  в сфере познавательной деятельности и личностной сфере. Дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать получаемую из окружающей среды информацию, меньшей личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Но их развитие представляет собой поступательный процесс, вносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и в их личностную сферу.

Установлено, что отрицательное отношение к учёбе в младших классах часто связано с трудностями в овладении знаниями, умениями и навыками, с переживанием неудачи. Один из первых дефектологов Э. Сеген, описывая умственно отсталого ребёнка, с которым не проводилось специального обучения и воспитания, писал, что он (этот ребёнок) ничего не знает, ничего не может и ничего не хочет. Э. Сеген как бы специально подчёркивает необходимость формирования у них мотивов деятельности.   Психологические исследования дают основания говорить о том, что к школьному возрасту мотивы учебной деятельности умственно отсталых детей оказываются ситуационными, весьма неустойчивыми и формируются крайне медленно. В то время как достижение успехов в большей мере зависит от положительного, эмоционально окрашенного, устойчивого отношения учащихся к учебной и трудовой деятельности, к педагогам и коллективу товарищей.

Кроме того, существенная роль принадлежит и внешним факторам. К их числу относятся неблагоприятные взаимоотношения в семье, когда контакт родителей с ребёнком сводится преимущественно к удовлетворению чисто физиологических потребностей. В результате ребёнок лишь в малой степени овладевает необходимыми для его развития предметными действиями и речью. Позднее он оказывается фактически вне детского коллектива, не участвует в ролевых играх, что резко ограничивает познание окружающей действительности, препятствует развитию социальных отношений и становлению его личности.

Актуальность

Настоящая программа направлена на работу с проблемами, актуальными на данном возрастном этапе  (начало обучения в школе) у данного контингента учащихся (учащихся с интеллектуальными нарушениями).

Целью коррекционно-развивающей работы на начальном этапе обучения является профилактика, выявление и уменьшение степени проявления тех факторов, которые могут привести к возникновению различных форм дезадаптации учащихся.  

          Задачи:

  1. Помочь учащимся в процессе их адаптации к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
  2. Формировать положительное отношение к школе и процессу обучения и воспитания.
  3. Корректировать высшие психические функции учащихся (восприятие, внимание, память, мышление, речь).
  4. Формировать базовые учебные действия (БУД).
  5. Развивать мелкую моторику и координацию движений учащихся.
  6. Корректировать индивидуальные трудности учащихся через участие в групповых формах работы.
  7. Развивать познавательные возможности учащихся за счёт применения заданий и упражнений нейропсихологической коррекции.

       

Основные принципы:

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. Этот принцип указывает на необходимость присутствия в коррекционной программе задач трех видов: коррекционных, профилактических и развивающих, т.е. цели и задачи коррекционно-развивающей программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней: коррекционного - исправление отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития; профилактического - предупреждение отклонений и трудностей в развитии; развивающего - оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития.

2.   Принцип единства коррекции и диагностики. Этот принцип отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии клиента как особого вида деятельности практического психолога.

3.  Деятельностный принцип коррекции. Теоретической основой для формулирования указанного принципа является теория психического развития ребенка, разработанная в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, центральным моментом которой является положение о роли деятельности в психическом развитии ребенка.

4.      Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента согласует требования соответствия хода психического и личностного развития клиента нормативному развитию, с одной стороны,

и   признание  бесспорного   факта   уникальности   и   неповторимости   конкретного  пути развития   личности   -   с   другой.  

5.  Принцип комплексности методов психологического воздействия. Принцип комплексности методов психологического воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

6.  Принцип программированного обучения. Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.

7.  Принцип усложнения. Каждое задание должно проходить ряд этапов: от минимально простого - к максимально сложному. Наиболее эффективная коррекция на максимальном уровне трудности, доступном конкретному человеку. Это позволяет поддерживать интерес в коррекционной работе и дает возможность клиенту испытать радость преодоления.

8.  Учет объема и степени разнообразия материала. Во время реализации коррекционной программы необходимо переходить к новому объему материала только после относительной сформированности того или иного умения. Увеличивать объем материала и его разнообразие необходимо постепенно.

9.  Учет эмоциональной сложности материала. Проводимые игры, занятия, упражнения, предъявляемый материал должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции. Коррекционное занятие обязательно должно завершаться на позитивном эмоциональном фоне.

Реализация программы.

Программа состоит из 33 занятий и реализуется в рамках групповой (10 - 12  человек, возраст - 7 - 9 лет) коррекционно-развивающей работы педагога-психолога 1 раз в неделю в течение учебного года. Продолжительность занятий - 40 минут.

Занятия проводятся в кабинете психолога, как в зоне для групповых форм работы (при работе за столом, у доски и т.д.), так и в зоне психологической разгрузки (при выполнении упражнений в положении лёжа, при проведении подвижных игр).

На каждом занятии на этапе рефлексии наиболее старательные и активные учащиеся получают звезды, которые помещаются на «Экран успехов». Учащиеся, набравшие по итогам работы по разделам и по программе в целом большее количество звёзд, награждаются.

Программа состоит из трёх разделов:

  • «Я - школьник» (содействие адаптации);
  • «Я развиваюсь» (нейрокоррекция - подготовка функционального состояния мозга к развитию познавательной сферы, формированию БУД);
  • «Я - ученик (развитие познавательной сферы, формирование БУД).

Эффективность работы по программе оценивается с помощью:

 - нейродиагностики (бланк нейропсихологического исследования),

 - цикла методик изучения познавательной сферы:

  1. Анкета «Уровень общей осведомлённости»;
  2. Методика «Сложи картинку» (Л.И. Переслени, О.И. Шуранова);
  3. Методика «Шифровка» (Пьерон-Рузер);
  4. Методика «10 слов» (А.Р. Лурия);
  5. Методика «Запоминание геометрических фигур» (по Ф.Е. Рыбакову);
  6. Тест Л.И. Переслени - краткий вариант (Л.И. Переслени, Л.Ф. Чупров);
  7. Тест школьной зрелости Керна-Йирасека (Я. Йиерасек, А. Керн);
  8. Методика «Графический диктант» (Д.Б. Эльконин);

 - изучения уровня школьной мотивации (анкета «Мотивация», «Что мне нравится в школе?» Н.Г. Лусканова),

 - изучения взаимоотношений в группе (Социометрический тест, Морено).

Первоначальная и повторная диагностика познавательной сферы, нейродиагностика  проводятся с учащимися индивидуально до и после цикла групповых занятий, изучение уровня школьной мотивации и взаимоотношений в группе может проводиться в процессе групповой или индивидуальной диагностики.

Кроме того, на каждом занятии программы ведётся контроль эмоционального состояния учащихся методом Люшера.

На каждом занятии методом совместного обсуждения выбирается тот, кому можно вручить по результатам работы на данном занятии звезду. В конце цикла занятий награждаются те, кто набрал больше звёзд.

Раздел 1. «Я - школьник»

Состоит из 8 занятий, направленных на профилактику и преодоление проблем адаптации учащихся на начальном этапе обучения в школе-интернате.

         Задачи:

  1. Помочь учащимся в процессе их адаптации к новым условиям жизни, новой деятельности, новым социальным контактам, новым социальным ролям.
  2. Формировать положительное отношение к школе и процессу обучения и воспитания.

Структура занятий:

  1. Орг. момент.
  2. Основная часть.
  3. Рефлексия.
  4. Расставание.

Раздел 2. «Я развиваюсь»

Состоит из 16 занятий. На каждом занятии закладывается основа для формирующего воздействия на ряд психических сфер и создаются условия для расширения межфункционального взаимодействия и образования новых психологических и функциональных систем.

Цель нейропсихологических занятий - подготовка функционального состояния мозга к развитию познавательной сферы, формированию БУД учащихся.

          Задачи:

1. Развитие пространственных представлений: а) формирование устойчивых координат ("право-лево", "верх-низ"); б) формирование пространстаенного гнозиса; в) формирование зрительно-пространственного восприятия; г) формирование тактильного гнозиса; д) формирование зрительно-моторных координации.

2. Развитие двигательной сферы: а) развитие тонкой моторики - возможность точного выполнения изолированных движений, дифференцированных положений пальцев рук, развитие мелкой мускулатуры пальцев рук; б) развитие плавности, переключаемости и точности движении; в) повышение общей подвижности ребенка; г) развитие произвольной регуляции движений.

3. Развитие эмоционально-волевой сферы: а) умения адекватно выражать эмоциональные состояния; б) произвольной регуляции своего эмоционального состояния; в) произвольной регуляции поведения; г) умения произвольно улавливать основные телесные ощущения; д) снятие тревожности.

4. Повышение групповой сплоченности.

Структура занятий:

  1. Приветствие.
  2. Основная часть.
  3. Рефлексия.
  4. Расставание.

Приемы, приводящие к большей устойчивости психического тонуса:

1. Речевое программирование, проговаривание последовательности действий, сравнение предварительного плана с полученным результатом.

2. Организация внимания.

3. Смысловая организация движения, усиление речевого контроля.

4. Актуализация мотива деятельности.

5. Эмоциональная стимуляция.

Используются упражнения, разработанные А.Л Сиротюк, А.В Семенович, В. Оклендер, О.В. Хухлаевой, С.В. Покровской, С.Л. Антоновой, Р.В. Овчаровой.

Основные методы:

  1. Метод двигательных ритмов создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног, прямохождение и др.
  2. Метод тактильного опознания предметов направлен на развитие тактильного восприятия, формирование тонкой моторики рук.
  3. Метод звукодыхательных упражнений направлен на развитие межполушарного взаимодействия, самоконтроля и произвольности.
  4. Релаксационный метод направлен на нормализацию тонуса мышц, способствует снятию мышечных зажимов, развитию чувствования своего тела.
  5. Метод подвижных игр способствует развитию межполушарного взаимодействия, снятию мышечных зажимов. При регулярном выполнении движений образуется большое количество нервных путей, связывающих полушария головного мозга, что обеспечивает развитие психических функций. Медленное выполнение перекрестных движений способствует активизации вестибулярного аппарата.  Кроме того, выразительные движения являются неотъемлемым компонентом эмоциональной, чувственной сферы человека. В результате дети лучше чувствуют и осознают свое тело, свои чувства и переживания, могут более адекватно их выразить, что создает дополнительные условия для развития.
  6. Метод визуализации формирует произвольное внимание, развивает способность к концентрации внимания, развивает воображение.
  7. Кинезиологические методы позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и тем самым сделать процесс обучения более эффективным. В программе используются упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, а также упражнения для снятия эмоционального стресса и настройки на любой вид деятельности (ритмирование).
  8. Арт-терапевтический метод способствует активизации мозга в целом.
  9. Конструктивно-рисуночный метод формирует устойчивые координаты ("лево-право", "верх-низ"), пространственный и тактильный гнозис, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторные координации.

Раздел 3. «Я - ученик»

Состоит из 9 занятий.

Цель: развитие познавательной сферы учащихся школы-интерната.

Задачи:

  1. Развитие ВПФ (восприятие, внимание, память, мышление, речь).
  2. Формировать базовые учебные действия (БУД).
  3. Развивать мелкую моторику и координацию движений учащихся.
  4. Корректировать индивидуальные трудности учащихся через участие в групповых формах работы.

Данный раздел может быть использован в качестве самостоятельной программы для индивидуальной или групповой работы с учащимися.

 Для работы по 3 разделу программы разработаны тетради для учащихся, рассчитанные на 2 тестирования и 7 коррекционно-развивающих занятий.

          Для учащихся, испытывающих трудности при работе в группе, занятия 3 раздела программы возможно частично или полностью проводить в форме индивидуальной работы, постепенно привлекая их к групповым формам работы.

        При работе по 3 части программы предусмотрено 2 тестирования, выполнение заданий в которых оценивается в 0 - 1 - 2 баллов (0 б. - задание не выполнено; 1 б. - задание выполнено частично или с ошибками; 2 б. - задание выполнено полностью и без ошибок).


Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Планируемые результаты

Материалы и оборудование

п

ф

Должны знать

Должны уметь

Раздел 1. «Я - школьник» (8 часов)

1

Правила ТБ на занятиях. Узнаем друг друга

Правила поведения и ТБ на занятиях, имя и отчество психолога,  право-лево, верх-низ, своё имя, имена одноклассников, способы знакомства, слова приветствия и прощания

Обращаться к психологу, выполнять речевую инструкцию, внимательно относиться к окружающим, оценивать свою работу и работу одноклассников

Лепестки из цветной бумаги по количеству детей, кружок с надписью «Наш 1 класс», запись музыки «Вальс цветов», повязка на глаза, мяч, ноутбук, колонки, доска, покрывало, экран успехов, звёзды из бумаги

2

Мы - школьники

Право-лево, своё имя, имена одноклассников,  чем занимаются дети в школе, слова приветствия и прощания

Выполнять речевую инструкцию, аккуратно раскрашивать картинки, оценивать свою работу и работу одноклассников

Мяч, стимульный материал к «Методике определения мотивов учения» (М.Р. Гинзбург, И.Ю. Пахомова, Р.В. Овчарова) по количеству детей, цветные карандаши и фломастеры, фильмы «Наша школьная страна», «Калейдоскоп праздников», «Школьные мастерские», «50 лет школе», ноутбук, проектор, колонки, экран, экран успехов, звёзды из бумаги

3

Умение договариваться

Право-лево, своё имя, имена одноклассников, верх-низ, слова приветствия и прощания

Выполнять речевую инструкцию, общаться жестами, использовать жест «поднятая рука» при желании отвечать, оценивать свою работу и работу одноклассников

Мяч, фильмы «Наша школьная страна», «Калейдоскоп праздников», «Школьные мастерские», «50 лет школе», ноутбук, проектор, колонки, экран, бумага на каждого ребёнка, цветные карандаши и фломастеры, экран успехов, звёзды из бумаги

4

Правила поведения

Право-лево, своё имя, имена одноклассников, правила поведения в школе, верх-низ, слова приветствия и прощания

Выполнять речевую инструкцию, оценивать свою работу и работу одноклассников, проявлять волевое усилие

Зеркало (зеркала), презентация «Современный школьный этикет» (сокращённая), плакат «Правила поведения на занятиях», ноутбук, проектор, экран, бумага на каждого ребёнка, ручки (карандаши) на каждого ребёнка), мяч, доска, колонки, экран успехов, звёзды из бумаги

5

Можно - нельзя

Правила приветствия взрослых (учителя, воспитателя и др.)  в школе, имена одноклассников, слова приветствия и прощания, правила поведения на уроке и перемене, верх-низ

Выполнять речевую и зрительную  инструкцию, оценивать свою работу и работу одноклассников, использовать жест «поднятая рука» при желании отвечать, приветствовать взрослых (учителя, воспитателя и др.) в классе вставанием

Таблички «Хор» и «Я», картинки со сказочными героями, мяч, сигнальные ладошки (красная, жёлтая, зелёная), экран успехов, звёзды из бумаги

6

Слышать друг друга.

Слова приветствия и прощания, имена одноклассников

Выполнять речевую инструкцию, оценивать свою работу и работу одноклассников, внимательно слушать аудио-запись, отвечать на вопросы по прослушанному,  согласиться или не соглашаться с предложением, говорить друг другу приятные слова (комплименты), работать в парах

Аудио-запись (или текст) стихотворения С. Михалкова «Фома», презентация Интерактивная физкультминутка «Танцуй со мной!», ноутбук, колонки, экран, проектор, мяч, экран успехов, звёзды из бумаги

7

Что такое хорошо и что такое плохо

Слова приветствия и прощания, имена одноклассников, примеры хорошего и плохого поведения

Выполнять речевую инструкцию, оценивать свою работу и работу одноклассников, внимательно слушать чтение психолога и аудио-запись, отвечать на вопросы по прослушанному

Аудио-запись (или текст) стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», ноутбук, колонки, бланки диагностического упражнения «Я на лесенках характера» на каждого ребёнка, карандаши, фломастеры, презентация Интерактивная физкультминутка «Танцуй со мной!», экран, проектор, мяч, экран успехов, звёзды из бумаги

8

В добрый путь

Слова приветствия и прощания, имена одноклассников, информацию о школе, имена одноклассников

Работать в парах, использовать жест «поднятая рука» при желании отвечать, выполнять речевую инструкцию, оценивать свою работу и работу одноклассников

Бумага на каждого ребёнка, карандаши, фломастеры, мяч, презентация Интерактивная физкультминутка «Танцуй со мной!», экран, проектор, ноутбук, колонки, экран успехов, звёзды из бумаги

Раздел 2. «Я развиваюсь» (16 часов)

1

Занятие 1.

Правила поведения на занятиях, имя и отчество психолога, выше-ниже, громче-тише, медленно-быстро, правая-левая рука (нога, щека и т.п.), справа-слева, названия птиц, цвета

Обращаться к психологу, выполнять инструкцию, ориентироваться в собственном теле, работать в группе, копировать движения

Две чаши с подкрашенной разными цветами (зелёный, красный) водой: холодной и горячей; мелкие предметы (пуговицы, ракушки и т.д.); бумага для рисования, краски, простой карандаш для каждого ребёнка; экран успехов, звёзды из бумаги; ноутбук, колонки, запись песни «Макарена»; музыкальный центр, музыка для релаксации; изображения птиц; экран, проектор

2

Занятие 2.

Выше-ниже, громче-тише, медленно-быстро, животных пустыни

Выполнять инструкцию, контролировать правильность выполнения упражнения другими, копировать движения, работать в группе

Бумага для рисования, цветные карандаши, простой карандаш для каждого ребёнка; экран успехов, звёзды из бумаги; ноутбук, колонки, запись песни «Макарена»; музыкальный центр, музыка для релаксации; изображения животных пустыни; экран, проектор

3

Занятие 3.

Выше-ниже, громче-тише, медленно-быстро, справа-слева, животных пустыни

Выполнять инструкцию, работать в группе, работать в парах, копировать движения

Экран успехов, звёзды из бумаги; ноутбук, колонки, запись песни «Макарена»; музыкальный центр, музыка для релаксации; изображения животных пустыни; экран, проектор

4

Занятие 4.

Выше-ниже, громче-тише, медленно-быстро, справа-слева, левая-правая нога, правая-левая рука, вперёд-назад-вправо-влево, названия пальцев рук, фигуры: круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, земноводных

Выполнять инструкцию, рассчитываться на первый и второй номера, работать  в группе, работать в парах, выполнять упражнения одной и двумя руками, копировать движения, расслаблять разные части тела

Бумага для рисования, цветные карандаши, простой карандаш для каждого ребёнка; экран успехов, звёзды из бумаги; ноутбук, колонки, запись песни «Макарена»; музыкальный центр, музыка для релаксации; изображения земноводных животных; экран, проектор

5

Занятие 5.

Выше-ниже, громче-тише, медленно-быстро, справа-слева, левая-правая нога, ближе-дальше, цвета, левая-правая рука, названия пальцев рук

Выполнять инструкцию, соотносить цифру и количество движений, копировать движения, поочерёдно напрягать и расслаблять разные части тела, работать в группе

Бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш для каждого ребёнка; экран успехов, звёзды из бумаги; ноутбук, колонки, запись песни «Макарена»; музыкальный центр, музыка для релаксации

6

Занятие 6.

Справа-слева, правая-левая рука, названия пальцев рук, правое-левое ухо, вверх-вниз

Выполнять инструкцию, рассчитываться на первый и второй номера, работать в группе, ориентироваться в кабинете, работать по схеме, работать в парах, копировать движения, дышать на 4 счёта

Бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш для каждого ребёнка; план-схема помещения; экран успехов, звёзды из бумаги; ноутбук, колонки, запись песни «Макарена»; музыкальный центр, музыка для релаксации

7

Занятие 7.

Справа-слева, выше-ниже, части тела, спереди-сзади,  правая-левая рука, названия пальцев рук, правое-левое ухо, направо-налево-сверху вниз-снизу вверх, вверх-вниз

Выполнять инструкцию, рассчитываться на первый и второй номера, дышать на 4 счёта, работать в группе, ориентироваться в собственном теле, копировать движения, одновременно выполнять движения двумя руками

Бумага;  экран успехов, звёзды из бумаги; ноутбук, колонки, запись песни «Макарена»; музыкальный центр, музыка для релаксации; зеркало; канат

8

Занятие 8.

Справа-слева, вверх-вниз, названия животных, правая-левая рука, названия пальцев рук, правое-левое ухо, направо-налево-сверху вниз-снизу вверх, вверх-вниз, правая-левая нога

Выполнять инструкцию, рассчитываться на первый и второй номера, дышать на 4 счёта, работать в группе, копировать движения, одновременно выполнять движения двумя руками, напрягать и расслаблять разные части тела

Экран успехов, звёзды из бумаги; ноутбук, колонки, запись песни «Макарена»; музыкальный центр, музыка для релаксации; канат; изображения животных средней зоны; экран, проектор

9

Занятие 9.

Справа-слева, вверх-вниз, правая-левая рука, правая-левая нога, названия животных, названия пальцев рук, правое-левое ухо, направо-налево-сверху вниз-снизу вверх

Выполнять инструкцию, рассчитываться на первый и второй номера, дышать на 4 счёта, работать в группе, изображать эмоции, копировать движения, одновременно выполнять движения двумя руками, напрягать и расслаблять разные части тела

Бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, простой карандаш для каждого ребёнка; экран успехов, звёзды из бумаги; ноутбук, колонки, запись песни «Макарена»; музыкальный центр, музыка для релаксации; канат; изображения животных средней зоны; экран, проектор

10

Занятие 10.

Справа-слева, вверх-вниз, названия фигур, цвета, левая-правая рука, левая-правая нога, названия пальцев рук, левое-правое плечо

Выполнять инструкцию, рассчитываться на первый и второй номера, дышать на 4 счёта, работать в группе, изображать эмоции, двигаться по схеме, ориентироваться в кабинете

Мячи среднего размера («мячи-ёжики») для каждого ребёнка, вырезанные из бумаги большие разноцветные геометрические фигуры разного размера, схема для каждого ребёнка в виде определенной последовательности геометрических фигур,  экран успехов, звёзды из бумаги; бумага для рисования, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, краски  (на выбор) для каждого ребёнка; ноутбук, колонки, запись песни «Макарена»

11

Занятие 11.

Справа-слева, вверх-вниз, левая-правая рука, левая-правая нога, названия пальцев рук

Выполнять инструкцию, рассчитываться на первый и второй номера, дышать на 4 счёта, работать в группе, ориентироваться в кабинете, повторять движения, попеременно напрягать и расслаблять разные части тела

Мячи среднего размера («мячи-ёжики») для каждого ребёнка, экран успехов, звёзды из бумаги; предметы, издающие звуки (свисток, бубен и колокольчик и т.д.); ноутбук, колонки, запись песни «Макарена»; схема кабинета для каждого ребёнка; фломастеры, карандаши для каждого ребёнка; музыкальный центр, музыка для релаксации

12

Занятие 12.

Справа-слева, вверх-вниз, левая-правая нога, левая-правая рука, вправо-влево

Выполнять инструкцию, рассчитываться на первый и второй номера, дышать на 4 счёта, работать в группе, находить нужный предмет по нескольким характеристикам, рисовать по точкам, попеременно напрягаться и расслабляться

Мячи среднего размера («мячи-ёжики») для каждого ребёнка, экран успехов, звёзды из бумаги; поле из квадратов с заданиями по числу игроков; ноутбук, колонки, запись песни «Макарена»;  по одному грецкому ореху на каждого ребёнка; листы с изображением из точек (своё для каждого ребёнка), простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры; музыкальный центр, музыка для релаксации

13

Занятие 13.

Выше-ниже, громче-тише, медленно-быстро, правая-левая рука, правая-левая нога, части тела

Выполнять инструкцию, изображать эмоции глазами, работать в группе, рассчитываться на первый и второй номера, работать в парах, работать с бумагой

Мячи среднего размера («мячи-ёжики») для каждого ребёнка, экран успехов, звёзды из бумаги; ноутбук, колонки, запись песни «Макарена»;  по два  грецких  ореха на каждого ребёнка; бумага разной фактуры, клей; музыкальный центр, музыка для релаксации

14

Занятие 14.

Выше-ниже, громче-тише, медленно-быстро, правая-левая рука, правая-левая нога, части тела

Выполнять инструкцию, изображать эмоции глазами, работать в группе, рисовать по точкам, попеременно напрягать и расслаблять разные части тела

Мячи среднего размера («мячи-ёжики») для каждого ребёнка, экран успехов, звёзды из бумаги; ноутбук, колонки, запись песни «Макарена»;  по два  грецких  ореха на каждого ребёнка; листы с изображением из точек (своё для каждого ребёнка), простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры; музыкальный центр, музыка для релаксации

15

Занятие 15.

Выше-ниже, громче-тише, медленно-быстро, правая-левая рука, правая-левая нога, вправо-влево, части тела

Выполнять инструкцию, изображать эмоции глазами, работать в группе, находить нужный предмет по нескольким характеристикам, работать с бумагой

Мячи среднего размера («мячи-ёжики») для каждого ребёнка, экран успехов, звёзды из бумаги; поле из квадратов с заданиями по числу игроков; ноутбук, колонки, запись песни «Макарена»; по два  грецких  ореха на каждого ребёнка; цветная бумага, клей; музыкальный центр, музыка для релаксации

16

Занятие 16.

Выше-ниже, громче-тише, медленно-быстро, правая-левая рука, правая-левая нога

Выполнять инструкцию, изображать эмоции глазами, работать в группе, ориентироваться в кабинете по схеме, работать с бумагой

План-схема кабинета, сладкие подарки; экран успехов, звёзды из бумаги; ноутбук, колонки, запись песни «Макарена»; по два  грецких  ореха на каждого ребёнка; цветная бумага, клей; музыкальный центр, музыка для релаксации

Раздел 3. «Я - ученик» (9 часов)

1

Занятие 1.

Правила поведения на занятиях, имя и отчество психолога, своё имя, имена одноклассников, право-лево

Обращаться к психологу, выполнять инструкцию, работать в группе

Рабочие тетради, карандаши, фломастеры, мяч

2

Занятие 2.

Правила поведения во время тестирования, правила работы в тетрадях; правила работы с ручкой, карандашом, фломастером; право-лево

Выполнять инструкцию, работать самостоятельно, просить помощи при необходимости, работать в группе

Рабочие тетради, карандаши, фломастеры, мяч

3

Занятие 3.

Цвета, правая-левая рука, названия пальцев рук, части тела, справа-слева-посередине, верхний-нижний-средний ряд

Выполнять инструкцию, рисовать по образцу, аккуратно раскрашивать, обводить, работать в группе

Рабочие тетради, карандаши, фломастеры, мяч

4

Занятие 4.

Правая-левая рука, названия пальцев рук, право-лево, вправо-влево, направо-налево, вперёд-назад, цвета

Выполнять инструкцию, обводить по пунктиру, находить лишний предмет среди других, описывать место предмета в пространстве, работать в группе

Рабочие тетради, карандаши, фломастеры, мяч

5

Занятие 5.

см. занятия №1, 3-4

см. занятия №1 - 4

Рабочие тетради, карандаши, фломастеры, мяч

6

Занятие 6.

Цвета, фигуры, справа-слева-посередине, верхний-нижний-средний ряд, название пальцев рук, право-лево-верх-низ, овощи

Выполнять инструкцию, описывать место предмета в пространстве, работать в группе, аккуратно раскрашивать, внимательно рассматривать картинку, отгадывать загадки, обводить по контуру, обобщать

Рабочие тетради, карандаши, фломастеры, мяч

7

Занятие 7.

Название пальцев рук, справа-слева- сверху-снизу, вправо-влево, вперёд-назад, съедобное-несъедобное

Выполнять инструкцию, работать в группе, срисовывать, аккуратно раскрашивать, находить похожие предметы, описывать место предмета в пространстве, обводить, работать с трафаретом

Рабочие тетради, карандаши, фломастеры, мяч

8

Занятие 8.

Фигуры, цвета, строение тела человека, название пальцев рук, вправо-влево, вперёд-назад,

Выполнять инструкцию, работать в группе, сравнивать количество, рисовать человека, писать своё имя, обводить спиральными линиями

Рабочие тетради, карандаши, фломастеры, мяч

9

Занятие 9.

Правила поведения во время тестирования, правила работы в тетрадях; правила работы с ручкой, карандашом, фломастером; право-лево

Выполнять инструкцию, работать самостоятельно, просить помощи при необходимости, работать в группе, делать коллективный выбор

Рабочие тетради, карандаши, фломастеры, мяч


Литература

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство «Ось-89», 1999.
  2. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования неиропсихологических методов в школе // Сб. докладов / под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. — М.: РПО, 1998.
  3. Ахутина Т.В., Игнатьева СМ., Максименко ММ. Методы нейропсихологического обследования детей // Вестник Московского ун-та. — Сер. 14. Психология. — 1996. —№ 2.
  4.   Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. – М.,1999.
  5. Бернштейн Н.А. О построении движений. — М.: Изд-во АПН, 1947.
    4. Власова Т.А., Певэнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. — М.: Просвещение, 1973.
  6.  Воробьёва Л.В. Развивающие игры для дошкольников. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2006.
  7. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. — М.: Педагогика, 1960.
  8. Выготский Л.С. Психология и учение о локализации психических функций // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1982. Т. 1.
  9. Глас Д., Стэнли Д. Диагностика школьной дезадаптации. — М., 1993.
  10. Глас Д., Стэнли Д. Статистические методы в психологии и педагогике. — М.: Прогресс, 1976.
  11. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте. — СПб.: Питер, 2006.
  12. Егошкин Ю.В. Нейро – и патопсихологическая коррекция в начальных классах компенсирующего обучения, общих и специализированных дошкольных образовательных учреждениях и школах-интернатах. – Рязань, 1997.
  13. Егошкин Ю.В. Непересекаемость тематических гнёзд диагностического и коррекционного циклов – важнейшее условие эффективности работы психологов. – Рязань, 1997.
  14. Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребёнок к школе? Тесты. – М.: Издтельство «Ювента», 2005.
  15. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. — М.: Роспедагентство, 1997.
  16. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. — М.: МГУ, 1985.
  17. Левченко И.Ю., Киселёва Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями развития. – М., 2005.
  18. Леонтьев А.Н., Лурия А.Р., Смирнов А.А. О диагностических методах психологического исследования школьников. — М.: Советская педагогика. 1974.
  19. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М.: МГУ, 1982.
  20. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М.: МГУ, 1973.
  21. Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М.: Компенс-центр, 1993.
  22. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьников. — М.: Интелтех, 1994.
  23. Монете Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития. // Школа здоровья. — 1999. — № 1.
  24. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1996.
  25. Осипенко Т.Н. Психоневрологическое развитие дошкольников. — М.: Медицине, 1996.
  26. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. — 1972. — № 3.
  27. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М., 2002.
  28. Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Комплексный подход к коррекционно-развивающему обучению детей младшего школьного возраста / Актуальные проблемы педагогической практики. — СПб.: Акционер и К, 2004.
  29. Проблемы афазии и восстановительное обучение: В 2 т. / Под ред. Л.С. Цветковой. — М.: МГУ, 1975. Т. 1; 1979. Т .2.
  30. Пылаева Н.М. Опыт нейропсихологического исследования детей 5-6 лет с задержкой психического развития // Вестник МГУ. Психология. — 1995. — № 3. С. 37-45.
  31. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника. — М.,
    1979.
  32. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. – М., 1999.
  33. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. — М.: Academia, 2002.
  34. Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников. – М.: АРКТИ, 2009.
  35. Сиротюк АЛ. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. — М.: Сфера, 2003.
  36. Схема нейропсихологического исследования /Под ред. А. Р. Лурия. — М.: МГУ, 1973.   
  37. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей.
  38.  Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. — М.: Педагогика, 1990.
  39. Физкультурные минутки/ Узорова О.В., Нефёдова Е.А. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2006.
  40.  Хомская Е.Д. Нейропсихология. — СПб.: Питер, 2007.
  41.  Цветкова Л.С. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. — М.: МГУ, 2001.  
  42.  Цветкова Л.С. Нейропсихология письма, чтения и счета. — М.: Юрист, 1997. 
  43. ЦветковаЛ.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. — М., 1997.

Конспекты занятий (примеры)

Раздел 1. «Я - школьник»

Занятие 1

Правила ТБ на занятиях. Узнаем друг друга

Цель: Создание благоприятной психологической атмосферы, условий для самораскрытия; установление контакта между детьми; создание условий для проявления внимания друг к другу.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

                                             Приветствие «Милый друг» 
Дети выполняют движения вместе с педагогом-психологом: 

Собрались ребята в круг (дети встают в круг)
Здравствуй друг! (отводят правую руку в сторону)
Здравствуй друг! (отводят левую руку в сторону)
Вместе за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся! (улыбаются друг другу)

  1. Основная часть.

Игра «Цветик - Семицветик»

Дети стоят в кругу или сидят за круглым (овальным) столом. Каждый ребенок получает лепесток из цветной бумаги.  

Мы посадим цветок,

Волшебный лепесток,

Раз - два, не зевай,

Своё имя называй!

(Каждый ребёнок называет своё имя и пишет его на лепестке сам или с помощью психолога или кого-то из ребят)

Под музыку «Вальс цветов» каждый ребёнок по очереди прикрепляет на доску свой лепесток  в виде цветка. При этом остальные дети хором называют его имя. Центр цветка - кружок с надписью «Наш 1 класс».

 - Это Цветик - Семицветик. Он исполняет желания. Он может исполнить столько желаний, сколько у него лепестков. Кто может посчитать? Итак, каждый может загадать для своего класса по одному желанию…

 - Ребята, вы запомнили, как зовут каждого из ваших одноклассников? Кто может назвать всех по именам?

Беседа «Как можно знакомиться»

Детям предлагается назвать известные способы знакомства.

  • Можно спросить у этого человека.
  • Можно спросить у других детей.
  • Можно спросить у учителя.
  • Можно спросить у других взрослых.

Физкультминутка

Руки потянули вверх,

Словно там висит орех.

(потягивания – руки вверх)

Тянем в стороны потом,

Словно обнимаем дом.

(потягивания – руки в стороны)

А теперь пора попрыгать

Как лягушка: прыг-прыг-прыг.

Кто устать боится мигом,

Кто к зарядке не привык?

(прыжки на месте)

Мы на месте снова ходим,

Но от парты не уходим.

(ходьба на месте)

По местам пора садиться

И опять пора учиться.

(дети садятся за парты)

Игра «Угадай: кто это?»

Одному ребёнку завязывают глаза. Потом молча выбирают ещё одного ученика и остальные по очереди описывают его (каждый по 1 признаку). Первый ребёнок должен угадать, кого описывают, и назвать его по имени.

                                  Игра «Что изменилось?»

Водящий должен запомнить, в каком порядке стоят или как выглядят ребята. После этого он отворачивается, а психолог производит 2-3 изменения. Водящий должен восстановить первоначальную картину. Подсказки и помощь разрешены только после того, как водящий закончит свою работу. Взрослый организует игру по правилам.

Игра «Кого не хватает?»

 -  Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Замечаете ли вы, когда в классе нет вашего друга или подруги? А замечаете ли вы, когда нет кого-то другого? Каждый ученик очень важен для нас. Когда кого-то нет, мы по нему скучаем. Разделяете ли вы это мнение? Я очень рада, что сегодня все здесь (если действительно никто не отсутствует). Я хочу попробовать сыграть с вами в такую игру: один из нас будет прятаться, а остальные – отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрыть глаза, и пока никто не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь к его плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза. Тихо-тихо выйти на середину, сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того как он спрячется, вы откроете глаза и скажете, кого не хватает.

А теперь закройте глаза...

Если участники слишком долго не могут отгадать, попросить спрятавшего что-нибудь сказать, чтобы остальные могли узнать его по голосу. Дать возможность большому количеству учеников побыть под покрывалом.

III.Рефлексия.

 - Понравилось вам наше занятие? Чем мы занимались?

Сегодня мы с вами познакомились друг с другом. А если вдруг вы забыли, как кого-то зовут, или хотите узнать, как зовут кого-то из другого класса, что можно сделать?

  • Можно спросить у этого человека.
  • Можно спросить у других детей.
  • Можно спросить у учителя.
  • Можно спросить у других взрослых.

Молодцы! Я уверена, что вы очень быстро познакомитесь со всеми ребятами в нашей школе.

 - Кто на занятии работал лучше всех? Кому за это занятие можно вручить звезду? Можно назвать до трёх человек: … Эти ребята старались, много отвечали, принимали активное участие в играх. Молодцы! (Звёзды прикрепляются на экран успехов)

  1. Расставание.

 - Мы уже можем закончить занятие или что-то забыли? В конце нашего занятия мы должны попрощаться друг с другом до следующего занятия. Мы будем передавать друг другу мяч, говорить: «До свидания!» и называть по имени. Если забыли, как кого-то зовут, попросите, чтобы вам напомнили.

Занятие 2

Мы - школьники.

Цель: Формирование школьной мотивации, положительного отношения к школе.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.

                                             Приветствие «Милый друг» 
Дети выполняют движения вместе с педагогом-психологом: 

Собрались ребята в круг (дети встают в круг)
Здравствуй друг! (отводят правую руку в сторону)
Здравствуй друг! (отводят левую руку в сторону)
Вместе за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся! (улыбаются друг другу)

  1. Основная часть.

Игра «Что я люблю»

Дети стоят в кругу. Один из них кидает мяч любому ребёнку, при этом называет его по имени, а потом говорит: «Я люблю…(рисовать, танцевать, петь, играть и т.д.)» Мяч должен побывать у каждого ребёнка. После этого психолог просит подойти друг к другу тех детей, любимые занятия которых совпали.

 - Здорово, что в классе есть ребята, которые любят заниматься тем же, что и вы. Теперь вы будете делать это вместе.

Беседа «Почему я хожу в школу»

(по «Методике определения мотивов учения» (М.Р. Гинзбург, И.Ю. Пахомова, Р.В. Овчарова)

Перед каждым ребёнком картинки по рассказу. Психолог читает рассказ, просит детей найти подходящую картинку.

№1. "Мальчики (девочки) разговаривали о школе. Первый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил".

На стол перед ребёнком психолог выкладывает карточку с рисунком №1: женская фигура с указывающим жестом, перед ней фигура ребёнка с портфелем в руках. (Внешний мотив)

№2. Второй мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что мне нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я всё равно бы учился".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 2- фигура ребёнка, сидящего за партой. (Учебный мотив)

№3. Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно поиграть".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 3: фигурки двух детей играющих в мяч. (Игровой мотив)

№4. Четвёртый мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 4: две фигурки, изображённые спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный автомобиль. (Позиционный мотив)

№5. Пятый мальчик (девочка) сказал: "Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься - и можешь стать, кем захочешь".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив)

№6. Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу потому, что получаю там пятёрки".

Психолог выкладывает карточку с рисунком № 6. фигурка ребёнка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка)

Потом просит детей ответить на вопросы:

 - Кто из них прав? Почему (что он сказал)?

И раскрасить соответствующую картинку.

 

Физкультминутка

Чтобы отдохнули ножки,

Мы пройдёмся по дорожке.

Но дорожка не простая –

Нас от парт не отпускает.

(ходьба на месте)

Пальцы ставим мы к плечам,

Руки будем мы вращать.

Круг вперёд, другой – вперёд,

А потом наоборот.

(руки к плечам, вращение вперёд и назад)

Хорошо чуть-чуть размяться.

Снова сядем заниматься.

(дети садятся за парты)

Просмотр и обсуждение отрывков из фильмов о школе

 - Поднимите руку те, кому нравится в школе (посчитать)

 - Ребята, как вы думаете, что делают в школе? В нашей школе дети не только учатся, но и живут очень интересной жизнью. Сейчас мы посмотрим фильм о школе. Потом вам надо будет ответить на вопросы: «Чем занимаются дети в нашей школе?», «Чем вы хотели бы заниматься?»

III. Рефлексия.

 - Понравилось вам наше занятие? Что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали о школе? Хотите вы учиться в нашей школе?

- Поднимите руку те, кому нравится в школе (посчитать, сравнить с первоначальным результатом)

- Кто на занятии работал лучше всех? Кому за это занятие можно вручить звезду? Можно назвать до трёх человек: … Эти ребята старались, много отвечали, принимали активное участие в играх. Молодцы! (Звёзды прикрепляются на экран успехов)

  1. Расставание.

 - Мы уже можем закончить занятие или что-то забыли? В конце нашего занятия мы должны попрощаться друг с другом до следующего занятия. Мы будем передавать друг другу мяч, говорить: «До свидания!» и называть по имени. Если забыли, как кого-то зовут, попросите, чтобы вам напомнили.

      Занятие 3

Умение договариваться

Цель: помочь детям освоить новую школьную норму общения - молчаливый выбор отвечающего в группе, использование жестов в общении.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

                                           Приветствие «Милый друг» 
Дети выполняют движения вместе с педагогом-психологом: 

Собрались ребята в круг (дети встают в круг)
Здравствуй друг! (отводят правую руку в сторону)
Здравствуй друг! (отводят левую руку в сторону)
Вместе за руки возьмёмся (берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся! (улыбаются друг другу)

Уточнение знаний детей о значении жестов

-  Сегодня я шла по улице и наблюдала такую картину: мужчина стоял на тротуаре и махал рукой проезжающим мимо машинам. Как вы думаете, зачем он это делал? Откуда вы об этом знаете? Когда я подходила к нашей школе, то обратила внимание, что мама грозила своей дочке пальчиком. Что это значит, ребята? Может, вы сможете показать, как она это делала? Значит, людям можно общаться между собой не только словами, но и жестами? Что такое жесты? (движения, понятные всем, которые используются вместо слов)

II. Основная часть.

                                                Игра «Жесты»

Психолог предлагает детям с помощью жестов позвать кого-либо к себе, попрощаться, поздороваться, помириться, потом загадать свой жест, а остальным - отгадать его значение.

Проблемный вопрос

 -  Ребята, а как вы думаете, нужны ли в школе жесты?

Скорее всего, мнения детей разойдутся. Психолог не должен убеждать ребят ни в чем.

 - Давайте мы с вами вернемся к этому вопросу чуть позже.

Формирование нового умения. Создание проблемной ситуации

 - Мы с вами чуточку подружились. Что мы для этого сделали? Посмотрите на детей, сидящих с вами за одним столом. Кто может назвать их всех по именам? Нужен один человек. Кто справится с заданием, получит приз. Психолог обращает внимание на тех ребят, кто кричит: «Я».

 - Как же мне быть? Так много детей хотят отвечать, что я не знаю, кого спросить. Давайте сделаем так: вы сейчас договоритесь, кто будет отвечать, и скажете мне.

Дети пытаются договориться. В результате - шум, а возможно, и ссоры. Справились ли мы с заданием? Легко было нам договориться?

                   Демонстрация нового стиля взаимодействия 

 - А теперь давайте попробуем договориться при помощи жестов. Как вы можете показать, что хотите отвечать? (поднять руку)

Психолог молча показывает рукой на того из поднявших руку, кто будет отвечать.

 - Как вы думаете, дети, нам удалось договориться? Как мы договаривались?

- Так нужны ли в школе жесты? Для чего?

- А теперь давайте послушаем, как … запомнил(а) имена своих одноклассников. (отвечает ребёнок,  на которого указал психолог)

Призы получают все дети за умение правильно договариваться.

Физкультминутка

Дети рано утром встали,

За грибами в лес пошли.

(Ходьба на месте)

Приседали, приседали,

Белый гриб в траве нашли.

(Приседания)

На пеньке растут опята,

Наклонитесь к ним, ребята.

Наклоняйся, раз-два-три,

И в лукошко набери!

(Наклоны)

Вот на дереве орех.

Кто подпрыгнет выше всех?

(Прыжки)

Если хочешь дотянуться,

Надо сильно потянуться.

(Потягивания – руки вверх)

Три часа в лесу бродили,

Все тропинки исходили.

(Ходьба на месте)

Утомил всех долгий путь –

Дети сели отдохнуть.

(Сесть на места)

                      Упражнение детей в применении нового жеста

 - Ребята, я предлагаю вам выбрать, чем мы будем заниматься дальше: посмотреть фильм о школе (отрывок) или порисовать (рисунок человека).  Попробуйте договориться друг с другом с помощью жеста: выберите того, кто будет отвечать, кому вы доверяете. Психолог хвалит детей, которым это удалось.

Просмотр фильма о школе или рисование человека

(по выбору учащихся)

III.Рефлексия.

- Понравилось ли вам занятие?

- Что нового вы узнали?

- Зачем нам потребовался новый школьный жест?

- Как вы думаете, нужны ли нам еще какие-нибудь школьные правила?

- Зачем мы придумываем школьные правила?

- Кто на занятии работал лучше всех? Кому за это занятие можно вручить звезду? Можно назвать до трёх человек: … Эти ребята старались, много отвечали, принимали активное участие в играх. Молодцы! (Звёзды прикрепляются на экран успехов)

  1. Расставание.

 - Мы уже можем закончить занятие или что-то забыли? В конце нашего занятия мы должны попрощаться друг с другом до следующего занятия. Мы будем передавать друг другу мяч, говорить: «До свидания!» и называть по имени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционно-развивающих внеурочных занятий (кружковой работы) «Развивайка - 1» для обучающихся 1 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями ФГОС О УО (ИН)

Материал содержит программу формирования нейропсихологического пространства проблемного ребёнка и адресован педагогам-психологам специальных (коррекционных) школ-интернатов 8 вида...

Рабочая программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе

Рабочая    программа коррекционно-развивающих (логопедических) занятий для обучающегося с тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) во 2 классе разработана в соотве...

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2 класс

Адаптированная рабочая программа по учебному предмету «Окружающий природный мир» составлена для индивидуального обучения на дому учащегося 2 класса со сложной структурой дефекта....

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Математика. Математические представления

Цели образовательно-коррекционной работы с учетом специфики учебного предмета:Формирование элементарных математических представлений и умения применять их в повседневной жизни....

Рабочая программа образования обучающихся с глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация учителя высшей квалифик

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия....

"Коррекционно-развивающая работа на уроках "Окружающего природного мира" в 1 классе с обучающимися с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".

Дети с ОВЗ — это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети - инвалиды либо другие дети ...