Система безопасности в коллективе учащихся"
презентация к уроку по психологии (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему
Создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды - одна из самых актуальных задач, которая ставится перед педагогами новым профессиональным стандартом.
Подросток, не чувствующий себя в безопасности, становится подозрителен, ему сложно довериться взрослому или сверстнику, он может стать не просто агрессивным, а жестоким. Также ощущение небезопасности может привести подростка в состояние глубокой подавленности, депрессии, повлиять на его развитие, так как подросток может избегать контактов и личностного общения со сверстниками.
На чувство защищенности учащихся серьезно влияет соблюдение/несоблюдение всеми субъектами образовательной среды правил, относящихся и к общечеловеческим правам, и к внутренним правилам учебного заведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 108.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды - одна из самых актуальных задач, которая ставится перед педагогами новым профессиональным стандартом. Для понимания сути психологической безопасности образовательной среды надо сначала определить, что именно понимается под категорией «безопасность». В структуре личности, рассмотренной с точки зрения иерархической модели потребностей А.Маслоу , потребность в безопасности следует сразу за основными физиологическими потребностями. Понятие «безопасность» включает в себя две составляющие: физическая безопасность и психологическая безопасность.
В социокультурной теории личности Карен Хорни так же особо подчеркивается важность безопасности для развития ребенка. К.Хорни выделяет две базовые для детского возраста потребности: потребность в чувстве безопасности и потребность в удовлетворении базовых нужд. Из них главной оказывается именно потребность в безопасности - чувствовать себя любимым, желанным и под защитой. При ее неудовлетворении у ребенка может развиваться враждебность , которая проявляется в чувстве страха, беспомощности, вины. Эта враждебность проявляется во взаимоотношениях ребенка с другими людьми, а без должной корректировки проявляются позже и у взрослых.
Подросток, не чувствующий себя в безопасности, становится подозрителен, ему сложно довериться взрослому или сверстнику, он может стать не просто агрессивным, а жестоким. Также ощущение небезопасности может привести подростка в состояние глубокой подавленности, депрессии, повлиять на его развитие, так как подросток может избегать контактов и личностного общения со сверстниками. Учителю трудно устанавливать личностный, доверительный контакт с такими учениками, и необходимо комплексно подходить к решению этой проблемы. Усилиями всех субъектов образовательного процесса надо создавать психологически безопасную образовательную среду.
Образовательная среда - это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, представляющая собой совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем возможностей как позитивных, так и негативных . Ребенок поступает в школу в семилетнем возрасте, а заканчивает ее через 11 лет. В образовательной среде реализуется ведущая деятельность двух возрастных этапов (учеба, общение). Зачастую , кроме уроков, ребята ходят на дополнительные занятия и таким образом проводят в школе до 7-8 часов в день . Именно поэтому стандарты образования такое пристальное внимание уделяют качеству образовательной среды.
Образовательная среда предоставляет возможности для обучения, создает условия для развития личности ребенка, формирует мировоззрение учащегося и влияет на его образ жизни, задавая поведенческие стереотипы и ролевые модели . Важно помнить об этом в повседневной деятельности. Для подростков, например, особенно важно, чтобы учитель сам соответствовал тем требованиям, которые предъявляет к личности ученика – вежливость, честность , понимание и принятие тех, кто отличается по каким-либо признакам (этническим, религиозным, культурным). Проводя большую часть дня в школе, подростки усваивают нормы взаимодействия именно на живых примерах общения педагогов и с учениками, и друг с другом. Образовательная среда - многокомпонентный феномен, объединяющий учеников, педагогов, родителей, администрацию, и ученики становятся свидетелями взаимодействия всех участников.
На сегодняшний день психологическую безопасность определяют как : состояние сохранности психики человека; сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества; устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения); возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз; состояние среды, создающее защищенность во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно- доверительном общении .
Основную угрозу во взаимодействии участников образовательной среды представляет собой получение психологической травмы. Психологическая травма - это нанесение ущерба психическому здоровью. Основная причина такой травмы - психологическое насилие в процессе взаимодействия . В случае возникновения конфликтов или любых других напряженных ситуаций педагог, взявшийся помочь в их разрешении, сохраняющий спокойствие и объективно оценивающий ситуацию, становится для школьника гарантом психологической защищенности, определенного уровня психологической безопасности в классе или школе.
Для обозначения такого явления, как травля, сегодня используют термин « буллинг » (от англ. bullying — издевательства, дедовщина, запугивание, травля). Буллинг — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, хотя может проявляться и в среде коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок; таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны.
Школьная травля в среде учеников проявляется в насмешках, придирках , обзываниях , обидных прозвищах, физическом насилии , таком как шлепки, избиения, порча каких-либо личных вещей , бойкот, отказ от общения и совместных игр , ребенка не приглашают на день рождения и не желают сидеть с ним за одной партой , распространяют о нем слухи. Зачастую подростки тяжелее переживают эмоциональное отвержение со стороны сверстников, чем физическое насилие.
объектом насилия может стать любой ученик, но существуют определенные категории детей, наиболее уязвимые для буллинга . к ним, как правило, относятся: двоечники; круглые отличники; новички в классе; любимчики учителей; физически слабые дети; дети, гиперопекаемые родителями; ябеды; страдающие заболеваниями, выделяющими их из коллектива;
Ученика, подвергшегося насилию, педагог может распознать по изменившемуся поведению и следующим признакам: не имеет постоянных друзей; не хочет общаться с одноклассниками; старается держаться поближе к взрослым; теряет интерес к учебе; склонен подчиняться другим детям; имеет изменчивый эмоциональный фон, появляется раздражительность, плаксивость или агрессивность.
Так, агрессивность может быть следствием длительного насилия. У жертвы может наступить психологический срыв, который приводит к отчаянию. Пропадает критичность мышления и остается только чувство ненависти к одноклассникам, участникам травли, или чувство мести. В таком состоянии дети могут совершать жестокие или противоправные поступки в отношении других или могут навредить себе (вплоть до мыслей о суициде). Педагогам необходимо об этом знать, и когда у ученика наблюдается смена настроения, появляется настроение, несвойственное ему, признаки агрессии, на эти случаи надо обращать особое внимание.
Если поведение жертвы меняется и может быть замечено учителем, то поведение агрессора, инициатора насилия, напротив, остается в рамках привычного. он старается ничем себя не выдать перед взрослыми. К ак правило, зачинщиками травли становятся ученики, в целом больше склонные к агрессии, чем другие ребята . Часто это подростки из неблагополучных семьей, в которых насилие —часть повседневной жизни
На чувство защищенности учащихся серьезно влияет соблюдение/несоблюдение всеми субъектами образовательной среды правил, относящихся и к общечеловеческим правам, и к внутренним правилам учебного заведения. Для создания чувства уверенности и защищенности необходимо, чтобы все участники образовательного процесса эти правила соблюдали . В ситуациях нарушения правил школы или морально-этических норм важно, чтобы были реализованы санкции, предусмотренные уставом школы. Знание о том, что каждый из субъектов школьной среды защищен законом, и этот закон работает, существенно сокращает тревожность и внутреннюю напряженность как у детей, так и у взрослых.
Таким образом, воспитывается и личная позиция ученика, его готовность следовать этим правилам. А значит, воспитывается ответственность и дисциплинированность. Педагог может с учениками своего класса обсудить необходимость правил, их соблюдения и выработать правила класса, которые соблюдались бы и учениками, и учителем. Такие правила должны висеть на стенде кабинета класса , видные всем, и сопровождаться понятно прописанными санкциями за нарушение, и в случает прецедентов эти санкции должны быть применены. В противном случае у подростков не будет чувства, что это серьезные, работающие законы, которые их защищают и регулируют спорные или сложные ситуации.
Чем больше подросток будет вовлечен в образовательную среду, тем более значима она для него будет. Значимая среда - это поле для реализации ведущей деятельности подросткового и юношеского возраста, пространство, способствующее социализации и формированию важных социально-психологических умений. Но, несомненно, эта среда должна быть БЕЗОПАСНОЙ!!!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/20/picture-25728.jpg)
Система работы педагогического коллектива по нравственному и патриотическому воспитанию обучающихся в Муниципальном общеобразовательном учреждении Становская средняя общеобразовательная школа
Нравственное и патриотическое воспитание школьников в последние годы приобретает особенно актуальное значение в связи со сложившейся международной...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/23/picture-226676-1364026334.jpg)
Защита ВКР "Педагогическая система детского хорового коллектива, как средство воспитания ребенка"
Краткий текст защиты выпускной квалификационной работы "Педагогическая система детского хорового коллектива, как средство воспитания ребенка". Защита состоялась в 2010 году и была оценена государствен...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-568457-1421864934.jpg)
Система мотивации педагогического коллектива в условиях реализации ФГОС
В настоящее время при переходе на ФГОС ООО администрация школы зачастую сталкивается с трудностями, связанными с нежеланием части учителей менять свой стиль работы, использовать непривычные технологии...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/14/picture-457120-1402761093.jpg)
Система работы классного руководителя по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся.
Мы сталкиваемся с проблемой нереализованных творческих способностей, с проблемой деформации ценностно-мотивационной сферы детей, с невниманием педагогов к процессу формирования здорового и...