Обучение школьной медиации, как фактор повышения благополучия школьников
статья по психологии по теме

Орлова Марина Владимировна

В статье представлены результаты исследования эффективности обучения школьной медиации путем сравнения медиаторов-ровесников и контрольной группы школьников. У медиаторов-ровесников отмечается  активный, конструктивный подход к урегулированию конфликта, стремление к восстановлению отношений,  ценность  соблюдения норм  и сохранение дружбы  в межличностных отношениях. Итогами исследования является вывод о положительном влиянии метода школьной медиации на психологическое благополучие учащихся.

            Ключевые слова: Конфликтная ситуация, медиация, медиатор-ровесник, межличностные отношения, посредник, урегулирование конфликтных ситуаций, школьная медиация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Быкова Лада Викторовна педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровсокго района

Орлова Марина Владимировна педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Красносельского района

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ УЧАЩИХСЯ

        Аннотация. В статье представлены результаты исследования эффективности обучения школьной медиации путем сравнения медиаторов-ровесников и контрольной группы школьников. У медиаторов-ровесников отмечается  активный, конструктивный подход к урегулированию конфликта, стремление к восстановлению отношений,  ценность  соблюдения норм  и сохранение дружбы  в межличностных отношениях. Итогами исследования является вывод о положительном влиянии метода школьной медиации на психологическое благополучие учащихся.

        Ключевые слова: Конфликтная ситуация, медиация, медиатор-ровесник, межличностные отношения, посредник, урегулирование конфликтных ситуаций, школьная медиация.

На протяжении трех лет в школах Василеостровского района проводится обучение школьников по программе "Букварь медиатора", в трети школ района созданы школьные команды медиаторов-ровесников, два раза в год проводятся соревнования школьных команд СШМ, ребята выезжают в другие районы на переговорные игры и обучающие программы. В 2016-2017 учебном году программа по обучению школьников основам школьной медиации начала внедряться  в Красносельском районе. В настоящее время в ВО районе прошли обучение  более 500  человек в возрасте от 12 до 17 лет, в Красносельском - около 100 человек 13-14 лет.

Привлечение учащихся к активной работе в командах медиаторов-ровесников не только способствует внедрению мирных стратегий урегулирования конфликтных ситуаций в школах и популяризации метода школьной медиации, но и влияет на формирование безопасной и здоровьесберегающей среды в школах. Увеличение в школах  числа  учащихся, решающих свои межличностные проблемы не кулаками, а при  помощи переговоров, постепенно влияют на переформатирование всех отношений как  на уровне класса, так и в школе в целом. Снижение травматизма,  школьной тревожности, психосоматических проявлений психологического неблагополучия (связанного с школьной дезадаптацией),  создают почву для положительных изменений в школьной среде.

Ребенок приходит в школу, где его ждут знания, интересные занятия и комфортные  взаимоотношения со сверстниками, а не травмирующая ситуация невыясненных конфликтов и ожидания силовых разборок. Даже простое, казалось бы, умение правильно задать вопрос своему однокласснику при непонятной и фрустрирующей ситуации, прежде чем ударить или обидеться, уже вносит изменение в сложившиеся годами формы урегулирования отношений в школьной среде.

Для оценки эффективности  обучения по программам школьной медиации  нами было проведено исследование. В  нем  приняли участие 102  учащихся  8-11 классов, из числа опрошенных  была выделена группа  медиаторов-ровесников (21 человек – активные  участники школьных команд СШМ, имеющие  практический опыт в урегулировании конфликтных ситуаций, участвующие в районных соревнованиях  команд СШМ и  межрайонных переговорных играх).

В разработанной нами анкете участникам опроса предлагалось представить конфликтную ситуацию, в которой участник Б  обманул и подвел участника А.   Описание конфликтной ситуации: А и Б  - давние и хорошие друзья. А пригласил (а)  Б погулять. После прогулки Б должен(на)  помочь А разобраться с заданием по математике, так как А болел(а) и пропустил(а) несколько уроков. Накануне встречи Б позвонил(а) А с отказом  от прогулки, сказав, что  наказан(а) и его(е) не отпускают из дома. А гуляет в одиночестве и  встречает  на улице Б, гуляющего(ую) с ребятами из соседней школы. Друзья  поссорились и прекратили разговаривать.

Участникам  исследования предлагалось ответить на ряд вопросов, в том числе,  представить себя  на месте участника  А  и  проанализировать свое состояние (чувства, мысли  и желания),   оценить свою   готовность обратиться за помощью к посреднику (или решать ситуацию самостоятельно). Также  предлагалось оценить изменения, которые могут произойти с участником конфликта в случае, если конфликт не разрешится на протяжении нескольких недель и в случае, если конфликт будет урегулирован, а так же   значимость для участников конфликта возможности принимать решения самостоятельно и соблюдение конфиденциальности.

Результаты  исследования.

Для изучения восприятия учащимися конфликтной ситуации и оценки влияния конфликта на состояние, участникам исследования был задан вопрос «Если данный конфликт не разрешается на протяжении нескольких недель,  как   это  может отразиться на Вас?»  и вопрос «Если данный конфликт будет урегулирован,  как   это  может отразиться на Вас? Результаты представлены в % от количества ответов (Табл. 1)

Все учащиеся оценили негативное влияние конфликта на настроение, на уровень тревоги, на самочувствие, активность, а также  положение в коллективе (поскольку, по условиям ситуации – стороны конфликта являются одноклассниками).  

Табл.1

Ситуация :  Конфликт продолжается несколько недель

Параметры оценки

Успеваемость

Проблемы здоровья

Проблемы в классе

Активность

Настроение

Тревожность

медиаторы-ровесники

25,0

35,0

35,0

55,0

85,0

80,0

школьники

31,4

17,1

37,1

42,9

68,6

54,3

Ситуация : Конфликт урегулирован

медиаторы-ровесники

31,3

25,0

18,8

75,0

87,5

75,0

школьники

28,6

17,1

28,6

42,9

71,4

45,7

В восприятии   своего состояния в ситуации длящегося  конфликта и в ситуации разрешенного конфликта у исследуемых групп есть различия. В группе медиаторов-ровесников  оценка состояния и положения в классе по всем параметрам  лучше  в ситуации урегулированного конфликта, в контрольной группе  улучшаются  следующие показатели: снижается тревожность, улучшается настроение и положение в классе, по параметрам здоровье, успеваемость, активность – изменений нет.

Для оценки  готовности  учащихся  использовать помощь посредника в  урегулировании предложенного конфликта, а также предпочтений взрослого медиатора или медиатора-ровесника (в случае, если  конфликт будет урегулирован с помощью посредника),  мы задали вопросы : «Какой способ урегулирования ситуации (конфликта)  вы предпочли бы: самостоятельно или с чьей-то помощью?» и  «Если бы у Вас была  возможность выбирать между медиатором-взрослым и медиатором-ровесником, кого бы Вы пригласили помочь Вам?»

Наши предположения, что конфликт, который мы предложили в анкете, учащиеся должны решать самостоятельно, подтвердились. Лишь 8,6 % ответивших  школьников предпочтут решить эту ситуацию  с помощью посредника, и, если они обратятся к посреднику за помощью – посредником будет ровесник.  В группе   «медиаторов-ровесников»  - 20% ответивших   предпочтут использовать в  предложенной ситуации помощь посредника,  и  этим посредником может быть как ровесник 56,2%, так и взрослый 43,8%.   В  отличие от распространенного мнения, что дети предпочитают  урегулировать конфликты без участия взрослых,  мы  наблюдаем влияние на  готовность решать конфликт с посредником-взрослым такого фактора, как личное знакомство и  общее дело (которым является совместная командная работа  в школьной службе медиации).

Для оценки востребованности  медиации как способа урегулирования конфликта, мы выяснили отношений ребят к  таким  характерным аспектам  медиации, как конфиденциальность и ответственность  участников конфликта за его решение,  задав вопросы: «Важно ли для Вас, чтобы о Вашем конфликте знало как можно меньше людей? (важна ли для Вас конфиденциальность)?», «Важно ли для Вас, что Вы самостоятельно  принимаете решения по  урегулированию конфликта?»

 Исследование показало   важность для  всех участников  исследования самостоятельно принимать решения  по своему конфликту: медиаторы-ровесники - среднее 3,3 ( из 4 баллов максимально возможных), школьники - среднее 2,9 (из 4 баллов). Также важным  в урегулировании конфликта является гарантия, что информация не будет разглашена: медиаторы-ровесники - среднее 2,7 ( из 4 баллов максимально возможных), школьники - среднее 2,3( из 4 баллов).

Рассмотрим чувства в конфликте у  группы медиаторов-ровесников и  группы школьников, не проходивших обучение медиации. Наиболее часто встречающимися чувствами в описанной конфликтной ситуации, по результатам опроса, являются обида  и разочарование в  друге, который обманул.  На третьем месте по  частоте упоминаний -  проявления гнева и злости. Можно отметить, что если медиаторы-ровесники чаще испытывают обиду, то участники контрольной группы чаще называют гнев и злость. Медиаторы-ровесники чаще контрольной группы ощущают себя одинокими, растерянными, "не востребованными", в то время, как контрольная группа отмечает различного рода обвинительные реакции -  «друг совершил предательство»  или «обманул», «потерял доверие», а так же, бывшего друга начинают презирать, ненавидеть, относиться к нему с отвращением.  Можно так же отметить, что некоторые респонденты пытаются оправдать поведение предавшего друга, объясняя это тем, что "он не хотел расстраивать", что "не мое дело, с кем он гуляет", или пытаясь представить, что хоть и приходится испытывать неприятные чувства, но все равно "я его приму" и "ругаться бы я не стал". Таким образом,  у контрольной группы  можно выделить тенденцию к большей агрессивности  и обвинительным проявлениям в конфликте по сравнению с группой медиаторов-ровесников. Обучение урегулированию конфликтов с помощью переговоров помогает контролировать эмоции, но, медиаторы-ровесники испытывают в конфликте  ту же  гамму  неприятных чувств, что и школьники, не прошедшие обучение.

Рис. 1. Чувства в конфликте у медиаторов-ровесников и школьников, не знакомых с методом школьной медиации.

Ответы на   вопроса "Что бы вам хотелось на месте участника А?" мы   объединили  в следующие группы.

Рис. 2.  Поведение  в конфликте у медиаторов-ровесников и школьников, не знакомых с методом школьной медиации.

        

"Конструктивное решение конфликта путем переговоров"  - объединяет такие ответы, как «понять, найти  причину, почему так произошло», «разрешить ситуацию», «получить объяснения»,  «узнать правду», «высказать свои чувства», «помириться с участником Б». Как видно из рисунка 2, по этому показателю участники команд школьных медиаторов существенно опережают учащихся контрольной группы (71,4% против 28,4%). Участники контрольной группы, не настроенные воевать, предлагают также ответы (3,7%), показывающие их намерения в конфликте -  игнорировать ситуацию,  найти компромисс, уступить  -  продолжить общаться дальше («как ни в чем не бывало», погулять с Б.)

В группу "Обвинительные вербальные реакции" были объеденены следующие ответы: «высказать все, что думаю»; «обвинить»; «обидеть»; «накричать»;  «получить извинения от Б» и, «чтобы Б осознал свою вину (неправоту, что так поступать нельзя и т.д.)». Также в группу вербальных обвинений мы включили угрозу "убить (прибить) Б", так как на наш взгляд, данная угроза является скорее выражением вербальной агрессии, а не физической расправы. Требование извинений от  друга  и обещаний впредь не делать ничего подобного (без попытки выяснить причины произошедшего),  вынесены в группу обвинений, так как в данном случае респондент уже "назначил" виновного и не ориентируется на  понимание причин поведения другого, как основу  конструктивного взаимодействия в урегулировании возникшей проблемы.

В группу  "Физическое   насилие " были отнесены высказывания, носящие прямое указание на желание побить, избить, врезать, ударить подругу, а в одном случае и поколотить ее нового приятеля. Отметим, что  медиаторы-ровесники  не предлагали таких ответов.  

"Разрыв отношений с Б"- прекратить общаться, прекратить дружить, забыть ее, расстаться с ней, больше не просить о помощи. Учащиеся из контрольной группы выбрали такое решение в 27,2% случаев, в то время, как медиаторы-ровесники  не выбрали ни разу.

Таким образом, медиаторы-ровесники в большей степени готовы к конструктивному и деятельному урегулированию конфликта путем переговоров и прояснения ситуации, в то время, как школьники  - не медиаторы,  не склонны выяснять причины конфликта,  допускают возможность разборок с применением физической силы,  готовы  к  разрыву отношений с другом.

Участникам опроса предлагалось сделать прогноз, как будут развиваться их отношения с другой стороной в случае урегулирования конфликта с помощью независимого посредника. Ограничений по количеству выборов ответов (из пяти возможных) не ставилось. Более половины учащихся  медиаторов-ровесников    нацелены  на восстановление прежних отношений  в ходе  урегулирования конфликта,  и менее 5% выбрало  полярные ответы - как планирование новых совместных дел, так и прекращение общения со второй стороной. В контрольной группе распределение ответов между всеми пятью вариантами более равномерное, что говорит  о, возможно, более низкой способности к анализу имеющейся ситуации и проектированию ее развития в будущем.

Рис.3 Сравнение прогноза дальнейшего развития отношений с другой стороной в случае урегулирования конфликта

Выводы

Исследование показало, что сущностные характеристики медиации, как технологии урегулирования конфликтов, отвечают потребностям учащихся:  самостоятельно  принимать решения по урегулированию  конфликтов, быть в безопасности,  сохранять конфиденциальность личной информации,  хорошо чувствовать себя в школе, быть активным и продуктивным, сохранять нормальные отношения в одноклассниками.   Популяризация школьной медиации, как технологии урегулирования конфликта, будет привлекать учащихся обращаться в службу школьной медиации, а опыт урегулирования конфликта в СШМ повысит доверие не только к технологии, но и к взрослым,  которые   помогают урегулировать конфликты.

Учащиеся, прошедшие обучение по программам школьная медиация, владеют умениями конструктивно урегулировать конфликт, используют для этого диалог, способны понять свои чувства и рассказать о них другому участнику конфликта,  агрессию  выражают  вербально,  в конфликте соблюдаются  правила поведения и стремление сохранить  взаимопонимание,  поведенческие реакции  исключают физическое насилие и разрыв отношений.  

Наше исследование показало, что ребята склонны решать конфликты без участия взрослых, но в случае, если  они знают и доверяют взрослому, их связывает общее дело,  взрослый  может быть привлечен ребятами в качестве посредника в урегулировании конфликта.

Обучение  школьников  урегулированию конфликта  с применением медиации:  развивает доверие к методу школьной медиации и готовность обращаться к посредникам в случае конфликтов; повышает способности к самоанализу своего состояния; развивает умение конструктивно  урегулировать конфликт, с использованием переговоров; формирует нацеленность на восстановление отношений  в случае конфликта, включающее  как соблюдение норм и правил, так и понимание  ценности дружбы.

        Литература.

  1. Быкова Л.В. Служба школьной медиации: из опыта практической работы. Психологическая газета, 20.07.2016. http://psy.su/feed/5512/ 
  2. Быкова Л.В., Орлова М.В. "Строить мосты, а не стены. Из опыта работы школьной службы медиации" Психологическая газета, 10.11.2016.  http://psy.su/feed/5712/ 
  3. Быкова Л.В., Орлова М.В. "Опыт создания школьной службы медиации в Василеостровском районе Санкт-Петербурга", тезисы выездного регионального семинара «Перспективы развития медиации как альтернативного способа урегулирования конфликтов с участием несовершеннолетних и молодежи: теоретические аспекты и опыт применения» СПб ГБУ «ГЦСП «КОНТАКТ», Райвола, 27.10.2016.
  4. Коновалов А.Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство. – М.: МОО Центр Судебно-правовая реформа, 2012. – 256 с.
  5. Медиация: Учебник/ Под ред.А.Д.Карпенко, А.Д.Осиновского,- СПб. Редакция журнала "Третейский суд", 2016г.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Быкова Лада Викторовна методист ГБУ ДО ЦППМСП Василеостровсокго района

Орлова Марина Владимировна педагог-психолог ГБУ ДО ЦППМСП Красносельского района

Медиация ровесников как фактор  реализации эмоционального интеллекта старшеклассников

        Работающие службы школьной медиации в ОУ Санкт-Петербурга создают условия для формирования безопасной среды образовательного учреждения и успешной социализации учащихся. В разнообразии форм деятельности служб школьной медиации заложены возможности для реализации  потенциала обучающихся - это и проектная деятельность учащихся, и участие в творческих конкурсах, и  исследовательские работы школьников. Важным направлением является обучение медиаторов-ровесников и интеграция их деятельности  в систему воспитательной работы в ОУ.  Развитие медиации ровесников ставит множество вопросов как в  нормативно-правовой области, так и в области определения компетенций медиаторов-ровесников, содержания программ для их подготовки, организации  и оценки эффективности их деятельности.

        В настоящее время в Василеостровском районе прошли обучение  более 500  человек в возрасте от 12 до 17 лет, в Красносельском - около 100 человек 13-14 лет. [1] Работа с учащимися по программам обучения медиаторов-ровесников  на протяжении 3 лет показала, что информационно-просветительские программы по обучению основам медиативного подхода ("Букварь медиатора" и др.) способствуют развитию у школьников организаторских способностей, коммуникативных навыков, умению осознавать свои чувства и открыто сообщать о них в процессе урегулирования конфликтной ситуации второй стороне (что является проявлением развитого эмоционального интеллекта).

        Наблюдение показало, что школьники, прошедшие первую ознакомительную программу и выбирающие продолжение обучения медиации (в формате Клуба медиаторов-ровесников) демонстрируют высокий уровень развития  не только коммуникативных и организаторских способностей, но и эмоционального интеллекта. И одним из важных личностных результатов обучения для них является развитие мотивационной сферы, причем в данном случае "движущей силой" является не только понимание полезности усвоенных навыков, но и получение радости и удовольствия от принятия учащимися данной формы деятельности и достижения в ней определенных успехов. [4]

Анализ опыта зарубежных и отечественных специалистов в области школьной медиации [3,5,9] позволил сформулировать примерный перечень компетенций медиаторов-ровесников: способность "видеть конфликт", понимание целей медиации ровесников и принятие ценностей ненасильственного взаимодействия;  навыки активного слушания; нейтральность позиции; способность различать позиции и интересы в конфликте; управление процессом медиации, а также увидеть влияние  эмоционального интеллекта на эффективность проведения медиации. [6,7] В исследованиях показано, что очень высокий уровень развития эмоционального интеллекта (внутриличностного и межличностного компонентов) – отличает эффективных профессиональных  медиаторов от средне-эффективных.

        На занятиях учащимся предлагалось назвать качества, важные по их мнению, для успешной работы медиатора-ровесника. Наиболее часто встречающимися ответами стали: умение слушать, умение излагать свои мысли, умение работать с агрессией, работоспособность и выносливость, креативность, наличие знаний о конфликтах, умение анализировать информацию,  стрессоустойчивость и хорошая саморегуляция. Самооценка медиаторов-ровесников по данному перечню качеств показала, что в большинстве случаев, учащиеся высоко оценивают у себя коммуникативную составляющую. Умение работать в агрессивной среде, навыки саморегуляции и информированность о конфликтах, с точки зрения опрошенных, в большей степени требуют развития.

Для оценки эффективности  обучения по программам школьной медиации  нами было проведено исследование. В  нем  приняли участие 102  учащихся  8-11 классов, из числа опрошенных  была выделена группа  медиаторов-ровесников (21 человек – активные  участники школьных команд СШМ, имеющие  практический опыт в урегулировании конфликтных ситуаций, участвующие в районных соревнованиях  команд СШМ и  межрайонных переговорных играх).[1]

В результате исследования было выявлено, что медиаторы-ровесники значительно лучше рефлексируют свое состояние, понимают свои чувства, замечают их изменения в случаях урегулирования конфликта или в случае, когда конфликт продолжает развиваться, им свойственна адекватная самооценка, способность к самоконтролю и принятию ответственности. Медиаторы-ровесники выбирают диалог и переговоры, как ведущий способ урегулирования ситуации, в то время, как не знакомые с медиацией школьники, проявляют как вербальную, так и физическую агрессию.

В ходе исследования мы увидели, что около  20%  школьников, не проходивших обучение, тем не менее, владеют навыками эффективного поведения в конфликте и  предлагают конструктивный выход из конфликта ("поговорить, выяснить все", "узнать правду", "разобраться в ситуации"). Подробный анализ  ответов выделенной группы опрошенных показал, что они обладают достаточно высоким уровнем рефлексии, способны заметить как изменения своих чувств, так и оценить чувства и поведение второй стороны, способны действовать соразмерно ситуации, ориентированы на восстановление отношений, то есть,  ведут себя, как прошедшие обучение медиаторы-ровесники. Можно предположить, что эти учащиеся обладают высоким уровнем развития эмоционального интеллекта и, согласно данным исследований эффективности деятельности медиаторов, имеют высокие прогнозы успешности деятельности в качестве медиаторов-ровесников.

Выводы

  • учащиеся, обладающие высоким уровнем развития эмоционального интеллекта, коммуникативных и организаторских способностей  - в состоянии  самостоятельно урегулировать конфликтные ситуации, используя диалог и  переговоры в стратегии сотрудничества;
  • работающая СШМ создает условия для реализации у школьников  эмоционального интеллекта;
  • учащиеся, ознакомившиеся с основами метода  медиации и осознанно выбирающие дальнейшее обучение по программам медиации ровесников, имеют высокий уровень развития коммуникативных, организаторских способностей и высокий эмоциональный интеллект;
  • медиаторы-ровесники владеют умениями конструктивно урегулировать конфликт, используют для этого диалог, способны понять свои чувства и рассказать о них другому участнику конфликта,  агрессию  выражают  вербально,  в конфликте соблюдаются  правила поведения и стремление сохранить  взаимопонимание,  поведенческие реакции  исключают физическое насилие и разрыв отношений.  

        Литература

  1. Быкова Л.В., Орлова М.В. Обучение школьной медиации, как фактор повышения психологического благополучия учащихся. // Проблемы психолого-педагогической работы в современном образовательном учреждении: сборник материалов II международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО СПбГИК, 19-20 мая 2017, - СПб.: НИЦ АРТ.2017
  2. Иванова Е.Н.  Выступление на XX международной научно-практической конференции «Служба практической психологии в системе образования. (11-12 февраля 2016 г. СПб)
  3. Иванова Е.Н. Коммуникация в конфликте. – СПб: Изд-во "Роза ветров", 2007.
  4. Конасова Н.Ю. Оценка результатов школьного образования. - СПб: АППО, 2010
  5. Коновалов А.Ю. Служба примирения в системе школьного самоуправления. // Журнал “Директор школы” 9 – 2008, с.12–20
  6. Р.Фишер, Д.Шапиро. Эмоциональный интеллект в переговорах. - М.:МИФ, 2015
  7. Хазанова М.А.  К вопросу об особенностях эмоционального интеллекта эффективного медиатора. //Медиация: теория, практика, перспективы развития. Сб. материалов научно-практической конференции (13-14 апреля 2017 г., Москва)- М.: ФГБУ «ФИМ», 2017. с.152-157.
  8. Шамликашвили Ц.А. Что такое «Школьная медиация» в теории и на практике? // Медиация и право. 2008. № 2.
  9. Richard Cohen. Students Resolving Conflict: Peer Mediation in Schools. www.schoolmediation.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая презентация педсовета"Дифференциация обучения - как один из факторов повышения качества образования. "

Презентация педсовета  включает в себя основные вопросы, связанные с организацией дифференцированного подхода к учащимся.Рассмотрены виды и способы  дифференциации.Предложена последовательно...

Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ

Толерантность и компетентностный подход в обучении школьников как главный фактор повышения качества образования на уроках ИКТ...

Развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста на занятиях музыкально-эстетического направления как один из факторов повышения мотивации к обучению в контексте ФГОС.

Влияние эмоциональных состояний на интеллектуальную деятельность очень велико, особенно у младших школьников. От того, как ребёнок воспринимает различные жизненные ситуации, как он переживает св...

Статья «Прикладная направленность школьного курса математики как фактор повышения познавательной активности школьников»

«Особенную важность имеют те методы   науки, которые позволяют решать задачу, общую для всей практической деятельности человека: как располагать своими средствами для достижения наибольшей в...

Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»

Педагогический совет по теме «Изучение психологических особенностей личности школьника – важнейший фактор повышения эффективности обучения»...

Использование интерактивных технологий в процессе обучения английскому языку как средство повышения мотивации школьников

В данной статье рассматриваются интерактивные технологии, использование которых  приводит к повышению мотивации  учащихся на разных этапах изучения иностранного языка....

Школьный портфель как фактор здоровья младших школьников

Школьный портфель как фактор здоровья младших школьниковКазанцева Л.А.11 класс, МБОУ «СОШ №1 им. Созонова Ю. Г.» г. Ханты-МансийскНаучный руководитель: Скурихина Е.М., МБОУ «СОШ №1 и...