"Первый раз в первый класс"
методическая разработка по психологии по теме

Юдина Анна Александровна

Советы для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pervyy_raz_v_pervyy_klass_yudina_sayt.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

                    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Скоро настанет этот торжественный и волнующий день – 1 сентября! Что ждёт ребёнка? Как всё сложится? Вы волнуетесь, и это нормально и естественно. Но ваша родительская тревога не должна перерастать в школьную тревожность самого ребёнка.  Пусть он идёт в школу с уверенностью, в том, что ему нравится учиться, что он много умеет, а всему остальному он обязательно научится, а вы ему в этом поможете! И будьте готовы к тому, что не всё у ребёнка будет получаться сразу. Да, это грустно, обидно, когда у самого близкого и любимого человечка не все складывается. Но это не повод для очередной ссоры. Скорее это повод ещё больше сблизиться с ребёнком и оказать ему поддержку!

         Успешность адаптации ребёнка к школе в одинаковой мере зависит от физиологического, социального и психологического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. Предметом внимания педагогов и родителей в данный момент и в данной ситуации является – самочувствия и состояния здоровья  первоклассника, его работоспособность; умение взаимодействовать с педагогом и одноклассниками и подчиняться школьным правилам.

         Базовые учебно-важные качества в структуре психологической готовности к школе в начале обучения?

Умение считать, писать и считать – это не главный показатель готовности к школьному обучению. Этому ребёнка научат в школе. Среди главных составляющих понятия «готовность к школьному обучению» - развитие любознательности и познавательной активности ребёнка, умение самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.

  •  Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определённой суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, элементарного экспериментирования. Главное – развитие потенциальной способности узнавать новое. Объём знаний. Умений и навыков не должен превышать возрастных возможностей детей и дублировать школьные учебные программы. Важнейшие показатели уровня подготовки – хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление: установление причинно-следственных связей, выделять главное, сравнивать и.т. п.
  • Волевые качества личности – уметь управлять  своим поведением, уметь сознательно подчинять свои действия правилу, воспринимать требования учителя, внимательно слушать и точно выполнять задания, самостоятельно выполнять задание по зрительно воспринимаемому образцу.
  • Умение общаться с окружающими людьми – быть доброжелательным с другими детьми, взрослыми, в том числе с педагогами, уметь подчиняться требованиям сверстников и взрослых, понимать, что не всё зависит от него.
  • Умение управлять своим телом – умение хорошо двигаться и ориентироваться в пространстве, чтобы была хорошо развита мелкая моторика рук, а также были скоординированы движения руки и глаза.
  • Личностная (мотивационная) готовность -

       У ребёнка должна быть сформирована учебная мотивация, он должен обладать «внутренней позицией школьника»: желание учиться, положительно воспринимать образ школы.

У многих детей не складывается объективное представление о школе: оно либо чрезмерно идеализованно, неадекватно оптимистично, либо чрезмерно негативно.

  1. Ребёнок в дошкольном детстве не был приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка «На отказ от усилий». Поскольку школа требует от ребёнка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению.
  2. Ребёнка ещё в дошкольном возрасте запугивали школой, что очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдёшь?», «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут!»).
  3. Ребёнку, напротив, рисовали школьную жизнь и будущие его успехи в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребёнка возникает резко отрицательное отношение к школе.

Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу

  1. Фамилию, имя, отчество своё и родителей.
  2. Свой возраст.
  3. Страну, в которой живёт, город, домашний адрес.
  4. Профессию родителей.
  5. Времена года (последовательность, месяцы, основные предметы).
  6. Диких и домашних животных, их повадки, детёнышей.
  7. Транспорт: наземный, воздушный, водный.
  8. Различать одежду, обувь, головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты, ягоды.
  9. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.
  10. Знать великих русских писателей и поэтов: А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, С.А. Есенина и др. и некоторые их произведения для детей.
  11. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
  12. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (право-лево, верх-низ и т.д.)
  13. Уметь последовательно пересказывать прослушанный или прочитанный рассказ, составить рассказ по картинке.
  14. Запоминать и называть 6 -10 предметов, картинок, слов.
  15. Различать гласные и согласные звуки, разделять слова на слоги с помощью хлопков по количеству гласных звуков.
  16. Определять количество и последовательность звуков в словах: «мак», «дом», «суп», «дубы», «сани», «зубы», «осы».
  17. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, вырезать предметы по контуру).
  18. Владеть карандашом: проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, аккуратно закрашивать, штриховать, не выходя за контуры предметов.
  19. Свободно считать от 1 до 10 и обратно. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать 30-35 минут.


Советы родителям  первоклассников

  1. Испытывайте уважение к ребёнку как к личности.
  2. Сохраняйте доброжелательную атмосферу в семье.
  3. Развивайте и поддерживайте интерес ребёнка к обучению.
  4. Убеждайте ребёнка соблюдать правила поддержания здоровья, развивайте                                                                                                                                                            необходимые для этого навыки.
  5. Поощряйте успехи «Ты можешь, ты способен», не акцентируйте внимание на неудачах при обучении.
  6. Не требуйте любой ценой только высоких результатов и оценок.
  7. Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности.
  8. Не наказывайте ребёнка ограничением его двигательной активности

        (не запрещать гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе).

  1. Строго придерживайтесь режима дня.
  2. Перенесите на субботу просмотр телевизионных передач, компьютерные игры (с целью ограничения времени пребывания в статичной позе).
  3. Совершайте в выходные дни семейные прогулки на свежем воздухе, выезды на природу, по возможности организовывайте посещение бассейна.
  4. Во время выполнения домашнего задания (не более 90 минут) проводите физкультминутки, следите за осанкой ребёнка.
  5. Для мобилизации внимания ребёнка напоминайте правило «УСПЕВАЕК»: «Делай всё скорее сам, не смотри по сторонам, делом занимайся, а не отвлекайся!»
  6. Вместе с ребёнком как можно чаще делайте «пальчиковую гимнастику», используя песенки для улучшения вентиляции лёгких и поддержания хорошего настроения.
  7. Проводите релаксационную гимнастику с использованием аудиозаписи звуков природы (лёжа на спине в расслабленном состоянии с закрытыми глазами, в течение 10 минут).
  8. Следите, чтобы после школы ребёнок гулял на свежем воздухе 30-60 минут.
  9. Обеспечьте отход  ребёнка ко сну не позже 21.00
  10. Перед сном посидите на кровати рядом с ребёнком, мягко, плавно погладьте его по спине вдоль позвоночника, поцелуйте, скажите, что завтра всё будет хорошо, всё у него получится, что он умный и добрый.
  11. Следите, чтобы пробуждение ребёнка было плавным (он должен полежать в кровати не менее 10 минут; ставить будильник у изголовья детской кровати противопоказано).
  12. Проводите с ребёнком водные гигиенические процедуры, а после проветривания комнаты – утреннюю гимнастику под музыку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Первый раз в первый класс"

Буклет для дня "Открытых дверей" для родителей будущих первоклассников...

Сценарий праздника "Первый раз в первый класс"

Данное занятие целесообразно проводить при первой встрече с первоклассниками.  Оно направлено на формирование положительной мотивации к обучению в школе. Предложенные задания позволяют позн...

Первый раз , в первый класс

Что нужно знать и уметь будущему первокласснику...

Первый раз в первый класс

Рекомендации родителям первоклассников по адаптации к новым школьным условиям....