Адаптационный период и дальнейшее пребывание ребёнка
статья по психологии на тему

Михайлова Ирина Валентиновна
Адаптационный период у ребёнка может длиться от двух-трех суток до недели. Это время привыкания к лагерю, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживание отношений с вожатыми. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Адаптационный период и дальнейшее пребывание ребёнка

в детском лагере.

Введение.
Каждый человек имеет право на отдых, будь то ребенок или взрослый. Один из способов совместить отдых детей с отдыхом родителей от детей — отправить ребенка в детский лагерь.
Адаптационный период у ребёнка может длиться от двух-трех суток до недели. Это время привыкания к лагерю, к обычаям и распорядку дня, завоевания места в новом детском коллективе и налаживание отношений с вожатыми. Чем быстрее ребенок найдет себе друзей, чем чаще он будет участвовать в играх и других мероприятиях, тем быстрее и безболезненней пройдет адаптационный период. Как правило, уже на второй — третий день ребенок перестает жаловаться родителям на то, что ему скучно или не нравится в лагере.
Легкость адаптации зависит от особенностей характера, темперамента и воспитания. Для более быстрого и безболезненного привыкания к лагерю желательно, чтобы ребенок умел сам заводить межличностные контакты со сверстниками и поддерживать их, то есть дружить.
Я сама работала в летних лагерях каждое лето в течение пятнадцати лет, и поэтому я решила написать именно на тему адаптации детей в пионерском лагере.
Хочу отметить, что попадая в лагерь, ребёнок оказывается в совсем новом для него месте, которое значительно отличается от школы. В школе он проучился несколько лет, он знает детей и учителей, занимается учебной деятельностью, имеет определённый статус в классе.
Процесс привыкания к новому месту и новым людям всегда сопряжён с определенными стрессами и переживаниями, как со стороны ребёнка, так и со стороны родителей. Все это настоятельно требует целенаправленной психолого-педагогической подготовки будущего персонала пионерского лагеря и обязательно включения в его структуру психолога, в работе  которого  необходимо использовать опыт, накопленный школьными психологами. Успех их деятельности обусловлен реализацией в работе с детьми резервов каждого возраста; развитием индивидуальных особенностей школьников, а также созданием благоприятного для ребенка психологического климата. Применение данных принципов в условиях пионерского лагеря будет иметь своеобразное преломление. Поэтому, кроме индивидуально-психологических особенностей детей, в работе психолога должны найти отражение и социально-психологические моменты. В отличие от школьной жизни, приезжая в пионерский лагерь, ребенок входит в новую для себя социальную общность (пионерский отряд) и эффективность его развития будет во многом зависеть от того, насколько данная общность заинтересована принимать проявления его индивидуальности и насколько успешно он интегрируется в ней. В связи с этим при разработке программы деятельности психолога в пионерском лагере необходимо также учитывать положение о закономерности прохождения этапов утверждения индивидом себя как личности в новой социальной среде. Кроме того, здесь должны быть учтены колебания субъективных оценок эмоционально-психологического климата, ведь именно атмосфера, царящая в лагере, имеет определяющее значение на отдых и здоровье ребёнка.

Глава 1. Проблема адаптации в детском лагере.

Адаптация - процесс вхождения ребенка в новую для него социальную ситуацию развития, поэтому вожатым и психологам необходимо учитывать возрастные и индивидуально-психологические особенности детей.

В контексте последовательного решения комплекса проблем представляется крайне важным организовать в условиях детских оздоровительных лагерей эффективную работу психологов и психологов-тренеров по коррекции эмоциональных состояний детей. Эта деятельность, естественно, не должна стать самодовлеющей, а должна выступать одним из направлений работы педагогов, наряду с досуговым, познавательным, развивающим. То место, которое отводится сегодня познавательному и развивающему аспекту работы с детьми, несомненно, заслуживает уважения, но современная реальная ситуация диктует необходимость усиления психогигиенической направленности профессиональной педагогической деятельности в условиях временных детских коллективов.

Практика показывает, что современным организаторам летнего отдыха детей приходится иметь дело с детьми, страдающими следующими типичными видами эмоционального неблагополучия:

  • расстройство поведения, вызванное ошибками семейного воспитания (комплексы, мании, навязчивости);
  • расстройство поведения, сопряженное с особенностями сложившегося стиля взаимоотношений в семье (застенчивость, неконтактность, агрессия, эгоцентризм, депрессивные состояния);
  • состояния, вызванные невниманием к ребенку в семье (психолого-педагогическая запущенность, разнузданность и вседозволенность);
  • эмоциональные расстройства, детерминированные повышенным уровнем ситуативной и личностной тревожности;
  • расстройства характера, в том числе явно выраженные акцентуации характера;
  • невротические расстройства (истерические состояния, детские страхи и фобии, неврастения, навязчивости и т.д.);
  • стойкие личностные и психические защиты, проявляющиеся в аддиктивном и отклоняющемся поведении.


Как видите, многое из перечисленного связано с отношениями в семье, влияющими на ребёнка, а также его миропониманием, мировосприятием и психическим состоянием.

Таких проблем становится всё больше, и мне самой приходилось сталкиваться с ними фактически каждый раз, когда я брала руководство отрядом.

Глава 2. Пути преодоления проблем адаптации в лагере

2.1 Возрастные особенности детей.

Каждому вожатому, как начинающему, так и опытному, необходимо учитывать возрастные особенности детей, находящихся в его отряде, а также искать способы устранения конфликтов между ними.


Дети до 10 лет.

Для детей младшего возраста характерно упрямство и проявление собственной воли. Связано это с тем, что именно в этом возрасте у ребёнка появляется стремление к самостоятельному познанию окружающего мира, также не следует забывать, что маленький человек направлен на познание и самого себя. В любой семье ребёнок – центр, он привык к тому, что его все слушают, уделяют внимание преимущественно ему и поэтому вожатому сразу же надо поставить дитя перед фактом: ты в отряде не один, ты член коллектива.

Интересы:

1. Подражательность – мы, вожатые и психологи – главный пример

2. Лёгкая изменяемость интересам. Цель должна быть ориентирована на ближайший результат.

3. Часто дети младшего возраста следуют принципу «Не получилось – не надо», следовательно, наша задача научить их добиваться поставленных целей.

4. Основной вид деятельности в данный период – игровой. Чередование видов деятельности.

5. Любознательность

6. Конкретное мышление

7. Впечатлительность. Вожатый и стажёр – первые, кто должен произвести приятное впечатление на ребёнка.

Для детей до 10 лет характерны чувства: простодушие, открытость (ложь как таковая отсутствует), доброта. Они чувствуют фальшь, поэтому наш основной принцип – маленькая ложь рождает большое недоверие.

Главный оборот речи вожатых и стажёров: «Надо так». Ведь дети очень быстро забывают о том, что нельзя.

Дети 10-11 лет

Для такого возраста свойственны:

1. Жизнерадостность

2. Активность

3. Эмоциональная яркость

4. Преклонение перед физическими качествами

5. Недалёкие перспективы

Особенности: хвалить при всех, ругать с глазу на глаз. Главное в работе с детьми этого периода – не спешить с выводами при разборе конфликтов, особенно несли на конфликт повлияло что-то личное.

Дети 11-12 лет.

Велико значение коллектива. Им надо давать как можно больше самостоятельных поручений. Особенность этого возраста – бродяжничество. Также идет активное развитие абстрактного мышления, чувств, таких как любовь и дружба. Повышенный интерес к взрослым, их привычкам и поведению.

Подростки 13-15 лет.

Для них характерно формирование собственной точки зрения в противовес нашей. Поэтому вожатые должны строить с ними отношения на договорных основах, на принципах «торговли». Например, представим ситуацию: ребёнок не хочет идти на зарядку, в таком случае отбой для него будет в 21.00 часов вместо 22:30 вечера.

В этой категории существует своя моральная основа, поэтому любой поступок мы обсуждаем при всех, а затем делаем выводы. Каждый вожатый обязан заработать себе положение в отряде, и главное он должен делать только то, что может сам.


Заключение

Летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Поэтому лето для них – это разрядка накопившейся за год напряженности, пополнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к культурным и образовательным ценностям, вхождение в систему социальных связей, воплощение собственных планов, удовлетворение индивидуальных интересов в лично значимых сферах деятельности, развлечений, свободы выбора занятий.

Социальная адаптация детей и подростков

Одина из важнейших задач педагогического коллектива детского оздоровительного лагеря - успешная адаптация (от лат. adapto — приспособляю) ребёнка в лагере. В психологии термин «дезадаптация» обозначает нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой. Пусковым механизмом дезадаптации является, как правило, резкое изменение условий жизни, привычной среды, наличие стойкой психотравмирующей ситуации. Однако немалую роль здесь будут играть те особенности или недостатки в индивидуальном развитии ребёнка, которые не позволяют ему выбрать адекватные новым условиям формы поведения. Приезд ребенка в лагерь, общение с другими детьми и взрослыми могут вызвать стрессовую реакцию.

Симптомами дезадаптации могут быть: агрессия к людям и вещам, чрезмерная подвижность, постоянные фантазии, чувство собственной неполноценности, упрямство, неадекватные страхи, сверхчувствительность, неспособность сосредоточиться, неуверенность в принятии каких-либо, даже несложных, решений, повышенная возбудимость и конфликтность, частые эмоциональные расстройства, чувство своего отличия от других, лживость, заметная уединённость, чрезмерная угрюмость и недовольство, завышенная самооценка. Следует отметить, что детям, у которых наблюдаются симптомы дезадаптации, требуется профессиональная помощь психолога.

Симптомы дезадаптации могут проявляться у ребёнка ещё до его прибытия в оздоровительный лагерь, кстати, это часто связано с тревогой, страхами и опасениями самих родителей при отправлении своего чада в лагерь. Поэтому, невзирая на возраст ребёнка, мамы и папы должны поговорить с ним, выяснить, что его волнует, есть ли вообще желание ехать в лагерь, так как личный мотив - важный момент в решении такого вопроса, ведь именно он является психологической подготовкой к новым условиям. Если ребёнок уже слышал от других детей, что такое лагерь и что там много интересного, то у него, возможно, уже создана позитивная мотивация на отъезд, и тогда родителям не нужно переживать, всё постепенно сложится хорошо, надо только поддержать в ребёнке этот положительный заряд.

Большинство современных детей с трудом проходят процесс социальной адаптации: им всё труднее становится нормально взаимодействовать с другими, они не учитывают желаний, особенностей других людей, не умеют слушать.

Как помочь детям успешно влиться в коллектив, создать благоприятный микроклимат? Безусловно, к решению этих вопросов следует подходить системно. В процессе социализации важную роль играет возраст и пол ребенка.

Мальчики и девочки 6-7 лет.

Ожидания детей от пребывания в оздоровительном лагере:

 Позитивные. Желание увидеть новое, познакомиться со сверстниками, поиграть в новые игры, попробовать быть самостоятельным.

Тревожно окрашенные. Будут ли меня обижать? Как я буду жить без близких людей? Кто меня защитит? Что делать, если….?

Оптимальный принцип социализации: Работу следует начинать с формирования малых групп (пять – шесть человек). Каждый ребенок должен пережить «состояние успеха». С этой целью необходимо в первые же дни выявить индивидуальные способности. В малой группе у детей шести - семи лет быстрее снимается тревожность. Дети должны помогать друг другу одеваться, причесываться. Это необходимо для восполнения «тактильного дефицита». Прикасаясь друг к другу они обретают уверенность. Навык взаимопомощи поможет впоследствии реализации естественной установки на помощь, проявляющейся в возрасте 8-10 лет.


Девочки 8 -10 лет

Ожидания. Позитивные. Быть замеченной и получить высокую оценку личных умений, внешности. Самоутверждение.

Тревожно окрашенные: Боязнь быть непринятой в сообществе сверстников. Тоска по дому.

Оптимальный принцип социализации. Работа ведется в отряде, главное – создать «ситуацию успеха» для каждого. Следует разработать систему индивидуальных поручений для малых групп (три — четыре человека).


Мальчики 8 - 10 лет

Ожидания:

 Позитивные. Найти единомышленников, одного – двух; найти интересное занятие, расширить сферу приложения физических сил.

Тревожно окрашенные: Боязнь быть непринятым сверстниками, тоска по дому. Страх перед старшими детьми, которые могут обидеть.

Оптимальный принцип социализации. Поднять значимость личности через систему полезных дел, успех. Хорошо работает командный принцип: "Наша команда самая…"


Девочки 11 — 13 лет

Ожидания: Позитивно окрашенные. Зависят от предыдущего опыта жизни в коллективе. Если девочки с ранних лет ездят в лагерь, то они заранее знают, что им будет интересно. Многие едут с сознанием "я уже не маленькая" и отчаянно пытаются подражать подросткам 14-15 лет.

Тревожно окрашенные: Связаны с недовольством собой, своей внешностью, физиологическими возрастными трудностями.


Мальчики 11 — 13 лет

Ожидания: Позитивно окрашенные. Зависят от уверенности в себе, которая, как правило, напрямую связана с уровнем физического развития.

Тревожно окрашенные: Связаны с физиологическими изменениями, характеризуются

неуверенностью в себе, неадекватностью, могут быть выражены в замкнутости, попытках отгородиться от коллектива, так как есть изначальный страх быть непринятым.

Оптимальный принцип социализации мальчиков и девочек: через общеотрядные дела: конкурсы, походы, участие в соревнованиях с другими отрядами. Каждый должен осознавать личный вклад в общее дело.


Подростки 14 — 15 лет, как правило, нацелены на социализацию. Вожатые должны хорошо помнить о том, что в любой группе, в том числе и во временном детском коллективе, обязательно выявляются носители определенных ролей. В частности, в отряде довольно скоро обозначатся лидеры (формальные или неформальные), приближенные лидера и отверженные. Педагогу важно учитывать этот фактор при распределении поручений.


Важно, чтобы ведущей деятельностью в условиях формирования временного детского коллектива была игра. Именно в процессе игры ребенок получает новые впечатления, приобретает социальный опыт. Игры помогают обогатить общение детей и взрослых душевной теплотой, уважением. Очень важно обращаться к эмоциональной сфере детей, проводить рефлексию: после игры педагоги проводят обсуждение впечатлений: что понравилось (не понравилось), что хотелось бы улучшить, выясняют, что чувствовал ребёнок в процессе игры. Важно побудить детей говорить искренно, но искренним должен быть и сам взрослый. При обсуждении все участники должны быть искренними, должны думать о чувствах других.

Сплочение отряда

«Хотя мы все разные в отряде,

но мы чувствуем, что мы одна

команда, а с вожатым мы одна семья».

Дословное высказывание ребёнка


Хорошая, душевная атмосфера на отряде — основная часть вашего успеха. Более того, это именно то, к чему мы в итоге стремимся, следя за дисциплиной, проводя мероприятия. Основная задача вожатого: из сборища детей сделать Отряд (с большой буквы «О»). Отряд — дружная работоспособная команда, группа единомышленников, в которой царит дух взаимопомощи и поддержки. Атмосфера на отряде иногда важнее дисциплины. А точнее, можно даже сказать так: дисциплина — одно из средств достижения цели, атмосфера — это и есть самоцель. Если детям хорошо и уютно в отряде, то и с дисциплиной проблем не будет. При этом дети смогут на 100% показать свои творческие способности, и вообще, прожить смену, которая запомнится им на всю жизнь.

Без дружбы между собой, без общения в отряде и совместного времяпровождения, кто-то из детей будет скучать в лагере и копить недовольство. Когда вожатый всех сплотил, тогда все в любой момент найдут себе занятие. Вожатый, как бы не старался, как бы не проявлял внимание к каждому, не сдружив детей между собой, не сможет добиться чувства удовлетворения от лагеря у детей. Сплочённый отряд стирает чувство беззащитности и одиночества. Сплочение в отряде не появляется само, т. к. все разные, разные вкусы, предпочтения, жизненная позиция, интересы. Нельзя подавлять их разницу интересов, но можно организовать их общение. Обмениваясь сведениями, сверстники могут дать толчок для возникновения у одного из них интереса в той сфере, которая раньше не привлекала его внимания.


Как помочь отряду стать одним целым, одной командой, одной семьёй???

  • - поставить такую цель перед всеми (сказать o пользе, зачем это?);
  • - говорить об этом часто и утвердительно (мы одно целое, одна команда);
  • - давать каждому проявить себя, включать всех в деятельность.
  • Ошибка — участие в мероприятиях одного и того же лица, только потому, что у него легко получается.
  • - нужно общение между всеми … много;
  • - у всех должно быть право высказаться, любое мнение принимается;
  • - вместе украсить помещение отряда по вкусам каждого, вокруг своей кровати, на стенах
  • - планировать деятельность вместе
  • - использовать индивидуальный подход к каждому
  • - оказывать индивидуальную помощь
  • - каждому контролировать своё поведение, убрать агрессию, стеснение, научиться доверию
  • - работать совместно.
  •  Вместе обсуждать мероприятия, участие отряда.
  • - проводить «Вечернюю свечу»
  • Внутриотрядная жизнь: Игры на сплочение, правила и законы отряда, составленные общими усилиями. Вместе радоваться. Общие и индивидуальные победы.

Отряд сплачивается в деятельности. Когда вместе придумали и участвовали в сценке — сдружаются, когда организованы походы — сближаются.

В одном лагере зарядку решили проводить не всем лагерем, а по отрядам. Утром вожатый будил детей, они всем отрядом делали пробежку, кричали речёвки, и чувствовали себя чем-то единым. Даже такая мелочь, как зарядка, утренняя пробежка - даёт чувство единения. Необходимо всегда искать возможность общей деятельности отряда, совместного отдыха, который всех сплотит, несмотря на внутренние условия лагеря и несмотря на все различия и индивидуальности детей.


Как создать в отряде нужную атмосферу?


Строить команду с первых же дней.

  • Собирать детей вместе в работе, даже в мелочах мелочей (сходить куда-то, что-нибудь принести, переставить кровати…)
  • Обращать внимание детей друг на друга, подталкивать к завязыванию контактов. Следить, чтоб никто не изолировался.
  • Препятствовать образованию «кланов» — небольших замкнутых группок. Бывает, что несколько человек, давно знакомых, приезжают в лагерь вместе, селятся в одну палату, и больше ни с кем не общаются. Такие группки надо ненавязчиво разделять и разбавлять. Но дети не должны подумать, что вы имеете что-то против их дружбы.
  • В первые дни постоянно собирать отряд вместе, стараться не делить его. Если мальчики играют в футбол, то пусть девочки за них болеют: с плакатами, с кричалками, с такими специальными штучками, помпонами для болельщиков.
  • Проводить командные игры, где нужна взаимовыручка. Очень хорошая игра проводилась на одном из вожатских слётов: «Экстрим». Это по сути игра по станциям, но задания там специфические: нужно всей командой, куда-то пройти, где-то пролезть, при этом без дружной работы в тесном контакте просто не справиться. Некоторые вожатые называют это «верёвочный курс». Это так же используется во многих взрослых коллективах для сплочения команды (так называемый Team building).
  • Продумать процесс разделения на команды. Если просто сказать «делимся на 2 команды», то вы получите, скорее всего, вариант «мальчики против девочек» (вы ведь помните, что они боятся друг друга). Если команд больше, чем две, то обособятся «кланы», причём кого-то наверняка не возьмут ни в одну команду. Поэтому делить на команды, особенно в первые дни, надо хитро. Чтоб дети, сами того не замечая, оп! — и оказались поделены на команды. Хорошо, если это происходит уже в процессе выполнения первого задания — тогда у них не будет времени, чтоб покапризничать, что им не нравится, как их поделили. В очень любимой мною «первой игре» команды вообще перемешиваются после каждого конкурса.


Общее дело.

Ничто так не сближает, как общее дело, совместное преодоление трудностей. Надо стараться создавать ситуации, где дети могут проявить заботу друг о друге.

Общее дело — это не обязательно мероприятие, которое вы проводите. Это что-то необычное, интересное, захватывающее. Фантазия вожатого всегда должна работать в этом направлении. Это должно быть, как приключение, например, встреча рассвета.


Вселять командный дух.

«Один за всех, все за одного!» Этот мушкетёрский девиз — как раз то, что нужно. Постоянно напоминайте детям, про то как классно, что вы все вместе, вы команда.

«Мы самый лучший отряд!» — постоянно повторяйте. Но не голословно. Находите объективные подтверждения этому. Найдите, в чём ваш отряд лучше других и постоянно акцентируйте на этом внимание, выделяйте то, чем дети могут гордиться. Очень хорошо ссылаться не мнение других вожатых. К тому, что вы их хвалите, они уже привыкли, а вот если вы скажете: «Мне тут вожатые 4-го отряда сказали, что такого классного выступления они ещё не видели!» — это уже совсем другое дело.

На дискотеке надо зажигать с детьми. Плохо, когда ваши дети расползаются по углам или тусуются небольшими кучками. Сделайте большой отрядный круг, отрывайтесь в нём, и пусть другие завидуют. Мальчики обычно неохотно танцуют в кругу. Втягивайте их, подбадривайте.

Некоторые дети думают, что не умеют танцевать, и, поэтому, комплексуют. Научите их. Покажите им несколько простых движений. Мы-то с вами знаем, что уметь там нечего. Это касается и медленных танцев. Чтоб решиться пригласить девочку, мальчик должен как минимум быть уверен, что танцевать-то он умеет.

Желательно чтобы напарник и напарница танцевали медленные танцы вместе. Пусть не все, но большую часть. Это очень важная часть имиджа: если дети видят хорошие отношения вожатых, это очень сближает. И к тому же вы показываете пример детям, как надо делать.


Отрядные фишки.

Всем нравится выделять из толпы. Очень сближает отрядная фишка — то, что будет вас отличать от других, что будет только ваше. Тут нет предела фантазии. Можно придумать свою кричалку, и кричать её по пути в столовую, свой элемент одежды и т.д.  В прочем, не перестарайтесь: например ходить всё смену задом на перёд дети не смогут, да и не захотят. Ведь если кто-то слишком оригинальничает, он рискует показаться смешным, а этого дети боятся, как огня.

Придумайте необычное оформление отрядного уголка, а то и всего корпуса. Выберите своё отрядное место, где вы будете собираться каждый день. Хорошо, если у вашего отряда будет какой-то свой стиль, пронизывающий всё: от названия и представления отряда, до стиля проведения зарядки. Можно создавать соответствующий антураж для всех мероприятий.

Завершение дня.

Вечерний круг, свечка, вечерний огонек, отрядный костер или любое другое тихое вечернее мероприятие. Со свечкой (искусственной), с гитарой, с легендами и тихими разговорами. Это момент искренности, а это большая ценность, это то, чего всегда не хватает.

Желательно проводить каждодневный анализ дня — хотя бы просто обсудить прошедший день. В атмосфере вечернего мероприятия можно переосмыслить прошедшие событие в нужном свете, чтоб они так и запомнились.

Неоконченное предложение - методика рассчитана на получение первой, самой естественной реакции. Во время ее проведения происходит максимальная эмоциональная включенность в работу.

Наилучший вариант проводимой методики - когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает. Но если технически это трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произносятся вслух, и дети тут же торопятся записать завершение тезиса.

Поиск содержания недописанного тезиса производится исходя из ценностного объекта, отношение к которому исследуется педагогом.

Например:

  1. Больше всего мне не нравится в лагере...
  2. По сравнению с другими наш отряд...
  3. Если было бы можно, я бы...
  4. Иногда я боюсь...
  5. Думаю, что без проблем смогу...
  6. По-моему, лучший вожатый тот...
  7. Многие ребята из нашего отряда...
  8. В будущем я хочу...
  9. Для меня нет ничего хуже...
  10. Я бы на месте наших вожатых...
  11. По сравнению с другими я...
  12. Когда другие делают что-то лучше, чем я...
  13. В нашем отряде...
  14. Если бы я был организатором подготовки (название дела), то...

Формы недописанного тезиса могут быть самые разнообразные. Работая в детских оздоровительных центрах и лагерях, следует использовать ситуацию летнего отдыха, создавая оригинальные методики. Например, удачным отрядным мероприятием можно считать конкурс «Самое лучшее грустное или смешное письмо». Веселый конкурс письмом раскрывает содержание направленности детей. А воспроизведение теста-письма очерчивает некоторые изменения в их направленности за прошедший период смены. Фантастический выбор. Этот метод требует игровой артистической подготовленности. Производится апелляция к воображению, и на фоне воображаемой «волшебной» ситуации актуализируются и словесно оформляются потребности детей. Ребята называют важные для них ценности и указывают лица, находящиеся в зоне их ценностной сферы.

Например:

  • Приплыла к тебе Золотая рыбка. Спросила: «Чего тебе надобно?» Ответь ей.
  • Если бы ты стал на час волшебником, что бы ты сделал?
  • У тебя в руках «Цветик-семицветик». Отрывай мысленно лепестки: чего ты попросишь для себя?
  • Мы нашли волшебную палочку, которая исполняет все желания, стоит только потереть ее шелковой нитью. Что бы ты предложил для исполнения?
  • Ты отправляешься на необитаемый остров и будешь жить там всю оставшуюся жизнь. С собой можешь взять все, что обозначишь пятью словами. Назови пять слов.

ВАРИАНТЫ ВЕЧЕРНЕЙ СВЕЧИ МОГУТ БЫТЬ СЛЕДУЮЩИЕ:

  1. Говорят желающие.
  2. Один человек говорит, затем передает «свободный микрофон», кому пожелает.
  3. Вожатый (воспитатель) передает «свободный микрофон» кому пожелает.

ФОРМЫ ВЕЧЕРНЕЙ СВЕЧИ:

  • Белые и черные камни, которые вы собрали на прогулке, могут быть символом хорошего и плохого.
  • Вы можете строить дом из разноцветных кирпичей. Для этого вам надо приготовить «кирпичи» из темной и светлой бумаги. Цвет стен, которые возведут ребята, покажет вам, КАКИМ был прошедший день.
  • Берете обыкновенный моток ниток и, держа его конец. Говорите свое мнение; затем передаете нить кому-то другому, и так до тех пор, пока каждый не вплетется в паутину. И помните, если хоть одна нить теряется, то порвется вся паутина. Объясните ребятам, что они и есть те ниточки, из которых составляется целый узор.
  • На этом вечере говорят: «Спасибо» одному человеку из семейки, уточняя за что. Такой анализ эффективно проводить после эмоционального спада.
  • «Прогноз погоды» выразит словами или условными знаками состояние совей души.
  • Прерванная интересная история. Если ваши дети перевозбуждены вы можете рассказать интересную историю и прерваться на самом интересном месте. Расскажу, если… успокоитесь или в следующий раз.
  • «Шляпа». Написать вопросы, которые накопились за несколько дней. Они могут касаться как хороших дел, так и не всем хороших (О каше, уборке, об удачах, проступках и т. п.). Человек вытаскивает вопрос и говорит о своем отношении к этому.
  • «Шляпа», «Ромашка», «Листочки». Иногда детям трудно начать разговор о себе, поэтому вы можете написать вопросы на символических ромашках, листочках и т. п.
  • «Конфеты». Подходит для первой свечи. Вы предлагаете всем детям взять столько конфет, сколько они захотят. Сколько конфет — столько предложений вы должны рассказать о себе.
  • «Ниточки». Перед началом свечи детям предлагают взять ниточку. Кусочки разноцветных ниточек может быть разной длины 10 −30 см. Во время обсуждения каждый ребенок наматывает ее на палец, высказывая свое мнение. Т.О. выбрав нить той или иной длины, ребенок заявляет о своем желании выступить и настраивается на развернутую оценку дня или короткую реплику.
  • «Дерево». В семейном уголке вы можете поместить стволы деревьев без листьев. Вы говорите детям о том, что после каждой вечерней свечи на стволах деревьев будут появляться зеленые листья. На зеленых листочках будут написаны имена тех детей, которые за последний день или 2 дня были самыми — самыми, например, Саша организовал ребят на уборку, Лена помогла подружиться рассорившимся девчонкам, и они ее за это благодарят и т. п.
  • «Конверт откровений». На предложенных листочках бумаги до начала свечи дети пишут по просьбе вожатого (воспитателя) волнующие вопросы. Ребята передают друг другу конверт. Получивший его высказывает свое отношение к прошедшему дню и заглядывает в конверт. Вытащив из него вопрос, отвечает. Если вопросов недостаточно, то право ответа предоставляет воспитатель (вожатый).
  • "Ромашка". От цветочка каждый отрывает по лепесточку. Там написано прилагательное или не законченное предложение. Этот лепесток отдаётся тому, кому это подходит.
  • "я сегодня молодец, потому что..." Такими словами в лагерях иногда заканчивают свечку, чтобы дети могли правильно себя оценить и подвести итог пройденного дня....чтоб рефлексия произошла.


Первую свечу проводят вожатые (педагоги).

Педагогическая задача свечи в первые дни смены — научить ребят правилам поведения и выступления на свече, приучить их к мысли о том, что вечером они будут собираться вместе и анализировать каждый прожитый в лагере день.

Первые дни детей переполняют впечатления. У них потребность поделиться тем, что запомнилось, что понравилось.

Начать ее можно либо с песни, либо с легенды, рассказа, притчи… (Легенда о пепельном городе).

Вожатый (воспитатель) объясняет ребятам законы свечи, а затем проводит знакомство, используя талисман-игрушку, значок, часы…, «свободный микрофон». Тот, у кого в руках окажется этот предмет, может высказываться, после чего талисман нужно передать, пока он вновь не вернется к ведущему. Знакомство лучше начать с самого ведущего, что позволит создать теплую, доверительную атмосферу. Постарайтесь действительно искренне, кратко рассказать о себе без интимных подробностей, но не ограничиваясь стандартными фразами. После чего передайте «микрофон» следующему ребенку.

Важно, чтобы на этой свече, по возможности, высказались все; если ребенку очень трудно — задавайте вопросы, интересуйтесь, но не сильно настаивайте.

ОБРАЩАЙТЕ ВНИМАНИЕ НА ДЕТЕЙ ВО ВРЕМЯ СВЕЧИ — ЭТО ВАША ПЕРВАЯ ДИАГНОСТИКА!

К концу смены, если вы хорошо постараетесь, дети полюбят свечу и будут особенно тщательно готовиться к ним.

На прощальной свече каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать свободный микрофон. Тот, у кого находится «свободный микрофон», называет девочку или мальчика, от которых хотел бы услышать о себе. Так, например, на последнем вечере пускается по кругу свечка. Тот, у кого в руках свеча должен высказать свое мнение о любых двух людях из отряда.


В завершении можно раздать каждому по небольшой звезде, на которой ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звезды на загрунтованный ватман — это будет ваш прощальный звездопад.

Карта знакомства

Рисуется карта, на которой есть остров Одиночества, море Радости, поляна Мечты и т.п. Каждый бросает кубик и куда он попадет, о тех случаях жизни человек и рассказывает.

Рассказ - эстафета

Этап развития коллектива. Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет. Выговариваются сидящие в кругу по принципу: все говорят, а чего бы и мне не сказать. Выговаривается вся группа. Уровень отряда - любой.

Пакет откровений

Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами. Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность мышления ребенка при ответе на вопросы. Уровень отряда - любой.

Музей любимых вещей

3-4 день смены. Рассказ не о себе, а о предмете характеризующим хозяина и демонстрируемому на огоньке. Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны. Уровень отряда - высокий.

Гороскоп

2-3 день смены. Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием - краткая характепистика знака. Необычная характеристика детей. Форма запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать по сезонам года, цвету глаз и т.д. Уровень отряда - низкий.

Фонарщик

3-5 день смены. Эмоциональное представление легенды о маленьком фонаршике. Говорит тот, у кого свеча (фонарь). Передача по свободному выбору. Определяет умение выбрать, выделить для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение микрогруппы. Уровень отряда - высокий.Вариант: Букет цветов. На каждом цветке - вопрос. Высказывающийся дарит цветок по своему выбору.

Памятный день

2-З день. Рассказывая о себе, ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни. Это свечка-тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его запросам. Сама свечка проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ-эстафета. Уровень отряда - любой.

Горящая спичка

Группа рассаживается в тесный круг. Руководитель зажигает спичку и передаёт её по кругу. Тому, у кого в руках спичка погаснет, члены группы задают любые три интересующие их вопроса, или он задаёт любым трём какой-либо вопрос, или ещё что-либо в этом роде: Ответивший снова зажигает спичку и передаёт её по кругу.

Вопросы, которые можно использовать в беседе «Свеча по кругу»

  • Есть ли у тебя цель в жизни?
  • Как бы ты провел свой последний день в жизни?
  • Что такое жизнь?
  • Каким ты хотел бы быть всегда?
  • Что важнее всего уметь в жизни?
  • Что для тебя радость?

И т.д.

Свечки- откровения (Конфликтные)

Письмо другу

Участники огонька устно пишут письмо другу, родным (Принцип дневника). Переключение внимания с себя на окружаюших, потребность в других людях, в их сочувствии. Уровень отряда - любой.

Я не понимаю

Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом, начинающимся на "Я не понимаю, почему...?" Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение другого человека, налаживание контактов. Уровень отряда - средний, высокий.

Разговор с игрушкой

Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой). По принципу "письмо другу", но плюс тактильный контакт. Уровень отряда - средний, младший.

Разговор с попутчиком

Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходящем в лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление положительных. Уровень отряда - любой.

Ситуативный (Электрический стул). Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим (корректирующим текстом в случае его некорректности по отношению к человеку), дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства. Уровень отряда - высокий.

Круг молчания - 1

Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к центру. Остальным говорить строго запрещено, т.е. говорят только желающие высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу). Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания, обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного эмоционального напряжения, снятие конфликта.

Круг молчания - 2

Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать, выходит и садится в круг. В обоих огоньках "Круг молчания" создается элитарность говорящих, в число которых втягивается остальная часть отряда.

Наедине с собой

2-Э этап, ситуативно. Говорящий выходит в круг к свече. Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания участника и эффект одиночества, откровенности. Уровень отряда - средний.

Разговор со свечёй

Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли, "скребущие душу", "крик души". Внимание акцентировано на проблеме в отряде. Уровень отряда - средний. После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий эмоции детей на положительный уровень.

Спасибо

У всех свечи? «Зажигает» свечу(искусственная) другому и говорит "спасибо за…"

Игра с вопросами

Кидать кубик, выпадает, например, 6. Шестому человеку слева задаёшь вопрос. И так по кругу.


Свечки анализа

Цепочка

Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор. Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества информации; кратковременного проведения. Уровень отряда - слабый, средний.

Отряд для меня

Финал смены. Каждый участник огонька отвечает на вопрос "Чем стал отряд для меня за эту смену?". Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни. Свечка (анализ дня)

  • 1 этап.

Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу. Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.

  • 2 этап.

Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один представитель от микрогруппам на общий круг (который решает общие вопросы). Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного лидирования в микрогруппе.

  • 3 этап.

Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном режиме (по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации. Появляется возможность для самореализации ребенка, его укрепление в отряде, как личности; имеется возможность диалога. Уровень отряда - средний, высокий.

Свечки адаптации (заключительные)

Позиция

Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его критическое конструирование. Это свечка-тренинг выживания ребенка в социуме "большой земли" не теряя своих положительных качеств, полученных и закрепленных в лагере. Уровень отряда - любой.

Живой уголёк

Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т.д.- "Живой уголек". Высказываются последние пожелания и «Живой уголек» передается тому, кому очень хочется передать, дополняется традициями прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему из системы отряда. Уровень отряда - любой.

Расскажи мне обо мне

Финальная свечка. О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3х называет сам тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона. Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему возможность корректировать эту систему в дальнейшем. Уровень отряда - любой.

"Я как в зеркала смотрю в людей..."

Финальная свечка. Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении создается эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говорящий и слушающий находятся в креслах друг против друга, достигается концентрация внимания на диалоге. Уровень отряда - только высокий.

Заключение

Педагогическая задача "свечки": научить детей осмыслению собственных поступков, воспитать культуру общения.

Свечка - самая романтическая и привлекательная форма коллективного общения, которая позволяет каждому участнику:

  • высказаться;
  • понять другого;
  • проанализировать прошедший день, дело или ситуацию;
  • раскрыть себя со стороны;
  • слушать, а главное слышать.

Роль взрослого:

  • видеть и слышать каждого;
  • заранее позаботиться о живом огне, поместить его в центр круга;
  • тщательно продумать форму проведения свечки;
  • создать эмоциональный настрой;
  • следить за поддержанием живого огня, за выражением своего лица, интонацией;
  • периодически забывать о наличии собственного мнения.

Помните о своей двоякой роли: вы равноправный член коллектива, вы смотрите на всё со стороны, вы единственный человек, знающий, когда закончить. Тема свечки должна быть актуальна! Основная задача участника: активно принимать участие в обсуждении. Условие выполнения: каждый может высказать всё, что желает, не перебивая остальных.

Л И Д Е Р - В Е Д О М Ы Й

Передача части власти (соуправление) от вожатого к детям

Известно, что человек учится, изменяется только в деятельности, творчестве.

Раскрытие в каждом ребенке лидерских (т.к. человек творит и учится, только будучи в активной позиции), и творческих (для раскрытия и самовыражения личности) качеств.

Однако, проблема состоит в том, что:

  1. Вожатый не уступает место лидера, хотя дети уже хотят что-либо делать и вести самостоятельно.
  2. Дети не умеют руководить, и даже устроив "бунт стариков" и получив власть, не знают, что с ней делать. А если ведущий пустит дело на самотек, то и сделают кучу ошибок. А причина одна: их этому просто не научили и не создали условия для деятельности.
  3. Случай - это когда 1 и 2 вместе, конфликт нарастает до скандала и т.д.


Итак, для того чтобы дети вышли в лидерскую позицию нужны минимум три вещи.

  1. Заинтересовать их в деятельности, показав им "яркие" дела на очень высоком уровне (планка дел) т.е. тот уровень к которому они потом будут тянуться.
  2. Научить их формам и содержанию дел, а также планированию. научить лидировать.
  3. Уступить им место, уйдя с лидерской позиции на позицию супервизора (а не самоустраниться), незаметно поддерживать, создавая "ситуацию успеха"

Для осуществления этого -  смена (компания) разделяется на четыре зоны (стадии), разделенные между собой кризисами.


Начальная зона. (1-8 день). Делится на две фазы: А (жесткую) и Б (мягкую).

ЗУ-зона управления.

  1. Зона жесткого лидерства, ведущего - жесткие единые педагогические требования, задание высокой планки отношений. Детям проще адаптироваться: они знают, что от них требуют.
  2. Зона мягкого лидерства - организация органов самоуправления, закрепление позиции лидера предоставление детям возможностей проявить себя.
  3. Зона жесткого взаимодействия - передача ЗУ ведомым.
  4. Зона мягкого взаимодействия - лидер-консультант, ведомый реализует свой творческий потенциал:
  • на прежнем уровне, закрепляя ЗУ,
  • на следующем, более высоком уровне, закрепляя его...


Логика развития 21-дневной смены (по дням).

1-2 день – организационный период - жесткое лидирование.

a) Знакомство с лагерем, его законами, традициями, требованиями вожатых.

б) Демонстрация возможностей лагеря и педагогического состава (дела вожатых).

в) Диагностика "входа" и огонек знакомств.

г) Выравнивание детей по социальному статусу, разбивка старых связей.

д) Создание условий для решения детьми своих личностных проблем.


3-4 день - зона мягкого лидерства - продолжение демонстрации и закрепление позиции лидера.

а) Система дел идет по возрастающей, эмоциональный уровень

поднимается. Задание высокой "планки отношений".

б) Предоставление детям возможности попробовать свои силы, себя.

в) Многовариантность действий и многообразие дел.

г) Решение личностных проблем.

д) Выявление лидеров, формирование микрогрупп и органов самоуправления (ОСУ), создание полной структуры коллектива.


5-6 день - зона жесткого взаимодействия, зона обучения.

а) Передача детям ЗУ.

б) Больший акцент на микрогрупповую работу, решение микрогрупповых проблем (постановка задач, не решаемых в одиночку, на которые выделяется отдельное время).


10-13 день. Точка передачи лидерства - через совместную работу: подготовка и проведение отрядного дела с равным участием детей и вожатых, либо создание ситуации, когда дети вынуждены взять власть в свои руки.


15 день - жесткое взаимодействие - постепенная передача ОСУ всей полноты власти, выведение ОСУ в режим стажера. Позиция вожатого - инструктор, супервизор.

а) Продолжение обучающей программы с переходом к реализации полученных ЗУ,

б) Выход на макрогрупповой (отрядный) уровень, решение макрогрупповых проблем, упор на общеотрядные дела.

Внимание! Важно распределить систему выдачи ЗУ по нарастающей по всей длине смены. Иначе вы потеряете свою систему лидирования.


17 день - мягкое взаимодействие. Позиция вожатого: наблюдатель-консультант. Зона свободного творчества и самореализации детей через крупные общеотрядные дела.

а) Максимальная свобода выбора и действия.

б) Применение детьми ЗУ на практике.

с) Выход на дружину.


18-21 день - мягкое взаимодействие.

1) Переход на более высокий уровень реализации дел,

2) Закрепление на достигнутом уровне (зачет).

а) Реадаптация (личная инициация, напутственная речь и т.д.),

б) Подготовка к разъезду и возвращению домой (в т.ч. психологическая),

в) Диагностика выхода, итоговые дела, анализ (напр. дневники).

~ - после разъезда - реакция последействия (обычно письма...).

МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИДЕРОВ В ДЕТСКИХ КОЛЛЕКТИВАХ

Лидеры. Кто они?

Лидер - ведущий - человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу. Он стремится выложиться для достижения общей цели, активно влияет на окружающих, наиболее полно понимает интересы большинства. Именно с ним хочется посоветоваться в трудные минуты, поделиться радостью, он может понять, посочувствовать, всегда готов прийти на помощь, от него во многом зависит настроение, он способен "завести" окружающих.

Различают лидеров-созидателей и лидеров-разрушителей.

Лидер-созидатель действует в интересах дела, в интересах организации и всех ее членов, которых он ведет за собой.

Лидер-разрушитель действует в своих собственных интересах, для него на первом плане не дело, не люди, а собственное эгоистическое желание показать себя, используя для этого дело и окружающих (зачастую во вред и делу, и людям).

В детском объединении, организации встречаются лидеры, роли которых различны: лидеры-организаторы (деловые лидеры), лидеры-генераторы эмоционального настроя (эмоциональные лидеры), лидеры-инициаторы, эрудиты, умельцы.

Деловые лидеры играют основную роль в решении задач, поставленных перед коллективом в реализации трудовой, спортивной, туристской, интеллектуальной, творческой и др. деятельности. Лидеры-инициаторы выделяются в деятельности на этапе выдвижения идей, в поиске новых сфер деятельности для коллектива.

Лидер-умелец - это наиболее подготовленный в конкретном виде деятельности член коллектива (например, в походе - самый опытный турист).

Роль эмоциональных лидеров связана с действиями, относящимися в основном, к сфере межличностного общения в коллективе, группе в рамках организации. Ребята, успешно действующие в обеих сферах жизни организации, выдвигаются на роли абсолютных лидеров.

Деловые лидеры осознают межличностные отношения. Это обусловлено стремлением деловых лидеров хорошо знать подавляющее большинство своих товарищей по организации, что позволяет им соответственно этим знаниям строить свои отношения.

Эмоциональные лидеры зачастую не испытывают потребности в управлении коллективом. Отрицательные взаимоотношения между членами коллектива в организации точнее характеризуют деловые лидеры. Для воздействия на коллектив, наряду с умением воспринимать личные отношения, большое значение имеет определять статус сверстников. В этом лучше всех ориентируются абсолютные лидеры, на втором месте идут деловые лидеры. От эмоциональных лидеров в большей степени зависит психологический климат в коллективе, самочувствие сверстников, а также принятые нравственные ценности.

Лидера выдвигает деятельность. Поэтому через специально организованную разнообразную по содержанию деятельность можно обеспечить не только ситуации, направленные на сплочение организации, но и, прежде всего, благоприятные возможности для успеха ребят, обладающих развивающимся потенциалом влияния на сверстников.

Для развития организации как коллектива, характерна постоянная смена лидеров в зависимости от вида, характера и содержания деятельности, что обеспечивает каждому члену организации возможность пребывания в роли лидера и приобретения навыков организации других людей и самоорганизации.


Предлагаемые Вам методики помогут выявлению лидеров в коллективе.

Фигура

Предлагается нескольким группам ребят по 5-8 человек в каждой, соревнуясь между собой, быстро выложить на полу (траве, асфальте) из обычных камешков, кубиков, спичек какую-то заданную фигуру (дом, машину и т.п.) Вот подана команда, все бросились к камешкам, схватили их в руки и... что дальше? Вот тут-то только успевай фиксировать все, что происходит. Ведь нужно заметить, как действует каждый из участников: кто смело бросается вперед, берет на себя инициативу, определяет порядок действий, отдает распоряжения, а кто стоит в стороне, предпочитает действовать в одиночку. Выявляются лидеры ситуации, их помощники, обнаруживаются и пассивные, зависимые, не инициативные люди. Хотите убедиться в своих выводах - проведите игру еще раз. Сопоставьте результаты наблюдения с другими имеющимися сведениями.


Выбор руководителя похода

Ребята называют всех потенциальных руководителей, например, туристского похода и т.д. Названные учащиеся отходят в сторону, а остальным предлагается выбрать из них себе командира и подойти к нему. При этом за каждым сохраняется право остаться на месте, если его не устраивает ни один из названных командиров. Так группа детей разбивается на группы, возглавляемые лидерами, которые, по мнению коллектива, могут стать организаторами дела.


Полет на Луну

Блиц-игра, позволяющая выявить организаторские способности ребят. Группам учащихся дается перечень из 15-20 предметов, из которых за 2 минуты нужно выбрать 3, необходимых и достаточных для полета на Луну. Лидеры определяются в ходе поиска правильного решения.


Геометрия для слепых

Играющие становятся в круг. Внутри круга натягивается веревка, за которую все держатся руками. Ведущий объясняет, что необходимо, закрыв глаза, построиться квадратом, равносторонним треугольником, используя при этом только устные переговоры. Сообщается также, что ребята играют на пространственное воображение и внимательность. Во время игры, когда идет перестроение, ведущий наблюдает, кто из ребят выступает в роли организатора перемещений.


Стульчики

Играющие сидят на стульях. Одновременно они должны встать, обойти вокруг своего стула и одновременно сесть. Важно заметить того человека, кто первым подал команду.


Лидер

Коллектив разбивается на несколько групп по 5-6 человек. С каждой группой работает взрослый человек - наблюдатель-эксперт. Ведущий по очереди раздает всем группам задания, они должны быть не сложными и интересными, например:

  • придумать рассказ, все слова которого начинаются на одну букву;
  • построиться по цвету волос от светлых к темным;
  • оживить картину и т.п.

Эксперт, наблюдая за работой группы, раздает после выполнения каждого задания каждому участнику разноцветные жетоны, определяющие его роль в выполнении данного задания. Но ведущий не объявляет участникам, что означают те или иные цвета, а в конце игры предлагает ребятам выполнить аппликацию из тех жетонов, которые они заработали. Таким образом, после проведения игры у педагогов будет наглядная картина, отражающая степень активности того или иного ребенка.

  • Красный квадрат • организатор коллективной деятельности
  • Зеленый треугольник • генератор идей
  • Бордовый ромб • невостребованный талант
  • Коричневый прямоугольник • дезорганизатор


Киностудия

Руководитель игры предлагает всем следующую ситуацию: "Представьте, что вам предлагается снять фильм, для чего необходимо назвать того человека, который сможет организовать съемки фильма". После того, как все назовут одну-три кандидатуры режиссера, выявляются кандидаты в лидеры из тех, кто набрал наибольшее количество выборов. Они выбирают поочередно своих помощников, при этом выбор следующего осуществляется после совета с уже выбранными помощниками. После того как образовались микрогруппы по четыре-пять человек, всем остальным предлагается выбрать себе "киностудию" и присоединиться к этим микрогруппам.

Каждой киностудии предлагается подготовить в течение 15-20 минут пантомиму (сценку) на тему жизни коллектива, где работают или учатся ребята.

После проведения этого коллективного творческого дела ведущий просит в каждой микрогруппе провести анализ и определить, кто оказался в ходе подготовки "кинофильма" реальным лидером.


Старт

Игра представляет собой путешествие групп (команд), которые проходят определенный маршрут по замкнутому кругу, выполняя на каждом этапе задания. Содержание задания становится известным только на этапе.

Правила организации игры:

  1. Количество этапов должно быть равным или кратным количеству групп, участвующих в игре;
  2. Все этапы должны быть одинаковыми по длительности. Как правило, этап длится 7-10 минут;
  3. Следует установить единый сигнал перехода с этапа на этап (звонок, музыка, фраза и т.д.)
  4. У каждой группы свой маршрутный лист, в котором обозначена последовательность прохождения этапов и их местонахождение.
  5. Переходы с этапа на этап учитываются по времени и должны быть предельно короткими. Этому может способствовать рациональное расположение этапов недалеко друг от друга и, условно, по кругу.
  6. Задания, выполняемые группами на этапах, должны быть рассчитаны на коллективное исполнение и по сложности "решаемы" за время, отведенное на этап.
  7. Важно, чтобы формы заданий на этапах не повторяли друг друга, были разнообразными, давали возможность ребятам переключиться с одного вида деятельности на другой.


Примеры заданий на этапах:

I этап "Эврика". Задание: В течение 10 минут необходимо ответить на 10 вопросов на сообразительность. Оценка: За каждый правильный ответ 0,5 балла.

II этап "Кусочки". Задание: Из кусочков картона, лежащих в конвертах, соберите квадрат, треугольник, круг, яйцо. В каждом конверте кусочки для одной фигурки. Оценка: Если собраны 4 фигуры - 5 баллов,3 фигуры - 4 балла, 2 фигуры - 3 балла, 1 фигура - 2 балла.

III этап "ШТЭМ" (школьный театр эстрадных миниатюр). Задание: Изобразите сценку из школьной жизни. Оценка: По пятибалльной системе. Этап развивает коммуникативные навыки.

IV этап "Взгляд". Задание: С помощью фломастеров, карандашей, красок изобразите, пожалуйста, свои впечатления о школе. Оценка: По пятибалльной системе. Этап диагностирует проблемы, существующие в школе.

V этап "Да-нетка". Задание: "Сейчас я вам обрисую ситуацию словами, но не полностью, а частично. Ваша задача - задавая вопросы, на которые я могу ответить "да" или "нет", "не имеет значения" или "вопрос поставлен не корректно", восстановить ситуацию полностью. Оценка: Если отгадано 3 ситуации - 5 баллов, 2 ситуации - 4 балла, 1 ситуация- 3 балла. Этап развивает способность системно и логически мыслить.

VI этап "Перевертыши". Задание: Расшифруйте 10 перевертышей. ("Все собаке рождество" - "Не все коту масленица.) Оценка: За каждый правильный ответ - 0.5 балла. Этап способствует развитию широты мышления, умения ассоциировать.

VII этап "Ведра". Задание: Одно ведро, наполненное водой, стоит на столе, другое, пустое, на полу, в шести метрах от первого. Ваша задача - перелить воду из одного ведра в другое. Поднимать ведра и столы не разрешается. Группе выдается чайная ложка. Оценка: По пятибалльной системе сравнительно оцениваются группы, перелившая больше всех воды получает 5 баллов.

VIII этап "Проблемы". Задание: На листе бумаги напишите, пожалуйста, те проблемы, решить которые могла бы школьная молодежная организация. Оценка: Этап не оцениваемый, а диагностирующий. Диагностируются проблемы, существующие в школе.

IX этап "Спички". Задание: Из спичек выполните три задания. Оценка: Выполнено 3 задания - 5 баллов, 2 задания - 4 балла, 1 задание - 3 балла, ни одного - 1 балл. Этап развивает способность нестандартно мыслить.

X этап "Самоуправление". Задание: Нарисуйте, пожалуйста, схему управления в Вашей школе. Оценка: Этап не оцениваемый, а диагностирующий. Собирается информация о формах самоуправления в школе.


Механизм выявления лидеров в игре "Старт"

При проведении игры "Старт" на каждом этапе происходит отслеживание лидеров. Ведущий этапа фиксирует ребят, проявляющих активность в выполнении заданий (записывает фамилию, имя на листке).

По окончании игры списки лидеров собираются и обобщаются. Результат: имена актива. После игры целесообразно проводить выборы актива самоуправления.

Приложения

«ДА-НЕТКА 1»

  1. Человек сидел в комнате и трясся от страха. Вдруг, он вскочил и побежал, громко крича.
  2. Человек получил удар в глаз и очень этому обрадовался.
  3. Девятиклассник выходит из большого дома. Несет в руке предмет. Навстречу ему другой девятиклассник. Спрашивает: «Шесть?» - «Нет, семь». О чем разговор?


«ДА - НЕТКА 2»

  1. Я встретил её случайно. Я пытался её поймать, но она уходила все дальше и дальше. Я принес её в руке.
  2. Два человека вошли в комнату. Увидели убийцу, его окровавленную жертву. Спокойно обменялись мнениями и спокойно вышли-
  3. Ехала машина. В неё сел попутчик. Пошел дождь. В машину сел второй попутчик. Когда машина приехала, один попутчик вышел, другой скончался.


«ДА - НЕТКА 3»

  1. Вдруг за стеной послышались аплодисменты, которые стихли только после убийства, которое закончилось спасением.
  2. Идет мужчина по улице. Пошел (начался) сильный дождь. Человек умер.
  3. Мужчина спит. Среди ночи раздается звонок телефона. Мужчина поднимает трубку. В трубке молчание. Мужчина вешает трубку.


«ЭВРИКА 1»

  1. Электропоезд шел с севера на юг. Ветер дул с юга на север. В какую сторону шел дым от поезда?
  2. Ехал зимой лыжник, на нем сидела муха, с какой скоростью ехала муха?
  3. Чем кончается день и ночь?
  4. Как сорвать ветку, чтобы не спугнуть птицу, сидящую на ней 7
  5. Почему парикмахер в Женеве во время войны скорее предпочитал стричь двух французов, чем одного немца?
  6. Какое слово все выпускники школ Оренбургской области пишут неправильно?
  7. Сегодня утром моя сестра уронила серьгу в кофе, но хотя чашка была полна до краев, она смогла достать серьгу, не намочив пальцев.
  8. Дней 10 назад баскетбольная команда нашего колледжа выиграла встречу со счетом 76:40, хотя ни один баскетболист не забросил ни одного мяча. Как Вы это объясните?
  9. Под каким деревом прячется заяц во время дождя проливного?
  10. Сколько на этом рисунке треугольников?


«ЭВРИКА 2»

  1. Бутыль " Пепси " стоит 10 $. " Пепси " на 9 $ дороже, чем пустая бутыль. Сколько стоит пустая бутыль?
  2. Что путешествует по всему миру, оставаясь в одном углу?
  3. Житель небольшого городка за сравнительно короткий срок зарегистрировал брак более 20 раз. Каждый раз в брак вступала другая женщина. Тем не менее, житель, о котором идет речь, не развелся ни с одной из 20 женщин и не стал многоженцем. Как Вы это объясните?
  4. Росли четыре березы. На каждой березе - по четыре больших ветки. На каждой большой ветке - по четыре маленьких ветки. На каждой маленькой ветке - по четыре яблока. Сколько всего яблок?
  5. Что делается с красным платком, если его опустить на пять минут в воду?
  6. Что было в Лондоне 25 декабря 1884 года?
  7. На какой вопрос нельзя дать правдивый утвердительный ответ?
  8. Когда черной кошке легче всего пробраться в дом?
  9. У некой дамы не было при себе лицензии на право вождения автомашины. Она не остановилась на железнодорожном переезде, хотя шлагбаум был опущен и, не обращая внимания на знак одностороннего движения, двинулась в противоположном направлении, и остановилась, лишь миновав три квартала. Все это происходило на глазах полисмена, который, однако, не счел необходимым задержать даму. Почему?
  10. Здесь изображен предмет, который Вам хорошо знаком. Что это за предмет? (круг черный, а в центре круга белый квадрат)


«ПЕРЕВЕРТЫШИ- 1»

  1. Зажигалка взрослым инструмент.
  2. На полуострове осина почерневшая.
  3. Не передавал лисице черт глыбу масла.
  4. В поле погибла травинка.
  5. Ненависть добра, возненавидишь и барана.
  6. Богохульствовал ли ты с утра муженек?
  7. Умерший бегать может посидеть.
  8. По помойке муха ползала.
  9. Кошка - враг обезьяны.
  10. Муха никому не ноги.


«ПЕРЕВЕРТЫШИ – 2»

  1. Тень мрака из светлой республики.
  2. Твоя племянница заурядных подлых беззаконий.
  3. Он засовывает в узкую юбку оригиналом бесплатного контейнера.
  4. Громче, кошки - пес в подвале.
  5. Добрые уши смешнее бронежилета.
  6. Ты нас ненавидела. Ненависть уж точно из тела твоего вспыхнула окончательно.
  7. На ложной обочине стоите, господа!
  8. Продайте мне полностью " Дженерал Моторс ".
  9. А мне, Мюллер, вы прикажите уйти.
  10. Ничтожное, бессильное, лживое и рабское австрийское ухо.


«СПИЧКИ-1»

  1. Каждая спичка имеет длину 4.5 см. Как из 13 спичек, не ломая их, сложить метр ?
  2. При помощи двух спичек, не ломая и не разрезая их, образовать квадрат.
  3. Из шести спичек сложить четыре разносторонних треугольника, со сторонами равными одной спичке.


«СПИЧКИ-2»

  1. Как из 8 спичек сделать три?
  2. Данная фигура образована 6 спичками. Переложить 2 спички так, чтобы получилось 3 квадрата.
  3. Из 12 спичек получить б квадратов, со стороной равной одной спичке.


ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ

«ДА - НЕТКА 1»

  1. Ученик на уроке. Боится, что спросят. Звенит звонок.
  2. На человека упал кошелек с большой суммой денег.
  3. Струны на гитаре.

«ДА - НЕТКА 2»

  1. Заноза.
  2. Музей. Картина " Иван Грозный и его сын Иван ".
  3. В открытой грузовой машине находился гроб.

«ДА - НЕТКА 3»

  1. Ловили моль.
  2. На земле лежал оголенный высоковольтный провод.
  3. Мужчина громко храпел. Соседка за стеной, таким образом, его разбудила.

«ЭВРИКА 1»

  1. У электропоезда дыма нет.
  2. Зимой мухи не летают.
  3. Мягким знаком.
  4. Подождать, когда она улетит.
  5. С двух клиентов получит больше денег, чем с одного.
  6. Неправильно.
  7. Кофе был сухой.
  8. Играли женские баскетбольные команды, т.е. баскетболистки
  9. Под мокрым,
  10. Семь. Седьмой в букве А.

«ЭВРИКА 2»

  1. 0.5$ (50 центов).
  2. Марка.
  3. Он работал в Загсе.
  4. На березе яблоки не растут.
  5. Намокнет.
  6. Рождество.
  7. "Ты спишь? "
  8. Когда дверь открыта.
  9. Дама шла пешком.
  10. Спичка. Вид с торца.

«ПЕРЕВЕРТЫШИ - 1»

Спички детям не игрушка.

  1. У Лукоморья дуб зеленый.
  2. Послал вороне бог кусочек сыра.
  3. В лесу родилась елочка.
  4. Любовь зла, полюбишь и козла.
  5. Молилась ли на ночь, Дездемона?
  6. Рожденный ползать летать не может.
  7. По улице слона водили.
  8. Собака - друг человека.
  9. Хлеб всему голова.

«ПЕРЕВЕРТЫШИ – 2»

  1. Луч света в темном царстве.
  2. Мой дядя самых честным правил.
  3. Я достаю из широких штанин дубликатом бесценного груза.
  4. Тише, мыши - кот на крыше.
  5. Злые языки страшнее пистолета.
  6. Я Вас любил. Любовь еще быть может, в моей душе угасла не совсем.
  7. Верной дорогой идете, товарищи!
  8. Купи себе немного " Олби ".
  9. А Вас, Штирлиц, я попрошу остаться.
  10. Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык.

«СПИЧКИ – 1»

  1. Составить из спичек слово " ТРИ ".
  2. Сдвинуть спички так, чтобы внутри большого квадрата образовалось два квадрата и два прямоугольника.
  3. Из данных спичек составить куб.

«СПИЧКИ –2»

  1. Сложить из спичек слово "МЕТР".
  2. Образовать квадрат спичками и углом стола.
  3. Из трех спичек на плоскости сложить треугольник, остальные три соединить головками, установив ножку в каждой из углов треугольника. Получится тетраэдр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптационный период в начальной школе

Как помочь младшему школьнику справиться со сложностями, с которыми он сталкивается в первые годы обучения....

Педагогический проек. Тема "Разработка модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период

Педагогический проект/ Тема:  Разработка  модели психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в адаптационный период.   СОДЕРЖАНИЕ Введение...

Круглый стол «Роль классного руководителя в адаптационный период при переходе с одной образовательной ступени на другую (5 класс)»

Целью данного круглого стола является разработка авторской программы работы с классом в период адаптации на новой ступени образования (5 класс). Во время проведения круглого стола используется п...

Проведение адаптационного периода в группе ( из опыта работы)

Данный материал описывает опыт работы куратора с группой в первые недели обучения...

Психологическое сопровождение учащихся 5 классов в адаптационный период

Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Особенностью социально-психологической ...