Системное мышление
статья по психологии на тему

Статья " Системное мышление" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemnoe_myshlenie.docx18.21 КБ

Предварительный просмотр:

                             «Системное мышление»

В последние годы мы все чаще слышим о системном мышлении. Если вы обладаете высоким уровнем системного мышления, то вы принимаете более верные и результативные решения.

Основные свойства системного мышления

Привычное для нас логическое мышление базируется на разделении любой системы на составляющие части, изучении свойств этих частей, а затем сборе этих частей в систему на основе выявленных связей между ними. При этих действиях мы упускаем множество комбинаций факторов, обладающих взаимовлиянием друг на друга, мы сознательно упрощаем систему.

Однако мир, в котором мы живем, существует не отдельными фрагментами, а цельно и неделимо. Мир тоже является системой. Система - это образование, которое существует и функционирует благодаря многовариантному взаимодействию своих многочисленных частей. Система в большей степени зависит не от того, из чего состоят их части, а из того, как эти части взаимодействуют друг с другом. Взаимодействия эти не линейны, часто скрыты и неочевидны, могут быть даже парадоксальны. Задачей системного мышления является составить такую модель мира, которая позволит наиболее точно расставлять ориентиры в нем.

Основы системного мышления лучше всего начинать закладывать в детстве. Основными свойствами системного мышления являются:

Видение цельности, наполненности множественными связями;

Понимание необходимости искажений модели реальности для упрощения восприятия, способность переключиться с одной модели на другую;

Умение видеть обратную связь (т.е. при воздействии на одно из звеньев системы, происходят изменения, результаты которых всегда можно увидеть, однако часто эти результаты могут быть достаточно отсрочены во времени, что затрудняет их диагностику);

Готовность к постоянным изменениям своих убеждений;

Умение видеть реальность на разных уровнях, под различной степенью увеличения, умение переключиться с одной системы координат на другую, умение обратить внимание как на целую систему, так и на ее части;

Самостоятельность создания своих ментальных моделей мира, с помощью которых мы создаем собственные причинно - следственные связи.

Системное мышление в модели компетенций при оценке персонала в организации.

Одной из важнейших компетенций при ассессмент - центре является системное мышление. При оценке персонала в модель компетенции «Системное мышление» входят следующие качества испытуемых:

Умение эффективно анализировать большие объемы информации;

Умение выявлять закономерности в различных ситуациях, формирование целостного понимания происходящего;

Оценивание рисков и возможностей, связанных с принятием тех или иных решений.

Различают следующие уровни этой компетенции и уровни мастерства:

Уровни        Поведенческие проявления

3 УРОВЕНЬ МАСТЕРСТВА        В дополнение к уровню 2

Эффективно достраивает целостную картину ситуации, даже в условиях недостатка информации. Делает верные выводы на основании неполных и/или противоречивых данных.

При необходимости продуцирует новые концепции, позволяющие найти решение особо трудных практических задач.

2 УРОВЕНЬ ОПЫТА        В дополнение к уровню 1

Анализируя информацию, отделяет главное от второстепенного.

Видит причинно-следственные связи, выявляет основные закономерности при анализе любых вопросов, в том числе, выходящих за рамки его непосредственных интересов и компетентности.

Видит барьеры на пути достижения поставленных целей и способы их преодоления.

Мыслит вариативно: предлагает несколько различных решений проблемы, не ограничивается стандартными вариантами.

Эффективно анализирует большие объемы информации, комплексные и многофакторные явления.

1 НАЧАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ        

Видит разные факторы, влияющие на ситуацию.

Структурирует информацию на основе значимых, не противоречащих друг другу критериев.

Делает логичные, непротиворечивые выводы.

В знакомой области видит причинно-следственные связи и основные закономерности, формирует системное понимание ситуации.

Умеет соотносить имеющуюся информацию и бизнес-цели организации

0 УРОВЕНЬ НЕКОМПЕТЕНТНОСТИ        

Не склонен к анализу, действует по наитию. Не выделяет главного, оставляет без внимания значимые аспекты ситуации.

Принимает необдуманные решения. Не оценивает риски и последствия.

Основные направления для развития системного мышления

1. Расширяйте свои ментальные карты, развивайте свои ментальные модели. Для того чтобы понять, в каком направлении развивать системное мышление, необходимо разобраться в своих основных ментальных моделях. Ментальные модели - это верования и убеждения, на основе которых мы осуществляем принятие решений, своеобразные «стекла», через которые мы знакомимся с миром. Часто мы видим только то, что хотим увидеть. Ментальные карты - это что-то вроде мыслительных картинок, в которые у нас все эти убеждения и правила укладываются.

Основными ментальными моделями у человека являются:

- Вычеркивание части информации. Данный механизм работает на поддержание имеющейся ментальной модели, то есть информацию, которая нам не подходит, мы просто не замечаем.

- Конструирование - мысленное достраивание того, чего нет, если это помогает нам избежать имеющегося непонимания ситуации.

- Искажение - уменьшение или преувеличение деталей системы.

- Обобщение единичного опыта в желании представить его как типичный.

У каждого человека свой взгляд на жизнь, свои искажения реальности. Зная свои основные ментальные модели, можно легко отслеживать свои ограничения. Ведь любая карта не является реальной территорией, она всегда упрощена. Расширение своих ментальных моделей помогает принимать более разносторонние решения, учитывать большее количество факторов, учитывать особенности системы.

2. Наблюдайте за успешными системами. Научиться системному мышлению невозможно, изучая части системы. Основным свойством систем является появление свойств, присущих системам, но не присущих их отдельным частям. Например, нарисуем на листе бумаги какой-нибудь предмет. Затем возьмем еще несколько листов бумаги и нарисуем этот же предмет, постепенно смещая его в сторону по сравнению с первой картинкой. Сейчас мы имеем лишь несколько похожих рисунков. Если положить все рисунки стопкой и быстро пролистнуть эту стопку, то можно увидеть, что предмет двигается, нечто вроде немого кино. Что произошло? Система приобрела новое свойство, не присущее всем отдельным частям. На отдельных листочках бумаги предмет не двигается. При определенном взаимодействии листочков бумаги предмет начинает двигаться. По этому нельзя изучить систему, изучая ее отдельные части. Можно изучить систему, только непосредственно наблюдая за ней. Для развития системного мышления наблюдайте за наиболее передовыми и успешными системами. Как они работают, каковы связи между частями, каковы последствия реализуемых действий. Это поможет вам понять, как работают успешные системы, и затем применять это в жизни.

3. Разрушайте ваши стереотипы. Стереотипы - устоявшееся отношение к реальности, выработанное на основе прошлого опыта. Стереотипы, безусловно, помогают нам при выработке простых и типичных решений. Но они же нас и ограничивают, отметая различные инновации, при принятии решения системного. Не бойтесь нового, тренируйте свою креативность, старайтесь подходить к ситуации нестандартно.

4. Развивайте способы измерения обратной связи. Одним из основных ограничений в обучении системному мышлению является сложность измерения обратной связи после принятия решения. Сложность связана со значительной отсроченностью результатов в большинстве случаев, а также размытостью причинно - следственных связей. К примеру, если уничтожить жуков, пожирающих урожай, первым полученным результатом будет улучшение урожая, вторым и третьим, возможно, гибель птиц, которые питались этим жуками (и как следствие - увеличение количества жуков в будущем), а также накопление химического вещества в плодах урожая (и как следствие - различные заболевания людей). Обязательно улучшайте способы измерения обратной связи. Думайте заранее, как вы сможете измерить результат, по каким параметрам, какие свойства других объектов системы это может затронуть.

5. Расширяйте круг интересов. Чем шире ваши интересы, взгляды, кругозор, тем более вариативным становится ваше мышление. При широком круге интересов вы бессознательно будете расширять ваши ментальные карты, что поможет развить системность мышления.

6. Создавайте ситуации неопределенности. Сознательно, в качестве тренировки, создавайте себе ситуации неопределенности и находите как можно больше решений для них. На самом деле, в работе и в любых аспектах жизни не существует ситуаций со стопроцентной определенностью. Всегда существуют факторы, которые могут неожиданно повлиять на ситуацию.

7. Решайте творческие задачи. Это один из лучших и самых действенных способов развить свои творческие способности и системное мышление. Известно, например, что при приеме на работу в компанию Майкрософт, все претенденты на работу проходят этап решения творческих задач. В семье Билла Гейтса с детства решали разные головоломки. Сейчас очень много книг с такими задачками, например: «Как сдвинуть гору Фудзи» (автор Паундстоун Уильям), «Головоломки» (автор Мочалов Л.П.), «Занимательные задачи опыты» (автор Перельман Я.И.) и т.д.

В настоящее время довольно распространен ТРИЗ (теория решения изобретательских задач). Здесь решение математических задач и задач «на сообразительность» часто происходит методом от противного, т.е. сначала устанавливают конечный результат, потом устанавливают основное противоречие и решают задачу. Подробнее можно прочитать в книге «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» (автор Альтшуллер), «Теории решения изобретательских задач» (автор Меерович М.И.).

Развитие системного мышления является довольно сложной задачей, но далеко не безнадежной. Проявите творчество и упорство, и ваши труды будут вознаграждены!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Контроль и анализ работ, определяющих уровень сформированности у учащихся системного мышления»

При использовании системного подхода в обучении биологии обеспечивается, прежде всего, преемственностью, логической последовательностью и дифференциацией....

Практическое занятие "Системное мышление"

Самое простое предположение, лежащее в основе применения системного мышления в организации, состоит в том, что организация рассматривается как социальная система.  По определению все организации...

Межпредметные связи и системное мышление как фактор нравственного воспитания в школе.

Чему в конечном счете обучают учащихся в школе? Тому,  как устроены и как взаимодействуют между собой огромное количество различных систем, которые составляют наш единый мир.Школьный учитель, соз...

Развитие системного мышления на уроках истории

Проблема в современной школе- "клиповое" мышление у школьников, когда знания в голове фрагментарные, неготовность прослеживать причинно-следственные связи между событиями, процессами и явлениями....

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ

Уже на начальном этапе изучения химии надо таким образом выстраивать взаимоотношения учителя и ученика, чтобы научить ребенка мыслить и логически рассуждать. Поэтому приемы развития системного мышлени...

Естествознание. Развиваем системное мышление в школе

Повсюду слышим слова о том, что мир состоит из сложных систем, что все в мире взаимосвязано, поэтому нужно уметь системно мыслить. Делаем вывод: учить системному мышлению нужно со школьной скамьи, пот...