Ролевая игра, как форма самопрезентации в структуре профессиональной ориентации личности.
методическая разработка по психологии (8 класс) на тему

Григорьева Анна Сергеевна

         На сегодняшний день в  психологии отсутствует единый взгляд на критерии эффективности профессионального выбора. По данному вопросу существует несколько точек зрения, в защиту которых приводятся различные аргументы. Данное обстоятельство объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и неоднозначностью самой ситуации выбора профессии.

           Профессиональное самоопределение есть одновременно и самоограничение. Силы и способности человека выступают границами его профессионального выбора. Между тем, именно демонстрация  сил и способностей является одним из критериев эффективного выбора  профессии. Таким образом,  трудности, возникающие в процессе самопрезентации, напрямую связаны с ограниченным спектром коммуникативных моделей социального взаимодействия. Иными словами, ролевая игра является одним из наиболее эффективных и современных методов  профессионального самоопределения личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ролевая игра, как форма самопрезентации в структуре профессиональной ориентации личности.

Цель: развитие навыков эффективной самопрезентации, в структуре профессиональной ориентации, посредством ролевой игры.

Задачи:

- отработка навыков и умений вступать в контакт;

- развитие толерантности и коммуникативной гибкости;

- теоретическое и практическое освоение навыков эффективной самопрезентации;

- анализ итогов применения различных моделей самопрезентации.

Организация занятий: практические занятия в форме тренинга.

         На сегодняшний день,  психологии отсутствует единый взгляд на критерии эффективности профессионального выбора. По данному вопросу существует несколько точек зрения, в защиту которых приводятся различные аргументы. Данное обстоятельство объясняется сложностью процесса профессионального самоопределения и неоднозначностью самой ситуации выбора профессии.

          Ряд исследователей (Леонтьев А.Н., Юпитов А.В.) придерживается точки зрения, согласно которой, выбор профессии следует приурочить к выбору деятельности.  В этом случае предметами исследования выступают, с одной стороны, характеристики человека как субъекта деятельности, а с другой -  характер, содержание, виды деятельности и ее объект. Профессиональное самоопределение понимается здесь как процесс развитие субъекта труда.     Следовательно, выбор профессии сделан правильно, если психофизиологические данные личности будут соответствовать требованиям профессии, трудовой деятельности [Алишев Н. В., Широков В. Д., 1987]. Однако этот взгляд недооценивает активного начала личности выбирающего.

          В контексте понимания выбора профессии как выбора деятельности распространена также точка зрения, что основной детерминантой правильного выбора является профессиональный интерес или профессиональная направленность. Несомненно, этот подход более продуктивен, тат как утверждает активность самого субъекта выбора профессии.

           Существует еще один взгляд на подход к выбору профессии как к одному из важнейших событий в целостном жизнеопределении человека. Выбор профессии связан с прошлым опытом личности, и процесс профессионального самоопределения простирается  далеко в будущее, участвуя в формировании общего образа «Я», определяя, в конечном счете течение жизни. Этот подход требует учета широкого спектра факторов, влияющих на выбор профессии, кроме того, он позволяет сделать акцент на временном аспекте - на прошлом опыте личности и на ее представлениях о будущем. В качестве факторов выбора профессии должны быть учтены жизненные планы личности в различных  областях, например в личной жизни [Головаха Е. И., 1986;  Кон И.С., 1979; Шавир П. А., 1981].

            Анализ накопленного опыта в области теории и практики профориентации , выявленных противоречий, путей их развития и решения позволяет следующим образом сформулировать определение профориентации : это многоаспектная , целостная система научно – практической деятельности общественных институтов , ответственных за подготовку подрастающего поколения к выбору профессии и решающих комплекс социально – экономических , психолого - педагогических и медико – физиологических задач по формированию у школьников профессионального самоопределения  соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности и запросам общества в кадрах высокой квалификации [Федорошин Б.А., 1987].

             Жизненный план, в структуре профессионального самоопределения – явление одновременного социального и этического порядка. Вопросы кем  (профессиональное самоопределение) и каким быть  (моральное самоопределение) первоначально, на подростковом этапе развития, не различаются. Большинство подростков называют «жизненными планами» примерные  ориентиры и мечты, соотносимые весьма незначительно с их практической деятельностью. В стремлении предвосхитить свое будущее, подросток не задумывается о средствах его достижения. Образы  будущего, в понимании современного подростка отличаются тем, что ориентированы, прежде всего,  на  результат, а не на процесс развития. Иными словами,  подросток в деталях, и очень живо  представляет свое будущее общественное положение, не задумываясь над средствами его достижения. Отсюда -  завышенный уровень притязаний и далеко не всегда – адекватное представление о способах достижения профессиональных целей.

            Иными словами, жизненный план возникает только тогда, когда предметом размышлений становится не только конечный результат, но и способы его достижения;  путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и субъективные ресурсы, которые ему для этого необходимы. В отличие от мечты, которая может быть как активной, так и созерцательной, жизненный план – это план деятельности, сопряженный с выбором профессии.

           Профессиональное самоопределение есть одновременно и самоограничение. Силы и способности человека выступают границами его профессионального выбора. Между тем, именно демонстрация  сил и способностей является одним из критериев эффективного выбора  профессии. Таким образом,  трудности, возникающие в процессе самопрезентации, напрямую связаны с ограниченным спектром коммуникативных моделей социального взаимодействия. Иными словами, ролевая игра является одним из наиболее эффективных и современных методов  профессионального самоопределения личности.

           Ролевая игра, как разновидность коммуникативного тренинга, вместе с тем -  вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия, а не внешним сценарием поведения. То есть то как будут развиваться события зависит именно от действий игроков. Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведет себя, как хочет, играя за своего персонажа.

          Ролевая игра, является не только формой досуга, но и полноправным видом творчества, поэтому можно сказать, что она похожа на театр, в котором актеры играют не по сценарию, а так как они хотят, но все подобные сравнения будут неточными. Так что мы надеемся, что прочитав этот материал вы поймете, что же из себя представляют ролевые игры и для чего они нужны.

             Мастера - это люди, создавшие данную игру и ответственные за моделирование внешних (по отношению к персонажам) условий, то есть за весь остальной мир игры. Также они отвечают за придание игровому процессу законченности и целостности единого художественного произведения, сохранение интереса игроков к игре и роли, разрешение конфликтных ситуаций, общую организацию игрового процесса и т.п.

             Мир, в котором происходит действие игры, как правило, представляет собой вполне достоверную модель нормального мира. И не обязательно нашего. Из этого следует то, что в этом мире есть свои законы природы, действующие на все и всех в нем. На вас в том числе. И эти законы могут отличаться от действующих у нас.

             Ролевые игры можно классифицировать по-разному: по времени, затраченному на их проведение, по месту проведения, по степени красоты или виртуальности и т.п. Мы приведем устоявшуюся классификацию по месту и времени проведения. Обычно выделяют четыре различных вида - полевые игры, павильонные игры ("лангедок",бал, театралка), городские игры ("клановушки") и виртуальные игры (настольные, комнатные, "дэнжен", "водилка" и т.д.). Каждый из них имеет свою специфику и характерные черты. Ниже приведено их краткое описание.

       Для более удобного описания разных типов игр введем несколько понятий:

       Виртуальность - параметр РИ, характеризующий то, как часто в игре игрок представляет в воображении элементы, присутствующие в игре, но не имеющие реального представления.

      Напряженность - это характеристика РИ, обозначающая количество игровых событий за время игры.

       Масштабирование - это когда реальному отрезку времени или расстоянию в мире игры соответствует другой отрезок времени или расстояние. (Примеры: · В игре между городами 100 км, а в реальности эти лагеря стоят на расстоянии 1 км · За час реального времени в мире игры проходит неделя).

       На начальном этапе в рамках данной программы отрабатываются навыки эффективной сампрезентации, при помощи следующим упражнений.

    Упражнение «Кто Я?»  (И.Г. Малкина-Пых, 2004)

Цель: отработать навыки самораскрытия и самоанализа.

  Размещаем информацию о себе на компьютерном сайте. Так как компьютерное пространство очень дорого, мы можем поместить только 10 суждений, которые нас характеризуют. После этого суждения необходимо проранжировать  от 1 до 10. Заканчивается работа групповым обсуждением.

    Упражнение «Рекламный ролик» (Людмила Анн,2003)

Цель: выработка  навыков эффективной самопрезентации, развитие гибкости мышления.

- Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы по многу раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление о том, какими разными могут быть способы презентации товара. Вот и представим, что мы здесь собрались для того, чтобы создать свой собственный рекламный ролик для какого-то товара. Наша задача представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, вызвать к нему интерес. Все – как в обычной деятельности рекламной службы. Но один маленький нюанс: объектом нашей рекламы будут люди, то есть мы с вами. То есть каждый будет рекламировать самого себя. Более того, вам предлагается представить себя в виде какого-либо товара или услуги.

  Подумайте, чем бы вы могли оказаться, если бы вам не угораздило родиться в человеческом облике.

  Может быть холодильником?

  Или загородным домом?

  Тогда, что это за холодильник?

  И каков этот загородный дом?

   В рекламном ролике должны быть отражены самые важные достоинства рекламируемого объекта. Длительность каждого рекламного ролика не более одной минуты.

   Упражнение завершается обсуждением и рефлексией собственных переживаний каждого из игроков по поводу его представления в рекламном ролике.

   Для более успешной презентации своих возможностей в пространстве профессионального выбора предлагается


Ролевая игра «К-РАУТА»

 (модификация игры «Царство-государство» из кн.: Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор» под редакцией Н.В. Афанасьевой).

   Цель: обучение участников умению самопрезентации в пространстве профессиональной роли; отработка коммуникативных навыков; развитие толерантности в диалоге с родителями.

  Оборудование: список вопросов для ролевой игры (Приложение №1), листы бумаги, ручки, фломастеры.

   В игре участвуют следующие действующие лица: работодатели (в количестве от 3 человек), претенденты на вакансию (в количестве от 3-5 человек), зрители (количество участников не ограничено).

     Ход игры

  На начальном этапе участники пытаются отстоять свой выбор профессии перед «родителями».

  Участники сидят в кругу, ведущий объясняет им условия ролевой игры: «Представьте, что вам исполнилось 16 лет и вы хотели бы самостоятельно  зарабатывать деньги. Но работу, которую вы выбрали не нравится вашим родителям. Вам нужно сделать так, чтобы родители согласились с вашим выбором».

  Половина из участников будут «родителями», а половина – «детьми».

  Задача «детей»: убедить «родителей» в правильности вашего выбора.

  Задача «родителей»: попытаться переубедить своего «ребенка», предлагая ему другие варианты.

  В ходе диалога на какой-либо аргумент противоположной стороны важно приводить свой довод, обязательно чем-то обоснованный. По сигналу ведущего вы поменяетесь ролями. На каждую роль дается по семь минут.

   Обсуждение результатов:

- Какие способы убеждения были не эффективными?

- Какие аргументы приводили участники в роли ребенка?

- Кто не смог договориться и, что было причиной тому?

- Что помогло «ребенку» убедить «родителя»?

- Какие способы убеждения были наиболее эффективными?

   Время проведения упражнения 30 минут.

  Собственно игровое действие.

  Участники «подростки» пытаются устроиться на работу в фирму, торгующую стройматериалами «К-РАУТА».

  После того, как все роли распределены, работодателям предлагается ряд вопросов, которые обычно задаются на собеседовании при приеме на работу (Приложение №1).

  Предпочтительно, чтобы работодатели отмечали ошибки, которые можно разобрать во время обсуждения.

  Задача претендентов: придумать свою программу действий, получить согласие работодателя на занятие должности.

  Шпаргалка для выступления претендентам

Представиться.

Ответить на вопрос: «Что я буду делать на этой должности?»

Ответить на вопрос: «Почему нужно взять именно меня?»

Рассказать о своих успехах.

Время выступления: 10 минут.

Задача работодателей: провести с претендентами беседу, принять на работу достойных служащих.

  Задача зрителей: наблюдать за ходом игры и поведением участников. 

Шпаргалка для зрителей

  В процессе наблюдения отметить следующие моменты:

 1. Как говорит претендент: уверенно / неуверенно, убедительно/ неубедительно.

2. Каков язык телодвижений: мимика, жесты, поза.

3. Особенности речи, наличие контакта глаз.

4. Серьезен, или все время смеется.

5. Почему его приняли / не приняли на работу?

  На саму игру отводится 30 минут.

  Обсуждение результатов:

- Каковы впечатления по поводу увиденного / услышанного?

- Какие трудности возникали, когда нужно было представить себя работодателю?

- По какому принципу набирали служащих?

- Что показалось сложным при составление плана-программы?

- Будет ли процветать фирма с  выбранными служащими?

- Почему взяли / не взяли на работу того или иного претендента?

- Куда смотрели претенденты во время выступления? Был ли контакт глаз?

- Какими были мимика, жесты, темп речи?

- Был ли рассказ выступающего интересным (использовались ли примеры, юмор, интересные факты)?

- Какие ошибки допускали претенденты, отвечая на вопросы?

  Вопросы задаются конкретному участнику и всей группе.

  Заключительное слово ведущего: «Сегодня вы попробовали себя в роли нанимающихся на работу, а кто-то и в роли работодателя. По сути вы занимались самопрезентацией.

   Самопрезентация – это умение человека подать себя с лучшей стороны, произвести впечатление.

   Существует некий образцовый портрет идеального работника, обладающий определенными чертами:

  Во-первых, ответственность за порученное дело.

  Во-вторых, умение соблюдать трудовую и исполнительную дисциплину.

  В-третьих, преданность делу и организации.

  В-четвертых, высокая обучаемость, способность к постоянному развитию.

  Хотите показаться идеальным кандидатом – демонстрируйте эти качества: сообразительность и желание учиться, преданность, ответственность и исполнительность».

Упражнение: «Мои ассоциации»

Данное упражнение рекомендуется использовать в качестве «заключительного» этапа в профессиональном самоопределении т.е. в тех случаях, когда профессиональные основные ориентиры уже определены.

Назначение: 

Уточнение  системы представлений о специфике выбранной профессии или близких к ней профессий.

Сужение диапазона выбранных профессий.

Диагностика бессознательных установок и системы представлений, с позиций  профессиональной пригодности/непригодности.

Материалы: листы бумаги, ручки.

Инструкция:

          Часть 1. «Перед вами лист бумаги, на котором записаны несколько профессий (не более трех). Вы не можете определиться, какая из этих профессий вам больше всего подходит. Наша с вами задача сузить диапазон выбранных профессий».

Пояснение для ведущего: окончательный выбор профессии обычно затруднен в том случае, когда обе (все три профессии)  одинаково приятны т.е. не вызывают негативного эмоционального отклика и потенциально соответствуют  реальным возможностям респондента.

        Часть 2. Упражнение выполняется в парах.  «Вам по очереди будут называть профессии, которые вы выбрали для себя, как наиболее предпочтительные. Пожалуйста, в течение 30 секунд, назовите первые пришедшие на ум слова, ассоциируемые  с данной профессией. Ваш партнер должен записать эти слова на листе бумаги».

        Часть 3. адресована участнику/партнеру, который записывает ассоциативный ряд. «Внимательно прочтите полученные списки ассоциаций. Подчеркните слова, которые на ваш взгляд, не связаны (или незначительно связаны) с данной профессией. Ваша задача, повторить инструкцию для партнера, заменив названия выбранных им профессий, этими словами. Затем, вы меняетесь ролями: теперь ваш партнер будет записывать за вами слова-ассоциации».        

Пояснение для ведущего: таким образом, выявляются бессознательные личностные установки и система представлений о специфике будущей профессии. Неадекватно завышенная система ожиданий или негативные личностные установки, являются критерием неудачного выбора профессии.  


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Список вопросов для собеседования (к ролевой игре «К-РАУТА»)

Почему вам нужна именно эта вакансия?

Почему вы считаете, что справитесь с этой работой?

Охарактеризуйте себя.

Назовите свои положительные и отрицательные качества?

Какой у вас опыт, чем можете быть полезны?

Сталкивались ли вы с трудной ситуацией, как удалось с ней справиться?

Ваша самая большая слабость?

Что вам известно о нашей компании?

Вам нравиться работать в команде?

Какой стартовый заработок вас бы устроил?


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Людмила Анн  Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2003.

2. Малкина-Пых И.Г. Возрастные кризисы. – М., 2004.

3. Михайлова Е.В. Самопрезентация. – СПб., 2007.

4. Профориентационный тренинг для старшеклассников / под редакцией Афанасьевой Н.В. – СПб., 2007.

5. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. -СПб., 2000.

6. Рескина С. Е. Роль самооценки школьников в процессе профессионального самоопределения: Автореферат канд. дис. Л., 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка мероприятия в форме «круглого стола» по профессиональной ориентации старшеклассников в системе дополнительного образования детей

В работе приводится разработка мероприятия по профессиональной ориентации подростков, которое весьма позитивно воспринимается участниками, а также служат активно используемой методической разработкой ...

"Сюжетно-ролевая игра как форма организации творческой деятельности обучающихся с целью развития личностных УУД"

Выступление на Городском семинаре «Особенности работы учителя химии в условиях перехода на ФГОС ООО» для учителей химии ЗелАО...

Анализ ситуации организации предпрофильной подготовки и профессиональной ориентации детей с ограниченными возможностями здоровья . Профессиональная ориентация учащихся школы VIII вида

Профессиональное самоопределение, выбор профессии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе и с интеллектуальными отклонениями, проблема сложная. Перед каждым поколе...

Проблема профессионального самоопределения личности в психолого-педагогических исследованиях Профессиональная ориентация как часть социального самоопределения личности

Особенность современных общественных устройств, цивилизаций состоит в том, что каждый без исключения человек, все люди непременно проходят через школу. А школа по замыслу – это место интенсивного и це...

Ролевая игра как форма организации познавательной деятельности студентов на учебных занятиях по английскому языку

Сегодня такая форма проведения учебного занятия по английскому языку как ролевая игра является наиболее эффективным методом в развитии коммуникативных компетенций. Ролевая игра, будучи наиболее точной...

«Система профессиональной ориентации и психологического тестирования. Электронная форма Портфолио.»

Профориентационная работа со школьниками предполагает решение следующих задач: информационно-справочных, диагностических, психологической поддержки и принятия учащимся конкретного решения.Но главная з...