Психологическая подготовка учащихся с нарушением слуха к сдаче экзаменов. Профилактика тревожности.
план-конспект по психологии на тему

ШУМИКОВА АНАСТАСИЯ ИВАНОВНА

Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест, среди причин,вызывающих психическое напряжение среди учащихся. Для учащихся с нарушением слуха на занятиях по психологии дается доступный теоретический материал, а так же практические упражнения,помогающие старшеклассникам избавиться от стрессовых переживаний во время подготовки к экзаменам.Практический опыт, который выпускники приобретут в результате занятий, а также полученные ими знания: о своих индивидуально-психологических особенностях, о правильной организации своего режима в период подготовки к экзаменам, а также о способах и приемах расширения своих возможностей в запоминании материала, помогут им справиться с воздействием стрессовых факторов в период подготовки и сдачи экзаменов.

Занятия с учащимися рекомендуется проводить во II-ом полугодии учебного года, с целью оптимизации учебного процесса и повышения стрессоустойчивости у выпускников во время сдачи выпускных экзаменов.

Профилактические занятия проводятся школьным психологом во вторую половину дня, во внеурочное время, в кабинете педагога-психолога.   

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Экзамен - проверка знаний, выявление их навыков и умений применения знаний при решении профессиональных задач.

Слайд 4

Причины волнения перед экзаменом? Страх – «А ВДРУГ НЕ СДАМ». Недостаток подготовки. Любой экзамен – это источник стресса.

Слайд 5

Упражнение « Самое трудное на экзамене – это…..»

Слайд 6

Способы борьбы со стрессом перед экзаменом: 1. Аутотренинг 2. Мышечная релаксация 3. Дыхательная релаксация



Предварительный просмотр:

                                                                              ПРАВИТЕЛЬСТВО Г. МОСКВЫ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Восточный административный округ

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

города Москвы

             «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ ) общеобразовательная  ШКОЛА-ИНТЕРНАТ  №30

имени К.А. МИКАЭЛЬЯНА»

_______________________________

107076, Москва, ул.Олений вал, 22

тел. 495-603-0728

Конспект занятия на тему

«Психологическая подготовка к выпускным экзаменам учащихся с нарушением слуха»

Педагог- психолог: Шумикова А.И.

Москва 2017-18 год

 «Психологическая подготовка к выпускным экзаменам учащихся с нарушением слуха»

Пояснительная записка: Экзаменационный стресс занимает одно из первых мест среди причин, вызывающих психическое напряжение у учащихся. Для учащихся с нарушением слуха на занятиях по психологии дается доступный теоретический материал, а также практические упражнения, помогающие старшеклассникам избавиться от стрессовых переживаний во время подготовки к экзаменам.

Практический опыт, который выпускники приобретут в результате занятий, а также полученные ими знания: о своих индивидуально-психологических особенностях, о правильной организации своего режима в период подготовки к экзаменам, а также о способах и приемах расширения своих возможностей в запоминании материала, помогут им справиться с воздействием стрессовых факторов в период подготовки и сдачи экзаменов.

Занятия с учащимися рекомендуется проводить во II-ом полугодии учебного года, с целью оптимизации учебного процесса и повышения стрессоустойчивости у выпускников во время сдачи выпускных экзаменов.

Профилактические занятия проводятся школьным психологом во вторую половину дня, во внеурочное время, в кабинете педагога-психолога.  

Цель занятия : 

1. Отработать с учащимися навыки психологической подготовки к экзаменам, выработать индивидуальную стратегию подготовки к экзаменам;

2. Обучить способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения в процессе подготовки и при сдаче экзамена;

3. Обучить навыкам саморегуляции, самоконтроля и способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия в ходе подготовки к экзаменам;

6. Помочь выпускникам в осознании собственной ответственности за свои поступки, в анализе своих установок.

7. Повышение у выпускников уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.

Участники: учащиеся выпускных классов

Оборудование: 

  • проективная доска;
  • анкета «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу» (для выявления уровня тревожности в ситуации проверки знаний);
  •  анкета «Готовность к выпускным экзаменам» (позволяет оценить готовность к ЕГЭ глазами самих выпускников: способность к самоорганизации, знакомство с процедурой экзамена, личностная тревога);
  • мяч, лист бумаги а4, простые карандаши, ручки.

Ход занятия:  

Психолог : «Ваша жизнь  наполнена эмоциональной напряженностью, которая в неблагоприятных стрессогенных обстоятельствах может оборачиваться психологическими срывами. Одно из самых важных испытаний для любого человека – это выпускные экзамены, и практически сразу же вступительные в вуз, и колледж.

Эта серьезная и ответственная пора для вас уже наступила. А к июню – июлю атмосфера накалиться до максимума. Кому-то из вас немного тревожно, а кому-то ужасно страшно, кто-то немного беспокоится, а кто-то из-за волнения не в состоянии вспомнить элементарную теорему. Как в такое непростое время сохранить работоспособность и хорошее настроение, как поддерживать хорошую физическую и психологическую форму?

Вы должны научиться преодолевать свой страх, научиться приемам мобилизации и концентрации. В ходе занятия мы с вами приобретем некоторые навыки, которые пригодятся при подготовке и сдаче экзаменов.

Предлагаю вам самим активно поработать с эмоциями и ощущениями, которые вы испытываете перед экзаменом. Займем позицию для групповой работы – сядем по кругу».

1. «Разогрев» группы, психологическая минутка:

( слайд 1)

Психолог: «Для начала немного поиграем. Возьмите по листу бумаги и приятный на ваш взгляд цветной карандаш. Как только я хлопну в ладоши, вы начнете рисовать что хотите. По хлопку передадите свой лист вместе  с карандашом соседу слева, тот дорисовывает. Затем я опять хлопаю в ладоши, и лист передается дальше по кругу до тех пор, пока не вернется назад к хозяину.»

Анализ: « Понравилось ли то, что получилось? Поделитесь своим настроением, чувствами. Трудно би было поддерживать тему другого человека?»

2. Основное содержание, теоретическая часть:

Психолог: «Экзамен- проверка знаний, выявление их навыков и умений ,применение знаний при решении профессиональных задач».

( слайд 2)


 Упражнение «Ассоциации»

Психолог. Ассоциации — это первое, что приходит в голову, когда вы слышите какое-то слово или видите какой-то предмет. Постарайтесь не задумываться подолгу, говорите первое, что приходит в голову. Итак, с чем у каждого из вас ассоциируется слово «экзамен»?  (ответы учеников)

Психолог: « Давайте подумаем, что же приносит нам экзамен в первую очередь? Это переживания, волнения. Как это все называется одним словом? Стресс.                .

 ( слайд 3)


Как отметили многие из вас, экзамены – это стресс.

3. Практическая часть занятия:

 Анкетирование «Подвержены ли вы экзаменационному стрессу?»

 За каждый положительный ответ начислите себе по 1 баллу.

 1. Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить хорошую оценку.

2. Больше всего на свете я боюсь получить "двойку".

3. Я готов на все, чтобы получить "пятерку".

4. Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание.

5. У меня бывает ощущение, что я все забыл.

6. Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить.

7. Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.

8. Мне трудно выступать перед классом.

9. Объявления оценок я всегда жду с волнением.

10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель.

11. Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу.

12. Перед экзаменами y меня бывает внутренняя дрожь.

 Сложите набранные баллы.

 0 - 4: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы удачно справиться с экзаменационными заданиями.

5 - 8: Вы от природы тревожны. И теперь, перед экзаменами, вы переживаете стресс.

9 - 12: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям. Не держите все в себе. 

Общий анализ анкетирования. Обсуждение.

Психологическая минутка: упражнение « Самое трудное ….». Сейчас мы узнаем, что волнует каждого из вас во время экзамена. Тот, у кого оказывается мяч, должен продолжить фразу « Самое трудное на экзамене – это….». Анализ ответов.

(слайд 4)


4. Просветительская информация:

Психолог: «Мы с вами поняли, что перед экзаменом все волнуются, волнение мешает правильно организовать работу во время экзамена, мешает сосредоточиться и снижает внимательность. Чтобы не волноваться, сначала нужно правильно организовать режим дня и нагрузку к подготовке к экзамену.

 Конечно ситуация экзамена, непростая сама по себе, усложняется еще и тем, что обычно человек, сдающий экзамен, беспокоится, переживает. Сильное волнение и беспокойство мешают сосредоточиться, снижают внимательность. Для чего нам необходимо умение расслабляться? Как известно, мышечное напряжение вызывает негативные эмоции беспокойства разной силы. Если эмоции достаточно сильны, они блокируют мыслительные процессы. Поэтому для поддержания эффективной умственной работоспособности в ситуации стресса, нам необходимо уметь снимать мышечное напряжение. Есть различные способы борьбы с тревожностью перед экзаменом»:

( слайд 5)

Простой, но очень эффективный способ — аутотренинг. Аутотренинг позволяет человеку создать подходящий настрой, добиться спокойствия и уверенности. Формулы аутотренинга направлены на подсознание.

Правила составления формулы аутотренинга:

1. Все утверждения должны быть сформулированы в утвердительной форме. Употребление частицы «не» запрещается ( не знаю, не могу, у меня не получиться)
2. Все утверждения должны быть сформулированы в настоящем времени. 
Например, удачной будет такая формула: «Я уверен и спокоен. Я быстро вспоминаю весь материал. Я сосредоточен». «Экзамен – лишь только часть моей жизни. Чтобы не случилось, я сделаю все от меня зависящее, чтобы достичь желаемого. Я твердо уверен, что у меня все будет хорошо, и я успешно сдам экзамены». Чаще вспоминай счастливые моменты своей жизни.

(слайд 6)

 Психолог ( проигрывание обсуждаемой информации):

- давайте вспомним свои счастливые моменты в своей жизни и поделимся ими с окружающими.

- сделаем себе точечный массаж. Смотрите на меня и повторяйте за мной: массируем мочки ушей, указательными пальцами обеих рук массируйте точки на лбу между бровями, на висках и за ушами.

Психолог: «Состояние тревоги обычно связано с мышечным напряжением. Иногда для того, чтобы достичь спокойствия, достаточно бывает расслабиться. Такой способ борьбы с тревогой называется релаксацией»:

Упражнения на релаксацию «Мышечная релаксация»

Кисти рук сжали в кулак, так сильно чтобы ощутить боль, напряжению соответствует вдох, а потом расслабить кисти рук, и выдох.
Можно работать с различными группами мышц: лица (лоб, веки, губы, зубы); затылка, плеч; грудной клетки; бедер и живота; кистей рук; нижней части ног

«Дыхательная релаксация»:

Успокаивающее дыхание – медленный глубокий вдох через нос, пауза в полвдоха, выдох длительностью 2 вдоха. Мобилизовать и успокаивать себя с помощью дыхания нужно научиться в любой ситуации и обстановке.

Учащиеся под руководством психолога проигрывают упражнение.

(слайд 7)

Обсуждение. Психолог спрашивает, какие что понравилось и какие приемы учащиеся станут больше использовать перед экзаменами: самовнушение, мышечную релаксацию, дыхательную гимнастику? Учащиеся по просьбе психолога дополняют другие методы снятия тревожности: музыкальная релаксация, прогулка на природе, общение с животными и др.

Что еще можно сделать? Можно добавить приятные цвета в свою комнату или в свой гардероб:

(слайд 8)

А еще на пользу пойдет правильное питание: не перегружайте себя тяжелой пищей перед экзаменами и больше пейте простой или минеральной воды.

(слайд 9)

5. Заключение, самоанализ :

В заключение нашей беседы я попрошу заполнить анкету «Готовность к выпускным экзаменам».

Фамилия, имя ______________________________________________________

Просим вас оценить свое согласие или несогласие с данными утверждениями по 10 балльной шкале от 1 – полностью не согласен до 10 – абсолютно согласен.

Пожалуйста, обведите цифру, отражающую ваше мнение.

  1. Я хорошо представляю, как проходит ЕГЭ

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ЕГЭ

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Считаю, что результаты ЕГЭ важны для моего будущего

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Думаю, что у ЕГЭ есть свои преимущества

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Считаю, что могу сдать ЕГЭ на высокую оценку

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Я знаю, как можно успокоиться  в трудной ситуации

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1.  Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ЕГЭ

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Я достаточно много знаю про ЕГЭ

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

  1. Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам

Полностью не согласен

 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Абсолютно согласен

Анализ данных:

Низкими показателями считается 4 и меньше, высокими – 8 и больше

Знакомство с процедурой: низкие показатели по вопросам 1, 4, 6, 7, 12 указывают на низкий уровень знакомства с процедурой  

Уровень тревоги: высокий показатель по вопросу 5, низкие показатели по вопросам 8, 11, 13 указывают на высокий уровень тревоги  

Владение навыками самоконтроля, самоорганизации: низкие показатели по вопросам 2, 3, 9 указывают на недостаточное владение навыками самоконтроля.

Обсуждение, анализ.

Психологическая заключительная минутка:

Психолог: «Хочу показать вам, как можно легко и просто избавиться от неприятных чувств. Начните отряхивать ладони, локти, и плечи. При этом представляйте, как все неприятное – плохие чувства, нехорошие мысли, слетают вас как с гуся вода. Потом отряхните свои ноги от носков до бедер. А затем потрясите головой. Теперь отряхните лицо. Представьте, что весь неприятный груз с вас спадает и вы становитесь все бодрее.»

( слайд 10)

Психолог: «Желаю вам всем успехов в сдаче экзамена!»

(слайд 11)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая подготовка учащихся к экзаменам(ЕГЭ)

Постоянное обращение к данному материалу учащихся 11 класса поможет им...

Программа занятий по подготовке учащихся 11-х классов к выпускным экзаменам с элементами психологического тренинга

Обучение выпускников способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения; повышение сопротивляемости стрессу; обучение способам волевой мобилизации и поддержания рабочего самочувствия...

Психологическая подготовка учащихся к экзаменам (ЕГЭ)

Презентация, отражающая наиболее значимые психологические качества, требуемые при подготовке к ЕГЭ, стратегии подготовки к ЕГЭ, стратегии деятельности на экзамене. Также в презентации дается сравнител...

«Здоровым быть модно! Психологическая подготовка учащихся к экзаменам».

Классный час по подготовке учеников к сдаче экзаменов в формате ГИА. Психологическая приемы снятия стрессовых ситуаций.Набор продуктов питания для улучшения умственной деятельности, развития памяти.Це...

Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы

Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, уме...

Конспект психокоррекционного занятия на тему: «Психологическая подготовка учащихся к успешной сдаче выпускных экзаменов».

Данная методическая разработка предназначена для педагогов-психологов. Автором предложено психокоррекционное занятие, посвященное подготовке девиантных подростков к успешной сдаче итоговых экзаменов з...

Буклет "Психологическая подготовка учащихся к экзаменам"

рекомендации родителям как помочь старшекласснику при подготовке к экзаменам...