Буллинг как разновидность насилия.
методическая разработка по психологии на тему

Кузьмина Ольга Евгеньевна

На сегодняшний день в современном обществе участились случаи агрессивного поведения обучающихся, об этом нам сообщают СМИ, Интернет-ресурсы, наблюдаем со стороны.

Сегодня хотела вас познакомить с таким понятием как Буллинг.Что такое буллинг и как он может проявится в школе. Дети довольно жестоки по своей природе. У них еще не выработались сдерживающие эмоции механизмы. Особенно это касается подростков. Если они невзлюбили одного из класса, последнему придется туго. Иногда родителям не остается выбора, кроме как сменить школу.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bulling_kak_raznovidnost_nasiliya._.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Буллинг  как разновидность насилия.

На сегодняшний день в современном обществе участились случаи агрессивного поведения обучающихся, об этом нам сообщают СМИ, Интернет-ресурсы, наблюдаем со стороны.

Сегодня хотела вас познакомить с таким понятием как Буллинг.Что такое буллинг и как он может проявится в школе. Дети довольно жестоки по своей природе. У них еще не выработались сдерживающие эмоции механизмы. Особенно это касается подростков. Если они невзлюбили одного из класса, последнему придется туго. Иногда родителям не остается выбора, кроме как сменить школу.
Само слово Буллинг английское, его дословный перевод означает «драчун, насильник, хулиган».

 Буллинг в школе - это систематическая травля более слабого ученика одноклассником или коллективно. В роли жертвы могут выступать дети из неблагополучных или с низким достатком семей, с физическими проблемами, с яркими талантами либо же просто слабые, застенчивые и нерешительные по характеру. 

Выделяют несколько типов буллинга:
·         Физический. Он проявляется побоями, иногда даже намеренным членовредительством. По сети гуляет письмо мужчины — жертвы школьного буллинга. Он вспоминает, как одноклассник ломал ему пальцы, чтобы услышать, какой звук будет при этом.
·         Поведенческий. Это бойкот, сплетни (распространение заведомо ложных слухов, выставляющих жертву в невыгодном свете), игнорирование, изоляция в коллективе, интриги, шантаж, вымогательства, создание неприятностей (крадут личные вещи, портят дневник, тетради).
·         Вербальная агрессия. Выражается в постоянных насмешках, подколах, оскорблениях, окриках и даже проклятиях.
·         Кибербуллинг. Самое последнее, но очень популярное среди подростков. Проявляется в травле при помощи социальных сетей или посылании оскорблений на электронный адрес. Сюда входит съемка и выкладывание неприглядного видео в общий доступ.

Буллинг отличается от конфликта неравенством сил участников. Жертва всегда намного слабее агрессора, а террор имеет длительный характер. Тот, над кем измываются, испытывает психологические и физические мучения.

Основные причины буллинга в школе:
1.      Семья и окружение. Пример поведения школьники берут из своих родителей и общества, где главенствует культ грубой силы. Бесконечные бандитские сериалы по телевидению, дворовая этика, неуважительное отношение к слабым и больным со стороны взрослых учат детей определенным способам поведения. Важную роль в формировании личности играют и компьютерные игры, в которых ребенок может безнаказанно убивать и бить.
2.      Школа. Учителя иногда намеренно сами дают начало буллингу, потому что не умеют справляться с проявлениями агрессии в детских коллективах. Некоторые педагоги опускаются до того, что придумывают детям клички и оскорбляют их в присутствии других одноклассников.

Травля — болезнь коллектива. Важно знать! Ошибкой будет считать буллинг проблемой жертвы. Насилие в группе — это всегда проблема самой группы. Уйдет одна жертва, появится другая, не исключено, что уже из бывших агрессоров.

Принимают активное участие в буллинге всегда три группы детей: жертва, агрессор и наблюдатели. Травля начинается одним человеком, обычно он лидер в классе, успешный в учебе или же, наоборот, агрессивный неуч. Наблюдатели, как правило, не испытывают удовольствия от буллинга, но вынуждены или включаться, или молчать из страха, что сами окажутся в роли жертвы. Более смелые из них встают на защиту жертвы. Но пассивное несопротивление последней и молчаливая поддержка буллинга со стороны взрослых заставляет их отступить. Жертва оказывается один на один со своими мучителями или мучителем.


Как бороться с буллингом в школе.
Часто проблема состоит в том, что жертвы обычно никому не жалуются. Если в семье нет доверительных отношений, то ребенок не может рассказать о плохом отношении к себе. Во многих случаях, услышав жалобы ребенка, родители могут ответить: «Так дай сдачи». Но такой совет не всегда срабатывает. А если оказывается психологическое давление, то часто он оказывается в тупике, из которого не может найти выхода.

Родители всегда должны внимательно выслушивать жалобы ребенка и относиться к этому серьезно. Если ребенок будет чувствовать поддержку родителей, то пережить проблемы в школе ему будет значительно легче. Если ситуация совсем критическая, то можно подумать и о смене места учебы.

Родители не должны замалчивать конфликтные ситуации , а обратится за помощью  классному руководителю, в СПС школы, СШМ «Мы вместе».

так же есть детский телефон доверия 88002000122, Линия помощи «Дети-онлайн»-88002500015.

Нужно понимать, что дети — эмоционально незрелые личности, которые только проходят процесс взросления. Если ученик постоянно самоутверждается за счет более слабого с проявлением агрессии, это может указывать на определенные психологические проблемы.

План беседы с детьми должен содержать такие ключевые моменты:

  1. Прямота. Называем проблему своим именем — это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.

  1. Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.

  1. Введение новых правил поведения и ответственность. Предложите лидерам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.

  1. Помощь специалиста. Пригласите психолога, членов СШМ «Рука в руке»  чтобы провели  специальные встречи, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.

Оставшись один на один в ситуации буллинга, ребенок может сорваться. Проявляется это в жутких сценах уже его насилия над собой. Дети режут вены, причиняют себе физическую боль, стригут волосы. Родителям и педагогам очень важно не упустить время, не потерять доверие ребенка, выразить ему всестороннюю поддержку и оказать помощь.

Педагог-психолог Кузьмина О.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Разновидности кроликов работа учащейся 7 класса Братышевой Дианы

Работа к уроку учащейся 7 класса Братышевой Дианы в виде презентации  "Разновидности кроликов"...

Профилактическое мероприятие для обучающихся 6-9 классов в рамках программы "Школа без насилия" - "Психологическое и физическое насилие в школе"

Данная методическая разработка знакомит обучающихся с социально-рсихологическим особенностями подросткового возраста, с понятиями "Буллинг", "психологическое насилие", "физическое насилие". А также со...

программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия»,

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия», создана с целью соблюдения прав и законных интересов н...

Региональный, программа профилактики жестокого обращения и насилия над деть-ми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия»

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия», создана с целью соблюдения прав и законных интересов н...

Классный час «Буллинг как разновидность насилия в школе»

Классный час «Буллинг как разновидность насилия в школе»...

НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних

НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних...