Дефекты воспитания как показатели неблагополучия семьи
методическая разработка по психологии (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Кулаковская Марина Вячеславовна

Родительское собрание, в котором, показаны все аспекты ошибок родителей, которые влияют на поведение несовершеннолетних.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальный педагог:                              М.В.Кулаковская

Родительское собрание: «Дефекты воспитания, как показатель неблагополучия семьи».

Цели: 1. Показать родителям роль семьи в формировании личности.

              2. Познакомить с дефектами воспитания.

              3. Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и   родителями.

              4. Разработка некоторых правил семейного воспитания.

             

План: 1. Вступление социального педагога.

            2. Воспитательные позиции семьи.

            3. Дефекты воспитания, как показатель неблагополучия        семьи.

            4. Правила семейного воспитания.

  1. Вступление.

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьёй остро стоит проблема её дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители -  ребёнок», взаимным отчуждениям детей и родителей. Семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи.

Для гармоничного развития ребёнка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная семья. В наши дни это случается нечасто. Посмотрите, что пишут в газетах, что показывают в кино – одни матери-одиночки, которые не хотят иметь мужа, ребёнка приобретают для своего удовольствия, а потом подкидывают его в пятидневки или ещё куда-нибудь, совершенно не задумываясь над последствиями своего эгоизма. А потом удивляемся, отчего растёт преступность, отчего нарастает отчуждение детей от родителей, отчего школе трудно справляться с такими детьми.

Какие бывают семьи.

Социологи выделяют разные типы семей. Вот некоторые из них: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплочённой, а копнёшь глубже, посмотришь, какова она на самом деле, и видишь, что её сплочённость – лишь видимость. По существу же она псевдо солидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет взаимного уважения друг к другу, все друг другу если не враги, то уж недоброжелатели и соперники наверняка. Так какая же семья благополучная, а какая нет?

Неблагополучная семья – это в первую очередь та, где имеются явные дефекты воспитания, хотя и это не единственный критерий выделения неблагополучной семьи.

2. Определим воспитательные  позиции семьи:

Позиция семьи

Отношение родителей

Последствия в формировании личности

1. Педагогически оправданная позиция

Заботливость, любовь в сочетании с разумной требовательностью, дру-жеские, доверительные отношения, поощрение самостоятельности

Нормальное развитие личности, адекватная самооценка

2. «Залюбленное  детство»

Слепое обожание, мелочная опека, потакание всем желаниям, ребёнок – центр семьи, неоправданная идеализация его родителям

Торможение социализации, несамостоятельность, инфальтильность, эгоизм, своеволие, упрямство, капризность, ложь, завышенная самооценка

 3. «Равнодушное детство»

Пренебрежение интересами ребёнка, отчуждённость, равнодушие, попустительство, бесконтрольность

Замедление эмоционального развития, обострённое самолюбие, агрессивность, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование, уход в собственный мир (девушки – секс, юноши – наркотики)

4. «Задавленное детство»

Чрезмерная опека, запреты как система воспитания, чрезмерная требовательность, жестокость  в обращении, излишняя строгость, постоянные нотации, грубость в проявлениях родительской власти

Проблемы в социализации, подавленные желания, неуверенность в себе, страх. коварство. мстительность. обидчивость. озлобленность, попадание взависимость к более сильным сверстникам. приспособленчество, угодничество, заниженная самооценка

5. «Загубленное детство»

Аморальный пример родителей, полная бесконтрольность, безнадзорность, ребёнок как объект постоянных ссор – каждый из родителей стремиться привлечь его на свою сторону

Признание только физической силы, формирование антисоциального идеала, оправдание собственных недостатков,злость, агрессивность, лицемерие,недисциплинированность, недоверие ко взрослым, уход в себя (секс. наркотики), стремление отгородиться от окружающих.

3. Дефекты воспитания, как показатель неблагополучия семьи.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродуют их». Есть много разновидностей  этой уродливой любви, главные из них:

- любовь умиления;

- любовь деспотическая;

- любовь откупа;

Любовь умиления – это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему всё можно. он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твёрдое убеждение вы том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живёт на свете.

Деспотическая любовь – одна из причин того, что у ребёнка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестаёт верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упрёков человек ожесточается. Всё это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребёнка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Любовь откупа – она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное. отделённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, когда его воспитание строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нём, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он – баловень семьи, а затем нередко – деспот семьи, либо изгой и растёт как сорная трава, либо он – «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Какие дефекты встречаются чаще всего?

Воспитание по типу «Золушки», или явное или скрытое эмоциональное отторжение. Ребёнка не любят, ему это постоянно показывают, на сей счёт у него нет никаких иллюзий. Ребёнок реагирует на эту горькую истину по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учёбой, порой хулиганством), ожесточается, мстит родителям за презрение к нему… Педагоги это замечают, видят, что ребёнок озлобился, что с ним что-то происходит. Необходимо сразу без стеснения говорить об этом родителям, а родителям правильно понимать педагога, ведь речь идёт о вашем ребёнке.

Ещё один вид дурного воспитания – гиперопека, при которой с ребёнка «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Бабушки, дедушки, родители норовят внести свой вклад в изоляцию ребёнка от прозы жизни.

Из таких школьников, лишённых бойцовских качеств, нередко вырастают капризные, привередливые, инфальтильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Учёные называют таких людей конформными. Склонны такие люди к пьянству, социальной пассивности и другим никого не украшающим формам поведения. Особенно это заметно у представителей мужского пола. Жалобы на то, что нынешние мужчины нередко оказываются вялыми, ленивыми, неприспособленными к жизни, не способными взять на себя ответственность, должны быть обращены к семье – именно в ней истоки этого социально-психилогического уродства. Именно это приводит к безнадзорности, к хулиганству и безделию.

В некоторых семьях детей воспитывают сурово и сухо, формируя в них повышенную моральную ответственность. Всё хорошо в меру, а когда всё чересчур – добра не жди. Некоторые из таких детей, хотя внешне и успевают в школе и не вызывают опасений в семье, потом страдают разными психическими расстройствами.

Очень распространено противоречивое воспитание: одна бабушка говорит одно, другая другое, родители тоже каждый в свою сторону тянут, требуя от ребёнка взаимоисключающих норм поведения. За несогласованность и противоречивость воспитания ребёнок расплачивается неврозами и другими нарушениями психики.

Итак, что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь всё в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. Мы имеем в виду лишь неблагополучие по отношению к ребёнку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие – нет, одни ранимые, на всё реагирующие, всё замечающие (особенно семейные неурядицы), а другим всё трын-трава, ничем их не проймёшь, всякий объективно существующий раздор и развал семьи для них таковым не является.

Сделайте вывод: из-за конфликтов в семье страдает ребёнок, дети не должны быть разменной монетой в сложной игре взрослых. Неблагополучие семьи порождает неблагополучие школьника.

Семья может быть неполной, а может быть полной, но с противоречивым воспитанием, порой неполная семья более полезна для ребёнка, чем неполноценная, хотя и полная (скажем, отец-пьяница, терроризирующая семью, потом, наконец-то, он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в ней воцаряется мир).  Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребёнку,- это тоже может привести к дурным последствиям для ранимой души маленького человека, (объективной обиды «на копейку», а реакция со стороны ребёнка «на рубль»).  Все дети разные, у каждого свой характер, свои привычки и особенности, у каждого своя нервная система. Особенно трудно подобрать ключик к подростку, ведь в этом возрасте все реакции обострены, никогда не знаешь, что вызовет у подростка бурную реакцию. Впрочем, бурные реакции возникают в ответ на все неприятности, которые выводят из себя и взрослых. Нужно относиться к подростку так, как каждый взрослый хотел бы, чтобы относились к нему самому, - будем мы все, учителя, врачи, родители и близкие, именно таким образом вести себя по отношению к подросткам, считайте, что чрезмерных карикатурных заострённых реакций у подростка не появится .

Пример: девочка 16 лет, пригласила домой друзей, папа пришёл домой не в настроении и прогнал всех. Дочь переживала, плакала, не могла уснуть. Утром отец пришёл в себя, попросил у дочери прощение. Дочь не пошла в школу, а когда через два дня появилась, Ромео от неё отвернулся, остальные смеялись. Девочка отказалась ходить в школу, появилась дрожь в руках, иными словами возник невроз.

Кто тут виной? И отец, и девочка, и Ромео, и многие другие. А были бы все деликатны, внимательны друг к другу, не случилась бы беда.

Дефекты воспитания – это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, - только отношение к ребёнку. Возникает вопрос: что же, душевные аномалии бывают лишь в неблагополучных семьях? Нет, разумеется. Бывают совершенно неблагополучные семьи, а дети в них здоровы. Бывают семьи, близкие к идеалу, а дети лечатся у психиатра.    

4. Правила семейного воспитания.

Советы Д. Карнеги: (на доске)

- начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.

- обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

- прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

- задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.

- давайте возможность человеку спасти своё лицо.

- хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах.

- создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

- пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

- делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.

Домашнее задание родителям:

1). В течение четырёх дней после собрания ни при каких обстоятельствах не повышать на ребёнка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.

2). В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через десять минут?», «Молоко налить целый стакан или половину?», «Из школы придёшь сразу или на полчаса задержишься?».

3). В минуту сильнейшего раздражения на ребёнка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?

Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть. дети учатся жить у жизни. Чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях:

а). Если ребёнка постоянно критикуют, он учится …(ненавидеть).

б). Если ребёнок живёт во вражде, он учится…(быть агрессивным).

в). Если ребёнок растёт в упрёках, он учится…(жить с чувством вины).

г). Если ребёнок растёт в нетерпимости, он учится…(понимать других).

д). Если ребёнка хвалят, он учится…(быть благородным).

е). Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым

ж). Если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей

з).  Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя

и). Если ребёнка высмеивают, он учится быть замкнутым

к). Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

                                               Литература.

  1. М.И.Буянов «Ребёнок из неблагополучной семьи». М. Просвещение, 1998.
  2. Т.А.Шишковец «Справочник социального педагога». М. Вако, 2005.
  3. Калейдоскоп родительских собраний: методические разработки. Выпуск 2, М.Творческий центр, 2004.



Предварительный просмотр:

Социальный педагог:                              М.В.Кулаковская

Родительское собрание: «Дефекты воспитания, как показатель неблагополучия семьи».

Цели: 1. Показать родителям роль семьи в формировании личности.

              2. Познакомить с дефектами воспитания.

              3. Выявление особенностей взаимоотношений между ребёнком и   родителями.

              4. Разработка некоторых правил семейного воспитания.

             

План: 1. Вступление социального педагога.

            2. Воспитательные позиции семьи.

            3. Дефекты воспитания, как показатель неблагополучия        семьи.

            4. Правила семейного воспитания.

  1. Вступление.

Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьёй остро стоит проблема её дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители -  ребёнок», взаимным отчуждениям детей и родителей. Семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребёнка. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи.

Для гармоничного развития ребёнка нужно личное счастье пап и мам, нужна гармоничная семья. В наши дни это случается нечасто. Посмотрите, что пишут в газетах, что показывают в кино – одни матери-одиночки, которые не хотят иметь мужа, ребёнка приобретают для своего удовольствия, а потом подкидывают его в пятидневки или ещё куда-нибудь, совершенно не задумываясь над последствиями своего эгоизма. А потом удивляемся, отчего растёт преступность, отчего нарастает отчуждение детей от родителей, отчего школе трудно справляться с такими детьми.

Какие бывают семьи.

Социологи выделяют разные типы семей. Вот некоторые из них: гармоничная, распадающаяся, распавшаяся, неполная. Встречаются семьи полные, но деструктивные, где нет согласия, где постоянные ссоры. Иногда семья внешне кажется крепкой, сплочённой, а копнёшь глубже, посмотришь, какова она на самом деле, и видишь, что её сплочённость – лишь видимость. По существу же она псевдо солидарная, раздираемая противоречиями, в ней нет взаимного уважения друг к другу, все друг другу если не враги, то уж недоброжелатели и соперники наверняка. Так какая же семья благополучная, а какая нет?

Неблагополучная семья – это в первую очередь та, где имеются явные дефекты воспитания, хотя и это не единственный критерий выделения неблагополучной семьи.

2. Определим воспитательные  позиции семьи:

Позиция семьи

Отношение родителей

Последствия в формировании личности

1. Педагогически оправданная позиция

Заботливость, любовь в сочетании с разумной требовательностью, дру-жеские, доверительные отношения, поощрение самостоятельности

Нормальное развитие личности, адекватная самооценка

2. «Залюбленное  детство»

Слепое обожание, мелочная опека, потакание всем желаниям, ребёнок – центр семьи, неоправданная идеализация его родителям

Торможение социализации, несамостоятельность, инфальтильность, эгоизм, своеволие, упрямство, капризность, ложь, завышенная самооценка

 3. «Равнодушное детство»

Пренебрежение интересами ребёнка, отчуждённость, равнодушие, попустительство, бесконтрольность

Замедление эмоционального развития, обострённое самолюбие, агрессивность, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование, уход в собственный мир (девушки – секс, юноши – наркотики)

4. «Задавленное детство»

Чрезмерная опека, запреты как система воспитания, чрезмерная требовательность, жестокость  в обращении, излишняя строгость, постоянные нотации, грубость в проявлениях родительской власти

Проблемы в социализации, подавленные желания, неуверенность в себе, страх. коварство. мстительность. обидчивость. озлобленность, попадание взависимость к более сильным сверстникам. приспособленчество, угодничество, заниженная самооценка

5. «Загубленное детство»

Аморальный пример родителей, полная бесконтрольность, безнадзорность, ребёнок как объект постоянных ссор – каждый из родителей стремиться привлечь его на свою сторону

Признание только физической силы, формирование антисоциального идеала, оправдание собственных недостатков,злость, агрессивность, лицемерие,недисциплинированность, недоверие ко взрослым, уход в себя (секс. наркотики), стремление отгородиться от окружающих.

3. Дефекты воспитания, как показатель неблагополучия семьи.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродуют их». Есть много разновидностей  этой уродливой любви, главные из них:

- любовь умиления;

- любовь деспотическая;

- любовь откупа;

Любовь умиления – это инстинктивная, неразумная, иногда наивная любовь. К чему она может привести? Ребёнок, воспитанный в атмосфере умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему всё можно. он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твёрдое убеждение вы том, что он приносит счастье, радость родителям и другим людям уже тем, что он просто живёт на свете.

Деспотическая любовь – одна из причин того, что у ребёнка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестаёт верить в человека и человечность. В обстановке деспотического самодурства, мелочных придирок, постоянных упрёков человек ожесточается. Всё это происходит из-за неумения родителей пользоваться своей властью. Родительская власть должна не подавлять волю ребёнка, а поощрять, одухотворять его внутренние силы, его желание быть хорошим.

Уважайте детское желание быть хорошим и помните, что ваш сын, ваша дочь – такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Любовь откупа – она состоит в том, что родительский долг заключается в обеспечении всех материальных потребностей детей. Это взгляд на воспитание детей как на что-то совершенно обособленное. отделённое забором от общественных обязанностей. Если в такой семье ни один из родителей не уделяет достаточного внимания детям, то их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей, их сердцам совершенно незнакомы такие чувства, как ласка, сострадание, милосердие.

Положение бывает различным: благополучным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребёнке, когда его воспитание строится с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, когда заботятся не только о нём, но и он заботится обо всех, когда его уважают и он уважает других; и неблагополучным, когда он – баловень семьи, а затем нередко – деспот семьи, либо изгой и растёт как сорная трава, либо он – «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.

Какие дефекты встречаются чаще всего?

Воспитание по типу «Золушки», или явное или скрытое эмоциональное отторжение. Ребёнка не любят, ему это постоянно показывают, на сей счёт у него нет никаких иллюзий. Ребёнок реагирует на эту горькую истину по-разному: замыкается, уходит в мир фантазий и мечтаний о сказочном разрешении собственных проблем, пытается вызвать к себе жалость, угождает родителям, чтобы они его наконец-то полюбили, старается обратить на себя внимание (иногда хорошей учёбой, порой хулиганством), ожесточается, мстит родителям за презрение к нему… Педагоги это замечают, видят, что ребёнок озлобился, что с ним что-то происходит. Необходимо сразу без стеснения говорить об этом родителям, а родителям правильно понимать педагога, ведь речь идёт о вашем ребёнке.

Ещё один вид дурного воспитания – гиперопека, при которой с ребёнка «сдувают пылинки», содержат его в оранжерейных условиях, не дают ему проявить самостоятельность, не позволяют вести себя ответственно и решительно. Бабушки, дедушки, родители норовят внести свой вклад в изоляцию ребёнка от прозы жизни.

Из таких школьников, лишённых бойцовских качеств, нередко вырастают капризные, привередливые, инфальтильные мужчины и женщины, не способные отстаивать свои житейские принципы. Учёные называют таких людей конформными. Склонны такие люди к пьянству, социальной пассивности и другим никого не украшающим формам поведения. Особенно это заметно у представителей мужского пола. Жалобы на то, что нынешние мужчины нередко оказываются вялыми, ленивыми, неприспособленными к жизни, не способными взять на себя ответственность, должны быть обращены к семье – именно в ней истоки этого социально-психилогического уродства. Именно это приводит к безнадзорности, к хулиганству и безделию.

В некоторых семьях детей воспитывают сурово и сухо, формируя в них повышенную моральную ответственность. Всё хорошо в меру, а когда всё чересчур – добра не жди. Некоторые из таких детей, хотя внешне и успевают в школе и не вызывают опасений в семье, потом страдают разными психическими расстройствами.

Очень распространено противоречивое воспитание: одна бабушка говорит одно, другая другое, родители тоже каждый в свою сторону тянут, требуя от ребёнка взаимоисключающих норм поведения. За несогласованность и противоречивость воспитания ребёнок расплачивается неврозами и другими нарушениями психики.

Итак, что такое неблагополучная семья? Односложно ответить невозможно. Ведь всё в мире относительно – и благополучие, и неблагополучие. Мы имеем в виду лишь неблагополучие по отношению к ребёнку. Но ведь дети все разные: одни более выносливые, другие – нет, одни ранимые, на всё реагирующие, всё замечающие (особенно семейные неурядицы), а другим всё трын-трава, ничем их не проймёшь, всякий объективно существующий раздор и развал семьи для них таковым не является.

Сделайте вывод: из-за конфликтов в семье страдает ребёнок, дети не должны быть разменной монетой в сложной игре взрослых. Неблагополучие семьи порождает неблагополучие школьника.

Семья может быть неполной, а может быть полной, но с противоречивым воспитанием, порой неполная семья более полезна для ребёнка, чем неполноценная, хотя и полная (скажем, отец-пьяница, терроризирующая семью, потом, наконец-то, он уходит из семьи, семья вздыхает с облегчением, в ней воцаряется мир).  Встречаются внешне хорошие отношения в семье, но родители, чрезмерно занятые своими производственными делами, мало внимания уделяют ребёнку,- это тоже может привести к дурным последствиям для ранимой души маленького человека, (объективной обиды «на копейку», а реакция со стороны ребёнка «на рубль»).  Все дети разные, у каждого свой характер, свои привычки и особенности, у каждого своя нервная система. Особенно трудно подобрать ключик к подростку, ведь в этом возрасте все реакции обострены, никогда не знаешь, что вызовет у подростка бурную реакцию. Впрочем, бурные реакции возникают в ответ на все неприятности, которые выводят из себя и взрослых. Нужно относиться к подростку так, как каждый взрослый хотел бы, чтобы относились к нему самому, - будем мы все, учителя, врачи, родители и близкие, именно таким образом вести себя по отношению к подросткам, считайте, что чрезмерных карикатурных заострённых реакций у подростка не появится .

Пример: девочка 16 лет, пригласила домой друзей, папа пришёл домой не в настроении и прогнал всех. Дочь переживала, плакала, не могла уснуть. Утром отец пришёл в себя, попросил у дочери прощение. Дочь не пошла в школу, а когда через два дня появилась, Ромео от неё отвернулся, остальные смеялись. Девочка отказалась ходить в школу, появилась дрожь в руках, иными словами возник невроз.

Кто тут виной? И отец, и девочка, и Ромео, и многие другие. А были бы все деликатны, внимательны друг к другу, не случилась бы беда.

Дефекты воспитания – это и есть первейший и главнейший показатель неблагополучия семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия или неблагополучия семьи, - только отношение к ребёнку. Возникает вопрос: что же, душевные аномалии бывают лишь в неблагополучных семьях? Нет, разумеется. Бывают совершенно неблагополучные семьи, а дети в них здоровы. Бывают семьи, близкие к идеалу, а дети лечатся у психиатра.    

4. Правила семейного воспитания.

Советы Д. Карнеги: (на доске)

- начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств человека.

- обращая внимание людей на их ошибки, делайте это в косвенной форме.

- прежде, чем критиковать другого, скажите о своих собственных ошибках.

- задавайте вопросы, вместо того, чтобы отдавать приказания.

- давайте возможность человеку спасти своё лицо.

- хвалите человека за каждый, даже скромный его успех и будьте при этом искренними в своём признании и щедры в похвалах.

- создайте человеку доброе имя, чтобы он стал жить в соответствии с ним.

- пользуйтесь поощрением, сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите в человеке исправить, выглядел легко исправимым, а дело, которым вы хотите его увлечь, легко выполнимым.

- делайте так, чтобы людям было приятно исполнить то, что вы хотите.

Домашнее задание родителям:

1). В течение четырёх дней после собрания ни при каких обстоятельствах не повышать на ребёнка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.

2). В течение двух дней после собрания стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, вместо «иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через десять минут?», «Молоко налить целый стакан или половину?», «Из школы придёшь сразу или на полчаса задержишься?».

3). В минуту сильнейшего раздражения на ребёнка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нём свои чёрточки. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?

Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы ни старались это скрыть. дети учатся жить у жизни. Чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях:

а). Если ребёнка постоянно критикуют, он учится …(ненавидеть).

б). Если ребёнок живёт во вражде, он учится…(быть агрессивным).

в). Если ребёнок растёт в упрёках, он учится…(жить с чувством вины).

г). Если ребёнок растёт в нетерпимости, он учится…(понимать других).

д). Если ребёнка хвалят, он учится…(быть благородным).

е). Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым

ж). Если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей

з).  Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя

и). Если ребёнка высмеивают, он учится быть замкнутым

к). Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Важно помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не их слова и нравоучения.

                                               Литература.

  1. М.И.Буянов «Ребёнок из неблагополучной семьи». М. Просвещение, 1998.
  2. Т.А.Шишковец «Справочник социального педагога». М. Вако, 2005.
  3. Калейдоскоп родительских собраний: методические разработки. Выпуск 2, М.Творческий центр, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание старших школьников в семье»

Пытаясь понять другого человека, взрослые тоже иногда припоминают какие-то его дела и поступки, пытаются их проанализировать. Но чаще всего взрос­лые судят о человеке, опираясь на свой жизненный...

причины неблагополучия семьи

Материальные и экономические трудности, которые в настоящее время отмечаются в семьях, могут стать причиной семей ного неблагополучия. Предлагаемый материал показывает работу социального педагога с се...

Консультативный пункт: «Школа и семья» Тема: «Семейное воспитание: у нас в семье так…Обмен опытом. Круглый стол»

Консультативный пункт: «Школа и семья»Тема: «Семейное воспитание: у нас в семье так…Обмен опытом. Круглый стол»Это материал-тезисы для проведения Круглого стола по вопросам семейного воспитания....