Проект по работе с ребенком группы риска на тему: «Луч надежды».
проект по психологии

Кузнецова Лариса Николаевна

     Проект «Луч надежды» по работе с ребенком группы риска представляет собой совокупность занятий с обучающимся, направленную на его  поддержку в сложные периоды жизни, позволяет справиться с отрицательным воздействием трудных ситуаций, укрепить волю человека,  на развитие жизнестойкости,  с её помощью  обучающийся способен мужественно принять стрессовую ситуацию и даже извлечь из нее пользу, направлен на  развитие рефлексии, временной будущей перспективы. Проект направлен на активизацию личностного потенциала обучающегося с целью повышения его качества жизни. Проект поможет  человеку, утратившему устойчивую почву под ногами, вновь выражать чувства доверия, демонстрируя в общении положительные эмоции радости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением  отдельных предметов г.о. Домодедово

                                                   

Проект по работе с ребенком группы риска на тему:

                                                        «Луч надежды».

Составитель: Кузнецова Лариса Николаевна

педагог – психолог.

г. Домодедово 2017 г.

Зачастую множество сложных  жизненных ситуаций,  человек оценивает как ситуации неразрешимые,  поэтому они  имеют отрицательные последствия  для физического и психологического здоровья. Пагубные последствия имеют переживания связанные с семейными конфликтами, с утратой близкого человека,  расставанием, переездом и другими жизненными проблемами. Такие ситуации встречаются  во многих сферах жизни, включая семью, межличностные отношения, учебу,  работу. Как же справиться человеку с отрицательными эмоциями и невыносимыми переживаниями, чтобы не допустить депрессии или  заболевания? Поэтому  возникает необходимость снижения остроты переживаний сложных жизненных ситуаций, и превращения их в собственные ресурсы. И здесь колоссальную помощь может оказать такой сильнейший личностный ресурс как жизнестойкость. Ведь он есть у каждого, однако не каждый человек может его использовать.

Проект «Луч надежды» по работе с ребенком группы риска представляет собой совокупность занятий с обучающимся, направленную на его  поддержку в сложные периоды жизни, позволяет справиться с отрицательным воздействием трудных ситуаций, укрепить волю человека,  на развитие жизнестойкости,  с её помощью  обучающийся способен мужественно принять стрессовую ситуацию и даже извлечь из нее пользу,   направлен на  развитие рефлексии, временной будущей перспективы. Проект направлен на активизацию личностного потенциала обучающегося с целью повышения его качества жизни. Проект поможет  человеку, утратившему устойчивую почву под ногами, вновь выражать чувства доверия, демонстрируя в общении положительные эмоции радости.

  Проект «Луч надежды»  реализуется в объёме 16 практических занятий.

    Цель проекта: профилактика авитального поведения подростка.

    Основные задачи проекта «Луч надежды»:

    1.  Формирование социально компетентной личности, имеющей высокую адаптивность,  умеющей противостоять жизненным трудностям, формирование отсутствия мотивации избегания неудачи;

          2. Помощь обучающемуся в понимании и раскрытии себя, своих возможностей, формирование уверенности в себе, социальной смелости,  развитие волевых качеств, в умение ставить цели и планировать время, научить жить своим умом, не попадать под негативное влияние;
             3. Формирование ценности жизни и здоровья, пропаганда общечеловеческих ценностей, повысить творческую и учебную мотивацию;

          4. Повышение знаний в вопросах межличностного конструктивного взаимодействия,  эффективных способов выхода из сложных  жизненных ситуаций, находить нетривиальные выходы из проблемной ситуации, не выходя за рамки собственных возможностей, формирования жизнеутверждающих установок, активной жизненной позиции.

Тематический план и содержание проекта

«Луч надежды».

Тема

Содержание

Кол-во часов

1.

«Жизнестойкость. Что для этого нужно?».

Провести индивидуальную психодиагностику подростка, в которой  исследовать уровень развития компонентов жизнестойкости и уровень тревожности  с помощью «Теста жизнестойкости» (методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева), методики «Шкала тревожности», диагностику мотивационной сферы  провести  по методике М.В. Матюхиной в модификации Н.Ц. Бадмаевой, которая констатирует наличие или отсутствие определенного мотива учения; познакомить  с понятием жизнестойкости и её значимостью в жизни человека.

1

2.

«Я и мой мир».

Показать важность умения ценить себя, принимать похвалы, подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека, укрепить уважение подростка к себе и окружающим, повысить чувство собственного достоинства.

1

3.

«Я и другие».

Повысить коммуникабельность,  развитие социального интеллекта и навыков внимательного отношения к другому человеку,  отрабатывать навыки бесконфликтного общения.

1

4.

«Мои проблемные ситуации».

Получение эмоциональной поддержки,  осознание источников проблемы и поиску их решения,    актуализировать личностные ресурсы.

1

5.

«Моя стратегия успеха».

Рассказать  о  различных стратегиях решения проблем,   проанализировать имеющиеся у подростка проблемы, научить его принимать стрессовую ситуацию и извлекать из неё пользу.

1

6.

«Печаль моя светла».

Выработка умения переводить негативное эмоциональное состояние в позитивное состояние,  способствовать формированию жизнеутверждающих установок, воспитание адекватного отношения к собственным переживаниям.

1

7.

«Есть проблема - есть решение!».

Способствовать умению ставить цели,  планировать время,  а также формированию адекватного отношения к проблемам,  способствовать развитию умения менять отношение к трудным ситуациям.

1

8.

«Как себя контролировать».

Обучение приемам снижения эмоционального напряжения, отработка  упражнений по саморегуляции, предупреждение и преодоление агрессивного и  конфликтного поведения.

1

9.

«Умение сказать «нет»».

Способствовать формированию навыков сопротивления социальному давлению, не попадать под негативное влияние, позитивного отношения к стремлению быть индивидуальностью.

1

10.

«Просто поверь в себя».

Развивать навыки самоанализа собственных поступков и слов, научить  давать  оценку самого себя и сложных ситуаций,  сохранять выдержку в тех ситуациях, которые   раньше вызывали повышенную тревожность, научить управлять собственными чувствами и эмоциями.

1

11.

«Выход есть всегда!».

Показать важность каждого человека, помочь в осознании  жизненного предназначения подростка, повысить уровень  самооценки подростка,  научить адекватно реагировать на замечания, сформировать навыки уверенного поведения в момент стресса.

1

12.

«Разрешение проблемных ситуаций».

Развитие рефлексии,  наглядное представление подростком своего жизненного пути, помочь определить свои  планы на ближайшее будущее, прояснить временную перспективу будущего и в итоге  продвинуться в плане своего саморазвития.

1

13.

«Ценностные ориентации ».

Способствовать формированию отношения подростка к общечеловеческим ценностям как очень важной составляющей личности,  способствовать повышению  творческой  и учебной мотивации.

1

14.

«Ценить настоящее».

Помочь подростку обратиться к своим чувствам, увидеть главное сегодня,  помочь осознать  свои истинные цели жизни, понять наиболее актуальные проблемы настоящего, которые могут сказаться  на его  будущем, а также утвердить понимание, что жизнь - самый главный и бесценный дар.

1

15.

«Я капитан своей жизни».

Формирование ответственного отношения к выбору профессии, расширить границы самопознания, дать необходимую информацию о мире профессий, помочь подростку  самоопределиться с учетом индивидуальных особенностей, интересов и склонностей,  способствовать формированию активной жизненной позиции.

1

16.

Подведение итогов.

Провести повторную  диагностику  подростка, с помощью тех же самых методик, которые использовались на первом занятии,  позитивное программирование будущего. Подведение итогов работы: Чего я добился за этот год.

1

Список литературы:

  1. Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании: методическое пособие. Составители: Борисенко О.В., Матерова Т.А., Ховалкина О.А., Шамардина М.В.-Барнаул, 2014.- 184 с.;
  2. Книжникова С.В. Педагогическая профилактика суицидального поведения поведения на основе формирования жизнестойкости полиграфия», 2009;
  3. Вачков И., Битянова М.Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников.- СПб, 2009.-111 с.;
  4. Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании. Методическое пособие. Барнаул, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы с ребенком "группы риска"

В материале предоставлены результаты диагностики личности воспитанника, относящегося к "группе риска". Выявлены области дезадаптации и представлена индивидуальная стратегия педагогического сопровожден...

Материалы по теме Работа с детьми группы риска

Презентация и статья по работе с детьми группы риска. Приложения. Для социальных педагогов, классных руководителей и психологов....

Доклад на тему: «Работа с детьми «группы риска».

Дети «группы риска» – это дети, подверженные  воздействию ряда взаимосвязанных биологических, психологических, социальных факторов, в результате чего они более склонны к правонарушениям, насилию ...

Коррекционно - развивающее занятие с ребенком группы риска на тему: «Я и мой мир».

Цель занятия: показать важность умения ценить себя, принимать похвалы, подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека, укрепить уважение подростка к себе и окружающим, повысить ...

Карточка учета ребенка "группы риска"

КАРТОЧКА УЧЕТА РЕБЕНКА  "ГРУППЫ РИСКА"...

Статья на тему"Особенности воспитательной работы с учащимися «группы риска»"

Термин «группа риска» в медицине применяется для обозначения лиц, предрасположенных к той или иной болезни и нуждающихся в связи с этим в проведении специальных медицинских профилактически...