Анализ работы с ребенком "группы риска"
статья по теме
В материале предоставлены результаты диагностики личности воспитанника, относящегося к "группе риска". Выявлены области дезадаптации и представлена индивидуальная стратегия педагогического сопровождения ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_srebenkom_gruppy_riska.docx | 18.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Катаева Галина Владимировна,
воспитатель высшей категории
ГКОУ РО для детей сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
детского дома №3, г. Таганрога
Анализ работы с ребенком «группы риска»
Дети, склонные при определенных обстоятельствах, к неадекватному способу поведения относятся к детям «группы риска». Наша цель - проанализировать работу с таким воспитанником.
К.В. – мальчик, 12 лет, поступил в детский дом № 3 в апреле 2012 года.
До этого момента В. жил у бабушки, которая не могла справиться с его воспитанием. Мальчик систематически пропускал занятия в школе, убегал из дома, попал в асоциально ориентированную дворовую компанию.
За время пребывания в детском доме В. проявил себя как неконфликтный, общительный (легко и охотно вступает в вербальный контакт), добрый, активный ребенок.
Социальный статус в группе «принятый».
Для разработки индивидуальной стратегии педагогического сопровождения ребенка была проведена диагностика дезадаптированности по методике Молодцовой Т.Д., которая выявила 2-ой уровень социально-психологической дезадаптации, степень - поверхностная, расширенная, временная. Область наиболее выраженной дезадаптации - отношения в семье. Достаточно высок уровень дезадаптации в учебной деятельности, отношениях с товарищами, участии в общественно-полезной деятельности, отношении к самому себе, в связи с миром.
Исходя из выявленных областей дезадаптации были определены основные направления коррекционной работы с ребенком:
- Формирование положительной школьной мотивации:
С целью изменения отношения к учебе была проведена работа по выявлению пробелов в знаниях, диагностика совместно с психологом типа памяти, темперамента, особенностей характера, интеллекта, познавательных интересов, мотивов учения.
Исходя из результатов диагностики были определены методы педагогической поддержки ребенка в обучении:
- Ориентация учебно-познавательной деятельности так чтобы:
-выработать умение правильно организовать свой труд (планировать работу);
-распределять время (индивидуальные режимы, устное планирование распорядка дня вместе с воспитателем);
- создавать ситуацию успеха.
- Консультативная помощь при выполнении домашних заданий;
- Контроль за выполнением домашних заданий. На данном этапе необходимо постепенно переходить от сплошного контроля по всем предметам к выборочному контролю по результатам успеваемости по предметам;
- Дополнительные занятия для ликвидации пробелов в знаниях;
- Анализ результатов учебы на групповых собраниях и в индивидуальных беседах: «Что было в школе?», «Что мне мешает учиться?» В ходе этих бесед происходит самоанализ ребенком своих достижений и неудач. Задача воспитателя в ходе беседы отмечать все удачи ребенка, его положительные оценки, помогая ему разобраться в том, что послужило причиной успеха.
Результаты проводимой работы можно оценить как положительные, а именно отношение к учебе у В. стало более позитивным, значительно уменьшилось количество « двоек», если он их получает, то сразу же старается исправить сам или просит помощи у воспитателя или детей.
- Формирование волевых качеств личности
Согласно проведенной диагностики волевые качества у мальчика развиты слабо, он легко поддается чужому влиянию, идет «наповоду», не умеет и не хочет прилагать усилия для достижения желаемого.
Для коррекции волевой сферы были определены следующие методы и мероприятия:
- Создание ситуации, когда необходимо принимать самостоятельное решение;
- Создание ситуации, когда надо выполнить задание без четких указаний и инструкций;
- Беседа «Сила воли-это важно»;
- Упражнение «Мои качества»;
- Упражнение «Ассоциации»
- Групповой тренинг «Одни в лесу»
Работа по формированию волевых качеств продолжается.
- Коррекция и контроль эмоционального состояния
Согласно диагностики по Люшеру для В. характерны тревога, беспокойная неудовлетворенность окружающим, несбывшиеся эмоциональные надежды.. Причиной этого он считает полное отсутствие понимания со стороны окружающих.
С целью коррекции эмоционального состояния целесообразно использовать метод реконструкции характера подростка, который включает в себя:
- Выявление положительных качеств личности;
- Восстановление качеств, здоровых привычек и потребностей, которые были заглушены неблагоприятными обстоятельствами жизни;
- Использование созидающих приемов, способствующих улучшению взаимоотношений между воспитателей и воспитанником, между детьми в группе, устанавливающих душевный контакт между ними (проявление доброты, внимания, заботы: просьба, поощрение, прощение, проявление огорчения);
- Использование упражнений, тренингов:
-аутогенная тренировка С.М.Любинской;
-упражнение «Я интересен тем, что…»;
-упражнение «Стряхни»;
-упражнение «Подарочек самому себе»;
-упражнение «Послушаем тишину».
- Вовлечение в коллективные дела и досуговую деятельность.
- Создание благоприятной психологической атмосферы в группе, которая необходима для коррекции эмоционального состояния детей.
В настоящее время в эмоциональном состоянии В. наблюдается положительная динамика. Его настроение ровное, редко бывает подавленным.
- Повышение социального статуса, формирование активной жизненной позиции, жизненных ценностей.
Для повышения социального статуса в группе важна активная позиция, участие в делах группы, успешность в учебе, желание и умение помочь другим.
Для достижения этих целей В. включается в коллективные творческие дела, такие как оформление группы и спален, уборку территории, подготовка к праздникам, изготовление подарков шефам.
Кроме того в работе с ребенком используются:
- Упражнение « Какой я бываю?»
- Упражнение «Комплимент»
- Беседа « Каким нужно быть чтобы тебя уважали».
Следствием проводимой работы является то, что у В. нет случаев нарушения дисциплины в школе и детском доме. Его эмоциональное состояние стабильно. Положительная динамика наблюдается в формировании волевых качеств личности и положительной школьной мотивации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проведение профилактической работы с семьями риска и несовершеннолетними правонарушителями.
Проведение профилактической работы с семьями риска и несовершеннолетними правонарушителями. Школа имеет дело с самыми разными учениками, поэтому она должна проникнуть в их мир и понять его. Задача шко...
Индивидуальная работа с группой "РИСК"
Предоставленный план индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися включает в себя обобщённый план работы учителей-предметников,администрации и класного руководителя.Совместная и качественно...
ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАБОТЕ С «ГРУППОЙ РИСКА»
ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА ПО РАБОТЕ С «ГРУППОЙ РИСКА» ...
План работы с группой риска по подготовке к ОГЭ
План работы с группой риска по подготовке к ОГЭ...
Индивидуальный план работы обучающегося «Группы риска»
Цель работы с обучающейся «группы риска»:создать условия для развития социально адаптированной личности, систему работы по профилактике табакокурения, токсикомании и правонарушений обучающ...
Памятка для педагогов по работе с «группой риска»
Памятка для педагогов по работе с «группой риска» по результатам социально-психологического тестирования, направленного на раннее выявление незаконного потребления наркотических сред...
План работы с группой риска
В работе представлен план работы с группой риска...