Экология детства и процесс воспитания
статья по психологии на тему

Зубкова Вера Владимировна

«Экология детства и процесс воспитания»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zubkova_statya_ekologiya_vospitaniya.doc558.5 КБ

Предварительный просмотр:

IMG_9312

Тема: ___ «Экология детства и процесс воспитания».

Ф.И.О.___  Зубкова Вера Владимировна

Школа___  МОУ СОШ №12  г.о. Жуковский

Москва – 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Тема  «Экология детства и процесс воспитания».

Цель и задачи исследования.

                                                                                                                         3

I 1.Воспитание -  сущность, назначение. Появление      

 современной  идеи   «экология детства».                                                  3 

2. Как понимать воспитание в современном мире?                                        4

3.Возникновение проблемы «экология детства».                                        5

    4.Экология детства и права человека.                                                   6

5.Экология детства в свете современной парадигмы

 воспитания.                                                                                                 7

II. Обострение проблемы «экология детства» в период рыночных

отношений и пути ее разрешения.

1.Проблема «враждебной» для ребенка окружающей среды

   и  экология детства.                                                                                 8

2.Актуальность экологии детства и пути решения проблемы

    в  «Школе радости» В.А.Сухомлинского и  в

   Вандейской Департаментской Школе Исторического,

    Культурного и Природного наследия – сравнительный анализ.     9-19

Заключение.                                                                                          19-22

Список литературы                                                                                   22

         

Тема «Экология детства и процесс воспитания» на настоящий момент является довольно новой и мало разработанной в области образования, но все более актуальной.

     Цель исследования – определить суть   проблемы  «экология  детства» в образовании, ее развитие в настоящее время и пути ее практической реализации.

       Задачи исследования заключаются:

- в выявлении истории возникновения проблемы  «экология  детства» в образовании,

- в разрешении проблемы «экология  детства» через законодательство,

- в определении места проблемы в современной парадигме

 воспитания,

- в описании обострения проблемы «экология  детства» в период рыночных отношений,

- в проведении сравнения наиболее успешного опыта решения этой проблемы в отечественной и зарубежной педагогиках.

  I.1.Воспитание: сущность, назначение и появление современной идеи «экология детства»

   Автор учебного пособия «Теория и методика воспитания» Маленкова Л.И. говорит об огромной роли воспитания с самых ранних времен: «Издревле слово «воспитание» обозначало «вскармливание». Но люди очень рано, еще на заре человеческого общества, поняли, что дитя человеческое нуждается не только в пище физической, материальной, но и в пище духовной. Поэтому и стало воспитание иметь смысл более духовный, нежели материальный. Уже у Платона читаем: «Воспитание и наставление начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца

жизни. Мать и кормилица, отец и дядька («педагог»), лишь только ребенок начинает понимать их, только и хлопочут о его усовершенствовании»(1,с. 9)

Задаваясь целью поставить воспитание («духовное питание») на высокий профессиональный уровень, общество постепенно создает различные воспитательные учреждения: воспитательные дома, детские сады, приюты, школы, интернаты, университеты...

Таким образом, издревле и до наших дней воспитанию придается большое значение. Даже отдается приоритет перед образованием. А. Экзюпери: «Современный человек по сравнению с пещерным не представляет собой биологического прогресса. Воспитание имеет приоритет перед образованием. Создает человека воспитание... Имеет значение не багаж (образование), а орудие, которым его схватываешь...» М.М. Пришвин: «Устойчивое нравственное правило для воспитания детей нам нужно сейчас больше, чем хлеб».

2. Как понимать воспитание в современном мире?

 Маленкова Л.И. освещает особенности воспитания в современных условиях: «Как его понимают учителя-практики? Как его ощущают наши воспитанники? И что значит это с научной точки зрения? Учителям г.Севастополя мы задали вопрос: «Как, по-вашему, что самое главное в воспитании? В чем его суть?» Получили очень много признаков, характеризующих воспитание как позитивный процесс воздействия на формирование личности школьника:

- «понять суть ученика — отсюда возникают методы воспитания»;

-«научить ребенка делать правильный выбор между добром и злом; истиной и ложью, прекрасным и безобразным»;

- «воспитать человека нужного обществу, достойного, красивого в своих поступках и делах»;

- «воспитать высоконравственного, трудолюбивого человека»;

 «понять причины поведения ребенка и работать с ним, исходя из ЕГО миропонимания, помочь ребенку понять себя»;

- «уважение в ребенке личности и уважение ребенком личности воспитывающего и доверие к нему. Умение поставить себя на место ребенка». (1, с.10)

3.Возникновение проблемы «экология детства».

   Нетрудно заметить, что в этих отрывочных точках зрения, высказанных педагогами, просматриваются гуманистические начала отношения к воспитанию, которые исповедуются сегодня лучшими учителями, и в определении цели и задач воспитания, и в содержании, и в позиции педагога по отношению к ученику, и в методике и технике воспитательного воздействия.

Как это ни парадоксально, чем выше статус личности ребенка, чем развитее его позитивные качества, тем сложнее оказывается совершение педагогического воздействия на него. Это подметил еще А.С. Макаренко: «Нормальные дети или дети, приведенные в нормальное состояние, являются наиболее трудными объектами воспитания. У них тоньше натуры, сложнее запросы, глубже культура, разнообразнее отношения. Они требуют от вас не широких размахов воли и не бьющей в глаза эмоции, а сложнейшей техники».

Вот почему в "последнее десятилетие в педагогических кругах заговорили об экологии детства, экологии воспитания, экологии духовной жизни растущего человека. Известно, что экология (греч. yikos -«дом, жилище, местопребывание») - наука об отношениях организмов с окружающей средой. Чаще человечество озабочено влиянием последствий НТР на природу. Но педагогам известно, что для нормального развития ребенка  важна также среда социальная и, как самая приближенная к растущему человеку, микросреда, то есть родители, педагоги, ближайшее  

окружение других людей - друзей, сверстников на улице, других взрослых... И взаимоотношения со средой — залог их нормального развития.

4.Экология детства и права человека.

В этой связи следует рассматривать и проблему прав человека (и ребенка, в частности). Признавая необходимость роста грамотности в области прав человека, ООН объявила период с 1995 по 2005 г. десятилетием просвещения в области прав человека. Насущные права ребенка, как известно, отражены в двух основных документах: «Декларации прав ребенка» (1959 г.) и «Конвенции о правах ребенка» (1989 г.)*. Приведем здесь лишь две выдержки, имеющие прямое отношение к реализации идей экологии детства и воспитания:

«Ребенок имеет право на получение образования... которое бы способствовало его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развить чувство ответственности и стать полезным членом общества» (из «Декларации прав ребенка», Генеральная Ассамблея ООН, 20 ноября 1959 г.).

 «Всем детям должна быть обеспечена возможность определить себя как личность и реализовать свои возможности в безопасных и благоприятных условиях...» (из «Всемирной Декларации об обеспечении выживания защиты и развития детей». Нью-Йорк, 30 сентября 1990 г.).

Этой же идее отвечает и складывающаяся идея полисистемности образования и воспитания: нахождение для каждого конкретного ребенка (подростка) адекватной ему воспитательной системы. Вот почему в сегодняшней школе продуктивна тенденция к расширению многообразия типов и моделей учебно-воспитательных учреждений.

В итоге необходимо отметить: в условиях современной школы ее воспитательные функции возрастают: школа - островок культуры, на котором и решаются жизненно важные задачи разностороннего,

гармоничного развития личности, где можно успешно решить главную цель воспитания — самоактуализацию личности взрослеющего человека.

5.Современная парадигма воспитания.

Маленкова Л.И. отмечает, что особенностью, знамением времени и всех изменений, происходящих в современной школе, является смена парадигмы воспитания, которая повлекла за собой появление целого ряда новых прогрессивных педагогических идей в теории и методике воспитания. Сутью смены парадигмы воспитания является переход от идеи командно-административного влияния педагогического процесса на формирование личности ребенка (подростка) согласно эталону, заданному обществом, к гуманистической идее создания в процессе воспитания оптимальных условий для разностороннего, гармоничного развития ребенка (подростка), его самоактуализации в статусе полезного члена общества на основе потребностей и потенциальных возможностей.

- Ребенок в современной гуманистической парадигме воспитания рассматривается как наивысшая ценность. Он обладает большими потенциальными возможностями саморазвития, условия для которого создаются в процессе воспитания. При этом одним из основных принципов является принцип восприятия и принятия воспитанника таким, каков он есть, с целью стимулирования его дальнейшего позитивного разностороннего развития, макаренковский принцип «подхода к человеку с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться», принцип опоры на положительное в личности воспитанника, мажорного стиля и тона в отношениях с ним.(1, с.14)

- Назначение и позицию воспитателя хорошо выразил учитель-новатор Е.Н. Ильин в пяти определяющих глаголах: «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать».

     - Целью воспитания является разностороннее гармоничное развитие самоактуализирующейся личности воспитанника в условиях коллективной

творческой деятельности. Современная педагогика рассматривает основное назначение воспитания как создание оптимальных условий для разностороннего и гармоничного развития личности, для ее самоактуализации. На этом основании строится система воспитания

II. Обострение проблемы «экология детства» в период рыночных отношений и пути ее разрешения.

1.Проблема «враждебной» для ребенка окружающей среды и экология детства.

Отказ общества от прежних идеалогических схем обусловил возникновение духовного вакуума, заимствование в этих условиях традиций западной культуры, имеющих свою специфику и ментальность, часто не совпадающую с ментальностью российского общества.

В настоящее время, часто личностно-неориентированное школьное обучение, спонтанное «обучение» средствами массовой информации привели к появлению нового педагогического субъекта-объекта, экологию которого в годы детства, отрочества и юности определяют:

- не работающий больше в СМИ принцип: «Сеять разумное, доброе, вечное. Не травмировать ранимую детскую душу»,

 - СМИ переполнены злом, насилием и пошлостью,

- отсутствие в СМИ и Интернете (основных источников информации в современном мире) высоких идеалов и  положительных авторитетов, нормы нравственного поведения, образца прекрасных человеческих отношений,    

- усталость от школы и взрослых как источников отторгаемых детьми  предложений и советов;

- отсутствие среды конструктивного общения;

- отсутствие условий для позитивной самореализации;

- отсутствие литературы, материалов СМИ просветительского и интеллектуального характера по тематике личностного и профессионального становления на доступном для подростков уровне;

- отсутствие примеров-иллюстраций продуктивной профессиональной деятельности людей;

- безыдейность, бездуховность, невысокие этические и эстетические эталоны жизни.

В этих условиях начинает преобладать тип «среднего» ребенка, которого характеризуют:

- отсутствие интереса к учебе и всякого познавательного интереса,

- искаженные представления о труде людей и мире профессий;

- неуважение как к умственному, так и к физическому труду;

- отсутствие авторитета старших и неприятие даже их советов;

- отсутствие отношения к собственной судьбе и жизни как к ценности;

- замусоренность  сознания различным информационным хламом;

- узкий круг случайного чтения.

* В условиях доминирования экономических рыночных ценностей наш мир все более дегуманизируется, обнаруживаются противоречия между обогащением интеллекта человека и разрушением его духовности, потеря религиозного миросозерцания человеком, следствием которой является разорванное сознание, направленное на расчеловечивание человека («без бога в душе, без царя в голове»).

Таким образом, можно сказать, что отмечается не только экология детства, но также экология духа и совести в России, а может быть, и в мире.

    2.Актуальность экологии детства и пути решения проблемы.

Помочь ребенку противостоять «враждебной»  окружающей среде, привести его в мир красоты и справедливости, окружить его добром и любовью, поставить перед ним высокие светлые идеалы, дать ему счастье бытия и  

радость познания и самоодоления в труде, сформировать  чувство собственного  достоинства будущего гражданина любимого Отечества - призвана экология детства, встроенная в процесс воспитания.

 Из известных мне школ,  наиболее отвечающим этим задачам, хотелось бы отметить две: одну отечественную, всем хорошо знакомую не только в нашей стране, но и за ее рубежами, – «Школу радости»  В.А.Сухомлинского, - другую – малоизвестную, зарубежную – Вандейскую Департаментскую Школу Исторического, Культурного и Природного Наследия (ECOLE Departementale du Patrimoine Historique & Naturel) во Франции.

В чем эффективность и ценность опыта этих школ, которые не зависят друг от друга, но у которых есть много общего? Ответу на этот вопрос будет посвящено небольшое исследование.

Несколько слов о Вандейской Департаментской Школе Исторического, Культурного и Природного наследия. Это департаментская программа  («ECOLE Departementale du Patrimoine Historique & Naturel», - Vendee, Conseil General, 2005),о  создании которой в 2000 году, Генеральный Совет Вандеи  провозгласил: «Будущее Вандеи – в руках молодых поколений. Поэтому Генеральный Совет вправе считать, что сегодняшние дети и подростки будут любить Вандею, если будут хорошо ее знать. Роль данной программы – оживить исторические и природные места, предлагая детям и их педагогам не только их посещение, но методическое изучение истории, культуры и географии Вандеи в их естественном декоре. Таким образом, дети могут стать рыцарями в средневековом замке или монахами–переписчиками готического текста, натуралистами в Доме птиц, а может быть, мастерами – стекольщиками в Центре ремесел. Цель этой программы - направить юных вандейцев на дальнейшее процветание их малой родины».

В Вандее мне посчастливилось проходить стажировку в июле 2005 года и побывать на части маршрутов, предложенных Вандейской Департаментской Школой Исторического, Культурного и Природного наследия.  

а) Полезность опыта вышеназванных школ - в определении ребенка наивысшей ценностью, личностью, пусть маленьким, но уже гражданином своей страны.

По  Сухомлинскому -  «цель воспитания – всестороннее развитие, нравственное совершенство личности» (3), а процесс воспитания выражается в единстве духовной жизни воспитателя и воспитанников – в единстве их идеалов, стремлений, интересов, мыслей, переживаний.

б) Каждый из педагогов должен быть личностью, высоконравственной и широкообразованной, но не только: «Ум воспитывается умом, совесть -  совестью, преданность Родине – действенным служением Родине» (4, с. 114), - учил   В.А.Сухомлинский.

Преподаватели и руководители маршрутов  Вандейской Департаментской Школы Исторического, Культурного и Природного Наследия – настоящие пассионарии - люди заинтересованные, увлеченные патриотической идеей

 

в) Обе школы ставят задачу охраны детства.

 Больше всего волновало и тревожило Василия Александровича, чтобы школа не забрала у малышей их "детских радостей", детства, чтобы школа не стала для детей "бесконечной, внешне увлекательной, но пустой игрой", чтобы не превратилась в "нудное обучение".

Актуальными и созвучными сегодняшнему дню являются взгляды В.А. Сухомлинского на экологию Детства, охрану школьников второго периода детства от умственной перегрузки. По этому поводу он писал: "Мы не допускаем увлечения такими приемами "эффективного", "ускоренного

обучения", в основе которых лежит взгляд на ребенка как на электронный механизм, способный бесконечно усваивать и усваивать. Ребенок – живое существо, его мозг – самый тонкий, самый нежный орган, требующий

внимательного и осторожного отношения. Дать начальное обучение за три года можно, но только при условии постоянной заботы о здоровье детей и нормального развития детского организма" [5, с. 127].

Детство – это целая страна, империя, это особенный детский мир, который образно назвал В.А. Сухомлинский "Сказочным дворцом", где дети живут своей детской жизнью, своими представлениями о Добре и Зле, о Чести и Бесчестии, о человеческом Достоинстве. У них свои критерии красоты, у них даже свое измерение времени: в годы детства день кажется годом, а год – вечностью [6, с. 8].

Вандейская Департаментская Школа Исторического, Культурного и Природного Наследия также тонко понимает мир детства, отражает его мировосприятие, сотрудничает с  программами общеобразовательных школ и  в образе сказочного  персонажа (Алионоры  Аквитанской  - французской королевы, матери будущего короля Ричарда Львиное Сердце) за руку ведет ребенка - в исторических одеждах, с достоверными инструментами в руках -  в сказочный мир родного края: в средневековый замок, в стены монастыря, на руины собора. В Вандее, которая в силу исторических событий в течение 200 лет чувствовала себя обособленно от всей Франции, необыкновенно сильны традиции и религиозность, нравственность и духовность. Здесь крепкие семьи, любовь к детям, трепетное отношение к детству.

г) В.А.Сухомлинский учил, чтобы дети росли благодарными и помнили о тех, кто отдал свои жизни в борьбе за их счастливое будущее: «Долг перед Отечеством – святыня человека»… «В детстве не должно быть бездумного, безмятежного счастья. Чем значительнее материальные и духовные блага, которые дают детям старшие поколения, тем важнее озарять их мыслью о людях, отдавших свою жизнь за народ…Особенно это важно в младшем

возрасте, когда в сознании ребенка формируются первые понятия о добре и зле, справедливости и несправедливости, чести и бесчестии».(7, 82)  

Дети Вандеи, в зависимости от возраста, изучают суровую историю своей малой родины ( Столетняя война, религиозные войны, Вандейская война) в классе, в музее, на поле сражения под открытым небом. Они участвуют в исторических реконструкциях. Они ухаживают за многочисленными памятниками павшим за родину.

Манера подачи исторического материала о кровопролитных войнах, о бесчисленных жертвах, об исторической несправедливости - пронзительная и щемящая – напомнила мне строки из книги В.А.Сухомлинского «Сердце отдаю детям»: «В сокровенных уголках детского сердца пробуждается голос совести: ты идешь под ясным солнцем, смотришь на голубое небо только потому, что под тополями и березами, под дубами и яблонями лежат те, кто сохранил для тебя свет и жизнь» (8, 232).

д) Эффективность вышеназванных школ несомненно в блестящем решении досуга детей.

В.А.Сухомлинский говорил о «гармонии педагогических воздействий». Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется воспитанием в широком смысле этого понятия. Он считал, что «подлинная школа – это многогранная духовная жизнь детского коллектива, в которой воспитатель и воспитанник объединены множеством интересов и увлечений. Нельзя сводить духовный мир маленького человечка только к учению. В Павлышской школе детям прививали любовь к природе, к музыке, чтению, живописи, а также к труду по благоустройству школьной территории, в мастерских, в поле, на делянке…Здесь открываются возможности для постоянного совершенствования, для движения вперед.

Вандейская Департаментская Школа Исторического, Культурного и Природного Наследия предлагает детям в соответствии с программой  

общеобразовательных школ увлекательные экскурсии и интересные дела по разным предметам на разнообразных маршрутах:

- Дом Реки, Дом Птиц – изучение в качестве натуралиста  чудесного мира природы: флоры и фауны: наблюдение и занимательный труд (домики и кормушки для птиц, макет крыла стрекозы…)

- Ведение народного хозяйства в гармонии с природой: посещение устричной фермы и соляных чеков, участие в благоустройстве старой шахтерской деревни, изучение эволюции электростанции от ветряной и водяной мельницы к угольной ТЭЦ и к  электростанции океанических приливов и отливов.

- Тысяча и один способ изучить историческое и культурное наследие малой родины в старинных костюмах под руководством Алионоры  Аквитанской (французской королевы, матери будущего короля Ричарда Львиное Сердце):

- изготовление витражей и натуральных растительных красок, написание готического шрифта гусиным пером при монастыре,

- изучение жизни монахов: роль в развитии цивилизации, трапеза и   медицина,

-  практические занятия по архитектуре: стили, технология строительства скульптура,

- старинная музыка на старинных инструментах,

- изучение суровой истории родного края от стоянок эпохи неолита к религиозным войнам и Вандейской войне,

- участие в исторической реконструкции местечка Пюи-дю-Фу (Puy-du-Fou).

е) Ценность опыта вышеназванных школ - в выборе игровой формы на том или ином этапе процесса воспитания.

В.А.Сухомлинский считал роль игры в жизни ребенка огромной: «Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир,

раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое

окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»(9, с.77)

Вандейская Департаментская Школа Исторического, Культурного и Природного Наследия предлагает для школьников экологические игры в зеленых классах в Школе птиц, в Школе Реки, на маршруте Биологического заповедника Налье-Музей (Nalliers-Mouzeuil),

мастерские искусств,  игровые уроки по Наследию и Окружающему миру в музее, в средневековом замке, в монастыре, в шахтерском центре, в центре Алионоры Аквитанской, - под руководством исторических персонажей, по занимательным сюжетам и в исторических костюмах.

ж) Опыт обеих школ полезен выдвижением на первый план понятия «малая родина».   В.А.Сухомлинский  считал, что детство – это ежедневное открытие мира, и нужно сделать так, чтобы это открытие стало прежде всего познаванием человека и Отечества, чтобы в детский ум и сердце входила красота Родины. Закономерно, что познание мира начинается у ребенка с того, что его окружает, то есть с «малой родины», и ученый уделял этому первостепенное внимание:

- изучать природу родного края,

- показывать ее мудрость и красоту,

- благоустраивать местность, в которой живешь:

«Думается, что школа будущего должна как можно полнее использовать для гармонического развития человека все, что дает природа. Уже по одному этому мы должны беречь и пополнять имеющиеся природные богатства.

За 20 лет мы превратили в тучные нивы и цветущие сады 40 гектаров неплодородной глинистой почвы.

 Возникли дубрава и чудесная сиреневая роща, яблоневый сад вокруг стадиона, а перед школой аллея из роз».(10, с. 109).

Для жителей французского департамента Вандея первостепенность малой родины – дело принципиальное. Любовь к многострадальной  Вандее прививается здесь с раннего детства:

-  к труду на родной земле,

- к благоустройству родного края,

- почтение к старым камням (здесь сохраняются строения со времен средневековья),

- уважение к памятникам и могилам (при въезде в каждый городок, в каждую деревню памятники павшим в войнах – среди них и наши соотечественники – участники  французского сопротивления -  и памятные плиты утопают в цветах),

- участие в празднике малой родины - в исторической реконструкции местечка Пюи-дю-Фу (Puy-du-Fou).

- Вандейская Департаментская Школа Исторического, Культурного и Природного Наследия строит свою программу на ознакомлении молодого поколения с богатством и красотами родного края с ее различными уголками, в разнообразных формах – ярко, наглядно, познавательно.

з) Ценность опыта обеих школ – в понимании огромной роли природы в воспитательном процессе. Природа, окружающая среда – это незримые, по мнению В.А. Сухомлинского, помощники педагога, способствующие решению множества сложных проблем в воспитании и обучении детей. Он был глубоко убежден, что чем раньше ребенок прикоснется к Красоте и Величию природы, тем более глубокими будут природные корни взаимосвязи внутреннего мира ребенка с окружающей его средой.

Именно поэтому такой оригинальной, уникальной и  инновационной   для ХХ в. стала авторская Павлышская школа сельского учителя – педагога В.А.

Сухомлинского – "Школа на лоне природы", "Школа охраны детства". Девизом первой встречи Учителя с шестилетками было приглашение их к

сотворчеству в природе: "Наша школа будет под голубым небом, на зеленой травке, под ветвистой грушей, на винограднике, на зеленом лугу" [5, с. 30].

В работах В.А. Сухомлинского описаны пути развития детского мышления среди природы. Формы и методы занятий детей на природе созвучны с Программой  Вандейской Департаментской Школы Исторического, Культурного и Природного Наследия:  

- это наблюдения и экскурсии в природу, которые дают возможность детям послушать, посмотреть, понюхать, потрогать на ощупь окружающий ребенка мир,

- изучение разнообразия родного пейзажа: лес, лесостепь, равнина, болото, Атлантическое побережье,

- это встречи восхода и захода Солнца, "путешествие облаков", слушание хора птиц, цикад, шелеста листьев, наблюдения ночного неба, стада животных,

-"путешествие в мир труда взрослых", во время которых дети переживали чувство гордости за человека, своих родителей.

По вандейской программе школьники заняты в экологических играх в зеленых классах в Школе птиц, в Школе Реки, на маршруте Биологического заповедника Налье-Музей (Nalliers-Mouzeuil), в изучении преобразования болота Пуатвен (Marais Poitevin).

Такое познание мира не только влияет на разум, но и на чувства, вызывает глубокие эмоциональные переживания, способствует детскому фантазированию.

и) Эффективность опыта вышеназванных школ – в обязательности включения труда в процесс воспитания.

В.А.Сухомлинский учил: «Труд и трудовое воспитание – это вещи, стоящие не рядом с учением, нравственным воспитанием и развитием. Труд – это вещь всепроникающая и всеобъемлющая. Мысль, познание мира, постижение истин, добывание знаний, формирование на их основе собственных взглядов – вот что должно быть трудом для школьника.(11) Радость труда – это красота бытия; познавая эту красоту, ребенок переживает чувство собственного достоинства, гордость от сознания того, что трудности преодолены. (8, с.210)

Особенно важен труд производительный, общественно-полезный, долгосрочный с видимым для ребенка результатом.

Для такого труда в Павлышской школе - широкие возможности:

- собранная руками учеников детская электростанция,

- мастерские с созданными ребятами станками и моделями,

-гаражи с машинами и механизмами,

- плодовый сад, виноградник, аллеи цветов, роз,

-школьные делянки в поле.

Вандейская Департаментская Школа Исторического, Культурного и Природного Наследия включает в свою программу на всех маршрутах во время разнообразных занятий обязательный ручной труд, как бы вторя  В.А.Сухомлинскому, что ум ребенка – на кончиках его пальцев:

- в Доме Реки, в Доме Птиц, на маршруте Биологического заповедника юные вандейцы в качестве натуралистов не только наблюдают и  изучают флору и фауну родного края,  но изготовляют своими руками домики и кормушки для птиц и размещают их на природе,

- они участвуют в благоустройстве старой шахтерской деревни,

- изучают эволюцию электростанции от ветряной и водяной мельницы к угольной ТЭЦ и к  электростанции океанических приливов и отливов и мастерят модель экологического ветряка,

- в средневековом центре при монастыре готовят шоколад по старинному рецепту, делают натуральные растительные краски, в течение ½ дней изготовляют витражи (наносят рисунок, обжигают стекло, вставляют его в свинцовую рамку), пишут гусиным пером и тушью  готический шрифт,

- участвуют в практических занятиях по  скульптуре, архитектуре, изучают стили, принципы и элементы строительства,

- долгосрочный труд для школьников Вандеи – это ежегодное участие во время летних каникул в программе Пюи-дю-Фу: исторической реконструкции этого местечка в форме спектаклей со времен эпохи Юлия Цезаря до II-ой Мировой войны. В вечернем спектакле «Киносцения» (Cinescenie) наряду с профессиональными артистами выступают 3000 любителей – родителей и детей, школьников близлежащих деревень

Заключение.

   Подводя итог нашего исследования  по теме:  «Экология детства и процесс воспитания», мы еще раз заостряем внимание на актуальности этой проблемы в наше время – в эпоху рыночных отношений. Со времени ухода     В.А. Сухомлинского, ситуация не улучшилась, но еще более усугубилась: сейчас речь идет не только об экологии природы, об экологии детства, об экологии человека, но также  об экологии духа и совести в России, а может быть, и в мире.

   Не удивительно, что именно сегодня, в ХХI столетии, учение  В.А. Сухомлинского относительно экологии детства, перекликается с современной зарубежной педагогической системой «Вандейская Департаментская Школа Исторического, Культурного и Природного

наследия» (ECOLE Departementale du Patrimoine Historique & Naturel) во Франции.

Никак не связанные между собой, они, тем не менее, имеют много общего, так как, наверное, несут главные необходимые истины, «рациональное зерно», и следовательно, востребованы современностью.  Другими словами, они оказались наиболее ценными и эффективными, потому что  отвечают на насущные вопросы времени.

Обе  школы во многих их аспектах служат миллионам воспитателей юного поколения. Но в тоже время, считаю, что и сегодня, и в будущем недопустимым было бы использование этого опыта  догматически  и  бездумно, но уместно и творчески.  Главное, как писал еще К.Д. Ушинский, не сам по себе практический опыт, а идеи, вытекающие из опыта, из педагогических фактов. Книги В.А. Сухомлинского не могут быть сборниками универсальных педагогических рецептов на все случаи жизни. Труды выдающихся педагогов, прежде всего, учат мыслить, вдумчиво подходить к планированию учебно-воспитательных задач, учитывать своеобразность и неповторимость конкретных педагогических явлений, положительные традиции каждого учебного заведения, требования современности.

Таким образом, нужно не формальное, а разумное понимание, научное осмысление и творческое использование ценнейшего опыта по охране и экологии детства  в педагогическом наследии В.А. Сухомлинского. А также в его  неожиданном современном отголоске – зарубежной педагогической системе «Вандейская Департаментская Школа Исторического, Культурного и Природного Наследия»(ECOLE Departementale du Patrimoine Historique & Naturel) во Франции, которая несет молодому поколению любовь к отечеству и кажется французской национальной идеей.

  Идея  Экологии детства широко представлена в опыте нашей школе МОУ СОШ №12 а.о. Жуковский (в 2005 году победитель в областном конкурсе «Лучшие школы Подмосковья»):

- это, прежде всего, в постановке обучающегося в центр процесса воспитания, в определении ребенка наивысшей ценностью,  

- внимательное и осторожное отношение к ребенку, охрана детства – с целью защиты прав и здоровья ребенка, в школе работает психолог;

- забота о здоровье детей: добавлен 1 час физкультуры; в учебный процесс внедряются здоровьесберегающие технологии, в школе работает бассейн, где дети оздоравливаются во время уроков и на дополнительных платных занятиях;

- патриотическое воспитание детей: в духе любви к Родине, в почтении к тем, кто отдал свои жизни в борьбе за их счастливое будущее. В нашей школе ведется Книга Памяти земляков, погибших на фронтах Великой Отечественной войны;

-«гармония педагогических воздействий»: для удовлетворения разнообразных интересов и увлечений учеников в школе работают многочисленные кружки и секции: ИЗО, ритмики, студийный театр, бисероплетение, Детская железная дорога и др.;

- практикуются игровые методы в воспитании и обучении, например, начальные классы называют себя ул.Лесная, ул.Цветочная, ул.Радужная… – и выполняют совместный проект по ИЗО: «Осень»;

- экологическое воспитание (бережное отношение к природе) пронизывает все учебные предметы, дети следят за чистотой классов, школьной территории,

- любовь к малой родине прививается через изучение природы и экономики родного края (походы, экскурсии, поездки в музеи, театры и на пред-приятия);

- обязательное включение труда на уроках технологии в процесс воспитания;  - дети, работающие в кружке Малая железная дорога, проходят летнюю практику на Кратовской Малой железной дороге в качестве помощников диспетчеров, помощников машиниста, проводников и др.

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского «Экология детства» неисчерпаемо: его надо изучать, осмыслять и творчески применять в учебно-воспитательном процессе.

        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Маленкова Л.И. «Теория и методика воспитания». Учебное пособие.- М. Педагогическое общество России, 2002 - 480 с.

2.ECOLE Departementale du Patrimoine Historique & Naturel – VENDEE, Сonseil General, 2005 

В работе использованы следующие труды В.А. Сухомлинского:

3.Вижу человека! «Литературная газета», 27 сентября 1967г.

4.Рождение гражданина. М., «Молодая гвардия», 1971.

5.Воспитание коммунистического отношения к труду. М., Изд-во АПН          РСФСР, 1959.

6.Нравственный идеал молодого поколения. М., Изд-во АПН  РСФСР, 1963

7.Воспитание личности в советской школе. Киев, «Радяньска школа», 1965.

8.Сердце отдаю детям. Киев, «Радяньска школа», 1969.

9.Духовный мир школьника. М., Учпедгиз,1961.

10.Павлышская средняя школа. М., «Просвещение», 1969.

11.Гармония трех начал. «Журналист», 1970, №8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектного метода в процессе воспитания гражданственности и патриотизма младших школьников

Материал о воспитании гражданственности и патриотизма младших школьников...

Взаимодействие с родителями- ключ к эффективности процесса воспитания

Одной из приоритетных задач сегодняшнего образования является воспитательная. Основная роль в решении данной задачи принадлежит семье. Именно родители, создают условия для всестор...

Конспект и презентация родительского собрания. «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье».

Научить ребёнка быть счастливым нельзя, но воспитать его так,  чтобы он был счастливым можно.          А. Макаренко...

Воспитание Оренбуржца 21 века "Саморазвитие и самореализация личности в процессе воспитания и обучения"

Методическая разработка программы развития классного коллектива, представленная на Областной конкурс проектов инновационной деятельности  классных руководителей   Номинация «Школа ...

Доклад на тему: «Проблема социальной защиты детства в процессе организации учебной деятельности в обществознании».

Проблемы социальной защиты детей являются актуальными в любое время для любого общества. Это связано с тем, что дети, в силу присущего им недостаточного для самостоятельной жизни уровня физического, п...

Институт изучения детства, семьи и воспитания. (ссылка)

Азбука семьи 30 видеолекций для родителей30 сценариев встреч (родительских собраний)30 презентаций30 памяток для родителей...