Родительское собрание "До школы еще год"
методическая разработка по теме

Петровская Ирина Борисовна

 

 

 Ознакомить родителей с возрастными  и психофизиологическими особенностями детей шестого года жизни, как правильно огранизовать помощь ребенку в период подготовки к школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon do_shkoly_eshche_god.doc52 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников.

Цель: ознакомить родителей с возрастными  и психофизиологическими особенностями детей шестого года жизни, как правильно огранизовать помощь ребенку в период подготовки к школе.

1.Вступление

До школы еще год . Но вы не раз уже обсуждали с родными и знакомыми, в какую школу лучше отдать ребенка, где дают лучшие знания. где опытнее учителя, где учат иностранные языки. Где есть компьютерный класс…

                Итак, до школы еще год. Поэтому давайте попробуем  разобраться вместе: что необходимо и возможно сделать за оставшееся время?

        Давно известно: начало обучения в школе неизменно влечет за собой резкое изменение всего образа жизни ребенка и предъявляет серьезные требования к физическому и психическому здоровью. От этого будет во многом зависеть успешность обучения ребенка.

2. Психофизиологические особенности детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет)

        Именно на это время (5-6 лет ), когда начинается подготовка к школе, приходятся  наиболее существенные изменения, резкая перестройка организма. В эту пору жизни ребенок растет «не по дням, а по часам». На 6-7 году жизни годичные прибавления роста составляют 8-10 см, а вес тела -2,2 – 2,5 кг.

        Интенсивно идет развитие опорно-двигательной системы. Дети этого возраста хорошо овладевают такими сложными движениями как бег, прыжки, катания на коньках и т.д. Нельзя ограничивать двигательную активность ребенка т.к. при двигательном голоде у детей страдают обменные процессы, снижается работоспособность, сопротивляемость заболеваниям. Вы должны знать: самой тяжелой нагрузкой для ребенка 6-лет будет именно снижение двигательной активности (на 50%) – необходимость длительное время сидеть за партой, сохранять ученическую позу. Наиболее тяжело это переносят дети, которые часто болеют, ослабленные. Родители часто оберегают их от нагрузок – и тем самым еще более увеличивают слабость. А лучше как раз усилия, тренировки.

        В  5-6 лет четко проявляются индивидуальные особенности ВНД ребенка.  В основе этих особенностей – свойства нервных процессов возбуждения и торможения и их различные сочетания. Речь идет о темпераменте – он проявляется в общей психологической активности, моторике, эмоциональности. Они определяют общую активность ребенка, темп, скорость и интенсивность его деятельности, способность переключаться на новый вид работы – что имеет большое значение при обучении. Существуют четыре типа темперамента.

        Практикум для родителей

       Представьте себе, что в комнате играют четыре малыша с различным темпераментам, и в это время вдруг разбил окно влетевший мяч. Один ребенок тут же схватил мяч и, чуть не выпав из окна, жестикулируя азартно, стал что-то выяснять у мальчугана, разбившего стекло. Другой малыш вскочил и тоже подбежал к окну, оценил ситуацию, а третий… не спеша, невозмутимо, спокойно продолжал игру, время от времени откладывая попадающиеся ему под руку стеклышки в отдельный угол. Четвертый, не скрывая страха, с испугом спрятался за шкаф.

        Какой малыш из четырех сангвиник?

        Какой холерик? Какой меланхолик? Какой флегматик?

       Если вы обратите внимание на рисунки своих детей, то по ним вы тоже можете многое узнать. Очень большие мазки кистью (если рисует красками), размашистые с малым числом деталей – даже листа не хватает, значит у ребенка возбудимый тип (холерик), слабые процессы торможения.

       Рисунок в значительно меньшем масштабе, точными, мелкими мазками с большим количеством деталей, умело расположен на листе – уравновешенные сильные нервные процессы (сангвиник, меланхолик).

        Как правильно воспитывать детей в зависимости от особенностей темперамента.

Сангвиник

        Стремится выработать у него устойчивые интересы. Учить терпению, упорству, тому, что надо доводить начатое дело до конца. Искоренять небрежность и поверхностность при выполнении заданий.

        Учитывать, что жизнерадостность, общительность и оптимизм сангвиника могут  обернуться оборотной стороной медали и стать источником его легкомыслия и непостоянства.

Флегматик.

        Попытаться выработать любознательность и сделать его инициативным. Учить правильно переключать внимание при выполнении поручений. Не раздражаться черепашьим темпам, а ускорять их, применяя игровую деятельность, хотя бы на перегонки. Следить за тем. Чтобы он меньше был инертным, вялым, все время «тормошить» его, иначе вялость может превратиться в леность, а ровность чувств – в их нищенскую скудость.

Холерик.

        Направить, бьющую ключом  энергию на нужные, полезные дела. Воспитывать настойчивость и сдержанность. В зачатке погашать агрессию. Подбирать такие игры, где укрепились бы процессы торможения, и не было бы перевозбуждения со стороны нервной системы: спокойные, в которых все зависит от внимания и  нужен минимум эмоций (шахматы, настольные игры с фишками). Учить вежливости и требовать, чтобы он таким стал, его непосредственность выливается в бестактность и часто задевает самолюбие людей. Холерика не стоит уговаривать, он реагирует обычно только лишь на требования родителей.

Меланхолик.

        Приказы замедляют его деятельность. Стараться поддержать его, одобрить , быть с ним поласковее. Учить, как преодолевать застенчивость и робость. Воспитывать инициативность, общительность, доверчивость и смелость. Учить бесстрашию и помогать избавляться от страхов.

         В этот период происходят изменения в эмоционально-чувственной сфере.

В старшем дошкольном возрасте складывается и развивается система высших чувств:

  • Интеллектуальных;
  • Эстетических;
  • Нравственных.

        Интеллектуальные чувства связаны с познавательной деятельностью ребенка. Радость от успеха при победе в игре, чувство хорошей злости – упорно пытается довести дело до конца. Учить удивляться простым и обычным вещам, важно сохранять любопытство, которое переходит в любознательность.

        Дошкольный возраст удачный для закладки эстетических чувств. Важно в этом возрасте обучать рисованию, танцам.

        Нравственные чувства – эмпатия, способность сопереживать формируется в 2 года. Важно анализировать характер переживаний, умение их понять «Мама расстроена  - надо пожалеть; устала – не мешать отдыхать».

        Чему и как учить до школы?

        Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить? Кто должен готовить ребенка к школе? Единого для всех рецепта нет: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого  учить «по минуточкам» сидеть и внимательно работать.    

          Психологическая готовность к школьному обучению состоит из таких компонентов: мотивационного, интеллектуального, волевого и морального.

        Интеллектуальная готовность к школьному обучению связана с развитием умственных процессов – умением обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. Всем этим занимаются в д/с и если ребенок систематически посещает д/с, то овладевает всеми этими процессами.

        В д/с детям прививают многие полезные навыки, учат рисованию, начальному счету, развивают тонкую моторику руки, изучают звукобуквенный анализ - все, то, что необходимо ребенку для успешного овладения школьной программой. Но если занятиями ребенка не интересуются  в семье, не придают им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребенок тоже начинает относиться к ним пренебрежительно, не стремится работать лучше, исправить свои ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей глубоко обижает, они замыкаются, перестают быть искренними и откровенными. Наоборот интерес родителей к делам дошкольников и первоклассника придает особое значение всем достижениям  ребенка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при выполнении  любого рода заданий, принимается всегда с благодарностью и  способствует близости родителей и детей.

        Не все дети одинаково хорошо рисуют, поют, лепят, не все быстро обучаются чтению и письму, и правы те родители, которые занимаются с сыном или дочкой этим трудным и поэтому часто нелюбимыми и неинтересными делами. Как известно, люди любят делать то, что умеют, то что получается. Так надо помочь им полюбить и научиться!

Обратите внимание!

  • Интеллектуальная готовность  ребенка хорошо развивается при условии систематической работы с ребенком его познавательными способностями (вниманием, восприятием, памятью, мышлением, речью).
  • Ведущим в интеллектуальной готовности выступает развитие его речи, а для этого необходимо систематическое чтение ребенку книжек, обсуждение иллюстраций, репродукций, полные ответы на вопросы ребенка.
  • Не оставляйте без внимания желания ребенка с чем-то познакомиться , чему –то научиться, помогите ему в этом.
  • Чудесную помощь окажут детские журналы.

Волевая готовность. Основные  показатели волевого развития родители могут проследить в том, насколько  сформированы психические процессы (восприятие, память, внимание). Ребенок определенное время внимательно рассматривает тот или иной предмет, запоминает стихи, в рассказах или рисунках отображает, то что видел или слышал. Умеет самостоятельно себя обслуживать (одеться, развязать шнурки, убирает после себя, чистит зубы, может постирать свои носки и трусики, выполняет процедуры личной гигиены), имеет соответственный темп работы. Владеет доступными правилами поведения. Умеет правильно реагировать на оценку взрослыми выполненного задания (если что-то не так в оценке, не бросается вещами, не падает на пол, не убегает…). В то же время умеет оценивать свою работу.

        Предлагаю вам самостоятельно определить, насколько у вашего ребенка развиты волевые умения – устойчивые способы саморегуляции деятельности (трудовой, учебной) и общения. Они являются  основой произвольного запоминания, внимания, умственных навыков. Вашему вниманию тест «Сформированность волевых навыков» Приложение №1

Резюме: Важно, чтобы на сегодняшний день у ребенка был средний и хороший уровень сформированности волевых навыков, если он низкий, то предстоит длительная кропотливая работа по их формироваию.

Обратите внимание!

  • Психофизиологические особенности 5-6 летних детей не дают возможности в полном объеме сформировать волевую готовность, поэтому не выдвигайте непосильных заданий.
  • На формирование волевой готовности дошкольника влияет его темперамент; учитывайте это.

Мотивационная готовность ребенка является своеобразным генератором позитивных впечатлений о школе. Это двигатель, который помогает ребенку комфортно чувствовать себя в школе и позитивно относиться  к учебе как интересному процессу. У детей 5-6 лет такая мотивация к школе еще не сформирована и требует кропотливой работы со стороны родителей. Очень важно, чтобы дети получали позитивную информацию о школе именно от вас, уважаемые родители, а не разные страшилки или угрозы (вот пойдешь в школу, тогда…).

Примите к сведению!

  • Мотивационную готовность ребенка следует формировать через осознание того позитивного, что ожидает ребенка в школе, а не на угрозах и запугиваниях.
  • Весомым вкладом в повышении мотивационной готовности  может стать пример родителей (показать свои тетради, школьные награды, рассказать о позитивном опыте школьного обучения) и близких людей (бабушки, дедушки, тети, дяди).

      Психологическая зрелость состоит из таких компонентов: мотивационного, интеллектуального, волевого и морального.

        Важным в формировании моральной готовности ребенка выступает пример общения родителей с их родителями (бабушкой, дедушкой) и родственниками. Со своими друзьями, другими взрослыми и детьми. Таким образом, поступки наших детей – это больше чем 80% наших с вами поступков, уважаемые родители. И поэтому, думая, в кого удался ваш ребенок, придирчивее посмотрим на себя, а потом будем говорить о «неудачных генах».

Обратите внимание!

  • Социальные нормы поведения у ребенка имеют достаточно долгий путь закрепления, но наиболее крепко они усваиваются в период дошкольного детства.
  • Ребенка необходимо готовить к тому, что не всегда все роли в жизни могут быть интересными или даваться исключительно по нашему  желании, иногда надо выполнять и то, что необходимо для других, и то, что не выходит в круг наших интересов.
  • Наш пример общения перенимают и наследуют дети, изучая его особенности, фиксируя границы и правила отношений с другими, запоминая нормы, тембр и высоту голоса.
  • Научится общаться, ребенок может, только взаимодействуя с нами – родителями, сверстниками, взрослыми.

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы родительского комитета школы за год

План работы родительского комитета школы за 2012-2013 учебный год...

Из опыта организации родительского клуба "Школа родителя особого ребенка" на базе детского дома-интерната.

В статье описан первый опыт организации групповой работы с родителями детей-инвалидов, посещающих учреждение системы социальной защиты. Описана тематика встреч, содержание нескольких занятий, целью ко...

ВЫСТУПЛЕНИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ ШКОЛЫ. Тема "Эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона."

В красочной форме, просто и доступно рассмотрена эпигенетическая теория Э Эриксона....

Родительское собрание "Школа XXI века"

Разработка родительского собрания о качествах и умениях, небходимых в XXI веке, и возможности их формирования....

Выступление на собрании Родительского комитета школы.

1.      Создание  благоприятных условий для обучающихся во время подготовки к итоговой аттестации 2011 – 2012 уч.г.2.      «Стрес – это не то, чт...

Родительское собрание " Школа, семья и психическое здоровье старшеклассников" по профилактике суицида

Цель - координация усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления психического здоровья старшеклассников.Задачи:· осмысление значимости психического здоровья школьника как компонентае...

Разработка итогового родительского собрания "Школа семьи"

Родительское собрание совместно с детьми, где 5 семей являются участниками конкурсов...