Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе
статья по психологии на тему

 Шилкина Раиса Михайловна

Статья посвящена психолого‐педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях введения федерального государственного образова- тельного стандарта. Психолого‐медико‐педагогический консилиум –  то звено, которое реализует комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ. Наряду с командой профессиональных специалистов службы сопровождения, особую роль в этом процессе играет педагог-психолог. Результатом психолого-педагогического сопровождения  в инклюзивном образовании ребенка с особыми образовательными потребностями должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ и детей - инвалидов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon model_soprovozhdeniya_detey_s_ovz_97-2003.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация  психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными  возможностями здоровья в   общеобразовательной школе

Шилкина Раиса Михайловна-

педагог-психолог

высшей категории

МБОУ «СОШ № 28»,

Киселёвский городской округ,

Кемеровская область,

Россия.

Аннотация:  статья посвящена психологопедагогическому сопровождению детей с ОВЗ в условиях введения федерального государственного образова- тельного стандарта. Психологомедикопедагогический консилиум –  то звено, которое реализует комплексное сопровождение ребенка с ОВЗ. Наряду с командой профессиональных специалистов службы сопровождения, особую роль в этом процессе играет педагог-психолог. Результатом психолого-педагогического сопровождения  в инклюзивном образовании ребенка с особыми образовательными потребностями должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ и детей - инвалидов. 

Ключевые слова: Ключевые слова: ФГОС ДО, ограниченные возможности здоровья, психологопедагогическое сопровождение, психологомедико

педагогический консилиум, взаимодействие с семьей, ребенок с ОВЗ.

Organization of psycho-pedagogical support of children with disabilities in secondary school

Shilkina Raisa Mikhailovna-

educational psychologist

the highest category

MBOU "SOSH № 28",

Kiselevsky urban district

Kemerovo oblast,

Russia.

Abstract: the article is devoted to psychologicalpedagogical support of children with special needs in the conditions of introduction of Federal state educational standard. Psychologicalmedicalpedagogical consultation – the link, which implements the comprehensive support of a child with disabilities. Along with a team of professionals escort services, a special role in this process is the teacher-psychologist. The result of psycho-pedagogical assistance in inclusive education of children with special educational needs should be the maximum social adaptation, and in the future – professional and labor adaptation of children with disabilities and children with disabilities.

Key words: Key words: GEF TO, disabilities, psycho-educational support, psychologicalmedicalpedagogical consultation, interaction with family, child with disabilities.

В настоящее время в России  определяется модель инклюзивной практики обучения, при которой дети с особыми образовательными потребностями включаются в общеобразовательный процесс, но не стихийно, а при создании в образовательной организации специальной программы сопровождения.

С момента перехода на ФГОС нового поколения для преодоления трудностей в обучении, коррекции недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся с ОВЗ  разработана  Программа коррекционной работы. Эта Программа предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса. Одним из наиболее важных требований к условиям реализации коррекционной программы по оказанию помощи детям с ОВЗ является психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.

Эффективная реализация включения особого ребенка в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специального психолого-педагогического сопровождения как инклюзивного процесса.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ (особыми образовательными потребностями) рассматривается как комплексная технология психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

      Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М.Р. Битяновой (1998),  определяется как целостная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде.

      В то же время, следует отметить, что само понятие «сопровождение» следует рассматривать не только в отношении деятельности психолога образования или педагога, но и других специалистов — логопедов, дефектологов, социальных работников, педагогов в структуре образовательных организаций. Таким образом, это понятие может быть в наиболее широком смысле транслировано образовательной среде в целом. 

Цель сопровождения - создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для детей с трудностями в обучении (в соответствии с их возрастными индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья), способствующие успешной адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме.

Реализация цели включает в себя выполнение следующих задач:

- координация деятельности педагогов и специалистов образовательного учреждения при организации образовательного процесса детей с ОВЗ;

- психолого-педагогическая поддержка всех участников инклюзивного обучения (детей с ОВЗ и их сверстников, родителей и педагогов);

- создание оптимального уровня психологического комфорта в образовательном учреждении через развитие толерантности детей, педагогов, родителей.

По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям «детей с особыми образовательными потребностями» относятся:

1. дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

 2. дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);

 3. дети с нарушением речи (логопаты);

4. дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;

5. дети с умственной отсталостью;

6. дети с задержкой психического развития;

 7. дети с нарушением поведения и общения;

 8. дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РАС;

9. дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).

Процесс сопровождения осуществляется службой сопровождения - это объединение специалистов разного профиля в единую команду, объединяющую учителей, учителей-дефектологов, педагогов-психологов, социальных педагогов, представителей родительского актива и администрации школы.

Организационной структурой службы сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении является психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк). ПМПк является структурным подразделением образовательного учреждения, регулирующим процесс сопровождения и обеспечивающим комплексность процесса сопровождения.

 В МБОУ «СОШ № 28» Киселевского городского округа, командой специалистов организована  работа с учителями и родителями с целью изучения ожиданий относительно дальнейшего продвижения детей, вовлечения их в реализацию единой развивающей программы и гармонизации внутрисемейных межличностных отношений.

На разных уровнях (ступенях) образования задачи психолого-педагогического сопровождения различны.

Начальная школа:

  • определение готовности к обучению в школе,
  • содействие процессу адаптации к обучению школе,
  • формирование познавательной и учебной мотивации,
  • развитие познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения),
  • формирование межличностных взаимоотношений в детском коллективе,
  • поддержка в формировании  «умения учиться» (УУД), развитии творческих способностей,
  • формирование ЗБОЖ.

Основная школа:

  • сопровождение процесса адаптация к новым условиям обучения,
  • поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития,
  • помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формировании  жизненных навыков,
  • формирование ЗБОЖ,
  • помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками,
  • профилактика аддиктивного и девиантного поведения,
  • помощь в предпрофильном и профессиональном самоопределении, 
  • психологическая подготовка выпускников к ОГЭ и  ЕГЭ.

Все, вышесказанное, позволяет выстроить определенную модель психолого - педагогического сопровождения детей с ОВЗ, характеризующуюся следующими принципами:

 1) системность – реализуется в процессе оказания психолого-педагогической помощи в разных направлениях: детям, учителям, родителям (оказывается в реальной ситуации обучения ребенка, выявляет имеющиеся сложности, возможности школьника, его сильные стороны, определяющие обходные пути в обучении и с учетом всех составляющих определяется, моделируется система психолого- педагогического сопровождения);

 2) комплексность – проявляется в том, что педагогом, психологом, родителями оказывается ребенку комплексная помощь, охватывающая все сферы его деятельности (познавательную, эмоционально-волевую, двигательную; оптимизируются социальные связи и отношения), помогающая отследить успешность обучения и наладить межличностные связи;

 3) интегративность – предусматривает интеграцию различных методов (психотерапевтических и психолого-педагогических), методик, подходов, дидактических и психотерапевтических приемов (охватывает не только образовательную среду, но и микросоциальную);

 4) приоритет особых потребностей ребенка – выявление причин учебных затруднений ребенка. Знание и учѐт его особых потребностей для использования их в качестве обходных путей (нуждаются в специальных условиях организации образовательного процесса);

5) непрерывность – отражает необходимость ранней диагностики его возможностей и способностей, осуществления психолого-педагогического сопровождения на протяжении всего периода обучения, т.е. на всех ступенях образования. Педагог-психолог является членом ПМПк и участвует в его работе (пишет представление на ребенка по результатам диагностических исследований, участвует в разработке рекомендаций, коррекционной части программы…).

Педагог-психолог в системе сопровождения ребенка с ОВЗ в общеобразовательном учреждении осуществляет свою деятельность со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися с ОВЗ, нормативно развивающимися детьми, педагогами, специалистами сопровождения,

Ключевыми направлениями работы педагога – психолога с детьми, имеющими ОВЗ, является диагностическая, коррекционная и развивающая работа; профилактическая и консультативная и поддерживающая работа с педагогами, школьниками и родителями.

Диагностическое направление деятельности педагога-психолога включает в себя первичное обследование, углубленное, систематическое этапное наблюдение за динамикой развития ребенка в процессе обучения и коррекционной работы. Составляется индивидуальная карта ребенка. Педагог-психолог выполняет задачи по определению актуального уровня развития ребенка и зоны ближайшего развития. Выявляет особенности эмоционально-волевой сферы, личностных характеристик ребенка, особенности его межличностных взаимодействий со сверстниками, родителями и другими взрослыми.

Наиболее важной задачей является разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи в соответствии с индивидуально - психологическими особенностями ребенка или группы детей.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:

  развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

 развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

  формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; формирование и развитие социальных навыков и социализации.

  развитие социальной компетентности, навыков общения с окружающими.

  Консультативно - просветительское и профилактическое направление деятельности педагога-психолога обеспечивает оказание обучающимся, педагогам и родителям помощи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ.

Психолог разрабатывает рекомендации в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья, проводит мероприятия, способствующие повышению профессиональной компетентности педагогов, включению родителей в решение коррекционно-воспитательных задач.

Научная и педагогическая практика на протяжении столетий показали важность среды, окружающей «особого ребенка».

 Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья детский коллектив является самым мощным ресурсом развития..  Большую  роль в этом процессе играет педагог-психолог.

Помощь детям с ОВЗ требует и психологической поддержки их семей. Педагогу - психологу во взаимодействии с детьми и их родителями важно создать атмосферу психологического комфорта, окружить их вниманием и заботой, обеспечить эмоционально значимое общение, организовать комплексную социально - педагогическую помощь, направленную на стимуляцию их личностного развития и социализации. Важно выявить способности детей и создать условия для их  успешной реализации.

Дети с инвалидностью и ОВЗ участвуют во внеурочной деятельности: в слетах и международных конференциях, в составе делегаций представляют свою школу. Принимают участие в олимпиадах, научных конференциях и занимают призовые места. Есть достижения в творчестве, спорте.

 Таким образом, в своей деятельности педагог-психолог учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, выявляет особенности интеллектуального развития, личностных и поведенческих реакций. Проводит групповые и индивидуальные занятия, направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных способов мыслительной деятельности, а также на профилактику возможных отклонений межличностных отношений; оказывает методическую помощь учителям; развивает психолого - педагогическую компетентность педагогов и родителей.

 Главное в инклюзивном образовании ребенка с особыми образовательными потребностями – это получение им образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.

 Основным критерием эффективности включающего образования должна стать максимальная социальная адаптация, а в дальнейшем – профессиональная и трудовая адаптация детей с ОВЗ и детей - инвалидов.

Список литературы

  1. Боровая Л.П. Социально-психологическая помощь семьям, имеющих тяжело больных детей / Л.П. Боровая // Социально-педагогическая работа. - 1998. - №6. - С.57 - 64.
  2. Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федера- ции от 27.03.2000 г. № 27 / 901 – 6 «О психологомедикопедагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
  3. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М.: «ВАКО»,2004. – 296 с.
  4. Малер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. Книга для родителей / А.Р. Малер. - М.: Дело, 1996. - 328 с.
  5. Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Под ред , М.2010
  6. Смирнова Е.Р. Толерантность как принцип отношения к детям с ограниченными возможностями / Е.Р. Смирнова // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1997. - №2. - С.51-56.
  7. Хухлаева психологическая служба, М,2008
  8. Интернет-портал «Сеть Исследовательских Лабораторий “Школа для всех”»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системный подход к решению проблемы педагогического сопровождения в вопросах духовно-нравственного воспитания детей в МОУ «Серебряно-Прудская общеобразовательная школа им. В. И. Чуйкова»».

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом в целом и каждым человеком в отдельности....

Модель тьюторского сопровождения проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе

Тьюторское сопровождение  исследовательской деятельности школьников позволяет им активно использовать открытое образовательное пространство и обеспечивает успешность их  работы. В материале ...

Проект "Тьюторское сопровождение проектно-исследовательской деятельности учащихся в общеобразовательной школе"

Проект прошёл успешную апробацию в течение нескольких лет.  Мониторинг результативности положителен. Материалы проекта могут быть использованы учителями в рамках осуществления дополнительного ест...