Конспект занятие с педагогами по сохранению психического здоровья
план-конспект по психологии по теме

Фёдорова Ольга Владимировна

Разработка предназначена для практикующих педагогов -психологов образовательных организаций и центров ППМС. Рассмативаются вопросы самосовершенствования педагогов в контексте актуальности сохранения их психического здоровья 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_na_sohranenie_psihicheskogo_zdorovya_pedagogov.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

Групповое занятие для педагогов по сохранению психического здоровья педагогического коллектива.

Автор: Фёдорова Ольга Владимировна, педагог – психолог, руководитель ПМПК ГОБУ "Боровичский центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи"

Тема занятия: Профессиональное самосовершенствование.

Цель занятия: активизация процесса профессионального самопознания у педагогов.

Задачи:

- расширение участниками  представлений о себе в профессиональной деятельности;

- соотнесение возможностей своего «Я» с тем, что требует профессия «педагог»;

- создание положительного образа «Я» и формирование адекватной самооценки профессиональных качеств и уровня притязаний;

- профилактика эмоционального выгорания.

Категория участников: педагоги, имеющие негативное или неустойчивое самовосприятие, самооценку, педагоги с выявленными или формирующимися фазами  эмоционального выгорания

Количество участников: 10-12 человек

Время проведения: 50 – 60 минут

Форма проведения: групповое занятие с элементами тренинга

Ожидаемый результат: повышение мотивации педагогов к самосовершенствованию в профессиональной деятельности.

Подготовительный этап: педагогам предлагается подготовить ответ на вопрос: Каким должен быть совершенный педагог?

Оборудование: мячик, бланки со шкалами для самооценивания (шкалы не подписаны), листы ватмана, восковые мелки, маркеры, стикеры двух цветов  (по 4 каждому участнику), листы бумаги, ручки, рисунки к игре «Чемодан, мусорная корзина, сито».

План занятия

Содержание занятия

Время

1.1

Приветствие.

10 мин.

1.2

Постановка проблемы.

3 мин.

1.3

Разминка. Психогимнастическое упражнение «Имя — качество».

3 мин.

2.1

Работа в подгруппах по выявлению качеств совершенного педагога с различных точек зрения с последующим обсуждением.

15 мин.

2.2

Работа в группе. Мозговой штурм «Совершенный педагог глазами коллег»

7 мин.

2.3

Самооценивание и определение уровня притязаний по выбранным критериям.

7 мин.

2.4

Арт-терапевтическое упражнение «Портрет совершенного педагога» (рисование по кругу). Анализ полученного изображения, вербализация чувств.

5-8 мин.

3.1

Психогимнастическое упражнение «Продолжи фразу»

3-5 мин.

3.2

Завершение занятия. Получение обратной связи: упражнение «Чемодан, мусорная корзина, сито»

2 мин.

Ход занятия

1 Вступление и разминка

1.1 Приветствие.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами будем пытаться разобраться в себе как профессионалах. Работа в группе требует соблюдения ряда правил.

Напомню их Вам:

1. Принцип “Я”: основное внимание каждого из нас должно быть сосредоточенно на том, что происходит с нами. Все высказывания должны строится с использованием личных местоимений единственного числа.

2. Здесь и теперь: мы говорим только о том, что происходит с нами в данный момент. Какие мысли, чувства вы переживаете в данный момент.

3. Искренность и открытость: чем более откровенными будут рассказы о том, что вас волнует и интересует, чем более искренними будут выражения ваших чувств, тем более эффективной будет ваша работа.

4. Конфиденциальность: все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно остаться внутри группы.

1. 2 Постановка проблемы.

- Многим из нас свойственно стремление к самосовершенствованию в разных сферах нашей жизни. На сегодняшней встрече хотелось бы приблизиться к осознанию этого понятия с профессиональной точки зрения. Что же такое совершенство? Давайте для разминки по кругу назовем ассоциации со словом «Совершенство» (передается мяч).

Участники называют, например: образец, идеал, пик развития себя, памятник, что-то прекрасное, но далекое, то к чему нужно стремиться и др.

- Определение данного понятия в толковом словаре Ожегова дается следующим образом:

Совершенство — это «полнота всех достоинств, высшая степень какого-нибудь положительного качества (довести до совершенства, верх совершенства)».

1.3 Разминка. Психогимнастическое упражнение «Имя – качество»

- Сейчас мы попробуем найти у самих себя какие-либо достоинства; пусть несовершенные, но ярко выраженные положительные качества. Каждый по очереди должен назвать свое имя и положительную черту своего характера, начинающуюся на первую букву имени, которая помогает в работе. При этом будет передаваться мяч по кругу. Давайте начнем с меня: я – Ольга, оптимистичная.  (Далее по кругу.)

2 Основная часть

2.1 Работа в подгруппах по выявлению качеств совершенного педагога с различных точек зрения с последующим обсуждением.

- Первые черты совершенного педагога у нас уже есть. А теперь давайте посмотрим на себя глазами наших учеников, воспитанников и администрации образовательного учреждения. Для этого нам нужно разделиться на две подгруппы по цвету стикеров, которые вы получили в начале занятия. Первая подгруппа — это дети, вторая — администрация.

Пожалуйста, займите свои места, примите удобную позу, расслабьтесь, руки свободно положите на колени, почувствуйте опору под ногами, на стуле, закройте глаза, первая группа представьте себя ребенком, а вторая – администрацией учреждения. Подумайте, каким бы вам хотелось видеть своего педагога?

А теперь откройте глаза, обсудите свои мысли с коллегами. Пусть кто-то один запишет названные качества на листке. (Работа в подгруппах 5  минут).

- А сейчас среди всех качеств выберите только пять, которые  являются наиболее важными для вас, как детей и администрации. (Работа в подгруппах 2 минуты)

Обсуждение в группе:

- Итак, какие качества выделила каждая подгруппа? (Запись на ватмане в два столбика)

         - Давайте подведем первые итоги: с точки зрения детей идеальный педагог - … Администрация видит идеального педагога со следующими качествами …

        - Есть ли совпадения? В чем? Почему есть разные качества в столбиках?

2.2 Работа в группе. Мозговой штурм «Совершенный педагог глазами коллег»

- А сейчас Вы снова станете собой — опытными педагогами. Давайте методом мозгового штурма определим, каков же совершенный педагог с позиции его коллег, то есть таких же педагогов. Принимаются все варианты ответов. (Заполняется третий столбик записей на ватмане)

- Попробуем определить три ведущих качества путем простого голосования с помощью стикеров. Выберите главные на Ваш взгляд черты и рядом приклейте свои наклейки.

Подведение итогов:

- Таким образом, мы выявили три качества совершенного педагога- это …

2.3 Самооценивание и определение уровня притязаний по выбранным критериям.

- Давайте попробуем оценить себя по предложенным критериям. У каждого из Вас имеется лист с тремя вертикальными отрезками. Выполнять самодиагностику Вы будете анонимно, нужно только подписать шкалы на бланках в соответствии  с предыдущим заданием. Уровень развития каждого выбранного вами качества можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самую низкую степень развития, а верхняя — наивысшую (показ на ватмане).

На каждой линии чертой отметьте, как вы оцениваете у себя развитие этого качества, стороны вашей личности в настоящий момент. После этого крестиком отметьте, какой уровень развития этих качеств был бы для вас желательным.

Подведение итогов работы:

- Обратите внимание на местоположение точек самооценки и уровня притязаний. Если на ваших шкалах эти две точки совпадают или находятся близко друг от друга, то Вас можно поздравить! Вам удалось приблизиться к вашему идеалу. Если же между ними есть расстояние — замечательно, вам есть к чему стремиться, это ваш потенциал, руководство к действию. (Результаты остаются у участников для самоанализа.)

2.4 Арт-терапевтическое упражнение «Портрет совершенного педагога» (рисование по кругу).

- А теперь мы попробуем коллективно создать портрет нашего совершенного педагога. Каждый по очереди должен подойти к листу ватмана и нарисовать какую-то часть портрета педагога (например, голову, руки и т.д.). И так до тех пор, пока не появится ощущение завершенности портрета.

Анализ полученного изображения, вербализация чувств:

- Как Вы думаете, смогли ли мы выразить в рисунке выделенные качества идеального педагога? Как это отражено в портрете?

- Какие чувства Вы испытывали, когда выполняли коллективное рисование?

3 Заключительная часть

3.1 Психогимнастическое упражнение «Продолжи фразу»

- Сегодня на занятии мы попытались выяснить, каков он – совершенный педагог и насколько близко каждый из нас приблизился к этому идеалу. Все мы очень разные, в том числе и в профессии. Главное, чтобы Вы ощущали гармонию между своим внутренним миром и требованиями к профессии. Достигнуть такой гармонии с самим собой помогает эмоциональное принятие себя и адекватная оценка своих возможностей в профессиональной деятельности. Попробуйте собрать воедино все, о чем мы сегодня говорили и по кругу продолжить фразу: «Чтобы чувствовать себя еще более гармонично в профессии, я себе желаю …» (передается мяч).

3.2 Подведение итогов. Получение обратной связи от участников: упражнение «Чемодан, мусорная корзина, сито».

- А сейчас хотелось бы узнать, насколько занятие оказалось для Вас полезным. Перед Вами три рисунка, которые означают следующее:

- чемодан: увиденное и услышанное готов забрать с собой и использовать в своей педагогической деятельности (полезно);

- мусорная корзина: увиденное и услышанное оказалось ненужным, бесполезным;

- сито: увиденное и услышанное оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в работе, нужно «просеять» материал.

С помощью стикеров определить свое отношение к занятию: приклейте стикер под соответствующей картинкой.

- Наше занятие завершается. А наш путь по самосовершенствованию далеко не завершен, мы с вами в движении. Достижение какой-то цели открывает впереди новые горизонты. Совершенству нет предела! Я желаю вам успехов на вашем жизненном пути!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Психолого-педагогические условия сохранения психического здоровья обучающихся"

В докладе рассказывается о причинах нарушения психического здоровья детей школьного возраста, а так же об особенностях их психического развития....

Система работы педагога – психолога по сохранению психического здоровья педагогических работников детского дома

В данной публикации раскрывается опыт работы по сохранению психического здоровья педагогов, работающих с детьми, оставшимися без попечения родителей....

Конкурсная работа «Психогимнастические упражнения как одно из средств сохранения психического здоровья детей младшего школьного возраста»

В данной работе описан ряд психогимнастических приемов, которые я использую на уроках и во внеурочной деятельности  с целью психофизической разгрузки....

Сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях посредством использования элементов психогимнастики

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. . В данной статье пр...

Сохранение психического здоровья педагогов. Методы преодоления стресса. Презентация

Психическое здоровье - состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям действительности регуляцию поведения и де...