Эссе на тему "Проблема физического насилия над детьми"
материал по психологии на тему

Лобачева Яна Евгеньевна

Самый распространенный вид насилия над ребенком - физическое насилие. Близкое определение физического насилия, на мой взгляд, дают     Н.О. Зиновьева и Н.Ф. Михайлова: «Физическое насилие - это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения».

         

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Современное российское общество столкнулось с множеством проблем: наркомания, ВИЧ-инфекции, преступность, демографический кризис. На этом фоне тема насилия не кажется самой острой. Но на самом деле, я считаю,  что данная проблема является очень сложной и актуальной в наши дни.

        Социально-экономические потрясения последних десятилетий вызвали к жизни негативные социальные явления: жестокое обращение с детьми, насилие над зависимыми членами семьи, рост социального сиротства, правонарушений и преступлений несовершеннолетних. За последние 10 лет большой проблемой стало насилие в семье. Чаще всего насилию в семье подвергаются женщины и дети, те,  кто физически слабее. Они подвергаются всякого рода насилию: психологическому, физическому, сексуальному, что чаще всего происходит в своей семье или исходит со стороны близких или хорошо знакомых людей.

        Самым ужасным для меня стало изучение статистических данных по проблеме жестокого обращения с детьми. По данным статистики ежегодно около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч детей - самоубийство. Более 50 тысяч детей уходят из дома, спасаясь от собственных родителей. По исследованиям центра социальной и судебной психиатрии им. Сербского, жестокое обращение в семье терпят в основном дети 6-7 лет; 60%-70% таких детей, постоянно избиваемые своими родителями, отчимами, мачехами, отстают в развитии, страдают различными физическими и психоэмоциональными расстройствами. Представление о том, что насилие имеет место только в социально неблагополучных семьях, считается не верным. Насилие в семье происходит в любых слоях и категориях населения, независимо от классовых, расовых, культурных, религиозных и социально-экономических аспектов.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

        Самый распространенный вид насилия над ребенком - физическое насилие. Близкое определение физического насилия, на мой взгляд, дают     Н.О. Зиновьева и Н.Ф. Михайлова: «Физическое насилие - это вид отношения к ребенку, когда он умышленно ставится в физически и психически уязвимое положение, когда ему умышленно причиняют телесное повреждение или не предотвращают возможности его причинения».

        Физическое насилие выражается в форме ударов по лицу, тряски, толчков, удушения, заключения в запертом помещении, избиения ремнем, верёвками,  причинения увечий тяжелыми предметами и ножом. Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки утопления.    

      Определить, что ребенок стал жертвой физического насилия, можно по признакам, которые выделяет Р. Соонетс  (Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: Научно-методическое пособие / Под ред. Л.С. Алексеевой. – М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001).

         О повторяющемся физическом насилии можно судить в том случае, если на теле ребенка имеются следы разной давности (шрамы, свежие раны, кровоподтеки и т. д.).

         На факт применяемого физического насилия указывают и особенности поведения жертвы-ребенка: страх при приближении родителя к ребенку; пассивность, замкнутость или повышенная агрессивность; необъяснимые изменения в поведении (прежде жизнерадостный ребенок теперь постоянно грустен, задумчив, замкнут); учащение случаев причинения себе вреда; отчаянные просьбы и мольба ребенка не сообщать родителям о его неудачах (двойки, прогулы, плохое поведение) в школе и др.

        Факторы, связанные с семьей, на основании которых можно предполагать применение физического насилия по отношению к ребенку:  известно, что в данной семье детей раньше подвергали физическому насилию; родитель применяет жестокие дисциплинарные приемы (удары кулаком или рукой, избиение предметом, ремнем и т. д.);  известно, как родитель угрожал ребенку физической расправой («Ты у меня сегодня заработаешь...») или вспоминал прежние насильственные действия («Ты у меня получишь, как тогда...»);  и другие. (Волкова Е.Н. Проблемы насилия над детьми и пути их преодоления// Под ред.Е.Н.Волковой. – Спб.: Питер, 2008. – 240 стр.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Предотвращение жестокого обращения с детьми является огромной задачей. Процесс ее решения является медленным, зачастую разочаровывающим и требующим инициативы, знаний, убеждений и терпения.

        Мое видение решения проблемы физического насилия над детьми в самых общих чертах следующее:

  • Средства массовой информации, милиция, социальные работники, социологи, психологи, социальные педагоги и медики – все профессионалы, – учреждения и гражданское общество могут и должны выступать единым фронтом против насилия над детьми.
  • Необходимо совершенствовать систему раннего выявления, расследования при малейшем подозрении на жестокое обращение с детьми.
  • Необходимо создать разнообразные " горячие линии " связи, будь то для детей, для родителей, для специалистов или для заинтересованных граждан, эти «горячие линии» обеспечивают прямые консультации для анонимных пользователей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Насилие над детьми"

Выступление перед родителями о предупреждении насилия над детьми....

"Насилие над детьми"

Презентация на тему "Насилие над детьми"...

Жестокое обращение с детьми. Физическое насилие (памятка для педагогов)

Особенности поведения ребенка, подвергающегося физическому насилию...

Профилактическое мероприятие для обучающихся 6-9 классов в рамках программы "Школа без насилия" - "Психологическое и физическое насилие в школе"

Данная методическая разработка знакомит обучающихся с социально-рсихологическим особенностями подросткового возраста, с понятиями "Буллинг", "психологическое насилие", "физическое насилие". А также со...

программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия»,

Программа профилактики жестокого обращения и насилия над детьми и несовершеннолетними в семье, среди сверстников «Жизнь без насилия», создана с целью соблюдения прав и законных интересов н...