Общешкольное родительское собрание
план-конспект по психологии на тему

Алтухова Наталья Ивановна

Повышение родительской компетентности по профилактике суицида.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

Профилактика суицидального поведения и других социальных рисков.

Цель: Повышение родительской компетентности по профилактике суицида.

Задачи: - Познакомить с причинами суицидального поведения.

                - Предложить родителям рекомендации по укреплению взаимоотношений в семье.

Зигмунд Фрейд рассматривает самоубийство как особое проявление внешней агрессии, как искаженную реализацию желания убить кого-то другого.

Убийство- это агрессия, устремленная на других.

Суицид – агрессия, направленная на себя.

Для того, чтобы совершить самоубийство необходимо иметь желание убить, испытывать желание быть убитым, и желание умереть.

Карл Юнг рассматривает самоубийство как бессознательное стремление человека к духовному перерождению (после смерти человека ожидает награда в виде новой жизни).

Карен Хорни считала, что если бы детям обеспечили окружение, свободное от тревоги, то они росли бы и процветали.  

Когда  дети чувствуют себя в опасном окружении, то они  рассматривают мир, как враждебную среду для жизни. Суицид может возникнуть как следствие детской зависимости, глубоко укоренившихся чувств неполноценности. Самоубийство может быть «суицидом исполнения» из-за возникновения у человека чувства несоответствия стандартам, ожидаемым обществом.

 В психологии суицид  называют «криком о помощи». Это заключается в том, что суицидальная попытка, особенно неудачная и неискренняя - это средство, с помощью которого тревожные люди ищут внимания к своим жизненным проблема и привлекают симпатию и поддержку других людей. Однако само понятие «крик о помощи» может быть понято двояко:

-истерическая реакция, в основе которой лежит постоянное ощущение недостатка внимания к собственной личности.

-внешнее проявление чувства внутренней дисгармонии и неспособности её преодолеть.

Суицидальная готовность на поведенческом уровне в большинстве случаев,так или иначе обнаруживается  и проявляется в изменении  поведения, высказывании прощальных речей, интересе к лекарственным веществам, неожиданных подарках близким людям.

 Иногда суицидальная готовность открыто проявляется в форме суицидальных фраз - словесных обозначений мыслей тенденций готовности.

        У детей суицидальные попытки предлагается рассматривать как истинные несчастные случаи в связи с отсутствием сформированного представления о смерти. Дети представляют смерть как состояние, после которого жизнь будет снова продолжаться, только без тех проблем, которые у него были.

         В последнее время много  людей находится в стадии депрессии или испытывают чувство одиночества. Психологический механизм возникновения одиночества и депрессии содержит в себе порочный круг: уверенность в своей никчемности препятствует поведению, направленному на изменение ситуации. Депрессивное мышление влияет на поведение человека в состоянии депрессии, помогая поддерживать цикл саморазрушения. Обесценивание религии и семьи плюс рост индивидуалистической установки «ты это можешь сделать» порождают безнадежность и самообвинение. Вот поэтому, с помощью саморазрушающего поведения, чтобы защитить самоуважение, люди порой создают себе препятствия, находя оправдания неудачам. Боясь неудачи, люди сами строят себе препятствия, например, развлекаясь полночи на вечеринке перед важным собеседованием или играя на компьютере перед экзаменом вместо того, чтобы готовиться.

        Существует еще патологическая привязанность к какому–нибудь виду деятельности, вытесняя все другие интересы (телевизор, алкоголь, работа, компьютер, книги). Но это все не заменит радости общения с другим человеком. Нет ничего в жизни человека большего, чем привязанность к другому человеку. Многие люди это поздно понимают. Ведь когда человек умирает, он вспоминает не машины, не награды, а вспоминает людей, которых любил и которые любили его

Когда связи «Я - ТЫ» не сформированы или разрушены, человека практически ничего не держит в этой жизни. Он готов раствориться в работе, вине, небытие. Взрослый уходит от жизни в работу, ребенок и подросток в учебу. Только там они находят единственный источник удовлетворения, только там переживают сильные положительные эмоции. Подросток, патологически увлеченный учебой, на первый взгляд не представляет никаких проблем для окружающих лиц (родителей, учителей). Они полностью поглощены занятиями, старательно готовят домашнее задание, стремятся к совершенству. Но если взглянуть глубже, то за этими формами поведения лежит грубая форма нарушений межличностных отношений. Эти нарушения корнями уходят в детско-родительские отношения.

Подросток, который не получает в семье любви, которого родители не любят исходя только из самого факта его существования, вынуждены постоянно доказывать окружающим свою ценность, а себе – самоценность, посредством усилий в тех областях, которые особенно ценятся взрослыми: аккуратность, исполнительность, успехи в учебе. Таким образом, ребенок добивается благорасположения учителей, но:

-он не добивается того результата, ради которого и затеял всю эту игру. Невозможно купить любовь.

-подросток не получает навыков межличностного общения в кругу сверстников (зубрилка, выскочка), теряет дружбу и привязанность сверстников.

- резко обедняет свою жизнь.

Учеба – это еще не вся жизнь, даже в подростковом возрасте. Как может нормально, в социальном смысле, функционировать человек, если он умеет только блестяще учиться? Рано или поздно человеку не удастся отвести глаза от своего одиночества.

Патологическая страсть к азартным играм – явление достаточно распространенное.

      В младшем возрасте злоупотребление компьютерными играми представляет угрозу не только для психологического здоровья, но и для физического. В подростковом возрасте это карты и игровые автоматы. Подростки знают буквально все аппараты, называют их по имени, дают характеристики: жадный, хитрый. Во время игры не замечают ничего происходящего вокруг. С ящиком могут разговаривать, уговаривать, благодарить, ругаться.

Пример: 13-летняя девочка воровала крупные суммы денег из дома, за что была наказана, но, тем не менее, не прекращала красть. Во время беседы с ней выяснилось, что девочка воспитывается в деформированной семье. Мать, старший брат воспитывался в семье прародителей, а девочка живет с отцом, мачехой и сводным братом. Мачеха психологически не приняла ребенка мужа от первого брака, и ситуация еще более ухудшилась после рождения совместного ребенка. Когда встал простой вопрос (на который родители, похоже, так и  не добились ответа), что же девочка делала с деньгами, выяснилось, что она все тратила на лотерейные билеты. Она горячо верила, что рано или поздно ей удастся выиграть крупный приз, который она отдаст папе с мачехой, чтобы те за это хоть немного больше её любили.

Помните, человеку нужна удача, любому человеку. А представьте себе,  как в этом нуждаются наши дети? Ведь у них совершенно особые отношения со временем.

Кажется, никогда не кончится ссора с мамой.

Никогда не наступит праздник.

Никогда не будет ничего хорошего.

Несколько двоек подряд, разладились отношения с одноклассниками.

Мы – то с вами знаем, что это все - такая малость по сравнению с большой жизнью. Они, наши дети, этого не знают, и поэтому не бросайте их, когда им плохо. Помогите ребенку понять, что борьба и надежда, упорная работа и вера всегда вознаграждаются победой и удачей.

Настраивайте своих детей на удачу!

Есть множество вещей, что, так или иначе,

Важны для нас и очень хороши

Их всем желаю от души:

Любви, здоровья и удачи!



Предварительный просмотр:

Конспект тренингового занятия

                             «Ребята, давайте жить дружно»!

Цель:  выявить представления детей о том, что такое дружба и каким должен быть настоящий друг

Задачи:

  • помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия "дружба"
  • поразмышлять с ребятами о том, чем дружеские отношения отличаются от других отношений
  • воспитывать доброжелательность, уважение друг к другу
  • формировать нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу

Оборудование: карандаши, фломастеры, шаблоны цветов по количеству участников,

Ход занятия:

1.Организация класса.

 Дети встают, образуя круг.

- Здравствуйте, ребята! Скажите: как здороваются друзья?

- Давайте сейчас с вами поздороваемся:

-за руки;

-прикоснемся плечиками;

-хлопнем о ладоши друг друга.

- Так здороваются друзья. Садитесь за парты.

2. Основная часть. Определение темы классного часа.
Вступительная часть: Дорогие ребята! Сейчас мы сыграем в игру «Отгадай слово»! (предварительно написать цифры на доске.
-Здесь зашифровано слово.). Раздать ребятам листочки для записей. Используя алфавит (цифра соответствует порядку номера буквы), разгадайте его!


5


18


21


8


2


1

3.Беседа по теме. Игра «Цветочек».

- А что такое дружба?

Древнерусское слово ДРУГ, известное с XI века, означало «ближний, равный мне, любимый, верный товарищ».

- А кто такой друг?

- Как вы думаете, какими качествами должен обладать друг? Для этого вам предлагаю поиграть в “Цветочек”. Цветочки лежат у каждого на парте. На этом красивом  цветке вы напишите слово. Но не просто слово, а  самое главное, на ваш взгляд, качество, без которого дружба состояться не может.

- Без чего не может быть дружбы у Вани? Выйди к доске, прикрепи свой цветок дружбы на (символическое дерево дружбы) (те же вопросы к другим ученикам)

4.Чтение рассказа.

- Послушайте внимательно рассказ

Дружба.

Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Серёжа.

-Мы—друзья! Поиграем вместе в пожарных.

-Давай,- согласился Вася.

Серёжа вытянул губы, погудел и помчался по двору, таща за собой на верёвочке машину.

- Пожар! Пожар!—кричит.

Подбежали другие ребята.

- Мы тоже пожарные!.

Серёжа заслонил машину от ребят.

- Я Васин друг! И я один буду в его машину играть!.

Обиделись ребята и ушли.

На другое утро Боря принёс во двор паровоз с вагончиками.

Подбежал к нему Серёжа.

- Я - твой друг! Мы - друзья! Поиграем вместе в машинистов.

- Давай, - согласился Боря.

Стали они играть. Пришёл Вася.

- И меня примите.

- Не примем,-- сказал Серёжа.

- Почему?—удивился Вася. Ты же мой друг. Ты же сам вчера говорил.

- То вчера, - сказал Серёжа.—Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!

Вопросы по тексту.

- Можно ли назвать таких друзей настоящими?

- Почему Серёжа назвал сначала своим другом Васю, а затем Борю?

- Умеет ли Серёжа дружить?

- Хотелось бы вам иметь такого друга?

5. Пословицы о дружбе.

Нам хорошо знакомы пословицы о дружбе. Вспомним их.

-Не имей 100 рублей, а…

-Старый друг лучше…

-Нет друга – ищи, а…

-Друг познаётся…
-Считаете ли вы ваш класс дружным?

-Что нужно сделать для того, чтобы все в классе жили дружно?

-Что сможешь сделать для этого ты?

6. Результаты анкетирования:

-На вопрос: «Есть ли у тебя друг в классе?» все ответили «ДА». Это очень радует. Наверное, поэтому вы всем классом отправляетесь в поездки, на экскурсии, 

весело проводите праздники. И всё-таки, я хочу, чтобы вы ответили на вопрос: «Кто такой друг?» (Ответы детей).

Итог занятия.  «Правила дружбы».

Составление совместного плаката с правилами и повесить его в классе на видном месте!

1.Помогай товарищу.

2. Если умеешь делать что-то – научи его.

3. Умей сопереживать товарищу.
4. Старайся выручить товарища.
5. Останови друга, если он делает что-то плохое.

6. Хорошо дружить- значит говорить друг другу правду.

7.Не ябедничай! Если друг в чём-то не прав, скажи ему первый об этом.

8. Не ссорься с одноклассниками, не спорь по пустякам.

9. Старайся играть и работать дружно, не зазнавайся, не завидуй, а умей радоваться чужим успехам.

10.Если поступил плохо, не стесняйся признаться и исправиться.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Презентация для общешкольного родительского собрания.

Данная презентация подготовлена для общешкольного родительского собрания....

Общешкольное родительское собрание "Здоровье - это жизнь"

Цели:- дать представление о влиянии компьютера и сотового телефона на здоровье человека;- приобщение к здоровому образу жизни;- способствовать формированию у родителей и через родителей у детей ...

Доклад для общешкольного родительского собрания На тему «Здоровье – самое дорогое, что есть у человека»

Представленый доклад предназначен для родителей. Раскрывает понятие "Здоровья"....

Выступление на общешкольном родительском собрании на тему: "О пользе чтения"

Вниманию родителей было представлены результаты анкетирования обучающихся, а также даны очень эффективные советы как приучить своего ребенка к чтению книг....

Общешкольное родительское собрание "Ответственность детско-родительских отношений"

Цель: Ликвидация причин неэффективного родительского отношения к детям, гуманизация взаимоотношений родителей с детьмиЗадачи:·         Выработка адекватного пре...

Общешкольное родительское собрание "В лучах родительского солнца"

Готовый материал для работы с родителями+ презентация...