Семинар «От детских игр к реализации профессиональных взрослых планов на будущее»
материал

 Орлова Наталия Тимофеевна

Семинар «Психологическое сопровождение ранней профориентации   в начальном звене»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_po_proforientatsii_1-4.doc922.5 КБ

Предварительный просмотр:

От  детских  игр к  реализации

 профессиональных взрослых планов на будущее

 Психолого-педагогическое сопровождение профориентационной работы  

в МБОУ СОШ №1

 

Педагог-психолог высшей категории,            

 руководитель психологической службы школы

Н.Т. Орлова

28.01.2013г. для учителей 1-4 классов  был проведён семинар «Психологическое сопровождение ранней профориентации   в начальном звене»( ведущий: педагог-психолог Орлова Н.Т.

Участники семинара: учителя 1-4 классов школы, присутствовали зам. директора Тебякина С.Н., куратор программы «Здоровье»,  зам. директора по начальной школе Головина Е.С.

  Программа семинара:

1.Основные этапы становления   профессионального самосознания.  

2.Специфика   профориентационных занятий в начальных классах.

3.Структура профориентационного занятия в начальной школе.

4. использование профориентационных игр для младших школьников.

 Цель семинара: дать представление о специфике профориентацонных занятий  в начальной школе с   учётом психологических особенностей и возможностей детей в свете новых требований стандартов второго поколения.

Задачи:  изучить и обсудить  эффективные методы,  формы и виды  работы по  формированию  первых представлений о мире профессий у детей начального звена, в частности и психологические особенности профориентационной игры;

найти новые возможности и ресурсы  в  ранней профориентационной  работе.

Главный тезис семинара:

 «Детская игра – это первый профориентатор ребёнка. В игре ребёнок учится возможности быть капитаном, врачом и т. п.» А. Г. Асмолов

 

Актуальность семинара

  Новыми знаниями, полученными на курсах в Ханты- Мансийском  институте профессионального образования и исследования рынка труда по теме «Совершенствование форм и методов работы по профессиональному самоопределению»  хочется поделиться  с коллегами школы, творческими личностями  и неравнодушными учителями. Семинар в Ханты- Мансийске провели: Пряжников Н.С..- доктор пед. наук, профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова и  Г. В. Резапкина, ст н. с. Федерального института развития образования, Академии социального управления.

  Актуальность обновления работы по профориентации в школе сегодня неоспорима, так как в обществе появились новые профессии, новые условия и требования  к квалификации  уже известных профессий, изменился рынок труда. Некоторые методики требуют изменения. Решение новых задач в образовании требует и от психолога, и от учителя   поиска новых путей  и форм сотрудничества в процессе  сопровождения    ученика, в том числе и в вопросе профессионального самоопределения.  

  Какой должна быть система работы, какие критерии оценивания результативности этой деятельности? Какими психологическими методами должен владеет учитель?  

  Современный учитель должен владеть интерактивными методами, одним из которых является психологическая игра. Освоение  методикой проведения психологических игр по профориентации, владение алгоритмом  определения уровня сформированности профессиональных интересов   школьников  должны стать  важными компонентами системной работы каждого учителя.

Цели  психолого-педагогического сопровождения профориентационной работы на разных возрастных этапах.

Цель I этапа профориентационной работы - это актуализация  представлений о профессии среди младших школьников,  цели II и III этапов профориентации учащихся -  диагностика и определение   предпочтений учащихся  к профессии, соизмерение своих возможностей и желаний с потребностью рынка труда и, наконец, профессиональная проба, и психологическая готовность к самоопределению.

 Новизна работы состоит в том, что на каждом возрастном этапе ученик  будет  вовлечён в деятельностный  и сознательный процесс  приобретения как можно больше знаний о своей  будущей профессии посредством проигрывания ролевых сюжетов, составления проектов.  Это даст возможность приобрести опыт коммуникативного, регулятивного и познавательного развития.    Основным мотивом такой  деятельности является принятие на себя ответственности за жизненный выбор    и дальнейшее самоусовершенствование своих знаний, что соответствует новым стандартам образования в начальном, среднем и старшем звене. Эффективной формой работы для решения этих задач является профориентационная игра.

 Методические рекомендации и разработки  профриентационных игр, полученные на курсах, являются хорошей базой для реализации процесса психолого-педагогического сопровождения профориентации   в новой форме. Поэтому  совместно с администрацией школы было  решено провести  психологические  семинары.  

 

Преемственность в сопровождении: детский сад-школа.

 Формирование личности и её успешная адаптация в многогранном окружающем мире во многом зависит от разнообразия образовательных услуг, предлагаемых в начальной школе, основная цель которой – общее умственное и социальное развитие ребёнка, подготовка к сознательному выбору профессии, что соответствует новым стандартам образования.

 Так как образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения и развития, то работу по осмысленному выбору профессии надо начинать в школе с  1 го класса на базе подготовки детей по данной теме в детском саду, соблюдая принцип преемственности. Индивидуальный подход с учётом психологических особенностей детей возраста – концепция всей работы учителя.

 Ведущая деятельность учащихся начального звена - это игра,  поэтому

профориентационные игры для младших учащихся являются    эффективной  и

здоровьесберегающей психологической формой работы. В начальном звене учитель актуализирует понятие  профессия.   В игре можно проектировать действия ребёнка так, чтобы  он открывал свои возможности,  интересы, и получал удовольствие от прожитой роли в игре. Ценным материалом в этом плане являются ролевые игры. В ходе игровой деятельности по профессиям, учитель наблюдает за интересами ребёнка, его желанием трудиться, готовность к сотрудничеству. В ходе  игровой деятельности по профориентации мы  можем также формировать   универсальные учебные действия.   Тема очень актуальна, потому что  одна из задач по новым стандартам второго поколения- это формирование способности учащихся к деятельности , в том числе к творческой деятельности.

Обсуждение ресурсов для реализации  психолого-педагогического сопровождения по новым задачам.

Семинар был направлен на выявление психологических возможностей и   личностных ресурсов педагогов для   планирования продуктивной деятельности учащихся по начальной профориентации.  И такой ресурс мы обсудили. Одним из новшеств  стандартов второго поколения  следует считать появление внеучебной деятельности в учебном плане школы, что положительно было воспринято   всеми участниками   семинара.  На нее отводится десять часов в неделю во второй половине дня, т.е. в среднем по два часа каждый день. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору.  Действительно у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку, фотокружок и т.д. и тем самым познавать свои способности, которые станут основой для выбора профессии. Это также возможность для ребёнка  психологически  готовиться к приобретению представлений о разных видах деятельности в активной форме, получить результаты своего труда.   Формирование  установок на разнообразие    профессий и  понимание роли труда в жизни человека хорошо проводить в форме экскурсий на предприятия, но это труднее в организационном плане. Младшие школьники очень чувствительны, и хорошо запоминают тот опыт, когда удаётся  что-то сотворить  своими руками.  Информационная  поддержка в виде  викторин и конкурсов по профессиям по параллелям вполне реальная форма работа- это следующий ресурс , который надо развивать. Важно, чтобы информация была красочной и захватывающей, реальной, живой, поэтому роль экскурсий на предприятия, и знакомства с различными профессии – это неоценимый вклад в расширение представлений ребёнка о профессии. Непосредственно в школе, конечно, должен быть игровой методический материал -набор игрушек по профессиям, раздаточный материал, что пока отсутствует. Было высказано мнение, что должен быть и преподаватель, занимающийся этим направлением, а  также виртуальный   кабинет по профориентации, так как в школе имеется очень хорошая база интернет-ресурсов.  На сегодняшний день проводится работа по профориентации в основном  за счёт интеграции в различные предметы, но    в соответствии с новыми стандартами, необходимо развивать практическую деятельность детей по  этому направлению, подключая интеренет –ресурсы, потому, что,  заканчивая  начальную школу, дети должны иметь  начальное представление о поиске  сведений о профессии в современном информационном поле, не ограничиваясь просто виртуальными играми, и получить первоначальный незабываемей опыт своей поисковой и исследовательской  деятельности.

Профориентационные игры – это   ресурс, который не требует особых затрат, но даёт возможность   проявить творчество как учителю, так и ученику, направить деятельность ученика для самостоятельного поиска и умения ставить конкретные цели,что немаловажно в  последующие годы образования и в жизни.. Кстати, дети очень серьёзно относятся к заданиям в игре, готовятся тщательно, привлекая родителей, потому что в младших классах – игра  это  их реальность, и такой возраст больше не повторится.  

Использование средств ИКТ.

Создание презентаций,   использование  игр посредством интерактивных досок,  описание вида труда разных профессий в мультимедийном уроке тоже психологически эффективная  и современная   форма работы психолога и педагога. Учителя- новаторы  уже имеют опыт  такой работы (приложение№2).

Как оценить продукт деятельности.

Не только ученик, но и учитель должен уметь оценить результат своего труда, что также является новым требованием в образовании.  Поэтому в  виде проверки эффективности сопровождения профориентационной работы с учащимися была предложена разработка Г.В. Резапкиной.  Это критерии и распределение полученных результатов оценивания по 4 -уровням, что позволит учителю корректировать работу по данному направлению и психологически грамотно оценивать результаты своего труда (приложение№1).Эта методика вызвала одобрение у всех участников семинара. При заинтересованности администрации можно организовать мониторинг по профориентационной работе в школе.

Подведение итогов.

Учителя выразили  мнение, что  школа и родители смогут  создать условия  для вхождения ребёнка в мир профессий и проводить мониторинг данной работы. Отметили другие возможности психологических игр. А главное, отметили позитивный настрой и желание так работать, а сложности  при поддержке администрации и органов управления образования можно  решать. Ресурсы определены, есть желание работать в кружках, проводить общешкольные классные часы в форме занимательных игр и больших психологических игр, в перспективе  использовать кабинет по дорожному движению для профориентационной работы.

Всё вышесказанное направлено на конечный образовательный результат , на выпускника школы, и  позволяет нам надеяться на успешное внедрение федерального государственного образовательного стандарта и, в частности,  проекта по профориентации? Накопленный опыт интеграции, развитие  дополнительного образования, высокий уровень педагогического мастерства наших учителей,  имеющееся ресурсное обеспечение в школе, сотрудничество учителей и педагога-психолога, использование деятельностного подхода, поддержка родителей- все это     позволит создать условия для    обновления  процесса  сопровождения профориентационной работы в школе.

 

Рекомендую использовать следующие   интернет ресурсы:

Начальная школа

 http://viki.rdf.ru/cat/professii/(сайт Виктории Кузнецовой, здесь разработки и презентации по профессиям для детей, начиная с 5 лет)

http://stranamasterov.ru/

 http://stranamasterov.ru/technics

 http://stranamasterov.ru/litera (о прикладном творчестве)

        http://www.kostyor.ru/

Средняя и старшая школа

                 Ресурсы интернет по профориентации

http://proforientaciya.org.ua/ (Тесты по профессиям, описание профессий, статьи (типичные ошибки при выборе профессии), игры по профориентации, цели жизни, как выбрать профессию).

http://festival.1september.ru/articles/410865/ (Общероссийский проект: "Школа цифрового века". предметно-методические материалы каждому учителю. Урок-игра по профориентации "Я и мир профессий").

http://azps.ru/porientation/index.html (Описание профессий, разные статьи по профориентации, технологии по профориентации, профориентационные игры).

http://www.pedlib.ru/Books/1/0291/index.shml (Педагогическая библиотека. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы))

http://www.moeobrazovanie.ru/profeccions.htm (Как выбрать профессию? Статьи по теме: Выбор профессии).

http://www.moeobrazovanie.ru/progr_pro.html (Современные программы по профориентации).

http://liderlic22.ho.ua/html/Psih_prof_igry.html (Профориентация: игры, тренинги).

http://testoteka.narod.ru/prof/0.html (Методики для профотбора и профориентации).

http://psihologschool.ucoz.ru/publ/60 (Ошибки при выборе профессии, что влияет на выбор профессии).

http://psihologschool.ucoz.ru/publ/61-1-0-118 (Профориентационные игры).

http://muk.lbt (Профориентация в школе. Полезные ссылки).

 Ресурсы интернет в выборе профессии для учащихся

http://www.ht.ru/prof/ (Сайт Центра тестирования МГУ "Гуманитарные технологии". Рекомендации школьникам по выбору профессии и учебного заведения. Информация о школах и ВУЗах. Очень хороший сайт по профориентации. Различные справочные материалы, рекомендации по выбору профессии, а также возможность пройти очень подробное он-лайн тестирование по подбору профессии).

http://atpspb.narod.ru/tests.html (Здесь можно скачать удобную и полную программу работы с профессиограммами (профессиограмма - это подробное описание профессии и качеств, которых она требует от человека).

http://www.find-job.ru/ (Этот сайт посвящён целиком выбору профессии - на нём можно найти описания самых разных профессий, различные рекомендации, тесты и справочные материалы по выбору профессии).

http://www.job.km.ru  (Работа и карьера: каталог вакансий, поиск сотрудников, составление резюме, новости рынка труда, советы юристов и психологов).

http://www.abiturcenter.ru (Центр довузовского образования. Портал для абитуриентов. Справочник абитуриента. Интерактивное тестирование абитуриентов и старшеклассников. Подготовка к поступлению, Издание и распространение литературы для абитуриентов и старшеклассников. Новости довузовского образования).

http://www.ege.edu.ru (Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена).

http://www.educom.ru (Официальный сервер Департамента образования Москвы).

http://www.abiturient.krasu.ru (Справочная система "Экспресс-абитуриент". Новости образования, справочник вузов, примеры тестовых испытаний, программы экзаменов, нормативные документы).

http://www.ed.vseved.ru (Справочно-поисковая система "Образование в России". Рейтинг учебных заведений).

http://www.education.web-ring.ru/materials (Каталог сайтов "Обучение и образование". Тесты Online).

http://testonline.webservis.ru  (Тесты Online).

http:// www.pages.ru/5015.html (Образовательные учреждения в России и за рубежом, языковые курсы, подготовка IT-специалистов).

 

                                                                                                               

                                                                                                                                      Приложение№1.

Изучение эффективности профориентационной работы 

Автор разработки Г.В. Резапкина.

Показатели  следующие:     I—IV классы

1. Потребность в учебном и общественно полезном труде.                      

2. Первоначальное представление о наиболее доступных   профессиях.

3. Наличие доступных элементов труда, по разным профессиям.

4. Первоначальный интерес к профессиональной деятельности.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока "Планы на будущее"

План конспект урока по английскому языку. Класс:5Тема:Планы на будущееУчитель: Фролова Татьяна ВикторовнаУчебник: «Enjoy English » 5-6 классы. (Биболетова М.З., Трубанева Н.Н.).Цели:Уч...

Семинар № 8 Навыки профессиональной и личной эффективности. Взрослые и дети.

Основа для эффективного взаимодействия с детьми различного возрастаявляются эмоциональные отношения, которые строятся на привязанностиребенка и ответных чувствах  взрослых....

Урок-семинар по теме "Законы Ньютона в моей будущей профессии", 9 класс

Форма проведения: семинар с применением внутри и межпредметных связей...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по вопросам профессиональной ориентации учащихся «Моё будущее!» (система классных часов в 8-9 классах ОУ СПБ)

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по вопросам профессиональной ориентации учащихся   «Моё будущее!» (система классных часов в 8-9 классах ОУ СПБ)...

Значение профессиональных проб в выборе будущей профессии

Данный материал - опыт педагога дополнительного образования в профориентационной работе...

Роль семьи в профессиональном определении подростка. Выбор будущей профессии и здоровье подростка. Беседа для родителей №3.

Из этой беседы родители узнают, что подросткам свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности.   Пр...