Главные вкладки

    Значение профессиональных проб в выборе будущей профессии
    статья (11 класс) на тему

    Гоц Лариса Николаевна

    Данный материал - опыт педагога дополнительного образования в профориентационной работе

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл professionalnaya_proba.rar16.85 КБ

    Предварительный просмотр:

    Народная мудрость гласит: посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу. Известно, что, упражняясь, тренируясь, человек формирует навыки и умения, которые обеспечивают ему успех в избранном деле. Личностные качества также развиваются, если человек настойчиво и систематически занят какой-либо деятельностью. Многое из того, что мы делаем, содержит в себе “частички” той или иной профессиональной деятельности, что дает возможность глубже обдумать свой выбор, “примерить” себя к различным видам трудовой деятельности. Кроме того, проба сил – самый непосредственный источник сведений и о профессии, и о себе. Черпать знания о трудовой деятельности можно из книг, из рассказов друзей, взрослых, можно создать для себя идеальный образ своей будущей профессии, но все это необходимо проверить реальным участием в работе по избранной профессии.

    На современном этапе развития образования проблема профессиональной ориентации является очень актуальной. Непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии называют профессиональной пробой. Профессиональная проба является важнейшим этапом профессионального самоопределения, поскольку выступает своего рода “индикатором” правильности выбора. Ведь узнав свои возможности, имея широкое представление о профессиях и сделав для себя выбор, человек не сможет определить, нравится ему работа или нет, и сможет ли он выполнять все ее требования, пока реально не попробует себя в ней.

    Лучше всего “примерять” себя к различным видам трудовой деятельности, произвести как можно больше профессиональных проб и только после этого выбрать ту профессию, в которой его возможности раскроются максимально, а удовлетворенность трудом будет наиболее высокой.

    Преимущество метода состоит в том, что профессиональная проба включает три важнейших компонента социально-экономической компетентности личности: технологический, ситуационный и функциональный, что позволяет выявить осознание оптимального соответствия выбранной учащимся деятельности и воссоздать целостный образ профессии.

    Технологический компонент характеризует операционную сторону профессии, предполагает овладение учащихся приемами работы с орудиями труда, знаниями о последовательности воздействий на предмет труда с целью получения завершенного изделия. Данный компонент направлен на ознакомление со способами получения знаний и умений и их применением в практической деятельности. Он позволяет воспроизвести предметную сторону профессиональной деятельности.

    Ситуативный компонент воспроизводит содержательную сторону профессиональной деятельности, определяет ее предметно-логические действия. Выполнение заданий требует от учащихся определенных мыслительных действий на основе опыта и знаний. Учащийся должен найти способ деятельности, который в наибольшей степени соответствует его природным данным и сложившейся у него форме поведения.
    Функциональный компонент отражает динамическую сторону профессиональной деятельности, определяет успешность освоения способов деятельности при помощи средств, приемов, внутренних компенсаторных механизмов учащегося. Фиксируются показатели, которых нужно достичь, исходя из задания пробы.

    Социально- экономические преобразования в стране выдвигают требования к будущим специалистам - конкурентноспособность, высокая квалификация, мобильность, ответственность, самостоятельность в решении проблем.

    Первые профессиональные пробы были разработаны по профессии «Повар» в 2000 учебном году. С  2002 года проводятся  профессиональные пробы по профессии «Бармен» и «Пиццмейкер», «Пекарь». На рынке труда востребована «смешанная» профессия «Повар-кондитер». С 2015 учебного года были введены профессиональные пробы по профессии «Кондитер-кремовщик» и «Технолог общественного питания».

    На урок - пробу отводится 2 часа.

    Урок складывается из теоретической части и практической части.

    В теоретической части делаются важные акценты на:

    1. Социально-экономическую роль профессии в современном мире: значение этой профессии в жизни общества,  востребованность профессии на рынке труда (место в рейтинге профессии), в данной местности.
    2.  Личные качества, которыми должен обладать представитель данной профессии.
    3. Квалификационные требования. Обязательно охарактеризовать разрядную сетку. Обязательно делается акцент на то, что кулинарные профессии  относятся к типу "человек - техника". Но в известной мере они могут быть  отнесены и к типу "человек-человек" (повар обслуживает посетителей, стоит на раздаче блюд), а также к типу "человек-художественный образ" (эстетическое оформление блюд). Несмотря на трудности, в профессии повара много романтики. Наверно в каждом из нас живет эстет и гурман. Раззадорить аппетит может не только приятный аромат, но и оригинальное оформление блюд. Удовлетворить самую изысканную гастрономическую фантазию, доставить вкусовое наслаждение – дано повару. Самое привлекательное в искусстве кулинарии – это, наверное, то, что оно как никакое другое материально - его можно попробовать!

    У профессии  имеется перспектива продвижения по карьерной лестнице.

    В некоторых компаниях присутствует система дополнительного премирования лучших сотрудников месяца. Источников дополнительного заработка у поваров немного. Банкеты, презентации, свадьбы,

    фуршеты иногда приносят какой-то процент поварам, но чаще приходится работать бесплатно. Тот, кто ее освоил, проявив целеустремленность, терпеливость, выносливость, становится классным специалистом, который всегда востребован, и тогда профессия становится престижной и высокооплачиваемой. Хороший повар - это кудесник, фантазер, художник. Ещё одна старая традиция вступает в совершенно новую фазу – домашний повар. Сегодня персонал для дома – это уже не удивление, а необходимость, правда, порой роскошная необходимость.

    В нашей стране рынок еще не насыщен, опытных специалистов не хватает. Поэтому во многих случаях работодатели либо предлагают более высокую заработную плату, переманивая поваров, либо нанимают молодого специалиста с расчетом «вырастить» его до нужного уровня, под свое заведение. У которых в свою очередь появляется желание и стремление добиваться успехов, подобно знаменитым поварам мира!

    Делается  акцент на новые направления в кулинарии: фьюжн, молекулярную кулинарию.

                       Обязательно нужно приводить примеры своего пути в профессию, рассказывать не только о знаменитых кулинарах мира, но и об успехах своих выпускников. Кто-то пришел в профессию по зову сердца, кто-то проникается лишь в процессе обучения. Но все будущие повара признаются, что раз полюбив это искусство, сложно заниматься чем-то другим. В профессии повара опыт играет большую роль. И это не случайно. Именно на практике мы оттачиваем полученные знания.

    На практической части урока ребята приобретают необходимые навыки и умения по данной профессии и получают в итоге готовый продукт своего труда.

     В практической части урока по профессии «Технолог общественного питания» проходит деловая игра «Мы открываем ресторан», где обучающиеся предлагается выполнить мини-проект по «ступеням успеха» и предложить макет своего ресторана

     В конце занятия проводится кулинарный синвейн, который позволяет кратко дать характеристику данной профессии.

    Время стремительно идет вперед, нужно быть в постоянном ритме профессиональной жизни, в перспективе разработка пробы «Менеджер предприятия общественного питания»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательская деятельность в школьном НОУ как средство формирования мотивов саморазвития личности и ее готовности к выбору будущей профессии.

    В статье рассматриваются проблема подготовки обучающихся к выбору и реализации дальнейшего варианта продолжения образования и профессионального самоопределения....

    Методическая разработка раздела учебной программы «Выбор будущей профессии»

    Раздел учебной программы "Выбор будущей профессии" разработан для 9 класса. Данный раздел программы имеет большой образовательный потенциал и позволяет выделить компетентностное, деятельностное и мета...

    БЕСЕДА: Все профессии важны, все профессии нужны. Цели: расширять знания и представления детей о различных профессиях, их пользе; смотивировать к выбору будущей профессии; воспитывать уважительное отношение к людям разных профессий; показать важность тр

    Труд даёт человеку всё необходимое для жизни. Трудом создаются книги, произведения искусства, архитектуры. В процессе труда люди общаются, становятся более образованными. В результате труда созд...

    Роль семьи в профессиональном определении подростка. Выбор будущей профессии и здоровье подростка. Беседа для родителей №3.

    Из этой беседы родители узнают, что подросткам свойственна переоценка своих физических возможностей, неумение соотносить состояние своего здоровья с требованиями избранной деятельности.   Пр...

    Профессиональная проба «Билет в будущее».

    В 2018 году стартовал проект по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11-х классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее». Союз «Агентство развития профессиональны...