Годовой и перспективный план педагога-психолога
рабочая программа по психологии

Мишуткина Анна Сергеевна

Основой для разработки являются следующие нормативные документы:  

 - Положение о службе практической психологии в системе МО РФ (приказ МО РФ N636 от 22.10.99.);        

- Типовое Положение о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (письмо N 27/901-6 от 27.03.2000);  

- Инструктивное письмо МО РФ об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения N29/1886-6 от 24.12.2001;

-  Концепция развития психологической службы образования РС(Я) от 28.01.2003 г.

- Положение о Службе практической психологии в системе образования РС(Я) (приказ 01-08/1188 от18.06.07);

- Положение об аттестации специалистов системы образования МО РС(Я), работающих на должности «педагог-психолог»  (приказ 01-08/1188 от18.06.07).

-Единые стандарты организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и  деятельности педагогов-психологов образовательных  организаций МКУ «Управление образования» МО «Намский улус» РС (Я) в условиях реализации ФГОС, утвержденный начальником МКУ «Управление образования» МО «Намский улус» РС (Я), Протопоповым О.Н. 05.10.2015

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл godovoy_i_pers_plan.docx68.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                         Утверждаю:

                                                                                                                                                                                     Директор МБОУ

«Семенниковская СОШ»

                   А.Д. Фельдман                                                        

Годовой план

работы педагога-психолога

МБОУ «Семенниковская СОШ»

на 2018-2019 учебный год

Педагог - психолог: Мишуткина А.С.

с. Семенниково

Пояснительная записка.

Основой для разработки являются следующие нормативные документы:  

 - Положение о службе практической психологии в системе МО РФ (приказ МО РФ N636 от 22.10.99.);         

- Типовое Положение о порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения (письмо N 27/901-6 от 27.03.2000);  

- Инструктивное письмо МО РФ об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения N29/1886-6 от 24.12.2001;

-  Концепция развития психологической службы образования РС(Я) от 28.01.2003 г.

- Положение о Службе практической психологии в системе образования РС(Я) (приказ 01-08/1188 от18.06.07);

- Положение об аттестации специалистов системы образования МО РС(Я), работающих на должности «педагог-психолог»  (приказ 01-08/1188 от18.06.07).

-Единые стандарты организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса и  деятельности педагогов-психологов образовательных  организаций МКУ «Управление образования» МО «Намский улус» РС (Я) в условиях реализации ФГОС, утвержденный начальником МКУ «Управление образования» МО «Намский улус» РС (Я), Протопоповым О.Н. 05.10.2015

- Основная нормативная база психолого-педагогического сопровождения (Приложение 1)

Психолого-педагогическое сопровождение должно пронизывать  все стороны взаимодействия обучающегося, воспитанника, родителей (законных представителей)  и школы  в процессах обучения, развития, воспитания и социализации. Это означает, что целью современного образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Целевые ориентиры являются сегодня показателем достижения школой и педагогами современного качества образования:

  • забота о психологической безопасности и здоровье школьников;
  •  создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования;
  • его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание  обучающихся, гарантирующее охрану и укрепление их физического, психологического и социального здоровья.  

Основным  предметом деятельности школьного психолога являются технологии формирования и измерения необходимых компетенций: предметных, метапредметных и личностных, иными словами – оценка  качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Таким образом, работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы.

При этом, главной социально-психологической особенностью  ФГОС является учет возможностей детей с любыми особенностями в развитии. Стандарт создания условий  для индивидуального развития всех обучающихся, воспитанников, в том числе и тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках ФГОС описываются требования к коррекционной работе в школе, затрагивающие, прежде всего, работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, и задающие направление деятельности психолого-педагогического сопровождения в целом.

Требования  стандарта в части реализации программы коррекционной работы предусматривают:

- выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;

- реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии).

Основные функции работы:

• участие в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта;

• участие в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям;

• оценка эффективности образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива через призму развития личности обучающихся;

• анализ достижений и подтверждения обучающимися уровней развития и образования.

Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:

  1. Защита прав и интересов личности обучающихся, обеспечение благоприятных условий их психического и физического развития и обучения, поддержка и содействие в решении психолого-педагогических и медико-социальных проблем.
  2. Квалифицированная  комплексная диагностика возможностей и особенностей развития ребенка с целью как можно более раннего выявления детей, требующих особого внимания специалистов для предупреждения возникновения проблем в обучении и развитии.
  3. Содействие ребенку в решении  актуальных задач развития, обучения, социализации: реализация программ преодоления трудностей в обучении, нарушений эмоционально-волевой сферы, проблем взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; содействие выбору образовательного и профессионального маршрута.
  4. Участие специалистов в разработке образовательных программ, адекватных возможностям и способностям обучающихся.
  5. Развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса – обучающихся, педагогов, родителей.
  6. Содействие укреплению взаимопонимания и взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, содействие педагогическому коллективу в оптимизации социально-психологического климата образовательного учреждения.
  7. Психолого-педагогическая помощь родителям (законным представителям), педагогам и воспитателям обучающихся, требующих особого внимания специалистов.
  8. Консультативно-просветительская работа среди обучающихся, педагогов, родителей.
  9. Профилактическая работа и пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, педагогов, родителей.

Содержание психолого-педагогического сопровождения учебной деятельности:

- диагностика возможностей и особенностей развития ребенка;

- оказание помощи педагогам  в вопросах оценки метапредметных и личностных результатов освоения основной образовательной программы;

- формирования основных образовательных компетенций (УУД);

- построение  индивидуальной траектории развития ребенка;

- экспертиза соответствия применяемых методов работы требованиям ФГОС.

Содержание психолого-педагогического сопровождения процессов социализации и воспитания:

- профилактика асоциального поведения;

- профилактика и коррекция дезадаптивных форм  поведения;

- психологическая поддержка одаренных детей;

- повышение психолого-педагогической компетенции всех участников образовательного процесса;

- мониторинг состояния здоровья, безопасности образовательной среды, психологической атмосферы образовательного учреждения.

Содержание коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья:

- коррекция познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы отклоняющегося поведения;

- консультирование по различным аспектам коррекционной работы родителей и педагогов;

- участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума.

В целях обеспечения требований ФГОС НОО, на основании единого стандарта психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса идеятельности  педагогов-психологов образовательных  организаций Намскогоулуса, работа организована по следующим разделам:

  1. Организация и содержание  работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
  2. Реализация программы по психолого-педагогическому сопровождению вновь прибывших учащихся (в том числе из ближнего зарубежья)
  3. Организация и систематизация деятельности  по групповой работе с обучающимися (воспитанниками)

А.  Групповая  работа  в классах нового состава

Б.  Занятия по формированию культуры безопасного и здорового образа жизни и их тематика

  1. Психолого-педагогическое сопровождение  родителей (законных  представителей)

Таким образом, в условиях достижения  обновленных целей и задач образования психолого-педагогическое сопровождение как целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде,  становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы.

Перспективный план педагога-психолога

Название

Раздел ООП НОО

Сроки

Категория

Форма отчетности

  1. Психодиагностическая работа

1.1

Стартовая диагностика УУД

и особенностей

процесса адаптации

Система оценки достижения планируемых результатов

Октябрь-ноябрь

Учащиеся с ОВЗ

Протокол обследования

1.2.

Диагностика сформированности УУД на конец года

Система оценки достижения планируемых результатов

Апрель

Учащиеся с ОВЗ

Протокол обследования

1.3

Диагностика в рамках индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы

Программа коррекционной работы

В течение года

Учащиеся с ОВЗ

Протокол обследования

  1. Коррекционно-развивающая работа

2.1

Развитие личностных и

коммуникативных УУД

Программа формирования универсальных учебных действий

В течение года

Учащиеся с ОВЗ

Журнал

учета видов работы раздел «Групповая работа»

2.2

Развитие познавательных и регулятивных УУД

Программа формирования универсальных учебных действий

В течение года

Учащиеся с ОВЗ

Журнал учета видов работы раздел «Групповая работа»

2.3

Коррекционная работа с учащимися с признаками дезадаптации

Программа коррекционной работы

В течение года

Учащиеся с ОВЗ

Журнал учета видов работы разделы групповой и индивидуальной работы

  1. Психологическое консультирование

3.1

Консультирование педагогов:

1.Информирование по результатам диагностики, предоставление рекомендаций.

2. Составление адаптированной образовательной программы (совместно с другими специалистами ПМПК).

 3. Ведение карты мониторинга достижения личностных и мета-предметных результатов

5. Составление характеристики учащихся с ОВЗ

Программа коррекционной работы

Система оценки достижения планируемых результатов

В течение года

В течение года

Апрель

Май

Учителя начальных классов и классные руководители

Учителя начальных классов и классные руководители

Журнал консультаций

3.2

Консультирование

родителей:

По результатам диагностики и запросам других участников воспитательно-образовательного процесса

В течение года

Родители

Журнал консультаций

4. Психологическая профилактика и просвещение

4.1

Работа с родителями (родительское собрание, семейная гостиная, круглый стол, вечер вопросов и ответов, тренинг и др.)

1.Проблемы адаптации  ребенка с ОВЗ.

2.Повышение психологической культуры и грамотности родителей

в сфере воспитания

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Программа духовно-нравственного развития и воспитания

Октябрь

В течение года

Родители:

Папка выступлений

4.2

Работа с учителями:

1. Выступления на педсоветах, на МО, на школьных семинарах.

2.Трениги развития личностных компетенций учителя.

В течение года

Учителя

Журнал «Организационно-методическая работа»

Журнал учета видов работы раздел «Групповая работа»

4.3

Работа с учащимися (уроки, часы психологии, беседы и др.):

1.Формирование ЗОЖ.

2. Формирование духовно-нравственного развития.

3.Профилактика беспризорности, безнадзорности (в рамках реализации Закона №15-39 КЗ).

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования духовно-нравственного развития и воспитания

В течение года

Учащиеся с ОВХ

Папка выступлений  

  1. Экспертная деятельность

5.1.

Экспертиза

- образовательной среды;

- программ урочной и внеурочной деятельности;

- профессиональной деятельности педагогов

В течение года

Учителя

Журнал учета видов работы раздел «Экспертная работа»

Организация и систематизация деятельности по групповой работе с обучающимися

Цель

Развитие сплоченности в коллективе

Срок реализации

Сентябрь – ноябрь

Формы работы

Информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, мозговой штурм, беседы, круглый стол.

Периодичность мероприятий

1 раз в неделю

Количество занятий

3

Тематика занятий

  1. Знакомство участников друг с другом. Создание общей атмосферы, настроя на работу, вхождение в тему занятия.
  2. Тренинг по типу «веревочного курса», направленныйна создание атмосферы творческого поиска, проработку возможности принятия нестандартных решений, повышение взаимопомощи и поддержки в коллективе, преодоление барьеров в общении,выработку стратегии группой.
  3. Итоговое мероприятие (поход, культурно-массовое мероприятие, вечер дружбы, фотосессия с дальнейшим изготовлением коллажа)

Продолжительность занятия

1,5 – 2 часа

Цикл занятий по формированию культуры безопасного и здорового образа жизни и их тематика

Учащиеся с ОВЗ

Цель

Формирование основных понятий о здоровом образе жизни, культуре ЗОЖ

Темы занятий

  1. Понятие о здоровье.
  2. Общее представление о психоактивных веществах, их влияние на организм и здоровье человека.
  3. Дружба.Правила межличностного общения.
  4. Семья, правила семейного поведения. Ребенок в семье, его обязанности и права.
  5. Правила поведенияна улице, в общественных местах, с незнакомыми людьми.

Формы работы

Игровые ситуации, коллективно-творческое дело, творческие и познавательные конкурсы, инсценирование, сказкотерапия, квесты.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей)

Цель

Помощь в создании благоприятных социально – психологических условий для развития личности, успешности обучения ребенка.

Задачи

  • Помощь в создании условий  для реализации  индивидуально  психологических возможностей ребёнка в учебно-воспитательном процессе;
  • Консультирование посозданию условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;
  • Организация групповых занятий, семинаров и тренингов для родителей по формированию бережного, ответственного и компетентного отношения к психологическому здоровью, как собственному, так и других людей; по изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам.

Срок реализации

сентябрь-май

Формы работы

семинары- практикумы, конференции, лектории, тренинги, дел.игры

Информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, психологическое консультирование,  беседы, круглый стол, просмотр видеофильмов.

Адресаты

Родители детей ОВЗ, детей-инвалидов.

Периодичность мероприятий

1 раз в четверть

Продолжительность занятия

40мин.-1час

Ожидаемые результаты

Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся об возрастных особенностях и новообразованиях.

Тематика родительского лектория:

Темы занятий

I.Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Цель

Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье, формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью; формирование установки на использование здорового питания;занятий физической культурой и спортом;применение рекомендуемого врачами режима дня, гигиены

Дети с ОВЗ

Понятие о здоровье: режим дня, правильное питание и т.д.

Темы занятий

II. Профилактика ПАВ

Цель

формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей, сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания;становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение,  употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

        Дети с ОВЗ

Опасность ПАВ. Сквернословие или профилактика отклоняющегося поведения.

Темы занятий

III. Профилактика аутоагрессивного поведения

Цель

  1. Осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни
  2. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  3. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

Дети с ОВЗ

1. Позитивное воспитание и возрастные особенности младшего школьника.

2. Как помочь лучше учиться;профилактика неуспеваемости в начальных классах.

3. Что нужно знать о аутоагрессивном поведении.

Темы занятий

IV.Профориентационное воспитание

Цель

Социализация и профессиональная ориентация в современном обществе.

Дети с ОВЗ

Профессии всякие нужны- профессии всякие важны!

Профессии моих родных.

Консультирование

Индивидуальное консультирование

Темы

По результатам диагностики.

По запросу.

Консультирование: просвещение родителей, планирование будущего, сопровождение в выборе вуза и тд.

Цель

Помощь и содействие в решении проблем. Направление к узким специалистам.

Групповое консультирование

Участники

Родители  детей ОВЗ

Цель

Взаимопомощь, группа поддержки и сопровождение в решении проблем.

Периодичность мероприятий

1 раз в неделю по категориям.

Не менее 1 раза в четверть.

Продолжительность занятия

40мин.-1час.

Ожидаемые результаты

Просвещение и получение знаний, воспитание детей с адекватной самооценкой, духовно-нравственных, здоровых физически и психологически.

Годовой план работы

СЕНТЯБРЬ

Наименование работ

Дата

Форма

1

Разработка и утверждение плана работы за 2018-2019 учебный год

В течение месяца

Составление плана

2

Обследование детей с ОВЗ

В течение месяца

Заполнение протоколов обследования

3

Составление адаптированных образовательных программ, расписания занятий

В течении месяца

Разработка программ

4

Охват детей дополнительным образованием;

В течение месяца

Учет информаций

5

Исполнение ФЗ-120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

В течение месяца

Изучение нормативной базы

6

Установить сотрудничество со специалистами других школ

В течение месяца

Беседа, взаимодействие

ОКТЯБРЬ

Наименование работ

Дата

Форма

1

Формирование базы данных детей с ОВЗ и детей-инвалидов, с заключениями ПМПК

До 6 октября

Сбор сведений

2

Стартовая диагностика УУД и особенностей

процесса адаптации первоклассников

Октябрь-ноябрь

Диагностика

3

«Месячник психологического здоровья обучающихся»

С 15 окт-15 ноября

По плану

4

Всемирный день отказа от курения

20 октября

Беседы медработника

5

Групповые формы работы с родителями

С 20-30 октября

В рамках месячника

6

Индивидуальные консультации родителей, учащихся, педагогов

С 15-30 октября

В рамках месячника

7

Работа с детьми инвалидами

Вторая половина

Посещение на дому

8

Развитие личностных и

коммуникативных УУД

26 октября

Мониторинг

НОЯБРЬ

Наименование работ

Дата

Форма

1

Индивидуальные консультации родителей, учащихся, педагогов

С 1-15 ноября

Беседы

2

Развитие познавательных и регулятивных УУД

Вторая половина

Диагностика

3

Отчет по месячнику психологического здоровья обучающихся

До 18 ноября

Отчет

4

Семинар для родителей с детьми-инвалидами и с детьми ОВЗ «Мир глазами моего ребенка»

Вторая половина месяца

Участие родителей

ДЕКАБРЬ

Наименование работ

Дата

Форма

1

Диагностика суицидального поведения среди несовершеннолетних

Декабрь

Диагностика

24

Акция милосердия для детей находящихся в ТЖС и СОП (благотворительная акция детям находящихся в ТЖС и СОП)

Декабрь

Сбор средств

3

Диагностика в рамках индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы

24 декабря

Диагностика

4

Развитие личностных и

коммуникативных УУД

26 декабря

Занятия

        

ЯНВАРЬ

Наименование работ

Дата

Форма

1

Индивидуальные консультации родителей, учащихся, педагогов

В течение месяца

Беседы

ФЕВРАЛЬ

Наименование работ

Дата

Форма

1

Диагностика в рамках индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы

В течение месяца

Диагностика

2

Развитие познавательных и регулятивных УУД

В течение месяца

Занятия

3

Индивидуальные консультации родителей, учащихся, педагогов

В течение месяца

Беседы

МАРТ

Наименование работ

Дата

Форма

1

«Месячник психологического здоровья обучающихся»

С 1 марта-1 апреля

По плану

2

Лектории для родителей по охране и укреплении психического здоровья детей: «Дарите детям любовь»

В течении месяца

Лекторий

3

Индивидуальные консультации родителей, учащихся, педагогов

В течение месяца

Беседы

4

Развитие личностных и

коммуникативных УУД

март

Занятия

АПРЕЛЬ

Наименование работ

Дата

Форма

1

Телефон психологической помощи «Доверие»

1 по 31 апреля

Ознакомление

2

Групповые формы работы с родителями

С 1-15 апреля

Беседы, лектории

3

Индивидуальные консультации родителей, учащихся, педагогов

С 1-15 апреля

Беседы

4

Диагностика сформированности УУД на конец года

апрель

Диагностика

5

Диагностика в рамках индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы

апрель

Диагностика

6

Развитие познавательных и регулятивных УУД

апрель

Диагностика

МАЙ

Наименование работ

Дата

Форма

1

Развитие личностных и

коммуникативных УУД

май

Отчет

2

Годовые отчеты (статистический и аналитический отчет)

20 мая

Отчет

Приложение 1

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» от 24.07.1998 № 124-Ф3 (изменения и дополнения от 20.07.2000).
  • Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (24.06.1999 №120-ФЗ).
  • Федеральный закон Российской Федерации № 436-ФЗ 29.12.2010«Озащите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
  • Письмо Государственного комитета СССР по народному образованию от 27.04.1989 № 16 «О введении должности психолога в учреждении народного образования».
  • Постановление правительства РФ от 31.07.1998 № 867 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи».
  • Письмо МО РФ от 22.01.1998  № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений».
  • Приказ № 636 от 22.10.1999 «Об утверждении Положения о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации» с приложением.
  • Письмо МО РФ № 70/23-16 от 07.04.1999 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».
  • Постановление Минтруда РФ от 27.09.1996 № 1 «Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 31.10.1996 № 1186).
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения».
  • Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.06.03№ 28-51-513/16. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования.
  • Письмо Министерства образования РФ, Департамент общего и дошкольного образования от 21.05.2004 № 14-51-140/13 «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования – на основную».
  • Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России (принят на Всероссийском съезде практических психологов образования, май 2003г., г. Москва).
  • Инструктивное письмо Минобрнауки РФ № 03-132 «О методических рекомендациях по процедуре и содержанию психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста» от 27.01.2009.
  • ФГОС начального общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки РФ 06.10.2009 №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009 №15785).
  • ФГОС основного общего образования. Утвержден приказом от 17.12.2010 № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2010 № 19644.)
  • Приказ Федерации Минобрнауки России 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников».
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».
  • «О создании условий для полученияобразования детьми с ограниченными возможностями здоровьяи детьми-инвалидами», Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
  • Инструктивное письмо МО РФ об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения N29/1886-6 от 24.12.2001.
  • Концепция развития психологической службы образования РС(Я) от 28.01.2003 г.
  • Положение о Службе практической психологии в системе образования РС(Я) (приказ 01-08/1188 от18.06.07).
  • «Семейный кодекс РФ»
  • «Гражданский кодекс РФ»  
  • Конвенция ООН о правах ребенка,
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в  Российской Федерации»

Приложение 2.

Организация и содержание  работы  педагога-психолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

Цели:

- защита прав и интересов ребёнка;

-выявление отклонений в развитии, склонностей и способностей ребёнка, выбор оптимального образовательного маршрута;

- обеспечение равных возможностей получения  качественного образования и коррекции недостатков в физическом и психическом развитии у детей.

Задачи:

  • выявление групп детей, требующих внимания специалистов;
  • консультирование всех участников образовательного процессапо вопросам  коррекции и реабилитации;
  • организация индивидуальных и групповых занятий с педагогами и детьми по изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Данное направление включает четыре взаимосвязанных компонента:

  1. изучение личности обучающегося;
  2. индивидуальное психологическое сопровождение;
  3. создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;

4)   просветительская работа  по повышению психологической компетентности участников сопровождения ребенка с ОВЗ.

Примечание: индивидуальное сопровождение  ребенка с ОВЗ педагог-психолог осуществляет в следующих случаях:

- при выявлении проблем в ходе мониторинговой  диагностики;

- по заявке/обращению родителей (законных представителей);

- по заявке/обращениюпедагогов, администрации (после получения согласия родителей (законных представителей);

- при обращении специалистов других социальных служб.

Изучение личности обучающегосяобязательно предполагаетсбор информации о ребенке и  анализ полученной информации.

Этапы  индивидуального психологического сопровождения:

  1. проведение  диагностики психического развития ребёнка;
  2. отслеживание психического развития детей с ОВЗ и социально психологического развития ученических коллективов, в которых они обучаются;
  3. проведение индивидуальных и групповых психокоррекционных занятий на основе  существующих методик и консультативной работы;
  4. помощь в создании условий  для реализации  индивидуально-психологических возможностей ребёнка в учебно-воспитательном процессе;
  5. помощь в создании условий для социально-психологического развития ученического коллектива с включением детей с ОВЗ в совместные виды  деятельности;
  6. правильное и своевременное  оформление документации в соответствии с требованиями и должностными обязанностями педагога-психолога.

Создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения

  • Выявление личностных проблем развития ребенка
  • Оказание помощи в решении проблем
  • Разработка, уточнение с учетом данных динамического обследования   и реализация схем и программ сопровождения
  • Обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком
  • Организация и проведение медико-психолого-педагогических консилиумов: взаимодействие со специалистами сопровождения (медицинский работник, социальный педагог, учитель – логопед, учитель – дефектолог).

Приложение 3

Программа по психолого-педагогическому сопровождению вновь прибывших учащихся

Адаптация, т. е. приспособление, привыкание к новым условиям, – сложный и зачастую продолжительный процесс, зависящий как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих. Здесь необходимо продумать комплекс мер. Данная программа нацелена на более успешную адаптацию учащихся, начинающих свое обучение в новом ОУ, имеющая профилактическую направленность по предупреждению дезадаптации обучающегося, возникновения конфликтов в ученическом коллективе, неблагоприятного социально-психологического климата. В реализации программы должны участвовать классные руководители, учителя-предметники, работающие с данными классами, социально-психологическая и медицинская службы, родители, администрация.

Цель:создание психолого-педагогических условий для успешной адаптации учащихся к особенностям образовательной среды школы, сохранение психологического здоровья школьников, разработка способов адаптации образовательной среды к учащимся.

Задачи:

1) Создать условия для обеспечения эмоционального комфорта ученика, благоприятного социально-психологического климата в ученических коллективах.

2) Организовать сетевое взаимодействие с педагогическим коллективом для повышения эффективности работы по адаптации обучающихся.

3) Содействовать классным руководителям в изучении индивидуальных особенностей вновь прибывших детей с целью построения воспитательной траектории.

4) Способствовать формированию у детей позитивной Я – концепции и устойчивой самооценки, снижению уровня школьной тревожности.

5) Повышать психолого-педагогическую компетентность педагогов.

6) Включить обучающихся школьного коллектива к процессу адаптации вновь прибывших учеников.

  1. Этапы сопровождения
  1. Наблюдение за вновь прибывшими учащимися, проведение диагностического минимума в адаптационных классах, обобщение диагностических и аналитических данных.
  2. Проведениеуглубленной диагностики по запросу классного руководителя или администрации, индивидуальных и групповых консультаций с педагогами, родителями, детьми.
  3. Определениеуровня адаптации обучающихся и проведение коррекционно-развивающих занятий с дезадаптированными детьми.

1. 2. Алгоритм сопровождения

1. Сбор и анализ информации о вновь прибывшем ученике (изучение личного дела, медицинской карты,  беседа с родителями).

2.  Индивидуальная беседа с вновь прибывшим обучающимся

3. Проведение психодиагностического исследования.

4. Составление рекомендаций для классного руководителя и родителей по результатам психодиагностики, беседы и наблюдения.

5. Разработка индивидуального плана сопровождения ученика

6. Сетевое взаимодействие с педагогическим коллективом школы по организации и проведению мероприятий по адаптации ученика.

7. Комплексный мониторинг процесса адаптации.

Процедура  комплексного мониторинга включает:

1.Сбор и анализ информации о вновь прибывшем ученике (изучение личного дела, медицинской карты,  беседа с родителями).

2. Психодиагностика

3.Наблюдение

Компоненты мониторинга:

1. Социально-психологический компонент:

-социальные данные о составе семьи, бытовой фон взаимоотношений в семье

-определение уровня психосоматического здоровья;

-анализ уровня развития физических кондиций;

-исследование психологических особенностей;

-исследование уровня эмоционального благополучия.

2.Воспитательный компонент:

-изучение уровня воспитанности, уровня личностного роста;

-изучение психологического климата в ученических коллективах;

-определение социального статуса учащихся.

3. Деятельностный компонент:

-изучение интеллектуального развития;

-определение стартового уровня учебных достижений школьников.

Приложение 4

Организация и систематизация деятельности по групповой работе с обучающимися

 Групповая работа в классах нового состава

К классам нового состава следует относить: классы, смешанные в результате реструктуризации, слияния, реформы и др., классы с большим количеством вновь прибывших  учеников, при смене классного руководителя. Занятия проводятся совместно с учителем, классным руководителем.

Цель

Развитие сплоченности в коллективе

Срок реализации

Сентябрь – ноябрь

Формы работы

Информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, мозговой штурм, беседы, круглый стол.

Периодичность мероприятий

1 раз в неделю

Количество занятий

3

Тематика занятий

  1. Знакомство участников друг с другом. Создание общей атмосферы, настроя на работу, вхождение в тему занятия.
  2. Тренинг по типу «веревочного курса», направленныйна создание атмосферы творческого поиска, проработку возможности принятия нестандартных решений, повышение взаимопомощи и поддержки в коллективе, преодоление барьеров в общении,выработку стратегии группой.

- Итоговое мероприятие (поход, культурно-массовое мероприятие, вечер дружбы, фотосессия с дальнейшим изготовлением коллажа)

Продолжительность занятия

1,5 – 2 часа

Приложение 5

Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей)

Цель

Помощь в создании благоприятных социально – психологических условий для развития личности, успешности обучения ребенка.

Задачи

  • Помощь в создании условий  для реализации  индивидуально  психологических возможностей ребёнка в учебно-воспитательном процессе;
  • Консультирование посозданию условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни обучающихся;
  • Организация групповых занятий, семинаров и тренингов для родителей по формированию бережного, ответственного и компетентного отношения к психологическому здоровью, как собственному, так и других людей; по изменению стереотипов поведения, коммуникативным навыкам.

Срок реализации

сентябрь-май

Формы работы

семинары- практикумы, конференции, лектории, тренинги, дел.игры

Информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, психологическое консультирование,  беседы, круглый стол, просмотр видеофильмов.

Адресаты

Родители детей с ОВЗ

Периодичность мероприятий

1 раз в четверть

Продолжительность занятия

40мин.-1час

Ожидаемые результаты

Формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) обучающихся об возрастных особенностях и новообразованиях.

Тематика родительского лектория:

Темы занятий

I.Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни

Цель

Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье, формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью; формирование установки на использование здорового питания;занятий физической культурой и спортом;применение рекомендуемого врачами режима дня, гигиены

Учащиеся с ОВЗ

Понятие о здоровье: режим дня, правильное питание и т.д.

Темы занятий

II. Профилактика ПАВ

Цель

формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей, сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания;становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение,  употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

Учащиеся с ОВЗ

Опасность ПАВ. Сквернословие или профилактика отклоняющегося поведения.

Темы занятий

III. Профилактика аутоагрессивного поведения

Цель

  1. Осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни
  2. Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
  3. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

Учащиеся с ОВЗ

1. Позитивное воспитание и возрастные особенности младшего школьника.

2. Как помочь лучше учиться;профилактика неуспеваемости в начальных классах.

3. Что нужно знать о аутоагрессивном поведении.

Темы занятий

IV.Профориентационное воспитание

Цель

Социализация и профессиональная ориентация в современном обществе.

Учащиеся с ОВЗ

Профессии всякие нужны- профессии всякие важны!

Профессии моих родных.

Консультирование

Индивидуальное консультирование

Темы

По результатам диагностики.

По запросу..

Цель

Помощь и содействие в решении проблем. Направление к узким специалистам.

Групповое консультирование

Участники

Родители  детей ОВЗ

Цель

Взаимопомощь, группа поддержки и сопровождение в решении проблем.

Периодичность мероприятий

1 раз в неделю по категориям.

Не менее 1 раза в четверть.

Продолжительность занятия

40мин.-1час.

Ожидаемые результаты

Просвещение и получение знаний, воспитание детей с адекватной самооценкой, духовно-нравственных, здоровых физически и психологически.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план педагога-психолога на 2011-2012 учебный год

Цели и задачи(исходя из общешкольных целей и задач по реализации новых образовательных стандартов):                - ма...

Годовой план педагога-психолога образовательного учреждения

Общая тема учебного года: Психолого-педагогическая адаптация обучающихся в условиях современной школыЦель работы: Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков в условиях современной...

годовой план педагог-психолога

«Развитие познавательно-творческих способностей у детей. Социально-психологическая поддержка подростков и детей с отклонением в поведении»     Цели:1....

годовой план педагог-психолога

«Развитие познавательно-творческих способностей у детей. Социально-психологическая поддержка подростков и детей с отклонением в поведении»     Цели:1....

годовой план педагог-психолога

«Развитие познавательно-творческих способностей у детей. Социально-психологическая поддержка подростков и детей с отклонением в поведении»     Цели:1....

Годовой план педагога-психолога

Годовой план педагога-психолога....

годовой план педагога -психолога

годовой план школьного психола на год...