Статья "О пользе объятий…."
статья по психологии

Ходкова Таисия Павловна

...ребенку надо совсем немного - ему нужно убедиться, что мама здесь, что она никуда не исчезла и что она по-прежнему любит своего малыша...... 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_polze_obyatiy.docx18.85 КБ

Предварительный просмотр:

О пользе объятий….

Вспоминается история, рассказанная мне однажды взрослой женщиной. Когда она была маленькой, ее мама, как и многие, матери, была вечно занята домашними делами: то постирать, то погладить, то заштопать, то убрать... Малышка, недавно научившаяся ходить, очень скучала по маминому теплу и часто подходила к маме, протягивая к ней ручки. "Не мешай, мне некогда, - раздраженно говорила мама. - Играй сама". А девочка все стояла, подняв ручки вверх. То ли мама действительно не могла выкроить свободной минутки, то ли ей казалось, что именно так надо воспитывать ребенка, но она упорно не хотела обнимать девочку. Целый год малышка поднимала ручки, пытаясь обнять мамочку, но обнимала... воздух. Так продолжалось до тех пор, пока девочка не поняла, что это бесполезно. Ощущение пустоты так сильно запечатлелось в памяти ребенка, что, став взрослой женщиной, она физически не могла поднять руки, чтобы обнять любимого человека в страхе опять ощутить пустоту в руках. Избавиться от этого страха ей удалось только после занятий с психотерапевтом.

Вас не удивила эта история? Вы подумали, что такое случается с каждым ребенком или, по крайней мере, со многими? Да, это действительно так. Пустоту приходилось "обнимать" очень многим детям. И не только тем, у кого нет родителей, но и тем, чьи родители не понимают, как важно для ребенка чувствовать тепло материнских и отцовских рук. А ребенку надо совсем немного - ему нужно убедиться, что мама здесь, что она никуда не исчезла и что она по-прежнему любит своего малыша. Очень часто мне приходилось видеть, как 2-4-летние дети, играя в песочнице, подбегают к своим мамам, дотрагиваются до их руки или быстро обнимают их и снова бегут играть.

О мальчиках

Некоторые взрослые считают, что если маленьких девочек можно сколько угодно носить на ручках, обнимать и целовать, то мальчиков нужно воспитывать в строгости и относиться к ним, как к взрослым мужчинам. Иначе мальчик может превратиться в "маменькиного сынка". По данным статистики, младенцы-девочки в возрасте до 1 года получают в 5(!) раз больше ласки, чем младенцы-мальчики. В результате такой несправедливости проблем с мальчиками в возрасте до 3 лет значительно больше, чем с девочками. Кроме того, в психиатрических клиниках мальчиков в 5-6 раз больше, чем девочек.

Мальчики ничуть не меньше, чем девочки, нуждаются в физическом контакте со взрослыми. Для них так же необходимо, чтобы их брали на руки, укачивали, обнимали, гладили и целовали, то есть проявляли, как говорят дети, "сюсюкательную любовь". Эти проявления любви к мальчикам играют решающую роль в их развитии от рождения до 7-8 лет. Именно те мальчики, которых воспитывали с рождения в строгости, не ласкали и мало брали на руки в раннем детстве, подрастая, будут искать удовлетворения своей потребности в любви со стороны взрослых.

О подростках

Когда мальчик подрастает, потребность в физической ласке, такой как объятия и поцелуи, уменьшается, но сама потребность в физическом контакте не становится меньше. Только теперь вместо "сюсюкательной любви" ребенку нужны прикосновения "подросткового типа" - например, шутливая борьба, подталкивание, похлопывание по спине, боксирование или "медвежьи объятия". Для подростка они так же бесценны, как для малыша поглаживания и поцелуи.

О девочках

Мальчики и девочки реагируют на проявления родительской любви по-разному. Если мальчики особо нуждаются в физическом контакте со взрослыми в младенческом возрасте, то у девочек, которые, как правило, получают его, особенная потребность во "всяких нежностях" растет с их взрослением и достигает максимума примерно в возрасте 11 лет. В этом критическом возрасте девочки просто отчаянно нуждаются и в ласковых, поддерживающих взглядах, и в особом внимании, и в физическом контакте, особенно со стороны отцов. Но именно в это время большинство пап чувствуют скованность и неловкость в проявлении своих чувств к подрастающей дочке.

Почему именно данный период так важен для девочки? Потому что за ним начинается знаменитый "переходный возраст", к которому надо подготовить девочку. Два момента являются наиболее важными в этой подготовке. Первый - выработка положительного отношения к самой себе, к своим внутренним и внешним качествам. Если родители уделяли ей необходимое внимание и девочка чувствует себя уверенно, то переломный период (обычно в 13-15 лет) пройдет значительно спокойнее, всего, лишь с перепадами настроения. Второй момент - осознание своей принадлежности к женскому полу. Взрослые должны очень внимательно подойти к вопросу воспитания женственности в девочках.

И это касается не только вопросов одежды и ухода за собой. Хотя реклама на телевидении и пытается убедить нас и наших детей в том, что внешняя красота и привлекательность - это самое главное, но мы-то с вами знаем, что быть женщиной - это в первую очередь означает быть нежной, ласковой, заботливой, уметь прощать, уметь жертвовать своими интересами ради мужа и детей. При том, что российские женщины всегда славились своей красотой, весь мир удивлялся их прекрасным душевным качествам. И сейчас, как известно, богатые заграничные женихи с удовольствием женятся на наших женщинах не только из-за их красоты, но и из-за удивительных качеств личности: чуткости, уступчивости, мягкости. Так важно правильно сориентировать девочку не на внешний блеск, а на глубину и красоту души.

Что, кроме объятий?

Казалось бы, совершенно естественно выражать свои чувства к детям не только словами и поступками, но и прикосновениями. Но почему-то многие родители дотрагиваются до своих детей только тогда, когда этого требуют обстоятельства, то есть когда нужно помочь ребенку одеться или раздеться, умыться или надо искупать, вытереть, причесать малыша. Взрослые довольно редко используют возможность лишний раз прикоснуться к ребенку, особенно если он старше 5 лет. Представления многих взрослых об этом заканчиваются объятиями и поцелуями.

Как же еще выразить ребенку наше расположение к нему без слов? Например, так:

  • доверительно дотронуться до его руки или плеча;
  • шутливо взъерошить волосы;
  • обнять за плечи;
  • нежно погладить по волосам или по щеке;
  • положить руку на плечо;
  • ласково похлопать по плечу или по спине.

Сколько нежных чувств могут передать эти жесты! Как много в них любви и уважения к ребенку!

О чем нельзя забывать

О сохранении чувства меры.

Вспомним эпизод из сказки про Карлсона. Дело было так. Встретившись со своим другом Малышом, Карлсон так рад был видеть его, что стал нежно хлопать по щеке. Постепенно его ласковое похлопывание становилось все более сильным, пока не стало напоминать пощечины. Так что не перестарайтесь с поглаживаниями и объятиями, чтобы ваше отношение к ребенку не превратилось в "удушающую любовь".

О том, что надо учитывать возраст. Что совершенно естественно для маленьких, может быть противоестественным для подростков. Вряд ли уместно матери мыть 15-летнего сына, если он здоров и может сделать это сам. Для впечатлительных подростков подобные эпизоды могут сыграть в жизни весьма негативную роль.

О том, что чистота отношений строится на чистоте мыслей.

О том, что подрастающие дети все меньше нуждаются в объятиях и поцелуях, однако бывают моменты, когда они особенно остро требуются детям. Это происходит в следующих ситуациях:

  • если ребенок получил физическую травму;
  • когда он испытывает сильное волнение;
  • если он переживает эмоциональный стресс;
  • когда он очень устал;
  • если он болен или плохо себя чувствует;
  • после печальных событий;
  • когда ребенок чем-то напуган;
  • перед сном.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Телесно ориентированный подход или о пользе объятий".

Объятия гораздо полезней, чем может показаться на первый взгляд. Исследования доказывают, что объятие помогает людям как психологически, так и физически....

«Раскрой своё сердце, и мир раскроет тебе свои объятия»

«Раскрой своё сердце, и мир раскроет тебе свои объятия».Цель занятия: - определить характер взаимоотношений в классе и с теми    людьми, которые    непосредственно окружа...

Тематическое занятие в честь праздника: День объятий, 21 января

Занятия проводится с воспитанниками реабилитационного центра. Учитывается развитие детей, их возможности.Цели:Познавательная: знакомство с международным праздником День объятий, 21 января.Воспитательн...

"Теплые объятия моей мамы" весеннее развлечение для старшей группы

Сценарий весеннего развлечения для татарских групп. Написана опирясь на детский спектакль "Кәрлә - мәктәп баласы"....

Классный час: " 21 января-Международный день объятий"

Цели классного часа:формировать у учащихся понятия человечности, доброте, уважительного отношения к другим;раскрыть на примерах  ситуаций глубину человеческих чувств и дать возможность проявить и...

Международный день объятий - 21 января

Международный день объятий 21 января, один из самых необычных и веселых праздников в году. •Объятие полезно для здоровья. •Оно укрепляет иммунную систему, излечивает депрессию, снижает стрес...

Урок литературы в 7 классе. «Ты открой мне, природа, объятья…»

Ты открой мне, природа, объятья,     Чтоб я слился с красою твоей.                                  ...