Психологическое занятие с элементами тренинга «Дорогою добра»
план-конспект урока по психологии

Зобнина Татьяна Николаевна

          Форма: занятие с элементами психологического тренинга.

Метод: дискуссия, инсценировка рассказа, работа в группах, игровые упражнения.

Участники: обучающиеся 4 класса.

Оборудование: схематическое изображение дерева, шаблоны в виде  плодов, цветные кружки для игры «Светофор», карточки с частями пословиц, ситуациями,  ручки.

Цель: формирование духовно-нравственных качеств обучающихся через изучение понятия «доброта»

Задачи:

- систематизировать знания детей о правилах доброго поведения;

- развивать способность замечать добрые поступки окружающих;

- развивать представления учащихся о добре и зле;

- развивать навыки самоанализа, рефлексии;

- повышать  групповую сплоченность, создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе;

- активизировать процессы самопознания и самораскрытия обучающихся;

- расширять знания обучающихся о понятии «доброта» и её роли в жизни человека;

- развивать у обучающихся социальные и коммуникативные умения, необходимых для установления межличностных отношений;

- мотивировать обучающихся к совершению добрых дел и поступков;

- воспитывать стремление совершать добрые дела, толерантность, эмпатию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Купинская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья Новосибирской области

(МКОУ Купинская школа-интернат)

Психологическое занятие с элементами тренинга «Дорогою добра»

                                                                    Подготовила:

педагог-психолог Зобнина Т. Н.

2018г

Психологическое занятие с элементами тренинга «Дорогою добра»

          Форма: занятие с элементами психологического тренинга.

Метод: дискуссия, инсценировка рассказа, работа в группах, игровые упражнения.

Участники: обучающиеся 4 класса.

Оборудование: схематическое изображение дерева, шаблоны в виде  плодов, цветные кружки для игры «Светофор», карточки с частями пословиц, ситуациями,  ручки.

Цель: формирование духовно-нравственных качеств обучающихся через изучение понятия «доброта»

Задачи:

- систематизировать знания детей о правилах доброго поведения;

- развивать способность замечать добрые поступки окружающих;

- развивать представления учащихся о добре и зле;

- развивать навыки самоанализа, рефлексии;

- повышать  групповую сплоченность, создавать благоприятный психологический климат в детском коллективе;

- активизировать процессы самопознания и самораскрытия обучающихся;

- расширять знания обучающихся о понятии «доброта» и её роли в жизни человека;

- развивать у обучающихся социальные и коммуникативные умения, необходимых для установления межличностных отношений;

- мотивировать обучающихся к совершению добрых дел и поступков;

- воспитывать стремление совершать добрые дела, толерантность, эмпатию.

Ход занятия

1. Вступительное слово учителя.

Педагог-психолог: - Добрый день, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости.  Я очень рада  видеть всех вас на нашем занятии. А начнем мы нашу работу с приветствия. И сделаем мы это таким образом: я возьму за руку своего соседа и произнесу фразу: «Я рад(а), с тобой общаться сегодня на занятии. Он возьмёт за руку следующего и т.д. Руки отпускать при этом нельзя. Я начну приветствовать первой. Будем двигаться по кругу. (Работа участников).

Психологический настрой

- Приложите ладошки к груди, туда, где у вас находится сердце. Послушайте, как оно бьется. Ощутите и представьте, как ваши ладошки наполняются теплом и добротой вашего сердца. А теперь поделитесь теплом и добротой своего сердца друг с другом, взявшись за руки. Улыбнитесь друг другу. В таком хорошем настроении начнем наше занятие.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Тема сегодняшнего занятия очень важна для каждого из нас, и я предлагаю вам самим её определить, для этого послушаем песню. (песня о добре).

А теперь познакомьтесь с высказываниями известных людей:

•        Марк Твен (1835-1910  г.), известный американский писатель:

«Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой».

•        Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910 г.), известный русский писатель:

«Доброта, вот качество, которое я желаю приобрести больше всех».

•        Жан-Жак Руссо (1712 – 1778 г.), французский писатель и философ:

«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».

•        Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616 г.), испанский поэт, писатель и драматург:

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».

Педагог-психолог:О чём говориться в прозвучавшей песни, изречениях (о доброте, добрых поступках и словах). Итак, тема нашего занятия «Дорогою добра». Как вы думаете, о чём мы будем говорить на занятии, что нового узнаем, чему научимся?

Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Дорога к добру нелегка. И сегодня мы отправимся по этой дороге и сделаем несколько шагов по ней.

Упражнение «Пословицы»

- Это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Об этом мы можем судить по огромному количеству пословиц и поговорок. Они учат людей делать добрые дела и быть добрыми и наоборот. Делая доброе дело, человек радостен и счастлив, а зло всегда приносит разочарования, злые люди одиноки, их мучает зависть, зло губит их. Прислушайтесь, к тому, о чем говорится в пословицах, давайте с некоторыми из них познакомимся, но прежде их нужно восстановить.

(Проводится работа в парах. Дети восстанавливают пословицы. Затем ученик от каждой группы прочитывает одну из пословиц)

Пословицы:

•        Спешите делать добро сами, а не ждите, когда сделают за вас другие.

•        Худо тому, кто добра не делает никому.

•        Доброе слово - что ясный день.

•        Доброе слово лечит, злое – калечит.

•        За добро добром и платят.

•        Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

      Сегодня на занятии каждый из вас  будет участвовать в создании коллективного дерева добра (демонстрируется трафарет). Как у любого дерева у него есть корни, ствол и крона.

Корни помогают ему питаться, получать из почвы питательные вещества. И  наше дерево доброты будет расти и развиваться, а помогут ему в этом наши добрые слова, мысли и намерения. А результатом  проявления нами добрых мыслей и намерений будут плоды, которые появятся на нем – добрые поступки.

Работа в парах.

Следующее задание, которое вы выполните: напишите по очереди на плодах нашего дерева доброты хорошие, добрые, вежливые слова. (Ребята выполняют упражнение, зачитывают вслух  написанное).

Вот мы с вами и вспомнили добрые слова, их ещё называют волшебными, которые каждый из нас должен знать и обязательно использовать их в своей речи.

Незря говорится в пословице «Доброе слово и кошке приятно. Доброе слово может нас приободрить, вселить в нас уверенность, согреть душу. Добрый человек всегда найдет поддержку и утешение в радости других людей.

Упражнение «Ромашка»

Какими же качествами обладает добрый человек. Посмотрите на эту ромашку, зачитайте каждый по 1 качеству, объясните, в чем оно проявляется и какого человека доброго или злого характеризует?

Давайте вспомним другие слова и словосочетания с корнем добро.

Много тёплых добрых слов в нашей речи:

добросердечный, доброжелательный, добрососедство, добродетельный, добропорядочный, добросовестный, добродушный. Есть и фразеологизмы (словосочетания):

- Дать добро – получить согласие, разрешение на что-либо, одобрение.

- Получить добро – получить согласие, разрешение на что-либо, одобрение.

- Добро пожаловать – вежливое приветствие и гостеприимное приглашение прийти, приехать.

- В добрый путь – доброе пожелание тому, кто уезжает куда-либо.

Наше дерево доброты питается не только добрыми словами, но и добрыми мыслями и намерениями. Какое влияние на окружающих нас людей они могут оказывать прослушаем сценку.

Сценка "Ученик часто опаздывает на урок"

Автор: Серёжа вот уже несколько дней опаздывает на урок.

Учительница (строго): Постарайся исправиться или я вынуждена буду завтра позвонить родителям.

Автор: После уроков к Серёже подошли Костя и Андрей. Костя предложил Серёже.

Костя: Если завтра снова опоздаешь, придумай какую-нибудь историю, мол, помогал бабушке через дорогу переходить или потерял деньги на билет в автобус и шёл пешком.

Андрей: Давай я тебе утром позвоню пораньше и разбужу тебя. А ещё лучше зайду за тобой в школу.

- Чей совет оказался истинно добрым?

- Чья помощь могла принести только вред?

Вывод: Добро желаешь - добро и делай.

Итак, мы убедились, что наши мысли и намерения могут нам помочь, но могут и навредить.

Педагог-психолог: В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются  «вредные драконы»: обида, злость, зависть. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинять боль и неприятности другим. Какие же поступки можно назвать добрыми или злыми? Ответы на этот вопрос мы получим в ходе игры, которая называется «Светофор».

Игра «Светофор»

У каждого из Вас на столах есть зеленые и красные кружки. Я буду вам зачитывать различные ситуации, вы постарайтесь, пожалуйста, оценить их. Если это хороший поступок, поднимайте зеленую карточку, если нет – красную.

- Здороваться при встрече;

- Толкнуть и не извиниться;

- После отдыха в лесу оставить после себя свалку;

- Сорить в классе и других общественных местах;

- Взять чужую вещь без разрешения;

- Забраться на стул ногами;

- Записаться в спортивную секцию;

- Пропустить урок без уважительной причины;

- Обмануть друга;

- Обидеть словом;

- Помочь учителю в оформлении стенгазеты;

- Перебивать взрослых, которые разговаривают;

- Помочь товарищу решить задачу.

Физкулульт.минутка

«Раз, два, три, четыре, пять —
Вместе мы пойдём гулять.
Ручки к солнцу потянулись,
Мы друг другу улыбнулись.
Быстро за руки возьмёмся
И в кружочек соберёмся
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
(дети выполняют движения согласно текста)

Игра «Антонимы»

Я вам буду зачитывать негативные черты характера, которые вынуждают человека делать плохие поступки, замените их противоположными  по смыслу качества, характеризующие человека как вежливого, доброго.

Правила ответственности

Человек так устроен, что умеет анализировать, отделять плохое от хорошего. Главное умение – научиться слушать себя и не давать волю злым чувствам, учиться их подавлять. Воспитывать твёрдый характер очень важно, и для этого необходимо соблюдать правила ответственности. Как вы понимаете, что такое ответственность? Ответственность – это умение осознавать, что ты делаешь и как ты делаешь, что будет после твоего действия.

- За свои поступки надо …отвечать.

- За добрые поступки добром …отплатят.

- Прежде чем совершить поступок, …подумай!

- Анализируйте свои …поступки.

- Учитесь признавать свои …ошибки.

Упражнение «Ситуации»

Работа в парах. Предлагаются ситуации из художественных произведений, которые необходимо проанализировать и ответить на вопросы.

В. Осеева «Плохо»

     Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет. В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

 — Как вам не стыдно!

 — А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

 — Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

Вопросы:

1. За что мальчикам должно быть стыдно?

2. Какие плохие черты характера проявились у мальчиков?

3. Как должны били поступить мальчики?

К. Д. Ушинский «Сила – не право»

   Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры куклу и побежал с куклой по саду. Таня стояла и плакала.

   Выбежал из дому старший брат Мити Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, он отнял у Мити куклу и стал сам с ней играть.

      Митя побежал жаловаться отцу; а отец сидел у окна и все видел.

Вопросы:

- Что сказал Мите отец?

- Какие плохие черты характера показали своими поступками Миша и Серёжа?

- Как должен был поступить старший брат Серёжа?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагог-психолог: Вот и подошло к концу наше путешествие дорогою добра. Посмотрите, наше «Дерево доброты» распустилось, зацвели благодаря вашим добрым делам, добрым словам и поступкам. Такому дереву никогда не будет одиноко. К нему полетят птицы, чтобы петь и вить свои гнезда, насекомые прилетят за пыльцой. Под пышную крону от зноя или дождя спрячутся звери и люди. Доброта притягивает к себе. У доброго человека всегда много друзей. Доброта это солнце, которое согревает наши души.

Рефлексия

Упражнение  «Солнышко»

Заканчивая занятие, я хотела бы узнать, ваше отношение к  нему? А вот, что вы запомнили и узнали сегодня на нашем занятии. Для этого  снимете  по одному лучику с солнышка, на котором написаны вопросы, зачитаете  вопрос и ответите на него.

Педагог – психолог:  закончить занятие я хочу словами Валентины Осеевой, обращёнными к вам, к детям: «В каждом из вас, ребята, есть волшебная сила – сила ваших слов и поступков»

Не забывайте подарить добро

Соседям, родственнику, другу.

Оно, как истинное волшебство,

Всегда вернется к вам по кругу.

Спасибо за общение! Желаю вам всего доброго!

Список литературы

1. Гурьянова А. Воспитание толерантной личности. - Воспитание школьников, 2008,№2.

2. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт. состав. Е.М.Зуева-М.,2008.

3. Добру откроется сердце.- Шемшурина А.И. Этические диалоги с учениками 5-6 кл.- М.: Школа - Пресс.1988.

4. Игры – обучение, тренинг, досуг… В четырех книгах / Под.ред. В.В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994.

5. Классные часы. 5–11-е классы. Диалоги о здоровье: мастерские, тренинги, деловые игры, беседы /Авт.-сост.: С.А. Брагина, Л.В. Авдощенко. Волгоград: Учитель, 2009.

6. Лизинский В.М. Счастье, радость, добро. - Кл.руководитель, 2000, №2.

7. Макарова Б. Уроки сострадания. - Воспитание школьников, 2001,№6.

8. Фоменко Н.Е. От нравственности к нравственным поступкам. - Кл.руководитель,2003,№3.

Наше дерево доброты питается не только добрыми словами, но и добрыми мыслями и намерениями. Какое влияние на окружающих нас людей они могут оказывать прослушаем сценку.

Сценка "Ученик часто опаздывает на урок"

Автор: Серёжа вот уже несколько дней опаздывает на урок.

Учительница (строго): Постарайся исправиться или я вынуждена буду завтра позвонить родителям.

Автор: После уроков к Серёже подошли Костя и Андрей. Костя предложил Серёже.

Костя: Если завтра снова опоздаешь, придумай какую-нибудь историю, мол, помогал бабушке через дорогу переходить или потерял деньги на билет в автобус и шёл пешком.

Андрей: Давай я тебе утром позвоню пораньше и разбужу тебя. А ещё лучше зайду за тобой в школу.

- Чей совет оказался истинно добрым?

- Чья помощь могла принести только вред?

Вывод: Добро желаешь - добро и делай.

Итак, мы убедились, что наши мысли и намерения могут нам помочь, но могут и навредить.

Педагог-психолог: В жизни каждого человека бывают случаи, когда в него вселяются  «вредные драконы»: обида, злость, зависть. Человек становится злым, сердитым, недовольным, он даже может причинять боль и неприятности другим. Какие же поступки можно назвать добрыми или злыми? Ответы на этот вопрос мы получим в ходе игры, которая называется «Светофор».

Игра «Светофор»

У каждого из Вас на столах есть зеленые и красные кружки. Я буду вам зачитывать различные ситуации, вы постарайтесь, пожалуйста, оценить их. Если это хороший поступок, поднимайте зеленую карточку, если нет – красную.

- Здороваться при встрече;

- Толкнуть и не извиниться;

- После отдыха в лесу оставить после себя свалку;

- Сорить в классе и других общественных местах;

- Взять чужую вещь без разрешения;

- Забраться на стул ногами;

- Записаться в спортивную секцию;

- Пропустить урок без уважительной причины;

- Обмануть друга;- Обидеть словом;- Помочь учителю в оформлении стенгазеты;- Перебивать взрослых, которые разговаривают;

- Помочь товарищу решить задачу.

Тема сегодняшнего занятия очень важна для каждого из нас, и я предлагаю вам самим её определить, для этого послушаем песню. (песня о добре).

А теперь познакомьтесь с высказываниями известных людей:

•        Марк Твен (1835-1910  г.), известный американский писатель:

«Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой».

•        Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910 г.), известный русский писатель:

«Доброта, вот качество, которое я желаю приобрести больше всех».

•        Жан-Жак Руссо (1712 – 1778 г.), французский писатель и философ:

«Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям».

•        Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616 г.), испанский поэт, писатель и драматург:

«Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта».

Педагог-психолог:О чём говориться в прозвучавшей песни, изречениях (о доброте, добрых поступках и словах). Итак, тема нашего занятия «Дорогою добра». Как вы думаете, о чём мы будем говорить на занятии, что нового узнаем, чему научимся?

Научиться быть добрым чрезвычайно сложно, но необходимо. Дорога к добру нелегка. И сегодня мы отправимся по этой дороге и сделаем несколько шагов по ней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

психологическое занятие с элементами тренинга для старшеклассников "Пути достижения жизненных целей"

Данный тренинг направлен на осознание учащимися   жизненных целей и путей их достижения. Тренинг проводится в  форме круглого стола.Это занятие можно использовать как на классных часах...

Психологическое занятие с элементами тренинга: «Формула успеха при подготовке и сдаче ГИА И ЕГЭ» (для обучающихся и педагогов).

Мы всю свою сознательную жизнь сдаем экзамены. Это касается не только экзаменов в школе, университете или при поступлении на работу. Более того, в последние годы экзамены в школе стали совсем об...

Психологическое занятие с элементами тренинга на тему "Сплочение коллектива"

Интересное занятие с увлекательными упражнениями......

Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей «Учитель экспериментатор – это…»

Психологическое занятие с элементами тренинга для учителей «Учитель экспериментатор – это…». Цель: определить, какими качествами должен обладать учитель, работающий в условиях введения ФГОС....

Психологическое занятие с элементами тренинга по повышению профессиональной компетентности педагогов «Решаем педагогические конфликты».

        Внедрение образовательных стандартов нового поколения в практику школ обозначило проблему готовности педагогов к этому процессу. Стандарт, по утверждению разработчик...

Психологическое занятие с элементами тренинга "Подготовка к ЕГЭ"

Разработанное мною психологическое занятие с элементами тренинга позволяет старшеклассникам отработать стратегии поведения в период подготовки к егэ, обучиться навыкам саморегуляции и самоконтроля....

Программа психологического занятия с элементами тренинга для учащихся 9-х классов «Психологическая подготовка к экзаменам»

Цель занятий: отработка с учащимися навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение их уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.Задачи:1. Обучение выпускников способам рела...