Психолого - социально - педагогический портрет обучающегося
методическая разработка по психологии

Егорова Тамара Николаевна

В материале представлен психолого - социально - педагогический портрет обучающегося с ООП. Материал может быть использован для определения динамики развития как отдельного обучающегося, так и в целом  классов, параллелей и всех обучающихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого – социально – педагогический портрет

обучающегося ГБОУ Школа №854 (отделение для детей с ОВЗ)

Степень

                  Параметры

5

4

3

2

1

1. Мотивация к деятельности

Активно вступает в деятельность, имеет достаточно осознан-ные  мотивы  учения. Заинтересован в получении лучшего результата, способен прилагать для этого усилия

Активно вступает в деятельность, иногда нуждается в помощи взрослого. Мотивы учения осознанны не достаточно (поверхностные), заинтересован в улучшении результата, но не всегда прилагает усилия для этого.

Мотивация к деятельности сниже-на, нуждается в организующей, нап-равляющей  помощи взрослого. Ситуативно может прилагать усилия к улучшению результата.

Не имеет выраженной мотивации к деятельности, мотива-ция проявляется эпизодически (либо под давлением обстоятельств, личности педагога, либо ради выгоды). Задание выполняет так, как считает нужным, а не так как требуется по инструкции.

Мотивация к деятельности отсутствует, сопротивляется участию в любой деятельности, особенно в начальный период.

Сложная структура дефекта

Активно вступает в деятельность. Выпол-няет с незначитель-ной помощью взрослого

Активно вступает в деятельность, нуждается в помощи взрослого время от времени. Может отвлекаться, быстро утомляется.

Мотивация снижена, нуждается в постоянной помощи взрослого. Быстро теряет интерес, утомляется

Низкая мотивация, выполняет только с помощью взрослого

Не имеет мотивации к деятельности, сопротивляется участию в деятель-ности, нуждается в дополнительном стимулировании.

2. Особенности учебной деятельности

Проявляет устойчи-вый интерес к изуче-нию учебного мате-риала. Учится потому, что нравится узнавать что-то новое, полу-чать знания. Заинтере-сован не только  результатом, но и процессом получения знаний.

Проявляет интерес к изучению учебного материала,   больше заинтересован внеш-ней стороной деятельности (оценка, похвала). Успех в учебной деятельности зависит от психоло-гического состояния, настроения

 Неустойчивый интерес к получению новых знаний (чередование актив-ности и пассивности), ориентирован на получение хороших оценок. При неудачах возможно негативное реагирование.

Выражен кратков-ременный интерес к получению новых знаний, нуждается в контроле со стороны взрослых. Не выражен интерес к улучшению результата.

Крайне низкий интерес к процессу и результату учебной деятельности (отсутствие актив-ности).  Нуждается в постоянном контроле со стороны взрослого. Сопротивляется обучению.

Сложная структура дефекта

С интересом отно-сится к новому, доступному по форме    и содержанию материалу. Заинтере-сован в получении лучшего результата.

Проявляет неустой-чивый интерес к получению новых знаний,  больше ориентирован на оценку, поощрение окружающих

Интерес к получению новых знаний снижен, нуждается в направ-ляющей, контролиру-ющей помощи взрослого.

Нет выраженного желания к получению знаний. Не реагирует на оценивание результата. Нужда-ет ся в дополнитель-ном стимулировании со стороны взрослого.

Не проявляет интереса к получению знаний, умений, навыков. Может отказаться от выполнения.

3. Уровень отношения к себе

Учащийся позитивно относится к себе, окружающему миру и окружающим. Прини-мает и адекватно оценивает свой прошлый опыт. Уверен в себе и своих возможностях, пра-вильно реагирует на замечания, редко сомневается в своих действиях.

Учащийся позитивно относится к себе, окружающему миру и окружающим. Однако старается избегать критично анализи-ровать собственное поведение и эмоцио-нальное состояние. Достаточно уверен в своих возможностях, но время от времени пытается подладиться под мнение других.

Самовосприятие  ситуативно неадек-ватное, часто не критичен в восп-риятии собственных возможностей, может сомневаться в своих действиях. В целом относится позитивно к себе и своим поступкам, однако может проявляться негативное отношение к окружающим.

Наблюдается конф-ликтное самовосп-риятие, наличие внутренних конфлик-тов, доминирует отношение «я-плохой». Болезненно переносит критику в свой адрес, старается считаться с мнением окружающих.

 Конфликтное восприятие себя и окружающего мира. Недовольство собой, неадекватное реагиро-вание на замечания других, постоянное сомнение в своих действиях.

Сложная структура дефекта

Выражено позитив-ное отношение к себе, окружающему миру и окружающим. С по-мощью взрослого может проанализи-ровать собственное поведение, поступки, эмоциональное состояние

Позитивно относит-ся к себе, окружаю-щему миру и окружающим. Анализ собственных поступ-ков, эмоционального состояния практи-чески не осуществ-ляет, даже при помощи взрослого.

Выражено позитив-ное отношение к себе, собственным поступ-кам, но наблюдается недовольство окру-жающими и собы-тиями происходя-щими вокруг.

Выражено недо-вольство собой, отношением с окружающими.

Конфликтное восприятие себя, окружающего мира. Постоянное недо-вольство собой, собственными поступками.

4. Взаимоотношения в семье и с близкими

Взаимоотношения с семьей и окружаю-щими близкими благоприятны. Близкие понимают и принимают особен-ности ребенка,  поддерживают его. Учащийся адекватно относится к своим близким, чувствуют ответственность перед ними.

Взаимоотношения с семьей и окружаю-щими близкими достаточно  благоп-риятные. Близкие стремятся поддержи-вать учащегося,  хотя не всегда понимают его особенности, однако взаимоотно-шения постепенно корректируются в процессе работы.

Взаимоотношения с семьей и близкими не всегда  адекватно. Присутствует непони-мание проблем ребенка и необходи-мости осуществления помощи и поддержки. Возможны конфлик-ты, которые, однако, постепенно разре-шаются. Учащийся стремится быть принятым, но не осознает собственной роли в данных взаимоотношениях.

Взаимоотношения с семьей и близкими осложняются постоян-ными конфликтами, обоюдным непони-манием.

Взаимоотношения с семьей и близкими нарушены, эмоцио-нальные контакты отсутствуют, фор-мальные взаимо-отношения.

Сложная структура дефекта

В семье сохранены доброжелательные отношения. Семья понимает и прини-мает особенности ребенка и оказывает ему помощь и поддержку

Достаточно благоп-риятные отношения в семье. Близкие стремятся поддер-живать учащегося, но не всегда относятся к нему с позиции понимания его особенностей.

Взаимоотношения в семье не всегда адекватные. Нет полного понимания особенностей ребенка

Предъявление к нему требований не соответствующих его возможностям.

Взаимоотношения в семье осложняются частыми конфлик-тами, непониманием.

Отношения в семье, с близкими нарушены. Эмоциональные кон-такты отсутст-вуют, отношения носят формальный характер

5. Взаимоотношения со сверстниками

Умеет сотрудничать с окружающими, членами своей группы. Принимает свое место и роль в группе. Пользуется уважением у сверстников.

Стремится к сотруд-ничеству со сверст-никами, но выражено стремление к доминированию, не всегда понимает свою роль и место в группе.

В общении мало-инициативен, не всегда учитывает интересы других. Общается только с некоторыми детьми в классе.

В классе не пользуется авторитетом, редко проявляет желание к общению со сверстниками.  

Не принят в группе сверстников. Не стремиться к взаимодействию с ними.

Сложная структура дефекта

Стремится сотруд-ничать с ленами группы. Может поделиться информа-цией, поддержать разговор. Межлич-ностную дистанцию соблюдает.

Доброжелательные отношения, но не всегда понимает свою роль в группе. Поддерживает отношения с ограниченным кругом сверстников.

Выражено стремление занимать лидирующую позицию в группе сверстников. Может допускать деструктивные пос-тупки по отношению к сверстникам.

Взаимоотношения носят формальный характер. Со стороны сверстников выражено неприятие или нейтральное отношение.

Нет выраженного стремления поддерживать взаи-моотношения со сверстниками, выра-жено стремление к одиночеству.

6.Конфликтность

Сохраняет доброже-лательные отношения с окружающими, соблюдает межлич-ностную дистанцию. Стремится не допус-кать деструктивных конфликтов.

Стремится к сохране-нию доброжелатель-ных отношений с окружающими. Пы-тается находить конструктивные пути к разрешению конф-ликта при этом нуждается в регули-рующей помощи взрослого.

Достаточно часто создает  конфликтные ситуации в группе.  Провоцирует сверстников на конфликтные отношения.

Постоянно создает ситуации конфликта, напряжения в группе.

Крайне конфликтен. Является инициато-ром деструктивных конфликтов в группе.

Сложная структура дефекта

Сохраняет доброже-лательные отношения со сверстниками, соблюдает межлич-ностную дистанцию.

Стремление к сохранению доброже-лательных отноше-ний. Избегает конф-ликтов, с помощью взрослого стремится к их конструктивному разрешению

Стремится к построению добро-желательных отно-шений, но может допускать неадекват-ные поступки по отношению к сверст-никам. Нуждается в помощи взрослого.

Часто допускает неадекватные пове-денческие и эмо-циональные реакции. Провоцирует дест-руктивные конфлик-ты в группе

Крайне конфликтен. Является инициато-ром деструктивного конфликта в группе.

7.Саморегуляция

Способен контроли-ровать собственное поведение, поступки, эмоции. Не проявляет аффективных вспы-шек. Способен адекватно оценить собственное дейст-вие, поступки, поведе-ние. Стремится к конструктивным изменениям в себе. Способен подчинить свое поведение требованиям взрослого.

 Учащийся стремится преодолеть собствен-ную эмоциональную неуравновешенность, стремится созна-тельно регулировать собственное поведе-ние и справляться с приступами немоти-вированной агрессии. Могут наблюдаться единичные ситуатив-ные аффективные вспышки. Старается подчинить свое поведение требова-ниям взрослого.

Самостоятельная регуляция поведения затруднена. Ситуативно учащийся не может контролировать эмо-циональные и поведенческие проявления. Испыты-вает трудности подчинения своего поведения требова-ниям взрослого.

Эмоциональная нес-табильность, частые аффективные вспыш-ки, выраженная агрессивность. Пытается противопоставить свое поведение требованиям взрослого.

 Неадекватная дина-мика психических процессов, пре-обладание их аффек-тивных компонентов. Постоянное противо-поставление своего поведения требова-ниям взрослого.

Сложная структура дефекта

Стремится контролировать собственное поведе-ние, поступки, эмо-ции. Выражено стремление ответст-венного отношения к собственному поведе-нию.

Стремится контро-лировать собственное поведение, эмоции. Наблююдаются еди-ничные ситуативные аффективные вспышки. При анализе поступков нуждается в помощи взрослого.

Эпизодически слу-чаются аффективные вспышки, неадекват-ные поступки. При помощи взрослого состоние корреги-руется.

Низкий уровень управления собствен-ным поведением и эмоциональным сос-тоянием. Только при помощи взрослого.

Не способен постоянно самостоя-тельно регулировать собственное поведе-ние и поступки. Нуждается в пос-тоянном участии взрослого.

8.Адаптированность к социальной и общественной среде

Социально адаптиро-ван, принимает активное участие в жизни класса, школы.

В социальных контак-тах предпочитает взаимодействие со знакомыми людьми. Не стремится к рас-ширению контактов. Иногда  принимает участие в обществен-ной жизни класса, школы

Крайне редко принимает участие в общественной жизни школы. К социальному окружению вне школы слабо адаптирован.

Не принимает учас-тие в общественной жизни школы, избе-гает массовых мероп-риятий. Уровень социальной адаптиро-ванности низкий.

Пассивен.

В общественной жизни школы не принимает участие. К социальному окруже-нию, особенно вне школы не адаптирован, зависим от взрослых.

Сложная структура дефекта

Достаточно хорошо адаптирован. При этом необходимо осуществление незна-чительного контроля со стороны взрослого.

Может одерживать контакты со знакомыми людьми. Нуждается в направ-ляющей помощи взрослого

Осуществляет кон-такты при помощи и поддержки взрослого.

Слабо адаптирован к социальной и общест-венной среде. Необ-ходима постоянная помощь и поддержка взрослого.

Социальные контакты только при помощи взрослого.

9.Степень сформированности нравственных понятий

 Учащийся понимает и принимает, и стре-мится к соответствию нравственным нормам, обществен-ным требованиям и способам поведения. У учащегося сформированы необ-ходимые обществу нравственные привыч-ки. Отсутствие вредных привычек.

Учащийся понимает, принимает общест-венные требования и способы поведения, но стремление к их соблюдению незначи-тельно снижено. Необходимые общест-ву нравственные привычки сформиро-ваны.

 Учащийся имеет представление о нравственных нормах, общественных требо-ваниях и способах поведения, но выра-жено стремление к их несоблюдению. Имеется неадек-ватность представ-ления о нравственном идеале.

 У учащегося искажено представ-ление о нравственных понятииях, идеалах. Ярко выражено стремление к нарушению общес-твенных требований, норм и правил поведения.

Игнорирование общественных требованный, норм  и правил поведения. Извращенное предс-тавление о нрав-ственных понятиях, идеалах.

Сложная структура дефекта

Понимает, принима-ет и стремится к соответствию общественным требованиям, нормам и способам поведения.

Понимает нравствен-ные нормы и требования. Не всегда выражено стрем-ление к их соблюдению.

Нравственные нормы и правила понимает не всегда верно, нуждается при организации поведе-ния в направляющей помощи взрослого.

Искажено представ-ление о нравственных нормах и правилах. Выражено стрем-ление к их нарушению. Нуждается в контро-лирующей помощи взрослого.

Игнорирование общественных требо-ваний, норм и правил. Нуждается в постоянном контроле со стороны взрослых.

10.Уровень комфортности в учебном учреждении

Проявляет положительные эмо-ции по отношению к школе, педагогам, учебному процессу. Комфортно  чувст-вует себя в учебном заведении.

Проявляет положи-тельные эмоции по отношению к школе, педагогам, учебному процессу. Достаточно комфортно чувствует себя  в школе. Но могут отмечаться единичные случаи недовольства.

Наблюдается нейтра-льное отношение к школе, педагогам, учебному процессу. Чаще всего чувствует себя комфортно в школе.

Наблюдается нега-тивное отношение к учебному процессу при сохранении позитивного отноше-ния к школе. Низкий уровень комфорт-ности в учебном заведении

Проявления отрица-тельных эмоций  по отношению к школе, педагогам, учебному процессу. Постоянно не комфортно чувствует себя в учебном заведении

Сложная структура дефекта

Положительное отношение к школе, педагогам, учебному процессу. Комфортно чувствует себя в учебном учреждении.

В целом положи-тельное отношение к школе, педагогам, учебному процессу. Но могут наблюдаться единичные случаи недовольства, обус-ловленные психоло-гическими особен-ностями ребенка

Нейтральное отноше-ние к школе, педагогам, учебному процессу. Чаще всего чувствует себя комфортно в школе.

Выражено негатив-ное отношение к школе, учебному процессу, педагогам. Низкий уровень комфортности в учебном заведении

Постоянное прояв-ление отрицательных эмоций по отношению к школе, педагогам, учебному процессу. Постоянно не комфортно чувствует себя в учебном заведении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся с нарушениями слуха в деятельности классного руководителя в учреждении начального профессионального образования.

Реальностью наших дней является рост числа детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Человек – существо общественное, поэтому жить в обществе и быть свободным от обще...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в Отделе участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних

Социально-педагогическое сопровождение  обучающихся, состоящих на внутришкольном учете, на учете в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,  в Отделе участковых уполномоченных ...

Социально-педагогическое сопровождение обучающихся "группы социального риска".

Направления деятельности социального педагога по социально-педагогическому сопровождению обучающихся «группы социального риска»....

Психолого - медико - педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ

Данный материал предназначен учителям общеобразовательной школы, работающим с детьми с ОВЗ...

Комплексная психолого - социально - педагогическая помощь детям и семьям в рамках профилактической услуги «Социальная гостиная».

          Год от года увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав, растет число детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, физическое и...

Программа психолого-социально-педагогической работы с неблагополучными семьями в условиях школы

Неблагополучная семья – это не только семья, материальная жизнь которой далека от нормальной, но и та семья, которая утратила веру в возможность изменения своей жизни в лучшую сторону и продолжа...

Индивидуальная карта психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ

Индивидуальная  карта психолого-медико-педагогического сопровождения  обучающихся с ОВЗ...